10 лучших чёрно-белых фильмов, снятых в XXI веке
Wed, 02 Oct 2024 07:53:56 +0300 Wed, 02 Oct 2024 07:53:56 +0300Монохромная магия кино
В эпоху повсеместной доступности цифровых средств записи видео высочайшего качества с самыми яркими цветами кажется странным выбор некоторых режиссеров работать с чёрно-белым кадром. Причины для самоограничения у всех разные. Как различен и итоговый результат. Но одно можно отметить точно – чёрно-белое кино часто получается довольно сильным, ведь цвет остается инструментом, а подлинный талант способен проявить себя в необычной форме. Сегодня мы вспоминаем самые заметные картины текущего века, которые обошлись без цвета.
10. Небраска / Nebraska (2013)
Несмотря на то, что сейчас в монохромных версиях выходят даже фантастические блокбастеры (в ЧБ-варианте, например, можно посмотреть “Лигу справедливости Зака Снайдера” или “Годзилла Минус Один”), в первую очередь такое визуальное решение, конечно, настраивает на меланхоличное погружение в драму. И лучший пример такого степенного, эмоционального, трогательного кино – фильм “Небраска” режиссера Александра Пэйна. Главный герой картины – живущий в американской глубинке старик, который на старости лет решает пересечь страну. Не имеющий возможности остановить “несносного деда” сын отправляется с ним, а зрители в компании с героями любуются одноэтажной чёрно-белой Америкой и её жителями.
9. Франкенвини / Frankenweenie (2012)
Вряд ли кто-то из нас любил в детстве кукольные мультфильмы, да ещё и чёрно-белые - фуфуфу! Но Тим Бертон мастерски исправил этот приобретённый зрительский порок – его “Франкенвини”, несмотря на не слишком детский жанр семейного хоррора, вошёл в число любимых картин во многих семьях. Много лет назад Бертон начинал с короткой истории об умершем псе, которого безутешному хозяину удается оживить, словно чудовище Франкенштейна, но только в 2010-х студия Disney позволила сделать из этого полнометражную анимационную картину. Получилось зловеще, но увлекательно – всё, что мы любим у Бертона, но в фантастическом монохромном исполнении. Ужасы никогда ещё не были столь эстетически безупречными.
8. Город грехов / Sin City (2005)
Чёрно-белые комиксы – не такое уж и удивительное явление, многие авторы намеренно оставляют читателю простор для фантазии, загоняя свои истории в рамки карандашных набросков. “Город грехов” Фрэнка Миллера – ровно такой графический роман, редкие проблески цвета в нём используются для акцентирования, в остальном мир криминала в комиксе имеет только два оттенка. Экранная адаптация “Города” стала эталонной копией – зрители словно погружаются в ожившие наброски художника, сталкиваясь с невероятным напором контраста. Режиссер Роберт Родригес блистательно выполнил непростое упражнение, превратил набор картинок в поражающие воображение сцены, где чёрное противостоит белому и наоборот.
7. Контроль / Control (2007)
Фотограф Антон Корбейн создал невероятную галерею портретов самых ярких звезд музыки и кино и практически всегда работал исключительно с чёрно-белой пленкой. Поэтому, когда у голландца появилась возможность снять полнометражное кино, он разумно посчитал, что и здесь работать в привычной палитре ему будет удобнее. Очевидно, рука мастера действительно не подвела, “Контроль” – один из самых красивых фильмов о 1970-х несмотря на отсутствие цветовых пятен, дискотечных излишеств и акварельного передоза. История Йена Кертиса, солиста группы Joy Division, исполненная в чёрно-белой манере, выплескивает на зрителя столько драмы, что о цвете уже не вспоминаешь. Эта музыка будет вечной, если не пытаться её раскрашивать.
6. Трудно быть богом (2013)
Советско-российский долгострой двух поколений Германов вполне заслуживает места в десятке главных картин, выполненных в технике чёрно-белого кино. Экранизация фрагментов повести братьев “Стругацких” была задумана Алексеем Германом-старшим еще в 1968-м, съёмки то начинались, то прерывались на несколько лет, локации строились и разрушались, грязь Арканара то высыхала, то напитывалась влагой вновь – и всё для того, чтобы снимать кадр за кадром тяжелый путь цивилизации, утратившей понятие веры, красоты, благородства и справедливости. Тяжёлая картина, радикально отличающаяся от того, что принято называть фантастикой. Образец чистого искусства, намертво сцеплённого с двухцветным представлением о мире.
