50 лучших готических фильмов – выбор редакции
Fri, 06 Sep 2024 08:14:39 +0300 Fri, 06 Sep 2024 08:14:39 +0300Атмосферное кино для ночных сеансов
Недавний успех сериала «Уэнсдэй», основанного на эпопее «Семейка Аддамс», вдохновил нас на пристальное изучение мирового готического кино – мрачных атмосферных лент, которые пугают, интригуют, завораживают, погружают в недра безумного разума или сталкивают героев с могущественными потусторонними силами. В этой статье Борис Иванов представляет вам наш хит-парад пятидесяти лучших и самых примечательных готических картин всех времён и народов.
50. Семейка Аддамс / The Addams Family (1991)
Страна – США | Режиссёр – Барри Зонненфельд | Продолжительность – 102 минуты
О чём: коварная махинаторша и продажный адвокат пытаются отнять у Аддамсов их наследство и состояние
Начав нашу статью с упоминания сериала «Уэнсдэй», мы не могли обойти стороной популярную комедию «Семейка Аддамс», которая некогда познакомила Россию с эксцентричным кланом хоррор-стереотипов из комиксов Чарльза Аддамса. Конечно, сюжет «Семейки» скорее комедийный и авантюрный, чем готический, и готичность в картине сугубо комическая и пародийная. Но готика – стиль настолько выразительный, что он очаровывает, даже когда подаётся не всерьёз. А поскольку обаяния «Семейке Аддамс» не занимать, то она может послужить крепким мостиком к более серьёзным готическим постановкам для юных зрителей, которым пока ещё рано смотреть кровавые боевики и мистические хорроры. Ключевые роли в фильме сыграли Анжелика Хьюстон, Рауль Хулиа, Кристофер Ллойд и Кристина Риччи, которая также снялась в «Уэнсдэй».
Факт: после выхода картины прохожие дети часто узнавали в Рауле Хулиа героя «Семейки», и ему это очень нравилось, потому что он считал роль в фильме своим высшим достижением.
Зачем смотреть: чтобы подружиться с самыми весёлыми американскими готами
49. Вий (1967)
Страна – СССР | Режиссёры – Константин Ершов, Георгий Кропачев | Продолжительность – 74 минуты
О чём: студент духовной семинарии убивает напавшую на него молодую ведьму, и ему приходится её отпевать
В СССР практически не снимали фильмы ужасов, поскольку считалось, что в «здоровом советском обществе нет места для тлетворных влияний больного Запада». Тем не менее, в 1967 году студия «Мосфильм» подарила зрителям киноверсию «Вия», мистической повести Николая Гоголя. Идеологический оберег в виде хрестоматийного произведения позволил советским постановщикам ненадолго заглянуть в мир упырей и вурдалаков и изобразить полуночную схватку несчастного бурсака Хомы с кровожадной панночкой и её армией потусторонних монстров. Конечно, «Вий» был не таким жутким, как лучшие образчики жанра, но по советским меркам это было впечатляющее пиршество украинской готики. Главные роли в картине сыграли Леонид Куравлев и Наталья Варлей.
Факт: хотя в титрах режиссёрами значатся Ершов и Кропачев, окончательная версия ленты была творением Александра Птушко, который значительно переработал картину, переснял многие сцены и разработал финальный дизайн Вия.
Зачем смотреть: чтобы помолиться за грешную душу Хомы Брута
48. Коралина в Стране Кошмаров / Coraline (2008)
Страна – США | Режиссёр – Генри Селик | Продолжительность – 100 минут
О чём: маленькая девочка исследует свой новый дом и обнаруживает проход в параллельный мир, где её родители кажутся заботливее, чем в реальности
В 2008 году американская анимационная студия Laika мощно заявила о себе, когда привлекла в качестве ведущего постановщика режиссера «Кошмара перед Рождеством» Генри Селика и выпустила свой дебютный полнометражный фильм – кукольную экранизацию повести Нила Геймана «Коралина». Хотя это была детская волшебная сказка, «Коралина в Стране Кошмаров» получилась достаточно эксцентричной, драматичной, стильной, интригующей и пугающей, чтобы по праву записаться в ряды замечательных готических лент. Если в готике для взрослых часто затрагивается тема сексуальной привлекательности зла, то в «Коралине» злые силы искушают главную героиню семейной любовью и уютом, которыми девочка, по её мнению, обделена. Картина была номинирована на «Оскар» и «Золотой глобус» в категории «лучший анимационный фильм».
Факт: изначально продюсеры наняли Дакоту Фэннинг, чтобы сыграть Коралину в игровой картине. Когда проект был переосмыслен как мультфильм, Фэннинг согласилась озвучить главную героиню, потому что очень хотела поработать над «Коралиной».
Зачем смотреть: чтобы научиться выявлять поддельных родителей
47. Другой мир / Underworld (2003)
Страны – США, Великобритания и другие | Режиссёр – Лен Уайзман | Продолжительность – 133 минуты
О чём: в течение многих столетий вампиры и оборотни ведут тайную войну, используя специально разработанное оружие
Создатель «Другого мира» Кевин Гревье учился на генетика и микробиолога до того, как решил стать сценаристом, и это вдохновило его придумать неоготический мир вампиров и оборотней, в котором монстров поневоле разделяет не магия, а генетические отклонения, некогда наделившие бывших людей странными способностями. Постепенно развивая эту идею вместе со своими соавторами и скрещивая готическую эстетику с романтикой «Ромео и Джульетты», Гревье и режиссер Лен Уайзман создали стильный и драматичный фантастический хоррор-боевик, который стал родоначальником одноименного цикла. Правда, ни один из позднейших «Миров» не был столь же удачен, как дебютная лента. Главных героев ленты изобразили Кейт Бекинсейл, Скотт Спидман, Майкл Шин и Билл Найи.
Факт: британская звезда «Другого мира» Кейт Бекинсейл согласилась сняться в картине, чтобы в ней перестали видеть только актрису костюмных драм. Теперь она больше известна как экшен-героиня.
Зачем смотреть: чтобы проникнуться страстями вампиров и оборотней
46. Тень вампира / Shadowof the Vampire (2000)
Страны – Великобритания, США | Режиссёр – Э. Элиас Мэридж | Продолжительность – 95 минут
О чём: в 1921 году немецкий режиссер Фридрих Мурнау приглашает настоящего вампира, чтобы он сыграл монстра в фильме «Носферату, симфония ужаса»
Атмосфера готического кошмара плохо сочетается с юмором, но иногда встречаются ленты, которые умудряются быть одновременно смешными и зловещими. В 2000 году американский артхаусный постановщик Э. Элис Мэридж добился этого эффекта в постмодернистской хоррор-комедии о съёмках реального шедевра немого кино, о котором некогда ходило много нелепых слухов. «Тень вампира» одновременно подтрунивает над теми, кто готов поверить, что режиссер может снять кино о кровопийце с помощью настоящего вампира, и рассказывает пугающую историю о кинематографистах, которые постепенно осознают, что им придется заплатить своими жизнями за успех их общего дела. Основные роли в ленте исполнили Джон Малкович, Уиллем Дефо, Удо Кир, Кэри Элвес, Кэтрин Маккормак и Эдди Иззард.
Факт: Уиллем Дефо получил роль Зелёного Гоблина в блокбастере «Человек-паук» после того, как продюсеры ленты увидели его в «Тени вампира».
Зачем смотреть: чтобы узнать мифическую историю «Носферату»
45. В компании волков / The Company of Wolves (1984)
Страна – Великобритания | Режиссёр – Нил Джордан | Продолжительность – 95 минут
О чём: живущая в сказочном мире девушка-подросток после гибели старшей сестры отправляется к бабушке с корзинкой гостинцев
Хотя Красочную Шапочку обычно изображают как маленькую девочку, Шарль Перро сочинил свою сказку как аллегорическое предупреждение для молодых девушек об опасности льстивых и внешне привлекательных мужчин. Поэтому английская писательница Анджела Картер и ирландский режиссер Нил Джордан не погрешили против замысла знаменитого француза, когда превратили «Красную Шапочку» в причудливую мистико-готическую сказку для взрослых, в которой Серый Волк оказывается кровожадным и соблазнительным вервольфом, а главная героиня – девушкой на грани превращения в женщину (или в волчицу). Главные роли в картине сыграли Сара Пэттерсон, Анджела Лэнсбери, Дэвид Уорнер и Миша Бергезе.
