Наш ответ Чемберлену
Wed, 11 May 2022 20:50:26 +0300 Wed, 11 May 2022 20:50:26 +0300Акустические системы Noize Fabrik Monument 3
Наш ответ Чемберлену
Акустические системы Noize Fabrik Monument 3.0
Цена – 240 000 руб.
Вопреки шуточному названию, мы отнюдь не лелеем планов противопоставления английской и российской школ звука (да и вообще не собираемся делать никаких противопоставлений и «контрпредставлений»). Скорее, мы хотели бы в мирном, но решительном стиле покопаться в разнообразных рефлексиях на тему российской акустики и отечественных умельцев.
Странная это вещь – устоявшиеся фразы и обороты. Особенно если отрешиться от замыленности взгляда и посмотреть на них под новым углом. Вот, казалось бы, что плохого в слове «умелец»? Оно должно нести строго положительный смысл и обозначать человека, обладающего нужными профессиональными навыками. И все же у этого слова есть какая-то нехорошая аура, немного иронично-пренебрежительный оттенок, некое противопоставление самопальных специалистов («гаражных дел мастеров») и настоящих профи. В приложении в нашей теме это выливается в противопоставление «строгих звуковых школ» и профессионализма западных разработчиков – и, в лучшем случае, мелкосерийных (а в худшем – штучных с непонятной повторяемостью) российских разработок. Тут еще и великая русская литература с сакраментальным Левшой, с его загадочными, но несистематическими талантами. А ведь это все в высшей степени несправедливо. Во-первых, структура и специфика рынка приводят к предпочтению потребителями западной продукции. А нашим профи, безо всяких оговорок и иронии, банально не хватает умения продвинуть свой продукт и финансирования, чтобы из «левшей» стать просто производителями. Во-вторых, не все готовы мириться с такой ситуацией. У нас хватает профессионалов, способных организовать продвижение российского аудио, у нас на базе МТУСИ проходит регулярная выставка «Российский Hi-End» со своим бессменным руководителем Дмитрием Георгиевичем Свободой (кстати, не пропустите очередную в этом году, в третьей декаде ноября). Наши производители наконец-то создали сайт, www.hiend-audio.pro, где четко обозначили позиционирование своей продукции (российский хайэнд, а не какой-нибудь союз самодельщиков России). Там можно найти описание очень серьезных конструкций, как, допустим, полностью активная система Александра Петровича Сырицо (лаборатория APSON). И там же обитает герой нашего сегодняшнего обзора – тверской разработчик Александр Буткарёв, со своей четырехполосной акустикой.
Александр назвал свою фирму несколько странным для аудио именем – Noize Fabrik – по двум причинам. Во-первых, под таким названием 20 лет назад выходили в свет индустриально-звуковые музыкальные опыты автора. Аудиоконструирование – тоже творчество, и, действительно, зачем зря пропадать названию. А второй мотив обязан своим происхождением Эдисону Денисову, который, в вольной формулировке, утверждал, что «... задача композитора – упорядочить шум». Так что Фабрике Шума определенно суждено было стать именем акустики.
По словам самого Александра, идея конструкции заключалась в совмещении масштабности (пара десятидюймовых басовиков, большая площадь излучения) и детальности (передача всего голосового диапазона широкополосными динамиками с весом мембраны полтора грамма). Получившаяся высокая чувствительность обеспечила большой динамический диапазон и функционирование динамиков преимущественно в режиме малого хода, соответственно – малые температурные и механические искажения. Определяемый конструкцией необходимый литраж АС по необходимости получился немаленьким, хотя тут был сделан определенный компромисс по сохранению габаритов в рамках разумного (с прицелом на возможность использования в средних жилых помещениях, вплоть до 20 квадратных метров). Отчетливый инженерный подход заключается также в выстраивании ровной АЧХ, имеющей, по заявлению автора, неравномерность в рабочей области, укладывающуюся в коридор ±2 дБ.
