DCI-P3 – что это такое и почему ему нужно соответствовать на 100%?
Fri, 10 Mar 2023 23:20:33 +0300 Fri, 10 Mar 2023 23:20:33 +0300Рассказываем просто о сложном
Видеофилы, как и аудиофилы, люди исключительно привередливые, правда, им живется намного легче – продемонстрировать своим друзьям и близким, почему они тратят такие большие деньги на правильные проекторы и телевизоры, гораздо проще. Однако и они могут оказаться в тупике, если им придется объяснять сложные технические особенности предмета своей гордости простым языком. Постараемся сделать это за них, и в качестве примера поговорим о цветовых пространствах.
Производители видеотехники обычно указывают в процентах соответствие цветового охвата своего устройства тому или иному пространству – Rec 709, Rec 2020, sRGB, DCI-P3 и так далее. Обычному человеку, далекому от кино- и видеосъемок, данные аббревиатуры и числа абсолютно ни о чем не говорят, тем не менее, они важны для понимания того, насколько корректно тот или иной проектор или телевизор воспроизводит цветовую палитру.
Что такое цветовое пространство?
Цветовое пространство – это диапазон цветов в видимом человеком спектре, который может воспроизвести то или иное устройство – проектор, дисплей, телевизор. Его можно представить как палитру, из которой создатель изображения или кинокартины может выбирать нужные ему цвета. Разумеется, чем богаче такая палитра, тем более насыщенные изображения можно создавать. Поскольку на данный момент любые дисплеи или проекторы неспособны передавать все цвета, которые различает человеческий глаз, крайне важно, чтобы цветовой охват устройства закрывал как можно большую часть видимого спектра. Палитру цветов обычно изображают в виде треугольника, расположенного внутри разноцветной фигуры, напоминающей собой подкову. Это упрощенное графическое представление цветового охвата устройства по отношению к целевому цветовому пространству и к полному видимому человеком спектру (CIE 1931).
Существует множество стандартов цветовых пространств, используемых для разных задач. От одного перечисления голова может пойти кругом, и разобраться неподготовленному человеку в них непросто. Поэтому в нашей статье мы уделим внимание одному из них – DCI-P3, потому что корректная работа проектора с данным цветовым пространством очень важна для создания дома аналога настоящего кинотеатра.
DCI-P3
Итак, спецификации цветового пространства DCI-P3 были утверждены в 2005 году организацией Digital Cinema Initiative (DCI), объединяющей все ведущие голливудские студии. При разработке данного пространства основной задачей было получение единого для всей киноиндустрии стандарта цветопередачи для цифровых производственных цепочек, проекционных систем, носителей и так далее. Идея состоит в том, чтобы вся экосистема кинопроизводства и кинопроката работала в одном цветовом пространстве – от съемок и постпродакшна до тиражирования цифровых и физических копий для кинотеатров и домашнего просмотра. И чтобы любой зритель в кино или у экрана телевизора мог видеть именно ту цветовую гамму, на которую ориентировался режиссер. Кроме того, такой подход обеспечивает полное совпадение цветовой палитры, считываемой проигрывателем с оптических или жёстких дисков, с той, что воспроизводит проектор. Следующий важный момент – при утверждении спецификаций DCI-P3 специалисты ориентировались на цветопередачу аналоговой кинопленки, с тем чтобы при оцифровке всех классических фильмов они воспроизводились на новом цифровом оборудовании максимально близко к оригиналу.
Цветовое пространство DCI-P3 закрывает 53,5% всей видимой человеком цветовой палитры, и в нём сегодня производится подавляющая часть контента в разрешении 4K и в форматах расширенного динамического диапазона HDR, записанного на дисках Ultra HD Blu-ray и транслируемого стриминговыми видеосервисами. И для того, чтобы ваш проектор или дисплей безупречно отрабатывал такой контент, необходимо соблюдение им на 100% спецификаций DCI-P3 – точки белого в 6300К (данная точка была выбрана из-за особенностей цветопередачи ксеноновых кинотеатральных проекторов в условиях полного затемнения), референсные значения первичных красного, зеленого и синего цветов, и, разумеется, все остальные цвета, формируемые на основе первичных.
Как эта информация поможет при выборе проектора?
Если вы хотите получить дома картинку, максимально приближенную к кинотеатральной, то выбирать нужно тот проектор, который разрабатывался специально для воспроизведения кинофильмов, созданных в стандартном для кино цветовом пространстве. Например такой, как BenQ W5700S, в котором применена фирменная технология CinematicColor, гарантирующая 100% покрытие цветового пространства DCI-P3. Этот проектор построен на технологии DLP, и важной его частью является шестисегментное цветовое колесо RGBRGB. В нём идеальный баланс и цветопередача достигаются благодаря высокой точности и строжайшему контролю качества при изготовлении, поскольку даже незначительные различия на наноуровне влекут за собой отклонения в части цветового спектра. Высочайшая точность обеспечивается за счет прецизионных наноэталонов, с помощью которых осуществляется проверка более 20 комбинаций угла для задания цвета и покрытия цветового колеса. На каждое цветовое колесо осторожно наносится покрытие особо чистого цвета в точном соответствии с требованиями голливудского стандарта цветопередачи.
Следующая важная составляющая технологии CinematicColor – оптико-механическая система BenQ. Она включает набор тщательно отполированных линз, которые гарантирует попадание всего объема света, исходящего от источника, на DMD-чип и проекционный объектив.
Не менее важно и то, что каждый проектор BenQ с технологией CinematicColor походит заводскую калибровку с помощью специальных инструментов и программного обеспечения. Это необходимо для правильной настройки относительно заданной цветовой температуры источника света, осуществления гамма-коррекции, а также настроек уровней чёрного и белого, баланса «по серому», согласования цветов RGBCMY, оттенков, насыщенности, яркости. Протокол о результатах настройки и калибровки каждого проектора BenQ W5700S включается в комплект поставки. То есть покупатель может быть полностью уверен в том, что его проектор воспроизводит цвета именно так, как это было задумано в Голливуде.
Итог
В видеотехнике не бывает мелочей, а сложные и, на первый взгляд, непонятные термины скрывают за собой заботу производителя о том, чтобы зритель получал максимум удовольствия от просмотра. Правильные домашние развлечения требуют правильного оборудования, и чем лучше вы будете разбираться в тонкостях терминологии и технологий, тем легче будет сделать выбор.
Полезные советы по построению и оборудованию домашнего кинозала собраны здесь.
15 февраля 2023 года