В легком весе

Wed, 11 May 2022 20:50:19 +0300 Wed, 11 May 2022 20:50:19 +0300

Активные сабвуферы в ценовой категории до 14 000 руб

В легком весе

Активные сабвуферы в ценовой категории до 14 000 руб.


Сабвуферы примерно за десять тысяч рублей относятся к самой младшей категории басовых машин, предлагаемых отдельно. Есть ли смысл включать в кинотеатральную систему такого малыша или целесообразнее потратить эти деньги на другие компоненты домашнего кинотеатра?

В декабрьском номере журнала за 2011 год в похожем сравнительном тесте мы уже пытались ответить на вопрос, нужны ли бюджетные сабвуферы. Тогда мы решили, что подобные устройства бывают весьма полезны как в домашнем кинотеатре, так и в трифонике, особенно при использовании малогабаритных акустических систем, которые чисто физически не в состоянии обеспечить хоть какой-то низкочастотный фундамент. Сегодня мы еще больше усложним задачу - если в прошлый раз стоимость сабвуферов колебалась в районе 18 тысяч рублей, то в этом тесте мы подобрали аппараты, чья цена почти вдвое меньше, то есть самые доступные басовые модули, предлагаемые как самостоятельный продукт. А роялем в кустах у нас послужил сабвуфер из комплекта трифоника S730 компании Edifier, относящегося, строго говоря, к категории компьютерной акустики. Сможет ли боец из другой лиги что-либо противопоставить представителям именитых в области Hi-Fi брендов? Полигон решено было ограничить на сей раз домашним кинотеатром. Все же использование сабвуфера в музыкальной системе налагает более жесткие требования на класс басового модуля, и самые младшие из них рискуют оказаться в этом амплуа не слишком состоятельными. Учитывая выбранную концепцию теста и коммутационные ограничения отдельных участников, сабвуферы подсоединялись к выходу LFE AV-усилителя, в качестве которого выступил замечательный гибкостью своих настроек ADA Cinema Rapture. Его возможности по корректировке АЧХ в каждом канале позволили тщательно исследовать особенности участников, а также смоделировать на нашей лабораторной акустике компактные мониторы окружающего звучания. Благодаря этому удалось проверить работу сабвуферов как в составе системы с полнодиапазонными колонками, так и в связке с сателлитами, чей рабочий диапазон ограничивается снизу уровнем 150-200 Гц.

Тестовая система


1. Источник - мультимедийный плеер Dune HD Base 3.0
2. AV-усилитель - ADA Cinema Rapture
3. Плазменный телевизор - Samsung PS50C6900
4. Фронтальная акустика - ELAC FS-247
5. Акустика центрального канала - ELAC CC-241
6. Тыловая акустика - ELAC FS-247
7. HDMI-кабели - Onetech VHD1202, длина 2 м
8. Межблочные и акустические кабели - Analysis Plus


Тестовый материал


1. Образ диска Blu-ray "Агент 007: Квант милосердия", DTS-HD MA
2. Образ диска Blu-ray "Чужие против Хищника. Реквием", DTS-HD MA
3. Образ диска Blu-ray "Аватар", DTS-HD MA
4. Образ диска Blu-ray "Бэтмен: Темный рыцарь", Dolby TrueHD
5. Образ диска DVD "Eagles - Hell Freezes Over", DTS


Рубрикатор


Стр. 2 - JBL SP-150
Стр. 3 - Morel Sub 8
Стр. 4 - Focal Cub 3
Стр. 5 - Pioneer S-51W
Стр. 6 - Edifier S730 Sub
Стр. 7 - Итоговые выводы

JBL SP-150

Цена – 11 990 руб.


Традиционно для американской легенды JBL этот сабвуфер был бы в тесте самым-самым по весогабаритным характеристикам, если бы не претендент из соседней вселенной — представитель Edifier. Тем не менее по основополагающим для низкочастотного модуля параметрам — диаметру вуфера и мощности усилителя — американец не отстает.



