Некоторые любят погромче
Wed, 11 May 2022 20:52:38 +0300 Wed, 11 May 2022 20:52:38 +0300Активная система Slonov Sound Design Model 120
Некоторые любят погромче
Цена, руб. - 5 700 000 (Model 120), 400 000 (блок питания Momentum)
Когда по долгу службы сталкиваешься с зарубежными и российскими разработчиками аппаратуры, отнюдь не всегда получается вызвать их на откровенный разговор и выяснить, почему они используют те или иные решения, либо применяют те или иные компоненты. Иногда приходится сталкиваться с истинно увлеченными людьми, на уста которых наложена печать оптимизации расходов и максимизации прибыли, а иногда и просто не вполне компетентными людьми. Тем больше ценишь возможность искренне и откровенно обсудить с инженером его "подход к снаряду".
Алексей Слонов уже много лет выпускает крайне интересные колонки под собственным брендом, которые из года в год удостаиваются престижной награды Top High End, вручаемой лучшим участникам московской выставки Hi-Fi & High End Show. Хотя называть его работы колонками было бы неправильно, поскольку продает он комплексные и готовые решения для построения домашней аудиосистемы. Нам уже доводилось тестировать его предыдущие творения, теперь же пришел черед новой разработки, которую он представил на суд публики весной 2017 года. И пусть основные принципы и общая концепция Slonov Sound Design в Model 120 остались неизменными, в составе системы появились дополнительные элементы и интересные решения, о которых нужно рассказать отдельно.
Для начала необходимо вернуться к идеологии, исповедуемой производителем. Основной посыл - сохранение максимально возможного динамического диапазона записи при ее воспроизведении. И пусть современные коммерческие релизы редко могут похвастать выдающимися показателями, даже компрессированные до 10-15 дБ альбомы существенно выигрывают при их прослушивании на Model 120. А вот достичь по-настоящему концертного звучания на дому получается единственно возможным способом. Он подразумевает активное разделение полос, неограниченный запас усилителей по питанию, правильный подбор динамических головок и расчет корпусов. И всему этому разработчик уделил самое пристальное внимание.
Достичь по-настоящему концертного звучания на дому получается единственно возможным способом. Он подразумевает активное разделение полос, неограниченный запас усилителей по питанию, правильный подбор динамических головок и расчет корпусов. И всему этому разработчик уделил самое пристальное внимание.
Начнем, пожалуй, с замечательных корпусов. Сама по себе избранная внешняя форма не является обязательной, гораздо важнее то, что скрыто внутри. А вот внутри акустический объем, на который работают среднечастотный и басовый динамики, имеет форму сферы. Нет, речь не идет о закрытом ящике, данный объем все же общается с внешним миром посредством правильно рассчитанных портов фазоинвертора, иначе уровень акустического давления внутри оказался бы совершенно избыточным при текущих размерах. Однако такое решение помогает радикально снизить риск возникновения стоячих волн внутри корпуса, а также создает благоприятные условия для линейной работы диффузора. Увидеть трехмерную модель того, как выглядят данные сферы, можно на приведенной ниже картинке. Процесс производства таких корпусов крайне трудоемок и дорог, но итоговый результат полностью оправдывает затраченные усилия. Отделка внешней поверхности традиционно производится рояльным лаком, причем несколькими слоями, а цвет выбирает заказчик. Переходя к усилителям, первое, что необходимо отметить, это их совершенно экстраординарная энерговооруженность. Блок из трех полосовых усилителей получает питание от шести трансформаторов, вес которых превышает 19 килограммов. При этом на каждый усилитель работают два трансформатора: большой обслуживает выходной каскад, а балансный предварительный каскад запитан от отдельного небольшого "транса" с двумя вторичными обмотками, по одной для каждого плеча балансного тракта. Таким образом достигается максимальная развязка сигнальных цепей по питанию. Также максимально широко применяется навесной монтаж, при котором детали припаиваются друг к другу и к монтажной панели в трех плоскостях, что потенциально снижает складывающиеся наводки в параллельных проводниках. Весь усилительный тракт скомпонован для обеспечения кратчайшего пути сигнала, поэтому длина монтажных соединительных проводов не превышает 15 см. А в качестве этих проводов выступают медные моножилы сечением от 2,5 до 6 кв. мм. В выпрямительных мостах применяются винтажные германиевые диоды, обеспечивающие наилучшее качество звука. Правда, их использование породило небольшую проблему: при запуске усилителя заполнение емкостей вызывает такой бросок по питанию, что гаснет свет в квартире и выгорают сами германиевые диоды. Для решения этой проблемы была разработана специальная схема плавного пуска с применением вакуумных серебряных реле с сопротивлением всего 1,7 мОм, применявшихся еще в оборонной промышленности СССР. Нужно отметить, что каждый из установленных внутри акустических систем усилительных модулей содержит в блоке питания емкости общим объемом 276 000 (!) мКф. Особо ярко эта особенность проявляется в момент включения и выключения системы. Нет, конечно, еще сильнее она ощущается по ходу прослушивания, однако когда при выключении системы свист разряжающихся емкостей продолжается не 1-2 секунды, как обычно, а секунд 20, это впечатляет. А вот при включении Model 120 придется запастись терпением. Все дело в том, что играть по-настоящему она начинает не раньше, чем через полчаса непрерывной работы, особенно если перед этим ее не включали неделю-другую. И это связано не только с могучими блоками питания, но и с необходимостью дать немного размяться жестким подвесам среднечастотных и басовых динамиков.
