Ловушки для аудиофилов

Sun, 19 Jun 2022 03:42:15 +0300 Sun, 19 Jun 2022 03:42:15 +0300

Как не стать жертвой бессовестного маркетинга

Ловушки для аудиофилов

Как любить хороший звук и не стать жертвой акул маркетинга

Чем меломан отличается от аудиофила? Первый любит музыку, второй – звук. Высокого качества, наивысочайшего, астрономического! Сегодня все возможности для достижения заветной цели есть, были бы деньги. Но у многих здравомыслящих людей возникают вопросы, насколько работоспособны некоторые из предлагаемых решений и оправдана ли их цена.



Было бы ошибкой относиться к аудиофилам свысока, считая их некими сумасшедшими сектантами. Добрая половина этих людей имеет богатый жизненный опыт. Почти у всех история начиналась с любви именно к музыке, но полному погружению в дзен обычно мешало недостаточно достоверное ее звучание. Утонченный слух в сочетании с врожденным перфекционизмом толкают таких меломанов на скользкую тропу аудиофилии. Для тех счастливчиков, у кого достаточно денег и есть понимание физики процессов, это тропа относительно прямая и не слишком длинная: рациональный подбор системы и проектирование комнаты прослушивания при помощи компетентных специалистов, покупка, инсталляция, кайф… Через несколько лет все может повториться, только на новом качественном уровне. Поэтому коты Базилио охотятся за другой категорией аудиофилов - у которых нет денег на всю систему сразу, а сознание которых забито лженаучной ерундой, мифами и байками. Именно такие покупатели с радостью бросаются на каждую новую примочку, считая ее панацеей. Цель этой статьи - не высмеять излишне доверчивых людей, а помочь им рационально совершить вложения для достижения более значимого результата.

Ловушка 1 – высокая цена




Стоимость изделия – отнюдь не показатель его качества. В современном мире тотального маркетинга она может зависеть от чего угодно. Торговая марка (есть бренды более статусные, есть массовые), солидность упаковки, масштаб серийного производства (чем меньше выпущено образцов, тем больше в цене каждого доля стоимости разработки), соответствие внутренней иерархии в каталоге производителя (модель более престижной серии не может стоить всего на 20% дороже, даже если отличается чуть более нарядным корпусом и парой копеечных комплектующих) – это лишь часть факторов. Поэтому выбирать технику и акустику по цене – все равно что тыкать пальцем в небо. Да, практика показывает, что при десятикратной разнице в цене более дорогое оборудование звучит лучше более дешевого, однако при меньшей дельте такая закономерность может уже не работать. Слушайте, сравнивайте, желательно «слепым» образом, чтобы полностью абстрагироваться от влияния маркетинга.

Ловушка 2 – дизайн

 Классный дизайн это отличный способ показать покупателю, насколько крут тот или иной аппарат. Если у человека глаза – это зеркало души, то у аппаратуры дизайн – зеркало статуса. Но отнюдь не звукового потенциала! Добросовестные производители, как правило, соотносят оформление аппаратуры с ее потенциалом. Но многие компании уделяют декору своих изделий слишком пристальное внимание, а подчас сознательно маскируют посредственное наполнение корпуса, привлекая эффектными зрительными образами. Так любят делать производители ширпотреба (разнообразных «однокоробочных» кинотеатров, портативной акустики и компактных стереосистем) и очень дорогой техники. Натуральное дерево ценных пород, покрытое многослойным рояльным лаком, полированный металл, углепластик, дорогая кожа, сапфировое стекло, позолота… Но стоит поставить компонент за шторку и включить, объяснить цену получается далеко не всегда. Поэтому еще раз повторим совет: выбирайте технику ушами, а не глазами. Идеальное прослушивание – «слепое» (как минимум с закрытыми глазами). Конечно, если вы ищите оборудование для воспроизведения звука, а не стильный предмет декора.

 

Ловушка 3 – спасительная монобрендовость


 

В каталоге многих производителей есть все необходимые компоненты для создания завершенной системы: источники, усилители, акустика, коммутация. И конечно же, компания всячески убеждает потенциальных клиентов в том, что все эти модули идеально согласованы между собой для обеспечения наилучшего результата. В редких случаях так и есть! Но чаще реалии несколько расходятся с речами маркетологов. У каждой фирмы есть своя специализация. Одним удаются усилители и источники, другие «собаку съели» на проектировании акустических систем. Каждое направление деятельности – это огромный пласт научных познаний и открытий, усилий по проектированию и месяцы, а то и годы экспериментов. Как же может сравнительно небольшая фирма выпускать такой ассортимент разноплановой продукции, и делать это хорошо? Обычно пути два: выпуск недостающих звеньев цепи производится по принципу «чтобы были» (не отправлять же лояльного клиента к конкурентам!), либо их проектированием и выпуском занимается сторонний подрядчик. В первом случае качество «непрофильной» продукции, как правило, не ахти. Во втором случае оно может быть разным, но слова про идеальное согласование чаще являются лишь рекламным трюком: кроме стилистического единства, одинакового шильдика и простейшей электрической совместимости такие товары может ничего не объединять. Отсюда совет: не верьте, что производитель все решил за вас и предложил идеальный готовый рецепт, потому что это редко оказывается правдой. Путь создания системы из компонентов и спикеров разных марок дольше и сложнее, зато он чаще приводит к желаемому результату.

