Возвращение хайфая

Wed, 11 May 2022 20:50:26 +0300 Wed, 11 May 2022 20:50:26 +0300

Акустические системы Vector HX300

Возвращение хайфая

Акустические системы Vector HX300

Цена – 18 990 руб.


Термин «хайфай» (Hi-Fi, High Fidelity) первоначально не означал ничего мистического или особенного, а всего лишь констатировал соответствие электроники и АС определенным техническим стандартам. Хотя во времена становления тех стандартов это «всего лишь» дорогого стоило. Позже под хайфаем стали понимать качественное звучание не хуже некоего уровня. А потом пришли времена дешевых кинотеатральных систем.



Неприятная для начинающих и не очень состоятельных любителей музыки реальность заключается в том, что ниша Hi-Fi в настоящий момент пуста и практически мертва. Даже начальный Hi-Fi (специально придуманный термин, призванный отделить компромиссную по конструкции и звучанию технику от более приличной) устойчиво стартует с отметки в 30 тысяч рублей за компонент. Всю то, что дешевле, — это область музыкальных центров и бюджетных кинотеатральных систем с ресиверами; тоже, в общем-то, давно уже не новый поворот сюжета, но некая иная реальность по сравнению с теми временами, когда утверждались стандарты аппаратуры Hi-Fi. Маркетологи, упражняющиеся в изобретении изящных эвфемизмов для описания плохого звука, придумали много всяческих определений, дабы охарактеризовать звучание этих комплектов (как стереофонических, так и многоканальных). Для нас же важно то, что основной вал подобной продукции, идущей обычно из Китая, по своему уровню мало способен удовлетворить даже не очень притязательного меломана (не говоря уж об аудиофилах). Строго говоря, домашний кинотеатр — тоже не та сфера, где можно безнаказанно экономить на качестве АС, но там хотя бы срабатывают различные отвлекающие внимание эффекты, благодаря которым невысокий класс звучания прощается. В русле этой тенденции очередная акустика за 19 тысяч рублей (да еще и напольная) навскидку не привлекает внимания. И напрасно.





Предварительное изучение вопроса в Интернете показало, что эти акустические системы созданы фирмой Audiovector по заказу для российского рынка — как специальное бюджетное предложение. С учетом цены определено безальтернативное размещение производства — Китай. Легенда о том, как Оле Клифота, главу Audiovector, попросили придумать «недорогую, но приличную вещь для России», как-то не впечатлила. Легенда легендой, а предельно скромный, чтобы не сказать пожестче, бюджет не предполагал ничего даже умеренно терпимого. Надо заметить, что в подобном априорном отрицании самой возможности сделать нормальную вещь за 650 долларов виноваты сами производители, а также базово перегретый рынок. Не углубляясь в малоинтересную политику, не могу не сказать, что всего 10—15 лет назад в этом сегменте было достаточно вполне хайфайных напольных колонок. И не потребители виноваты в том, что такие предложения канули в Лету, оставив нас наедине с ситуацией, когда цены на приличную полочную акустику начинаются с 1500 долларов, а на напольники — минимум с 2000. В этом свете производитель, решивший сотворить нечто в старом добром стиле и выпустить свое творение в мир по смешной цене 600—700 долларов, даже в чем-то рискует — стереотипы уже слишком сильны.





Vector HX300 представляют собой среднего размера напольные АС, по габаритам сходные с колонками младшей серии Audiovector X3, в частности с моделью Super. Для них заявляются хорошая чувствительность, ровный импеданс и фаза, должные обеспечить беспроблемную эксплуатацию даже с маломощным усилителем (или с кинотеатральным ресивером, что ближе к нашей актуальной бюджетной реальности). Два 7-дюймовых мидвуфера в двухполосной конструкции внешне тоже похожи на те, что используются в X3 Super, — сэндвичи из бумаги с покрытием тонким слоем алюминиевой фольги, и даже цвет диффузоров характерно серебристый. Впрочем, в имеющейся скудной технической информации материал динамиков у Vector описывается как «бумага с пропиткой». Оставим эту загадку любителям решать интернет-ребусы или задавать вопросы продавцам в салонах. При внимательном осмотре заметно, что профили конусов верхнего и нижнего мидвуферов разные: у нижнего конус более широкий и с постоянной образующей, а у верхнего — «рупорный» экспоненциальный, сильно зауженный у горлышка вокруг пластиковой фазовыравнивающей пули. Защитный колпачок на нижнем динамике — полусферический и тоже пластиковый. Верхние частоты отданы тканевому купольному твитеру. Частота раздела не указана, но по нашим лабораторным измерениям ее можно оценить примерно как 2800 Гц. Порты фазоинверторов (по паре на колонку, сверху и снизу задней панели) обслуживают общий для всех динамиков объем, комплектных заглушек для них только две. Через эти отверстия можно разглядеть, что внутри корпуса промазаны тонким слоем герметика, а по бокам уложены тонкие листы белого акустического поролона. Простые параллелепипеды корпусов аккуратно обтянуты черной пленкой под натуральный шпон. Накладки серебристого цвета вокруг мидвуферов и треугольное обрамление для твитера издали кажутся алюминиевыми, но в действительности это металлизированный пластик. Коммутационная панель с одной парой клемм обеспечивает вертикальную ориентацию акустических кабелей с разделкой «бананами» — это удобно, хотя верхняя планка клеммника служит естественным ограничителем длины коннекторов на кабеле. Снижение оценки за эргономику обусловлено не очень прочным креплением коммутационной панели в корпусе и тем, что оба порта ФИ выведены назад.







