Электра Фантом – акустика для увлеченных людей
Tue, 05 Nov 2024 11:40:13 +0300 Tue, 05 Nov 2024 11:40:13 +0300Обзор российских акустических систем высокого класса
Привлекательной чертой большинства российских разработчиков аудиотехники является их искренняя увлечённость своим делом. Встретить среди них холодных бизнесменов достаточно сложно хотя бы потому, что производство акустики в России – далеко не самый надёжный способ заработать деньги. Создатели полочных мониторов Электра Фантом точно соответствуют устоявшемуся образу – о своём творении они готовы рассказывать часами.
Конструкция
Как это часто бывает, вдохновением для создания модели Электра Фантом послужило увлечение конструктора хорошим звуком, а также акустическим оформлением типа «лабиринт». Да, случается так, что, оценив реализацию того или иного технического принципа кем-то ещё, разработчик решает сделать точно так же или даже лучше. Своим появлением на свет новая российская акустика обязана тому факту, что её создатель долго и плодотворно работал в студии на мониторах PMC и оценил преимущества использования акустического оформления в виде лабиринта и трансмиссионной линии. Именно поэтому в Электра Фантом применён сужающийся лабиринт, обеспечивающий, по словам создателя акустики, плотный разборчивый бас во всём диапазоне частот. Кроме того, внутри лабиринта установлены два резонатора Гельмгольца, настроенные на подавление пятой гармоники и устранение стоячих волн. Стенки лабиринта имеют покрытие из фетра толщиной 3 мм, предотвращающее нежелательные выбросы на средних частотах.
Корпуса акустических систем Электра Фантом изготовлены из ДВП и фанеры, стенки имеют двухслойную структуру, усиленную листами алюминия в тех местах, которые подвергаются наибольшей деформации. Модель выпускается в двух вариантах – с передней и задней панелями, набранными из массива ясеня, либо, по выбору покупателя, из ДВП средней плотности (она же МДФ для тех, кто предпочитает англицизмы). Следующая вариация отделки заключается в выборе наружного слоя для боковых, верхней и нижней стенок. В базовом варианте они отделываются кожей по выбору клиента, в более дорогом – кованым углепластиком (карбоном) с очень красивым рисунком, который тоже можно выбрать из нескольких вариантов. Полукруглые каскадные накладки на передней панели в области высокочастотного излучателя получили название «антирупор», они отвечают за оптимизацию диаграммы направленности.
Двухполосная система включает высокочастотный излучатель ScanSpeak с мягким куполом диаметром 3/4 дюйма и основной СЧ/НЧ-динамик от Peerless с полимерным диффузором диаметром 6,5 дюймов. Разделительный фильтр имеет достаточно сложную и интересную конструкцию. Низкочастотный динамик работает практически в широкополосном варианте и обрезан «сверху» после 3 кГц всего одним конденсатором. Высокочастотный излучатель ограничен ниже 2 500 Гц фильтром второго порядка, при этом в разделительном фильтре используются шесть цепочек коррекции, позволяющих получить восемь вариантов подстройки под слуховые предпочтения владельца, переключаемые тумблерами на задней панели.
Внутри корпуса для кроссовера предусмотрен отдельный демпфированный бокс, элементная база включает конденсаторы KZK, Audio Note, Jupiter, Hovland. Собран кроссовер на печатной плате с дорожками из меди М0 с минимальным сечением 6 мм2, все внутренние соединения выполнены с помощью разъёмов AMASS, по 8 штук в каждой колонке. Для подключения к низкочастотному динамику используются три кабеля сечением 4 мм2 каждый, всего для внутренней проводки были выбраны по итогам прослушивания провода четырёх различных производителей.
Согласно приводимым производителем измерениям минимальное сопротивление акустики составляет 7,5 Ом на частоте 130 Гц, а в частотном диапазоне от 300 Гц до 10 кГц разброс значения импеданса составляет всего 1 Ом и колеблется между значениями 11-12 Ом. Это делает акустические системы удобной нагрузкой для усилителя и позволяет разным усилителям обеспечивать примерно одинаковый тональный баланс. Полная заявленная чувствительность систем составляет 87 дБ (2,83 В / 1 метр).
Учитывая, что вес каждой АС составляет 18 килограммов при габаритах 250 х 405 х 485 мм, их желательно устанавливать на специализированные стойки, для крепления к которым предусмотрено винтовое соединение. В комплекте с фирменными подставками вес одной акустической системы составляет 28 кг.
