Кое-что о натуральности
Wed, 11 May 2022 20:50:40 +0300 Wed, 11 May 2022 20:50:40 +0300Акустические системы Focal Aria 936
Кое-что о натуральности
Акустические системы Focal Aria 936
Цена – 135 000 руб.
Французская компания Focal не просто выпустила очередную линейку акустических систем, но и (что самое интересное) обратилась к новым материалам и выстроила концепцию вокруг новых динамиков — среднечастотников и басовиков, которые сделаны отчасти традиционно для нее — со структурой типа «сэндвич», а отчасти очень необычно, с применением натуральных растительных материалов.
Хорошо известно, как возникло обозначение «W-сэндвич» для классических низко- и среднечастотных излучателей Focal, используемых в старших сериях ее акустики. Оно образовано визуальным слиянием двух букв VV (verre-verre, «стекло — стекло» по-французски), что означает конструкцию из наружных слоев стеклоткани с внутренней демпфирующей прослойкой из полимерной пены (многослойность и дает термин «сэндвич»). Исторически компания применяла также диффузоры из кевлара, а в младших линейках — однородные «неслоистые» решения из полигласа (ими и сейчас оснащаются колонки серий Chorus 700 и 800). А в новом семействе Aria появились конусы из материала под названием Flax («лен» по-английски), имеющие декоративное внешнее покрытие желтоватого цвета под ткань с имитацией переплетения натуральных волокон. И это вовсе не фривольная дизайнерская фантазия фирмы, а отражение реального факта. В указанной серии (кстати, пришедшей из сектора автомобильной акустики) разработчики Focal действительно отошли от собственных традиций и модифицировали свои замечательные сэндвичи, взяв в качестве демпфирующей прослойки между наружными слоями стеклоткани прессованные пучки нетканых льняных волокон. На основе этих новых динамиков (и усовершенствованных алюминиево-магниевых твитеров, в оригинальном варианте хорошо известных по младшим моделям) были созданы Aria, представленные тремя напольными башнями, одной полочной АС и колонкой центрального канала.
Натуральные инструменты и голоса ясные и полновесные, без грузности и лишней теплоты, не матовые и не тусклые; информативные шумы чуть приглушены, но все же прослушиваются. Звучание очень внятное и хорошо артикулированное, не наблюдается никакой грубости или линейности.
В линейке Aria акустические системы 936 занимают второе место сверху после старших напольников с индексом 948. Относительно последних замечу, что они снабжены НЧ-излучателями нетипичного для нижних и средних моделей Focal калибра — 21 см; ранее «восьмерки» и более крупные динамики можно было видеть только в АС семейства Utopia. Вот еще один из сюрпризов новой серии. Но, возвращаясь к 936-м, можно сказать, что идейно это типичные фирменные колонки, взявшие довольно много деталей, и важных, и второстепенных, у полноформатных напольных моделей Chorus. Прежде всего — классические фокаловские корпуса с набором из трех низкочастотных вуферов, одного среднечастотника (конусы всех четырех динамиков сделаны из идентичного материала, однако имеются и различия; в частности, из видимого снаружи — в форме защитных колпачков) и твитера с обычным для Focal инвертированным куполом. Материал пищалки — сплав алюминия и магния, но есть одно примечательное отличие от того, что встречалось нам прежде. Вместо массивного обрамления из литого алюминия, присутствующего практически у всех АС компании, тут установлена