Настоящий мордобой – 35 самых недооцененных файтинг-боевиков
Sat, 16 Nov 2024 18:36:40 +0300 Sat, 16 Nov 2024 18:36:40 +0300Самые дикие поединки в кино
Боевики о рукопашных схватках и боевых искусствах стали отдельным направлением жанра ещё в начале семидесятых. За пять десятилетий эти фильмы подарили нам феерическое разнообразие экшена, а запоминающиеся схватки можно найти не только во всем известных блокбастерах (вроде лучших фильмов Брюса Ли и Джеки Чана), но и в картинах, на которые редко обращают внимание. Чтобы отдать должное этими постановкам, мы вспомнили 35 ярких файтинг-боевиков, которые вы, возможно, не видели. Тут и забытые ранние хиты, и недооцененные картины 80-х и 90-х годов ХХ века, и современные ленты, которые легко было пропустить в потоке блокбастеров.
1. Месть / Bao chou (1970)
Страна – Гонконг | Режиссер – Чан Че | Продолжительность – 121 минута
Зачем смотреть: чтобы увидеть самый первый китайский боевик с отличным мордобоем
О чём: актер пекинской оперы погибает в потасовке с бандитами, и его младший брат выходит на тропу войны
Первые китайские боевики появились в прокате в 1920-х. Многие годы они следовали традиции пекинской оперы и предлагали средневековые сюжеты и сценическое фехтование на мечах с элементами акробатики. Но постепенно, под влиянием японского и западного кино, их эстетика менялась, и в 1970 году родился новый гонконгский стиль боевика – жесткое, приземленное зрелище с боями без правил и без оружия или с использованием подручных предметов. «Месть» Чан Че была провозвестником этого стиля. Она начиналась на оперной сцене, но вскоре обрушивала на зрителей вихрь схваток, в которых персонажи орудовали ножами и топорами или дрались без оружия. Действие ленты развивалось в 1920-е, когда Китай был раздроблен гражданской войной, и во многих городах правила безжалостная мафия. Слабые и продажные власти были против нее бессильны, и бросить вызов бандитам могли лишь разъяренные мстители вроде героя Дэвида Цзяна – каскадера и постановщика боев, которого «Месть» превратила в гонконгскую суперзвезду 1970-х.
Факт
Дэвид Цзян – сын ранних китайских кинозвезд, которые перебрались в Гонконг в 1940-х. Благодаря своей семье Дэвид начал сниматься, когда ему было всего 4 года.
2. Китайский боксер / Long hu dou (1970)
Страна – Гонконг | Режиссер – Джимми Ван Юй | Продолжительность – 87 минут
Зачем смотреть: чтобы оценить первый полноценный китайский боевик, где доминировали схватки без оружия
О чём: когда японские каратисты избивают и убивают учителя и учеников китайской школы ушу, чудом выживший ученик сбегает в горы и готовится к мести
Если «Месть» была предтечей нового направления в гонконгском кино, то «Китайский боксер» стал первым популярным китайским боевиком, где схватки без оружия были главным блюдом. Попутно картина предложила принципиально нового экранного героя. Заглавный персонаж в исполнении актера и каскадера Ван Чжэнцюаня (он же Джимми Ван Юй) был нищим рабочим, а не аристократом, ученым или романтическим бандитом. Плоть от плоти многих зрителей ленты, он искал в кунг-фу возможность подняться над собой и стать достойным своей возлюбленной. И когда японские интервенты унижали боевое искусство его товарищей и учителя, герой не сдавался, а глубже постигал кунг-фу, чтобы доказать, что фиаско его школы – не приговор китайским стилям. Если вы любите гонконгские фильмы, вы легко вспомните немало лент с аналогичным сюжетом и персонажами, и вы увидите, сколь многим обязано восточное кино «Китайскому боксеру». Главного злодея ленты сыграл китайский выходец из Индонезии Ло Ле, в дальнейшем ставший признанным мастером отрицательных образов.
Факт
«Китайский боксер» пользовался такой популярностью, что гонконгская молодежь заполонила школы боевых искусств и принялась штудировать историю Шаолиня.
3. Дуэль / Long hu dou (1970)
Страна – Гонконг | Режиссер – Чан Че | Продолжительность – 113 минут
Зачем смотреть: чтобы познакомиться с предтечей китайских боевиков о криминальных братьях по оружию
О чём: сын главаря триады и его наемный убийца мстят за смерть своего отца и «авторитета»
Если вы ищите корни драматичных гангстерских триллеров Джона Ву, вы найдете их в «Дуэли» Чана Че. В «Мести» с бандитами сражался доблестный герой, одержимый праведным гневом, а в «Дуэли» в центре повествования оказывалась гангстерская разборка. Центральные персонажи были ничем не лучше тех, кого они избивали и убивали, и у них было больше крови на руках, чем у многих их противников. Но зрители болели за них, потому что это были крутые и харизматичные парни и настоящие друзья, потому что они могли в одиночку или вдвоем раскидать целый зал преступников, и потому что главный герой мстил за отца и отстаивал честь семьи. Для китайцев это безусловно верное поведение, даже если речь идет о криминальной войне. Как и в «Мести», персонажи мастерски владели ножами и умело пользовались кулаками и ногами. Если в предшествующем фильме Чана Че Дэвид Цзян играл главного героя, а Ти Лун – его погибшего брата, то в «Дуэли» они вместе изобразили центральных персонажей. Цзян сыграл киллера, а Ти Лун – наследника мафиози.
Факт
Ти Лун освоил кунг-фу, потому что в юности работал разносчиком и не раз дрался с уличными гопниками. Его первым стилем был вин-чун. Со временем он также освоил боевые искусства Японии, Таиланда и Кореи.
4. Боксер из Шантунга / Ma yong zhen (1972)
Страна – Гонконг | Режиссеры – Чан Че, Пао Сюэли | Продолжительность – 129 минут
Зачем смотреть: чтобы насладиться первым китайским экранным боем с русским персонажем
О чём: нищий рабочий знакомится с шанхайским мафиози, вступает в его группировку и сам становится влиятельным бандитом благодаря своей силе и храбрости
Открыв талант Дэвида Цзяна, режиссер Чан Че не остановился на достигнутом и всего через год после «Мести» и «Дуэли» познакомил зрителей с новой звездой гонконгских боевиков. При желании Чэнь Куаньтая можно было заметить в «Мести», но там он был лишь эпизодником, а в «Боксере из Шантунга» постановщики доверили ему главную роль. И мастер боевых искусств, который с 9 лет осваивал шаолиньское кунг-фу, не подвел своих нанимателей. «Боксер из Шантунга» стал столь же популярным боевиком, как и его предшественники. Это была не только жесткая экшен-феерия, но и криминальная трагедия о славном парне, который втягивается в криминальную жизнь, обрастает подручными и обнаруживает, что за сладкую жизнь приходится дорого платить, теряя друзей и рискуя жизнью в войнах с конкурентами. Дэвид Цзян сыграл главаря, который открывал герою дорогу в мир триад. Профессиональный рестлер из Италии Марио Милано изобразил русского силача – одного из первых противников центрального персонажа. Похоже, что это было первое появление русского персонажа в гонконгском боевике.
Факт
«Боксер из Шантунга» был столь популярен, что в 1997-м и 2014-м в Гонконге выпустили его ремейки «Герой» и «Однажды в Шанхае».
