Темные лошадки

Wed, 11 May 2022 20:50:45 +0300 Wed, 11 May 2022 20:50:45 +0300

Тест интегрированных усилителей в ценовом диапазоне до 90 000 руб

Темные лошадки

Тест интегрированных усилителей в ценовом диапазоне до 90 000 руб.


Помните сказку о гадком утенке, который стал прекрасным лебедем? А еще разные поговорки о темных лошадках, от которых неизвестно чего ждать? Все это в какой-то степени относится и к тестам относительно недорогих аппаратов - проигрывателей CD и интегрированных усилителей стоимостью примерно 60-90 тысяч рублей. Зона очень неоднозначная, но и в ней попадаются интересные образцы.


Во введении к тесту мы стараемся обрисовать класс представляемой техники и наши заочные ожидания от нее. Ожидания закономерно коррелируют с рассматриваемым ценовым диапазоном, поэтому мы всегда подчеркиваем, что хотелось бы получить именно в этом сегменте по сравнению с другими. На сей раз мы испытываем усилители, принадлежащие к достаточно бюджетному классу, который так и тянет назвать "минимально приличным" для уверенно хай-файного звучания. Такая оценка может вызвать протест у тех, кто еще не смирился с современными раскладами на рынке аудиоаппаратуры и продолжает искать чудеса за 20-30 тысяч. Да, "квест" законный, хотя, честно говоря, его перспективы ваш автор оценивает очень пессимистично. Отдельные редкие жемчужины проскакивают даже там, но нижняя граница нормального звука уже давно и уверенно проходит в районе 60-70 тысяч за компонент. И что же мы сейчас можем получить за эти деньги от интегрированных усилителей? Прежде всего скажем о том, на что рассчитывать не стоит. Во-первых, на нечувствительность к нагрузке. Даже на следующей условной качественной ступени, в диапазоне 90-120 тысяч рублей, отсутствуют блоки питания с большим запасом по мощности и току и редко встречаются схемы с хорошим контролем низкоомных колонок. Здесь логично искать не универсальные по нагрузке, но добротные решения, которые порадуют при подборе адекватных АС. Также не стоит возлагать особенных надежд на балансную схемотехнику (соответствующие разъемы на аппаратах, как правило, присутствуют исключительно для удобства коммутации и никак не отражают внутреннюю организацию передачи и обработки сигнала). Коммутация в большинстве случаев не поразит воображение ни качеством разъемов, ни их расположением, но к этому мы давно привыкли, не правда ли? Эта беда преследует даже усилители за 200 тысяч рублей, что уж тут жаловаться. Так что, набросав примерный список ожидаемых ограничений, любые отклонения от него в лучшую сторону мы будем приветствовать дополнительными баллами. А поскольку речь идет все же об уровне Hi-Fi, то звучание претендентов обязано быть связным, логичным, достаточно музыкальным и позволяющим проявиться специфике разных записей. Суперразрешения и мельчайших нюансов искать не станем, но баланс музыкальных инструментов в ансамблях и вокал должны быть выстроены и сбалансированны. Ну а дальше - на вкус и на цвет, как обычно.
Приведенные цены являются ориентировочными

Тестовая система


1. CD проигрыватель - Bryston BCD-1
2. Акустические системы - PMC OB1i
3. Межблочные и акустические кабели - Analysis-Plus

Тестовый материал


1. Г. Ф. Телеман, "Концерты для деревянных духовых инструментов" (DHM, 05472 77367-2)
2. Empire Brass Quintet и Уильям Кульман, "Барочная музыка для медных духовых инструментов и органа" (Telarc, 80614)
3. Дж. Б. Перголези, "Stabat Mater" (ACCORD, 465 952-2)
4. Э. Григ, "Симфонические танцы" (DG, 419 431-2)
5. Людвиг ван Бетховен, Соната № 23 для фортепиано фа минор "Аппассионата" (DG, 457 296-2)
6. Dead Can Dance "Into the Labyrinth" (4AD, 9 45384-2)
7. The Who "Quadrophenia" (Polydor, 531 971-2)
8. Accept "Balls to the Wall" (BMG remastered, 74321 932142)
9. Grave Digger "Knights of the Cross" (GUN, 74321 58069)
10. Kataklysm "In the Arms of Devastation" (Nuclear Blast, 27361 15275)


Участники теста


1. Cambridge Audio Azur 851A
2. Musical Fidelity M3i
3. Gold Note S-1 Anniversary
4. Musica Int-200
5. Sugden A21al Series 2
6. Итоговые выводы

Cambridge Audio Azur 851A

Цена – 73 900 руб.


Первого участника теста представляет английская компания Cambridge Audio, которая не покушается на лавры высокого High End и предпочитает разрабатывать территорию Hi-Fi. Здесь перед нами тот случай, когда модель не является самой нижней у фирмы, специализирующейся на дорогой технике, но, напротив, сделана как топовая в бюджетном классе. У такого позиционирования, разумеется, есть свои плюсы и минусы.