Факт: по соображениям безопасности большинство волков в картине – перекрашенные бельгийские овчарки. В съёмках участвовало всего два настоящих волка.
Зачем смотреть: чтобы осознать истинную мораль «Красной Шапочки»
44. Дикая охота короля Стаха (1979)
Страна – СССР | Режиссёр – Валерий Рубинчик | Продолжительность – 130 минут
О чём: в начале XX века ученый-этнограф изучает народные легенды белорусского Полесья и становится участником удивительных событий
Уникальный образчик белорусской готики, «Дикая охота короля Стаха» соединила в себе традиционную для готических повествований интригующую и мистическую атмосферу с привычным для советского исторического кино пафосом народной борьбы против помещиков и эксплуататоров. Впрочем, вторая составляющая «Дикой охоты» выходит на первый план лишь ближе к финалу ленты, а до её появления на авансцене действие картины развивается по традиционным законам готики. В основу фильма была положена изданная в 1964 году повесть белорусского писателя Владимира Короткевича, ныне считающаяся классикой национальной словесности. Главные роли в ленте сыграли Борис Плотников, Елена Димитрова, Игорь Класс, Александр Харитонов, Борис Хмельницкий и Альберт Филозов.
Факт: хотя действие ленты развивается в Белоруссии, натурные съёмки проходили в Подгорецком замке в Львовской области Украины.
Зачем смотреть: чтобы столкнуться с ожившими преданиями Полесья
43. Ключ от всех дверей / The Skeleton Key (2005)
Страна – США | Режиссер – Иэн Софтли | Продолжительность – 104 минуты
О чём: бывшая работница хосписа становится сиделкой у пожилых владельцев поместья в штате Луизиана
На первый взгляд, тропически жаркий и залитый солнцем американский Юг никак не рифмуется с традиционным преставлением о готической атмосфере. Однако знойное марево может скрывать таких же пугающих признаков, как северные туманы, а магия вуду неплохо заменяет привычное европейское колдовство. Так что «южная готика» имеет полное право на существование, и «Ключ от всех дверей» – одно из самых удачных подтверждений этого тезиса. Следуя лучшим традициям жанра, главная героиня ленты перебирается из Нового Орлеана в луизианскую глушь и постепенно начинает верить в вуду по мере того, как исследует старинное поместье своих нанимателей и раскрывает его тайны. Главные роли в фильме исполнили Кейт Хадсон, Джина Роулендс, Джон Херт, Питер Сарсгаард и Джой Брайант.
Факт: съёмки фильма пришлось перенести на год, поскольку Кейт Хадсон забеременела, и её животик не вписывался в сюжет.
Зачем смотреть: чтобы познать истинную силу магии вуду
42. Джейн Эйр / Jane Eyre (2011)
Страны – Великобритания, США | Режиссёр – Кэри Дзёдзи Фукунага | Продолжительность – 120 минут
О чём: живущая в Британии XIX века молодая женщина становится гувернанткой в поместье одинокого мужчины, который растит осиротевшую девочку
«Джейн Эйр» Шарлотты Бронте – одна из самых знаменитых британских книг, и ценитель экранизаций классики может найти её кино- или телеверсию на свой вкус. Для этого хит-парада мы выбрали сравнительно недавнюю экранизацию Кэри Фукунаги (режиссера первого сезона «Настоящего детектива»), потому что она лучше всех передает готическую составляющую прославленного романа, пусть даже в ущерб более лёгким и светлым сторонам книги. В интерпретации Фукунаги «Джейн Эйр» предстает мрачной историей о любви в поместье, которое скрывает опасную тайну. Это не хоррор, но это костюмная мелодрама на грани мистического и психологического фильма ужасов. Ключевые роли в картине исполнили Миа Васиковска, Майкл Фассбендер, Джуди Денч и Джейми Белл.
Факт: хотя режиссёр в целом стремился к исторической достоверности, он позволил художникам по костюмам опереться на моду 1840-х, а не 1830-х, поскольку аутентичная мода эпохи «Джейн Эйр» показалась Фукунаге «уродливой».
Зачем смотреть: чтобы помочь любви победить безумие
41. Ведьма / The VVitch: A New-England Folktale (2015)
Страны – США, Канада, Великобритания | Режиссёр – Роберт Эггерс | Продолжительность – 92 минуты
О чём: одиноко живущая семья английских пуритан в Америке сталкивается с ведьмой, которая обитает в соседнем лесу
До того, как стать одной из самых востребованных британских актрис последних лет и звездой сериала «Ход королевы», Аня Тейлор-Джой ярко дебютировала в кино, сыграв в эффектном мистическом хорроре американского дебютанта Роберта Эггерса «Ведьма». Её юная героиня живет в семье, где так боятся отойти от Божьих заповедей, что страх перед злыми чарами и сатанинскими искушениями сводит домочадцев девушки с ума, в то время как потусторонние силы им в этом активно помогают. В свою очередь, главная героиня принуждена сделать выбор между религиозным обществом, где большинство естественных чувств подавляется, и демоническим миром, где всё позволено, но нельзя сохранить свою душу. Вместе с Тейлор-Джой в картине снялись Ралф Айнесон, Кейт Дики и Харви Скримшо.
Факт: режиссёр фильма Роберт Эггерс так стремился сделать фильм исторически аутентичным, что снимал вечерние сцены при свете свечей и запретил композитору Марку Корвену использовать в саундтреке инструменты, не существовавшие в XVII веке.
Зачем смотреть: чтобы попытаться выбрать между сатанизмом и пуританством
40. Блэйд / Blade (1998)
Страна – США | Режиссёр – Стивен Норрингтон | Продолжительность – 120 минут
О чём: получеловек-полувампир мстит кровопийцам за себя и свою мать, укушенную во время беременности
Когда мы сейчас перечисляем знаменитые фильмы по мотивам комиксов Marvel, мы порой упускаем из виду картину, успех которой вдохновил студию плотнее работать с голливудскими продюсерами. Этой лентой был «Блэйд» – неоготический супергеройский боевик об уникальном «дневном вампире», который охотится на монстров с помощью особого меча и пистолета-пулемета с серебряными пулями. Картина была куда скромнее, чем последовавшие за ней размашистые комиксные блокбастеры, однако она была достаточно мощной и впечатляющей, чтобы не только стать родоначальницей нового поколения фильмов Marvel, но и вдохновить целый ряд позднейших неоготических боевиков и триллеров. Главные роли в картине сыграли Уэсли Снайпс, Стивен Дорфф, Крис Кристофферсон и Н’Буш Райт.
Факт: китайскому экшен-герою Джету Ли предлагали главную злодейскую роль в «Блэйде», но он предпочел сыграть злодея в «Смертельном оружии 4».
Зачем смотреть: чтобы вспомнить самого крутого экранного истребителя нечисти
39. Женщина в чёрном / The Womanin Black (2012)
Страны – Великобритания, США и другие | Режиссёр – Джеймс Уоткинс | Продолжительность – 95 минут
О чём: в начале XX века молодой английский юрист приезжает по делам в сельское поместье и сталкивается со злобным призраком, который убивает детей
Покончив с эпопеей о Гарри Поттере, актер Дэниэл Рэдклифф продолжил карьеру в мистическом кино и сыграл главную роль в экранизации хоррор-романа Сьюзан Хилл «Женщина в чёрном». Картина Джеймса Уоткинса была вторым обращением британских кинематографистов к этой книге, и присутствие всемирно известной звезды было одной из причин того, почему новая «Женщина» затмила ленту 1989 года – вкупе с более атмосферными съёмками, более изощренными эффектами и, в целом, более амбициозной постановкой. При этом психологический драматизм книги Хилл и её по-хорошему старомодная готичность ничуть не пострадали. Вместе с Рэдклиффом в ленте засветились Киран Хайндс, Джанет Мактир, Лиз Уайт и Роджер Аллам.
Факт: маленького сына главного героя сыграл Миша Хэндли, крестный сын Дэниела Рэдклиффа и сын британской театральной постановщицы Теа Шэррок.
