Винил — как много в этом звуке
Mon, 11 Dec 2023 13:47:53 +0300 Mon, 11 Dec 2023 13:47:53 +0300Аналоговый формат записи музыки, который восстал из пепла
Уже в эту пятницу 15 декабря в старейшем московском салоне Нота+ в седьмой раз откроется выставка-продажа «Винил Джем 2023», которую уже можно назвать традиционной. После четырёхлетнего перерыва организаторы вновь собираются в эти холодные зимние дни согреть хай-файное сообщество тёплым виниловым звуком вместе с ведущими дистрибьюторами аппаратуры для воспроизведения самого аналогового из музыкальных носителей. Прикоснуться к прекрасному можно будет и в субботу 16 декабря.
Такая выставка – отличный повод вспомнить за что мы любим винил и пройтись по основным вехам вековой истории звукозаписи. Впервые принципы фиксации звука на физическом носителе были запатентованы Леоном Скоттом в 1857 году, а уже в 1877 году на свет появилось реальное устройство для воспроизведения таких записей – фонограф Томаса Эдисона. В качестве носителя записи там использовались восковые цилиндры, а первые пластинки появились лишь через 12 лет с граммофоном Эмиля Берлинера.
Первые модели граммофонов не были способны обеспечить приемлемое для коммерческого распространения качество звучания, потому «в народ» формат пошёл только с появлением граммофонов RCA Victor, лишённых детских болезней прародителя.
В 1901 году было запущено массовое производство 10-дюймовых граммофонных пластинок, а двумя годами позже – и шеллаковых дисков диаметром 12-дюймов. На одной стороне пластинки можно было разместить до 4 минут записи. В 1919 году, по истечении срока патентов Эмиля Берлинера на граммофонную пластинку, началось массовое их производство разными компаниями.
Граммофон был чисто механическим устройством, в котором колебания иглы передавались на специальную металлическую пластину, вибрации которой усиливались акустическим рупором. Граммофонные пластинки производились из смеси шеллака, каменной пыли и хлопковых волокон. Для придания пластинке чёрного цвета в смесь добавляли графит. Стальная игла, использующаяся для считывания записи с пластинки, оказывала на неё существенное давление, достигающее 100 граммов, что накладывало жесткие требования к твёрдости смеси, из которой изготавливалась пластинка. Обратной стороной медали стала хрупкость – пластинку было легко разбить, словно фарфоровое блюдце.
Прогресс в производстве пластмасс позволил со временем заменить шеллак в качестве базового материала для пластинок – именно этот момент можно считать днём рождения виниловой пластинки. Уже в 1931 году компания RCA Victor начала производство дисков диаметром 16 дюймов из материала на основе винила Victrolac для профессионального применения на радиостанциях и в кинотеатрах. Массовому распространению новых дисков мешала высокая стоимость высокотехнологичного для того времени материала. Только после окончания Второй мировой войны в продаже появились первые виниловые пластинки, которые были записаны со скоростью 78 оборотов в минуту. Это были издания от RCA Victor на красном прозрачном виниле, а также пластинки Deccalite от Decca.
Но винил в привычном для современного любителя музыки понимании появился вместе с форматом LP (Long Play), который разработала американская компания Columbia Records в 1948 году. Пластинки имели привычный размер 12 дюймов и записывались со скоростью 33 1/3 оборота в минуту. Для записи использовались более узкие дорожки, в результате на обеих сторонах пластинки можно было разместить запись продолжительностью 40 минут. А в 1949 году RCA Victor представила свой вариант винилового формата – 7-дюймовые синглы с записями на скорости 45 оборотов в минуту.
Отличались и кривые эквализации, используемые при записи пластинок. До середины 50-х годов прошлого века единого стандарта не было, и каждый звукозаписывающий лейбл выбирал ту или иную кривую эквализации на своё усмотрение. Очевидно, что стандартизация записи была остро необходима. С ростом популярности виниловых пластинок звукозаписывающие лейблы пришли к единому стандарту как пластинок, так и кривой эквализации, используемой при записи – RIAA (Recording Industry Association of America). Если же в вашей фонотеке есть пластинки, выпущенные ранее, то придётся позаботиться о том, чтобы фонокорректор в вашей системе поддерживал несколько основных вариантов кривых эквализации, поскольку при воспроизведении виниловой пластинки необходимо использовать такую же кривую, что и при её записи.