5. Пять мастеров Шаолиня / Shao Lin wu zu (1974)
Страны – Гонконг, Тайвань | Режиссер – Чан Че | Продолжительность – 105 минут
Зачем смотреть: чтобы проследить эволюцию легенды о Шаолине в гонконгском кино
О чём: молодые монахи Шаолиня тайно тренируются, чтобы отомстить маньчжурским завоевателям за погибших товарищей и сожженный монастырь
Чан Че был не из тех режиссеров, кто довольствуется одним стилем. Хотя криминальные боевики были его коронным жанром, он также с удовольствием снимал исторические экшены вроде «Пяти мастеров Шаолиня», вдохновленного сожжением прославленного монастыря в XVII веке, когда к власти в Китае пришла маньчжурская династия Цин. По легенде, пять выживших монахов распространили шаолиньское боевое искусство по всему Китаю, и монастырь не канул в Лету, а восстановился и стал еще более уважаемым и влиятельным. Современные критики порой сравнивают «Пять мастеров» с «Мстителями» Marvel, поскольку это емкое эпическое кино о нескольких талантливых воинах – суперменах старого Китая. В фильме куда меньше драматургии, чем в «Боксере из Шантунга», но зато больше экшена, и каждый заглавный персонаж получил шанс блеснуть в схватках и тренировках (основных злодеев в картине тоже пятеро). Главных героев ленты сыграли Дэвид Цзян, Лун Ти, Фу Шэн, Чи Куаньчунь и Ман Фэй.
Факт
Хотя Шаолинь и династию Цин принято противопоставлять, большую часть своей истории императоры Цин благоволили монастырю и поддерживали его.
6. Уличный боец / Gekitotsu! Satsujin ken (1974)
Страна – Япония | Режиссер – Сигэхиро Одзава | Продолжительность – 91 минута
Зачем смотреть: чтобы познакомиться с главным японским карате-антигероем
О чём: мастер боевых искусств влипает в неприятности из-за своей готовности работать на преступников
Когда мы думаем о самых харизматичных мастерах кунг-фу из старого китайского кино, мы первым вспоминаем Брюса Ли. А кто был его аналогом в мире карате? Японский актер Синъити Тиба, известный на Западе как Сонни Чиба. Герой телесериалов, он вломился в большое кино, когда сыграл в «Уличном бойце», едва ли не самом экстремальном экшене о рукопашных схватках в первой половине 1970-х. В отличие от благородных героев Ли, персонаж Тиба был типичным антигероем, который с упоением нарушал закон и не задумывался о правилах морали. Он то сражался за бандитов, то воевал с ними, и его боевые приемы были столь жестокими, что «Уличный боец» в США получил прокатный рейтинг X, который обычно присваивался порнофильмами и садистским хоррорам. Именно эта картина много лет спустя вдохновила рисованную жестокость игры «Mortal Kombat», в то время как название фильма дало заглавие видеоигровой серии «Street Fighter». Кроме Тибы в картине снялся его учитель Масаси Исибаси, тренер по карате международного уровня и заметный актер злодейского амплуа.
Факт
В настоящее время «Уличный боец» находится в свободном доступе, потому что его правообладатель вовремя не продлил копирайт. Так что картину можно свободно распространять.
7. Человек из Гонконга / The Man from Hong Kong (1975)
Страны – Австралия, Гонконг | Режиссер – Брайан Тренчард-Смит | Продолжительность – 111 минут
Зачем смотреть: чтобы узнать, была ли в австралийском экшен-кино жизнь до фильмов Джорджа Миллера
О чём: гонконгский полицейский приезжает в Сидней, чтобы помочь местным полицейским разобраться с китайской мафией
Австралия стала признанной страной боевиков лишь после первого и второго «Безумного Макса», но на самом маленьком континенте и до этого выходили запоминающиеся экшен-ленты. Так, в 1975 году австралийский дебютант Брайан Тренчард-Смит и уже упоминавшийся гонконгский актер и постановщик боевиков Джимми Ван Юй из «Китайского боксера» создали первое по-настоящему удачное кино о сотрудничестве полицейских Востока и Запада. Герой Джимми Ван Юя играл первую скрипку и на голову превосходил своих сиднейских партнеров во всех отношениях, от владения языками до готовности рисковать жизнью. Изначально планировалось, что эту роль сыграет Брюс Ли, но сейчас трудно представить, что он справился бы с ней лучше, чем его почти столь же талантливый соплеменник. Помимо демонстраций кунг-фу в фильме были автомобильные погони, опасные трюки и даже полеты на дельтаплане. Главного австралийского злодея сыграл неудачливый Джеймс Бонд – Джордж Лэзенби из «На секретной службе Ее Величества».
Факт
Исполнителем трюков на дельтаплане был Грант Пейдж, знаменитый австралийский каскадер и постановщик экшена в «Безумном Максе».
8. Храм Шаолинь / Shao Lin si (1976)
Страна – Гонконг | Режиссер – Чан Че | Продолжительность – 126 минут
Зачем смотреть: чтобы получше познакомиться с нравами и порядками в монастыре Шаолинь
О чём: старшие монахи Шаолиня набирают новых учеников, чтобы подготовить воинов для сражения с маньчжурскими оккупантами
Если действие «Пяти мастеров Шаолиня» развивалось после уничтожения монастыря, то в «Храме Шаолинь» вторжение армии Цин происходило в кульминации. Поэтому эту картину порой называют приквелом «Пяти мастеров», благо что некоторые из задействованных в фильме актеров также снимались в предшествующем фильме и играли персонажей с теми же именами. Правда, создатели лент никогда не заявляли об их неразрывной связи, и картины не требуют двойного сеанса, чтобы разобраться во всех перипетиях истории монастыря и его обитателей. В отличие от «Пяти мастеров», «Храм Шаолинь» уделяет много времени мирной жизни и развитию отношений главных героев друг с другом, с их наставниками и с их боевым искусством. Зато последние полчаса – это грандиозное побоище, не теряющее из виду никого из персонажей и собирающее воедино все сюжетные линии картины. Главные роли в фильме исполнили Фу Шэн, Чи Куаньчунь, Лун Ти, Дэвид Цзян, Филип Квок и Джонни Ван.
Факт
«Храм Шаолинь» был первым историческим фильмом Чана Че, снятым без помощи его постоянного экшен-хореографа Лау Ка-Люна. Мэтры поссорились во время съемок фильма 1975 года «Марко Поло». В дальнейшем Лау Ка-Люн снял «Пьяного мастера 2» и другие заметные ленты.
9. Мстители в масках / Cha shou (1981)
Страна – Гонконг | Режиссер – Чан Че | Продолжительность – 92 минуты
Зачем смотреть: чтобы вместе с героями расследовать опаснейшие преступления
О чём: мастера боевых искусств преследуют кровавый культ, участники которого носят маски, насилуют женщин, убивают детей и пытают мужчин
Несмотря на все свои прошлые заслуги перед зрителями, Чан Че в начале 1980-х вышел из моды. У любителей гонконгских боевиков были новые кумиры вроде Джеки Чана, и Чан Че и его звезды уже не отвечали на запросы публики. Поэтому «Мстители в масках» были не столь успешны, как ленты, которые режиссер снимал в начале 1970-х, но это все равно кино, заслуживающее внимания. Особенно если вы предпочитаете мрачные, кровавые и интригующие боевики легкомысленным экшен-комедиям. «Мстители» начинаются как полицейский триллер, а не как боевик, и герои долго пытаются выявить членов и лидеров культа, пока, наконец, не обнаруживают их логово. В этот момент картина превращается сперва в напряженную приключенческую ленту о преодолении смертельно опасных ловушек, а затем – в полноценный размашистый экшен, когда выжившие герои и культисты сходятся в финальном бою. Ключевые роли в фильме исполнили Филип Квок, Чинь Сиу-Хо и Шен Чиан.
