Эволюция бумбокса
Wed, 11 May 2022 20:51:53 +0300 Wed, 11 May 2022 20:51:53 +0300Портативная аудиотехника от магнитолы до спикера Bluetooth
Эволюция бумбокса
Портативная аудиотехника от магнитолы до спикера Bluetooth
По сведениям «Википедии», первая портативная магнитола был придумана в 1975 году некими братьями Стейси и Скоттом Вельфел, которые догадались поместить в деревянный корпус со встроенными динамиками 8-дорожечный кассетный аппарат из автомобиля. В конце десятилетия уже серийную продукцию вывели на рынок многочисленные производители из США, Европы и Японии. С развитием в 80-е годы прошлого века брейк-данса и хип-хопа бумбоксы («грохочащие коробки») завоевали массовую аудиторию.
Мир узнал и альтернативный термин для обозначения громких уличных аудиосистем — геттобластер («сметающий гетто»). Фирмы-изготовители с новой силой продолжили соревнование, чья модель выдаст более мощный басовитый саунд, оставаясь при этом пригодной для переноски и сохраняя способность долгое время работать автономно на батарейках. Нужно отметить, что из огромного зарубежного ассортимента на территорию СССР попадало весьма ограниченное количество стереомагнитол и другой аудиоаппаратуры. И если технику среднего уровня обычный инженер еще мог как-то приобрести за три-пять месячных зарплат, то отдавать за один из топовых двухкассетников Sharp около трети государственной цены автомобиля позволяли себе очень немногие советские граждане.
Но, по личным впечатлениям, именно эти модели во второй половине 80-х и достигли максимального в своем классе качества звучания. Их съемные многополосные колонки играли действительно громко и формировали широкую стереопанораму, эквалайзер со спектроанализатором «вытягивал» не самые лучшие записи, а вот хороший тюнер в те времена был не слишком актуален. В начале 90-х портативная электроника хлынула в страну вместе в валом других ранее дефицитных потребительских товаров. Это были как отличные устройства JVC, Sony, Panasonic, Philips и иных культовых для наших соотечественников марок, так и изделия неизвестных азиатских изготовителей, у которых слабый исполнительский потенциал компенсировался наклейками с впечатляющими цифрами P.M.P.O. или мигающими светодиодами на фасаде. Постепенно российский рынок насытился. К концу века стереомагнитолы в массовом порядке получили CD-привод, их корпуса из черного пластика начали приобретать обтекаемые, порой весьма причудливые формы. Завершающим этапом эволюции классического бумбокса можно считать способность часами проигрывать файлы МР3 с одного компакт-диска.
Дальнейший ход событий несложно описать несколькими фразами. Геттобластеры пали под натиском портативных док-станций для цифровых аудиоплееров и для смартфонов. Последние, в свою очередь, со временем трансформировались в два класса аппаратуры. Гаджеты, которым требуется физический контакт с источником сигнала через док-терминал, стали стационарными. Они выпускаются в том числе самыми авторитетными брендами, такими как Arcam, Bowers & Wilkins, Loewe. А для любителей «музыки в движении» на прилавках присутствует огромное количество беспроводных спикеров с адаптером Bluetooth. Эти колонки делают и сомнительные умельцы из Поднебесной, и компании с компьютерными корнями вроде Creative и Logitech, и аудиогуру уровня Bang & Olufsen. Отдельную нишу на рынке занимают молодежные музыкальные системы типа JVC Boomblaster, получившие док-терминал, но сохранившие CD-привод. Посещение поискового ресурса «Яндекс.Маркет» и визит в ближайший магазин «М.Видео» дадут желающим исчерпывающее представление о текущей ситуации с портативным аудио. В каталогах прежних лидеров индустрии Sony и Panasonic сохранились единичные экземпляры именно бумбоксов — с радиотюнером, оптическим приводом и кассетной декой. Собственные «вариации на тему» предлагают менее именитые игроки типа Rolsen, Vitek, Supra, Mystery, но это скорее недорогие игрушки. Разумеется, вся техника обрела и новые цифровые функции. Например, модель Panasonic RX-D55, визуально наиболее близкая к классической аппаратуре в ее финальной стадии реинкарнации, умеет воспроизводить треки МР3 с USB-накопителей, а также располагает таймером и будильником.
Аппарат выдает 2 х 10 Вт RMS. За цифровую обработку сигнала и присутствие в саунде басовой составляющей здесь отвечают ноу-хау Harmonic Enhancer, Extra Bass System, Power Blaster. В комплект поставки Panasonic RX-D55 входит пульт дистанционного управления. Philips OST690/10 продается под слоганом «Добро пожаловать в восьмидесятые!». Гаджет оформлен в стиле ретро, и только при ближайшем рассмотрении можно обнаружить, что это не магнитола. Кассетный «карман» у него отсутствует, зато имеются цифровой FM-тюнер с памятью на 20 станций, адаптер Bluetooth, порт USB для воспроизведения фонограмм с внешних накопителей. Максимальная мощность устройства составляет 2 х 6 Вт. Philips OST690/10 скорее относится к беспроводной акустике.
В этом классе вообще наметился любопытный тренд, когда в стремлении сделать свою продукцию привлекательной для покупателей изготовители наделяют ее необычными свойствами и функциями. Возглавляющая линейку портативных спикеров принадлежащего Logitech бренда Ultimate Ears модель Megaboom надежно защищена от ударов, грязи и влаги по международному стандарту IPX7, поэтому ей не страшны танцы владельца под дождем, катание с горы на велосипеде или безумные приключения на горной речке. И это не обычные шаблонные формулировки из рекламного проспекта. Автор лично оказался свидетелем эксперимента, когда играющая колонка была отправлена на дно заполненного водой аквариума. Проблема возникла лишь одна: если в обычных условиях громкоговоритель принимает сигнал по каналу Bluetooth на дистанции до 30,5 метров от источника, то при его погружении в воду это расстояние нужно сократить, иначе возникнут помехи. На суше же UE Megaboom выдает по-настоящему мощный звук с сочными насыщенными басами, но, в отличие от старых бумбоксов, распространяет его во всех направлениях — на 360 градусов.
Федор Обловацкий