Компания JBL даже в бюджетных моделях своей акустики сохраняет фирменный почерк, что для сабвуфера означает американскую удаль, мускулистость и масштабность звучания. JBL SP-150 имеет объемный прямоугольный корпус из прочных плит MDF, покрытых черной матовой пленкой под дерево. В верхней его части углы скруглены, что придает облику аппарата определенную стильность. Кабинет покоится на четырех высоких опорах, обеспечивающих достаточный зазор между днищем, в котором смонтирован излучатель диаметром 25 см, и поверхностью установки. 10 дюймов — максимальный диаметр для диффузора динамических головок, используемых в моделях этого класса, причем в большинстве случаев производители останавливаются на 8 дюймах. Довольно крупный порт фазоинвертора выведен на переднюю стенку корпуса и закрыт декоративной пластиковой вставкой замысловатой формы с логотипом компании. Фазоинверторное акустическое оформление можно считать стандартом де-факто в этом ценовом сегменте. Кроме того, в нижней части фасада экстерьер JBL SP-150 украшен накладкой с двумя светодиодами. Если питание сабвуфера выключено, но вилка остается подключенной к сети, они горят красным, а при включении аппарата их цвет меняется на синий. Погасить эту иллюминацию нельзя, что может стать проблемой в кинозале с проектором, где важно полное затемнение.



Коммутационный арсенал устройства хорошо продуман. Низкоуровневый вход здесь единственный — LFE на разъеме RCA, зато высокоуровневых терминалов — полный набор: две пары входных и две пары выходных. Таким образом, подразумевается использование SP-150 либо с AV-ресивером в составе системы домашнего кинотеатра для обслуживания канала LFE, либо в составе трифоника, когда согласование работы басового модуля с сателлитами возлагается на кроссовер сабвуфера. Признаками бюджетности модели служат пружинные клеммы вместо привычных винтовых, а также неотсоединяемый силовой кабель. Вместе с тем JBL SP-150 предлагает полный набор настроек — плавные регулировки уровня усиления и частоты среза кроссовера дополнены переключателем фазы и автоматом управления питанием, который отключает аппарат от сети при отсутствии полезного сигнала на входе в течение определенного промежутка времени. Однако этот автомат, опять же традиционно для JBL, работает всегда, а потому при выходе из спячки при поступлении низкочастотного импульса остается надеяться на его быстродействие, поскольку задержка в такой момент хорошо заметна на слух.





Наличие фазоинвертора и расположение динамика на днище корпуса во многом определили характер звучания устройства. JBL SP-150 бесстрашно нырял в самые серьезные басовые глубины, предлагаемые саундтреком, не опасаясь скатиться в искажения. К нашему удовлетворению, этого ему удавалось счастливо избегать, и только небольшой гул в чрезмерно нагруженных моментах порой напоминал о классе модели. Иногда проявлялась и типичная для аппаратов с фазоинвертором аморфность — в напряженных и насыщенных действием сценах басу немного не хватало упругости и скорострельности. Впрочем, в большей степени эти претензии могли бы быть предъявлены сабвуферам классом выше.





Результаты измерений









Сабвуфер JBL SP-150 — один из двух участников нашего теста, укомплектованных встроенным кроссовером с плавным изменением частоты среза. Но точность работы этого устройства, как у большинства ему подобных, оставляет желать лучшего. Доверие может вызывать лишь максимальное положение регулятора, при котором указанное значение (150 Гц) соответствует фактическому. При повороте ручки до минимума (50 Гц) реальная частота, на которой достигается ослабление сигнала в –6 дБ, составляет 100 Гц (рис. 1). Оставив за скобками эту особенность, являющуюся в рамках нашей подборки лишь несущественным недочетом, посмотрим на основные характеристики. Расчетные значения позволяют расположить эту модель строго в середине условного рейтинга по качеству воспроизводимого баса; у нее нет рекордных показателей, как и провальных значений. Нижняя граничная частота равна 37 Гц. Визуально заметный прирост нелинейных искажений отмечается лишь при высоком уровне сигнала (рис. 2). Затухание колебаний занимает малый временной интервал во всем рабочем диапазоне частот (рис. 3).

