Итальянские традиции усиления
Wed, 11 May 2022 20:52:34 +0300 Wed, 11 May 2022 20:52:34 +0300Интегрированный усилитель Audio Analogue Fortissimo
Итальянские традиции усиления
Цена – 147 000 руб.
В модельном ряду итальянской Audio Analogue есть не только бескомпромиссные "дредноуты", но и более привычные глазу компоненты среднего ценового диапазона, вполне способные удовлетворить не только слух, но и кошелек взыскательного аудиофила. В данной статье мы расскажем об интегрированном усилителе Fortissimo, несколько лет назад пополнившем ряды Audio Analogue.
На первый взгляд, название Fortissimo больше подошло бы старшим моделям фирмы, с учетом их лучшей энерговооруженности, однако и данный усилитель на бумаге выглядит весьма неплохо. Достаточно высокий показатель выходной мощности в 100 Ватт на 8 Ом начинает играть новыми красками, когда обращаешь внимание на не самый внушительный вес аппарата, всего 13 килограммов. Взяв его в руки понимаешь, что производитель решил уделить больше внимания начинке, нежели иллюзорной солидности корпуса. Добрая половина веса Fortissimo приходится на солидный тороидальный трансформатор, расположенный ближе к тыловой стенке. У него есть два отдельных отвода с разных обмоток, каждый из которых используется для питания своих цепей - аналоговых и цифровых. Да-да, здесь есть также встроенный ЦАП, способный работать с сигналами разрядностью до 24 бит и частотой передискретизации до 108 кГц, правда, только через оптический вход. При подключении же источника по USB можно подать лишь сигнал 16 бит/ 48 кГц. Однако работа в качестве ЦАП для данной модели вряд ли является основной, поэтому главное внимание мы уделим аналоговой части. Отметим лишь, что функция преобразования работает корректно и пригодится тем из слушателей, кто привык подавать на систему сигнал в цифровом виде, прежде всего, с источников, не "заточенных" под аудио.
Достаточно высокий показатель выходной мощности в 100 Ватт на 8 Ом начинает играть новыми красками, когда обращаешь внимание на не самый внушительный вес аппарата, всего 13 килограммов. Взяв его в руки понимаешь, что производитель решил уделить больше внимания начинке, нежели иллюзорной солидности корпуса.
Audio Analogue Fortissimo способен работать в качестве предварительного усилителя - на задней стенке есть соответствующий выход, на борту также установлен фонокоррректор для головок с подвижным магнитом и подвижной катушкой, причем для них можно переключать показатели емкости и сопротивления. В остальном аппарат максимально прост в подключении и эксплуатации. Терминалы для акустических проводов принимают любые виды разъемов, на задней панели есть как балансные, так и обычные входы для аналогового сигнала, а также цифровой оптический и USB входы. Сетевой провод - съемный, так что есть еще одно поле для экспериментов с аудиофильскими проводами. Включаем
При включении усилитель "зажигает огни", то есть бодро мигает всеми светодиодами на передней панели и быстро определяет вход, к которому подключен источник сигнала. Регулятор громкости работает плавно и аккуратно, резких скачков уровня не происходит. По традиции прослушивание проходило в составе системы, включавшей в себя привычные источники сигнала - проигрыватель компакт-дисков Bryston BCD-1 и проигрыватель грампластинок VPI Classic, а также акустические системы PMC OB1i и JBL 4345.Сравнение со старшим собратом Maestro Anniversary младшая модель выдержала с честью, разница в классе проявлялась незаметно и ненавязчиво. Более дорогой усилитель чуть лучше строил сцену, чуть лучшим было разделение между группами в оркестре и индивидуальными инструментами, чуть более правдоподобными оказались тембры. Однако в целом Fortissimo отыграл тестовую программу на удивление уверенно.