Ловушка 4 – чрезмерно дорогие провода



 
Могут ли «звучать» провода? Могут. Но не звучать, а оказывать влияние на электрические параметры сигнала, передаваемого между компонентами системы. На свете существует эффективный способ доставки аналогового сигнала практически без потерь даже с помощью недорогого кабеля - это балансное подключение, используемое во всех студиях звукозаписи мира. Но индустрии бытовой аппаратуры это невыгодно. Поэтому даже в сравнительно дорогостоящих компонентах стандартной является малоэффективная небалансная передача сигнала и подключение через разъемы RCA. Формально идея благая: дать пользователям дополнительную возможность подкорректировать звук с помощью подбора проводов. Но фактически это гигантский бизнес. Ситуация дошла до того, что стали появляться бредовые формулы выбора, дескать, провод должен стоить столько-то в процентном отношении от цены оборудования. Но если учесть, что ценник зачастую недостоверно отражает звуковой потенциал техники, то ситуация вызывает улыбку. Со стоимостью кабелей тоже не все однозначно. Мягко говоря. Поскольку четких критериев качества для «звуковых» проводов нет, их заменяют ничего не значащие хвалебные описания, красивые упаковки, эффектные разъемы и солидное оформление самого провода.

В то же время, полностью абстрагироваться от «кабельного» вопроса у покупателя компонентной системы не получится, поэтому к выбору нужно подходить разумно и… со здоровым скепсисом. Чем пафоснее внешний вид провода и упаковки, тем больше вы заплатите исключительно «за красивые глаза». Многие убеждены, что разумным балансом качества и цены обладают хорошие «профессиональные» провода, продающиеся в магазинах студийного оборудования. Они недороги даже в случае принадлежности к старшим сериям, при этом их конструкция - четко и по делу. Ведь звукоинженеры на позолоту разъемов и красивую оплетку проводов не фетишируют, для них провод – это просто провод. Если считаете, что кабель может изменить звучание системы значительнее, чем «профессиональный», то попробуйте в магазине взять под залог или купить несколько готовых соединителей среднего уровня любого известного не элитарного бренда. Деревянные и шелковые ларцы отметайте сразу, как и драгметаллы на разъемах. Выбрав нужный провод именно по звучанию на собственной системе, остальные сдайте обратно. По закону вы имеете на это право, если не повредите товар и упаковку и сохранит кассовый чек. Наконец, если продавцы вас уверяют, что вот этот очень дорогой, но невероятный по конструкции провод кардинально преобразит звучание вашей системы, помните: ту же сумму логичнее добавить к бюджету на колонки, усилитель или акустическую обработку помещения, тогда эффект будет более существенным.
 

Ловушка 5 – «волшебные» аксессуары



 
Шипы для установки колонок на пол и мраморные плиты для решения той же задачи – это «детский сад» на фоне всевозможных подставочек под кабели, специальных спреев и ковриков для улучшения звучания. Вот где чистой воды игра на фобиях! И хотя многие из предложений базируются на известных физических эффектах, их цена (но чаще сам факт существования) вызывают большие вопросы. По логике, те, кто слышит изменения в звучании после применения подставочек под кабели, должны посетить доктора для выработки стратегии лечения от повышенной внушаемости. Но если изменения действительно есть (например, в стяжке пола в этом месте проходит силовой электрокабель, поле которого влияет на передачу сигнала), то вместо подставки под кабель за $100-200 сгодится кусок пенопласта такого же размера или детские кубики. Аналогичная ситуация со специальными средствами акустической коррекции. Всевозможные одиночный пирамидки и другие небольшие предметы, которые после приклеивания на стену и установки на полу якобы радикально улучшают акустическую обстановку в помещении, это тоже из разряда «лохотрона». Каким бы ни был революционным материал этих изделий, гораздо важнее площадь их поверхностей. Ждать от десятка пирамидок размером с яблоко значительного эффекта – все равно, что горстью горошин пытаться перекрыть свет настольной лампы или  прятаться от дождя под зонтиком размером с монету. Любое компактное средство коррекции акустики помещения не может быть эффективным, если на него попадает лишь 0,01% всех звуковых волн от акустических систем. В специальных безэховых камерах тоже используются пирамиды и конусы, но их длина достигает метра, а сами они покрывают всю площадь стен и потолка. Поэтому если хотите избавиться от неприятной реверберации и резонансов в комнате, сделав звук чище, то вместо покупки бесполезных пирамидок и прочей ерунды потратьте деньги на полноценную акустическую обработку помещения. Она не обязательно должна быть глубокой и дорогой, но несколько крупных акустических панелей на стенах, пара басовых ловушек в углах, ковер на полу и плотные шторы помогут гораздо значительнее.

 Денис Репин

Редакция Hi-Fi.ru