Зачастую компания, работающая в умеренно бюджетном секторе, старается наградить свои топ-модели довольно щедро. Это касается и мощности — у Azur 851A она наибольшая среди всех участников теста (120 Вт на 8 Ом на канал в стереорежиме), и богатой коммутации (опять-таки: входов — максимальное количество, а две пары даже продублированы балансными вариантами подключения), и наличия крупного информационного дисплея. Таким образом, по экипировке и по паспортным данным аппарат Cambridge Audio выглядит весьма привлекательно. Он снабжен двумя тороидальными трансформаторами — для питания предварительной секции и для выходных каскадов, с отдельными обмотками и сдвоенными выпрямителями для двух каналов. Для регулятора громкости производитель заявляет точный, сделанный по заказу потенциометр балансной конструкции с минимумом шумов и искажений. Усилитель оснащен темброблоком, позволяющим осуществлять регулировку с плавными фронтами с глубиной ±10 дБ на частоте 20 Гц и ±7,5 дБ на 20 кГц.





Самый тяжелый и один из самых габаритных участников теста имеет цельноалюминиевый корпус. Большую часть верхней крышки занимает фигурный проем, закрытый частой металлической сеткой (вентиляция), сквозь которую виден довольно большой (13—15 см в диаметре) тор одного из трансформаторов. Дизайн передней панели выдержан в сдержанном технологичном духе. Определенным реверансом в сторону более молодежной аудитории и отчасти стилистики кинотеатральных аппаратов являются серебристые ободки вокруг ручки громкости и управляющих кнопок. Уже упоминавшийся крупный дисплей во включенном состоянии отображает очень много информации, выполнен в синей цветовой гамме и при постоянной работе, на мой вкус, привлекает к себе слишком много внимания. К счастью, его можно пригасить или совсем отключить через меню. Это делается через меню, весьма разветвленное и содержащее много опций: регулировки максимального уровня сигнала по любому входу, возможность назначения входов, а также возможность сделать из любого входа «сквозной канал», на который не влияют настройки громкости и эквалайзера. У усилителя есть выход на наушники, но без отдельного регулятора громкости. При подсоединении наушников реле отключает выход на АС. Последний любопытный момент — два набора акустических терминалов, позволяющих подключать две пары колонок. Их можно использовать даже одновременно, хотя номинальный импеданс обеих пар не должен быть ниже 8 Ом.





Тембрально Cambridge Audio Azur 851A показался мне несколько тонким и заостренным (во всяком случае, в сочетании с нашим лабораторным проигрывателем Bryston BCD-1, который тоже скудноват по наполнению тембров). Темп неплохой, легкий, движение вперед в музыке хорошо намечено и сделано без патологий — «подпрыгиваний», рваных линий или западаний нот, ритм аккуратный, мелкие ритмические структуры прописаны хорошо и внятно. Инструменты в ансамблях четко прорисованы, в роке-металле усилитель легко и без проблем раскладывает тему на составляющие. Но общий характер звучания по разному набору треков запомнился как слегка суховатый и чуть зернистый на ВЧ, с энергичными, но немного прямолинейными атакой и акцентами. Определенная угловатость звучания также может быть связана с нашей лабораторной акустикой PMC OB1i, чей импеданс заметно отличается от рекомендованных 8 Ом и которая является не самой простой нагрузкой для усилителя. Наилучшим образом аппарат проявляет себя при исполнении современной клубной музыке и записей других популярных жанров, где хорошая атака и легкость разделения инструментов как раз в тему.



Результаты измерений









По совокупности измеренных показателей усилитель является безусловным лидером этого сравнительного теста. График частотной характеристики демонстрирует полосу пропускания, намного превышающую область слышимых частот (рис. 1). Спад на 80 кГц — не более 0,6 дБ. Неравномерность в диапазоне частот 20 Гц — 20 кГц лежит в пределах 0,06 дБ. Малый разбег графов, полученных при различных нагрузках, свидетельствует о достаточно низком выходном сопротивлении (коэффициент демпфирования достигает 260 ед.). Превосходно выполнена межканальная изоляция (рис. 2). Проникновение на 10 кГц составляет менее –88 дБ. Максимальная выходная мощность при уровне нелинейных искажений 0,7% равна 120 Вт для 8 Ом и 182 Вт при сопротивлении 4 Ом (рис. 3). КНИ во всем диапазоне мощностей и частот не превышает 0,01%. Отношение сигнал-шум — 105 дБА.