овальная накладка со сложным профилем и внешним покрытием из полиуретана. Форма профиля недвусмысленно намекает на желание производителя подправить горизонтальную диаграмму направленности, максимально уравняв осевое и боковое излучение, причем наши измерения подтверждают успешность замысла (см. лабораторный отчет, рис. 2). В спецификации на колонки упоминается и другое новшество, связанное с высокочастотным излучателем, — подвес из материала Poron, применяемый в старших линейках Focal. Наконец, третий новый момент в конструкции (по справедливости его следовало бы назвать первым, учитывая важность) — те самые сэндвичи Flax. Фирма выложила на своем сайте интересный информационный бюллетень, посвященный этой технологии, и я настоятельно советую всем любопытствующим изучить его в деталях. Если же кратко, то сэндвичи состоят из привычных для Focal оболочек из стеклоткани толщиной 0,04 мм, между которыми проложена прессованная вставка из пучков льняных волокон (длина волокон варьирует от 6 до 10 см, диаметр каждой нити тоже разный, как свойственно натуральным растительным волокнам, но не превышает 40 мкм). Отдельные нити собираются в технические пучки, по несколько десятков волокон в каждом, переплетение внутри пучков отсутствует. Focal объясняет свое обращение к этому необычному для себя материалу простотой обработки — ее легко автоматизировать и она не требует дорогостоящего ручного труда. Кроме того, отмечается высокое качество исходного материала — льна, по выращиванию и поставкам которого Франция является европейским лидером. Кроме того, подчеркивается жесткость такой льняной вставки, дополнительная к жесткости внешних поверхностей из стеклоткани, плюс легкость материала вследствие большого количества пустот в техническом пучке нитей. И, наконец, излюбленная фишка Focal — возможность простой регулировки толщины внутреннего слоя для получения динамиков с разными параметрами (в W-сэндвичах это достигается как результат разной толщины слоя пены, а тут — за счет формирования пучков с разным числом нитей). Из общих с колонками Chorus деталей конструкции отмечу очень похожие корпуса со слегка непараллельными стенками, сделанные все же несколько попроще, чем в серии Electra (новая линейка позиционируется как стоящая на ступень ниже Electra, но выше Chorus, то есть занимающая промежуточное положение между ними), три порта фазоинвертора — два небольших под нижним мидвуфером на передней панели и один большой, выведенный вниз, на литое алюминиевое основание, а также знакомую и неоднократно описанную нами в тестах Focal Chorus пару акустических терминалов, предполагающих коммутацию кабелями с разделкой «лопатками», «бананами» или просто голым проводом. Однако по контрасту с теми же Chorus внешность 936-х демонстрирует исключительную стильность, выдержанный дизайн и аккуратность изготовления, что напрямую роднит Aria со старшими моделями. Передние и задние панели отделаны фактурной искусственной кожей, верхняя крышка — стеклянная, а бока — с покрытием под орех. Сами корпуса имеют изящные плавные изгибы, во всем снова проглядывают рука Focal и привычное для фирмы чувство стиля.
Сэндвичи Flax состоят из оболочек из стеклоткани толщиной 0,04 мм, между которыми проложена прессованная вставка из пучков льняных волокон (длина волокон варьирует от 6 до 10 см, диаметр каждой нити тоже разный, как свойственно натуральным растительным волокнам, но не превышает 40 мкм).