Набор динамиков в симметричной конфигурации д'Апполито примечателен и необычен, по крайней мере – в части озвучивания полосы средних и верхних частот. «Снизу вверх»: за нижний бас отвечают два десятидюймовых динамика калужской мелкосерийной фирмы «Лаборатория АСА» (распространенный выбор российских самодельщиков, в силу доступности, приемлемого базового качества продукции АСА и хороших возможностей для самостоятельной доводки продвинутыми пользователями). Наш случай – как раз такой, Александр «довел до ума» использованную пару и сам сделал пропитку целлюлозных диффузоров.
Нижнюю середину озвучивают два 165-мм динамика Peerless серии SDS, разработанные специально для установки в компактный кабинет – бумажные диффузоры с полимерным покрытием, ферритовые магниты и обрезанные по краям стальные корзины. Дальше начинается самое интересное, собственно, и составляющее стержень концепции. Вуферы АСА играют до 100 Гц, мидвуферы Peerless – от 100 до 300 Гц, а выше начинается очень широкая зона ответственности четырех широкополосных динамиков, пущенных необычно низко (хотя в спецификации этих излучателей заявляется рабочая полоса 100 – 20 000 Гц, к чему следует отнестись с известной долей скепсиса, особенно по верху). Сами по себе динамики калибра три дюйма – тайваньского происхождения, компании Tang Bang, головной офис которой располагается в Тайпее, а производство – в китайском городе Нингбо (судя по фото, производственные мощности выглядят очень недурно и вполне современно). В фирменном каталоге представлено очень большое количество широкополосных динамиков с однотипными номерами моделей, так что я не берусь выписать правильный вариант из этого ряда. Но, как минимум, из опций бумажного, полипропиленового и алюминиевого диффузора в нашем случае выбран полипропиленовый конус. Магнитная система сделана на неодимовых магнитах, внешне динамики выглядят приятно, как качественно и аккуратно сделанная вещь. Целых 4 динамика такого типа на каждую колонку могли бы обусловить значительный перекос бюджета только на эту полосу, однако тут этого не происходит, благодаря разумному выбору фирмы и очень умеренной стоимости каждого излучателя (чуть более 20 долларов). Любителям дорогих эксклюзивных динамиков за несколько сотен долларов штука могу напомнить, что не только российские разработчики, но и весьма именитые фирмы, наподобие Dunlavy Audio Labs (к сожалению, уже не существующей) спокойно ставили в свои громадные многодинамиковые «звуковые фрегаты» сборки из весьма бюджетных динамиков, с отличным конечным результатом. Кстати, обозреваемые АС вызывают ассоциации с упомянутой американской фирмой и в другом аспекте – своей выдающейся ровностью и малым размахом импеданса, а также очень гладкой фазой с малым отрицательным градусом (см. отчет нашей измерительной лаборатории). Как и Джон Данлэви, Александр Буткарёв явно полагает эти особенности конструкции важными и принципиальными. Как мы помним, в ТТХ акустики в числе первоприоритетных требований заявлялись высокая чувствительность и легкость нагрузки ( способность работать даже с 10-ваттным транзисторным усилителем).
