Аватар: Путь воды – подробная рецензия
Wed, 18 Jan 2023 12:33:16 +0300 Wed, 18 Jan 2023 12:33:16 +0300Как Аватар-2 стал самым важным фильмом десятилетия
Вероятно, обсуждение старта работ над сиквелом оригинального «Аватара» выглядело так. Джеймс Кэмерон приходит к боссам 20th Century Studios и говорит «мы сделаем всё точно так же, но теперь расскажем историю морских На'ви». «Это гениально! Удивительно! То, что надо! А сколько требуется денег?» – вопрошают воротилы. «Миллионов триста». Тут же из шкафа достают $460 млн. (да-да, по данным The Wrap вторая часть стоила ровно столько – это чистый производственный бюджет, без затрат на рекламу и маркетинг; режиссёр не шутил, когда говорил, что планка окупаемости – два миллиарда кассы) и со словами «вот, бери, бери, снимешь поэффектнее» заботливо предлагают кофе.
Смех-смехом, но «Аватар: Путь воды» / Avatar: The Way of Water (2022) легко стал самым дорогим фильмом в истории кино (это было предсказуемо после почти трёх миллиардов сборов первой серии) – при этом, сценарий картины, над которым работал сам Джеймс Кэмерон, а также Рик Джаффа и Аманда Сильвер, не выдерживает никакой критики. Сюжет крутится вокруг событий спустя много лет после истории, рассказанной в оригинале – Джейк, ставший Торуком Макто (Сэм Уортингтон) теперь является многодетным отцом, но идиллия нарушается с новым появлением землян на Пандоре. В попытках спасти лесное племя от реинкарнации полковника Майлза Куоритча (фитнес-одаренному аватару пересадили воспоминания главного негодяя) герой слагает титул и уводит семью в племя водоплавающих аборигенов – тем самым, конечно же, ставя под удар своих новых знакомых.
Право слово, фирменная кэмероновская мизантропия тут дошла до своего предела – добрых 90% экранного времени из всех 192 минут продолжительности ленты «Аватар: Путь воды» / Avatar: The Way of Water (2022) зритель будет лицезреть лишь компьютерных персонажей (пусть и созданных «по мотивам» реальных кино-звезд). Несколько «людских» героев же сделаны настолько карикатурными и несимпатичными, что к ним тоже просится CGI-оформление – скажем, обрюзгшего китобоя можно было явно сделать ещё более мерзким, оформив его в виде эдакого барона Харконенна. И если раньше режиссера интересовали сильные личности homo sapience (героиня Рипли из «Чужих», например), а слабаки или зашоренные подвергались унижению (вспомните историю лечащего врача Сары Коннор из «Терминатора-2») – то теперь, похоже, крест поставлен на всей человеческой цивилизации. Обитатели Пандоры (не только На'ви, но и те же многоглазые киты, например) куда более интереснее и моральнее, чем представленные «людишки», озабоченные лишь своей собственной персоной.
Обилие детских и подростковых героев На'ви на экране дезорганизует – если бы численность ребят была поменьше, это позволило бы хоть как-то сконцентрироваться на конфликте отцов и детей, ощутить взросление персонажей. В «Аватаре-2» же перед нами и детский сад, и младшая, и средняя, и старшая школы одновременно. Да ещё и приправленные весьма странной подачей – скажем, когда сын Джейка едва не погибает по замыслу отпрыска вождя племени, он предпочитает скрыть намерения мерзавца. Интересно, к чему это может привести в дальнейшем, кроме как к чувству безнаказанности у организатора действа? Антагонист, и вовсе, в «синем» виде стал совсем «няшным» и растерял весь задор – кроме того, рядом с ним теперь тоже постоянно присутствует подросток! Ну а самым страшным, что делает «обновленный» Майлз на экране в первых двух третях ленты, становится приказ об убийстве животного, на котором плавают На'ви. И это, вероятно, должно убедить зрителей о том, что перед ними подлинное исчадье ада.