Паспортные данные:



Название – JBL SP-150 | Выходная мощность, Вт – 150 | Частотная характеристика, Гц – 35—180 | Частота среза фильтра, Гц – 50—150 | Динамическая головка, см – 25 | Акустическое оформление – фазоинвертор | Аудиовходы – RCA LFE, высокого уровня | Аудиовыходы – высокого уровня | Габариты, см – 31,8 x 40,6 x 35,6 | Масса, кг – 10,4

Результаты инструментальной экспертизы



Нижняя граничная частота (по уровню –10 дБ), Гц

37

Средний КНИ (в диапазоне 40—160 Гц, 96 дБ), %

1,94

Средний КНИ (в диапазоне 40—160 Гц, 90 дБ), %

1,01

Средний КНИ (в диапазоне 40—160 Гц, 84 дБ), %

0,74


Оценки



+крупный излучатель, солидная мощность усилителя, масштабное звучание, полноценная высокоуровневая коммутация-пружинные клеммы, неотключаемый автомат управления питанием

Дизайн

90

Качество изготовления

90

Звучание

90

Функции

95

Итого

90

Вывод:



Достойный представитель американской басовой школы, JBL SP-150 способен потрясти и в прямом и в переносном смысле. Отмеченные же недостатки звучания вполне объяснимы невысокой стоимостью сабвуфера.

Morel Sub 8

Цена – 9438 руб.


Безупречный белоснежный рояльный лак, солидные винтовые акустические терминалы, металлические рукоятки регуляторов — израильтяне из Morel даже в бюджетном сегменте остаются верны традициям Hi-Fi и High End.



Основная сфера деятельности израильской компании Morel — проектирование и производство динамических головок любого класса и готовых акустических систем, ориентированных не только на аудиофилов, но и на использование в домашних кинотеатрах и автомобилях. При распаковке Morel Sub 8 не забудьте про мягкие перчатки, иначе на идеальных белоснежных гранях сабвуфера наверняка останутся следы. Подобная тщательность в этом ценовом сегменте большая редкость, а для сабвуфера случай и вовсе уникальный — чаще всего стараются сэкономить именно на отделке басового модуля, подразумевая, что находиться он будет в самом дальнем и темном углу кинозала. Однако Morel Sub 8 способен стать украшением гостиной и притягивать к себе внимание. Кроме белоснежной отделки, модель предлагается также в классическом черном рояльном лаке. По форме аппарат представляет собой идеальный куб со стороной 30 см. Динамическая головка с диффузором диаметром 21 см из ламинированной бумаги на мощном резиновом подвесе смонтирована на фасаде и закрыта круглым съемным матерчатым грилем с логотипом компании. В конструкции излучателя использованы двойная вентилируемая магнитная система и катушка с намоткой из алюминиевого провода Hexatech. Эти инновационные решения призваны увеличить скорость реакции вуфера и добавить музыкальности в низкочастотную составляющую. Порт фазоинвертора выведен на заднюю стенку, что необходимо учитывать при установке сабвуфера — придвигать его вплотную к стене не стоит.







Арсенал коммутационных разъемов охватывает все варианты применения басового модуля. Сожалеть можно лишь об отсутствии отдельного входа LFE, чью роль с успехом исполняет низкоуровневый аналоговый вход при установке регулятора частоты среза кроссовера в максимальное положение. В остальном Morel Sub 8 предлагает самые богатые возможности коммутации в этом тесте. У него есть не только низкоуровневые входы и выходы на разъемах RCA, но и две пары винтовых акустических терминалов для работы с сигналами высокого уровня, что открывает путь для экспериментов с трифоником. Органы управления позволяют плавно изменять уровень усиления и частоту среза кроссовера, переключать фазу сигнала и отключать при необходимости автомат управления питанием.





В каком-то смысле Sub 8 стал полной противоположностью предыдущему участнику от JBL. Сабвуфер предложил очень аккуратную и взвешенную подачу басовой составляющей саундтрека, не стараясь удивить напором и размахом. Ныряет он в низкочастотные глубины ровно в меру своих возможностей, гарантированно страхуясь от перегрузок и чрезмерных искажений. Такая интеллигентная манера отлично подойдет при воспроизведении музыки, поэтому Morel Sub 8 можно признать наиболее сбалансированным решением для просмотра кино и прослушивания музыкальных треков. Подобная универсальность дорогого стоит.