Как и в других последних своих моделях, разработчик использовал динамические головки производства итальянской компании 18 Sound с бумажными диффузорами. На средних частотах трудится 12-ти дюймовая модель, а низкочастотный диапазон поручен солидному басовику с 18-ти дюймовым конусом на тканевом подвесе. Выбор подобных динамиков не случаен. Они сочетают в себе высокую чувствительность и скорость с высокой перегрузочной способностью, то есть способны развивать значительный уровень звукового давления при подведении малой мощности, при этом нелинейные искажения всегда остаются низкими. А если учесть, что встроенные усилители для каждой из полос выдают по полкиловатта, то запас по громкости получается поистине безграничным. За высокие частоты отвечает проверенный твитер с мягким куполом Illuminator от датской ScanSpeak. Производитель указывает максимальный уровень звукового давления для Model 120 в 132 дБ, то есть на уровне взлетающего реактивного истребителя. Разум отказывается верить в подобные цифры, однако услышанное полностью подтверждает такие смелые заявления - вывести систему на полную мощность мы не смогли, даже несмотря на то, что прослушивание проходило в весьма просторном помещении площадью порядка 120 квадратных метров и сводчатым потолком высотой более 4 метров в верхней точке. Наши уши и внутренности запросили пощады гораздо раньше, чем система достигла максимума своих возможностей. От проходивших в это время на улице знакомых мы затем получили удивленные вопросы - зачем, дескать, мы запускаем концертное оборудование в жилом помещении?
Вообще, сочетание близкой к студийной точности звучания и концертного размаха - это, пожалуй, главная отличительная черта акустики Алексея Слонова. Не следует думать, что если система способна играть очень громко, то ее достоинства не проявляются во время вечернего прослушивания на малой мощности. Разве что придется себя постоянно останавливать от соблазна нажать на клавишу регулировки громкости.
Звучание правильно настроенной и установленной в помещении системы Model 120 не оставит равнодушным даже самого закоренелого скептика. Можно обсуждать оптимальность того или иного технического решения, можно предлагать альтернативные варианты, но отрицать великолепие итогового результата, демонстрируемого аппаратурой Slonov Sound Design, невозможно.