Сегодня в большинстве случаев пластинки диаметром 12 дюймов записываются со скоростью 33 1/3 оборота в минуту, а 7-дюймовые синглы – со скоростью 45 оборотов в минуту. В последнее время всё большую популярность завоевывают 12-дюймовые пластинки, записанные со скоростью 45 оборотов в минуту. Более высокая скорость записи и более широкие канавки пластинки позволяют достичь лучшего качества звучания. Стандартный музыкальный альбом в этом случае размещается на двух и более дисках.
Отличаются пластинки и по весу, который определяется их толщиной. Причём, акцентировать внимание на этом параметре стали уже в современную эпоху винилового ренессанса – в прошлом веке можно было отметить лишь некоторую временную закономерность смены «стандарта де-факто». Так, пластинки, выпущенные в 60-е годы прошлого века, были довольно тяжёлыми (толстыми), а винил, выпущенный в 80-е годы – тонким и лёгким. Впрочем, современная мода на «тяжёлый винил» не гарантирует высокое качество звучания пластинки – гораздо большее влияние на результат оказывает качество самой виниловой массы и, прежде всего, качество исходного мастера, с которого печатается пластинка.
Говоря о всём многообразии винила, нельзя забыть и про цвет пластинок. Если вы думаете, что изначальный цвет винила чёрный (ведь все пластинки из папиной коллекции именно чёрного цвета!), то это не так. Оригинальный цвет винила – это отсутствие всякого цвета. Он – прозрачный! И сейчас многие издания так и выпускаются – на прозрачных пластинках (Clear vinyl). Цвет пластинкам придает добавляемый в массу краситель. Для привычных чёрных пластинок в массу добавляют графитовый порошок. Для получения других расцветок применяют различные синтетические красители. Замечено, что такие красители, используемые в прошлом веке, зачастую делали массу более шумной, но современные релизы избавлены от этого недостатка, потому можете раскрашивать свою коллекцию как вам больше по душе. Особняком стоит так называемый Picture Vinyl, когда не только на «яблоке», но и на самой пластинке размещается графическое изображение. Такая пластинка представляет собой сэндвич – между двумя слоями прозрачного винила расположена подложка с нужным изображением. Опыт показывает, что брака при производстве таких пластинок встречается больше, кроме того, такие издания зачастую отличаются шумной массой.
Говоря о современном виниле, сложно обойти вопрос исходного материала – зачем нужен винил, если современные записи либо изначально делаются «в цифре», либо конвертируются в цифровой формат для сведения и мастеринга? Есть, конечно, апологеты аналоговой записи, которые не допускают цифровых бесов ни в один этап записи, но это в наше время редкое исключение. Тогда какой смысл в виниле, который, по сути, является конвертацией в аналог «ненавистной цифры»? И здесь есть тонкий момент – дело в том, что тот файл (или файлы), который по сути является первым мастером, рядовым любителям музыки недоступен. Мало того, что его разрешение намного превышает стандартные для компакт-диска 16 бит / 44,1 кГц, так ещё и музыкальная индустрия убеждена, что в «сыром виде» звучание этого мастера никому не понравится и продавать его в этом виде категорически нельзя. Значит, его нужно адаптировать для коммерческого тиражирования. Важно тут то, что эта адаптация делается для каждого типа издания отдельно. То есть, для издания на компакт-диске – свой вариант, для стриминга (в том числе и высокого разрешения) – свой, для SACD – свой. И для винилового издания делается тоже отдельный мастер.
При подготовке таких мастеров учитывается очень много факторов, набор которых определяет продюсер альбома. К примеру, цифровой релиз для стриминга ориентирован, прежде всего, на прослушивание на мобильных гаджетах, зачастую не самого высокого с точки зрения аудио класса, причём, зачастую в не самых идеальных условиях – в транспорте, на прогулке и так далее. Такую запись постараются сделать максимально «громкой» со всеми сопутствующими этому проблемами – высокой компрессией, узким динамическим диапазоном, потерей мелких деталей и нюансов. Виниловая же пластинка с большой долей вероятности будет прослушиваться на стационарной Hi-Fi системе, которая способна в той или иной степени (в зависимости от класса) раскрыть потенциал записи – в подготовке такого мастера будут использоваться иные критерии. Именно поэтому, например, разница в среднем динамическом диапазоне одного и того же альбома, изданного на виниле и компакт-диске, может отличаться в 2-3 раза – в результате, звучание винила будет объёмным и глубоким, а запись на компакт-диске или даже в высоком разрешении покажется плоской и резкой.