Результаты измерений









На рис. 1 представлены графики АЧХ сабвуфера Morel Sub 8, соответствующие трем положениям регулятора встроенного кроссовера, а именно 150, 100 и 50 Гц. В диапазоне от 100 до 150 Гц показания шкалы весьма точно соответствуют действительности, и им можно доверять при согласовании тестируемого аппарата с сателлитами. Нижняя граничная частота, рассчитанная от среднего значения чувствительности по уровню –10 дБ, составляет 34 Гц (почти рекордный показатель в рамках нашего теста). Уровень нелинейных искажений незначительно увеличивается с ростом выходной громкости на низких и средних уровнях сигнала. Всплеск среднего значения этого параметра зафиксирован при 96 дБ (3,3%), для 90 дБ он в два раза ниже — 1,6% (рис. 2). Кумулятивный спектр затухания сигнала выявляет равномерный в большей полосе рабочих частот и достаточно быстрый спад. На частотах ниже 50 Гц наблюдается временная задержка отклика (рис. 3). Следствием этого, возможно, будет ощущение некоторой несобранности баса в целом при прослушивании музыкального материала.

Паспортные данные:



Название – Morel Sub 8 | Выходная мощность, Вт – 75 | Частотная характеристика, Гц – 25—150 (±3 дБ) | Частота среза фильтра, Гц – 40—150 | Динамическая головка, см – 21 | Акустическое оформление – фазоинвертор | Аудиовходы – RCA x 2, высокого уровня | Аудиовыходы – RCA x 2, высокого уровня | Габариты, см – 30,0 x 30,0 x 30,0 | Масса, кг – нет данных

Результаты инструментальной экспертизы



Нижняя граничная частота (по уровню –10 дБ), Гц

34

Средний КНИ (в диапазоне 40—160 Гц, 96 дБ), %

3,27

Средний КНИ (в диапазоне 40—160 Гц, 90 дБ), %

1,52

Средний КНИ (в диапазоне 40—160 Гц, 84 дБ), %

1,06


Оценки



+роскошная отделка рояльным лаком, богатые коммутационные возможности, быстрый и упругий бас-в кино порой хочется поглубже и помощнее

Дизайн

90

Качество изготовления

95

Звучание

85

Функции

95

Итого

90

Вывод:



Morel Sub 8 может быть полезен и любителям кино, не тяготеющим к крупным акустическим формам, и меломанам, использующим для прослушивания музыки небольшие полочные колонки.

Focal Cub 3

Цена – 11 500 руб.


Компания Focal позиционирует сабвуфер Cub 3 как органичное дополнение к сателлитам серии Sib&Co. Однако он предлагается как самостоятельный продукт, и ничего не мешает использовать его в составе системы окружающего звучания с акустикой других марок.



Французская компания Focal удивительным образом умеет конструировать и производить одновременно и выдающиеся акустические системы самого высшего класса с соответствующими ценниками, и очень удачные бюджетные модели. И пусть доступная акустика лишена передовых технологических решений фирмы типа бериллиевых твитеров или стекловолоконных сэндвичей в вуферах, она выступает очень достойно на фоне сравнимых по стоимости конкурентов и зачастую даже намного опережает их по основным критериям оценки.





Сабвуфер Focal Cub 3 — очередное подтверждение справедливости подобного мнения. Практически правильной кубической формы корпус со сглаженными углами и гранями покрыт снаружи приятным на ощупь пористым материалом, который, помимо удовлетворения эстетических потребностей, служит дополнительным демпфером. В центре пепельно-серой поверхности лицевой панели выделяется раструб порта фазоинвертора, отделанный под черный рояльный лак. Такой дизайнерский акцент выглядит очень нарядно и в то же время солидно. Динамическая головка с диффузором диаметром 21 см на мощном резиновом подвесе смонтирована на корпуса и излучает в пол. Чтобы обеспечить достаточный для ее эффективной работы зазор, сабвуфер установлен на высокие резиновые опоры.





Коммутационная панель на задней стенке корпуса предлагает лишь стереофонический низкоуровневый интерфейс и вход канала спецэффектов LFE. Немного жаль, конечно, что нет возможности включить Focal Cub 3 по высокому уровню в трифоник, но в большинстве случаев этот кубик будет трудиться в паре с AV-ресивером. Регулировки ограничены плавным изменением уровня усиления, ступенчатым переключением фазы сигнала и активизацией автомата управления питанием, отключающим сабвуфер при отсутствии полезного сигнала на его входе в течение заданного времени. Отсутствие управления частотой среза кроссовера лишний раз подчеркивает ориентацию аппарата на работу с AV-ресивером или процессором. Встроенный усилитель, спроектированный с применением технологии BASH, обеспечивает 100 Вт продолжительной мощности, способной при пиковых нагрузках возрастать до 150 Вт.





