Пусть расцветают сто цветов

Wed, 11 May 2022 20:51:00 +0300 Wed, 11 May 2022 20:51:00 +0300

Репортаж из дизайн-центра Harman

Пусть расцветают сто цветов

Репортаж из дизайн-центра Harman

Текст и фото: Юрий Глушков



В Китае никогда не боялись конкуренции. Там мало кого смущает бессчетное количество производителей, и даже адепты плановой экономики вроде Мао Цзэдуна считали это благом. Ведь в результате качество товаров только повышается. Мы убедились в этом, посетив центр разработки LifeStyle-продуктов одной из крупнейших компаний в сфере аудио — Harman International Industries

Обычно о переводе в Китай производства и тем более центров разработки европейских и американских компаний говорят не очень хорошо. Услышав же о том, что некая фирма перенесла в Китай свой дизайн-центр, многие сразу начинают делать неутешительные выводы о ее состоянии. Мол, плохи дела, раз приходится экономить на таких архиважных вещах. Да и прецеденты есть, когда от подобных решений бывало только хуже. В общем, в командировку в Поднебесную я отправлялся с нехорошим предчувствием. Однако, увидев, как работает дизайн-центр Harman, пришел к мысли, что со стороны компании этот выбор — пожалуй, лучший способ достижения ее главной цели: создания разнообразных, конкурентоспособных и, что важно, оригинальных устройств. Но прежде чем ответить на вопросы «Почему?» и «В чем суть такого шага?», напомним, что представляет собой сегодня Harman International Industries. Harman — один из крупнейших производителей аудиоаппаратуры в мире, владеющий более чем десятком марок, большая часть которых входит элиту Hi-Fi и High End. JBL, Infiniti, Mark Levinson, Revel, Lexicon, Harman Kardon, AKG, Studer — эти имена знакомы каждому энтузиасту хорошего звука. За каждым из них — история и традиции, и у каждого есть свой неповторимый характер. Объединенные под крылом одной корпорации, они прекрасно дополняют друг друга. И практически не конкурируют между собой. Не только потому, что под этими брендами выпускаются разные модели, находящиеся в разных ценовых категориях. Главное, им присущ абсолютно разный имидж, что многое объясняет.


Сотрудники дизайн-центра Harman в полном составе

Сегодня секторы аппаратуры Hi-Fi и High End заметно сужаются. Зато устойчиво растет спрос на портативное аудио, беспроводные активные акустические системы и саундбары. Естественно, Harman тоже развивает эти направления, причем весьма успешно — благодаря нестандартному подходу к таким устройствам. При желании, используя накопленный опыт, даже саундбар можно заставить звучать хорошо. Не говоря уже о беспроводных системах, которые, по большому счету, могут быть любого размера, от карманных до крупных напольных, использовать современные протоколы передачи данных, включая сжатие без потерь качества, и прочие ноу-хау, улучшающие звучание. Однако у большинства компаний такие устройства получаются поразительно одинаковыми, без какой-либо харизмы и с полным отсутствием фирменных черт как во внешности, так и в звуке. Именно этого в Harman, судя по всему, и хотели избежать. Подразделение по проектированию аппаратуры LifeStyle, включающее и дизайн-центр, компания разместила в деловом квартале города Шэньчжэнь на юге Китая, ставшего промышленной базой многих электронных гигантов. Выгода очевидна: разработчики постоянно находятся в тесном контакте с технологами на предприятии. В итоге скорость запуска моделей увеличивается, а дизайнеры могут наиболее полно использовать новые производственные технологии и возможности. Кстати говоря, техника всех марок, имеющих в своей номенклатуре LifeStyle-сегмент, разрабатывается в одном месте, но разными группами дизайнеров, каждая из которых отвечает за один бренд. В итоге между ними ведется негласное соревнование по созданию наиболее впечатляющего облика, и все стремятся в рамках идеологии своего бренда делать непохожие устройства. Занимаются этим сплошь молодые энергичные люди из разных стран Европы, Азии и Америки.


