Саундбар + сабвуфер

Sun, 19 Jun 2022 03:38:30 +0300 Sun, 19 Jun 2022 03:38:30 +0300

Сравнительный тест активных комплектов

Малой кровью

Моноблочные акустические системы окружающего звучания (саундбары) с сабвуфером


Когда нет возможности разместить в гостиной шесть полноценных акустических систем, а звуковое сопровождение, обеспечиваемое встроенными в телевизор динамиками, вступает в диссонанс с роскошной картинкой, приходится искать компромиссные решения.

 

Название этого класса техники дословно переводится с английского как «звуковой брусок» или «звуковая полоска». По сути, саундбар представляет собой многоканальную активную АС, смонтированную в едином корпусе, то есть законченное решение для апгрейда аудиосистемы телевизора. Но это самое общее определение, а дальше, как обычно, начинаются частности. Так, большинство саундбаров, встречающихся в магазинах, — двухкомпонентные устройства. Дело в том, что дизайн самой колонки должен хорошо сочетаться с внешностью плоскопанельных телевизоров, а значит, она должна быть компактной, что накладывает ограничения как на внутренний объем корпуса, так и на размер используемых динамических головок. Следовательно, ждать хорошей отдачи в низкочастотном регистре тут не стоит и необходимо использовать сабвуфер. Стремясь предложить покупателю законченное решение, производитель включает басовый модуль в комплект поставки. Другое часто встречающееся расширение саундбаров — источник контента, будь то Blu-ray / DVD-плеер или мультимедийный проигрыватель, считывающий информацию с внешних USB-накопителей, из сетевых хранилищ и Интернета. Нередко разработчики предусматривают средства интеграции с мобильными гаджетами, такими как iPod или iPhone. Но все эти расширения — лишь приятные бонусы, главным же критерием оценки подобных устройств остается качество звучания. И здесь стоит сделать важную оговорку. Очень многие саундбары оснащаются звуковыми процессорами DSP, которые служат для формирования виртуального окружающего саунда. Алгоритмы работы этих процессоров, как и принципы создания объемной иллюзии звукового полотна, являются ноу-хау каждого производителя и различаются по своей эффективности. Качество такой функциональности, безусловно, повлияло на итоговую оценку, но не было определяющим фактором. Другими словами, мы не ставили себе задачу провести тест именно систем виртуального окружающего звучания и отдавали предпочтение интегральной оценке выразительности аудиосопровождения. Именно поэтому у нас собрались очень разные как по функциональному наполнению, так и по примененным в них технологиям виртуального звука модели.


Тестовая система:

1. Источник 1 – мультимедийный плеер Dune HD Base 3.0
2. Источник 2 – 3D Blu-ray-проигрыватель Panasonic DMP-BDT100
3. HDMI-кабели – Onetech VHD1202, длина 2 м
4. Цифровые коаксиальный и оптический кабели – Analysis Plus
5. Плазменный 3D-телевизор – Samsung PS50C6900


Тестовый материал:

1. Диск 3D Blu-ray «Аватар», DTS-HD MA
2. Образ диска Blu-ray «Агент 007: Квант милосердия», DTS-HD MA
3. Образ диска Blu-ray «Чужие против Хищника», DTS-HD MA
4. Образ диска Blu-ray «Бэтмен: Темный рыцарь», Dolby TrueHD


Цены, указанные в статье, являются ориентировочными.

Philips HTS9140/51

Цена -  33 290 руб.


Перед нами комбайн от крупнейшего европейского производителя бытовой электроники, оснащенный не только системой виртуального окружающего звучания Ambisound, но и проигрывателем 3D Blu-ray