Паспортные данные:



Название – Cambridge Audio Azur 851A | Входное сопротивление (XLR / RCA), кОм – 20 | Выходная мощность (долговременная, на нагрузке 8 / 4 Ом), Вт – 120 x 2 / 200 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 10—50 000 (по уровню ±1 дБ) | Гармонические искажения (80% полной мощности, 1 кГц / 20—20 000 Гц), % – менее 0,001 / менее 0,01 | Отношение сигнал/шум (1 Вт / 8 Ом), дБ – более 93 | Аудиовходы – стереопары RCA (7), стереопары XLR (3), петля Tape | Аудиовыходы – стерео Pre Out (RCA), на наушники (6,3 мм) | Энергопотребление (standby / idle / maximum), Вт – менее 0,5 / 70 / 800 | Габариты, см – 43 x 11,5 x 38,5 | Масса, кг – 15

Оценки



+ровная четкая подача, легкий темп, хорошая прорисовка и разделение инструментальных линий, богатые коммутационные возможности-проблемы с собиранием нижнего регистра и прорисовкой верхнего, пониженная выразительность звучания, жанровость

Дизайн

85

Качество изготовления

95

Звучание

80

Эргономика

95

Итого

90

Вывод:



Богатый по коммутации и функциональным возможностям аппарат, многое позаимствовавший из сектора домашнего кино. Обладает легким и светлым звучанием с хорошей четкостью, но без тембральной основательности. Любит современную популярную музыку.

Musical Fidelity M3i

Цена – 70 600 руб.


Техника английской марки Musical Fidelity прекрасно знакома нам практически по всем модельным линейкам. Серия М3, к которой принадлежит участник теста, вторая снизу у Musical Fidelity и самая бюджетная среди всех, где компоненты обладают полноразмерными корпусами (есть еще «уполовиненные» М1). Дизайн и звук имеют узнаваемые фамильные черты, как обычно.



В наших двух проектах мы столько раз писали про Musical Fidelity, ее подход к звуку и аппараты, что в очередном тесте в каких-то местах уже можно ссылаться на предыдущие статьи. Интегрированный усилитель M3i имеет стопроцентно узнаваемую внешность: все тот же традиционный для компании корпус из экструдированного алюминия, металлические точеные клавиши и рукоятки, передняя панель с фасками снизу и сверху, окошко слева сверху с логотипом MF и знакомый пульт ДУ, отличающийся от устройства к устройству только своей функциональностью (для усилителей и, допустим, ЦАПов или источников). Цена аппарата указана для серебристого исполнения (черный вариант немного дешевле). Производитель заявляет для M3i схемотехнику, аналогичную используемой во всех остальных моделях, включая топовые. Впрочем, с этим связана и неизменная узнаваемость почерка усилителей фирмы, которая заставляет сразу сказать: «типичный Musical Fidelity».





Информационный дисплей отсутствует, сзади тоже все достаточно привычно — шесть небалансных входов на довольно простых и коротковатых разъемах RCA, включая один, переводимый в режим сквозного канала посредством находящегося рядом маленького полоскового переключателя. Также там есть выход с предварительного усилителя и для рекордера. Для подсоединения колонок предназначены довольно простые акустические терминалы с накидными пластиковыми шайбами. За них следует поставить минус по эргономике, потому что они не слишком надежно фиксируют тяжелые акустические кабели с разделкой «бананами». Пульт ДУ универсальный, имеет календарь треков и размеченные разным цветом управляющие зоны. Как и все аппараты Musical Fidelity, усилитель весьма дружественен к пользователю, и все управление интуитивно понятно без обращения к инструкции.







Звучание M3i столь же характерно и узнаваемо, как и его внешний облик. Он играет очень крепко и уверенно, формирует самую широкую и глубокую среди наших участников сцену и рисует четкие плотные линии всех инструментов. По тембральной насыщенности он лидер теста, хотя к нему вплотную подходит еще один аппарат, о котором ниже. Вместе с тем он уступает тому же Sugden A21al Series 2 в детальности, цельности передачи образов и изысканности исполнения. Тончайшие нюансы тут не прослушивается (их маловато и по сравнению с более дорогими моделями Musical Fidelity, в частности M6 500i), а близкие тембры не разделяются так явно и беспроблемно. С другой стороны, все в порядке с контролем акустических систем, что наглядно продемонстрировал усилитель при работе с не самой простой нагрузкой PMC OB1i. В целом M3i демонстрирует очень стабильную ровную подачу и достаточно масштабное звучание, чуть мягкое, немного сгущенное в нижней середине и сбавленное по ВЧ. Однако даже с учетом этого в записях симфонической музыки ощущаются правильная широта и свободное дыхание большого оркестра (но нет и никаких противопоказаний к прослушиванию барочных произведений, они тоже отыгрываются достойно). В брутальных жанрах усилитель показывает хорошее разрешение, темп и сохранение мелодических линий, но для полного счастья не хватает некоей пружины и определенного куража.



