Переходный этап
Wed, 11 May 2022 20:52:03 +0300 Wed, 11 May 2022 20:52:03 +0300AV-ресиверы компании Onkyo
Переходный этап
AV-ресиверы Onkyo
До конца юбилейного для себя 2016 года компания Onkyo существенно обновит модельный ряд AV-ресиверов. Первые два аппарата новой серии RZ уже продаются, и в ближайшее время эта серия будет пополнена еще двумя новыми моделями. А пока в номенклатуре компании одновременно представлены ресиверы трех поколений, что достаточно редко встречается на рынке. Такая уникальная ситуация позволяет подобрать компонент в систему домашнего кинотеатра четко под свои нужды и бюджет.
Свое семидесятилетие компания Onkyo отмечает выпуском высокотехнологичной серии кинотеатральных AV-ресиверов RZ, оформленных в новом фирменном дизайне и наделенных последними технологиями обработки видео и аудио. О большинстве моделей серии пока мало что известно, но уже появившиеся ресиверы TX-RZ800 и TX-RZ900 позволяют предположить, что нас ждет осенью, когда обновятся топовые модели ресиверов и процессор Onkyo. Сейчас же сложилась довольно редкая ситуация, когда, наряду с моделями последнего поколения серии RZ, в продаже остаются ресиверы предыдущего модельного года, а также топовая модель TX-NR5010 2014-2015 модельного года, имеющая очень привлекательный ценник. Таким образом, анализируя личные предпочтения и требования к системе домашнего кинотеатра, можно выбрать оптимальный компонент и, при этом, возможно сэкономить немалые средства.
Многоканальные ресиверы компании Onkyo всегда были популярны у любителей домашнего кинотеатра. Одной из причин успеха была политика фирмы, направленная на реализацию самых современных технологий не только в топовых моделях техники, а и в массовом сегменте, включая даже младшие бюджетные модели. Это особенно важно при старте новых форматов видео и аудио, когда электронные компоненты домашнего кинотеатра стремительно устаревают морально, переставая отвечать требованиям новых спецификаций.
Сегодня параллельно идут два подобных процесса. Во-первых, стартовал долгожданный стандарт дисков UltraHD Blu-ray - уже можно купить проигрыватель нового стандарта от компании Samsung, вот-вот начнутся продажи плеера UHD Blu-ray от Panasonic, а в магазинах появились первые диски нового стандарта с фильмами. Чтобы воспроизвести такой диск все компоненты домашнего кинотеатра, через которые проходит видеосигнал, должны поддерживать новый протокол защиты контента HDCP версии 2.2, а порты HDMI ресивера быть версии не ниже 2.0. Все порты HDMI ресиверов Onkyo соответствуют версии 2.0a, что позволяет работать с видео высокого разрешения во всех актуальных форматах, включая 4K с частотой обновления картинки 60p и параметрами кодирования 4:4:4. А значит даже самый младший ресивер компании готов работать с проигрывателями UltraHD Blu-ray.
Сейчас сложилась довольно редкая ситуация, когда, наряду с моделями последнего поколения серии RZ, в продаже остаются ресиверы Onkyo предыдущего модельного года, а также топовая модель TX-NR5010 2014-2015 модельного года, имеющая очень привлекательный ценник. Таким образом, анализируя личные предпочтения и требования к системе домашнего кинотеатра, можно выбрать оптимальный компонент и, при этом, возможно сэкономить немалые средства.