Слушаем
Надо отметить, что усилитель весьма уверенно справился с довольно тяжелой нагрузкой, которую представляют собой напольные PMC. Низкая чувствительность и импеданс этих АС не позволяют многим усилителям дышать полной грудью при совместной работе, однако Audio Analogue Fortissimo с честью выдержал испытание. Не последнюю роль, очевидно, сыграл и довольно высокий коэффициент демпфирования (см. технический комментарий). Учитывая форм-фактор и ценовую категорию усилителя, предъявить претензии к низкочастотному диапазону невозможно. По мере продвижения выше по частотному диапазону лучше раскрывается фирменный почерк. Он особо проявился в том, что даже на весьма высокой громкости при работе с обеими парами тестовых акустических систем, слушатель абсолютно не испытывает дискомфорта. Со всеми предложенными музыкальным жанрами усилитель справился на "хорошо" и "отлично", особенно понравилась подача струнных и смычковых инструментов.При оценке звучания Audio Analogue Fortissimo невольно приходилось сравнивать его со старшим собратом Maestro Anniversary, также недавно побывавшем в нашей лаборатории. Надо сказать, что сравнение младшая модель выдержала с честью, разница в классе проявлялась незаметно и ненавязчиво. Более дорогой усилитель чуть лучше строил сцену, чуть лучшим было разделение между группами в оркестре и индивидуальными инструментами, чуть более правдоподобными оказались тембры. Однако в целом Fortissimo отыграл тестовую программу на удивление уверенно. С учетом более чем троекратной разницы в цене, можно смело рекомендовать его к включению в хорошие системы среднего уровня.
Результаты измерений
График частотной характеристики усилителя Audio Analogue Fortissimo демонстрирует высокую линейность в широкой полосе частот. Неравномерность в интервале 20 Гц – 20 кГц не превышает 0,14 дБ. Спад на 80 кГц при нагрузке 8 Ом составил не более 1,5 дБ, что позволяет уверенно определить полосу пропускания не менее 100 кГц. Следует обратить внимание на ухудшение последнего параметра при уменьшении значения нагрузочного балласта (рис. 1). На том же рисунке хорошо заметен малый разбег графов – это показатель низкого выходного сопротивления. Расчетное значение коэффициента демпфирования 205 единиц (8 Ом, 80 Гц). Каналы усилителя превосходно изолированы друг от друга. По нашим данным ослабление проникающего сигнала на высоких частотах не менее 90 дБ. Корреляционная зависимость привносимых искажений на различных частотах, выходных мощностях и нагрузках умеренная. Оконечные каскады уверенно работают с низкоомными балластами, отдавая на 2 Ом до 240 Вт (рис. 2).
Паспортные данные:
Тип – стереофонический интегрированный усилитель | Название – Audio Analogue Fortissimo| Выходная мощность (4 / 8 Ом), Вт – 180 / 100 | Частотная характеристика, Гц – до 120 000 (–3 дБ) | Отношение сигнал/шум, дБ – более 100 | Входное сопротивление, КОм – 60 (RCA), 20 (XLR) | Выходное сопротивление, Ом - 0,2 | Аудиовходы – Phono (MM/MC), XLR, RCA (5), цифровой коаксиальный, цифровой оптический, USB type B | Аудиовыходы – RCA (с предварительного усилителя), цифровой коаксиальный |Габариты, см – 445 x 11,7 x 39 | Масса, кг – 13
Результаты инструментальной экспертизы
Макс. мощность (0,7% КНИ, 1 кГц) на 8 / 4 / 2 Ом, Вт | 90 / 150 / 240 |
Макс. мощность (0,7% КНИ, 8 Ом) на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, Вт | 90 / 92 / 85 |
КНИ на 0,5 Рмакс, на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, % | 0.017 / 0.006 / 0.096 |
Переходное затухание между каналами на 10 кГц, не менее, дБ | 92 |
Отношение сигнал/шум, дБА | 105 |
Коэффициент демпфирования (8 Ом, 80 Гц) | 205 |
Неравномерность АЧХ в полосе 20 Гц — 20 кГц, дБ | 0,14 |
Спад на частоте 80 кГц, дБ | 1,5 |
Оценки
+ | Отличное для своего класса звучание, с хорошим разрешением и правдоподобными тембрами | - | Порой чуть-чуть не хватает скорости и утонченности |
Вывод:
К счастью, добротный Hi-Fi средней ценовой категории и не думает исчезать с полок магазинов. Audio Analogue Fortissimo - один из лучших представителей этого класса, способный наглядно продемонстрировать преимущества классического подхода к проектированию усилителей.
Александр Чечелёв
05 мая 2017 года