Результаты измерений









Большой разбег кривых АЧХ, полученных для разных номиналов нагрузки, говорит о достаточно высоком выходном сопротивлении усилителя Musical Fidelity M3i (то же можно сказать еще как минимум о трех участниках теста). Коэффициент демпфирования составляет 35 ед. Несмотря на это, измеренные характеристики аппарата выглядит вполне достойно. Максимальная выходная мощность составляет 79 Вт на 8 Ом при 0,7% КНИ. Выходные каскады справляются и с 2-омной нагрузкой, успевая отдать до срабатывания электронной защиты по 115 Вт на каждый из каналов. Частотная характеристика линейна в слышимом интервале (рис. 1), неравномерность здесь составляет не более 0,26 дБ. Верхняя граница полосы пропускания по уровню –3 дБ выбирается выше 80 кГц. Проникновение сигнала между каналами может несколько варьировать в зависимости от комбинаций проводимых измерений, и мы оцениваем уровень ослабления не менее 62 дБ на 10 кГц (рис. 2). Следует отметить малый уровень нелинейных искажений во всей рабочей полосе частот и мощностей (рис. 3).

Паспортные данные:



Название – Musical Fidelity M3i | Входное сопротивление, кОм – 40 | Выходная мощность (на нагрузке 8 Ом), Вт – 76 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (по уровню –0,1 дБ) | Гармонические искажения + шум (20—20 000 Гц), % – менее 0,014 | Отношение сигнал/шум, дБA – более 96 | Аудиовходы – стереопары RCA (6) | Аудиовыходы – стерео Pre Out (RCA), Tape Out (RCA) | Энергопотребление (максимальное), Вт – 320 | Габариты, см – 44 x 10 x 40 | Масса, кг – 9,2

Оценки



+уверенный масштабный звук, полновесные тембры, внятная мелодика, меньшая, по сравнению с другими участниками теста, чувствительность к нагрузке -нижний бас бывает расфокусирован, в динамических пиках заметна напряженность, отдача по ВЧ понижена

Дизайн

95

Качество изготовления

90

Звучание

90

Эргономика

85

Итого

90

Вывод:



Достойный усилитель с полнокровным звучанием, уверенной подачей и способностью рисовать и связывать воедино крупную форму (как свойственно всем компонентам Musical Fidelity). Данной конкретной модели немного не хватает четкости и вдохновенности в звучании, но хорошее чувство саунда это искупает.


Gold Note S-1 Anniversary

Цена – 84 200 руб.


Продукция итальянской компании Bluenote тоже хорошо нам знакома и представлена в наших тестах на протяжении нескольких лет. Разница в названиях моделей и «цвет нот» (Gold Note и Blacknote, а также Demidoff) знаменует достаточно формальное разделение брендов (объединяющий их концерн Akamai сохранил общие производственные мощности и персонал).



По информации производителя, Gold Note S-1 Anniversary имеет конструкцию «двойное моно» (два одинаковых сетевых тора по 10 см в диаметре действительно видны сквозь частые вентиляционные прорези в верхней крышке усилителя). Есть также третий, сервисный источник питания с гальванической развязкой для регулятора громкости, реле входного селектора, светодиодная индикации и пр. В секции предварительного усиления используется схема с токовым зеркалом — распространенное несколько десятилетий назад классическое решение, предназначенное для «копирования» управляющего тока на несколько каскадов для задания тока покоя выходных транзисторов. Gold Note S-1 Anniversary сделан по аудиофильским канонам — без цепей защиты от перегрузки, а также без активных или пассивных фильтров. По заявлению компании, все это отвергается из-за негативного воздействия на звук. Необходимая в любом случае защита от перегрева реализована на четырех термочувствительных элементах, которые отключают усилитель, когда температура выходных каскадов превышает 80 °С. В качестве регулятора громкости взят моторизованный потенциометр ALPS сопротивлением 50 кОм. Корпус усилителя довольно простой, но очень крепкий, даже немного брутальный, Gold Note S-1 Anniversary — один из самых тяжелых и габаритных участников теста. Передняя панель из алюминиевого листа толщиной 8 мм весьма лаконична — на ней только две крупные белые металлические ручки (селектор входов и регулятор громкости), гнездо для подключения наушников, сетевой выключатель и декоративная «золотая медаль» модельного ряда Gold Note. Информационный экран отсутствует, коммутация довольно скромная — всего четыре входа, один из которых продублирован балансным вариантом соединения. Есть тумблер «земли», он может помочь избавиться от гула из-за сетевых наводок. На заказ допускается установка еще одной пары входных клемм (на нашем образце гнезда под них прикрыты заглушками). Клеммы короткие, как почти у всех в тесте, но, в отличие от других аппаратов, расставлены весьма просторно. Судя по информации из руководства, в качестве опции к усилителю доступен хороший пульт ДУ, однако поступивший к нам экземпляр укомплектован маленькой плоской универсальной «кредиткой», способной лишь регулировать громкость. На селекторе входов указаны только небалансные входы. При использовании балансного интерфейса это несколько ставит в тупик и заставляет искать нужное положение селектора. Им оказывается вход AUX 3, что логически неочевидно. Зато как большой эргономический плюс отметим крупные и качественные акустические терминалы, в которых плотно и надежно фиксируются кабели, разделанные «бананами».