По части почерка надо отметить крупный и серьезный звук, причем у непрогретых АС бас даже кажется немного тяжеловесным, хотя после не слишком продолжительной разминки динамиков подобное ощущение уходит. И все же низкочастотный регистр обращает здесь на себя внимание. Пожалуй, Aria 936 — первый у Focal пример со столь густым и неожиданно насыщенным басом (интересно, что же тогда показывает в этом смысле «крупнокалиберная» модель 948?). В целом акустические системы демонстрируют очень хорошую мелодику, музыкальность и пластику, спокойное открытое воспроизведение музыки и ясные звонкие ВЧ (хотя присутствует и определенная смягченность подачи, равномерная по всем частотным поддиапазонам и подправленная только весьма уверенным нажимом по низам, который отмечался выше). Натуральные инструменты и голоса ясные и полновесные, без грузности и лишней теплоты, не матовые и не тусклые; информативные шумы чуть приглушены, но все же прослушиваются. Звучание очень внятное и хорошо артикулированное, не наблюдается никакой грубости или линейности. Новые сэндвичи заметно ровнее стыкуются с высокочастотным излучателем, чем у Chorus, а середина выглядит гораздо более информативной. Так что переход с полигласа на лен лично я однозначно одобряю, несмотря на появившуюся мягкость, ранее не свойственную моделям Focal. Звучание линейки Aria действительно более разборчивое и прорисованное, но в то же время связное, доставляющее удовольствие своей логичностью и музыкальностью, да и просто более благородное. Эту акустику явно делали люди, которые любят музыку, в том числе сложную академическую, и понимают ее непростые требования. Хотя напористый металл колонки Aria 936 отрабатывают ничуть не хуже, а местами даже и лучше, генерируя великолепный безбашенный и дерзкий звук с отменной энергетикой, очень крупный и вкусный. В смачных басовых партиях кажется, что все три вуфера как единое целое идут в настоящее наступление, а упругая волна просто бьет в грудь (что редко встречается у современных, преимущественно худосочных, АС). В этом контексте не стоит увлекаться подбором «мясных» компонентов к акустике — она и сама без проблем со всем справится. Результаты измерений
Модуль импеданса акустических систем Focal Aria 936 довольно стабилен во всем рабочем интервале частот, хотя колонки следует характеризовать как номинально 4-омные, а не 8-омные, как в паспорте (рис. 1). Максимальное сопротивление не превышает 12,6 Ом, минимум равен 2,7 Ом. Набег достаточно большой отрицательной фазы приходится на область ниже по частотам (в районе 70 Гц) и не совпадает с провалом импеданса, так что эта модель не является совсем уж сложной нагрузкой для усилителя. Однако рассматривать к ней в компанию ламповый аппарат стоит с очень большой осторожностью. За исключением «панчового» горбика в области верхнего баса и подъема на оси излучения в верхней октаве частотные искажения совсем невелики. Разброс чувствительности относительно среднего значения (89 дБ (1 Вт / 1 м) — несколько ниже заявленной) в полосе 300 Гц — 10 кГц не превышает ±0,8 дБ. КНИ высоковат в зоне работы СЧ-излучателя, но мал по краям частотного диапазона, запас по мощности очень неплохой (рис. 3, для 82, 88 и 94 дБ).
Паспортные данные:
Тип – напольные акустические системы | Название –Focal Aria 936 | Частотная характеристика, Гц – 39—28 000 (по уровню ±3 дБ) | Число полос – 3 (НЧ – 3 х 16,5 см, сэндвичи из льняного волокна и стеклоткани, СЧ – 16,5 см, сэндвич из льняного волокна и стеклоткани, ВЧ – 2,5 см, инвертированный алюминиево-магниевый купол; частоты раздела 260, 3100 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 (минимум 2,8) | Чувствительность, дБ – 92 | Габариты одной колонки, см – 115 x 29,4 x 37,1 | Масса одной колонки, кг – 29
Результаты инструментальной экспертизы
Чувствительность, дБ (1 Вт / 1 м)
89
Неравномерность в полосе 160—1200 Гц, ±, дБ
1,4
Неравномерность в полосе 1200—10 000 Гц, ±, дБ
0,7
Средний КНИ в полосе 100 Гц — 10 кГц (88 дБ / 1 м), %
0,37
Значение КНИ на 1 кГц, %
0,41
Максимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)
27,6 (18)
Минимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)
2,7 (110)
Среднее входное сопротивление, Ом
7,8
Нижняя граничная частота (–3 / –6 / –10 дБ), Гц
55 / 49 / 41
Оценки
+ | цельное осмысленное воспроизведение, верное чувство саунда, отличная сцена и позиционирование источников в записях | - | в динамических пиках БСО можно заметить некоторую напряженность, базовая легкая мягкость подачи (впрочем, не довлеющая) |
Вывод:
Модель Aria 936 — очень приятная музыкальная акустика с хорошим балансом ясности и насыщенности тембров, подвижности, открытости и уверенности в подаче, отлично настроенная и гармонизованная, жанрово всеядная и стопроцентно достойная имени Focal.
Мария Савина