Чудеса незаметности
Wed, 11 May 2022 20:51:02 +0300 Wed, 11 May 2022 20:51:02 +0300Цифроаналоговый преобразователь NAD M51
Чудеса незаметности
Цифроаналоговый преобразователь NAD M51
Цена – 60 000 руб.
NAD M51 принадлежит к очень популярному ныне классу устройств, широко представленных на рынке, — ЦАПам со встроенным предварительным усилителем, обширной коммутацией, непременным входом USB класса не ниже 2.0 для подключения к компьютеру и возможностью воспроизводить файлы с максимальным разрешением 24 бит / 192 кГц.
Не знаю, для кого как, но для меня имя NAD связано с началом моей карьеры аудиофила, и точно так же, наверное, было и с десятками тысяч любителей аудио во всем мире. NAD, подобно Roksan, Rotel, Monitor Audio и еще ряду честных хайфайных брендов, в свое время помог нам приобщиться к миру качественного звуковоспроизведения и сделать первые шаги в этом увлекательнейшем направлении. На рубеже 90-х и 2000-х гг. канадские усилители с литерой С побывали во множестве домов, где безотказно служили усилительным фундаментом, причем и сейчас они (или их обновленные аналоги) продолжают работать. Конечно, в каталоге фирмы издавна присутствуют источники, хотя моя персональная ностальгия и благодарность за первое знакомство связаны именно с усилителями. Чуть позже, на волне роста интереса к кинотеатральной технике, в домашней системе появился многоканальный ресивер NAD. Так что знакомство с брендом у меня отнюдь не шапочное. Со временем компания стала выпускать не только аналоговые, но и цифровые усилители, сконструированные по собственной интересной концепции и заслужившие похвалы в прессе, и свою топовую линейку компонентов с современным названием Masters она решила сделать именно в русле той концепции. И хотя аппараты эти совсем новые и ни один из них уже не работал у меня в домашней системе, ухо все еще ловит и узнает характерный почерк и стиль — на ином уровне, но все равно похожий.
Идея полностью цифрового усиления взята у базовой в серии модели М2 (у фирмы это называется технология Direct DigitalTM). Частота дискретизации входящего цифрового потока повышается до максимальной процессором, работающим с частотой 108 МГц, после чего изначальный PCM переводится в ШИМ-сигнал с частотой 844 кГц. Цифровую регулировку громкости выполняет нестандартный фирменный DSP, функционирующий с разрешением 35 бит. Выходные каскады, действующие в классе А, обеспечивают малое выходное сопротивление для беспроблемного согласования с усилителем мощности.
Как и остальные аппараты NAD из серии Masters, ЦАП М51 отличается строгим дизайном, простота которого дополнительно подчеркивается выбранным черным цветом корпуса (серебристый вариант, на мой вкус, смотрится поинтереснее). Когда устройство выключено, подобный стиль вообще можно было бы назвать «принципиально не привлекаю к себе внимания», поскольку черная передняя панель — абсолютно без украшательств и излишеств, с двумя кнопками по сторонам и еле заметными подписями — почти растворяется в помещении (впрочем, такая дизайнерская скромность в аудиотехнике имеет своих горячих приверженцев). При включении эта незаметность (если, конечно, считать, что именно ее и задумали создатели) нарушается очень яркой индикацией на информационном дисплее с крупными ярко-синими буквами и цифрами. В затемненном помещении экран привлекает даже слишком много внимания, и его хочется немного пригасить. Корпус довольно легкий, но цельнометаллический, сделан из тонкого алюминиевого листа, покрашенного порошковой краской. Передняя панель — толстая алюминиевая плита со слегка скругленными краями. Две находящиеся на ней кнопки отвечают за включение питания и за выбор активного входа. Сзади имеются пара очень неплохих длинных небалансных разъемов RCA для аналогового выхода и пара балансных портов XLR. Набор цифровых входов довольно разнообразен: оптический, коаксиальный на недлинном стандартном разъеме RCA, балансный AES/EBU, асинхронный USB 2.0; это все привычно. Из необычного и интересного — два порта HDMI, пока редко встречающихся в коммутационном арсенале стереокомпонентов. Разумеется, снимаемый с них сигнал — тоже только стереофонический. Третье гнездо HDMI — это видеовыход, сквозной канал для удобства коммутации видеосигнала, например, с универсального проигрывателя или стримера; он поддерживает формат 3D. Сзади рядом с сетевым гнездом есть еще и тумблер включения питания, а на передней панели — упомянутая кнопка перевода в рабочий или спящий режим. Комплектный пульт ДУ организован и сделан неплохо, хотя с ходу демонстрирует фирменную любовь к кинотеатральной технике. Кнопки из бархатистого на ощупь пластика разбиты на группы, а для пущей «тактильной навигации» некоторые из них (например, блок управления источником на универсальном пульте) даже заглублены и отделяются от остальных порожком. Из эргономических минусов пульта — бледный серый шрифт подписей: он не слишком хорошо читается даже при хорошем освещении. В комплект входят два сетевых шнура — с европейской и американской вилкой, а также блок-схема подключений аппарата в разных вариантах и подробное руководство на компакт-диске. С моей точки зрения, бумажная инструкция была бы лучше, хотя, впрочем, в большинстве случаев она не особо-то и нужна — все и так интуитивно понятно. Еще из замечаний — невозможность управления громкостью с самого ЦАПа. Плюсы заключаются в свободном и удобном расположении коммутационных разъемов на задней панели (крайне важная при эксплуатации вещь) и в хорошем качестве самих разъемов, а также в большом наборе цифровых входных опций. Так что по совокупности признаков оценка за удобство пользования получается высокой. При прослушивании по балансному цифровому соединению AES/ЕBU с транспортом Bryston BCD-1 громкость на встроенном предусилителе была выставлена на стандартные в таких случаях 0 дБ (минимум доступных значений равен –90 дБ, максимум +7 дБ). К задействованному в тесте интегрированному усилителю Burmester 032 ЦАП тоже был подключен с использованием балансного интерфейса.