Однако, даже про такие огрехи можно было бы забыть, если бы у картины «Аватар: Путь воды» / Avatar: The Way of Water (2022) наличествовал сколько-нибудь связанный стержень повествования, раскрытие героев, многослойность и интрига. Увы, ничего этого нет, сценарно перед нами – лишь видовая иллюстрация, да ещё и снятая в нарочито старомодном ключе. И пытающаяся всё компенсировать в напыщенном финале, который по итогу более всего напоминает известный анекдот про стюардессу. Примерно так в восьмидесятые годы ХХ века конструировали сиквелы картин В-класса, просто ориентируясь на апробированный сеттинг и героев – однако, сейчас-то уже так кино не собирают… И тем более большое кино.
Однако, стоп. Придирки, описанные выше, более всего напоминают рецензию о посещении известного ресторана Nusr-Et в Дубае, где подают «золотой стейк» за тысячу долларов. Мол, и в очереди постояли на улице, несмотря на бронь, и публика не очень понравилась, и шуточки у повара странные, и интерьер так себе, и вилка не блестела, как надо. А сам стейк? А сам стейк оказался «лучшим в жизни», просто на все деньги! Да я никогда такого не ел, мамой клянусь! Вот и в случае с фильмом «Аватар: Путь воды» всё обстоит ровно аналогично.
Как только зритель начинает сомневаться в адекватности поступков персонажей, строить логические линии, Кэмерон разворачивает сцену атаки на поезд – да такую, после которой, словно после американских горок, будешь в себя приходить полчаса. Когда подростковые разборки начинают надоедать, маэстро демонстрирует четырехглазого кита, выглядящего подлинным воплощением чужой вселенной наяву. «А Куоритч совсем потерял мозги, раз он говорит про маскировку под местных, оставаясь в тяжёлом бронежилете и с автоматом в руках?» Забудьте, посмотрите, как атакуют летающие рыбы! «Зачем они сунулись в этот район на китобойном судне и в составе малого отряда? Так должна выглядеть охота на бывшего Торука Макто, который выгнал землян с планеты в прошлой части?» О чём речь?! Корабль уже тонет, да как эффектно, такого вы никогда не видели!
На любое «а почему» следует неумолимый ответ в виде совершенно фантастической визуалистики и ошеломляющего, крышесносящего экшена. Такого, что в сравнении любой другой якобы крутой голливудский блокбастер кажется уже безнадежно устаревшим. Джеймс, по сути, проводит водораздел между киноаттракционами будущего и прошлого, показывая, кто король на этом рынке – и насколько велика пропасть между тем, что может сотворить подлинный гений снов в сравнении с крутым профессионалом. На многих боевых сценах появляется ощущаемый эффект «окна в другой мир», в которое зрителя затаскивают буквально за руку. И этот мир поглощает без остатка, чувствуется кожей и проникает в подсознание – все три часа пролетают, словно миг! Право слово, перед нами – важнейший визуальный эксперимент в истории кино последнего десятилетия.
К финальным титрам закрадывается крамольная мысль. А что, если такое упрощение и контурность сюжета были сделаны Кэмероном намеренно? Введи он в ленту сложных персонажей, выстрой треугольники конфликтов, дилеммы выбора – и зритель бы уже переключился больше на анализ и рассуждения, начал бы задумываться, отвлекся бы от Пандоры. А так, перед нами разворачивается лишь действо из иного мира, кристально чистое. Образец неземной красоты и плод нечеловеческих усилий. Браво, надеемся лишь, что третья часть окажется более изощренной и не предложит нам опять то же самое, но про подземных гномов На'ви или про На'ви птиц («Путь земли» и «Путь ветра», ха-ха).
P.S. Бюджета, судя по всему, немного не хватило – последние сцены ленты разворачиваются в темноте, которая, как известно, раз в пять удешевляет спецэффекты.
Лучшие с точки зрения редакции Hi-Fi.ru фильмы 2022 года представлены в этой подборке.
18 января 2023 года