Как правильно выбирать фонокорректор для винила в 2023 году
Thu, 04 May 2023 13:00:01 +0300 Thu, 04 May 2023 13:00:01 +0300Основные правила для начинающих аудиофилов
Из всех элементов цепочки звуковоспроизведения виниловых пластинок фонокорректор начинающим меломанам кажется наиболее загадочным. В самом деле, зачем покупать непонятную отдельную коробочку, да ещё иногда так дорого? И как разобраться в их многообразии? Постараемся максимально облегчить муки выбора неофитам.
О том, что такое фонокорректор, какие они бывают и зачем нужны, мы писали в отдельной большой статье, в данном же материале мы сосредоточимся на практических аспектах выбора. Напомним лишь, что только при условии правильного сочетания электрических характеристик головки звукоснимателя с фонокорректором вы получите то качество звучания, на которое способен ваш проигрыватель винила.
Встроенный или внешний?
Сегодня многие бюджетные проигрыватели оснащаются встроенными фонокорректорами, однако удивительно – чем дороже становятся вертушки, тем реже встречаются в них встроенные корректоры, а потом и вовсе исчезают. Отдельные исключения, вроде описанной в данной статье дорогой модели, только подтверждают общее правило. И оно гласит – встроенные в бюджетные проигрыватели корректоры чаще всего сделаны по остаточному принципу и призваны просто облегчить покупателю введение проигрывателя в эксплуатацию.
В усилителях и ресиверах в наши дни встретить по-настоящему качественный встроенный фонокорректор также довольно сложно. Те из производителей электронных компонентов, кто хочет предоставить покупателю качественный встроенный корректор, обычно предлагают его в качестве опции в виде отдельной платы, да и то такое решение следует считать промежуточным. Во всяком случае, достойные встроенные корректоры можно найти только в аппаратах высшей ценовой категории, поэтому если вы хотите добиться от своего винилового тракта достойного звука, ваш выбор – отдельно стоящий компонент с собственным питанием.
Транзистор или лампа?
Продающиеся на рынке ламповые модели различаются на подлинно ламповые – то есть те, где в коррекции и усилении задействованы исключительно лампы – и гибридные, где электролампы используются только для насыщения звука чётными гармониками, а всё остальное выполняют транзисторы или операционные усилители. Последних гораздо больше среди бюджетных моделей. При выборе между ламповым и транзисторным фонокорректорами нужно также исходить не только из общей идеологии тракта, но и из того, какая головка звукоснимателя установлена на вашем проигрывателе. Вовсе не обязательно включать в ламповый тракт ламповый корректор или транзисторный – в транзисторный. Гораздо более важна сочетаемость с конкретной головкой.
Если вы планируете использовать исключительно ММ-картриджи с высокой чувствительностью, то можно смело делать выбор в пользу настоящего лампового корректора. Как правило, бюджетные модели отличаются не слишком высоким уровнем усиления – 36-38 дБ – и для получения адекватной динамики им желателен картридж с чувствительностью не менее 5 мВ. По мере увеличения цены корректора выбор расширяется, существуют ламповые модели с регулируемым уровнем усиления, и с ними уже можно использовать самые разные ММ-головки. Что касается транзисторных моделей, то в них проще добиться приемлемого уровня шума даже при высоком коэффициенте усиления, поэтому они менее требовательны к чувствительности головок.
При выборе корректора в высоком ценовом диапазоне на первый план выходят личные предпочтения и сочетаемость с трактом. Так, например, ламповый корректор в ламповом тракте с высокочувствительными АС может привести к заметному повышению уровня шума, что не всех устраивает, а транзисторный может оказаться не в состоянии раскрыть все тембровое богатство любимых записей.
При использовании МС-головок с низкой чувствительностью выбор недорогого лампового корректора потянет за собой покупку внешнего повышающего трансформатора либо активного МС-усилителя. Да, в дорогих ламповых моделях соответствующие трансформаторы как правило уже встроены внутрь, но даже в этом случае многие предпочитают отдельные устройства, подобранные конкретно под используемую головку.
С другой стороны, грамотно спроектированный универсальный транзисторный фонокорректор обладает минимальными собственными шумами и позволяет использовать с ним практически любые ММ и МС-головки за счёт возможности выбора необходимого коэффициента усиления, сопротивления и подключаемой ёмкости. И если вы планируете использовать корректор для оцифровки виниловых пластинок, то лучше всего приобрести транзисторную модель.
В итоге, выбор между лампой и транзистором будет зависеть от используемой головки звукоснимателя и общей концепции системы. Общего правила нет, однако, чем выше чувствительность картриджа, тем проще его согласовывать с корректором. С другой стороны, именно головки с низкой чувствительностью позволяют добиться наиболее точного преобразования записанного на виниловой пластинке сигнала. И для полного раскрытия их потенциала придётся вложить в корректор дополнительные средства.
Пассивная или активная коррекция?
В принципе, с точки зрения конечного пользователя, разницы между двумя этими способами восстановления кривой RIAA существовать не должно – оба они при правильной реализации обеспечивают превосходное звучание. Нужно только заметить, что в случае активной коррекции итоговый результат очень сильно зависит от качества и точности активных элементов в цепи коррекции, будь то лампы, транзисторы или операционные усилители. И при покупке винтажных корректоров с активной коррекцией крайне важно убедиться в том, что использованные в ней элементы сохранили свои заявленные характеристики. Для новых же аппаратов достаточно положиться на свой слух.
Дешевый или дорогой?
В последние годы на рынке появилось огромное количество совсем уж бюджетных фонокорректоров от китайских брендов. Ничего ужасного в этом нет, нужно лишь понимать, что и в их отношении работает правило, сформулированное Александром Сергеевичем Пушкиным: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». Для первого знакомства с винилом нет смысла вкладывать большие деньги в фонокорректор, однако потратить не менее 10 тысяч рублей крайне желательно. Ну а дальше, как говорится, аппетит приходит во время еды.
Согласование с системой
Последний и очень важный момент, на который необходимо обратить внимание, это согласование приобретенного корректора с интегральным или предварительным усилителем в вашей системе. Рекомендуем внимательно изучить характеристики приобретаемого корректора и убедиться, что выходное напряжение при заявленной входной чувствительности составляет не менее 0,5 В, а лучше – больше. В противном случае вы можете столкнуться с нехваткой динамики и общего уровня громкости.
Как выбрать головку звукоснимателя для вашего проигрывателя виниловых пластинок можно узнать здесь.
4 мая 2023 года