Саундбар Philips не отличается компактностью, в особенности в глубину. Ширина устройства подобрана специально для совместного использования с телевизорами, обладающими экранами диагональю 40 дюймов, хотя ничто не мешает использовать HTS9140/51 и с более крупными устройствами отображения. Внешний пассивный сабвуфер скромных размеров имеет корпус из MDF и оборудован динамической головкой с диффузором диаметром 16,5 см, выведенной на левую стенку и закрытой металлическим грилем. Переднюю панель сабвуфера закрывает глянцевая пластиковая накладка с логотипом компании. Подсоединяется басовый модуль к основному блоку комплектным акустическим кабелем длиной 4 м. Обращает на себя внимание тщательность, с которой разработчики подошли к организации коммутации, — все разъемы упрятаны в две ниши на задней стенке корпуса, закрытые крышками с пазами для кабелей. Даже для опционального адаптера Wi-Fi есть своя ниша с отдельным портом USB, тоже прикрытая крышкой. Второй порт USB для подключения внешних накопителей смонтирован на правой грани саундбара — рядом с универсальным аналоговым входом Aux для коммутации с портативными проиг­рывателями. Фасад Philips HTS9140/51 почти полностью закрыт металлической черной сеткой, защищающей шесть динамических головок, установленных внутри корпуса под разными углами. По верхней части идет серебристая металлическая накладка, а в центре под ней расположился люминесцентный информационный дисплей. Саундбар оснащен проигрывателем 3D Blu-ray с щелевым загрузчиком, выведенным на верхнюю панель корпуса. Здесь же рядом выстроились в ряд сенсорные кнопки управления режимами работы. Выглядит все очень строго и солидно. Изысканность дизайна подчеркивает пульт ДУ овальной формы, металлическая отделка его элементов свидетельствует о высоком классе устройства. В качестве расширений к HTS9140/51 предлагаются фирменная док-станция DCK3060 для iPod/iPhone и адаптер Wi-Fi с интерфейсом USB под названием Philips WUB110. Еще дополнительно продаются элегантные подставки — настольная и напольная, а кронштейн для настенного крепления уже есть в комплекте. Для подключения внешних источников, кроме разъема Aux, предназначены цифровые коаксиальный и оптический входы. Кроме того, аппарат можно интегрировать в домашнюю компьютерную сеть, что позволит не только воспроизводить контент с серверов DLNA, но и пользоваться ресурсами Интернета посредством фирменного шлюза Net TV. Внешние USB-накопители могут быть размечены как в FAT, так и в NTFS, а файловый менеджер, вызываемый из системного меню, помимо того что предоставляет доступ по типам файлов, допускает также работу непосредственно с файловой структурой. Поддерживается популярный контейнер MKV, однако с файлами .m2ts и FLAC встроенный в саундбар проигрыватель не знаком. Модель лишена алгоритма автоматической калибровки параметров помещения прослушивания, зато через системное меню запускается удобная процедура конфигурации режима Ambisound. Кстати, мы остались очень высокого мнения об этой системе виртуального окружающего звучания — создавалась полная иллюзия того, что позади зрителей работают реальные колонки. Звук Philips HTS9140/51 отличался кристальной чистотой и хорошей детальностью. Однако впечатление портила довольно низкая перегрузочная способность устройства в целом — искажения были заметны на слух даже при средней громкости. В особенности это замечание относится к сабвуферу.


Результаты измерений:

Анализ полученных результатов выявляет обоснованную закономерность: при сравнимых ценах наличие встроенного проигрывателя дисков приводит к ухудшению акустических параметров системы. Philips HTS9140/51 — яркое тому подтверждение. Неравномерность частотной характеристики (рис. 1) еще можно объяснить оригинальной ориентацией динамиков в корпусе для построения объемной звуковой сцены. А вот нелинейные искажения сильно ухудшают впечатления от прослушивания. Уже при среднем уровне выходного сигнала продукты этих искажений не только легко фиксируются измерительным оборудованием в большей части средних частот (рис. 2), но и отчетливо слышны. В басовой области похожая картина. При уровне выше 90 dBSPL (на рис. 3 показано поведение КНИ для этого уровня) наблюдается значительный рост КНИ. При уровне звукового давления 96 dBSPL среднее значение измеряемого параметра составляет 7,2%, что является худшим значением в тесте.


Паспортные данные:
Название – Philips HTS9140/51 | Дисковый привод – Blu-ray | Совместимость с 3D – да | Встроенный декодер объемного звучания – Dolby Digital, DTS, Dolby TrueHD , DTS-HD MA | Система автокалибровки – нет | Выходная мощность RMS (30% КНИ), Вт – 600 | Видеовходы – нет | Видеовыходы – композитный, компонентный, HDMI v.1.4 | Аудиовходы – minijack, цифровой оптический, цифровой коаксиальный | Аудиовыходы – 2 x RCA | Обмен данными – USB 2.0 Host, Ethernet 100Base-TX/10Base-T | Дополнительно – опциональная док-станция для iPod/iPhone, опциональный Wi-Fi-адаптер, радиотюнер FM

Саундбар
Частотная характеристика, Гц – 150—20 000 | Динамические головки – 6 х 6,35 см | Акустическое оформление – закрытый корпус | Габариты, см – 95,5 х 15,5 x 9,6 | Масса, кг – 6,6