Зачем смотреть: чтобы схлестнуться с кошмарным признаком без волшебной палочки
49. Вий (1967)
Страна – Россия | Режиссёр – Егор Баранов | Продолжительность – 291 минута
О чём: молодой судебный писарь Николай Гоголь и его опытный начальник расследуют череду убийств в Полтавской губернии
«Гоголь» планировался и создавался как телесериал, но получился столь масштабным и впечатляющим, что продюсеры превратили его в кинотрилогию и показали его по ТВ лишь после премьеры в кинотеатрах. И действительно, «Гоголь» был вполне достоин большого экрана, поскольку его создатели вдохновились ранними произведениями великого писателя и многими другими мрачными творениями и создали грандиозный готический пастиш из мистических событий, преступных деяний и кошмарных видений, которые постепенно превращают молодого чиновника в гениального, но обуреваемого демонами творца. Главные роли в эпопее исполнили Александр Петров, Олег Меньшиков, Таисия Вилкова и Евгений Стычкин.
Факт: авторы «Гоголя» пытались снять второй сезон сериала или его полнометражное продолжение, но в итоге пришли к мысли, что проект не складывается, и что его придётся «отпустить».
Зачем смотреть: чтобы разгадать все тайны украинской ночи
37. Красавица и Чудовище / La Belle et la Bête (1946)
Страна – Франция | Режиссёр – Жан Кокто | Продолжительность – 93 минуты
О чём: красавица Белль соглашается стать пленницей в волшебном замке заколдованного Чудовища, чтобы тот отпустил её отца, пытавшегося украсть у монстра розу для дочери
В наше время трудно размышлять о классической французской сказке, не представляя себе одну из её двух диснеевских экранизаций. Однако не стоит забывать, что прославленный музыкальный мультфильм 1991 года был в значительной мере вдохновлен классической французской игровой постановкой из эпохи чёрно-белого кино. И если диснеевские ленты под определение «готических» подходят плохо, то культовая «Красавица и Чудовище» прославленного авангардиста Жана Кокто – великолепный образец ленты на грани между завораживающей волшебной сказкой и готическим романтическим полотном об опасной любви. Заглавных героев картине изобразили Жозетт Дэй и Жан Маре.
Факт: грим Чудовища был основан на морде собаки Жана Маре. Она принадлежала к ездовой породе «аляскинский хаски».
Зачем смотреть: чтобы познать счастье и боль волшебной любви
36. Впусти меня / Låt den rätte komma in (2008)
Страна – Швеция | Режиссер – Томас Альфредсон | Продолжительность – 114 минут
О чём: мальчик-подросток знакомится со странной девочкой, которая кажется его ровесницей, но на деле является древним вампиром
Хотя шведский режиссер Томас Альфредсон не интересовался вампирским и готическим кино до того, как ему предложили прочесть роман Юна Айвиде Линдквиста «Впусти меня», постановщик смог снять одну из самых шокирующих лент своего жанра – даже по меркам насмотренных фанатов. Конечно, это далеко не первая картина, в которой кровопийца оказывается вечным ребенком. Но то, как одновременно пугающе и трогательно раскрыта эта щекотливая тема в мрачно-романтичном фильме Альфредсона, сделало её ключевым событием в мире готического кино XXI века. У ленты есть достойный американский ремейк, но зачем смотреть копию, если есть выдающийся оригинал? Главные роли в шведской постановке получили Коре Хедебрант, Лина Леандерссон и Пер Рагнар.
Факт: создатели ленты почти год искали юных исполнителей двух ключевых ролей, проводя открытые кастинги по всей Швеции.
Зачем смотреть: чтобы проникнуться трагедией вечного ребенка
35. D: Жажда крови / Vampire Hunter D (2000)
Страна – Япония | Режиссёр – Ёсиаки Кавадзири | Продолжительность – 102 минуты
О чём: на Земле далекого будущего вампир-полукровка охотится на кровопийцу, который похитил девушку из богатой семьи
Японская традиция хоррора так сильно отличается от европейской, что вряд ли можно говорить о «японской готике» и упоминать восточные хорроры рядом с западными. Тем не менее, среди японских фильмов и анимационных лент есть отдельные картины, которые так близки к западным идеям, что вписываются в привычную концепцию готики. Один из таких проектов – фантастико-мистический анимационный боевик Ёсиаки Кавадзири, обыгрывающий многие западные штампы вампирского кино и придающий им безумную энергию и мощь аниме-экшена. При этом картина не сводится к эффектным схваткам. В ней есть и сюжетные сюрпризы, и характерные для готики печальное настроение и отсутствие чёткой границы между добром и злом.
Факт: картина основана на третьем романе из цикла японского писателя Хидэюки Кикути о приключениях охотника на вампиров Ди.
Зачем смотреть: чтобы научиться воевать с самыми страшными монстрами
34. Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит / Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street (2007)
Страны – США, Великобритания | Режиссер – Тим Бертон | Продолжительность – 116 минут
О чём: одержимый местью брадобрей, вернувшийся с каторги в Лондон XIX века, начинает убивать своих клиентов, в то время как его старая знакомая печёт из них пироги
Основанный на лондонской городской легенде мюзикл Стивена Сондхейма и Хью Уиллера «Суини Тодд» по праву считается одним из самых мрачных и кровавых представителей этого направления музыки. Недаром он был впервые представлен публике в конце 1970-х, на заре эпохи хорроров о серийных убийцах. «Суини Тодд» неоднократно и с успехом ставился по всему миру, однако мэтр эксцентричного кино Тим Бертон стал первым и пока что единственным постановщиком, который решился перенести это произведение на большой экран. Как и можно было ожидать от Бертона, он достойно справился со всеми тёмными аспектами «Суини Тодда» и создал стильное, броское, гротескное и причудливо романтичное полотно о безумцах, которые нашли друг друга. Главные роли в фильме сыграли Джонни Депп, Хелена Бонем Картер, Алан Рикман и Тимоти Сполл.
Факт: декораторы ленты создали для съёмок несколько сотен бутафорских пирогов, некоторые из которых были вполне съедобными, хоть и внешне неаппетитными.
Зачем смотреть: чтобы никогда больше не покупать еду с рук
33. Доктор Джекилл и мистер Хайд / Dr. Jekyll and Mr. Hyde (1931)
Страна – США | Режиссёр – Рубен Мамулян | Продолжительность – 98 минут
О чём: добросердечный британский врач создает препарат, который выпускает на волю тёмную сторону его души
«Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» Роберта Стивенсона экранизируется довольно регулярно, однако эталонной киноверсией этой фантастической готической трагедии о «тёмном двойнике» до сих пор остается голливудская картина 1931 года. Её режиссер Рубен Мамулян был грузинским армянином, который после революции уехал в Британию, а затем перебрался в США, прославился как бродвейский режиссёр и стал кинопостановщиком, когда Голливуду понадобились люди, умеющие работать со звуком. «Доктор Джекилл и мистер Хайд» был его третьим фильмом, в котором соединились мастерство исполнителя заглавных ролей Фредрика Марча, умение Мамуляна выстраивать драматичные зрелища и новаторские визуальные эффекты, позволившие на глазах у зрителей превращать человека в монстра и обратно. Вместе с Марчем в картине снялись Мириам Хопкинс и Роуз Хобарт.
Факт: Марч получил «Оскар» за изображение Джекилла и Хайда. Также лента была номинирована в категориях «лучший сценарий-адаптация» и «лучшая операторская работа».
Зачем смотреть: чтобы столкнуться со своей тёмной стороной
32. Приют / El Orfanato (2007)
Страны – Испания, Мексика | Режиссер – Хуан Антонио Байона | Продолжительность – 105 минут
О чём: женщина, которую некогда удочерили из приюта, заново открывает заведение, в котором выросла, и сталкивается с призраками старого здания
Испанский клипмейкер Хуан Антонио Байона начал карьеру в большом кино благодаря знакомству с мексиканским коллегой Гильермо дель Торо. Знаменитый постановщик высоко оценил замысел «Приюта» и помог удвоить бюджет, который изначально был в распоряжении Байоны. Это позволило режиссеру реализовать все свои визуальные идеи и выпустить драматичный мистический хоррор о том, как опасно ворошить прошлое и расследовать давно забытые трагедии, призраки которых ещё не упокоились с миром. «Приют» удостоился 10-минутной овации на фестивале в Каннах и 7 национальных испанских кинопремий «Гойя». Главные роли в постановке сыграли Белен Руэда, Фернандо Кайо, Рохер Принсеп и Мабель Ривера.
Факт: сразу после выхода «Приюта» голливудцы купили права на съемки англоязычного ремейка, но из этого проекта так ничего и не вышло.