Что насчет электроники? Возможно ли использование с Model 120 иных электронных компонентов чем те, что поставляются в комплекте? Речь идет, прежде всего, об источнике сигнала и предварительном усилителе. Теоретически препятствий к этому нет, однако на практике заменить студийный плеер Tascam DA-3000 и процессор от XTA, выполняющий функции активного фильтра, будет сложно. И если проигрыватель еще можно подвергнуть какому-либо апгрейду - хотя смысл такое действо будет иметь только с эстетической точки зрения, добиться более высокого качества звука вряд ли получится -, то найти столь же гибкий в настройке и удобный в управлении кроссовер/предварительный усилитель будет весьма сложно. Кроме того, в процессоре ХТА штатные операционные усилители заменяются на продукцию BurrBrown, оказавшуюся самой музыкальной из 8 протестированных вариантов. Также разработчик предлагает заменить импульсный блока питания на аналоговый, однако в этом случае улучшения не столь однозначны и подобная модификация всегда остается на усмотрение клиента. Надо сказать, что в случае поиска замен среди бытового High End-ассортимента, ценник на подобное решение будет в десять-двадцать раз выше. Мы заостряем внимание на этом аспекте для тех из читателей, кто захочет улучшить и без того превосходно сбалансированную конструкцию. Важнейшим элементом рассматриваемой системы является единый блок питания Momentum Maximum мощностью 5 кВт, которому больше подойдет название энергетической станции. В его задачу входит не столько фильтрация тока, поступающего из сети, сколько накопление и дальнейшее распределение энергии между компонентами тракта. Кстати, это еще одна из причин, по которой Model 120 требует длительного прогрева после первого включения. Большой плюс этого блока заключается в том, что, в отличие от подавляющего большинства сетевых фильтров на рынке, его использование не приводит к компрессии динамического диапазона, он специально разработан для работы с могучими усилителями мощности. В ассортименте компании есть еще Momentum Magnum с раздельными питающими трансформаторами в 3 и 2 кВт для более и менее мощных потребителей, применение которого последовательно с Maximum позволит полностью раскрыть потенциал любого усилителя. Нужно только быть осторожным в момент включения - если не пользоваться функцией плавного запуска, а "врубать" систему напрямую в сеть, то вероятность обесточивания помещения из-за сработавших УЗО практически стопроцентная.
Одной из ключевых преимуществ систем Slonov Sound Design также является возможность гибкой настройки под акустические особенности конкретного помещения. Особенно это касается больших залов, для которых, обычно, и заказывается аппаратура подобного уровня. Представьте себе на секунду, что у вас есть дома любимая система, отдача на басе которой вас вполне устраивает как по качеству, так и по уровню. Но если вы перенесете ее в комнату размером в три раза больше, от вашего любимого баса не останется и следа. Именно это и происходит практически со всеми пассивными АС при их перемещении из уютного салона в огромные залы и гостиные. Причем эта ситуация гораздо хуже той, когда нужно втиснуть большие колонки в маленькую комнату. Если в ней еще можно укротить порыв 18-ти дюймовых басовиков при помощи хитрого позиционирования и организации всяческих акустических ловушек, то в обратном сценарии дополнительному басу взяться просто неоткуда! Именно поэтому в своих системах Алексей Слонов изначально закладывает возможность "играть" не только с уровнем усиления всех полос, но и с частотами раздела, крутизной спада, и т.д. Все это, вкупе с титаническим запасом по питанию, позволяет добиться нужного уровня звукового давления в любом помещении.
Звучание правильно настроенной и установленной в помещении системы Model 120 не оставит равнодушным даже самого закоренелого скептика. Можно обсуждать оптимальность того или иного технического решения, можно предлагать альтернативные варианты, но отрицать великолепие итогового результата, демонстрируемого аппаратурой Slonov Sound Design, невозможно. Причем совершенно не важно, какому жанру музыки вы отдаете предпочтение - все они выигрывают от фактически неограниченного динамического диапазона системы и низкого уровня нелинейных искажений. Скажем честно - более масштабного и впечатляющего исполнения рок-музыки и симфонических произведений встречать не доводилось. Мощь ударной установки Manowar и Pink Floyd ощущается всем телом, скорость атаки просто пугающая. Работа бас-гитары и контрабаса потрясает не только своим напором, но и четкостью и детализацией каждого пассажа, любую ноту можно проследить от самого начала до полного затухания. Про органные произведения и говорить не приходится - иллюзия присутствия в Домском соборе была полной. Несмотря на не самое очевидное решение об использовании 12-ти дюймового динамика на средних частотах, при прослушивании никаких практических минусов выявлено не было - правдоподобие вокала и тембров живых инструментов вопросов не вызвали. Само собой, слушать такую систему предпочтительно в дальнем поле, именно в этом случае вы получите максимум впечатления о ее способностях.
Вообще, любые слова или сравнения вряд ли смогут передать тот восторг, который испытываешь при прослушивании качественно записанного диска с широким динамическим диапазоном на системе c Model 120. Это как раз тот случай, когда лучше один раз услышать, чем сто раз увидеть.
Оценки
+ | Концертный и студийный звук на дому, выдающийся динамический потенциал | - | Нужны солидные помещение и бюджет |
Вывод:
Система Slonov Sound Design Model 120 предназначена для тех, кто устал от поисков Священного Грааля среди тонкокостного салонного High End. Если вам всю жизнь хотелось услышать у себя в гостиной "живой" концерт Pink Floyd, теперь у вас есть такой шанс.
Александр Чечелёв
15 июня 2017 года