Сабвуфер
Тип – пассивный сабвуфер | Частотная характеристика, Гц – 20—150 | Динамическая головка – 16,5 см | Акустическое оформление – фазоинвертор | Габариты, см – 19,6 х 39,7 x 34,2 | Масса, кг – 6,03


Оценки:
Дизайн - 90%
Звучание - 80%
Функции - 90%
Эргономика - 95%

Итоговая оценка - 85%


Плюсы: солидный дизайн, богатое функциональное оснащение, система Ambisound
Минусы: невысокая перегрузочная способность акустики


Вывод:
Стильная система Philips HTS9140/51 не только избавит от необходимости приобретать отдельный проигрыватель 3D Blu-ray, но и подарит иллюзию обладания полноценной системой окружающего звучания


LG HLX55W

Цена -  24 990 руб.


Саундбар LG может служить стильным хайтековским украшением гостиной, а его функциональность и акустические способности станут приятным дополнением к потрясающей внешности

Довольно глубокий корпус LG HLX55W разделен пополам цилиндром в центральной части, в котором находится дисковод 3D Blu-ray. Причем загрузчик здесь щелевой — при нажатии на клавишу открытия лотка цилиндрическая часть выезжает вперед, открывая сверху щель для носителя. Посреди лицевой панели цилиндра находится крупный информационный дисплей, а вокруг него расположились сенсорные клавиши управления. Когда саундбар выключен, этот круг остается совершенно черным, но стоит лишь подать питание, как на черной поверхности проступят иконки клавиш, а на дисплее — сообщения. При первом включении подобное зрелище производит неизгладимое впечатление. Справа и слева от цилиндра сгруппированы динамические излучатели, закрытые черными металлическими грилями. Примечательно, что на верхней панели устройства нет никаких органов управления, благодаря чему саундбар можно повесить под телевизором впритык. На левой стенке имеются порт USB, аналоговый вход Aux для подключения мобильных гаджетов и разъем для док-станции iPod/iPhone, входящей в комплект поставки LG HLX55W. Основная коммутационная панель расположена сзади, в нише корпуса, лишенной какой-либо крышки. Для связи с телевизором есть выход HDMI v. 1.4, поддерживающий трехмерное видео. При необходимости подключения внешних источников контента можно воспользоваться цифровым оптическим входом. Для монтажа саундбара на стену пригодится комплектный кронштейн. Второй компонент системы — беспроводной активный сабвуфер, заключенный в прямоугольный корпус из MDF. Динамическая головка и порт фазоинвертора выведены у него на лицевую панель и закрыты грилем.
Для интеграции аппарата в домашнюю компьютерную сеть предназначены порт Ethernet и адаптер Wi-Fi, который встроен в корпус саундбара. Выполнив подключение, мы не только получаем возможность воспроизводить материал с серверов DLNA в сети, но и открываем доступ ко многим интернет-ресурсам через фирменный шлюз NetCast. Встроенный мультимедийный проигрыватель способен работать с записями в контейнере MKV и с файлами .m2ts, используемыми в образах Blu-ray; правда, воспроизводить такие файлы он может при условии кодировки видео в формате H.264 (другой распространенный кодек VC-1 не поддерживается). Весьма ограничен и перечень поддерживаемых звуковых форматов — в нем лишь MP3, WMA и WAV с параметрами до 16 бит / 48 кГц, а вот FLAC, популярный для стриминга аудио, устройству непонятен.
В процессе тестирования LG HLX55W проявил себя как качественная система 2.1. Аудиопроцессору неплохо удается расширять стереобазу, но сформировать полноценное звучание тыловых каналов он не в силах. Перегрузочная способность выше, чем у предыдущего участника, но особого запаса мощности не чувствуется, что заставляет выкручивать громкость практически до максимальных значений. Отрадно, что при этом слух не травмируют резко возросшие нелинейные искажения. В остальном модель выдавала комфортный саунд с аккуратной проработкой всего рабочего диапазона. Энергичные импульсы воспроизводились четко, но без попыток выйти за рамки своих возможностей.


