Лучшие фильмы 70-ых годов ХХ века

Thu, 02 May 2024 17:37:31 +0300 Thu, 02 May 2024 17:37:31 +0300

Рейтинг ста лучших картин, часть шестая

Как вы знаете, на нашем портале вышел большой материал по кино, "Абсолютно исчерпывающий учебник по кино – по 10 фильмов за 10 десятилетий". Для удобства чтения мы разбили его также на десять глав - и предлагаем ознакомиться с шестой из них, описывающей кино 70-ых годов ХХ века.

50. МакКейб и миссис Миллер / McCabe & Mrs. Miller (1971)

50. МакКейб и миссис Миллер / McCabe & Mrs. Miller (1971)

Жанр: Вестерн, драма, экранизация | Режиссер: Роберт Олтмен | В ролях: Уоррен Битти, Джули Кристи, Рене Обержонуа

О чем: в начале ХХ века в шахтёрском поселении Пресбитериан-Чёрч картежник Маккейб вместе с проституткой Миллер открывают салун. Когда герой не договаривается о цене продажи бизнеса с горнодобывающей компанией, к нему отправляют киллеров

Грубые чары х/ф «МакКейб и миссис Миллер» способны взволновать и в 2023 году – творчество Роберта Олтмена, кажется, выходит за рамки времени. Эталонно снятые мизансцены сливаются в завораживающем снежном финале - по сути, формируя скорее некий мистический экзерсис, нежели чем простой рассказ о временах Дикого Запада.

49. Последнее танго в Париже / Ultimo tango a Parigi (Last Tango In Paris)(1972)

49. Последнее танго в Париже / Ultimo tango a Parigi (Last Tango In Paris) (1972)

Жанр: Драма, мелодрама | Режиссер: Бернардо Бертолуччи | В ролях: Марлон Брандо, Мария Шнайдер, Мария Мики

О чем: в Париже конца шестидесятых годов ХХ века сорокапятилетний американец завязывает роман с француженкой в попытках забыть смерть жены и выйти из депрессии

Великие фильмы нередко будоражат противоречивые чувства, но согласие зрителя с авторской позицией и не нужно для них. Они лишь дают нам пищу для размышлений. Вот и «Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи, особенно после откровений Марии Шнайдер о процессе съемок, не может оставить нас равнодушными – ведь явно была пройдена грань доверия между режиссером и актрисой. Тем не менее, даже учитывая нарушенное табу, устоять перед этой бурей страстей невозможно.

48. Селина и Жюли совсем заврались / Céline et Julie vont en bateau: Phantom Ladies Over Paris (Celine and Julie Go Boating) (1974)

48. Селина и Жюли совсем заврались  / Céline et Julie vont en bateau: PhantomLadies Over Paris (Celine and Julie Go Boating) (1974)

Жанр: трагикомедия, сюрреализм | Режиссер: Жак Риветт | В ролях: Жюльет Берто, Доминик Лабурье, Бюль Ожье

О чем: судьбы библиотекарши-педанта Жюли и растеряши-фокусницы Селин таинственным образом переплетаются в таинственном доме, события которого всегда повторяются в одном дне. Поняв, что происходит подготовка к убийству, героини решают отойти от ролей наблюдательниц и изменить ход событий

Произведение французского режиссера Новой волны Жака Риветта – гротескный трехчасовой водоворот, лежащий на стыке театрального творчества и кинематографа. История о дружбе плавно переходит в мир готической мелодрамы, канва реальности рвется и плавно мигрирует в игру слов, фантазии и веселья. Настоящий фильм-мечта, в котором мечту удалось-таки поймать за хвост.

47. Молодой Франкенштейн / Young Frankenstein (1974)

47. Молодой Франкенштейн / Young Frankenstein (1974)

Жанр: Комедия, ужасы, пародия | Режиссер: Мэл Брукс | В ролях: Джин Уайлдер, Питер Бойл, Марти Фелдман

О чем: доктор Фредерик Франкентшейн, внук Виктора Франкенштейна, отправляется в Трансильванию, где находит книгу, в деталях описывающую эксперименты с монстром

«Молодой Франкенштейн», написанный Мэлом Бруксом в соавторстве Джином Уайлдером, с которыми он работал над «Сверкающими седлами», изысканное и совершенно безукоризненное зрелище. Не смеяться в голос просто невозможно - не мудрено, что сам Брукс, устав от многочисленных пересъемок из-за хохота команды, раздал всем участникам процесса носовые платки и попросил затыкать рот, когда хочется заржать. На моменте создания ключевой сцены носовые платки оказались во ртах у всех и каждого!

46. Крёстный отец 2 / The Godfather Part II (1974)

46. Крёстный отец 2 / The Godfather Part II (1974)

Жанр: Криминальная драма, гангстерский | Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола | В ролях: Аль Пачино, Роберт Де Ниро, Дайан Китон

О чем: история зарождения мафиозного клана дона Корлеоне

Является ли «Крёстный отец 2» более «крутым» фильмом, чем оригинал 1972 года? Может быть на миллиметр, на малую толику, но именно это небольшое отличие и играет роль. Сценарий стал богаче, многие герои приобрели «плоть и кровь», дилеммы морального выбора стали сложнее – в итоге, даже с учетом того, что перед нами приквел, достоинства второго «Крестного отца» сложно переоценить.

