Wharfedale Diamond 12.4 – бриллиантовая середина
Sat, 17 Sep 2022 13:03:02 +0300 Sat, 17 Sep 2022 13:03:02 +0300Обзор старших напольных акустических систем серии Wharfedale Diamond 12
Нет, британская компания Wharfedale не оснащает колонки серии Diamond алмазными твитерами, как можно было бы предположить – ценовой сегмент не тот. Но и случайно такое имя выбрано вряд ли. Что же подразумевал производитель, выбирая для серии столь звучное название? Попробуем разобраться на примере старшей напольной модели Diamond 12.4.
Компания Wharfedale – один из старейших британских производителей акустических систем, разменявший в этом году девятый десяток лет. За эти годы история Wharfedale была отмечена многими победами и знаковыми разработками, среди которых, безусловно, заметное место занимает серия акустических систем Diamond, первое поколение которой было представлено в далеком 1981 году.
По замыслу разработчиков эта серия должна была предложить «максимум звука при минимуме затрат» и захватить лидерство в самом востребованном бюджетном секторе рынка акустики. За четыре десятилетия свет увидело пятнадцать поколений Diamond, раз за разом подтверждая, что поставленные цели были достигнуты.
Но почему тогда актуальная линейка Diamond имеет индекс 12, если поколений пятнадцать? Здесь всё непросто. Дело в том, что после Diamond 10 компания решила изменить нумерацию поколений, выпустив серию Diamond 100. Следом появилась линейка Diamond 200, а позже и Diamond 300. После чего бриллианты “раздвоились” – производство колонок Diamond 300 продолжилось (и продолжается до сих пор), а компания выпустила новые Diamond, получившие индекс 11. Новое ответвление выступало в немного более высоком ценовом сегменте и не конкурировало с серией Diamond 300.
Изучаем
Серия Diamond 12 компании Wharfedale была представлена в 2020 году и включает три модели полочной акустики (12.0, 12.1 и 12.2), две напольных пары (12.3 и 12.4) и колонку центрального канала 12C для оснащения домашних кинозалов. Традиционно полочные и напольные модели оснащаются одинаковыми твитерами, а отличаются размерами корпусов и диаметром используемых СЧ/НЧ излучателей. Сразу обратим внимание, что в предыдущем поколении была ещё одна – самая старшая напольная модель 11.5, которая оснащалась 8-дюймовыми вуферами (модель 12.4 использует динамики диаметром 6,5 дюйма). И на этом отличия поколений не заканчиваются – остановимся на них подробнее.
Сравнивая акустику Diamond текущего и предыдущего поколений прежде всего обращаешь внимание на изменение формы корпусов. Если в серии Diamond 11 кабинеты были заужены в глубину в горизонтальном сечении, что не только элегантно смотрелось, но и позволяло эффективно бороться с внутренними резонансами и стоячими волнами, то в актуальном поколении компания вернулась к классической прямоугольной форме корпусов, а необходимые акустические характеристики достигаются системой внутренних распорок Intelligent Spot Bracing, форма которых получена при помощи компьютерного моделирования. Именно из-за этих распорок вес колонки Diamond 12.4 на 3,6 кг больше аналогичной АС предыдущего поколения. И это при том, что у 12.4 на один динамик меньше.
И этот динамик – следующее отличие двух последних поколений Diamond. Модели Diamond 11.4 и 11.5 были трехполосными – соответственно, оснащались СЧ-излучателем диаметром 4 дюйма, которого нет в арсенале Diamond 12.4, выполненных в 2,5 полосной конфигурации. Вуферы здесь по-прежнему работают в фазоинверсном акустическом оформлении, а вот конструкцию фазоинвертора изменили. В серии Diamond 11 был реализован так называемый щелевой фазоинвертор – фирменный P-EQ (Pressure Equalisation) порт располагается в днище корпуса, а для его работы сделан зазор (щель) между днищем и основанием колонки. В 12-й серии крупный порт фазоинвертора округлой формы расположен в верхней части задней стенки колонки, что необходимо учитывать при установке акустики в комнате прослушивания.
И отмеченные отличия, по заверениям Wharfedale, это вовсе не упрощения конструкции ради удешевления акустики. Речь идет о существенной переработке концепции Diamond – скорее революционных, а не эволюционных изменениях. И свой существенный вклад здесь внес руководивший разработкой серии Карл-Хайнц Финк (Karl-Heinz Fink) – уважаемый в мире аудио инженер, сотрудничающий со многими грандами индустрии, среди которых Naim, Tannoy, Mission, Q Acoustics, Rotel и Marantz.