Вторым новшеством (по порядку, но не по важности), имеющим гораздо более тесную связь с AV-ресиверами, стало внедрение объектных форматов окружающего звучания Dolby Atmos и DTS:X. В отличие от всех предшествующих стандартов, в которых оцифровке подвергались конкретные каналы саундтрека (шесть или восемь), новые форматы являются объектно-ориентированными. Об отличии такого подхода от существующих стандартов окружающего звучания в интервью американскому журналу Sound&Vision рассказал директор лаборатории звуковых исследований Dolby Брет Крокет (Brett Crockett) : «Dolby Atmos это первая аудиосистема для кинотеатра, которая базируется не на каналах, а на аудиообъектах. Что такое «аудиообъект»? Каждый звук соответствует определенной сцене — плач ребенка, падение вертолета, гудок автомобиля — это все аудиообъекты. Кинорежиссеры, используя Dolby Atmos, решают, где именно находится источник звука и как он будет перемещаться по ходу сцены. Это позволяет сконцентрироваться только на самом объекте. В традиционной системе, основанной на конечном количестве каналов, режиссеры должны думать о громкоговорителях: из правой задней или левой передней колонки пойдет звук этого объекта? С Dolby Atmos создатели кино думают только о том, что происходит на экране, например, где кричит ребенок, как вертолет будет двигаться после взлета. Система Dolby Atmos, стоит она в кинотеатре или домашней системе, автоматически распределяет все источники звука согласно их положению, заданному звукорежиссером. Теперь он может точно указать место, откуда исходит звук и показать его движение в трехмерном пространстве. В том числе и в любом месте над головой». Стандарт Dolby Atmos поддерживает до 128 независимых объектов, которые могут распределяться на 64 выходных канала. Этим распределением и занимается алгоритм Dolby Atmos. Конечно, в полной мере это реализовано в профессиональных решениях, применяемых в больших коммерческих кинозалах. "Домашняя" версия адаптирована под работу в жилых комнатах и опирается на "поканальные" форматы высокого разрешения Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Современный AV-ресивер позволяет реализовать систему окружающего звучания в конфигурации до 7.2.4, когда стандартный вариант с семью колонками окружающего звучания и двумя активными сабвуферами дополняется двумя парами “потолочных” акустических систем. Причем, стандарт Dolby Atmos позволяет использовать не только колонки, действительно смонтированные на потолке, но и устанавливаемые поверх фронтальной и тыловой пары и работающих на отражение от потолка. С 2012 года, когда состоялась премьера Dolby Atmos, саундтреком в этом формате сопроводили более 370 фильмов для коммерческого проката и более 60 - на дисках Blu-ray. Кроме того, на сегодня это единственный формат, используемый в новых видеоиграх. К примеру, саундтрек в этом формате сопровождает игру Star Wars : Battlefront компании Electronics Art. Минимальная конфигурация акустики для воспроизведения дорожек в Dolby Atmos - 5.1.2, максимальная - 9.1.2 или 7.1.4.
Формат DTS:X, как и Dolby Atmos, основан не на каналах, а на аудиообъектах. Но для DTS:X не важно, сколько колонок использовано в вашей системе окружающего звучания - процессор или AV-ресивер все рассчитает и оптимально распределит звуки по имеющимся каналам. У DTS вообще отсутствуют рекомендации по конфигурации акустики. Если Dolby рекомендует определенные наборы с дополнительными потолочными динамиками (5.2.4, 7.2.2 и тому подобное), то в DTS считают, что объектные кодеки тем и хороши, что не имеют привязок к определенным конфигурациям акустических систем. Таким образом, минимальная конфигурация системы окружающего звучания для DTS:X - 2.1, максимальная - 7.1.2 или 5.1.4.
Поддержка формата Dolby Atmos реализована во всех представленных в этом обзоре ресиверах, кроме TX-NR5010 2014-2015 модельного года и моделей младше TX-SR444. С более молодым форматом DTS:X могут работать аппараты последнего поколения серии RZ, а также ресиверы предыдущего модельного года TX-NR747 и TX-NR646.
В отличие от большинства конкурентов, компания Onkyo остается верна классическому усилению. Все ее ресиверы базируются на усилителях мощности, выполненных на дискретных элементах и работающих в классе A/B. При этом, компания использует при построении усилительных каскадов ряд фирменных технологий, улучшающих качество звучания и повышающих динамический потенциал. Например, технология широкополосного усиления Wide Range Amp Technology (WRAT) предотвращает сдвиг фаз за счет смещения частоты среза далеко за пределы диапазона слышимых частот. Усиление звука без сдвига фазы позволяет создавать невероятно ясный, прекрасно сфокусированный и реалистичный звуковой образ. В выходных каскадах используется параллельная пушпульная конструкция с трехкаскадной схемой усиления на инвертированных дарлингтоновских транзисторах, что обеспечивает большие значения выходных токов. Кроме того, компания Onkyo применяет фирменный векторный линейный формирователь (Vector Linear Shaping Circuitry - VLSC) для восстановления исходной формы сигнала после его цифровой обработки. В отличие от обычных цифровых фильтров, VLSC полностью устраняет импульсный шум, генерируемый при цифроаналоговом преобразовании, обеспечивая воспроизведение с высокой достоверностью и качеством. В 2016 году в компании Onkyo решили объединить фирменные технологии обработки и усиления звука под новым именем - философия Dynamic Audio Amplification.