При прослушивании Gold Note S-1 Anniversary демонстрирует звучание, по своему характеру лежащее примерно посередине между тем, что выдают усилители Musical Fidelity и Sugden, но ближе ко второму. По степени изящества и аккуратности его подача во многом похожа на почерк лидера теста, хотя тот непревзойденно разделяет близкие тембры и улавливает тонкие различия. Однако и у этого участника тембральное разрешение очень неплохое. В отличие от аппарата Musical Fidelity звук не такой полнокровный, басовый регистр достаточно насыщенный, но немного приглушенный или затененный. Атака понизу кажется более смягченной по сравнению с остальными областями. В целом звучание воспринимается как равномерное, прикрытое легкой прозрачной вуалью, наброшенной на все диапазоны, но остается неизменно приятным и пластичным. Высокочастотный регистр не обладает той же ясной прозрачностью, как у усилителя, работающего в классе А, но разрешение все равно лучше, чем у MF M3i. Эмоциональный накал удается Gold Note S-1 Anniversary нелегко, значительно лучше он передает полутени и полунамеки, отчетливо предпочитая ансамблевую музыку оркестровой или брутальной.



Результаты измерений









Спад частотной характеристики усилителя Gold Note S-1 Anniversary начинается достаточно рано, но это мало отражается на неравномерности в полосе звуковых частот (рис. 1), которая здесь не превышает 0,32 дБ. Верхняя граничная частота по уровню –1 дБ фиксируется на отметке 41 кГц. Относительно высокое выходное сопротивление аппарата дает худший в тесте коэффициент демпфирования (30 ед.) и, как следствие, некоторое уменьшение отдачи в первой октаве басовой области. У этой модели отмечен еще один параметр-аутсайдер нашей подборки — низкая межканальная изоляция. Проникновение сигнала сохраняется на стабильном уровне во всей полосе частот и на 10 кГц составляет –28 дБ (рис. 2). Усилитель работает с любым протестированным номиналом нагрузки, отдавая в нее до 66 Вт неискаженной мощности (2 Ом). Уровень нелинейных искажений в рабочем интервале несколько завышен, но находится ниже порога различимости (рис. 3).

Паспортные данные:



Название – Gold Note S-1 Anniversary | Выходная мощность, Вт – 60 x 2 | Входное сопротивление, кОм – 47 | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (по уровню ±3 дБ) | Гармонические искажения (20—20 000 Гц), % – 0,2 | Отношение сигнал/шум, дБ – 90 | Аудиовходы – стереопары RCA (5), стереопара XLR | Аудиовыходы – Tape Out (RCA), на наушники (6,3 мм) | Энергопотребление, Вт – нет данных | Габариты, см – 43 x 9,0 x 35 | Масса, кг – 10

Оценки



+спокойный шарм в подаче, ясный выразительный вокал, хорошее разрешение в середине -несобранность нижнего регистра, некоторая вялость и придержанная динамика, жанровые предпочтения

Дизайн

90

Качество изготовления

90

Звучание

85

Эргономика

90

Итого

85

Вывод:



Эмоционально немного сдержанный аппарат, предпочитающий спокойную музыку и простую внятную мелодику нагруженным драматичным жанрам. На упомянутых треках демонстрирует пластичное приятное звучание и четко сформированные музыкальные образы.

Musica Int-200

Цена – 60 600 руб.


Японская компания Musica, основанная в 2005 году, у нас практически неизвестна. Впрочем, в этом вопросе мы не сильно отличаемся от остальной Европы. Информация по бренду в Интернете практически отсутствует, сайт фирмы сделан полностью на японском языке. И мы не смогли найти там в точности такие модели, как представлены в России. Сплошные загадки, да и только.



Musica Int-200 может считаться настоящей темной лошадкой теста. Мало того, что на упомянутом выше сайте фирмы мы не смогли найти те три аппарата, что продаются в России, — полноразмерный интегрированный усилитель и два других компонента «в четверть ширины» (менее мощный интегрированный усилитель Int-40 и пред Usb-40, предназначенный для работы с компьютером), так и для той модели, что мы имеем, у нас нет вменяемого набора технических характеристик, кроме мощности (25 Вт на канал на неуказанной нагрузке в стереорежиме). Пишется, что все без исключения усилители фирмы — гибридные, с предварительным каскадом на лампах и с выходными на транзисторах MOSFET. Судя по габаритам устройств (а также, забегая вперед, по очень уверенному звуку и хорошему контролю АС), можно было бы предположить, что они работают в классе D. Однако производитель заявляет, что принципиально не использует цифровые усилительные микросхемы и импульсные источники питания. Малый размер корпусов имеет идейное обоснование — такая компактность по необходимости способствует минимизации пути сигнала и увеличению отношения сигнал/шум, что благотворно сказывается на звучании. Есть также сведения, что фирма осуществляет обратную связь с конечными потребителями своей продукции, выпуская компоненты с учетом их замечаний и пожеланий. Производство располагается в городе Огаки на базе предприятия, имеющего богатый опыт изготовления электрооборудования для высокоточной аппаратуры.