Но главным отличием серии Diamond 12 стали использованные в колонках излучатели. Серия оснащается совершенно новыми динамиками – причем это касается не только вуферов, но и твитеров! Высокочастотный диапазон обслуживает купольный излучатель диаметром 1 дюйм с диафрагмой, выполненной из полиэстера. Широкая дисперсия излучения твитера открывает широкое поле для экспериментов с ориентацией колонок. Производитель рекомендует направлять АС строго на слушателя, но когда для пытливого ума аудиофила рекомендации разработчиков становились догмой? В таких экспериментах любители аудио часто находят особое удовольствие.
Кроссовер с фильтрами Линквица-Райли четвёртого порядка разделяют зоны ответственности излучателей на частоте 2,1 кГц. Ниже в работу вступает пара вуферов диаметром 6,5 дюймов. Если в предыдущем поколении для их диффузоров Wharfedale использовал кевлар, то в Diamond 12 применен новый фирменный материал Klarity – композит из полипропилена и слюды, сочетающий необходимую для диффузора жёсткость и малый вес. Для повышения жесткости конструкции также применены радиальные ребра, улучшающие поршнеобразное движение диффузора.
Звуковая катушка новых динамиков намотана на жесткий каркас, выполненный из стекловолокна, и лишена сердечника (катушка с воздушным сердечником), что минимизирует возникновение вихревых токов. В магнитной системе динамиков применено специальное компенсационное алюминиевое кольцо, минимизирующее изменение индуктивности катушки при её движении вместе с диффузором. Это позволило эффективно бороться с интермодуляционными искажениями.
Отдельно хочется отметить аккуратность сборки и отделки корпусов – колонки выглядят дороже, чем стоят. И во многом это достигается вниманием к мелочам. К примеру, все винты крепления динамиков к корпусу скрыты декоративными накладками, создавая впечатление единого целого. Или те же шипы, которые вворачиваются в металлические опоры основания, выступающие за грани корпусов – это довольно массивные металлические конусы, а в комплекте с колонками идут круглые металлические “пятаки” с фетровыми основаниями для сохранения вашего паркета. Подобные комплекты шипов обычно сопровождают акустику из куда более высокого ценового сегмента.
Для подключения акустических кабелей в нижней части задней стенки корпуса смонтированы две пары винтовых клемм, расположенных “крест-накрест”. При необходимости, динамики можно закрыть тканевыми защитными грилями. И опять сюрприз – грили оснащены магнитными креплениями, что редко встречается в бюджетном сегменте акустики. Несколько озадачило цветовое решение грилей – мы тестировали колонки в отделке “светлый дуб” с белоснежными фасадами “под рояльный лак”, и к ним в комплекте идут чёрные грили. Подобное сочетание показалось несколько неожиданным. Впрочем, в любом случае наиболее выигрышно (в том числе и по качеству звучания) колонки выглядят без грилей, потому к минусам мы это относить не стали. Для отделки корпусов используется устойчивая к царапинам виниловая пленка. Производитель предлагает четыре цветовых решения – чёрный, белый, грецкий орех и светлый дуб.
Подключаем
Прослушивание проходило в акустически подготовленной комнате салона AV Comfort [ https://www.avcomfort.ru/ ]. Колонки Wharfedale Diamond 12.4 работали в составе двух систем. В первую, кроме АС, входили электронные компоненты Cambridge Audio – сетевой проигрыватель CXN и интегральный усилитель CXA61. Конечно, каждый из этих компонентов почти вдвое дороже тестируемой акустики. То есть, назвать их гармоничными партнерами для Wharfedale Diamond 12.4 можно лишь с натяжкой. Однако, использование электроники из более высокого ценового сегмента при тестировании акустических систем позволяет полностью раскрыть потенциал колонок и более чётко определить их сильные и слабые стороны. Более гармоничной парой для Wharfedale Diamond 12.4 выглядит CD-транспорт Leak CDT (51 990 руб.) и интегральный усилитель Leak Stereo 130 (76 990 руб.), которые и вошли в состав альтернативной аудиосистемы. Тестовый материал в первом случае воспроизводился с флеш-накопителя, а во втором – с компакт-дисков.