Возвращаясь к описанию состава динамиков, заканчиваем перечень высокими частотами. На ВЧ стоит ленточный изодинамический излучатель HiVi RT1C-A. HiVi – китайская широкопрофильная фирма, существующая уже 20 лет и специализирующаяся на всех аспектах аудио, от автозвука до хайэнда. Она производит как готовые системы (знакомые нам по АС Swan Speaker Systems), так и отдельные динамики. В последнем деле фирма поднаторела в достаточной степени, чтобы производить OEM продукцию для весьма именитых брендов. В частности, именно RT1C-A стояли в предыдущей топ-модели акустики Burmester – B99. Относительно самого названия «ленточный изодинамический излучатель» иногда возникает путаница и нечеткое разделение понятий. «Чистый ленточник» – классическая конструкция, идея которой известна с середины 20-х гг. прошлого века. Она содержит ленту, сложенную гармошкой, основа которой сделана из каптона или майлара, с нанесенным проводящим покрытием (самый распространенный вариант - алюминий). Магнитная система ориентирована вдоль торцов ленты, в одной плоскости с ней. Применяется с согласующим трансформатором, из современных примеров см., например, продукцию Fountek. «Чистый изодинамический излучатель» содержит две периодических решетки из постоянных магнитов, между которыми проложен тонкий слой плоской мембраны с нанесенными проводящими дорожками. И, наконец, под «ленточным изодинамическим излучателем» (в тех случаях, когда это не обычная ошибка перевода англоязычного текста) иногда понимается гибридная конструкция, известная как излучатель Хейла – система магнитных стержней как у изодинамика, но неплоская мембрана, сложенная гармошкой, как у ленточника. За счет иной ориентации линий магнитного поля эта конструкция работает как меха, «всасывая» и «выдувая» воздух. Эффективность работы такого излучателя и чувствительность динамика получаются достаточно высокими, и не нужен встроенный трансформатор. Судя по скудному описанию RT1C-A на сайте производителя и по приведенной чувствительности, тут мы имеем дело именно с излучателем Хейла. Интересный формирователь излучения в горизонтальной плоскости, выполненный из алюминия в виде бабочки, обеспечивает более однородную дисперсию в зоне действия высокочастотника. Сборка из 4 широкополосников и ВЧ-излучателя по центру сделана максимально компактной, как только позволяют внешние габариты корзин динамиков (это же относится ко всей конструкции в целом, динамики поставлены впритык по вертикали). Плотность установки обеспечивает приближение к точечному источнику волн в СЧ/ВЧ диапазоне, а общее обрамление из войлока (еще один «привет» от Dunlavy Labs) способствует гашению первичных отражений от корпуса вблизи динамиков.
В своих АС Александр применяет разделительные фильтры максимум 2-го электрического порядка, самостоятельно намотанные катушки индуктивности и конденсаторы Bennik, исходы из принципа разумной достаточности. «Неканонические» необычно низкие частоты разделов для вуферов и мидвуферов выбирались по личным предпочтениям автора на слух. Кроме того, оптимальным по звучанию и согласованию с широкополосниками ему показался именно комбинированный вариант из двух «десяток» и двух шести-с-половиной дюймовых динамиков, а не, скажем, выбор четырех восьмидюймовок. Так что все компоненты присутствуют в конструкции не случайно, а в результате осознанного выбора. Кстати, это – уже третий эксперимент Александра в данном направлении только на этом комплекте динамиков (о чем свидетельствует индекс 3.0 в названии акустики), а до него были еще два подхода, в том числе – на «восьмерках» низкочастотниках.
Высокие корпуса (на глаз я оценила их в районе 155 см и не ошиблась) выполнены из листов фанеры толщиной 21 мм. На прилагаемых автором фотографиях хорошо видны многочисленные внутренние распорки, перегородки и отдельные закрытые призматические камеры для мидвуферов и среднечастотного блока. Прямоугольные кабинеты имеют слегка скругленные ребра граней, отделаны светлым шпоном ореха и стоят на 4 мощнейших стальных цилиндрах с коническими основаниями, регулируемых по высоте гайками столь же брутальной конструкции. На задней стенке внизу есть только пара небольших клемм (бивайринг не предусмотрен), вделанные прямо в корпус. Вся конструкция в целом выглядит очень солидно и прилично и сделана весьма тщательно, без признаков «самопальности». Пару придирок можно адресовать только качеству шпона и акустическим терминалам, хотя, как во всяком «индпошиве», на заказ возможны совсем иные варианты, гораздо менее скромные.