Что касается дизайна и особенно эргономики, то Musica Int-200 вызвал у вашего автора нечто сродни культурному шоку. На нем нет ни единой подписи, а какая из двух одинаковых небольших ручек по краям передней панели, выполняющих функции селектора входов и регулятора громкости, за что конкретно отвечает, пользователю предлагается выяснить самостоятельно. Формально здесь есть стрелочный индикатор, который должен показывать текущий уровень громкости, но шкала не размечена, стрелка просто перемещается по пустому полю, и информативность этих перемещений, если честно, нулевая. Пульта ДУ нет, сзади располагаются только три небалансных входа и акустические терминалы, принимающие исключительно «лопатки»; все очень тесное и неудобное. На этом фоне нужны поистине выдающиеся звуковые таланты, чтобы можно было скомпенсировать все перечисленное. И тут мы имеем дело именно с такой ситуацией.





Наша неизвестная темная лошадка стала для меня истинным открытием нынешнего (да и многих предшествующих) тестов. Это та самая редкая жемчужина, набор чудес за горсть пятаков, которую так упорно ищут аудиофилы. И иногда находят. С первых тактов «половинная» конструкция с чудовищной эргономикой заиграла так, как играют только взрослые дорогие усилители, большие, с солидными блоками питания и рядами выходных транзисторов на массивных литых радиаторах охлаждения. С нашими PMC OB1i, которые изначально даже не рассматривались к ней в пару, эта «мелкая коробка» выдала очень соразмерный, крупный и открытый звук. О тембрах можно говорить отдельно: ясные и пронзительные (в хорошем смысле) медные духовые, самый адекватный в тесте клавесин, большой полновесный орган, лютня с декой и струнами, барочные аутентичные скрипки и классические альты с характерной сырой шероховатостью… Все это просто смахивает на ненаучную фантастику, как и полное отсутствие признаков перегруженности середины басом, явно свидетельствующее о том, что с питанием нет никаких проблем. Конструкторы Musica Int-200 сотворили настоящий маленький шедевр.



Результаты измерений









Поведение АЧХ усилителя Musica Int-200 обнаруживает спад –4,3 дБ на 80 кГц, а неравномерность в полосе слышимых частот равна 0,41 дБ (рис. 1). Коэффициент демпфирования далеко не самый плохой в тесте — 57 ед. Уровень межканального проникновения сигнала весьма стабилен во всей слышимой полосе частот и составляет 54 дБ (рис. 2). Тестирование выявило весьма скромные мощностные характеристики данной модели, а также несколько завышенный относительно других участников уровень КНИ. Но здесь необходимо сделать скидку на конструктивные особенности, которые выделяют этот усилитель в нашей подборке. Максимальная выходная мощность при 8-омной нагрузке составляет 13 Вт и мало отличается для других значений сопротивления. Усилительный каскад работает с низкоомной нагрузкой, хотя при этом происходит прирост уровня нелинейных искажений во всей области нижних и средних частот (рис. 3).

Паспортные данные:



Название – Musica Int-200 | Выходная мощность (на нагрузке 8 Ом), Вт – 25 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 1—40 000 (по уровню –3 дБ) | Гармонические искажения, % – 0,1 | Отношение сигнал/шум, дБ – нет данных | Аудиовходы – стереопары RCA (3) | Аудиовыходы – нет | Энергопотребление, Вт – нет данных | Габариты, см – 21,7 x 6,8 x 26 | Масса, кг – нет данных

Оценки



+ясный, уверенный и объемный звук, отличная фактура тембров, верный масштаб записей, абсолютная жанровая универсальность-эргономика за гранью добра и зла, незначительные проблемы с нижним басом.

Дизайн

85

Качество изготовления

90

Звучание

95

Эргономика

80

Итого

90

Вывод:



Чудо превращения гадкого утенка в прекрасного лебедя никого не оставит равнодушным. Несмотря на невзрачный внешний вид, усилителю Musica Int-200 просто надо дать шанс и включить его в сеть. Выключать его потом уже не захочется. Тембры просто великолепны — далеко не по цене.


Sugden A21al Series 2

Цена – 90 200 руб.


К сожалению, аппараты этой фирмы попадают в наши тесты гораздо реже, чем нам бы того хотелось. А ведь английская компания, носящая имя своего основателя, выпускает очень любопытные и музыкальные компоненты, звучащие на неизменно достойном уровне. Усилитель, с которым мы имеем дело сегодня, имеет очень длинную историю — его предок был самым первым продуктом Sugden в 1964 году.