Вернёмся от теории к практике – традиционно в выставке продаже «Винил Джем 2023» примут участие крупные дистрибьюторские компании, которые представят варианты аудиосистем для прослушивания винила. Среди них Нота+, Digis Hi-Fi, Технологика, Armada Sound, SA Laboratory, Гонг AV, Operly, Инфорком, Т-АРТ, Овертон, Академия винила, Гонг Люкс, Living Athmos, NewArtVinyl, Винил Базар, Демо Арт и Zavalinka Records.
Хозяйка выставки, компания «Нота+» представит систему из настоящих бриллиантов от ведущих мировых производителей High End компонентов. В центре – проигрыватель виниловых пластинок Kronos Audio Sparta – уникальная конструкция с двумя вращающимися в разных направлениях массивными дисками из нержавеющей стали обеспечивает непревзойдённый уровень стабильности и создаёт все условия для того, чтобы вы смогли получить больше музыкальной информации от ваших записей. Кроме этого при непосредственном участии прецизионного тонарма Andre Theriault Helena и головки звукоснимателя Lyra Helikon вы получаете возможность ощутить все нюансы музыкальной атмосферы и полноту акустической сцены.
В качестве предварительного тракта усиления используется связка из МС-трансформатора и фонокорректора на германиевых транзисторах Lilt от компании S.A.Lab. За усиление отвечают компоненты компании Lindemann, которая никогда не стеснялась применять в своих изделиях самые смелые инновационные решения. Венчают этот неординарный сетап акустические системы Klipschorn 60th Anniversary Limited Edition, инкрустированные бриллиантами на передней панели. Юбилейная версия Кliрsсhоrn изготовлена ограниченным тиражом в 200 пар.
Коммутация системы выполнена кабелями компании Living Athmos. Все кабели Living Athmos изготавливаются только вручную. Срок изготовления одного кабеля может составлять до 24 дней. Все кабели проходят «прогрев» в течении 100 часов, а также электрический и слуховой тест. Каждый кабель отмечен уникальным номером.
Молодая дистрибьюторская компания «Технологика» представит систему среднего ценового уровня. Источником стал виниловый проигрыватель английской компании Michell Engineering Gyro SE с тонармом Rega RB-880 и головкой звукоснимателя Nagaoka MP-150 (MI – типа). Усиление в системе тоже с туманного Альбиона – интегральный усилитель Myryad Z-350, сочетающий в себе высокое качество звучания, простоту управления, надёжность и великолепный современный дизайн. В паре с усилителем будет работать напольная акустическая система французской компании Davis Acoustics – модель Courbet N°7. Это трёхполосная модель, в которой используются три динамических головки, спроектированное и изготовленные на фабрике Davis Acoustic в Труа. Для коммутации в системе используется кабельная продукция от американских брендов Clarus и Tributaries.
Дистрибьюторская компания DIGIS Hi-Fi представит на выставке систему с проигрывателем виниловых пластинок Transrotor Max Nero, укомплектованным головкой звукоснимателя Van den Hul The Frog. Электронные компоненты норвежского бренда Moon – фонокорректор Moon 310LP и интегральный усилитель Moon 250i V2, будут дополнены новейшими напольными акустическими системами Revela 2 от британской легенды Quad.
Российская компания S.A.Lab покажет систему с моделями из германиевой линейки и новым ламповым фонокорректором Hercules. Ассистентами компонентов S.A.Lab станут проигрыватель грампластинок Michell Orbe с фирменным MC-звукоснимателем Cusis и акустические системы Kharma. Впервые на «Винил Джем 2023» будут показаны два новых продукта S.A.Lab: фонокорректор Hercules и предусилитель Thundebird SE. Также в системе будут работать усилители мощности Black Knight Reference c выходной мощностью 400 Вт на канал, обеспечиваемой мощными германиевыми выходными каскадами, реализованными в рамках схемы цирклотрон. Коммутироваться компоненты будут новыми высококлассными кабелями S.A.Lab.