Комнатный бас Vector HX300 по чистым тестовым тонам можно считать уверенно начинающимся с 55 Гц с учетом отсутствия слышимых искажений. Эти колонки совсем не склонны поднимать комнатные стоячие резонансы в области нижнего и среднего баса. Им весьма показана свободная расстановка вдали от стен, при которой даже в многоплановых записях симфонического оркестра АС «замолкают», растворяются в помещении и формируют хорошую глубокую сцену с верным расслоением планов далеко позади себя. Кстати, четкое позиционирование источников во всех фонограммах подтвердило тщательность фазировки динамиков. В целом звучание Vector HX300 напомнило подачу больших колонок Audiovector — спокойную, немного смягченную и «затуманенную», но с четким разделением тембров и хорошей насыщенностью. Матовость ни разу не перешла в ватность или статичную вязкость, все время, даже в пиках БСО, практически не досаждали искажения, ритмика — паузы, штрихи, триоли, мелкие доли — оказалась проработанной очень неплохо. Верхнюю середину и ВЧ можно охарактеризовать как мягкие и спокойные, достаточно ясные. Струнные без визгливых призвуков и напряжения удивили еще сильнее — обычно сложности с воспроизведением скрипки испытывают и куда более дорогие модели, не говоря уже об отыгрывании динамических пиков. Несмотря на изначальную сомнительность идеи слушать академическую музыку на колонках за 19 000 рублей, мы послушали на них и «Антар» Римского-Корсакова, и симфонии Шуберта с Гюнтером Вандом, и даже (я бы сама не поверила, если бы мне сказали) Вагнера с сэром Шолти. И в каждом случае акустика позволяла уловить настрой оркестра, сдвижки темпа и характер звука — чудеса, да и только. Даже орган в компании с медными духовыми инструментами ни разу не вызвал желания поморщиться, а бас не расплылся и достаточно ощущался в общем полотне. Единственная ситуация, когда нам понадобились заглушки для нижних портов фазоинвертора, была связана с исполнением рок-композиций и специфически записанного олдскульного металла (но не современных брутальных жанров, где все было насыщенно и полновесно, без проблем). В классической музыке низкочастотный диапазон не вызвал особенных претензий, однако тут он сделался несколько «чугунным» и выпирающим, а заглушки его хорошо укротили. При этом нижняя середина стала не столь вкусной и немного суховатой, но интересная подача, музыкальность и драйв все равно остались.





В результате можно заключить, что мы имеем дело с уникально хорошо звучащими за свою цену колонками, настоящим подарком — безо всякой иронии. Придирки насчет не всегда точных тембров (рояль, скрипка, слишком темная и близкая к альту, и некоторые другие вещи) совершенно неактуальны в этом ценовом диапазоне, к тому же во всех случаях все оставалось в рамках. А в некоторых записях звучание Vector HX300 произвело впечатление, что играют АС в 3—4 раза дороже. Это ли не сюрприз?





Результаты измерений









Среднее значение модуля импеданса Vector HX300 составило чуть больше 8 Ом, разброс находится в пределах от 4,2 до 27,7 Ом (рис. 1). С учетом незначительных флуктуаций электрической фазы колонки не создадут сложностей при подборе усилителя. Показатель чувствительности при подводимой мощности 1 Вт на 1 м оказался чуть ниже паспортного — 89 дБ. Поведение АЧХ в области средних частот стабильное (рис. 2), здесь неравномерность не превышает ±1 дБ. Провал характеристики на высокочастотном участке в районе 3 кГц заметно ухудшает показатель. Нижняя рабочая граница по уровню –10 дБ расположилась на отметке 48 Гц (рис. 1). Акустика имеет пару комплектных заглушек для портов фазоинверторов, что позволяет оптимизировать поведение системы в басовой области под условия прослушивания. Анализ прироста нелинейных искажений при различных громкостях выявляет широкий динамический диапазон АС (рис. 3). Среднее значение КНИ при уровне звукового давления 88 дБ в полосе 100 Гц — 10 кГц составляет 0,4%.

Паспортные данные:



Тип – напольные акустические системы | Название – Vector HX300 | Частотная характеристика, Гц – 28—33 000 (уровень не указан) | Число полос – 2 (НЧ – 2 х 16,5 см, бумажные с пропиткой, ВЧ – 2,5 см, мягкий купол; частота раздела не указана) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4—8 | Чувствительность, дБ – 91,5 | Габариты одной колонки, см – 96 x 20 x 28 | Масса одной колонки, кг – 10

Результаты инструментальной экспертизы



Чувствительность, дБ (1 Вт / 1 м)

89

Неравномерность в полосе 160—1200 Гц, ±, дБ

1

Неравномерность в полосе 1200—10 000 Гц, ±, дБ

2,5

Средний КНИ в полосе 100 Гц — 10 кГц (88 дБ / 1 м), %

0,4

Значение КНИ на 1 кГц, %

0,65

Максимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)

27,7 (37)

Минимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)

4,2 (150)

Среднее входное сопротивление, Ом

8,1

Нижняя граничная частота (–3 / –6 / –10 дБ), Гц

59 / 54 / 48



Оценки



+хорошо прорисованные мелодические линии, четко намеченная разница в близких тембрах, удивительно приличная фактура баса-с учетом цены — абсолютно ничего

Дизайн

95

Качество изготовления

95

Звучание

95

Эргономика

85

Итого

95

Вывод:



Акустика, которая ярко демонстрирует, что даже в современных условиях производитель способен сделать продукт уровня Hi-Fi за совсем небольшую сумму — было бы желание. Vector HX300 играют абсолютно все жанры, от БСО до металла, и хорошо передают тембры и саунд записей.
Мария Савина

Редакция Hi-Fi.ru