Факт
В юности Филип Квок и Шен Чиан вместе учились искусству пекинской оперы на Тайване и подрабатывали, снимаясь в массовке. Чан Че познакомился с ними в Тайбэе и убедил их переехать в Гонконг и играть в его фильмах.
10. Лорд Дракон / Lung siu yeh (1982)
Страна – Гонконг | Режиссер – Джеки Чан | Продолжительность – 102 минуты
Зачем смотреть: чтобы вспомнить, как Джеки Чан превратился из уморительного экшен-комика в блестящего трюкача
О чём: два шалопая из богатых семей ввязываются в войну с бандитами, которые крадут и продают за границу бесценные сокровища нации
Как экшен-герою выделиться на фоне конкурентов, которые не стесняются заимствовать его идеи, и которые могут повторить многие его удары и прыжки? В начале 1980-х Джеки Чан нашел свой ответ на этот вопрос, который мучил многих гонконгских актеров. Он начал строить картины вокруг головокружительных трюков, и он сам, на камеру рисковал жизнью, чтобы в итоге гордо показать свои неудачи на финальных титрах. Ведь провальные дубли лишь подтверждали, как трудно было снять сцену, и как много кумир работал, чтобы впечатлить зрителей. «Лорд Дракон» был первым экспериментом Чана в новом стиле, и гонконгская публика не приняла сочетание трюков, боевых сцен и шуток и гэгов, из-за чего картину редко включают в списки лучших лент актера. Действительно, это неровный фильм, и Чану нужно было еще поработать, чтобы начать выпускать безусловные шедевры. Однако «Лорд Дракон» – кино этапное, и его стоило бы увидеть, даже если бы это не был зажигательный комедийный боевик с отличной постановкой экшена. Вместе с Чаном в фильме снимался Марс (Чеунг Винг-Фат), один из ведущих каскадеров его труппы.
Факт
Во время съемок Чан разбил подбородок, и ему было трудно произносить реплики и командовать группой.
11. Зло во благо / Zhi fa xian feng (1986)
Страна – Гонконг | Режиссер – Кори Юэнь | Продолжительность – 85 минут
Зачем смотреть: чтобы побольше узнать о китайских фильмах Синтии Ротрок
О чём: гонконгский прокурор разочаровывается в системе правосудия и сам берется уничтожать преступников
Лучший друг и однокашник Саммо Хуна и Джеки Чана по Академии пекинской оперы в Гонконге, Юэнь Бяо стал третьим мушкетером в их команде и сыграл в целом ряде их знаменитых картин – например, в «Закусочной на колесах». Однако бывший дублер Брюса Ли хорошо смотрелся и без помощи своих именитых «братьев». Так, в 1986 году Юэнь Бяо отлично сыграл в драматичном боевике «Зло во благо», который поставил Кори Юэнь – еще один выпускник Академии, который ко времени съемок «Зла» успел выпустить в Америке «Не отступать и не сдаваться» и снять в Гонконге эпохальный «женский» боевик «Да, мадам!» с Мишель Йео и Синтией Ротрок. В «Зле» Ротрок сыграла сотрудницу полиции, которая сперва идет по следам героя, а затем становится его напарницей, когда обнаруживает, что закон бездействует, потому что преступники просочились в полицию. Хотя Бяо был главным героем картины, бой Ротрок с героиней Карен Шеперд (еще одной выдающейся американской спортсменкой, приглашенной сниматься на Востоке) порой называют самым ярким моментом «Зла». Также на картиной работали Мелвин Вон и Рой Чяо.
Факт
Карен Шеперд отказалась сниматься в сцене, где ее героиня погибает, и этот фрагмент был доснят с помощью дублерши.
12. Связь через Майами / Miami Connection (1987)
Страна – США | Режиссеры – Пак У-сан, Й. К. Ким | Продолжительность – 84 минуты
Зачем смотреть: чтобы вдоволь посмеяться над одним из самых эксцентричных малобюджетных боевиков 1980-х
О чём: добропорядочные музыканты-таэквондисты сражаются с ниндзя-мотоциклистами, которые торгуют наркотиками
Корейский мастер боевых искусств Й. К. Ким в 13 лет получил черный пояс по таэквондо, со временем стал педагогом и перебрался во Флориду, где открыл свою школу единоборств и превратил ее в сеть регионального масштаба. Однажды он рассказал о своем успехе на корейском ТВ, и постановщик малобюджетных боевиков Пак У-сан предложил Киму сотрудничество. Мастер так загорелся идеей спродюсировать кино и сыграть главную роль, что вложил в проект почти миллион долларов из своих личных средств и набрал актеров второго плана среди своих лучших учеников. Правда, Ким понятия не имел, как снимать кино (он даже поначалу не знал, что у фильма должен быть сценарий!), и фильм создавался по наитию, на непрофессиональном энтузиазме и с минимальным привлечением профи. Прокатчики от такого кино отказались, но в XXI веке о «Связи через Майами» вспомнили, и она стала культовой лентой для ценителей причудливого экшен-трэша. В этом смехотворном, но обаятельном кино слились криминальный боевик и музыкальный фильм с неожиданно удачным саундтреком.
Факт
Песню «Friends» из «Связи через Майами» можно услышать на финальных титрах популярной видеоигры «Far Cry 3: Blood Dragon», пародирующей кино и мультфильмы 1980-х.
13. Чудеса / Kei zik (1989)
Страна – Гонконг | Режиссер – Джеки Чан | Продолжительность – 122 минуты
Зачем смотреть: чтобы лучше понять любовь Джеки Чана к старому Голливуду и прошлому Гонконга
О чём: нищий, но везучий сельский житель приезжает в Гонконг, становится свидетелем бандитской разборки, и умирающий главарь нечаянно назначает его преемником
Из всех своих фильмов 1980-х Джеки Чан особенно выделяет «Чудеса» – плод его пристрастия к классическому Голливуду. Вдохновившись лентой Фрэнка Капры «Леди на один день», которая вышла в 1933 году и принесла мэтру его первую режиссерскую номинацию на «Оскар», Чан с впечатляющим размахом воссоздал в кадре довоенный Гонконг и рассказал невероятную историю. Его герой включался в криминальную жизнь, помогал уличной торговке выдать себя за богачку, чтобы впечатлить живущую в Шанхае дочь, и пытался объединить оба «проекта», с забавными и непредсказуемыми последствиями. «Чудеса» были криминальным триллером, комедией положений, историческим кино, эффектным боевиком… И даже немного мюзиклом. Амбициозная и изощренная режиссура ленты была на голову выше, чем в предшествующих творениях Чана. Правда, фильм получился слишком дорогим, чтобы окупиться в гонконгском прокате. Но к концу 1980-х мастер мог себе позволить снять кино для собственного удовольствия и для наслаждения поклонников. Вместе с Чаном в «Чудесах» сыграли Анита Муи, Гуа А-Лэ, Гэ Чжуньсюн, У Ма и Билл Тун.
Факт
Во время съемок студию накрыл тайфун, и дорогостоящие декорации пришлось строить заново.