Дизайнеры всех направлений работают в одном помещении

И что особенно приятно было обнаружить, двое ведущих специалистов в дизайн-центре — из России. Главный дизайнер Harman Kardon — Александр Демин, а над внешним видом всей упаковки работает Татьяна Воронова. Важно еще и то, что дизайнерская команда, по сути, представляет собой ту целевую группу, на которую и рассчитаны столь популярные сейчас гаджеты. То есть вопросов, кому и зачем адресована та или иная модель и понравится ли она потенциальным покупателям, не возникает в принципе.


Главный дизайнер Harman/Kardon Александр Демин из Санкт Петербурга

В итоге у этой команды получаются интересные, хорошо звучащие и весьма оригинальные вещи. Возьмем хотя бы акустические системы JBL — скажем, модель Authentics L16: корпуса из дерева, отделка натуральным шпоном, встроенный усилитель мощностью 300 Вт. А защитная сетка впереди с поролоном в клетку — копия гриля легендарных колонок JBL Century 100. Покупатель может выбрать цвет не только шпона, но и гриля — есть даже бордовый и темно-зеленый. При этом АС снабжены как полным набором интерфейсов для подключения любых источников, в том числе поддерживают беспроводные протоколы AirPlay и Bluetooth, так и портом USB для… зарядки смартфонов и планшетов. Более того, в качестве аксессуара можно приобрести специальную крышку, которая ставится вместо прикрывающей означенный порт USB и позволяет осуществлять беспроводную зарядку мобильных устройств! Достаточно просто подсоединить ее через тот же USB и положить смартфон сверху. Ну чем не новое прочтение классики?!


JBL Authentic хорош и без гриля


Характерная защита динамиков JBL Authentic из профилированного поролона напоминает классическую модель JBL Century 100

Остальные беспроводные акустические системы JBL выглядят совершенно по-другому, но в русле той же идеологии. JBL ассоциируется с мощью и ярким музыкальным действием, ведь профессиональные колонки этой марки часто используется на концертах. Соответственно, все беспроводные АС сделаны с расчетом на получение максимально драйвового звучания (для столь компактных устройств!) и извлечение мощных басов. А их форма должна напоминать о… вечеринке. Именно поэтому модели Charge, Flip и Pulse имеют вид цилиндров со скошенными краями, а по размерам близки к алюминиевым банкам, в которых продают газировку, пиво, коктейли и прочее. Такой форм-фактор молодежь восприняла на ура — продажи бьют все рекорды. Что неудивительно, ведь это очень удобно: колонки можно поставить в привычных местах в машине, возить на велосипеде, носить с собой в сумке или в рюкзаке.


Главный дизайнер JBL Джошуа Фишер


JBL Pulse переливается всеми цветами в такт музыке


JBL Charge 2 – усилитель мощнее, а аккумулятор больше


JBL Micro Wireless можно носить поверх одежды

В Charge и Pulse встроен мощный усилитель, для извлечения басовитого звучания используется схема с пассивным радиатором, а источником питания служит аккумулятор, от которого можно подзарядить смартфон. А модель Pulse еще и светится, переливаясь десятками светодиодов, что, безусловно, добавляет красок вечеринке с ее участием. У марки Infiniti другая идеология. Это имя у всех ассоциируется с инновациями — в домашних и автомобильных акустических системах фирма всегда применяла нестандартные решения и современные материалы. Именно поэтому в ее первой беспроводной акустической системе, которая так и называется One, столько необычного. Формой она напоминает JBL Charge, но корпус сделан из керамики. Он не только прочнее, жестче и меньше боится царапин, но и воспринимается совершенно иначе. Такое устройство берешь в руки и сразу ощущаешь — вещь! А тот, кто знаком с технологиями обработки материалов, будет просто в восторге, поскольку с первой секунды поймет, насколько сложна в изготовлении Infiniti One. Впрочем, она и по остальным параметрам явно круче: вдвое мощнее, дольше работает и намного лучше звучит.