Как уже отмечалось выше, сегодня в России еще можно приобрести топовый 9.2-канальный сетевой AV-ресивер Onkyo TX-NR5010 2014-2015 модельного года. Рекомендованная розничная цена на эту модель составляет 149 тысяч рублей - сегодня за эту сумму удастся купить лишь ресивер среднего класса. Аппарат оснащен девятью каналами усиления мощностью 220 ватт каждый и сертифицирован по строгим нормам THX Ultra2 Plus. Достаточно сказать, что это единственный AV-ресивер в номенклатуре компании, прошедший сертификацию такого уровня - кроме него THX Ultra2 Plus соответствует лишь топовый процессор Onkyo PR-SC5530.
В видеочасти ресивера используются технологии HQV, Qdeo, ISF, а видеопроцессор HQV® Vida™ VHD1900 способен повышать разрешение видео до 4K. Если вы не планируете реализацию в вашем домашнем кинозале системы окружающего звучания по стандартам Dolby Atmos и DTS:X, а также не собираетесь в обозримом будущем покупать плеер UltraHD Blu-ray (ресивер оснащен портами HDMI версии 1.4 без поддержки протокола HDCP 2.2), то Onkyo TX-NR5010 - прекрасная возможность сэкономить немалую сумму, получив действительно высококлассное звучание.
Onkyo TX-NR3030 (199 000 руб.) пожалуй единственный на сегодня AV-ресивер, оснащенный одиннадцатью каналами усиления. Мощность каждого из них составляет 185 Ватт. Аппарат имеет сертификат THX® Select2™ Plus и полностью готов не только к работе с новым форматом UltraHD Blu-ray, но и к воспроизведению звуковых дорожек Dolby Atmos. Причем, благодаря одиннадцати усилителям на борту, возможна реализация наиболее полной схемы 7.2.4 с четырьмя потолочными колонками без дополнительных внешних "мощников".
Аппарат может быть интегрирован в домашнюю компьютерную сеть как проводным через Ethernet, так и беспроводным (через Wi-Fi) образом, а также оснащен адаптером Bluetooth для трансляции музыки напрямую с мобильных гаджетов. При этом, ресивер способен воспроизводить как по сети, так и с внешних накопителей с интерфейсом USB аудиофайлы популярных форматов, в том числе FLAC с параметрами до 24 бит / 192 кГц и DSD.
Модель, расположенная на ступеньку ниже, Onkyo TX-NR1030 (159 000 руб), оснащена девятью каналами усиления по 185 Ватт каждый, что позволяет реализовать для Dolby Atmos без посторонней помощи схему 7.2.2 с двумя передними потолочными акустическими системами. В остальном по основным параметрам модель повторяет ресивер TX-NR3030.
За аналогичную сумму 159 тысяч рублей можно приобрести старший из уже представленных ресиверов новой серии RZ - Onkyo TX-RZ900. В этом случае мы получаем поддержку формата окружающего звучания DTS:X, свежий фирменный дизайн, 200 ватт на каждый из семи каналов усиления, новый чип ЦАП AKM AK4458, способный обрабатывать цифровой поток с параметрами 32 бит / 384 кГц в каждом из восьми каналов, и роскошные позолоченные акустические терминалы.
Его младший брат Onkyo TX-RZ800 (127 000 руб.) отличается меньшей мощностью (185 Ватт на канал) и более скромными винтовыми клеммами для подключения акустики.
Поддержка формата Dolby Atmos реализована во всех представленных в этом обзоре ресиверах, кроме TX-NR5010 2014-2015 модельного года и моделей младше TX-SR444. С более молодым форматом DTS:X могут работать аппараты последнего поколения серии RZ, а также ресиверы предыдущего модельного года TX-NR747 и TX-NR646.
Семиканальные ресиверы прошлого модельного года возглавляет модель Onkyo TX-NR747 (76 490 руб). Это самый младший AV-ресивер компании, имеющий сертификацию THX® Select2™ Plus. Примечательно, что этот ресивер, как и модель, находящаяся ступенькой ниже, тоже поддерживают новый формат окружающего звучания DTS:X. Рассматривая отличия TX-NR747 от Onkyo TX-RZ800 отметим отсутствие у младшей модели многоканального выхода с предварительного усилителя, что закрывает возможность будущего апгрейда системы домашнего кинотеатра путем добавления внешних усилителей мощности. Кроме того, снижена мощность усилителей - каждый канал здесь способен обеспечить 175 Ватт. Следующий в модельной иерархии Onkyo ресивер TX-NR646 (49 990 руб. ) предлагает еще чуть меньшую выходную мощность - каждый из семи каналов усиления обеспечивает 160 ватт. Как отмечено выше, эта модель уже не имеет сертификации THX, что и объясняет во многом ощутимую разницу в цене. При этом, это самый младший ресивер Onkyo, умеющий работать с форматом DTS:X.