14. Рикша / Kwun lung hei fung (1989)
Страна – Гонконг | Режиссер – Саммо Хун | Продолжительность – 95 минут
Зачем смотреть: чтобы восхититься уникальным боевым, комедийным и драматическим мастерством Саммо Хуна
О чём: рикша влюбляется в пассажирку, которая оказывается проституткой, и вместе с друзьями ввязывается с войну с бандитами, которые «крышуют» девушку
«Рикша» – одна из тех картин, которые нападают из засады и оглоушивают зрителей. Добродушные постеры и репутация Саммо Хуна как блестящего экшен-комика и выдающегося комедиографа убеждают публику, что их ждет легкомысленная лента о веселых проделках китайских «таксистов». И действительно, до определенного момента «Рикша» развивается как типичная лента Хуна, со смешными потасовками и ромкомными сценами. Ведь в фильме сразу две влюбленные пары! Однако в определенный момент к комедии примешиваются мелодрама и трагедия, и лента в итоге оказывается куда более серьезной и многогранной, чем кажется на первый взгляд. Среди ее боевых сцен отметим одновременно уморительную и жесткую схватку героя Хуна с персонажем гонконгского ветерана Лау Ка-Люна. Для сюжета эта схватка не слишком важна, и очевидно, что Хун вставил ее в сценарий, чтобы сделать роскошный подарок настоящим фанатам китайского кино. Также в картине снялись Макс Мок, Ман Хой, Нина Ли Чи, Фенни Юэнь, Альфред Чун, Билли Лау, Билли Чоу и Джон Шам.
Факт
Хотя основной язык Макао такой же, как в Гонконге (кантонский диалект китайского), до начала 1990-х голливудские фильмы там снимались куда чаще, чем гонконгские.
15. Лысый тигр, толстый дракон / Sau foo fei lung (1990)
Страна – Гонконг | Режиссер – Лю Чя-Юн | Продолжительность – 105 минут
Зачем смотреть: чтобы оценить выдающуюся гонконгскую вариацию на тему «Смертельного оружия»
О чём: бесшабашные полицейские в штатском противостоят гонконгскому наркобарону и международной шайке
Саммо Хун и гонконгский актер, режиссер и продюсер Карл Мака стали звездами в одно время, во второй половине 1970-х, и они не раз работали вместе, так как оба специализировались на комедийных боевиках. В «Лысом тигре, толстом драконе» харизматичные комики отчасти повторили, а отчасти спародировали популярные голливудские бадди-муви вроде «Смертельного оружия». Поэтому кино предлагает не только рукопашные схватки, но и детективные сюжетные повороты, автомобильную погоню и прочие приметы полицейского кино. Карл Мака никогда не был тренированным мастером единоборств, и Саммо Хун в фильме дрался за них обоих, тогда как его коллега в основном отвечал за разухабистый, подчеркнуто неполиткорректный юмор. Поскольку герой Хуна (как и сам актер) преклонялся перед Брюсом Ли, в картине много отсылок к картинам суперзвезды и впечатляющих демонстраций таланта и грации Хуна, подражающего своему кумиру. Также над лентой работали Кэрри Нг и Ванда Юнг.
Факт
В Гонконге Карл Мака более всего известен как герой экшен-комедийного киноцикла «Безумная миссия» о гениальном воре и недотепистом сыщике, которые разыскивают украденные драгоценности.
16. Железная обезьяна / Siu nin wong fei hung chi: Tit ma lau (1993)
Страна – Гонконг | Режиссер – Юэнь У-Пин | Продолжительность – 90 минут
Зачем смотреть: чтобы заглянуть в начало звездной фильмографии Донни Йена
О чём: провинциальный врач по ночам грабит богачей и чиновников, чтобы было на что лечить бедняков
Джеки Чан стал звездой, когда сыграл в «Пьяном мастере» Вон Фэйхуна – легендарного реформатора стиля хунгар и народного героя для жителей Гонконга и Южного Китая. В свою очередь, младший коллега Чана Донни Йен записался в кумиры публики, когда изобразил в «Железной обезьяне» Вон Кейина, отца Фэйхуна. Кейин стал врачом, чтобы содержать семью, однако его истинным призванием были боевые искусства, которые он освоил под руководством наследника традиций Шаолиня и передал своему сыну. «Железная обезьяна» предложила свое видение молодости Вона Кейина и детства Фэйхуна и рассказала, как воин-врач стал сподвижником народного мстителя и противником жестоких чиновников и продажных монахов, опозоривших доброе имя Шаолиня. Эта динамичная картина стала первым шедевром в резюме Донни Йена и одной из лучших режиссерских работ великого экшен-хореографа Юэнь У-Пина. Заглавного «Робин Гуда» сыграл Юй Жунгуан, а маленького Вон Фэйхуна изобразила Энджи Цан, чемпионка Гонконга по ушу среди юниоров.
Факт
Несмотря на свое название и участие Донни Йена, фильм 1996 года «Железная обезьяна 2» был не сиквелом картины 1993 года, а новой вариацией на тему воина в маске, который карает злодеев и помогает беднякам.
17. Большой босс 2 / Chin long chuen suet (1997)
Страна – Гонконг | Режиссер – Донни Йен | Продолжительность – 94 минуты
Зачем смотреть: чтобы убедиться, что Донни Йену лучше играть и ставить поединки, чем создавать фильмы
О чём: удалившийся от мира непобедимый воин вспоминает свое кровавое прошлое в Китае после Второй мировой войны
На волне своих актерских успехов Донни Йен в середине 1990-х основал собственную студию и начал снимать кино как режиссер. В результате он чуть не разорился, и ему пришлось ехать в Голливуд, чтобы зарабатывать как постановщик боев и расплачиваться с долгами. После этого Йен надолго зарекся снимать фильмы, и, пожалуй, он тогда проявил завидное здравомыслие и верно оценил свои способности. Его дебютная режиссерская работа «Легенда о Волке» – нагляднейшая демонстрация сильных и слабых сторон звезды как творца в кадре и за кадром. Йен блистал в каждой экшен-сцене и убедительно смотрелся в образе супервоина и бывшего бандита. Но вместо связной и проникновенной истории о духовной эволюции человека с чужой кровью на руках «Легенда» была не слишком внятной чередой флэшбеков и галереей слабо прописанных персонажей. Неудивительно, что картина провалилась в прокате, но задержалась в памяти фанатов файтингов. Вместе с Йеном в фильме снялись Карман Ли и Дайо Вон.
Факт
Мать Донни Йена Май Баочань была одним из первых преподавателей ушу в США. Именно благодаря ей термин «ушу» проник на Запад. В 1984 году женщина выиграла золотую медаль на первом международном чемпионате по тай-чи в городе Ухань.
18. Огонь из преисподней / Fire Down Below (1997)
Страна – США | Режиссер – Феликс Энрикес Алькала | Продолжительность – 105 минут
Зачем смотреть: чтобы напомнить себе, каким был Стивен Сигал, пока не стал русским
О чём: следователь из экологического ведомства приезжает в захолустный городок, чтобы расследовать гибель коллеги и незаконное захоронение токсичных отходов
В 1998 году Стивен Сигал перешел из большого кино в мир фильмов только для видео, так что «Огонь из преисподней» был одним из его последних значимых прокатных релизов. Это был не столь удачный проект, как такие ранние хиты Сигала, как «В осаде», но он куда лучше отражал душу звезды, чем фильмы, где актер не был продюсером и не влиял на содержание ленты. В «Огне» к обычным для Сигала эффектным экшен-сценам (не только дракам, но и погоням и перестрелкам) прилагались музыкальные интерлюдии с участием самого актера, недурно играющего на гитаре, и признанных звезд кантри. Также картина привлекала внимание публики к вполне реальным и серьезным экологическим проблемам провинциальной Америки. Ведь там корпорации и коррупционеры могут сбрасывать отраву куда угодно, лишь бы сэкономить на переработке. Была в «Огне» и романтическая линия, нетипичная для картин Сигала. Вместе с главной звездой над лентой работали Мардж Хельгенбергер, Стивен Лэнг, Брэд Хант, Крис Кристофферсон и Гарри Дин Стэнтон. Пожалуй, это было лучшее обрамление Сигала во всей его карьере.