Линейка беспроводных систем Harman/Kardon в белом исполнении

У Harman Kardon — совершенно другие системы. Это изысканный бренд с премиальным флером, потому и модели здесь строгие и стильные. Например, Onyx — своего рода дизайнерский шедевр, лаконичный до минимализма и оригинальный одновременно. Она может украсить любой интерьер, если будет просто стоять в комнате. Но она еще и весьма неплохо звучит.


Harman/Kardon Onyx

Aura и Nova — из той же серии. Однако у них более воздушный дизайн, причем в прямом смысле слова: корпуса прозрачны, и видно, как движется воздух внутри этой изящной конструкции.


Harman/Kardon Aura


Harman Kardon Aura в разобранном виде


Завораживающий дизайн систем Harman/Kardon Nova

Саундбар с беспроводным сабвуфером Sabre SB35 решен в совсем другом ключе, но не менее изящен. Сабвуфер в этой системе плоский! Его можно располагать как вертикально, так и горизонтально (лежа) и даже вешать на стену. Необходимое звуковое давление создается в нем группой небольших динамиков с увеличенным ходом. Аналогичный стиль выдержан и в портативных беспроводных системах. Это своего рода противоположность JBL Charge и Pulse. Harman Kardon Esquire mini создана явно не для вечеринок, а скорее для поддержания хорошего настроения в небольшой компании. Она компактна, легко помещается в карман пиджака или куртки, но главное — дорого сделана и выглядит. Ощущение премиальности рождают прежде всего материалы: перфорированный металл, матированная отделка, натуральная кожа. Мощность у такой модели, конечно, совсем небольшая, но громогласного звучания от Esquire mini никто и не требует. Главное, что звучит она чисто, без искажений даже на пределе громкости.


Harman/Kardon Esquire Mini легко помещается в карман пиджака


Продумано все: даже выдвижная ножка выполнена в виде части эмблемы компании

Такой же подход к развитию каждого бренда Harman применяет и в отношении наушников. Изделия JBL — подчеркнуто брутальные по дизайну и с ярко выраженными басами в звучании. Причем концепция предполагает и наличие дорогих моделей для поклонников бескомпромиссного звучания, и компактных защищенных вариантов для занятий спортом. Последнее направление развивается очень бурно.


В отличие от Harman/Kardon и AKG наушники JBL выглядят подчеркнуто брутально

Нам показали внутриканальные Bluetooth-наушники, у которых, кроме драйверов и кабеля между ними, нет вообще ничего: ни корпуса, ни даже утолщений на проводе. То есть вся электроника и разъем для зарядки умещаются в корпусах драйверов, которые сделаны еще и магнитными, чтобы наушники можно было повесить на шею, не опасаясь их потерять.


Новая серия Bluetooth-наушников для занятий спортом JBL Synchros Reflect

Модели наушников Harman Kardon, напротив, скромные, строгие и дорогие. Поэтому они развиваются в сторону повышения удобства и улучшения качества отделки. Натуральная кожа, полированный металл, удобное подключение — вот их непременные составляющие.


Ведущий дизайнер AKG Рафаль Цанески

Наушники AKG — молодежные, но в большей степени утонченные. Для них характерны яркий, но лаконичный дизайн и компактные размеры, их удобно транспортировать, что так важно не только в путешествиях, но и при ежедневном использовании — каждый по-настоящему любящий музыку человек хочет всегда иметь при себе устройства авторитетной марки и с хорошим звучанием.


Новые наушники AKG Y50. Их дизайн был утвержден после показа первого эскиза


Отдел разработки и испытаний занимает площадь, размером с небольшую фабрику


В комнате для прослушивания идет настройка систем для «слепого» тестирования

Редакция Hi-Fi.ru