О почерке NAD М51 можно сказать, что он в какой-то степени повторяет внешность аппарата и ориентирован на неяркость и общую комфортность восприятия. Последняя явно была поставлена во главу угла, запланирована и вполне успешно реализована проектировщиками. Звучание ритмически равномерное, не острое, без выпирания отдельных нот в записях или целых партий (например, полностью отсутствуют «жесть» и назойливое доминирование бочек ударника в жестких музыкальных жанрах). Верхушки звуков сделаны несколько округло, и вообще атака равномерно немного сглажена, но провисаний темпа или слипания разных нот из-за этого не возникает. С точки зрения отображения ритмической структуры все достаточно четко и внятно, по тембрам ситуация нейтральная, со средней насыщенностью. Голоса инструментов и вокал не кажутся ни перегруженными, ни особенно сухими и легковесными, сложные инструменты наподобие органа или медных духовых не сипят, не скрипят и не посвистывают в середине, как свойственно устройствам с пустыми тембрами. Ясности и звонкости можно было бы добавить, но до откровенно глухого саунда дело далеко не доходит. Компонент вполне сбалансирован по звуковым возможностям, нормально разделяет партии и инструменты, сохраняет их базовые пропорции и позволяет ощутить объем в записях. Тембры не очень глубокие, но адекватные рассматриваемому ценовому диапазону (то же можно сказать и про все остальные параметры). Это не High End с его волшебным звуком, особым характером, небольшими изюминками и большими особенностями, но это нормальный Hi-Fi с присущими ему честными достоинствами и рядом неизбежных ограничений.
Для нагруженных брутальных жанров модели несколько не хватает взрывной динамики, остроты и жесткости, а для масштабной симфонической классики — специфики и глубины индивидуальных тембров. Сильная сторона этого ЦАПа — неэкстремальная музыка разных направлений, особенно записанная с высоким качеством. Файлы в высоком разрешении воспроизводятся достаточно эффектно, сцена и объем заметно увеличиваются по сравнению с материалом стандартного разрешения. Наверное, не будет особенным преувеличением сказать, что аппарат заточен под современные жанры и форматы. Звучание при подключении по USB делается более округлым и приглушенным, при соединении классическим методом с CD-транспортом в акцентах появляется больше остроты и все становится более ясным и четким в целом. Мягкий популярный рок, неакадемический вокал и инструментальные композиции, красивые эмбиентные треки и неагрессивная электронная музыка передаются адекватно и с надлежащим настроем.
Результаты измерений
Ширина полосы пропускания NAD M51 не ограничена аналоговыми выходными каскадами и определяется лишь частотой оцифровки обрабатываемого сигнала (рис. 1). В области слышимых частот неравномерность и разбалансировка между каналами практически отсутствуют (не более 0,02 дБ). Проникающий сигнал не удалось выделить из-под шумовой планки даже в высокочастотном диапазоне. Спектры тестовых сигналов минимально окрашены продуктами нелинейных (рис. 2, для 1 кГц) и интермодуляционных (рис. 3, для комбинации 19 + 20 кГц) искажений. Максимальный уровень неискаженного сигнала на выходе составляет 2,0 В. Обращаем внимание, что данное значение соответствует положению регулятора громкости 0 дБ (у производителя указанного как референсное). Устройство позволяет усилить сигнал до 3,18 В, но при этом нами был отмечен рост нелинейных искажений.
Паспортные данные:
Тип – цифроаналоговый преобразователь со встроенным предварительным усилителем | Название – NAD M51 | Цифровые форматы – 16—24 бит / 32—192 кГц (USB / S/PDIF) | Частотная характеристика, Гц – 20—22 000 (по уровню ±0,5 дБ) | Отношение сигнал/шум (0 dBFS, 2 В Out), дБ – < 125 | Разделение каналов (0 dBFS, по уровню –1 дБ), дБ – 115 | Гармонические искажения + шум (0 dBFS), % – менее 0,0005 | Интермодуляционные искажения, % – 0,0001 | Аудиовходы – цифровой балансный AES/EBU, цифровой коаксиальный, цифровой оптический, USB 2.0, HDMI (2) | Аудиовыходы – стереопара RCA, стереопара XLR | Выходное сопротивление (RCA / XLR), Ом – 47 / 110 | Энергопотребление (standby / idle), Вт – менее 0,5 / 16 | Габариты, см – 43,5 x 7,8 x 29,6 | Масса, кг – 5,8
Результаты инструментальной экспертизы
Максимальный уровень выходного сигнала, В
2,0
Неравномерность АЧХ в диапазоне 20—20 000 Гц, дБ
менее 0,02
Верхняя граница (по уровню –3 дБ), кГц
более 80
Переходное затухание между каналами (на 10 кГц), дБ
менее 120
Отношение сигнал/шум (EIN), дБА
114
Выходное сопротивление, Ом
150
КНИ (1 кГц, 2 В, выход), %
0,001
КИИ (19 + 20 кГц), %
0,004
Оценки
+ | адекватный равномерный темпоритм, хорошее разделение голосов и инструментальных партий, общая комфортная подача | - | некоторые проблемы с разборчивостью по краям частотного диапазона, нивелированные индивидуальные различия в тембрах |
Вывод:
Аппарат с достаточно спокойным ровным звучанием и с подачей ближе к нейтральной, лишенный остроты или неприятной резкости, предпочитающий современную музыку разных жанров. Отличительные особенности NAD M51 — развитая коммутация и разнообразие входных форматов.
Мария Савина