Результаты измерений:

График амплитудно-частотной характеристики саундбара LG HLX55W демонстрирует умеренную неравномерность в диапазоне средних частот. Разброс чувствительности (+/-2,8 дБ) здесь  определяется в основном заметным спадом на 200 Гц (рис.1). Уже сам факт того, что нижняя часть голосового диапазона будет воспроизводиться сабвуфером, не вызывает восторга, так еще и здесь, и вплоть до середины СЧ-диапазона наблюдается заметный рост нелинейных искажений даже при среднем уровне воспроизводимого сигнала (рис. 2, КНИ 88 dBSPL). Начиная с третьей октавы высокочастотной полосы заметен дисбаланс характеристики, что приведет к акцентированию высокочастотного регистра при прослушивании музыкального материала. Расчетная нижняя граничная частота по уровню –10 дБ составляет 42 Гц, но с учетом поведения значений коэффициента нелинейных искажений при различных уровнях громкости мы склонны считать, что этот параметр равен 50 Гц (рис. 3).


Паспортные данные:
Название – LG HLX55W | Дисковый привод – Blu-ray | Совместимость с 3D – да | Встроенный декодер объемного звучания – Dolby Digital, DTS, Dolby TrueHD , DTS-HD MA | Система автокалибровки – нет | Выходная мощность RMS (10% КНИ), Вт – 60 x 4 + 120 | Видеовходы – нет | Видеовыходы – композитный, HDMI v.1.4 | Аудиовходы – minijack, цифровой оптический | Аудиовыходы – нет | Обмен данными – USB 2.0 Host, Ethernet 100Base-TX/10Base-T, Wi-Fi 802.11 b/g | Дополнительно – беспроводное подключение сабвуфера, док-станция для iPod/iPhone в комплекте, радиотюнер FM

Саундбар
Частотная характеристика, Гц – нет данных | Динамические головки – нет данных | Акустическое оформление – закрытый корпус | Габариты, см – 104,0 х 16,6 x 9,2 | Масса, кг – 5,3

Сабвуфер
Тип – беспроводной активный сабвуфер | Частотная характеристика, Гц – нет данных | Динамическая головка – нет данных | Акустическое оформление – фазоинвертор | Габариты, см – 19,6 х 39,0 x 35,6 | Масса, кг – 6,82


Оценки:
Дизайн - 95%
Звучание - 85%
Функции - 95%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: великолепный дизайн, богатое функциональное оснащение, док-станция для iPod в комплекте
Минусы: нет поддержки формата FLAC и аудио с параметрами 24 бит / 96 кГц


Вывод:
Поклонников дизайна в стиле хай-тек и разнообразных технических арт-объектов LG HLX55W способен взять в плен без боя. Остальных же он порадует взвешенным и комфортным звучанием и традиционно развитой функциональностью

Panasonic SC-BFT800

Цена -  25 990 руб.


Компания Panasonic, кроме элегантного дизайна и расширенной функциональности своего саундбара, интригует встроенной в его корпус док-станцией для «яблочных» гаджетов и оригинальным конструктивным исполнением