Поскольку тверские «монументы» стали, пожалуй, самыми габаритными АС, посетившими нашу тестовую комнату за три года, имелись весьма сильные опасения относительно их приживаемости в помещении; хотя площадь в 30 квадратов и сплошная обработка стен акустическим поролоном оставляли некоторые надежды на успех. Также весьма благоприятно смотрелся нижний басовик, специально поднятый от пола не менее чем на 35-40 см (за счет этого расположение динамиков на передней панели получилось не совсем симметричным по вертикали, зато уменьшилась вероятность первичных отражений от пола). Прогон чистых тестовых тонов обнаружил очень умеренное поднятие нашей «любимой» комнатной моды на 30-35 Гц и уверенный комнатный бас в линеечку от 45 Гц и вверх по частотам. Отличный результат, и ничего особенно пугающего, ожидавшегося от акустики таких габаритов. Более ограничивающим фактором оказался поиск расстановки с нужным разворотом на слушателя. За счет весьма специфического поведения широкополосной сборки (см. техкоментарий) при прямой постановке без разворота на слушателя у нас получился провал в очень существенной для восприятия зоне частот, убивающий атмосферу записей, воздух и дыхание оркестра. Причем это особенно огорчало на фоне выдающейся тональной ровности середины (эта деталь сходна с той, что делает в своих АС PBN Audio, они же – просто Montana). Впрочем, уже тестовые треки на фиксацию сцены в записях показали нежелательность прямой постановки. Однако отмеченная особенность тонального баланса (провал в «боковой» АЧХ) безоговорочно требует разворота осей прямо на слушателя. В этом случае картина волшебным образом меняется. Для меня вполне привычна ситуация, когда разворот осей радикально меняет ситуацию с верхней октавой ВЧ. Тут же главным образом страдает верхняя середина и нижние ВЧ, в силу необычности конструкции и использованных динамиков. Поэтому, чтобы не загубить себе впечатление от звука этих башен, позаботьтесь о верной расстановке. И, наконец, прогон поканального свип-тона не обнаружил никакого явного корпусного дребезга или подрабатывания. Несмотря на, вроде бы, умеренно звонкий на простукивание (и не такой уж тяжелый, для своих габаритов) корпус, он показывает себя как вполне молчаливый элемент.
Мы прослушали Монумент 3.0 в нашей обычной тестовой системе – СД проигрыватель Bryston BCD-1 и усилитель B100 SST2, а также разнообразили выступление превосходной мощной и музыкальной тройкой аппаратов от Musical Fidelity – предварительным усилителем M8 PRE и мощниками-моноблоками M8700m. Поскольку, как и было обещано, тверские башни не представляют собой сложной нагрузки, оба комплекта усиления технически справились с задачей без проблем. Однако по тембральной сочетаемости, богатству нюансов и пластике передачи музыкальных записей трио MF показалось нам на голову более интересным. АС, будучи весьма нейтральными и детальными сами по себе, хорошо реагируют на смену компонентов и способны четко продемонстрировать разницу в фирменных подходах. В целом звук можно охарактеризовать как близкий по подаче и трактовке материала к американской школе (в реализации таких своих представителей, как упоминавшиеся Montana, а также, отчасти, Revel). При надлежащем позиционировании АС относительно слушателя (см. выше) они выдают очень ровный аккуратный звук без признаков кривизны и всяких «вау-эффектов», с правильными пропорциями инструментов, сбалансированным отношением тон-шум и хорошим разделением тембров. По сравнению с нашими тестовыми PMC OB1i, игравшими в тех же окружениях, тембры натуральных инструментов рисуются несколько «потоньше» и не столь насыщено, но бас более собран, имеет хорошую атаку и лучше проявлен по уровню и детализации. Барочные струнные имеют адекватную структуру и проводку смычком, на струнных вообще нет неприятного скрипа или напряженности, хотя, по гамбургскому счету, «сырости» и шероховатости тембрам можно было бы добавить, особенно альту. Что ж, тайваньские широкополосники имеют свои разумные и аккуратно сделанные, но все же пределы по тембральному разрешению, это заметно и на барочном дуэте сопрано-контратенор, и еще в ряде записей. Однако с учетом ценовой категории АС эти придирки мы считаем несущественными. С другой стороны, отметим четкий сфокусированный темпоритм, отличную реакцию на импульс и немного суховатую общую подачу – как обратную сторону медали. Тут снова повторим, что тембрально насыщенные полновесные MF кажутся гораздо более подходящими партнерами АС, нежели несколько худосочный Bryston. Детальность нижнего баса очень приличная, хорошо прослушивается работа больших басовых труб фундаментального нижнего регистра на органе и специфика нижних октав рояля. Мелкие ритмические последовательности и быстрые пассажи делаются тщательно и точно. Основное впечатление от звучания – ровно и выверенно, спокойно, немного придержанно. Акустика звучит именно так, как настраивалась, в соответствии с базовыми ценностями такой концепции и звуковой школы. А что касается упорядочения шума – с этим тут совершенно точно все в порядке. Как и с реноме автора акустики, как профессионала в своем деле.