Зачем смотреть: чтобы расследовать старое преступление в заброшенном здании
31. Багровый пик / Crimson Peak (2015)
Страна – США | Режиссёр – Гильермо дель Торо | Продолжительность – 120 минут
О чём: богатая наследница выходит замуж за обедневшего аристократа и обнаруживает, что она уже четвёртая по счету жена мужчины с сомнительной репутацией
Во время работы над фантастическим блокбастером «Тихоокеанский рубеж» продюсеры ленты поинтересовались, какие ещё идеи есть у режиссера Гильермо дель Торо, и постановщик предложил им на выбор три проекта, из которых боссы студии Legendary Pictures выбрали «Багровый пик» – оригинальный сценарий в тональности классического готического кино. Дель Торо и его соавтор Мэттью Роббинс соединили в повествовании «Пика» хоррор, мелодраму и триллер-детектив, а художники и операторы ленты сделали его пиршеством барочного дизайна. Так сложилась одна из лучших американских готических лент последнего десятилетия. Главные роли в ней сыграли Миа Васиковска, Джессика Честейн, Том Хиддлстон и Чарли Ханнэм.
Факт: Джессика Честейн научилась играть на пианино для съёмок в «Пике» и сама исполнила все мелодии, которые играет её героиня.
Зачем смотреть: чтобы пережить брак по рецепту Гильермо дель Торо
30. Маска Сатаны / La maschera del demonio (1960)
Страна – Италия | Режиссер – Марио Бава | Продолжительность – 87 минут
О чём: украинские врачи, путешествующие по Молдавии XIX века, случайно возвращают к жизни ведьму-вампиршу, казнённую двумя столетиями ранее
В то время как его коллеги-режиссеры, работающие над вампирскими хоррорами, черпали вдохновение в «Дракуле», итальянец Марио Бава в своей первой ленте сделал ход конем, вольно экранизировав «Вия» Николая Гоголя. Правда, от «Вия» в экстравагантной и жестокой картине осталось так мало, что назвать её «экранизацией» можно лишь в самом широком смысле слова. Но ключевая концепция прекрасной и ужасной демонической соблазнительницы в повествовании сохранилась, и она оказала большое влияние на позднейшую традицию итальянских и европейских хорроров, когда «Маска Сатаны» стала жанровым хитом в нескольких странах, включая США. Ныне картину считают одной из лучших работ Бавы, если не его главным шедевром. Главные роли в фильме исполнили Барбара Стил, Джон Ричардсон и Андреа Чекки.
Факт: Бава отдал ключевые роли английским актёрам, потому что состязался с американскими и британскими экранизациями «Дракулы» и надеялся покорить англоязычный рынок.
Зачем смотреть: чтобы узнать, что может сделать из «Вия» итальянский режиссер
29. Ворон / The Crow (1994)
Страна – США | Режиссёр – Алекс Пройас | Продолжительность – 102 минуты
О чём: убитый вместе со своей девушкой рок-музыкант возвращается в мир живых, чтобы отомстить бандитам
Исполнитель главной роли в «Вороне» Брэндон Ли нелепо погиб во время съёмок, и картину завершали с помощью дублеров, визуальных эффектов и переписывания сценария. Эта трагедия затмила для многих суть картины, и понадобилось время, чтобы зрители и критики смогли оценить по достоинству этот печальный неоготический мистический триллер-боевик на стыке с комиксным супергеройским кино (Ворон – персонаж комиксов Джеймса О’Барра) и насладиться его густой атмосферностью и жёстким содержанием. Впрочем, картина ещё до этого стала прокатным и культовым хитом. В дальнейшем было несколько попыток продолжить сагу о Вороне на экране, но ни одна из них не смогла стать вровень с оригиналом. Вместе с Ли в фильме снялся Эрни Хадсон.
Факт: до того, как к проекту подключились режиссер Алекс Пройас и актер Брэндон Ли, продюсеры хотели превратить «Ворона» в мюзикл с Майклом Джексоном.
Зачем смотреть: чтобы увидеть месть с того света
28. Дом Ашеров / House of Usher (1960)
Страна – США | Режиссёр – Роджер Корман | Продолжительность – 79 минут
О чём: глава дома Ашеров настаивает, что их род проклят, и пытается предотвратить свадьбу своей сестры
В 1959 году американская независимая кинокомпания American International Pictures заказала своему ведущему режиссёру Роджеру Корману за 20 съемочных дней снять два малобюджетных чёрно-белых хоррора. Однако Корман к тому времени хотел попробовать себя в чуть более амбициозных проектах, и он пообещал студии, что за две недели снимет цветной хоррор по мотивам знаменитого рассказа Эдгара Аллана По «Падение дома Ашеров». AIP согласилась, и Корман создал психологически-мистический «Дом Ашеров» – одну из своих самых удачных мрачных лент. Успех картины в глазах зрителей и критиков вдохновил Кормана экранизировать ещё семь классических готических произведений По и Говарда Лавкрафта. Главные роли в «Доме Ашеров» сыграли Винсент Прайс, Марк Дэймон и Мирна Фэйхи.
Факт: треть 300-тысячного бюджета «Дома Ашеров» была потрачена на гонорар Винсента Прайса, который в начале 1960-х был звездой американского жанрового кино.
Зачем смотреть: чтобы погрузиться в мир кошмаров Эдгара По
27. Колодец и маятник / The Pitand the Pendulum (1961)
Страна – США | Режиссёр – Роджер Корман | Продолжительность – 80 минут
О чём: живущий в середине XVII века британский аристократ расследует смерть своей сестры, вышедшей замуж за испанца
Выпустив «Дом Ашеров» и убедившись, что публика оценила его видение произведений Эдгара По, Роджер Корман решил экранизировать рассказ «Колодец и маятник». Поскольку эта жуткая зарисовка была слишком короткой для полнометражного фильма, работавший с Корманом сценарист Ричард Мэтисон развернул «Колодец и маятник» в полноценное интригующее повествование, которое постепенно подводило зрителей к описанной По садистской кульминации. Хотя бюджет ленты был столь же скромным, как в случае «Дома Ашеров», а съёмочный график столь же сжатым, Корман постарался сделать кино атмосферным и пугающим, и критики признали «Колодец и маятник» ещё более удачным хоррором, чем его предшественник. Главные роли в картине исполнили Винсент Прайс, Джон Керр, Барбара Стил и Луана Андерс.
Факт: когда Стивен Кинг, который в 1961 году учился в восьмом классе, увидел «Колодец и маятник», он так впечатлился картиной, что написал её восьмистраничную «книжную» версию и продал одноклассникам три десятка экземпляров этого произведения.
Зачем смотреть: чтобы оценить один из любимых фильмов Стивена Кинга
26. Дракула / Bram Stoker's Dracula (1992)
Страна – Великобритания | Режиссёр – Теренс Фишер | Продолжительность – 82 минуты
О чём: охотники на вампиров пытаются найти и устранить графа Дракулу, печально известного румынского кровопийцу
Ко времени выхода «Дракулы» британской студии Hammer Horror роман Брэма Стокера неоднократно переносился на экран, и могло показаться, что режиссер Теренс Фишер мало что может добавить к знакомому публике повествованию. Тем не менее, «Дракула» 1958 года стал эпохальной постановкой, поскольку он был в куда меньшей степени скован цензурными ограничениями, чем его довоенные предшественники. Это позволило Фишеру превратить Дракулу из монстра в по-своему соблазнительного, сексапильного персонажа, наделить вампира клыками, включить в фильм кровавые сцены и создать провокационный хоррор, который стал эталонным для позднейших киноверсий книги Стокера. Главные роли в ленте сыграли Питер Кушинг, Кристофер Ли, Майкл Гоф, Мелисса Стриблинг и Кэрол Марш.
Факт: в Америке фильм был выпущен под названием «Ужас Дракулы», поскольку голливудскую «Дракулу» 1931 года в конце 1950-х всё ещё можно было увидеть в кинотеатрах.
