Как подобрать предварительный усилитель к усилителю мощности?
Sun, 02 Jun 2024 13:00:01 +0300 Sun, 02 Jun 2024 13:00:01 +0300Памятка аудиофилам по самому сложному вопросу построения системы и достижению правильного звучания
Компонентная система, то есть, инсталляция в которой усиление разделено на два блока (предварительное и мощности) – наиболее распространенная схема достижения High End звучания дома. Однако, в кажущемся простом действии кроется масса подводных камней – и даже прямой выбор мощника и преда от одного бренда порой не гарантирует отличного результата. Какие подводные камни ждут при стыковке предварительного усилителя и усилителя мощности, почему ламповое звено в тракте – почти всегда благо, как избежать распространённых ошибок при инсталляции и на чём сконцентрироваться – обо всем этом читайте в нашей новой статье.
1. Всё начинается с коэффициента усиления…
Основное предназначение предварительного усилителя в системе – согласовывать и усиливать сигнал от источника до усилителя мощности. И самая банальная ошибка – введение в систему преда, который не в состоянии «раскачать» мощник. Либо, наоборот, перегружает его задранным уровнем сигнала (что ещё опаснее). Так что, начать нужно с того, чтобы согласовать параметры коэффициента усиления, гарантируемого предусилителем и чувствительность входа усилителя мощности.
2. Параметры входного и выходного напряжений – важнейшие критерии подбора.
Следующий электрический параметр ТТХ – напряжение. Выходное напряжение – максимум, который может обеспечить предусилитель, входное напряжение – величина, с которым может гарантировать свои параметры усилитель мощности. Опять же, если входное напряжение усилителя мощности превышает выходное напряжение преда, то никакой «химии» между устройствами не получится – и, тем более, не будет роскошного звучания. Это работает и в обратную сторону - если выходное напряжение предварительного усилителя превышает ТТХ мощника – искажения гарантированы.
3. Входное и выходное сопротивление нуждаются в согласовании
Наконец, переходим к оценке входного и выходного сопротивлений устройств. Хороший саунд гарантирован, если сопротивление тракта протеканию электрического тока устроено «лестницей», в которой входное сопротивление усилителя мощности превышает выходное сопротивление предварительного усилителя. В обратном случае мы получим повышенную нагрузку на пред – и никакого «бриллианса» не получится.
4. Балансное соединение – почти всегда благо
В подавляющем большинстве случаев, если аппараты построены по балансным схемам, нужно использовать для их подключения XLR-разъемы и XLR-соединители. Более высокий уровень передаваемого сигнала гарантирует наилучшую устойчивость схемы к помехам. Опять же, стоит избегать коммутации, при которой задействован пред только с RCA-выходами и мощник с XLR-входами – ничего хорошего в использовании переходников нет.
5. Кабельная обвязка важна – и наиболее всего она важна в области электропитания усилителя мощности.
Многие аудиофилы выделяют значительную часть кабельного бюджета на межблочные соединители. Это неверно – наибольшее влияние на звучание оказывают сетевые кабели, особенно, задействованные для сильноточных цепей усилителя мощности.
6. Полоса пропускания аппаратов – первоочередной критерий оценки ТТХ. КНИ, соотношения «сигнал/шум», динамический диапазон – вторичны.
Многие поклонники хорошего звука концентрируются при оценке ТТХ компонентов на таких параметрах, как КНИ, соотношение «сигнал/шум», динамический диапазон – но, по сути, на современном уровне развития технологий даже компоненты начального Hi-Fi уровня уже обладают достаточным «запасом прочности» по данным параметрам. Куда важнее полоса пропускания – именно поэтому техника High End уровня щеголяет АЧХ от 0 до 1 МГц, подобный размах полосы гарантирует поистине роскошную подачу.
7. Выбор компонентов от одного бренда – не панацея. Всё решается по результатам прослушивания.
Совсем не всегда у компании получается выпустить шикарный предварительный усилитель, и столь же шикарный мощник. Поэтому, правило одно – после оценки параметров, слушать, слушать и ещё раз слушать. Довольно часто в топовых High End инсталляциях мы видим компоненты разных компаний на предварительном усилении и усилении мощности.
8. Вес устройств в 99% помогает оценить возможности их блоков питания
Да, бывают случаи, когда масса аппарата набирается приваренной к нижней поверхности корпуса чугунной плитой – но такой антивибрационный поход скорее редкость. В большинстве случаев за массу устройства (как мощника, так и преда) отвечают силовые трансформаторы, а так как запас мощности еще никому не мешал (стабильность питания всегда благоприятно сказывается на саунде), правило тут простое – чем больше весит каждый компонент – тем лучше.
9. Ламповый предварительный усилитель действительно может «облагородить» звук
Мечтаете о бархатном звучании, которое можно слушать часами без намека на утомление? Задумайтесь о введении в систему лампового предварительного усилителя – каскад на «трубках» в случае грамотной его реализации обеспечивает прибавку как в открытости, так и в натуральности звучания.
10. Максимальное внимание по устранению вибраций должно быть сконцентрировано на предварительном усилителе.
Большинство усилителей мощности уже имеют значительную массу (см. выше почему – из-за габаритных силовых трансформаторов), потому данный факт уже работает на антивибрационные свойства. А вот более лёгкий предварительный усилитель может отреагировать очень благосклонно на его доукомплектацию антивибрационными опорами.
11. Фильтрация питания показана преду – и никак не усилителю мощности. То же самое касается регенерации питающего напряжения.
Не увлекайтесь фильтрами питания – и, тем более, регенераторами питания. Сильноточные компоненты (вроде мощников) вообще лучше всего включать напрямую в розетку, позаботившись только о качественном сетевом шнуре (в ином случае вы рискуете убить динамику). А вот эксперименты с предварительным усилением можно продолжить, и рассмотреть введение в тракт системы фильтрации электричества для этого блока.
12. Лучше не размещать предварительный усилитель на усилителе мощности (как на промо-фото) – возможен перегрев!
На подавляющем числе промо-фотографий предварительный усилитель размещается на усилителе мощности. Увы и ах, так лучше не делать – изучайте инструкции по эксплуатации, в которых указаны минимальные зазоры для необходимого теплоотвода от верхних поверхностей устройств. Обычно данная величина находится в пределах 20-25 см – так что, во избежание перегрева, озаботьтесь свободным размещением компонентов на стойке.
Заслуживающие по мнению редакции Hi-Fi.ru внимания напольные акустические системы 2024 года представлены в этой подборке.
2 июня 2024 года