Слушаем
Оценивая звучание Wharfedale Diamond 12.4, сразу обращаешь внимание на несвойственную бюджетной акустике породу. Колонки подают музыкальный материал очень ровно, без акцентов на отдельных участках рабочего диапазона. При этом, удалось избежать отстраненности – музыкальные пассажи полны эмоций, а ритмичные энергичные композиции захлестывают своим задором. Колонкам удается сочетать британскую аналитичность подачи с обилием мельчайших деталей с масштабностью и слитностью звучания.
Свой вклад в подобный результат вносит хорошее согласование работы твитера и СЧ/НЧ-звена. Несмотря на то, что зоны ответственности излучателей стыкуются здесь на частоте, которая находится в наиболее чувствительном для человеческого уха диапазоне, никаких типичных огрехов звучания сшивки полос обнаружить не удалось. Wharfedale Diamond 12.4 демонстрируют тщательность проработки высокочастотного диапазона и тональную ровность воспроизведения средних частот. В результате, колонкам особенно хорошо удаются партии акустических струнных, особенно в малосоставных коллективах.
Басовые партии воспроизводятся точно и аккуратно – порой, даже слишком аккуратно. Здесь нет безбашенного напора, который зачастую демонстрирует заокеанская акустика – джентльмен должен всегда оставаться джентльменом. Потому на ураганных композициях AC/DC иногда хочется сделать погорячее. Можно ли эту особенность записать в недостатки? В этом ценовом диапазоне – вряд ли. Найти среди бюджетной акустики по-настоящему универсальную модель, одинаково хорошо передающую эмоциональную паутину “Утра” из “Пер Гюнт” Эдварда Грига и взрывную энергию “Atlas, Rise!” от Metallica, практически невозможно. Потому нужно просто принимать во внимание эти особенности при выборе акустики под свои вкусы и потребности.
Также обращаем внимание на немалую высоту колонок, превышающую метр. То есть, твитеры здесь расположены довольно высоко, что необходимо учитывать при организации места прослушивания, чтобы ваши уши находились примерно на одном уровне с твитерами. Сидя на слишком низком диване вполне можно получить искажения тонального баланса.
Не слишком высокая чувствительность Wharfedale Diamond 12.4 (89 дБ) заставляет более внимательно отнестись к выбору усилителя, что было проиллюстрировано при переходе на вторую систему с компонентами Leak. Сказать, что усилитель Stereo 130 не справился с нашими подопытными нельзя – звучание связки сохранило музыкальность и слитность, слегка сглаживая динамические акценты лишь в самых насыщенных пассажах. Однако, сравнивая звучание двух систем, понимаешь, что доплатить за более мощный усилитель, способный полностью раскрыть динамические особенности Diamond 12.4, определенно имеет смысл.
Паспортные данные:
Тип – напольные акустические системы | Название – Wharfedale Diamond 12.4 | Цена – 61 990 руб. | Частотная характеристика, Гц – 40 – 20 000 (+/– 3 дБ) | Число полос – 2,5 (ВЧ – твитер с мягким куполом, 25 мм, 2 х СЧ-НЧ - диффузор Advanced PP 150 мм, частота раздела кроссовера – 2,1 кГц) | Акустическое оформление – фазоинвертор, порт на задней стенке корпуса | Номинальное сопротивление, Ом – 8 | Минимальное сопротивление, Ом – 5 | Максимальное звуковое давление, дБ – 102 |Чувствительность, дБ – 89 (2.83V @ 1 метр) | Подводимая мощность, Вт – от 30 до 200 | Отделка – виниловая пленка (белый, чёрный, грецкий орех, светлый дуб) | Габариты одной колонки, см – 110 x 20 x 35 | Масса одной колонки, кг – 22,4 | Источник ТТХ – Wharfedale
Оценки
Плюсы: аккуратная и, в то же время, эмоциональная и масштабная подача, ровный тональный баланс, уверенная динамика, широкий частотный диапазон
Минусы: за эти деньги их просто нет
Дизайн – 90
Качество изготовления – 95
Звучание – 95
Эргономика – 95
Итого – 95
Вывод:
Несмотря на тот факт, что в этом ценовом сегменте у Wharfedale Diamond 12.4 довольно много конкурентов, эта модель вполне заслуженно претендует на звание даже не золотой, а бриллиантовой середины. Подобного качества звучания за условную тысячу долларов достичь крайне сложно.
С самыми интересными по мнению редакции Hi-Fi.ru новинками выставки IFA 2022, прошедшей в начале сентября в Берлине, можно познакомиться здесь.
17 сентября 2022 года