При корректной настройке системы окружающего звучания средствами AV-усилителя басовая поддержка звукового сопровождения кинофильмов оказалась весьма ощутимой. Focal Cub 3 продемонстрировал аккуратный и комфортный бас. При этом не ощущалось попыток смягчить динамические акценты, отрабатывавшиеся упруго и энергично. Сабвуферу доступны и низкочастотные глубины, причем ему удавалось сдерживать рост нелинейных искажений даже в самых драматичных сценах. С природными катаклизмами, очередями из крупного калибра и инфразвуковым нагнетанием напряжения в триллерах или фильмах ужасов он справлялся уверенно. Для низкочастотного модуля столь небольшого размера — отличный результат. Собранный и быстрый бас (насколько это возможно для фазоинверторного акустического оформления) наверняка будет кстати и при воспроизведении музыкальных записей.



Результаты измерений









Focal Cub3 предполагает два типа подключения: один — без каких-либо частотных ограничений, второй — с использованием активного кроссовера. Частотные характеристики для каждого способа приведены на рис. 1. Во втором случае (синяя кривая) полоса пропускания ограничена на 150 Гц (–6 дБ). При столь суженных возможностях согласовать сабвуфер с другими акустическими компонентами без применения стороннего оборудования будет непросто. Несмотря на относительно компактные габариты, бас-машина обладает завидным запасом динамики. Это выражается в предопределенно малом приросте уровня нелинейных искажений при различных громкостях воспроизводимого сигнала (рис. 2, для 84, 90 и 96 дБ / 1 м). Всплеск КНИ на границе рабочей зоны (43 Гц / –10 дБ) не будет различим на слух. Спектр затухания сигнала (рис. 3) позволяет говорить о том, что аппарат способен выдавать концентрированный и упругий бас без гула и каких-либо других призвуков.

Паспортные данные:



Название – Focal Cub 3 | Выходная мощность (номинальная / пиковая), Вт – 100 / 150 | Частотная характеристика, Гц – 40—150 (±3 дБ) | Частота среза фильтра, Гц – нет | Динамическая головка, см – 21 | Акустическое оформление – фазоинвертор | Аудиовходы – RCA x 2, RCA LFE | Аудиовыходы – нет | Габариты, см – 33,3 x 30,0 x 30,0 | Масса, кг – 11

Результаты инструментальной экспертизы



Нижняя граничная частота (по уровню –10 дБ), Гц

43

Средний КНИ (в диапазоне 40—160 Гц, 96 дБ), %

2,39

Средний КНИ (в диапазоне 40—160 Гц, 90 дБ), %

1,32

Средний КНИ (в диапазоне 40—160 Гц, 84 дБ), %

0,91


Оценки



+стильная внешность, быстрый, упругий и аккуратный бас, устойчивость к перегрузкам-нет высокоуровневой коммутации и регулировки частоты среза кроссовера

Дизайн

95

Качество изготовления

95

Звучание

95

Функции

85

Итого

95

Вывод:



Элегантный кубик Focal Cub 3 добросовестно отрабатывает каждый вложенный в него рубль, наглядно доказывая необходимость иметь в системе домашнего кинотеатра сабвуфер, пусть даже совсем небольшой.

Pioneer S-51W

Цена – 10 590 руб.


Оказывается, фирма Pioneer делает не только AV-ресиверы, Blu-ray-проигрыватели и прочие электронные компоненты. Линейка выпускаемых этой компанией акустических систем довольно обширна. Нашлось в ней место и сабвуферам.



Этот участник по-своему уникален. Он не только первый в тесте представитель Японии, чья продукция обычно преобладает в сравнениях кинотеатральной электроники, но еще и единственный, производитель которого не специализируется на проектировании и изготовлении акустики, а предлагает весь спектр звуковой техники для оснащения домашнего кинозала. И если об акустических системах, выпускаемых под маркой Pioneer и имеющих благородные корни в легендарной TAD, вы наверняка слышали много лестных отзывов (например, на страницах нашего журнала), то сабвуферы, да еще из самого бюджетного ценового сегмента, наверняка являются серыми лошадками. Тем интереснее познакомиться с образцом именно такого низкочастотного модуля — Pioneer S-51W.





