Как правильно выбирать головку звукоснимателя для проигрывателя винила
Mon, 13 Feb 2023 13:00:02 +0300 Mon, 13 Feb 2023 13:00:02 +0300На что обращать внимание при выборе и как не платить лишнего
Начинающие пользователи проигрывателей виниловых пластинок зачастую не вполне представляют себе, насколько важной частью аналоговой системы является головка звукоснимателя. Однако именно она определяет большую часть потенциала системы, поскольку отвечает за правильное считывание и преобразование записанного на пластинке сигнала. И в её конструкции нет несущественных мелочей.
Мысль о замене головки звукоснимателя к начинающим аудиофилам обычно приходит с опытом, поэтому чаще всего покупатель уже имеет некоторое представление о том, чего именно он хочет от новой модели. Однако наиболее распространенным сценарием замены головки звукоснимателя сегодня является следующий – молодой человек покупает проигрыватель винила с предустановленной головкой, слушает его некоторое время, понимает, что чего-то ему в звуке не хватает, и решает – нужно заменить головку. Решение, может быть, и правильное, но вот с его реализацией спешить не нужно. Тем более, что в процессе могут быть некоторые подводные камни.
С чего начать, если звучание имеющейся головки звукоснимателя вас перестало устраивать? При условии, конечно, что вы точно знаете – проблема именно в головке, а не в неправильной геометрической настройке или плохом электрическом согласовании с фонокорректором. Итак, отвечаем на возникающие обычно при замене головки вопросы:
Можно ли вообще поставить другую головку?
Прежде всего, нужно убедиться в том, что тонарм на вашем проигрывателе допускает установку и правильную настройку головки, отличной от штатной. Что может этому помешать? Дело в том, что иногда на бюджетных вертушках устанавливаются тонармы, в которых отсутствует не только возможность регулировки высоты основания, но и любые регулировки антискейтинга. В таком случае воспользоваться преимуществами более дорогого картриджа со сложной заточкой иглы вряд ли получится, если только не произвести апгрейд просто путем замены вставки на более качественную от того же производителя. Сегодня такой путь апгрейда своих бюджетных ММ-головок предлагают компании Ortofon, Audio-Technica, Goldring.
Будет ли новая головка совместима с имеющимся тонармом?
В случае, если ваш тонарм имеет все необходимые регулировки, следующим вопросом будет определение совместимости с ним новой головки. К счастью, сегодня крайне редки ситуации, когда в полный рост встает проблема несовместимости новых тонармов и картриджей. Практически все популярные тонармы имеют сегодня среднюю эффективную массу и отлично работают с головками разных производителей.
Из распространенных на рынке недорогих звукоснимателей разве что легендарный Denon DL-103 требует использования тяжелого тонарма. Можно также привести в пример Ortofon серии SPU, однако люди, интересующиеся подобными картриджами, как правило прекрасно осведомлены об их особенностях. В итоге современному покупателю, особенно если речь идет о бюджетном и среднем классе головок звукоснимателя, нет нужды заучивать наизусть формулу расчета частоты резонанса системы тонарм-головка. Практически любая новая головка будет совместима с любым из широко распространенных сегодня на рынке тонармов.
Какой тип головки выбрать – ММ, MI или МС?
Выбор будет обусловлен не только потенциальной разницей в звучании, но и тем, какой фонокорректор вы используете. Если в вашем распоряжении корректор, предназначенный для работы только с головками с подвижным магнитом (ММ) или недорогой универсальный ММ/МС корректор, более надежным выбором будет покупка хорошей ММ-головки, либо МС-головки с высокой чувствительностью. MI-головки в эксплуатации идентичны ММ-картриджам, за исключением моделей с низкой чувствительностью, для которых требуется высокий уровень усиления и высокое входное сопротивление.
Если же вы решите остановить свой выбор на головке с подвижной катушкой (МС) и низкой чувствительностью, то вам придется озаботится покупкой хорошего корректора с возможностью регулировки входного сопротивления и уровня усиления или вообще подбирать к такой головке связку из отдельного повышающего трансформатора и хорошего ММ-корректора.
Какую иглу предпочесть?
Вне зависимости от типа, более дорогие головки звукоснимателя оснащаются иголками из цельного алмаза (в дешёвых часто используются корончатые иглы, где алмазным является только самый кончик иглы) с более сложным профилем. О разных видах заточки игл и их различиях мы подробно рассказывали в отдельной статье, в рамках данного материала важно отметить следующее – чем сложнее профиль иглы, тем более чувствительна она к правильной геометрической настройке во всех плоскостях.
И если ваш тонарм не имеет функции свободной регулировки высоты основания для точного выставления угла захода (SRA) и угла вертикального следования (VTA), то лучше приобретать головку того же производителя, только более высокого класса. При использовании проставок под основание тонарма (как вынуждены делать владельцы вертушек Rega при установке головок сторонних производителей), погрешность получается довольно существенной. Утешать себя тем, что «и так играет нормально», конечно, можно, но потенциал новой дорогой головки полностью реализован не будет.
Итак, резюмируем наши вредные советы:
1. Если тонарм вашего проигрывателя имеет ограничения по настройкам, просто замените вставку на более дорогую от того же производителя
2. За редчайшими исключениями, любая новая головка начального и среднего класса подойдет к вашему тонарму
3. Если вы используете ММ-корректор или дешевый универсальный фонокорректор ММ/МС, покупайте хорошую головку ММ или MI/МС с высокой чувствительностью
4. Иглы со сложной заточкой лучше огибают канавки, но требуют тщательной настройки. Принцип plug’n’play с ними не работает, поэтому убедитесь, что в тонарме есть все необходимые регулировки.
Советы по выбору недорогого проигрывателя виниловых пластинок собраны здесь.
13 февраля 2023 года