Спустя 50 лет среди моделей компании Sugden по-прежнему присутствует маломощный (по современным понятиям), но исключительно приятно и любовно сделанный интегрированный усилитель, работающий в чистом классе А. Тут отдельно стоит отметить, что в умеренном ценовом диапазоне такое решение среди серийных изделий практически не встречается. С 1964 года модель претерпела всего лишь две значительные модификации и не особенно изменилась — в ее названии к А21 добавилась пара букв, внешне место деревянных боковин давно занял металлический корпус, а внутри после последней модернизации, датированной 1989-м, появились более основательный блок питания, балансный регулятор громкости, управляемый с пульта, и еще ряд менее значительных нововведений. Однако каждый аппарат, как и раньше, собирается вручную, причем от начала и до конца — одним и тем же человеком, который несет за свою работу персональную ответственность; в Sugden считают, что конвейер в любой форме недопустим.



A21al Series 2 помещен в металлический корпус очень необычной серо-дымчатой окраски (графит), редко применяемой в аудио. Охлаждение сделано с расчетом на работу выходных каскадов в классе А — два ряда прорезей на верхней крышке и алюминиевые боковые охлаждающие радиаторы. На передней панели симметрично располагаются круглые управляющие элементы — селектор входов и регулятор громкости, сетевой выключатель, а также два маленьких окошка (ИК-приемник для пульта и индикатор включения питания). Информационный дисплей отсутствует. Дизайн следует назвать совершенно минималистским, но шарм исполнения «вне времени» и качество изготовления заставляют поставить усилителю высший балл за внешний вид. Коммутация — стандартная в рамках теста, клеммы входов несколько коротковаты и поставлены довольно тесно, зато акустические терминалы отличные. В усилителе есть вход фонокорректора с возможностью самостоятельного переключения типа (ММ и МС); для перевода используются внутренние переключатели, добраться до которых можно, сняв верхнюю крышку (процедура подробно и с картинками описана в руководстве по эксплуатации). Как эргономические минусы отмечу отсутствие экрана и немаркированную ручку селектора входов. Входящий в комплект пульт ДУ выполняет единственную функцию — регулирует громкость.







С первых тактов усилитель Sugden A21al Series 2 обнаруживает очень верный голос, прозрачность и внятность звучания, аккуратные воздушные ВЧ и прочие характерные признаки, присущие хорошей реализации усиления в чистом классе А, — именно этих достоинств мы и ожидаем от такого решения, мирясь с горячими «неудобными» аппаратами. Тембры натуральных инструментов, когда нужно, демонстрируют то шелковистость и пластику, то резкие яркие всплески. Полезные шумовые призвуки явственно прослушиваются и занимают правильное (не довлеющее) место в формировании тонов. Бас превосходно собран, хотя отдача в самом низу заметно понижена. Музыкальные темы исполняются абсолютно свободно, гибко и без напряжения, инструменты хорошо сбалансированы и имеют верные размеры. Музыкальная связность и логика — неожиданно просто отличные, лучше, чем бывает у иных усилителей, позиционируемых классом или двумя выше. Sugden A21al Series 2 — один из двух участников теста, кто выказал выдающуюся жанровую ровность и способность одинаково увлекательно и с нужным настроем отыграть все записи, от тонкого барокко до масштабной оркестровой музыки, веселого рока и брутального металла. При этом он стал безусловным лидером по тщательной деликатности трактовок и умению передать цельность тембров и атмосферу записей.



Результаты измерений









Поведение частотной характеристики усилителя Sugden A21al Series 2, как и у большинства участников нашего теста, достаточно стабильное в интервале слышимых частот, но демонстрирует зависимость от подключаемой нагрузки (рис. 1). Верхняя граничная частота воспроизводимого диапазона по уровню –3 дБ равна 72 кГц. Ослабление проникающего сигнала в области средних частот среднее в тесте и растет с повышением частоты, составляя 52 дБ на 10 кГц (рис. 2). Усилитель в принципе способен работать с нагрузкой различных номиналов, но данные измерений по выходной мощности для фиксированного порога нелинейных искажений однозначно свидетельствуют о предпочтительном использовании высокоомных АС. Максимальная выходная мощность составляет 24 Вт (8 Ом) и снижается до 7 Вт на нагрузке 2 Ом (рис. 3). Коэффициент демпфирования — 55 ед. Отношение сигнал/шум — 102 дБА.

Паспортные данные:



Название – Sugden A21al Series 2 | Выходная мощность (на нагрузке 8 Ом), Вт – 23 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 10—20 000 (по уровню ±0,5 дБ) | Гармонические искажения, % – нет данных | Отношение сигнал/шум, дБ – более 83 | Аудиовходы – стереопары RCA (4), вход фонокорректора MC/MM (RCA) | Аудиовыходы – стерео Pre Out (RCA), Tape Out (RCA) | Энергопотребление, Вт – нет данных | Габариты, см – 43 x 9,2 x 35 | Масса, кг – 11

Оценки



+ясный цельный голос, отличная артикуляция, бережное отношение к деталям, похвальная жанровая универсальность -ограниченный запас по мощности, чувствительность к нагрузке, проблемы с эргономикой

Дизайн

95

Качество изготовления

90

Звучание

95

Эргономика

85

Итого

95

Вывод:



Исключительно музыкальный аппарат, который при подборе адекватных по нагрузке и не уступающих ему по качеству акустических систем задаст такой уровень звучания, какой окажется чертовски трудно преодолеть без существенно больших затрат. Это будет система для души и на долгое время.