Практически правильной кубической формы кабинет сделан из прочных панелей MDF, оклеенных черной пленкой, и опирается на четыре высокие серебристые опоры, обеспечивающие достаточный зазор между ним и поверхностью установки. Вуфер диаметром 20 см, как у большинства участников теста, смонтирован на нижней стенке корпуса и излучает в пол, потому зазор этот вовсе не лишний. Интересно, что и порт фазоинвертора выведен здесь на днище. Таким образом, все излучаемые сабвуфером колебания рассеиваются через упомянутый зазор, а монолитность трех из четырех вертикальных стенок нарушается лишь небольшим шильдиком с названием компании в левом нижнем углу фасада. Там же расположен светодиод, сигнализирующий о включении питания. На задней стенке корпуса находятся коммутационная панель и вентиляционная решетка для охлаждения выходных каскадов усилителя мощностью 150 Вт. Для подключения источника сигнала имеется лишь один вход LFE, что оставляет единственный вариант использования аппарата — в паре с AV-ресивером или процессором. Об этом же говорит отсутствие регулировки частоты среза кроссовера — при работе в системе домашнего кинотеатра за распределение рабочего диапазона полностью отвечает AV-ресивер или процессор. На задней стенке есть лишь регулятор уровня усиления, выключатель питания, инвертор фазы сигнала и активация автомата управления питанием, который по истечении заданного промежутка времени может переводить сабвуфер в режим standby. О бюджетности модели косвенно свидетельствует неотсоединяемый силовой кабель.





При сопровождении кинофильмов Pioneer S-51W обеспечил весьма серьезный низкочастотный фундамент. Его звучание отличалось глубиной и масштабом, порой сочетавшимися с рыхлостью выдаваемого баса, он то и дело старался преодолеть ту зыбкую грань, после которой сабвуферы, оснащенные портом фазоинвертора, гипертрофируют бас, превращая его в низкочастотный гул. Кроме того, нужно быть осторожным с регулятором усиления — перегрузить аппарат достаточно просто. Но если уделить настройке должное внимание, то Pioneer S-51W порадует любителей тектонических катаклизмов и техногенных катастроф на экране. Кстати, единственный вход LFE здесь весьма уместен — от экспериментов с музыкальным трифоником, учитывая особенности звучания этого участника, стоит воздержаться.





Результаты измерений









Сабвуфер Pioneer S-51W обладает замечательно широкой зоной стабильной чувствительности (рис. 1). Работать с такой ровной «полкой», корректируя АЧХ под реальные условия прослушивания, одно удовольствие. Правда, для проведения подобной коррекции потребуется внешний кроссовер, так как данная модель подобным узлом не оборудована. Спад в левой части графика определяет рекордное в рамках нашей подборки значение нижней границы рабочего диапазона на отметке 29 Гц (–10 дБ). Динамический запас заметно ограничен ростом нелинейных искажений. Всплеск этого показателя отмечается во всем рабочем диапазоне при уровне звукового давления 96 дБ (рис. 2, красная кривая). При меньшей громкости коэффициент принимает умеренные значения. Кумулятивный спектр затухания, полученный в ближнем поле драйвера, выявляет относительно быстрый, но неравномерный, спад (рис. 3). Подобное поведение может привести к незначительному искажению подачи музыкального материала в самой нижней части звукового диапазона.

Паспортные данные:



Название – Pioneer S-51W | Выходная мощность, Вт – 150 | Частотная характеристика, Гц – 26—900 | Частота среза фильтра, Гц – нет | Динамическая головка, см – 20 | Акустическое оформление – фазоинвертор | Аудиовход – RCA LFE | Аудиовыходы – нет | Габариты, см – 36,0 x 38,2 x 36,0 | Масса, кг – 13,5

Результаты инструментальной экспертизы



Нижняя граничная частота (по уровню –10 дБ), Гц

29

Средний КНИ (в диапазоне 40—160 Гц, 96 дБ), %

2,71

Средний КНИ (в диапазоне 40—160 Гц, 90 дБ), %

1,24

Средний КНИ (в диапазоне 40—160 Гц, 84 дБ), %

0,69


Оценки



+добротная конструкция, яркое, впечатляющее звучание-коммутация сведена к единственному входу, чувствительность к перегрузке

Дизайн

90

Качество изготовления

90

Звучание

85

Функции

85

Итого

85

Вывод:



Сабвуфер Pioneer S-51W явно проектировался для сопровождения кинофильмов и способен приятно удивить любителей ярких низкочастотных эффектов. Нужно лишь уделить внимание настройке системы, дабы избежать роста искажений в самый ответственный момент.