Результаты измерений
Полученные данные говорят о высоком техническом уровне АС. Поведение модуля импеданса и электрической фазы характеризуется как высокостабильное (рис. 1). Разбег входного сопротивления от минимума до максимума – всего 6,5 Ом. Отклонение электрической фазы сигнала не превышает +32\ - 21 градус. Минимум сопротивления – 2,6 Ом. График частотной характеристики в полосе средних частот имеет малые флуктуации, не превышающие +\- 1,2 дБ (рис. 2). На высоких значение показателя несколько хуже, что обусловлено собственными характеристиками широкополосных драйверов. При горизонтальном отклонении от оси излучения наблюдается выраженная интерференционная картина (рис. 2, оранжевый граф – 45 град.). Плавный спад характеристики в басовой области обеспечивает очень низкую граничную частоту 25 Гц (-10 дБ). Акустика привносит малое количество нелинейных искажений в исходный сигнал (рис. 3 для 94, 88 и 82 дБ). Лишь при уровне звукового давления 94 дБ намечается проблемная область в ВЧ диапазоне.
Паспортные данные:
Тип – напольные акустические системы | Название – Noize Fabrik Monument 3.0 | Частотная характеристика, Гц – 40 – 25 000 (по уровню -3 дБ) | Число полос – 4 (НЧ 2 х 25 см бумажные, СНЧ 2 х 16,5 см бумажные с полимерным покрытием, СЧ/ВЧ 4 х 7,5 см широкополосные полипропиленовые, ВЧ изодинамический ленточный; частоты раздела 100, 300 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 6 | Чувствительность, дБ – 92 | Габариты одной колонки, см – 153 x 30 x 37 | Масса одной колонки, кг – 50
Результаты инструментальной экспертизы
Чувствительность, дБ (1 Вт / 1 м)
89
Неравномерность в полосе 160—1200 Гц, ±, дБ
1,2
Неравномерность в полосе 1200—10 000 Гц, ±, дБ
2,3
Средний КНИ в полосе 100 Гц — 10 кГц (88 дБ / 1 м), %
0,33
Значение КНИ на 1 кГц, %
0,37
Максимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)
9,1 (6500)
Минимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)
2,6 (120)
Среднее входное сопротивление, Ом
4,1
Нижняя граничная частота (–3 / –6 / –10 дБ), Гц
44 / 36 / 25
Оценки
+ | точность прорисовки мелодических линий, масштаб, динамика БСО, ощущение пространства, отличная фактура баса | - | на высоком академическом вокале и на хоре заметны искажения, насыщенные драматические фрагменты звучат несколько отстраненно |
Вывод:
Акустика, тяготеющая к ровной, точной и спокойной подаче. Темпоритм делается очень аккуратно и пунктуально, тембры базово немного суховаты, что хорошо лечится насыщенным «полнокровным» усилением. Жанрово универсальна, хорошо приживается в помещении.
Мария Савина