Зачем смотреть: чтобы насладиться лучшим Дракулой британского кино
25. Сонная Лощина / Sleepy Hollow (1999)
Страна – США | Режиссёр – Тим Бертон | Продолжительность – 105 минут
О чём: в конце XVIII века нью-йоркский констебль прибывает в маленькое поселение, чтобы расследовать серию жестоких убийств
Из всех экспериментов Тима Бертона с готической стилистикой и готическим повествованием самым последовательным опытом была «Сонная Лощина», очень вольная экранизация классического рассказа Вашингтона Ирвинга «Легенда о Сонной Лощине». Картина начинается как исторический детектив, но быстро превращается в гротескное расследование сверхъестественного преступления, в котором сплетаются злая человеческая воля и сатанинская магия. Джонни Депп так наглядно продемонстрировал в фильме своё умение играть одновременно эксцентричных, комичных и сексапильных персонажей, что вскоре после выхода «Лощины» стал антигероем «Пиратов Карибского моря». Также в картине снялись Кристина Риччи, Миранда Ричардсон, Кристофер Уокен, Майкл Гэмбон и Кристофер Ли.
Факт: «Сонная Лощина» зародилась как малобюджетный кровавый хоррор и была радикально переосмыслена, когда продюсеры Paramount наняли Тима Бертона.
Зачем смотреть: чтобы раскрыть тайну Всадника без головы
24. Носферату: Призрак ночи / Nosferatu: Phantom der Nacht (1978)
Страны – ФРГ, Франция | Режиссёр – Вернер Херцог | Продолжительность – 107 минут
О чём: трансильванский вампир граф Дракула переселяется в Германию, чтобы охотиться на местных жителей
Знаменитый немецкий режиссер Вернер Херцог всегда считал, что «Носферату, симфония ужаса» – величайшая картина национального кинематографа. Поэтому постановщик дождался момента, когда авторские права на «Дракулу» Брэма Стокера истекли, и снял свою вампирскую ленту, основанную на «Носферату», но более близкую к тексту Стокера, который некогда был положен в основу фильма Фридриха Мурнау. Хотя бюджет в распоряжении Херцога был очень скромный, а съёмочная группа состояла всего из шестнадцати человек, «Носферату» стал настоящим прокатным хитом и удостоился множества похвал и нескольких профессиональных наград. В частности, художник-постановщик Хеннинг фон Гирке получил «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля. Главные роли в фильме исполнили Клаус Кински, Изабель Аджани, Бруно Ганц и Ролан Топор.
Факт: чтобы картину увидели не только в ФРГ и Австрии, Херцог параллельно снял две версии «Носферату», на немецком и английском языках.
Зачем смотреть: чтобы оценить классику хоррора в интерпретации Вернера Херцога
23. Интервью с вампиром / Interview with the Vampire: The Vampire Chronicles (1994)
Страна – США | Режиссёр – Нил Джордан | Продолжительность – 123 минуты
О чём: живущий в XVIII веке французский аристократ становится вампиром и проживает долгую и насыщенную жизнь в Старом и Новом Свете
Прошлогодний сериал «Интервью с вампиром» попытался предложить нам свою интерпретацию прославленного романа Энн Райс, но по факту лишь напомнил, что Голливуд уже создал яркую и выразительную экранизацию «Интервью», в которой двух ключевых героев-кровопийц сыграли не Сэм Рид и Джейкоб Андерсон, а молодые Том Круз и Брэд Питт. Также в картине Нила Джордана снялись Кирстен Данст, Антонио Бандерас и Кристиан Слейтер. Помимо отличного актёрского состава, лента предложила зрителям причудливую, жестокую и драматичную сагу о кровожадных существах, которые пытаются дружить, но не могут не враждовать, потому что насилие обречено порождать насилие.
Факт: когда Энн Райс узнала, что Том Круз получил роль Лестата, она была вне себя от ярости, поскольку не могла поверить, что актер впишется в этот образ. Однако, посмотрев картину, писательница сменила гнев на милость и написала Крузу письмо с извинениями.
Зачем смотреть: чтобы восхититься игрой Круза, Питта и Бандераса в готических образах
22. Вампир: Сон Алена Грея / Vampyr (1932)
Страны – Германия, Франция | Режиссёр – Карл Теодор Дрейер | Продолжительность – 75 минут
О чём: странствующий исследователь потусторонних явлений прибывает во французскую деревушку и узнает, что селян терроризирует монстр-кровопийца
После того, как датский мэтр немого кино Карл Теодор Дрейер выпустил свою прославленную историческую ленту «Страсти Жанны д’Арк», он решил, что его следующая картина будет звуковой. Однако новая кинотехнология в то время переживала болезни роста, и «Вампир» в итоге был снят как смешанный проект, с минимумом реплик, привычными для немого кино интертитрами и максимальным упором на мрачный и стильный визуальный ряд, нагнетающий атмосферу мистического кошмара. Сюжетные идеи фильма были позаимствованы из рассказов ирландского писателя Шеридана Ле Фаню, предтечи Брэма Стокера. «Вампира» долгое время недооценивали, однако сейчас его причисляют к ранним шедеврам готического кино. Главные роли в картине исполнили Джулиан Уэст (псевдоним Николаса де Гинцбурга), Морис Шюц, Рена Мэндел и Сибилла Шмиц.
Факт: барон Николас де Гинцбург был выходцем из русско-еврейской семьи банкиров и аристократов. Он получил роль в «Вампире» благодаря тому, что помог профинансировать ленту.
Зачем смотреть: чтобы погрузиться в густую атмосферу сумрачных видений
21. Час волка / Vargtimmen (1968)
Страна – Швеция | Режиссёр – Ингмар Бергман | Продолжительность – 90 минут
О чём: живущий на маленьком острове в Балтийском море художник страдает от кошмарных видений и переносит их на бумагу
Когда смотришь единственный хоррор в фильмографии величайшего шведского режиссера, быстро догадываешься, что «Час волка» – кино очень личное, вдохновленное глубоко интимными переживаниями Ингмара Бергмана. И действительно, главным источником вдохновения для видений главного героя были страшные сны самого режиссера, хотя Бергман также черпал идеи в «Волшебной флейте» Моцарта и рассказах Эрнста Гофмана. Как и многие другие ленты мэтра, «Час волка» – зарисовка из семейной жизни, однако, в отличие от своих «сестёр», картина 1968 года раскрывает тему отношений мужа и жены на причудливом языке сюрреалистических мороков, которые мучают героя и со временем «заражают» героиню. Главные роли в фильме исполнили Лив Ульман, Макс фон Сюдов и Ингрид Тулин.
Факт: как и её героиня, актриса Лив Ульман был беременна во время съемок. Отцом ребенка был сам режиссер.
Зачем смотреть: чтобы заглянуть в мир кошмаров великого скандинава
20. Невинные / The Innocents (1961)
Страна – Великобритания | Режиссёр – Джек Клейтон | Продолжительность – 100 минут
О чём: гувернантка, нанятая заботиться о детях-сиротах в богатом поместье, приходит к мысли, что в её подопечных вселились души умерших слуг
Впервые опубликованная в 1898 году мистико-психологическая повесть Генри Джеймса «Поворот винта» была, пожалуй, самым тщательно проанализированным готическим произведением американской литературы за всю её историю. Интерпретации книги были столь же многочисленны, как и её экранизации, и каждое новое поколение видело в «Повороте винта» что-то своё. Так, в 1960-х было модно рассматривать повествование не столько как гротескную паранормальную историю, столько как болезненную игру разума главной героини. Поэтому «Невинные», которые считаются лучшей экранизацией повести, допускают обе интерпретации и предоставляют зрителям право решать, что на самом деле происходит в поместье. Главные роли в картине сыграли Дебора Керр, Мартин Стивенс, Памела Франклин, Мэгс Дженкинс и Майкл Редгрейв.
Факт: одним из соавторов сценария фильма был знаменитый американский писатель Трумен Капоте, создатель «Завтрака у Тиффани».
Зачем смотреть: чтобы насладиться отличной киноверсией классического произведения
19. Призрак дома на холме / The Haunting (1963)
Страна – Великобритания | Режиссёр – Роберт Уайз | Продолжительность – 114 минут
О чём: компания исследователей изучает поместье со странной архитектурой и мрачной историей
Когда сценарист Нельсон Гиддинг взялся перенести на экран готический роман американской писательницы Ширли Джексон «Призрак дома на холме», он счёл, что картина выиграет, если в сценарии на первом плане будут не загадочные события в причудливом особняке, а нервная реакция на них главной героини – молодой женщины, которую влекут паранормальные явления. И действительно, «Призрак» стал страшнее от того, что его киноверсия атакует зрителей с двух направлений. В то время как особняк на холме пугает непредсказуемыми проделками потустороннего мира, главная героиня страшит тем, что входит с домом в резонанс и постепенно сходит с ума на глазах у своих ошарашенных спутников. Это настоящий жанровый мастер-класс, высоко оцененный многими знаменитыми режиссерами. Ключевые роли в фильме исполнили Джули Харрис, Клэр Блум, Ричард Джонсон и Расс Тэмблин.