Ещё одна российская компания ABV turntables представит на выставке проигрыватель виниловых пластинок model 23 собственной разработки и отделке натуральным шпоном Африканского Эбена. Вертушка имеет роликовый привод. Плинт проигрывателя имеет сэндвич-конструкцию, которая включает набор из берёзовой фанеры с засыпкой полостей мелким колотым чугуном, между двумя плитами из искусственного камня. Проигрыватель ABV turntables model 23 имеет возможность установки двух тонармов на сменных армбордах и комплектуется регулируемыми виброопорами с сорботановой развязкой.
Компания Armada Sound покажет на выставке систему, составленную из компонентов одного из старейших Hi-Fi брендов Thorens и относительно молодой французской фирмы YBA. Источником послужит проигрыватель виниловых пластинок Thorens TD-1500 c фирменным MC-картриджем Thorens TAS-1500. Функция эквализации поручена фонокорректору YBA PH1 с батарейным питанием. Предварительный усилитель тоже из Франции – YBA Signature PRE MKII, который работает с усилителем мощности YBA Signature AMP. Наконец, самым необычным компонентом системы по праву стали акустические системы открытого типа Thorens SoundWall HP 600.
Российская студия NewArtVinyl представит на выставке «Винил Джем 2023» в салоне Нота+ систему на базе проигрывателя виниловых пластинок Black Forest, напечатанном на 3D-принтере. Проигрыватель имеет двухсоставную сложную структуру, сочетающую напечатанную на 3D-принтере пластиковую бионическую форму и внутренний вантовый скелет из стали и алюминия. Black Forest комплектуется 12,5-дюймовым тонармом Black Bird 12,5″ CARBON 5PIN с модернизированной точной подстройкой антискейтинга. Остальные компоненты системы работают на лампах – это MM/MC-фонокорректор Black Pearl Reference, предварительный усилитель Pulse и моноблоки на лампах KT150 Pulse.
Компания OPERLY покажет на выставке рупорные акустические системы OPERLY Intelligence II – классический полный рупор (прямой и обратный) в ультражёстком безрезонансном корпусе с полным отсутствием реактивных элементов. Колонки будут работать в составе системы из проигрывателя виниловых пластинок с прямым приводом Thorens TD 403 DD с тонармом Thorens TP 150 и MM-головкой звукоснимателя Ortofon 2M Blue. Также в состав системы вошёл ламповый MM/MC-фонокорректор Art Audio Lab p245EX и усилитель мощности на лучевых тетродах 6550 Tung-Sol в триодном включении Art Audio Lab m235 EX.
Компания Гонг AV представит на выставке «Винил Джем 2023» систему, в центре которой проигрыватель виниловых пластинок EMT 928 II, созданный швейцарской компанией EMT во главе с известным конструктором Михой Хубером на основе легендарной модели EMT / Thorens Model 928. Проигрыватель комплектуется тонармом EMT 909 Hi – современной реконструкцией легендарного тонарма EMT 929, который производился десятилетиями в неизменном виде вплоть до 2018 года. На тонарме установлена MC-головка звукоснимателя EMT JSD Novel Titan. Систему дополняют ламповые компоненты из США – MM/MC-фонокорректор Aesthetix Rhea и предварительный усилитель Aesthetix Metis, а также – гибридные моноблоки Aesthetix Atlas Mono Eclipse. Не менее интересны и акустические системы – это легендарные изодинамические планарные Magnepan 20.1. Кроме аппаратуры, компания Гонг AV покажет интересные аксессуары для коллекционеров винила от бренда DS Audio – это ионизатор воздуха ION-001, эффективно снимающий статическое электричество, и стабилизатор-детектор эксцентриситета пластинки ES-001.
Компания Гонг Люкс представит на выставке монобрендовую систему итальянской фирмы Gold Note. В качестве источника здесь выступает проигрыватель пластинок Gold Note Valore 425 Plus walnut с MM-фонокартриджем Gold Note Shibata. Фонокорректор Gold Note PH-10 с внешним опциональным блоком питания Gold Note PSU-10 работает с интегральным усилителем-стримером Gold Note IS-1000 Line Mk2. Систему венчают элегантные напольные акустические системы Gold Note A6 EVO II.
Компания «Инфорком» представит на выставке «Винил Джем 2023» сразу две системы. Первая составлена из продукции британского производителя проигрывателей виниловых пластинок компании Rega. Источник – заслуженный бестселлер Planar 8 со звукоснимателем Ania. Роль усилителя в системе взяла на себя предтоповая модель Aethos. Чисто английская система разбавлена французскими АС Apertura Audio Armonia Evolution.