Факт
Картина изначально разрабатывалась для Брюса Уиллиса, и она планировалась как криминальная драма с элементами триллера. Когда Сигал заменил Уиллиса, проект был переосмыслен как полицейский боевик.
19. Противостояние / Versus (2000)
Страна – Япония | Режиссер – Рюхэй Китамура | Продолжительность – 119 минут
Зачем смотреть: чтобы познакомиться с японским экшен-героем Таком Сакагути
О чём: сбежавший преступник забредает в волшебный лес, который превращает убитых людей в зомби
В 2003 году режиссеру Рюхэю Китамуре доверили бюджет в 20 миллионов долларов и право снять очередной фильм о Годзилле, который вышел на 50-летний юбилей цикла. Это была большая часть для начинающего постановщика, и Китамура заслужил ее, когда 4 годами ранее снял «Противостояние» и с ноги открыл дверь в большое кино. «Противостояние» начиналось как любительский проект, и постановщик сам нашел на него 10 тысяч долларов, взяв в займы у друзей и родных. Этот был большой риск для человека, с которым не хотели работать продюсеры, и Китамура боялся, что лента станет его последним кино. Поэтому он собрал в «Противостоянии» все, что ему нравилось: перестрелки, рукопашные схватки, поединки на мечах, якудза, зомби, хоррор, ироничный юмор и постапокалиптическую фантастику. Это было адское, безумное варево, но оно было неожиданно удачно сыграно и снято для кино за 10 тысяч долларов. Фильм мгновенно стал культовым – в точности, как некогда «Зловещие мертвецы», успех которых послужил для Китамуры путеводной звездой. Главную роль в «Противостоянии» исполнил Так Сакагути, которого режиссер нашел на подпольных боях без правил и превратил в звезду малобюджетных японских боевиков.
Факт
Знаменитый японский создатель видеоигр Хидео Кодзима был одним из статистов «Противостояния». В дальнейшем Кодзима доверил Китамуре постановку сюжетных роликов для игры «Metal Gear Solid: The Twin Snakes».
20. S.P.L. Звезды судьбы / Saat po long (2005)
Страны – Гонконг, Макао | Режиссер – Уилсон Ип | Продолжительность – 93 минуты
Зачем смотреть: чтобы увидеть Донни Йена, Саммо Хуна и Джеки Ву в одном кадре
О чём: одержимый инспектор полиции, умирающий от опухоли мозга, пытается перед смертью отправить за решетку коварного главаря триады
Донни Йен, Саммо Хун и Джеки Ву, самый кассовый герой боевиков современного Китая, в ключевых ролях в одной картине. Что еще стоит знать об этом великолепном полицейском кино? Что это мрачнейшая и бескомпромиссная лента, которая заставляет зрителей не только восхищаться боевым мастерством ее звезд, но и переживать за персонажей и задумываться о том, как далеко заводит настоящих мужчин их нежелание отступать, сдаваться, смиряться с ударами судьбы, и как одержимость одного человека может засасывать других людей в его опасное предприятие. К 2005 году Уилсон Ип пришел опытным постановщиком, покорившим зрителей в нескольких жанрах, однако «S.P.L.» вывела его на новый уровень и поставила вровень с ведущими китайскими мастерами. Что он в дальнейшем подтвердил такими фильмами, как эпопея «Ип Ман». Вместе с уже перечисленными маэстро боевиков в картине снялся Саймон Ям, звезда гонконгского криминального кино и участник съемок голливудского блокбастера «Лара Крофт: Расхитительница гробниц 2 – Колыбель жизни».
Факт
«Ша По Лан» – это общее название трех ярких звезд, которые используются для гадания в одном из направлений китайской астрологии. Одна из этих звезд символизирует власть, другая – разрушение, а третья – влечение.
21. Врата дракона и тигра / Lung foo moon (2006)
Страны – Гонконг, Китай | Режиссер – Уилсон Ип | Продолжительность – 87 минут
Зачем смотреть: чтобы узнать, как выглядят гонконгские кинокомиксы
О чём: единокровные сыновья мастера боевых искусств живут по разные стороны закона, пока не оказываются противниками криминального культа
Поскольку в России о существовании китайских комиксов узнали намного позже, чем о комиксах из Японии, у многих из нас возникло ощущение, что китайцы подражали японцам, когда создавали свою комикс-индустрию. На самом деле, обе индустрии развивались параллельно, и популярные комиксы выходят в Гонконге много десятков лет. Так, первый китайский хитовый комиксный боевик «Врата дракона и тигра» появился в продаже в 1970 году. Он вдохновил многие позднейшие произведения, а в 2006 году обзавелся вольной экранизацией с участием таких звезд, как Донни Йен и Николас Це. В интерпретации Уилсона Ипа «Врата» предстали залихватским экшен-триллером о добродетельных и преступных воинах со сверхъестественными способностями. Это далеко не такое сильное кино, как «S.P.L.», но это достойный образчик китайского кинокомиксного экшена – своего рода гонконгский ответ голливудскому супергеройству. Вместе с исполнителями ролей Тигра и Дракона в фильме снялись Шон Юе, Дун Цзэ и Юэнь Ва.
Факт
Изначально предполагалось, что Донни Йен поставит картину и не будет в ней играть. Однако, когда продюсеры передумали, Йен быстро согласился пересесть с режиссерского стула в гримерное кресло главной звезды.
22. Город насилия / Jjakpae (2006)
Страна – Южная Корея | Режиссер – Рю Сын-ван | Продолжительность – 92 минуты
Зачем смотреть: чтобы насладиться настоящим корейским киномордобоем
О чём: старые друзья бывшего гангстера, зарезанного уличными хулиганами, решают выследить и наказать убийц
Корейский режиссер Рю Сын-ван вырос на фильмах Брюса Ли и Джеки Чана, и он с детства мечтал снимать такое кино и играть в нем. Поэтому он всерьез занимался таэквондо. Будущего постановщика не остановило даже то, что он рано потерял родителей и вынужден был бросить учебу и зарабатывать как придется, чтобы содержать себя и младшего брата. Не получив профессионального образования, Рю нашел друзей в киномире, начал снимать короткометражки и стал культовым творцом благодаря тому, что его зарисовки расходились по Интернету. В 2002 году он выпустил свое первое большое кино, а в 2006-м Рю создал свой первый экшен-шедевр – криминальный боевик «Город насилия». Почти весь бюджет был потрачен на великолепно снятые реактивные побоища, который Рю создал вместе с каскадером и постановщиком экшена Чон Ду-хоном. Они сами сыграли две главные роли – полицейского и коллектора, которые выходят на тропу войны и выясняют, что гопники-убийцы работали на куда более опасных преступников. Главного злодея ленты изобразил Ли Бом-су.
Факт
Чон Ду-хону на момент съемок было 40 лет, и он чувствовал, что его каскадерская карьера подходит к концу. Поэтому он старался показать в кадре все, на что способен, чтобы потом не жалеть об упущенной возможности.