Факт: исполнительница главной роли Джули Харрис так глубоко вошла в роль, что во время съёмок «накрутила» себя до состояния депрессии и порой плакала во время утреннего грима.
Зачем смотреть: чтобы пережить столкновение с бездной
18. Хребет дьявола / El espinazo del diablo (2001)
Страны – Испания, Мексика | Режиссёр – Гильермо дель Торо | Продолжительность – 106 минут
О чём: мальчик-подросток попадает в приют во время Гражданской войны в Испании и обнаруживает, что в заведении обитает привидение
По мнению знаменитого мексиканского режиссера Гильермо дель Торо, многие волшебные сказки можно рассматривать как политические аллегории, поскольку они предлагают свои ответы на вопрос, какой власти герои должны подчиняться и против какой власти они должны бунтовать. «Хребет дьявола» стал первой попыткой дель Торо соединить мистическую сказку о призраках с военно-политическим кино, и этот блин у постановщика получился таким нежным и вкусным, как будто режиссер всю жизнь снимал готические подростковые приключения в безжалостном мире прошлого. «Хребет дьявола» традиционно причисляют к хоррорам, но по своей природе это скорее мистический остросюжетный триллер в латиноамериканской традиции магического реализма. Главные роли в картине сыграли Фернандо Тиельве, Иниго Гарсес, Мариса Паредес и Эдуардо Норьега.
Факт: картину спродюсировал Агустин Альмодовар, младший брат и постоянный продюсер знаменитого испанского постановщика Педро Альмодовара. Режиссёр «одолжил» дель Торо своего сподвижника, чтобы поддержать младшего коллегу.
Зачем смотреть: чтобы выжить на испанской Гражданской войне
17. Имя розы / Der Name der Rose (1986)
Страны – ФРГ, Италия, Франция | Режиссёр – Жан-Жак Анно | Продолжительность – 130 минут
О чём: мудрый францисканский монах расследует загадочное самоубийство в средневековом итальянском монастыре
В киномире слово «готический» обычно используется в переносном значении, однако «Имя розы» французского режиссера Жан-Жака Анно можно назвать «готическим» как в переносном, так и в прямом смысле. Действие этого колоритного трагического детектива разворачивается в эпоху расцвета готической архитектуры, и лента, основанная на прославленном романе Умберто Эко, наглядно демонстрирует, как в средневековой Европе боролись идеи просвещения, которые в итоге привели к Возрождению, и радикальный религиозный обскурантизм, который сделал Тёмные века «тёмными» в худшем значении этого слова. Главные роли в фильме исполнили Шон Коннери, Ф. Мюррэй Абрахам и Кристиан Слэйтер.
Факт: имя главного героя «Вильям Баскервильский» – прозрачная отсылка к детективам Конан-Дойла, которыми вдохновлялся автор «Имени розы» Умберто Эко.
Зачем смотреть: чтобы раскрыть преступление в обществе бывшего Джеймса Бонда
16. Что случилось с Бэби Джейн? / What Ever Happened to Baby Jane? (1962)
Страна – США | Режиссёр – Роберт Олдрич | Продолжительность – 134 минуты
О чём: пожилая женщина мучает свою прикованную к инвалидному креслу сестру, потому что завидует её былой голливудской славе
Из всех направлений хоррора самое чудное – фильмы о сумасшедших и полусумасшедших старухах. Это редкий поджанр, и его первый представитель до сих пор остается его главным шедевром. «Что случилось с Бэби Джейн» соединил в кадре суперзвезд Голливуда 1930-х Бетт Дэвис и Джоан Кроуфорд и позволил вышедшим в тираж знаменитостям блеснуть в идеально заточенных под них образах. В свою очередь, зрители получили возможность насладиться игрой легендарных примадонн в эксцентричном психологическом хорроре о семейной вражде, которая так давно вышла из-под контроля, что стала смыслом жизни для обеих героинь. Обе ведущие актрисы были номинированы на британскую кинопремию BAFTA в категории «лучшая иностранная актриса».
Факт: Кроуфорд и Дэвис соперничали и враждовали с начала 1930-х, однако они были безупречно профессиональны друг с другом во время съемок, потому что сознавали, как важен для них обеих успех картины.
Зачем смотреть: чтобы оценить один из лучших женских дуэтов в истории Голливуда
15. Носферату, симфония ужаса / Nosferatu – Eine Symphonie des Grauens (1922)
Страна – Германия | Режиссёр – Фридрих Мурнау | Продолжительность – 94 минуты
О чём: вампир-аристократ из Трансильвании покупает дом в Германии и начинает терроризировать местных жителей
Немые чёрно-белые фильмы сейчас вспоминают редко – за исключением нескольких шедевров, которые стали краеугольными камнями позднейшей кинокультуры. Одна из таких лент – «Носферату» Фридриха Мурнау, германизированная киноверсия «Дракулы» Брэма Стокера. Это новаторское для своего времени экспрессионистское кино было ранним образчиком по-настоящему жуткого мистического хоррора, и подход «Носферату» к изображению вампиров до сих пор влияет на мифологию этих монстров. Так, если в книге Стокера солнечный свет лишь ослаблял вампиров, то в фильме Мурнау солнце убивает кровопийц и оказывается единственным действенным оружием против них. Главные роли в фильме сыграли Макс Шрек, Густав фон Вангенхайм и Грета Шрёдер.
Факт: поскольку «Носферату» был снят с нарушением авторских прав, вдова Брэма Стокера добилась судебного решения об уничтожении всех копий картины. Однако к тому времени фильм разошелся по миру и сохранился для будущих поколений.
Зачем смотреть: чтобы увидеть один из самых известных немых фильмов мирового кино
14. Призрак оперы / The Phantom of the Opera (1925)
Страна – США | Режиссёр – Руперт Джулиан | Продолжительность – 93 минуты
О чём: юная звезда Парижской оперы получает уроки от загадочного существа, которого называют «призраком оперы»
Роман Гастона Леру «Призрак оперы» так тесно связан с музыкой, что в наши дни трудно поверить, что его немая экранизация может быть удачной. Тем не менее, картина 1925 года считается не только ранней голливудской классикой, но и эталонной экранизацией «Призрака оперы», которую до сих пор никто не превзошел, хотя соревноваться с Рупертом Джулианом пытались весьма именитые мастера. Да, «Фантом» 1925 года не может передать звучание сердца французской музыки, но он прекрасно справляется с передачей готической атмосферы книги Леру, её постоянного противопоставления удивительно прекрасного и ужасающе кошмарного в гротескном повествовании о красавице и чудовище. Основные роли в картине исполнили Лон Чейни, Мэри Филбин и Норман Керри.
Факт: картина появилась благодаря тому, что глава студии Universal Карл Леммле познакомился с Гастоном Леру во время отдыха в Париже, и писатель подарил продюсеру свою книгу. «Призрак» так понравился Леммле, что он тут же купил права на экранизацию.
Зачем смотреть: чтобы спуститься в недра Парижской оперы
13. Бэтмен возвращается / Batman Returns (1992)
Страна – США | Режиссёр – Тим Бертон | Продолжительность – 126 минут
О чём: супергерой Бэтмен противостоит злодеям, которые пытаются уничтожить Готэм в канун Рождества
С самого своего появления на свет Бэтмен был готическим супергероем – причудливым ночным мстителем с трагическим прошлым и старинным особняком, хранящим сокровенные тайны рода Уэйнов. Недаром в названии города Готэм слышен отзвук слова «готика». Другое дело, что комиксы и фильмы о Бэтмене часто упускают из виду стилистические корни персонажа и концентрируются на других его аспектах. Напротив, Тим Бертон во время работы над своим вторым фильмом о супергерое превратил «Бэтмен возвращается» в праздник экстравагантной готики, наделив характерными для неё чертами не только заглавного героя, но и большинство его противников вроде отвергнутого родителями суперзлодея Пингвина или пережившей смерть антигероини Женщины-кошки. Так мы получили самый готичный супергеройский блокбастер всех времен. Главные роли в фильме сыграли Майкл Китон, Дэнни ДеВито, Мишель Пфайффер и Кристофер Уокен.