Вторую систему назвали «Эгоист». Что делать, когда нет возможности установить полноценную стереосистему для прослушивания виниловых пластинок, а очень хочется? Ответ прост: стереосистема для индивидуального прослушивания или «Винил для эгоиста». Источником служит проигрыватель Rega Planar 1 Plus со встроенным фонокорректором. Партнёром для него выступил комплект, состоящий из наушников и специального усилителя для него, от японской компании STAX. Комплект SRS-3100 состоит из наушников начального уровня SR-L300 и усилителя SRM-252s.
Компания «Овертон» предоставит возможность познакомиться с классикой – Pro-Ject Debut Carbon, изучить новый полностью автоматический проигрыватель Pro-Ject A2, ради которого пришлось купить целый завод в Германии, а также не забудет и про High End от Pro-Ject. Какая это будет модель пока держится в секрете. Также можно будет познакомиться с фонокорректорами серии Box Design – недавно случилось обновление третьего поколения: S3 и DS3.
Компания «Т-АРТ» покажет систему на основе проигрывателя виниловых пластинок Classic Signature в отделке Walnut знаменитой американской компании VPI. Вертушка укомплектована 10-ти дюймовым фирменным тонармом карданного типа и MC-картриджем VPI Goldy. В составе системы также ламповый фонокорректор Reference Phono One и ламповый предварительный усилитель Reference Line One от Trafomatic Audio, а также активные акустические системы Piega Premium 701 Wireless Gen2. Вся коммутация в системе выполнена кабелями от американской компании Purist Audio Design.
Ну и, конечно, какой Винил Джем без, собственно, пластинок и других физических носителей контента? Компания Демо Арт как на выставке, так и на постоянной основе в салоне Нота+ представляет широкий выбор пластинок и аксессуаров для винила, возможность послушать редкие коллекционные издания. Парадокс – хотя владельцев проигрывателей винила становится с каждым годом всё больше, число самих пластинок неуклонно уменьшается. Ведь каждый коллекционер твёрдо знает, что истинную магию винила возможно получить только на старых и оригинальных изданиях.
Постоянный партнер салона Нота+ аукционный дом «Винил Базар» позволяет коллекционерам со всего мира покупать и продавать редкие и очень редкие издания на виниле и другие предметы музыкального коллекционирования. На «Винил Джем 2023» вы сможете проконсультироваться с организаторами, ознакомиться с предстоящими аукционами, подготовленными лотами и правилами аукционных торгов.
Не винилом единым! Другим аналоговым форматом записи музыки является магнитная лента. Более того, этот формат в технологической цепочке звукозаписи стоит ближе к оригинальному исполнению, чем виниловая пластинка, ведь именно на магнитную ленту в прошлом (а иногда и сегодня) делали оригинальные мастер-записи. Выпускаются записи на магнитной ленте и сегодня. Например, в каталоге российской компании Zavalinka Records 59 релизов самого высокого качества, записанные на катушках, которые можно разделить на несколько серий: «Heritage», «Русский рок» и «Исполняет автор». Многие издания записываются с оригинальных мастерлент, а 10 релизов записаны при непосредственном участии специалистов Zavalinka Records и обладают высочайшим качеством звучания, так как были созданы в лучших традициях аналоговой звукозаписи. На выставке «Винил Джем 2023» будет возможность познакомиться с релизами фирмы и оценить качество звучания ленты на легендарных магнитофонах Studer.
И, наконец, необычную экспозицию предложит на «Винил Джем 2023» Академия Винила – единственный стенд, где техника и аксессуары будут демонстрировать людей, а не наоборот. Здесь ведущие специалисты рынка будут делиться знаниями и опытом с посетителями выставки. В самом уютном уголке салона будет собрано всё для настройки, всё для ухода, всё для хранения винила. И всё это вы сможете сами попробовать в деле.
Итак, компания Нота Плюс совместно с дистрибьюторами производителей аппаратуры для прослушивания пластинок готова познакомить любителей хорошего звука с последними новинками и лучшими образцами техники для прослушивания виниловых пластинок и аксессуарами для ухода за винилом. Ждём встречи 15 и 16 декабря 2023 года с 11 до 18 часов в московском салоне Нота+ по адресу Казанский переулок, дом 2-4.
О причинах сильного подорожания качественной аудиотехники можно узнать здесь.
11 декабря 2023 года