Edifier S730 Sub

Цена – 14 000 руб. (в составе системы)


Редко, но встречаются ориентированные на работу с компьютером акустические комплекты, при взгляде на которые возникает мысль, что саундтрек к фильму в их исполнении, вполне возможно, будет отработан ничуть не хуже, чем в настоящем домашнем кинотеатре.





Уже один вид огромной коробки с комплектом компьютерной акустики Edifier S730 интригует: что в наборе 2.1 может занимать столько места и обусловливать вес под три десятка килограммов? Впрочем, вариантов ответа совсем немного — конечно же, сабвуфер. На фоне детских кубиков, которыми обычно комплектуются трифоники для использования с компьютером, этот исполин выглядит Гулливером в стране лилипутов. Хочется сразу попробовать его в деле, загрузив каким-нибудь зубодробительным блокбастером. Кстати, учитывая популярность компьютера как источника в системе домашнего кинотеатра, мы даже не нарушим в принципе область применения басового модуля. Хотя в этом сравнительном тесте ему придется работать в менее привычном для него окружении.





Дизайн аппарата брутален, а тяжеленный корпус из толстых плит MDF гарантирует отсутствие призвуков и резонансов. Edifier S730 Sub оказался не только самым крупным, но и самым увесистым участником. А поскольку влияние массы и габаритов сабвуфера на качество воспроизводимого им баса переоценить невозможно, перед нами сильный претендент на победу. Вуфер с диффузором диаметром 25 см (подобным размером излучателя может похвастаться в нашей подборке лишь представитель JBL) смонтирован на фасаде и закрыт несъемным металлическим грилем. С ним в тандеме работают два пассивных радиатора такого же диаметра, расположенные на боковых стенках корпуса, причем мембраны радиаторов ничем не защищены. Серебристые элементы отделки динамика и радиаторов придают облику устройства особый лоск. Коммутационные возможности и функции управления здесь по понятным причинам не совсем обычные — сказывается ориентация на работу с компьютером в составе трифоника. Кроме того, Edifier S730 Sub — это не только сабвуфер в классическом понимании, в его корпусе смонтирован двухканальный усилитель для сателлитов комплекта и сконцентрировано все управление системой. Для подключения источника звука предлагаются два аналоговых стереовхода на разъемах RCA, а также оптический и коаксиальный цифровые порты S/PDIF. То есть Edifier S730 Sub оснащен встроенным блоком ЦАПа. В комплекте идут два пульта ДУ — проводной и беспроводной. Первый, с крупной поворотной рукояткой и люминесцентным информационным дисплеем, обеспечивает доступ ко всем настройкам системы, однако в нашем случае, когда аппарат используется в несколько непривычной для себя роли отдельного модуля, вполне достаточно будет компактного беспроводного пульта. Все, что нам нужно, — выбрать нужный вход и отрегулировать уровень усиления сабвуфера.





Характер звучания этого участника вполне оправдал ожидания, которые сформировались при знакомстве с его конструкцией. Edifier S730 Sub выдавал масштабный и быстрый бас без намека на гул или перегрузку. Упругие раскаты выстрелов или тектонические катаклизмы ощущались не только слухом, но и всем телом. В то же время он четко соблюдал границы своих возможностей, не предпринимая попыток нырнуть глубже, что и обеспечило чистый, свободный от искажений звук.





Результаты измерений









Практика показывает, что между массогабаритными показателями и качеством звука сабвуферов имеется прямая зависимость. Модель Edifier S730 Sub — самый крупный из участников нашего теста и лишь подтверждает приведенное правило. Не будем утверждать, что это позволяет ему однозначно обойти своих конкурентов, но одно весомое преимущество отобрать у него будет непросто. Речь идет о большом динамическом запасе. Залогом успеха служит малый прирост нелинейных искажений с увеличением уровня воспроизводимого сигнала (рис. 3). АЧХ охватывает две верхние октавы низкочастотного диапазона и демонстрирует весьма продолжительный участок с равномерной чувствительностью (рис. 1). Но и в первой октаве, несмотря на достаточно интенсивный спад, следует ожидать частичную работоспособность, по крайней мере начиная с 30 Гц. Отсутствие встроенного кроссовера вряд ли стоит рассматривать как серьезный недостаток, поскольку настройки по согласованию компонентов в реальных условиях эксплуатации удобнее проводить при помощи внешнего оборудования. Ниже 60 Гц отмечается более продолжительный временной интервал затухания сигнала, что может приводить к некоторой несобранности звукового поля (рис. 3).