Факт: уличные постеры фильма с Женщиной-кошкой были так популярны, что их постоянно воровали, и американская полиция перед премьерой ленты патрулировала автобусные остановки, чтобы поймать вандалов с поличным.
Зачем смотреть: чтобы посетить самый готичный Готэм
12. Ребенок Розмари / Rosemary's Baby (1968)
Страна – США | Режиссёр – Роман Полански | Продолжительность – 137 минут
О чём: молодая беременная женщина подозревает, что её будущий ребенок может быть сатанинским отродьем
Когда глава студии Paramount Роберт Эванс пригласил польского режиссера Романа Полански в Голливуд, он сразу же объявил, что надеется, что Полански экранизирует мистико-психологический роман Айры Левина «Ребенок Розмари». Постановщик «проглотил» книгу за одну бессонную ночь и согласился превратить её в фильм, который стал его главным шедевром и одной из лучших лент 1960-х. Изобразив постепенное превращение заглавной героини из сравнительно счастливой жены в издерганную бедолагу, Полански создал самый жуткий хоррор о беременности в истории мирового кино, и его лента ничуть не устарела, несмотря на её преклонный возраст. Главные роли в картине сыграли Миа Фэрроу, Джон Кассаветис, Рут Гордон и Сидни Блэкмер.
Факт: Роберт Эванс хотел, чтобы Полански снял в роли мужа главной героини Джека Николсона, но режиссер предпочел Джона Кассаветиса, потому что счёл Николсона слишком зловещим для этой роли. В дальнейшем он снял актера в «Китайском квартале».
Зачем смотреть: чтобы как следует испугаться за Розмари и её чадо
11. Суспирия / Suspiria (1977)
Страна – Италия | Режиссёр – Дарио Ардженто | Продолжительность – 98 минут
О чём: американская танцовщица приезжает учиться в немецкую школу балета и обнаруживает, что в заведении орудует серийный убийца
Один из самых знаменитых хорроров в истории европейского кино, «Суспирия» создавался как сочетание интригующего паранормального фильма ужасов и арт-кино. Почти каждая его сцена – тщательно продуманное пиршество для глаз, вдохновленное броской графикой диснеевских рисованных сказок (в частности, «Белоснежки»). Когда картина была представлена критикам, многие из них предположили, что зрители не оценят визуальное богатство ленты, и что стилизованная живописность «Суспирии» помешает выполнению её главной жанровой задачи – напугать аудиторию многочисленными жестокими сценами. Однако публика посрамила рецензентов, и «Суспирия» стала не только культовым фильмом, но и одним из главных коммерческих успехов в карьере итальянского мэтра хорроров Дарио Ардженто. Ключевые роли в картине исполнили Джессика Харпер, Стефания Казини и Флавио Буччи.
Факт: соавторы сценария придумали «Суспирию» как историю о маленьких девочках, но в итоге сделали героинь сравнительно взрослыми, чтобы не мучить детей съёмками в фильме ужасов.
Зачем смотреть: чтобы освоить кровавый итальянский балет
10. Эдвард руки-ножницы / Edward Scissorhands (1990)
Страна – США | Режиссёр – Тим Бертон | Продолжительность – 105 минут
О чём: одинокий изобретатель умирает, не успев завершить свое разумное творение и снабдить его руками вместо лезвий
Режиссер Тим Бертон заставил о себе говорить, когда снял «Большое приключение Пи-Ви» и «Битлджуса», заставил себя уважать, когда выпустил «Бэтмена», и убедил зрителей себя полюбить, когда создал «Эдварда Руки-ножницы». Эта нежная полусказочная лента о наивном монстре, который на время переселяется в чинный городок и становится объектом любви и ненависти, опиралась на готическую классику (прежде всего, на сагу о монстре Франкенштейна) и дополняла её свежими и, очевидно, глубоко личными для режиссера обертонами. В известном смысле, «Эдвард» был откровенной исповедью Бертона, не вписавшегося в родную Калифорнию и нашедшего отдушину в искусстве. Лента брала за душу и не отпускала даже после финальных титров, и она покоряет зрительские сердца. Главные роли в фильме сыграли Джонни Депп, Вайнона Райдер, Дайэнн Уист, Алан Аркин и Энтони Майкл Холл.
Факт: роль создателя Эдварда была написана в расчете на Винсента Прайса, мэтра голливудской экранной готики. Её пришлось существенно сократить, исходя из возможностей пожилого актера.
Зачем смотреть: чтобы проникнуть в душу невинного монстра
9. Лабиринт Фавна / El laberinto del fauno (2006)
Страны – Испания, Мексика | Режиссёр – Гильермо дель Торо | Продолжительность – 118 минут
О чём: в конце Второй мировой войны маленькая испанская девочка встречает волшебного фавна, который предлагает ей выполнить три поручения в обмен на бессмертие
В концептуальном сиквеле «Хребта дьявола» режиссёр Гильермо дель Торо вывел идеи своей предыдущей испаноязычной картины на новую орбиту и предложил зрителям уникальное соединение одновременно страшной и чарующей сказки о приключениях в волшебном мире с военно-исторической драмой о противостоянии партизан и франкистов в Испании 1940-х. Несмотря на кажущуюся несочетаемость этих повествований, они идеально слились в цельное произведение и обогатили друг друга, подарив нам одну из лучших антивоенных кинопритч европейского кино в визуально щедрой готической обертке. Главные роли в фильме получили Ивана Бакеро, Серхи Лопес, Марибель Верду и Даг Джонс.
Факт: Гильермо дель Торо сам подготовил английские субтитры фильма, поскольку не решился довериться сторонним переводчикам, которые в прошлом не раз его подводили.
Зачем смотреть: чтобы насладиться превосходной антивоенной притчей-сказкой
8. Кабинет доктора Калигари / Das Cabinet des Dr. Caligari (1920)
Страна – Германия | Режиссёр – Роберт Вине | Продолжительность – 71 минута
О чём: психиатр-гипнотизер использует ходящего во сне человека для совершения убийств
Какую картину считать первым полноценным фильмом ужасов? Если при ответе на этот вопрос не довольствоваться мрачным содержанием постановок и принимать во внимание их визуальный стиль, то, по мнению некоторых исследователей, пальму первенства нужно вручить немецкому «Кабинету доктора Калигари». Ведь это не только кошмарная история о маньяке, который заставляет свою жертву совершать садистские преступления, но и причудливая, сюрреалистическая готическая лента, которая выводит из равновесия, даже когда в кадре не происходит ничего страшного. Став ярчайшим событием своего времени, «Кабинет» оказал огромное влияние на позднейшие артхаусные, готические и нуарные ленты. Главные роли в картине исполнили Вернер Краус, Конрад Фейдт и Фридрих Фейер.
Факт: сценарий «Кабинета» был написан вскоре после завершения Первой мировой войны, и он считается метафорой готовности немцев беспрекословно подчиняться их лидерам.
Зачем смотреть: чтобы впечатлиться одним из первых выдающихся хорроров
7. Другие / The Others (2001)
Страна – Испания | Режиссёр – Алехандро Аменабар | Продолжительность – 104 минуты
О чём: в 1945 году состоятельная английская семья замечает, что в их большом доме на острове у побережья Франции творится что-то загадочное и пугающее
«Другие» Алехандро Аменабара относятся к числу тех интригующих и мастерски выстроенных готических хорроров, которые обязательно нужно посмотреть минимум два раза. Во время первого просмотра вы вместе с главными героями раскроете удивительную тайну их дома, а во время второго просмотра вы оцените, как гениально создатели ленты играют со зрительскими ожиданиями. Они то намекают на финальную разгадку, то прячут её среди ложных улик и на всем протяжении ленты поддерживают мистическую и пугающую атмосферу. Также картина богата на психологические нюансы, и её вполне можно смотреть как готическую семейную драму. Главные роли в постановке сыграли Николь Кидман, Финола Флэнаган и Кристофер Экклстон.
Факт: Николь Кидман боялась сниматься в «Других», потому что у неё начались ночные кошмары, когда она стала вживаться в роль главной героини.