23. Шоколад / Chocolate (2008)
Страна – Таиланд | Режиссер – Прачья Пинкаю | Продолжительность – 92 минуты
Зачем смотреть: чтобы перенестись в золотой век тайского экшен-кино
О чём: аутичная девушка самостоятельно осваивает боевые искусства и решает использовать свой талант, чтобы собрать долги умирающей матери
Тайский постановщик Прачья Пинкаю прославился благодаря работе с мастером муай-тай и экшен-героем Тони Джа. Их совместный хит «Онг Бак» и последующие картины стали сенсацией во всем мире и поставили вопрос, будут ли Пинкаю и Джа столь же успешны друг без друга. Ведь прежде ни один тайский боевик такого международного признания не удостаивался. Ответа пришлось ждать пять лет, и вышедший в 2008 году «Шоколад» доказал, что Пинкаю может превратить в звезду не только крепкого парня, но и маленькую смазливую девушку с черным поясом по таэквондо. Несмотря на отсутствие опыта, открытая режиссером Янин Висмитананда выступила на уровне Тони Джа и Джеки Чана – по крайней мере, в плане боевого мастерства и готовности выполнять опаснейшие трюки ради удовольствия зрителей. Чтобы никто не усомнился в том, как проходили съемки, прокатчики сопроводили картину нарезкой неудачных и болезненных дублей, в лучших традициях китайской суперзвезды.
Факт
Прачья Пинкаю познакомился с Янин Висмитананда, когда помогал своему коллеге Панне Риттикраю искать актрис для боевика «Рожденный сражаться», где среди персонажей были спортсменки-таэквондистки.
24. Красный пояс / Redbelt (2008)
Страна – США | Режиссер – Дэвид Мэмет | Продолжительность – 99 минут
Зачем смотреть: чтобы оценить боевик от мэтра умного голливудского кино
О чём: нуждающийся в деньгах преподаватель боевых искусств получает от брата-спортсмена предложение участвовать в боях MMA
Когда слышишь имя американского драматурга Дэвида Мэмета, на ум приходят такие его прославленные сценарные работы, как риэлторская драма «Гленгарри Глен Росс» и политическая трагикомедия «Хвост виляет собакой», и кажется странным, что в резюме Мэмета есть спортивный боевик «Красный пояс». Но потом вспоминаешь, что сценарист работал над шпионским триллером «Ронин» и криминальным триллером-биопиком «Неприкасаемые», и осознаешь, что боевик для Мэмета – жанр знакомый. Если это не чистый экшен, а сочетание динамичных сцен и драматичных диалогов. Как и некоторые другие ленты Мэмета, «Красный пояс» заглядывает в душу профессионалу, который гордится своей работой и переживает из-за того, что судьба и окружающие заставляют его пойти на компромисс с совестью – участвовать в боях, где противники специально подобраны, чтобы гарантировать результат и выигрывать на ставках. Это обычная коллизия для спортивного кино, на Мэмет раскрыл ее со всем своим талантом и с участием таких звезд, как Чиветель Эджиофор, Тим Аллен, Алиси Брага, Родриго Санторо, Эмили Мортимер и Джо Мантенья. Также в картине засветился Дэн Иносанто, любимый ученик Брюса Ли. За постановку боев отвечали тренеры ММА.
Факт
До того, как поставить «Красный пояс», Дэвид Мэмет шесть лет изучал бразильское джиу-джитсу. Во время съемок они с Эджиофором сошлись в дружеском поединке, и Мэмет быстро победил.
25. Железный кулак / The Man with the Iron Fists (2012)
Страны – США, Гонконг | Режиссер – RZA | Продолжительность – 96 минут
Зачем смотреть: чтобы узнать, что получится, если скрестить гангста-рэппера с китайским боевиком
О чём: иностранные воины оказываются вовлечены в криминальную войну в провинциальном Китае XIX века
Американский рэппер Роберт Диггз, более известный как RZA, назвал свою группу «Wu-Tang Clan», потому что с детства обожал китайские кунг-фу боевики. С годами его любовь к жанру только усилилась, и, когда RZA внедрился в Голливуд благодаря работе над саундтреком «Убить Билла», он загорелся идеей самому придумать и снять экшен в гонконгском стиле и сыграть в нем главную роль. Так появился «Железный кулак», сценарий которого RZA сочинил вместе с Элаем Ротом, режиссером «Хостела». Понятно, появление в китайской деревне XIX века чернокожего кузнеца, британского солдата и западного наемника можно объяснить только желанием RZA сняться в компании Рассела Кроу и Дэйва Баутисты. Но кто смотрит разухабистые ушу-боевики ради исторической достоверности? Главное – что за бои в картине отвечал гонконгский ветеран Кори Юэнь, и это впечатляющее зрелище для кино, поставленного энтузиастом-дебютантом. Подобно героям западных и гонконгских комиксов, персонажи «Кулака» используют как боевые навыки, так и сверхчеловеческие способности вроде умения героя Баутисты превращать свое тело в непробиваемый металл. Также над лентой работали Люси Лью, Байрон Манн, Джейми Чон, Рик Юн, Кунг Ле, Гордон Лю и Чэнь Куаньтай.
Факт
Первая монтажная версия фильма продолжалась 4 часа, и RZA подумывал разбить проект на две серии, пока Рот не убедил его сократить ленту до полутора часов.
26. Ниндзя 2 / Ninja: Shadow of a Tear (2013)
Страна – США | Режиссер – Айзек Флорентайн | Продолжительность – 95 минут
Зачем смотреть: чтобы убедиться, что Скотт Эдкинс – лучший британский ниндзя
О чём: выросший в Японии и ставший мастером ниндзюцу американец мстит убийцам своей жены
Сиквелы боевиков бывают сильнее предшествующих фильмов чаще, чем ленты других жанров. Ведь успех первого фильма позволяет вложить в трюки второй картины больше средств и усилий, а отсутствие необходимости представлять центральных персонажей оставляет больше времени для экшена. Вот и «Ниндзя 2», один из многочисленных совместных проектов израильско-американского постановщика Айзека Флорентайна и британского экшен-героя Скотта Эдкинса, получился зрелищнее, чем первый «Ниндзя», где главный герой сражался со своим бывшим соучеником в Нью-Йорке. Во второй серии персонаж Эдкинса воевал в Таиланде и Бирме, и его приключения были опаснее, а противники – многочисленнее. И, как обычно, британец доказывал, что его не повезло родиться в эпоху, когда «мужские» боевики 1980-х вышли из моды. Был бы Эдкинс постарше, мы бы называли актера с таким боевым талантом одной из главных звезд его эпохи. К счастью, невезение англичанина не мешает нам наслаждаться экшен-сценами, которые в «Ниндзя 2» поставил Тим Ман, один из создателей «Убить Билла». Вместе с Эдкинсом в фильме снялись Кейн Косуги и Сюн Сугата.
Факт
Во время съемок Эдкинс повредил спину, и ему впервые в карьере пришлось прибегнуть к помощи дублера в нескольких трюковых сценах.