45. Челюсти / Jaws (1975)

45. Челюсти / Jaws (1975)

Жанр: Ужасы, триллер, приключения, экранизация | Режиссер: Стивен Спилберг | В ролях: Рой Шайдер, Роберт Шоу, Ричард Дрейфусс

О чем: акула терроризирует жителей курортного городка Эмити – охоту на людоеда начинают ученый-океанограф Хупер и шериф Броуди

Акула выглядит фальшиво — даже Стивен Спилберг не скрывал это. Однако ужас при сцене встречи с хищником буквально пронизывает нас – благодаря исключительно сильному саспенсу. Созданию «Челюстей» не помешала даже вражда между Робертом Шоу и Ричардом Дрейфусом – в итоге, олдскульное изящество, помноженное на режиссерский талант, дало жизнь визитной карточке современного жанра «хоррор» и легко превзошло по напряжению ленты Хичкока.

44. Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080 / Jeanne Dielman, 23 Quai du Commerce, 1080 Bruxelles (1975)

44. Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080 / Jeanne Dielman, 23 Quaidu Commerce, 1080 Bruxelles (1975)

Жанр: Драма, артхаус | Режиссер: Шанталь Акерман | В ролях: Дельфин Сейриг, Жан Декорт, Анри Сторк

О чем: почти три с половиной часа из жизни молодой вдовы Жанны Дильман: от завтрака и похода за продуктами - до приема клиентов-мужчин в спальне, присмотра за соседским ребенком и ночного сна

Распорядок дня овдовевшей матери – гиперреализм и ничего лишнего, именно таков проект Шанталь Акерман. Камера тут не ведет нас и не указывает на что смотреть и о чем думать – вроде бы непримечательные события разворачиваются в режиме реального времени, безмятежно и расфокусировано, без выделения важного и второстепенного. Поэтическое переосмысление того, каким должно быть кино перед вами.

43. Округ Харлан, США / Harlan County U.S.A. (1976)

Жанр: Документальный | Режиссер: Барбара Коппл | В ролях: Норман Ярборо, Хьюстон Элмор, Фил Спаркс

О чем: хронология Бруксайдской стачки 1973 года, названной после «Кровавый Харлан»

Барбаре Коппл было немногим больше двадцати лет, когда она взялась за этот сложнейший проект – немудрено, что местные жители смотрели на режиссерку с недоверием. Однако настойчивость Коппл стала притчей во языцех и позволила создать «Округ Харлан, США» – запечатлев правду жизни на лицах горняков, рассказав об объединении людей и силе поколений.

42. Таксист / Taxi Driver (1976)

Жанр: Триллер, драма, боевик, криминал | Режиссер: Мартин Скорсезе | В ролях: Роберт Де Ниро, Джоди Фостер, Сибилл Шепер

О чем: бывший морпех, ветеран Вьетнама Трэвис Бикл, работая таксистом и насмотревшись ночных ужасов в опасных кварталах Нью-Йорка, решает расквитаться  с негодяями

Не обязательно было жить в американские семидесятые годы ХХ века – достаточно посмотреть «Таксиста», в котором сценарист Пол Шредер и режиссер Мартин Скорсезе уловили их суть. Этот калейдоскоп «вида из глаз», конечно, не получился бы без Роберта Де Ниро, который заставляет зрителя смотреть на происходящее глазами Трэвиса Бикла.  Сегодня Кристиан Бэйл, Хоакин Феникс и Сэм Рокуэлл время от времени пытаются повторить и превзойти мастерство Де Ниро, повторить его ледяное величие. Но тщетно.

41. Забойщик овец / Killer of Sheep (1978)

41. Забойщик овец / Killer of Sheep (1978)

Жанр: Драма | Режиссер: Чарльз Барнетт | В ролях: Генри Дж. Сандерс, Кэйси Мур, Чарльз Брэйси

О чем: жизнь афроамериканцев в городском гетто, показанная от лица забойщика скота

Звезды кинематографии Голливуда семидесятых годов ХХ века (Скорсезе, Коппола) — брали деньги крупных студий и вкладывали их в перенос авторского видения на экран. Но это десятилетие выросло и на независимых творениях, снятых не за миллионы, а за тысячи долларов. Такова картина Чарльза Барнетта – ее бюджет не превысил $10 000, «Забойщик овец» был снят на грант и стал дипломной работой режиссера в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Да еще какой! Жесткое исследование бедности и страданий, с невероятно фактурными диалогами и атмосферой более похоже на саму текстуру жизни, отпечаток времени.

Полный материал размещен по этому линку:

https://www.hi-fi.ru/magazine/cinema/top100-cinefile/

Борис Миленский

14 августа 2023 г.