Итоговые выводы



Начнем, пожалуй, с оценки функциональности участников и удобства их использования. По этому критерию первоначальные пессимистичные прогнозы, в общем, вполне подтвердились (если не считать Cambridge Audio Azur 651A, который сделан с акцентом именно на «интерфейс» и получает тут высокий балл). И в целом с эргономикой на сей раз как-то не задалось, информационные дисплеи достались только двум моделям из пяти, причем в обоих случаях мелькала мысль, что лучше бы их не было. У того же аппарата Cambridge Audio дисплей, перегруженный крупными бледно-синими символами и сделанный в стиле кинотеатральных ресиверов, сильно отвлекал внимание и вызывал желание его отключить. А у Musica Int-200 формально присутствующая стрелочная шкала громкости имела минимальную информативность. С этим японским гостем у нас вообще возник ряд забавных ситуаций, которые могли бы фатально отразиться на результатах теста, если бы мы пошли на поводу у первых, резко негативных впечатлений, основанных на оценке внешнего вида. За всю мою практику прослушиваний различной техники я помню единственный аналогичный случай, когда компонент был бы столь вызывающе неудобен в использовании (и сделан как будто с подчеркнутым пренебрежением к минимальным требованиям эргономики), — CD-проигрыватель Silhouette SXCD новозеландской фирмы Perreaux. Он тоже не имел ни единой подписи на корпусе и, казалось, был специально предназначен для того, чтобы обеспечить своему владельцу увлекательный квест на тему: «отгадай, как я работаю». При этом звучал он просто изумительно для своей цены (кстати, диапазон был тот же самый — 60—70 тыс. рублей, что довольно символично), обходя всех других участников того теста. К сожалению, фирма сняла его с производства, вместо того чтобы немного доработать и создать более приемлемый по эргономике вариант, и мы лишились превосходного источника бюджетного класса. Надеюсь, что этого не случится с интегрированным усилителем Musica Int-200, который в нынешнем тесте показал себя просто блестяще и почти догнал нашего лидера — Sugden A21al Series 2 (хотя последний все же никому не уступил по умению деликатно обрабатывать тонкие детали). Но японский аппарат выступил уж точно не хуже Musical Fidelity M3i на его поле — он обнаружил ровно такое же умение связывать воедино крупную оркестровую форму, зато его звучание было даже более открытое и свободное, более эмоциональное и точное. Это действительно можно назвать маленьким чудом. Если вы готовы забыть об обычном уровне удобства и ориентируетесь только на получение максимально качественного звука за минимальную сумму, я очень советую обратить внимание на Musica Int-200.



Sugden A21al Series 2, как и говорилось, стал победителем. Он прекрасно подходит для прослушивания классических произведений любого направления, а также музыки всех остальных жанров, при условии, что вы подберете ему в пару высокочувствительную акустику со стабильным импедансом. Тогда у вас есть все шансы построить систему, с которой можно жить очень долго и переплюнуть которую по уровню звучания можно будет только ценой существенно бóльших затрат (может быть, настолько значительных, что вам и не захочется тратить такие деньги). Рекомендацию редакции получает Musical Fidelity M3i — он менее чувствителен к нагрузке и играет широко и полнокровно, хоть и с определенным пренебрежением к тонким деталям. Также могу отметить, что по сравнению со своими старшими братьями он оказался более жанровым и мягким (что, в частности, не способствует должному исполнению записей жестких жанров), чем это привычно для компонентов Musical Fidelity. И однако с подходящей «острой» акустикой аппарат все равно будет очень неплох. Итальянский Gold Note S-1 Anniversary относится к классу усилителей с четко очерченными музыкальными предпочтениями и характером — он явно предпочитает спокойную, гармоничную и хорошо записанную музыку и такие треки исполняет прозрачно, внятно, приятным цельным голосом. Остальное — не его территория. Наконец, Cambridge Audio Azur 651A может быть рекомендован молодежной аудитории, любящей новинки прогресса. Он достаточно мощный, чтобы при случае озвучить вечеринку, четкий, ритмичный и энергичный, хорошо раскрывается в клубной музыке и вообще в электронных жанрах, а к академическим записям базово равнодушен. К тому же он имеет множество настроек, что роднит его больше с кинотеатральной, чем со стереоаппаратурой, и допускает подключение разнообразных гаджетов.



Мария Савина

Редакция Hi-Fi.ru