27. Безумный мир / The Crazy World. Ani Mulalu? (2014)
Страна – Уганда | Режиссер – И. Г. Дж. Набвана | Продолжительность – 65 минут
Зачем смотреть: чтобы поразиться тому, что в Уганде снимают боевики
О чём: похитители детей попадают впросак, когда крадут дочь лучшего спецназовца Уганды и других маленьких мастеров боевых искусств
Уганда – одна из самых коррумпированных и нищих африканских стран, но даже там есть известный во всем мире культовый экшен-режиссер, которого называют «угандийским Тарантино». Когда Исаак Набвана был маленьким, он ни разу не видел кино, но слышал от старших, что это такое, и полюбил его еще до того, попал на свой первый киносеанс. Со временем он научился снимать и монтировать, создал домашнюю студию и начал создавать музыкальные клипы, а затем и микробюджетные полнометражные фильмы, которые Набвана выкладывает на YouTube. Его фирменный стиль, ярче всего проявившийся в «Безумном мире», – зажигательная и нарочито несерьезная экшен-комедия, где отсутствие денег на костюмы, декорации и убедительные эффекты компенсируется уморительной и изобретательной бесшабашностью действия и энтузиазмом актеров, набранных среди соседей и родственников режиссера (одного из юных героев «Мира» сыграл сын Набваны). Название ленты не обманывает – это в самом деле упоительное безумие, пародирующее голливудские и гонконгские боевики.
Факт
Во всех фильмах Набваны есть сцена с вертолетом. Режиссер включает ее в память в том, что чудом уцелел, когда в детстве попал под вертолетный обстрел.
28. Рейд: Пуля в голове / Headshot (2016)
Страна – Индонезия | Режиссеры – Кимо Стамбол, Тимо Тьяджанто | Продолжительность – 117 минут
Зачем смотреть: чтобы познакомиться с аутентичным индонезийским криминальным боевиком
О чём: потерявший память человек приходит в себя в сельской больнице и вскоре осознает, что у него кровавое прошлое
Мастер индонезийского боевого искусства силат Ико Увайс попал в кадр и стал экшен-звездой благодаря британскому режиссеру Гарету Эвансу, который приехал в страну, чтобы снять документальный фильм, а в итоге создал международный хит «Рейд». Индонезийцам было, конечно, приятно, что их актеры прославились на всю планету, но они наверняка бы предпочли, чтобы «Рейд» поставил местный творец, а не иностранец. Что ж, «Пуля в голове», которая, вопреки российскому названию, никак не связана с лентой Эванса, предлагает посмотреть, на что способны индонезийские постановщики, известные как братья Мо (на самом деле они лишь бывшие друзья по колледжу). «Пуля» была их первым боевиком, и потому они оперлись на сюжет «Идентификации Борна», чтобы создать свое видение экшена о дезориентированном убийце, который оказывается противником мафии, превратившей его в машину смерти. «Пуля» была одним из самых кровавых экшенов 2016 года, и некоторые чувствительные критики даже жаловались, что в картине слишком много схваток и смертей. Увайс сам отвечал за постановку боевых сцен. Главную женскую роль в фильме исполнила Челси Ислан.
Факт
Братья Мо начинали как постановщики хорроров и слэшеров. Их первый короткометражный фильм был снят в Австралии, где они вместе учились.
29. План Б: Нафиг план А / Plan B: Scheiß auf Plan A (2016)
Страна – Германия | Режиссеры – Уфук Генч, Михаил Попеску | Продолжительность – 103 минуты
Зачем смотреть: чтобы посмеяться над немецкой пародией на мордобойный экшен
О чём: незадачливые каскадеры нанимаются на съемки и случайно, перепутав адреса, вмешиваются в планы берлинского криминального авторитета
В свое время Западная Германия славилась вестернами с югославским «индейцем» Гойко Митичем, но в наши дни немцы почти не снимают заметные экшен-ленты. Неудивительно, что многонациональная берлинская каскадерская команда Reel Deal в основном работает с американцами над международными блокбастерами вроде «007: Координаты “Скайфолл”». Однажды Reel Deal надоело искать свои имена в бесконечных титрах-поминальниках, и ее участники сами придумали и поставили боевик. Не мудрствуя лукаво, они сделали героями ленты карикатуры на самих себя и сочинили занятное и уморительное криминально-пародийное приключение, по ходу которого смогли показать все, что могут и умеют – с поправкой на отсутствие голливудского финансирования. В итоге фильм заметили во всем мире, и он удостоился номинации на американскую каскадерскую премию Taurus в категории «Лучший экшен в иностранном кино». Главные роли в картине сыграли Джан Айдын, Чарли Юн, Фон Джан и Юджин Боатенг.
Факт
Компания Amazon Studios купила права на создание американского ремейка «Плана Б». Сейчас она работает над этой лентой.
30. Злодейка / Aknyeo (2017)
Страна – Южная Корея | Режиссер – Чон Бён-гиль | Продолжительность – 124 минуты
Зачем смотреть: чтобы впечатлиться отличной южнокорейской интерпретацией «Никиты»
О чём: секретная спецслужба похищает криминальную киллершу и предлагает ей место в своих рядах
Когда не слишком известная картина представляет собой очевидный ремейк классического кино, ее так и хочется пропустить в пользу чего-то более оригинального. Но если вы в свое время пропустили «Злодейку» только потому, что это вольное переосмысление «Никиты» Люка Бессона, то вы многое потеряли. Картину не зря представили публике на Каннском фестивале и удостоили нескольких технических и жанровых наград на фестивалях в Южной Корее и за ее пределами. Это одновременно сентиментальный и ураганный боевик, который, при всем уважении к Бессону, лучше смотрится, чем «Никита». Это праздник стильного экшена, как огнестрельного, так и рукопашного. Семейно-романтическая интрига тут тоже сильнее – если, конечно, вы не против корейского подхода к экранной лирике и мелодраматичным сюжетным поворотам. Главную героиню изобразила звезда корейского кино и ТВ Ким Ок-пин, с детства занимавшаяся таэквондо и хапкидо (корейское боевое искусство, родственное дзюдо). Главную мужскую роль исполнил Щин Ха-гюн.
Факт
Щин Ха-гюн прославился благодаря южнокорейскому прокатному суперхиту 2000 года «Объединенная зона безопасности», одним из сценаристов которого был будущий создатель «Олдбоя» Пак Чхан-ук.
31. Ночь идет за нами / The Night Comes for Us (2018)
Страна – Индонезия | Режиссер – Тимо Тьяджанто | Продолжительность – 121 минута
Зачем смотреть: чтобы увидеть экранную войну двух главных звезд индонезийского экшен-кино
О чём: элитный боевик триады не решается убить маленькую свидетельницу кровавой расправы, и он становится врагом для своих подельников
Успех «Пули в голове» вдохновил ее создателей Кимо Стамбола и Тимо Тьяджанто начать сольные режиссерские карьеры и сотрудничать лишь как продюсеры. Они не поссорились – просто Стамбол хотел работать только над хоррорами, а Тьяджанто также намеревался снимать боевики вроде «Пули». Поэтому в 2018 году Тьяджанто выпустил ужастик «Пока дьявол не позовет» и криминальный экшен «Ночь идет за нами». Последняя картина вышла столь сильной и кровавой, что ее почти сразу после премьеры купила компания Netflix, дабы впечатлить зрителей всего мира экранным противостоянием бывших соратников по «Рейду» Джо Таслима и Ико Увайса. В «Ночи» Таслим сыграл киллера, у которого внезапно проснулась совесть, а Увайс – его бывшего соучастника, который готов убить друга ради возможности потрафить триаде и подняться по криминальной лестнице. В итоге обоим приходится туго, потому что они прибегают к помощи старых друзей и превращают свое противостояние в масштабную разборку двух группировок.
