В стиле ретро: часть 1

Wed, 11 May 2022 20:51:52 +0300 Wed, 11 May 2022 20:51:52 +0300

Экскурсия в мир винтажной аппаратуры

В стиле ретро. Часть 1

Экскурсия в мир винтажной аппаратуры




В аудиофильском сообществе любители винтажной аппаратуры образуют сравнительно небольшую прослойку. Не секрет, что многие поклонники современного качественного звука воспринимают их либо как чудаковатых «изобретателей велосипеда», либо как людей, не способных обзавестись достойной техникой в силу финансовой несостоятельности. Адепты стиля ретро не остаются в долгу и объясняют такое скептическое отношение к своему хобби глобальным заговором маркетологов.



Открывая экскурсию в эту своеобразную замкнутую экосистему, необходимо определиться с терминологией. По поводу того, какая аудиоаппаратура с вторичного рынка является винтажной, а какая просто подержанной, существуют разные точки зрения. Кто-то полагает, что в первую группу входят модели, которыми пользовались наши родители в нашем же среднем возрасте. Более распространенная классификация опирается на временные рамки — даты выпуска от 20 лет назад и старше, вплоть до самых ранних звуковоспроизводящих приборов. Нужно особо подчеркнуть, что речь идет о достаточно уникальных на сегодняшний день изделиях. В свою очередь на рынке более современного оборудования «с пробегом», вне зависимости от стоимостного сегмента, спросом пользуется главным образом хорошо зарекомендовавшая себя продукция раскрученных брендов с известной рекомендованной изготовителем розничной ценой. Важнейшим условием выгодной покупки здесь является, помимо состояния техники, размер предоставляемой продавцом скидки.



Винтаж – живой океан истории развития технологий воспроизведения звука, где каждый увлеченный человек находит что-то интересное лично для себя. Привлекательность винтажной аппаратуры складывается из целого комплекса факторов, главными из которых принято считать неповторимую эмоциональность саунда, а также легендарную надежность и относительно невысокую стоимость. Хотя надо признать, что некоторые особенно хорошо сохранившиеся экземпляры доступны лишь очень состоятельной публике. Все вышеперечисленные моменты базируются на убеждении «членов клуба» в неочевидности пользы от технического прогресса в сфере домашнего звуковоспроизведения. Подтверждением данного тезиса являются недавние волны ренессанса, вынесшие на прилавки аудиосалонов сначала казалось бы канувшие в небытие ламповые усилители, а затем и проигрыватели грампластинок. Не стоит забывать и о существенной роли эмоциональных факторов. Так, люди с большим удовольствием инвестируют средства в стереосистемы, способные выдать «тот самый» звук, которым они наслаждались в юности, или о котором когда-то мечтали, глядя на астрономические ценники в магазинах.



Конечно, нельзя обойти вниманием образы самих поклонников винтажа — это совершенно особый тип аудиофилов. Среди них существует целый ряд течений, в том числе весьма экзотических. «Алхимики», например, утверждают, что лучшая техника создавалась исключительно в нацистской Германии в 30-40-х годах прошлого века. Достигалось это за счет использования знаний и материалов, почерпнутых немецкими фирмами из отчетов многочисленных зарубежных экспедиций, отправленных Третьим Рейхом на поиски магических артефактов. «Спиритуалисты» делают упор на привнесение винтажной техникой в звуковой тракт неких нематериальных сущностей, напрямую отвечающих за трансляцию слушателям эмоциональной составляющей музыкальных записей.



Теперь отвлечемся на некоторое время от эмоций и поговорим о бизнесе. До недавнего времени трафик винтажа с мировых просторов в города России сильно напоминал перегон подержанных иномарок. В таких схемах задействовалось множество людей. Это и зарубежные скупщики (баеры), и перевозчики, и специалисты ремонтных мастерских, по большей части расположенных в странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза, и конечные продавцы. С развитием трансграничной дистанционной торговли ситуация изменилась. Ничто не мешает нашим соотечественникам самостоятельно искать «жемчужины» на онлайновых площадках, принимая на себя все риски, связанные с покупкой побывавших в эксплуатации технических изделий по картинкам и описанию, а также их пересылкой, но получая выигрыш в цене. Можно идти и традиционным путем, читая объявления на профильных сайтах Рунета и получая товар от профессиональных перекупщиков «из рук в руки». На рынке присутствует и небольшой процент энтузиастов, склонных к ротации оборудования ради совершенствования любимой стереосистемы либо избавляющихся от аппаратуры в силу различных жизненных обстоятельств.



На что же могут рассчитывать желающие приобщиться к теме, что интересного представлено в продаже и какие изделия наиболее популярны? Рынок винтажа устроен таким образом, что смысловое наполнение слов «интересный» и «популярный» сильно разнится в зависимости от сферы деятельности заинтересованных лиц. У перекупщиков это синонимы, определяющие ликвидность товарных позиций. Для коллекционеров слова «популярный» и «интересный» нередко носят взаимоисключающий характер. Да, многих интересуют хорошо известные, культовые модели минувших лет, опередившие свое время и оставившие заметный след в истории индустрии. Другим же интересна неординарная продукция давно забытых брендов, которые просуществовали совсем недолго и не попали в поле зрения широкой аудитории. Для таких исследователей важно из отдельных фрагментов информационной мозаики получить целостное представление об ассортименте оборудования определенного типа в определенный период. Случается, что по результатам подобных изысканий уникальная аппаратура не просто «выходит из тени», но и значительно вырастает в цене. В частности, так несколько лет назад случилось с выпускавшейся в Японии для европейского рынка очень красивой и отлично звучащей техникой Setton – плодом сотрудничества компании Pioneer и небезызвестного французского дизайнера Пьера Кардена. Во Франции родилась и незаслуженно забытая марка акустики Auditor, созданная на заре карьеры будущими аудиогуру Жаком Маулем (Focal-JMLab) и Жилем Мило (Leedh). Громкоговорители Leedh сложной модульной конструкции являются одними из наиболее самобытных среди современных колонок высшего класса, а под именем Auditor в каталоге Focal сейчас присутствует неплохая коллекция электроники и колонок Car Audio.



Во второй части статьи мы поговорим о конструктивных особенностях винтажной аппаратуры, дадим практические советы по ее выбору, а также оценим перспективы развития этого специфического рыночного сегмента. Продолжение следует...

Федор Обловацкий, Денис Виленский (проект Sintara74)


Редакция Hi-Fi.ru