Panasonic SC-BFT800 оказался значительно тоньше предыдущих участников, однако для слим-компонента его глубина все равно великовата. Саундбар представляет собой две двухполосные акустические системы, объединенные в одном корпусе с проигрывателем 3D Blu-ray, мультимедийным плеером и док-станцией для iPod / iPhone. Электронный блок занимает всю центральную часть и закрыт сдвижной панелью, которая при необходимости либо отъезжает влево, открывая нишу для установки диска (в этом случае линза привода оказывается открытой, что требует аккуратности при манипуляциях с диском), либо отодвигается вправо, предоставляя доступ к док-станции. iPod или iPhone устанавливаются непосредственно внутрь корпуса, после чего панель полностью скрывает их. Подобное конструктивное решение встретишь не часто. Наверху устройства под заглушкой находятся порт USB и слот для карт памяти SD (поддерживаются все современные модификации этого формата, включая SDHC и SDXC, так что, если ваш телевизор не оборудован подобным слотом, можно посмотреть свежие фотографии или видеоролики, воспользовавшись Panasonic SC-BFT800). Кроме того, там же, наверху, расположен ряд кнопок управления режимами работы саундбара, что надо учитывать при монтаже аппарата на стене непосредственно под телевизором. К сожалению, внешние накопители с интерфейсом USB должны быть размечены только в FAT и FAT32, что накладывает ограничения на их максимальный объем. Второй порт USB смонтирован на задней стенке корпуса и предназначен для подключения фирменного опционального адаптера Wi-Fi. Помимо беспроводной интеграции саундбара в домашнюю компьютерную сеть, предлагается и обычный вариант — через порт Ethernet. По сети аппарат способен считывать контент с серверов DLNA и предоставлять доступ к популярным ресурсам Интернета посредством шлюза Panasonic VIERA CAST. За воспроизведение видео отвечает знаменитый процессор PHL Reference Chroma Processor Plus, обеспечивающий беспрецедентное качество картинки как в 2D, так и в 3D. Небольшие акустические системы саундбара способны обслуживать диапазон лишь от 105 Гц и потому требуют поддержки снизу. Эта задача возложена на беспроводной сабвуфер, заключенный в прямоугольный корпус из MDF. Традиционно для Panasonic басовый модуль выполнен по технологии Kelton с динамической головкой диаметром 16 см и 25-см пассивным радиатором, который выведен на левую стенку и закрыт матерчатым грилем. Сверху находятся большой выключатель питания и светодиодный индикатор подключения. Несколько озадачила необходимость вручную включать и выключать сабвуфер — у конкурентов он контролирует себя автоматически по наличию несущей радиочастоты от саундбара.
Аудиопроцессору неплохо удавалось расширять стереобазу между парой акустических систем саундбара, однако с формированием окружающего звука он справлялся не так эффективно, хотя иногда присутствие тыловых каналов все же ощущалось. Panasonic SC-BFT800 порадовал очень аккуратным и ровным звучанием, отличающимся точной проработкой мельчайших деталей. Поддержка сабвуфера всегда оказывалась очень кстати, оставаясь совершенно ненавязчивой. Но в то же время мы не ощутили запаса мощности, что заставляло нас выкручивать регулятор громкости до максимальных значений. Саунду не хватало монументальности, отчего выстрелы из помпового ружья в первой сцене «Темного рыцаря» напоминали хлопки пневматики в тире парка аттракционов.


Результаты измерений:


При высоком уровне звукового давления комплектный сабвуфер системы Panasonic SC-BFT800 начинает сдавать свои позиции из-за роста продуктов нелинейных искажений (рис. 3). Поведение этого параметра хорошо согласуется с возможностями звуковой панели, где увеличение искажений начинается несколько раньше (рис. 2, для 88 dBSPL), и по этой причине данный факт трудно назвать недостатком. Компоненты системы хорошо сочетаются и с точки зрения частотных искажений. Сращивание полос происходит границе раздела низкочастотного и среднечастотного диапазонов (рис. 1). Далее следует очень ровный ход характеристики. Показатель неравномерности АЧХ во всей области слышимых частот не покидает коридора в 4 дБ. Основываясь на совокупности полученных технических параметров, мы можем ожидать весьма реальной звуковой картины в широком диапазоне частот в пределах указанных уровней выходной громкости.


Паспортные данные:
Название – Panasonic SC-BFT800 | Дисковый привод – Blu-ray | Совместимость с 3D – да | Встроенный декодер объемного звучания – Dolby Digital, DTS, Dolby TrueHD , DTS-HD MA | Система автокалибровки – нет | Выходная мощность RMS (10% КНИ), Вт – 90 + 120 | Видеовходы – нет | Видеовыходы – композитный, HDMI v.1.4 | Аудио­входы – нет | Аудиовыход – цифровой оптический | Обмен данными – USB 2.0 Host, карты SD, SDHC, SDXC, Ethernet 100Base-TX/10Base-T | Дополнительно – беспроводное подключение сабвуфера, встроенная док-станция для iPod/iPhone, радиотюнер FM

Саундбар
Частотная характеристика, Гц – 105—25 000 (по уровню –10 дБ) | Динамические головки – ВЧ: 2 x 2,5 см, СЧ: 2 x 6,5 см | Акустическое оформление – закрытый корпус | Габариты, см – 103,5 х 18,8 x 8,5 | Масса, кг – 5,5

Сабвуфер
Тип – беспроводной активный сабвуфер | Частотная характеристика, Гц – 40—160 (по уровню –10 дБ) | Динамическая головка – 16 см, пассивный излучатель 25 см | Акустическое оформление – Kelton | Габариты, см – 25,0 х 32,3 x 35,6 | Масса, кг – 6,7


Оценки:
Дизайн - 95%
Звучание - 85%
Функции - 90%
Эргономика - 95%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: оригинальная конструкция, элегантный дизайн, богатое функциональное оснащение
Минусы: звучание лишено монументальности, сигнал DTS на оптический вход не принимается


Вывод:
Эта модель способна серьезно улучшить звучание вашего телевизора, одновременно став источником высококачественного видео, в том числе в 3D, и док-станцией для любимых «яблочных» гаджетов


Polk Audio SurroundBar6000 IHT

Цена -  26 100 руб.