Система
Прослушивание было организовано в небольшом уютном аудиосалоне в историческом районе Москвы недалеко от Яузы. Шоурум надежно изолирован от городской суеты и позволяет сосредоточиться исключительно на восприятии музыки благодаря хорошей акустической подготовке. В нем всегда можно послушать системы, составленные из интересных и редких компонентов российских и иностранных производителей. Помещение площадью около 60 квадратных метров предоставляет достаточно пространства для того, чтобы Электра Фантом смогли развернуться во всю ширь своего динамического диапазона. Помогали им в этом транзисторный интегральный усилитель Трусова, интегральный ламповый усилитель Line Magnetic LM-508IA , энергетическая станция Slonov Sound Design, а также силовые и акустические кабели Living Athmos серии Classic. В качестве источника сигнала выступали стример Aurender N150 и ЦАП Prism Sound Сallia, музыкальный материал – треки в Hi-Res из стримингового сервиса Qobuz. Устанавливались акустические системы на фирменные стойки, которые, в свою очередь, стояли на постаментах из искусственного камня производства Living Athmos, заполненных песком.
Звук
В ходе прослушивания мы оценивали обе версии Электра Фантом. Карбоновый вариант также отличается использованием более дорогих терминалов для подключения акустических кабелей. Следует уточнить, что все остальные элементы конструкции, включая динамики, лабиринт и разделительные фильтры, в обеих версиях абсолютно идентичны. Что касается корректирующих цепочек, то по итогам предварительного прослушивания было решено остановиться на версии с яркими ВЧ, чёткими СЧ и насыщенной подачей (так обозначены положения тумблеров на задней панели).
Первыми выступали колонки с передней панелью из ясеня и отделкой основной части корпуса кожей. Любопытно, что производитель изначально позиционирует данную версию как предназначенную для меломанов и чуть более ориентированную на воспроизведение живых инструментов и вокала. Это нашло своё подтверждение по итогам прослушивания тестовой программы – при выбранном положении переключателей мы получили настоящую «стену звука», в которой явное предпочтение отдавалось эмоциональной составляющей и тембровой насыщенности. Причём это ощущалось не только на легендарной версии песни «Je suis malade» Сержа Лама, спетой канадской дивой Ларой Фабиан, но и на заглавном треке с последнего альбома Metallica. На тяжёлом роке система обрушивала на слушателя тонны адреналина, при этом натуральность и проникновенность солирующего голоса (там, где она изначально была) сохранялась. Прекрасно прозвучала симфоническая версия саундтрека Джо Хизаиши к «Долине Навсикаи» Миядзаки, равно как и классический джаз Майлза Дэвиса. Тем не менее, любители максимально точной артикуляции в низкочастотном диапазоне, скорее всего, предпочтут карбоновую версию.
Казалось бы, все различия между двумя вариантами исполнения заключаются в материале передней и боковых панелей, однако разница в характере звучания получилась довольно значительной, полностью оправдывающей увеличение цены. Карбоновая версия Электра Фантом при тех же настройках корректирующих цепочек продемонстрировала существенно более собранное звучание, особенно заметно это было на насыщенных низкочастотной энергией треках, в частности, на наших любимых творениях Infected Mushroom. При этом точность тембров и общий комфорт звучания ничуть не пострадали, зато явно улучшилось как позиционирование виртуальных источников звука, так и глубина сцены.
Паспортные данные
Тип – полочные акустические системы | Название – Электра Фантом | Цена, руб. – 440 000 (отделка кожей и ясенем), 749 000 (отделка карбоном) | Частотная характеристика, Гц – 45 – 22 000 (+/- 3 дБ)| Число полос – 2 (СЧ/НЧ – 1 x 165 мм, ВЧ – 1 х 19 мм) | Частота раздела, Гц – 2500 | Акустическое оформление – лабиринт | Сопротивление, Ом – 8 (номинальное), 7,5 (минимальное) | Чувствительность, дБ – 87 | Подводимая номинальная мощность, Ватт – 75 | Габариты одной колонки, мм – 250 х 405 х 485 | Масса одной колонки, кг – 18, с опциональными стойками, кг – 28
Оценки
Дизайн – 95
Качество изготовления – 95
Звучание – 95
Эргономика – 95
Итого – 95
Вердикт
Идея сделать две версии акустических систем Электра Фантом для разных вкусов представляется весьма перспективной. Далеко не всем нужна полная невозмутимость при подведении высокой мощности и идеальная собранность звука – кто-то больше ценит красивые тембры, делающие звук системы «вкусным» и слегка обволакивающим. Им-то и адресован вариант с отделкой кожей и передней панелью из натурального дерева. Поклонники же максимально точного и артикулированного саунда найдут его в лице пары, отделанной кованым карбоном, не только придающим акустике импозантный внешний вид, но и значительно улучшающим качество звучания.
С рейтингом усилителей класса А 2024 года по версии журнала Stereophile можно познакомиться здесь.
3 ноября 2024 года
Реклама ООО "ЭЛЕКТРА"
Токен F7NfYUJCUneP3VuAxy8L