Всему голова

Wed, 11 May 2022 20:51:20 +0300 Wed, 11 May 2022 20:51:20 +0300

Выбираем головку звукоснимателя

Всему голова

Выбираем головку звукоснимателя. Подсказки для начинающих

Звучание того или иного проигрывателя виниловых пластинок в огромной степени определяется установленной на нем головкой звукоснимателя. Некоторые энтузиасты даже доходят до утверждения о том, что модель проигрывателя вообще не играет существенной роли, главное – купить головку подороже.



Это, конечно, глупость, однако зерно истины в таком утверждении есть. По сути, вся механическая и электронная конструкция проигрывателя продумывается для достижения двух целей – равномерного вращения пластинки и обеспечения идеальных условий головке для следования по дорожке и считывания записанного сигнала. То есть, действительно, чем лучше и дороже картридж, установленный на тонарме, тем более высокого уровня будет звучание системы. Однако головка требует тщательного механического согласования с тонармом и электрического – с фонокорректором, без этого потенциал даже самого дорогого картриджа останется нераскрытым. И более доступная модель звукоснимателя, правильно согласованная с конкретными тонармом и корректором, будет звучать лучше, чем дорогая при неоптимальных настройках и нагрузке.

Тем не менее, совершенно очевидно, что выбор той или иной головки определяет «голос» проигрывателя. Для тех, кому только предстоит пройти путь выбора первого звукоснимателя – несколько простых советов.

Головки звукоснимателя подразделяются на несколько видов, в зависимости от типа преобразования механической энергии в электрическую.

1. Головки с подвижным магнитом (moving magnet), MM

Как следует из названия, подвижный элемент представляет собой миниатюрный магнит, расположенный между катушек и приводимый в движение иглодержателем в соответствии с рельефом звуковой дорожки, по которой следует игла. Это самый распространенный сегодня на рынке тип звукоснимателя, именно для работы с ним по умолчанию рассчитаны все встроенные в усилители или ресиверы фонокорректоры. Обычно такие картриджи имеют высокий уровень выходного сигнала (чувствительность), однако в истории были и ММ-головки с низким выходом. Обычно поставляются со съемной и заменяемой иглой.

2. Головки с подвижной катушкой (moving coil), MC

Данный тип головок был изобретен недавно ушедшим из жизни Джозефом Градо. Здесь катушка и магниты меняются местами, то есть небольшая катушка колеблется в магнитном поле, создаваемом одним или несколькими магнитами. Данная конструкция выигрывает у ММ за счет меньшей подвижной массы. Соответственно, такие головки способны передавать больше нюансов и потенциально обладают более высоким разрешением. Однако при этом они обычно обладают низкой чувствительностью и требуют использования повышающего трансформатора либо специального фонокорректора. Иглы в таких головках самостоятельной замене пользователем не подлежат.

3. Головки с подвижным железным элементом (moving iron), MI

По принципу действия они сходны с ММ-картриджами, только здесь поле создается магнитами, расположенными за катушками, а между катушек перемещается небольшой кусочек железа или феррита. В эксплуатации они также похожи на ММ, но потенциально способны наравне соперничать с МС по разрешающей способности. Недаром Джозеф Градо, изобретший головки с подвижной катушкой, под своим брендом предпочитал производить именно картриджи MI. Наиболее распространены картриджи с высокой чувствительностью, однако бывают и версии с низким уровнем выходного сигнала.

В прошлой статье ( Выбираем проигрыватель виниловых пластинок ) мы подразделили приобщающихся к винилу неофитов на три основные категории. В данной заметке мы пока продолжим следовать этой условной классификации.

Сценарий 1. Пластинок нет, опыта нет, но попробовать хочется – слышал у друзей, понравилось

В данном случае лучше ограничиться головкой, заботливо установленной самим производителем на проигрыватель. Тем более что сегодня даже вертушки начального уровня комплектуются пусть и недорогими, но вполне надежными ММ-картриджами производства Ortofon, Audio-Technica, Rega, Grado, Goldring. Некоторые из них даже оснащены иголками с эллиптической заточкой. В том случае, если вертушка поставляется без головки, не стоит гнаться за более дорогими картриджами, по крайней мере, на первых порах. Во-первых, на проигрывателе начального уровня потенциал дорогой головки не будет раскрыт. Во-вторых, у неопытного пользователя всегда есть риск быстро повредить картридж, будь то при установке либо эксплуатации. Лучше тренироваться, как говорится, «на кошках». Из недорогих картриджей смело можно рекомендовать Audio-Technica AT-95, Ortofon 2M Red или Goldring Elektra.



Сценарий 2. Раньше слушал винил, потом бросил, теперь хочу вернуться

В отличие от проигрывателей, винтажные головки звукоснимателей для этой категории пользователей можно рекомендовать с оговорками. Если речь идет о ММ-картриджах, то сегодня можно без проблем найти множество современных и даже оригинальных вставок, чтобы заменить изношенную иглу. А вот старые МС-головки восстановить гораздо сложнее, причем даже в случае успешной замены иглы с иглодержателем звучать такая головка будет иначе, чем оригинальная версия. Поэтому все-таки логичнее будет приобрести современный звукосниматель, благо, предлагается их много.



Выбор между картриджами с подвижным магнитом или катушкой – во многом, дело вкуса, однако можно дать некие общие рекомендации. Если ваши музыкальные предпочтения больше лежат в области популярной музыки, рока и блюза, то хорошая ММ-головка будет в самый раз (сюда же отнесем и головки MI). А вот если основу коллекции составляет сложная классическая музыка, то лучше обратить свой взгляд на МС. Лучшие ММ-картриджи на сегодня, это Ortofon 2M Black, Audio-Technica AT-150 MLX, Goldring 2500, Nagaoka MP-500. Из универсальных моделей МС-головок средней ценовой категории нужно отметить Audio-Technica AT33EV, Ortofon Quintet Black, Dynavector DV-20xL.



Сценарий 3. Всю жизнь слушал цифру и считаю ее лучше, но хочу сравнить с винилом в своей системе и проверить

Этой категории слушателей, безусловно, совершенно необходимо озаботиться покупкой хорошего, дорогого МС-картриджа. Только с ним станет возможно получить звук «как в цифре, только лучше». По сути, верхней ценовой планки в данном случае не существует, и здесь на первый план выходит, как это ни покажется странным, соотношение цены и качества.



После достижения определенного уровня прирост в качестве звучания становится практически неуловимым, кроме того, в действие вступает принцип «уменьшающейся доходности». То есть за каждую следующую толику качества, зачастую иллюзорную, приходится платить двойную или даже тройную цену. Тем не менее, в данной заоблачной выси существуют проверенные временем варианты, выбрав которые пользователь гарантированно не прогадает. Это Dynavector DV DRT XV-1s, Lyra Skala, Ortofon Anna. Только не забудьте пригласить опытного настройщика.



Следующая статья будет посвящена основным правилам выбора фонокорректора.

Александр Чечелёв


Редакция Hi-Fi.ru