Зачем смотреть: чтобы узнать привидений с неожиданной стороны
6. Дракула / Bram Stoker's Dracula (1931)
Страна – США | Режиссёр – Тод Браунинг | Продолжительность – 75 минут
О чём: трансильванский аристократ-вампир Дракула переселяется в Лондон, чтобы пить кровь местных красавиц
Роман ирландца Брэма Стокера «Дракула» трудно назвать великим произведением искусства, однако он стал одной из самых влиятельных книг в истории человечества. Почти вся последующая мифология вампиров либо вдохновлялась «Дракулой», либо отталкивалась от его образов и идей. Огромную роль в популяризации книги сыграл классический фильм Тода Браунинга, который стал культовым, несмотря на скромный бюджет (даже по меркам 1931 года) и отсутствие броских и кровавых сцен насилия, типичных для позднейших вампирских лент. Гениальный немецкий оператор-постановщик Карл Фройнд великолепно справился с задачей создания атмосферного готического видеоряда, который пугал без помощи сложных эффектов. Главные роли в фильме сыграли Бела Лугоши и Эдвард ван Слоун.
Факт: по ночам декорации «Дракулы» использовались для создания аналогичной картины на испанском языке, для рынка Латинской Америки. В отличие от «Дракулы» Браунинга, испаноязычный «Дракула» Джорджа Мелфорда провалился и был надолго забыт.
Зачем смотреть: чтобы пережить укус самого знаменитого вампира
5. Франкенштейн / Frankenstein (1931)
Страна – США | Режиссёр – Джеймс Уэйл | Продолжительность – 71 минута
О чём: одержимый экспериментатор оживляет мертвое тело, сшитое из останков покойников и казненных преступников
Из всех классических голливудских монстров чудовище Франкенштейна – самая трагическая фигура. Пугающее, кошмарное и при этом по-детски наивное существо, он становится объектом издевательств и травли, хотя в его создании нет ни капли его вины. Когда же доведенный от отчаяния монстр начинает убивать в ответ, окружающие расценивают это как доказательство его природного злодейства. Неудивительно, что многие зрители (и многие творцы), страдающие от одиночества и непонимания окружающими, видят в чудовище Франкенштейна отражение своих бед и мучений. Из всех экранизаций классического романа Мэри Шелли фильм британца Джеймса Уэйла считается наиболее выдающейся и влиятельной постановкой. Главные роли в картине исполнили Борис Карлофф, Колин Клайв и Мэй Кларк.
Факт: британский актер Уильям Пратт выбрал псевдоним «Борис Карлофф», поскольку, по его словам, у его матери были славянские корни. Однако исследователям не удалось их обнаружить, и, вероятно, это была мистификация.
Зачем смотреть: чтобы убедиться, что не стоит создавать рукотворных чудищ
4. Невеста Франкенштейн / Bride of Frankenstein (1935)
Страна – США | Режиссёр – Джеймс Уэйл | Продолжительность – 75 минут
О чём: создатель монстра и его бывший учитель решаются на новый эксперимент с оживлением мертвого тела
Сиквелы хорроров почти никогда не бывают столь же удачными, как первые картины цикла, поскольку зрители уже знают, чего ждать от картины, а ничто не пугает так сильно, как неизвестность. Чтобы решить эту извечную проблему, создатели «Франкенштейна» постарались сделать его сиквел не столько более страшным, сколько более художественно сложным и разнообразным. Они наделили «Невесту Франкенштейна» нотками мрачного юмора и чертами мелодрамы и создали кино, которое развило и углубило трагедию монстра и еще более наглядно продемонстрировало кошмарную сущность жестоких экспериментов безумных учёных. Многие исследователи считают, что «Невеста» превзошла оригинал, и мы склонны с ними согласиться. Главные роли в фильме сыграли Борис Карлофф, Колин Клайв, Валери Хобсон и Эрнест Тесиджер.
Факт: оператор-постановщик Джон Месколл так сильно пил во время съемок, что продюсерам пришлось нанять шофера, чтобы тот возил Месколла с работы и на работу. Тем не менее, оператор в любом состоянии работал лучше, чем многие его коллеги-трезвенники.
Зачем смотреть: чтобы поближе познакомиться с рукотворным монстром
3. Дракула / Bram Stoker's Dracula (1992)
Страна – США | Режиссёр – Фрэнсис Форд Коппола | Продолжительность – 128 минут
О чём: разъяренный самоубийством любимой жены трансильванский правитель Влад Дракула отвергает Бога и превращается в бессмертного вампира
При всем нашем уважении к классическим экранизациям «Дракулы», которые определили традиции фильмов ужасов на десятилетия вперед, мы вынуждены признать, что Фрэнсис Форд Коппола в 1992 году выпустил фильм, который стал главным «Дракулой» для современных зрителей. Его причудливая, амбициозная и новаторская лента была визуально, постановочно и идейно богаче, чем предшествующие вампирские хиты, а занятые в ней такие голливудские и британские звезды, как Гари Олдман, Вайнона Райдер, Энтони Хопкинс и Ричард Э. Грант, на голову превосходили большинство конкурентов. Лишь Киану Ривз казался не в своей тарелке, но, к счастью, картина не опиралась на его плечи. Фильм получил «Оскары» в категориях «лучшие костюмы», «лучший грим» и «лучший монтаж звука».
Факт: несмотря на новаторство ленты, Коппола принципиально отказался от новаторских визуальных эффектов (в частности, компьютерной графики), чтобы сохранить художественную преемственность с «Дракулами» прошлого.
Зачем смотреть: чтобы упиться «Дракулой» от режиссера «Крестного отца»
2. Ребекка / Rebecca (1940)
Страна – США | Режиссёр – Альфред Хичкок | Продолжительность – 130 минут
О чём: молодая женщина выходит замуж за вдового британского аристократа и чувствует, что не может сравниться с Ребеккой, предыдущей женой её супруга
В 1938 году великий Альфред Хичкок счёл, что добился всего, чего мог добиться в родной Британии. Поэтому он подписал контракт с голливудским продюсером Дэвидом Селзником и переехал в Калифорнию, где начал новый этап карьеры с одной из своих лучших картин – готической психологической драмы «Ребекка». В сюжете ленты есть мрачная интрига, и при желании этот давящий фильм можно рассматривать как триллер или психологический хоррор. Но прежде всего это блистательное, превосходно снятое и отлично разыгранное изображение людей, для которых роскошное поместье на побережье Англии становится «золотой клеткой», потому что они не могут избавиться от гнета прошлого, чувства собственной неадекватности или угрызений совести. Картина была номинирована на 11 «Оскаров» и удостоена статуэток в категориях «лучший фильм» и «лучшая операторская работа». Главные роли в фильме сыграли Джоан Фонтейн и Лоуренс Оливье.
Факт: Хичкок намеревался существенно изменить сценарий в сравнении с романом Дафны дю Морье, который был положен в его основу, но продюсер Селзник настоял, чтобы режиссёр снял полноценную экранизацию, а не «фильм по мотивам».
Зачем смотреть: чтобы погрузиться в удушающий мир британской аристократии
1. Сияние / The Shining (1980)
Страны – США, Великобритания | Режиссёр – Стэнли Кубрик | Продолжительность – 144 минуты
О чём: начинающий писатель соглашается стать зимним сторожем в пустующем горном отеле с кровавой историей
Кто в мировом кино может сравниться со Стэнли Кубриком? Кто ещё может похвастаться тем, что почти каждый его фильм становился мировым событием в своем жанре? Кубрик снимал экранизацию романа Стивена Кинга, когда уже был общепризнанным величайшим режиссером, и это позволило постановщику провести больше года на съёмках, казалось бы, камерного проекта и создать величайший фильм ужасов в истории кино. «Сияние» – одна из тех немногих пугающих лент, которые не теряют ни капли своей способности ужасать от того, что зрители знают каждый кадр наизусть. Даже во время сотого просмотра она завораживает так же сильно, как в первый раз, и гениальность картины ничуть не потускнела от того, что она вышла больше сорока лет назад. Это шедевр на все времена – идеальное сочетание психологического и мистического хоррора, а также семейной драмы. Главные роли в «Сиянии» исполнили Джек Николсон, Шелли Дювалл и Дэнни Ллойд.
Факт: Шелли Дювалл так часто плакала во время съемок, что всегда держала при себе бутылочку с водой, дабы не заболеть от обезвоживания.
Зачем смотреть: чтобы пережить зиму с Джеком Николсоном
Достойные внимания с точки зрения редакции Hi-Fi.ru сериалы, вышедшие в прошлом году, представлены в этой подборке.
24 февраля 2023 года