Факт
Тимо Тьяджанто надеется снять ответвление «Ночи», посвященное героине Джулии Эстелл – таинственной женщине-убийце, которая в фильме пытается расправиться со всеми элитными боевиками.
32. Тройная угроза / Triple Threat (2019)
Страны – Таиланд, Китай, США | Режиссер – Джесси Джонсон | Продолжительность – 96 минут
Зачем смотреть: чтобы побывать на экшен-пиру по рецепту «Неудержимых»
О чём: главарь международного отряда наемников предает двух своих новых подчиненных, и те становятся его заклятыми врагами
Вдохновившись успехом «Неудержимых», британский каскадер, постановщик трюков и режиссер Джесси Джонсон собрал свой отряд экшен-звезд – не столь прославленных, как Сильвестр Сталлоне и Джет Ли, но зато находящихся в лучшей форме и более мотивированных «жечь» в кадре. В центре сюжета «Тройной угрозы» оказались таец Тони Джа, индонезиец Ико Увайс и англичанин Скотт Эдкинс, а с боков их поддержали экшен-хореограф «Убить Билла» Тайгер Чэнь, Майкл Джей Уайт из «Неоспоримого 2», бывший чемпион ММА Майкл Биспинг, Селина Джейд из «Войны волков 2» (одного из главных блокбастеров в истории Китая), Янин Висмитананда из «Шоколада» и Рон Смуренбург из «Кто я?» Джеки Чана (если вы смотрели этот фильм, вы помните его шикарную финальную схватку). Критики разошлись во мнении, смог ли Джонсон выжать все, что можно, из такой команды, или же картина могла быть еще реактивнее и мускулистее, но это тот случай, когда поклонникам боевиков стоит составить свое мнение, а не полагаться на чужой вкус.
Факт
Немецкий рекламный слоган картины гласил: «Как ”Неудержимые”, но без пенсионеров».
33. Британский психопат / Avengement (2019)
Страна – Великобритания | Режиссер – Джесси Джонсон | Продолжительность – 87 минут
Зачем смотреть: чтобы снова отправить Скотта Эдкинса за решетку
О чём: бывший спортсмен, сидящий за убийство, сбегает из заключения, берет в заложники посетителей бара и рассказывает им, как дошел до жизни такой
Скотт Эдкинс – актер-рецидивист. Он провел три фильма в тюрьме, когда взялся играть неукротимного русского бойца Юрия Бойку в эпопее «Неоспоримый», и он снова оказался за решеткой в «Британском психопате», картине его старого друга Джесси Джонсона. Структуру сюжета Джонсон позаимствовал из классической самурайской ленты Масаки Кобаяси «Харакири», но его кино не ремейк одной из лучших картин в истории Японии (и отличного экскурса в дворянскую этику японского средневековья), а родственное по духу повествование о мужчине, который так сильно пострадал и столь многое пережил, что ему остается лишь мстить до последней капли крови и не бояться смерти, потому что она прервет его мучения. Разумеется, среди испытаний, выпавших на долю героя, оказываются садистские тюремные драки, которые превратили мастера боевых искусств в разъяренного убийцу. Было бы странно, если бы бывший Бойка пережил заключение, не распуская руки! Вместе с Эдкинсом над лентой работали Крэйг Фэйрбрасс, Томас Тургус, Ник Моран и Кирстон Вэрэйнг.
Факт
Джонсон и Эдкинс взялись за «Британского психопата», потому что актер после долгих съемок за рубежом хотел сняться на родине, без перелетов и акклиматизации.
34. Выход жирного дракона / Fei lung gwoh gong (2020)
Страны – Гонконг, Китай | Режиссер – Кэндзи Танигаки | Продолжительность – 96 минут
Зачем смотреть: чтобы убедиться, что чипсы совместимы с кунг-фу
О чём: поправившийся от сидения в хранилище улик гонконгский полицейский получает шанс вернуться к настоящей работе, когда его посылают на задание в Японию
В самом начале карьеры Донни Йен подражал Джеки Чану и играл в экшен-комедиях, однако он быстро нашел свой стиль и сосредоточился на ролях суровых мужчин. Но, несмотря на его серьезный имидж, Йен не прочь пошутить или сняться в нарочито нелепой рекламе. В 2015 году обычно подтянутый актер рекламировал ортопедические матрасы в убедительном «жирном» гриме, и зрителям так понравилось смеяться над тем, как упитанный Йен выполняет трюки, что пять лет спустя актер провел почти весь фильм в таком виде. Его герой в «Выходе жирного дракона» теряет атлетическую форму после понижения по службе и перехода на диету из чипсов и газировки. Но руки и ноги полицейского помнят, что делать с бандитами, и якудза быстро понимают, что им крупно не повезло, когда в их страну прибыл корпулентный, но деятельный китайский коп. Одним из сценаристов этой задорной экшен-комедии был прославленный мастер гонконгского зрительского кино Вон Цзин, и знатоки сразу узнают его фирменный юмор на грани фола. В свою очередь, японский и гонконгский экшен-хореограф Кэндзи Танигаки превратил свой первый большой режиссерский проект в калейдоскоп впечатляющих схваток и трюков. Вместе с Йеном и его бутафорским пузом в фильме снялись Ники Чоу, Тереза Мо, Вон Цзин, Луис Чхён, Джессика Чжан и Наото Такэнака.
Факт
Название картины его создатели позаимствовали у хита Саммо Хуна 1978 года, и они долго не могли решить, снимают ли они вольный ремейк или лишь вариацию на тему упитанного супербойца. В итоге продюсеры решили, что не стоит приковывать себя к сюжету старой ленты.
35. Манкимэн / Monkey Man (2024)
Страны – США, Канада, Сингапур, Индия | Режиссер – Дев Патель | Продолжительность – 121 минута
Зачем смотреть: чтобы узнать, как далеко зашел Дев Патель в своем превращении в экшен-героя
О чём: индиец, семью которого убили продажные полицейские на службе у влиятельного гуру, упражняется в подпольном боксерском клубе и готовится к мести
Британский индиец Дев Патель дебютировал с места в карьер, прославившись на весь мир в блокбастере «Миллионер из трущоб». По словам режиссера Дэнни Бойла, Патель получил эту роль, потому что выглядел как полная противоположность мужественных индийских ведущих актеров. Трудно было представить, что после триумфа в роли тощего умника Патель будет штурмовать кино в образах крутых парней, но актер счел, что не может вечно играть «мозгляка». Так что теперь в его фильмографии есть «Повелитель стихий», «Гость на свадьбе», «Легенда о Зеленом Рыцаре»… И режиссерский дебют «Манкимэн», для которого актер сочинил пропитанную индийским колоритом сагу о мстителе в маске бога обезьян Ханумана. Мрачная ирония ленты в том, что глубоко верующий и ищущий прибежища в храмах герой противостоит религиозным националистам, которые прикрываются верой, чтобы рваться к власти, отнимать земли, угнетать низшие касты и убивать тех, кто им перечит. Хотя Патель все еще не выглядит как Шварценеггер и Сталлоне в их лучшие годы, он впечатляюще заматерел, и актер более чем убедителен в роли подпольного бойца и народного мстителя. Также в картине сыграли Питобаш Трипатхи, Випин Шарма, Сикандар Кхер, Ашвини Калсекар и Шарлто Копли.
Факт
Патель предлагал свой сценарий режиссеру Нилу Бломкампу, с которым подружился на съемках «Робота по имени Чаппи», но южноафриканец убедил Пателя, что тот может сам поставить «Манкимэна».
Борис Иванов
9 мая 2024 года