Паспортные данные:



Название – Edifier S730 Sub | Выходная мощность, Вт – 150 | Частотная характеристика, Гц – 30—150 (±6 дБ) | Частота среза фильтра, Гц – нет | Динамическая головка, см – 25 | Акустическое оформление – два пассивных радиатора | Аудиовходы – RCA (2), цифровой коаксиальный, цифровой оптический | Аудиовыходы – нет | Дополнительно – проводной и беспроводной пульт ДУ | Габариты, см – 36,7 x 39,7 x 48,9 | Масса, кг – 21

Результаты инструментальной экспертизы



Нижняя граничная частота (по уровню –10 дБ), Гц

41

Средний КНИ (в диапазоне 40—160 Гц, 96 дБ), %

0,97

Средний КНИ (в диапазоне 40—160 Гц, 90 дБ), %

0,53

Средний КНИ (в диапазоне 40—160 Гц, 84 дБ), %

0,39


Оценки



+брутальная внешность, быстрый и масштабный бас, пульт дистанционного управления-иногда хочется копнуть поглубже

Дизайн

90

Качество изготовления

90

Звучание

95

Функции

95

Итого

95

Вывод:



Уникальный шанс убить одним выстрелом двух зайцев. Edifier S730 Sub прекрасно справляется со своей ролью в составе трифоника и не ударит в грязь лицом при работе в полноценном домашнем кинотеатре.

Итоговые выводы


Главный вывод, который можно сделать после этого сравнительного теста, сводится к тому, что даже в бюджетном сегменте сабвуферы имеют право на существование. Конечно, тут же необходимо сделать несколько оговорок. Разумеется, очень многое зависит от размеров и характеристик остальных АС. Если в вашей системе работает напольная фронтальная пара с хорошей отдачей по басу, то эффекты LFE целесообразно поручить в настройках ресивера именно ей, а рассматриваемые здесь 10—11 тысяч рублей потратить на что-нибудь полезное. Если же вы предпочитаете компактные сателлиты (причем, вполне возможно, вовсе не из-за желания сэкономить — у такого решения есть свои плюсы относительно крупных напольных колонок), то в подобной системе сабвуфер обязателен, и даже бюджетная модель в состоянии обеспечить звучанию необходимый низкочастотный фундамент. Подчеркнем, что вышесказанное справедливо для домашнего кинотеатра. Со стереофонической техникой все сложнее. Найти и правильно настроить сабвуфер, способный достойно ассистировать при воспроизведении музыки и не мешать основной паре колонок, в принципе достаточно сложно, а требования к качеству выдаваемого им баса выше, чем при сопровождении фильмов. Кроме того, если в домашнем кинотеатре распределением ролей в системе окружающего звучания занимаются звукорежиссер фильма (микшируя многоканальный саундтрек) и AV-ресивер или процессор (на этапе постобработки материала), то в стереосистеме в большинстве случаев эта задача ложится на кроссовер сабвуфера. Гибкость же и качество кроссовера в бюджетных аппаратах оставляют желать лучшего, даже если он у них и есть, а многие модели его вообще лишены.



Теперь перейдем к итогам теста. По совокупности факторов победа достается Focal Cub 3, который при средней стоимости смог удивить дизайном и собранным, напористым звучанием. Он, правда, не отличается богатством коммутации и гибкостью кроссовера, но в свете изложенных выше соображений это вряд ли можно считать существенным недостатком. Рекомендацию редакции неожиданно получает наш «рояль в кустах» — сабвуфер из комплекта 2.1 Edifier S730. Идея включить в программу испытаний обитателя иной вселенной оказалась весьма плодотворной, хотя делать обобщающие выводы насчет использования в домашнем кинотеатре компонентов, которые входят в состав систем, ориентированных на работу с компьютером, я бы не стал — слишком уж выделяется модель Edifier S730 из ряда одноклассников.
Анатолий Максименко

Редакция Hi-Fi.ru