5. Белая лента / Das weiße Band – Eine deutsche Kindergeschichte (2009)
Австриец Михаэль Ханеке постоянно обращается в своих картинах к базовым чувствам человека и разбирается в том, как эстетика влияет на развитие общества. Драма “Белая лента” неслучайно оказалась лишена цвета помимо чёрного и белого с их полутонами – так можно наиболее выпукло показать, как красота превращается в ненависть, а ложь порождает насилие. Зрители отправляются в немецкую деревушку в канун начала Первой мировой войны – пасторальные пейзажи, казалось бы, ограждают её жителей от любых проявлений негативных чувств, но что-то тёмное пробивается даже внутри невинных детей. Автор не прячется за буйством красок и довольно чётко проговаривает чёрно-белым полотном – так зарождается нацизм.
4. Манк / Mank (2020)
От Дэвида Финчера, автора “Бойцовского клуба”, “Семь” и “Зодиака”, меньше всего ожидаешь грандиозного оммажа Голливуду 1940-х. “Манк” – впечатляющая биографическая драма, в центр которой поставлен прославленный сценарист Герман Манкевич, бесконечно талантливый и совершенно неуправляемый. Чтобы добиться от писателя плодотворной работы, продюсеры запирают его в домике посреди пустыни – именно отсюда в мир выйдет “Гражданин Кейн” во всей его эпической красе. Чёрно-белая палитра в данном фильме – не только указание на эпоху и заигрывание с духом времени. В сжатом цветовом пространстве сильнее оголяются нервы как исполнителя главной роли Гэри Олдмана, так и самого постановщика – это уже не игра.
3. Артист / Artist (2011)
То, что французский фильм о конце эпохи немого кино и прихода в кинематограф звука, взял практически все главные награды 2011 года (кроме преступно украденной у него Пальмовой ветви Канн) – ничуть не удивительно. Кинопризы раздают люди, влюбленные в данный вид искусства, а “Артист” Мишеля Хазанавичуса – пожалуй, одно из самых ярких признаний в любви тому, что происходит на съёмочной площадке, а позже на экране. Яркий, но при этом выполненный по канону фильмов начала прошлого столетия, “Артист” – это, буквально, немое чёрно-белое кино, снятое с учетом всех принятых в далёком прошлом правил и приемов. В наш век метапостмодерна такое ретро-решение смотрится свежо и по-своему красочно.
2. Рома / Roma (2018)
Мексиканский режиссер Альфонсо Куарон снял одну из самых впечатляющих частей Поттерианы, он показал все краски антиутопии в “Дитя человеческом”, вытащил нас в космос в “Гравитации”, но к наградам ближе всего подобрался со скромной чёрно-белой драмой “Рома”, которая стоила в десять раз меньше “Узника Азкабана”. И зрители, и – особенно – коллеги постановщика по цеху прониклись историей простой многодетной семьи из пригорода Мехико, оказавшейся втянутой в кровавые студенческие беспорядки 1971 года. Учитывая то, что Куарон выступил в проекте не только режиссёром, но и оператором, сценаристом, продюсером и монтажёром, можно сказать, что это главное дело его жизни. И это дело - чёрно-белое.
1. Маяк / The Lighthouse (2019)
“Маяк” Роберта Эггерса – не та лента, которая собирает призы и премии по всему миру, но это определенно картина, впечатлившая публику, очаровавшая критиков и вдохновившая десятки последователей. Такое сложно припомнить, чтобы столь скромная, копеечная (бюджет всего 4 миллиона долларов) лента стала предметом бурного обсуждения на самых разных уровнях – история двух мужчин, сталкивающихся в изоляции на острове с самыми тёмными своими демонами и страшными проявлениями окружающего мира, заставила спорить до хрипоты. Птицы, русалки, безумный свет, фрейдизм, жестокость и красота – всё смешалось на клочке неприветливых скал. И конечно, безупречно стильная, пугающая и пронзительная чёрно-белая картинка – в самое сердце.
30 шедевров кино о зомби, которые вы вряд ли видели, представлены в этой подборке.
26 мая 2023 года