7.2-канальный сетевой AV ресивер Onkyo TX-NR545 ( 42 390 руб. ) ограничен поддержкой только Dolby Atmos, обеспечивает 120 Ватт в каждом из семи каналов усиления и оснащен 6 входами HDMI и одним выходом.
Самый младший семиканальный AV-ресивер Onkyo TX-SR444 ( 34 990 руб ) имеет лишь четыре входа HDMI, обеспечивает по 100 Ватт на каждый из семи каналов усиления и оснащен пружинными клеммами для подключения акустики, кроме фронтальной пары, сохранившей винтовую коммутацию. Также ресивер лишен встроенного адаптера Wi-Fi. Это самая младшая модель, поддерживающая формат Dolby Atmos. Обратите внимание - со столь прогрессивным форматом окружающего звучания у Onkyo способен работать ресивер за 35 тысяч рублей! Вряд ли вы сможете найти схожую модель у конкурентов.
Пятиканальные ресиверы Onkyo TX-SR343 (24 990 руб.) и Onkyo TX-SR252 (19 990 руб.) замыкают модельный ряд компании. Это добротные бюджетные модели для домашнего кинотеатра начального уровня с весьма приличным усилением. О старшей модели мы уже подробно рассказывали
Преобразование цифровых аудиопотоков в аналоговую форму поручены здесь высококачественным ЦАП Burr Brown от Texas Instruments, способными работать с данными в формате 24 бит / 192 кГц. Декодирование кинотеатральных саундтреков и обработка аудиоматериала осуществляется 32-битным звуковым процессором CS49844A от компании Cirrus Logic. Выходные каскады пяти каналов усиления Onkyo TX-SR343 построены на комплементарных парах мощных транзисторов Sanken C4468/A1695.
Результаты измерений
Для инструментального исследования была выбрана старшая модель новой линейки RZ, как наиболее интересная с точки зрения оценки перспектив развития модельного ряда компании. АЧХ AV-ресивера Onkyo TX-RZ900 отличается высокой стабильностью в широком диапазоне частот. Значимый спад характеристики следует ожидать лишь выше отметки 100 кГц (рис. 1). Неравномерность в интервале 20 Гц – 20 кГц составляет всего 0,07 дБ. Коррекция частотной характеристики возможна в широких пределах (+\- 10 дБ), но в этом случае (при активном темброблоке) полоса пропускания устройства будет ограничена частотой 24 кГц. Уровень проникающего сигнала, измеренный для фронтальной пары, имеет стабильное приращение с увеличением частоты сигнала. Условный лимит ослабления в 60 дБ выбирается в первой октаве высокочастотного диапазона (рис. 2). Значение этого параметра на отметке 10 кГц составляет 51 дБ. Выходные каскады обладают достаточно низким сопротивлением, что выражается в высоком расчетном показателе демпфирования, составляющем 102 единицы при нагрузке 8 Ом. Измеренная максимальная выходная мощность на одном активном канале составила 173 Вт для нагрузки сопротивлением 8 Ом, и 290 Вт для 4 Ом. Уровень нелинейных искажений не превышает 0,02% при любых комбинациях мощностей и частот и допустимых нагрузок (рис. 3).
Результаты инструментальной экспертизы
Макс. мощность (0,7% КНИ, 1 кГц) на 8 / 4 Ом, Вт | 173 / 290 |
Макс. мощность (0,7% КНИ, 8 Ом) на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, Вт | 173 / 173 / 173 |
КНИ на 0,5 Рмакс, на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, % | 0,004 / 0,004 / 0,013 |
Переходное затухание между каналами на 10 кГц, не менее, дБ | 51 |
Отношение сигнал/шум, дБА | 104 |
Коэффициент демпфирования (8 Ом, 80 Гц) | 102 |
Неравномерность АЧХ в полосе 20 Гц — 20 кГц, дБ | 0,07 |
Спад на частоте 80 кГц, дБ | 0,71 |
Анатолий Максименко