Технология SDA (Stereo Dimensional Array) компании Polk Audio обеспечивает, по заверениям производителя, эффект виртуального окружающего звучания без использования отражений звуковых волн от стен помещения. Заинтригованные таким заявлением, мы приступили к тестированию

Это первый саундбар среди участников соревнования, не отягощенный дополнительной функциональностью. То есть здесь нет ни дискового проигрывателя, ни мультимедийного плеера, ни сетевых функций — перед нами только активная акустическая система с внешним сабвуфером. За счет этого конструкторам удалось разместить Polk Audio SurroundBar6000 IHT в очень компактном и элегантном корпусе. Его ширина подобрана для лучшей сочетаемости с 40-дюймовым телевизором, а высота и глубина зрительно не утяжеляют такой ансамбль. Компактности устройства способствует и выносной блок питания — с него на систему подается напряжение 24 В. Беспроводной сабвуфер тоже небольшой и заключен в пластиковый корпус. Правда, в отличие от саундбара для сабвуфера миниатюрность вряд ли является комплиментом. Динамическая головка и порт фазоинвертора басового модуля направлены в пол, а сам кабинет поднят над основанием благодаря четырем ножкам. Вся передняя панель акустической системы затянута металлическим грилем, скрывающим четыре широкополосных динамических головки. В центральной части саундбара находится пластиковая накладка с индикаторами режимов работы и сенсорными клавишами. Для управления можно использовать небольшой комплектный пульт-кредитку, но более привлекательным вариантом представляется возможность обучить саундбар командам пульта от телевизора. Обычно мы привыкли к тому, что многие современные ПДУ умеют обучаться набору команд для других компонентов системы, а здесь, наоборот, устройство готово принять кодекс работы чужого телевизионного пульта. Для коммутации с источниками сигнала предлагаются два универсальных аналоговых входа Aux и цифровой оптический порт. Типичным способом соединения будет подключение телевизора по «аналогу» для просмотра телевизионных программ, а Blu-ray-проигрыватель в этом случае займет цифровой порт. Правда, если в системе есть еще один источник, к примеру мультимедийный сетевой плеер, то его тоже придется коммутировать аналоговым методом. То есть еще один цифровой вход, конечно, не помешал бы. Хотя, коммутацию источников можно поручить телевизору, а с него уже выводить звуковую дорожку на саундбар.
Главная изюминка Polk Audio SurroundBar6000 IHT — фирменная технология SDA Surround, благодаря которой при помощи двухканальной акустической системы создается иллюзия работы полноценного набора акустики 5.1. Причем в отличие от звуковых проекторов Yamaha и системы Ambisound у Philips здесь это достигается без использования отражений звуковых волн от стен помещения, а это значит, что саундбар Polk Audio может работать в самых неудачных с акустической точки зрения жилых комнатах. Окружающий эффект действительно имел место быть, однако наблюдалась явная зависимость степени его выраженности от расстояния между саундбаром и зрителем. Сильнее всего он был ощутим, когда мы сидели в двух метрах от акустической системы. Но стоило только отодвинуться метра на три с половиной, как вся звуковая картина смещалась во фронтальную плоскость. Производитель рекомендует слушать систему с расстояния не более 3,3 м, при этом чем ближе находится человек к саундбару, тем более выражен эффект. Немного огорчил невысокий запас мощности у системы в целом и отсутствие на ее борту декодера DTS, что заставляет передавать декодирование саундтреков проигрывателю. В то же время тщательная проработка рабочего диапазона сочеталась здесь с хорошим чувством ритма и очень уместной поддержкой сабвуфера. Малыш-басовик, конечно, в тектонические глубины звукового спектра не нырял, но низкочастотную партию вел довольно качественно.


Результаты измерений:

Поведение графика амплитудно-частотной характеристики звуковой панели Polk Audio SurroundBar6000 IHT далеко от определения «стабильное» (рис. 1). Спад чувствительности в нижней части СЧ-диапазона будет несколько скомпенсирован благодаря настройке частоты среза сабвуфера, но от акцента в верхней части этой области вряд ли удастся избавиться. Нелинейные искажения не потревожат слушателя при низких и средних уровнях громкости. Значения данного параметра крайне невелики в указанных пределах громкостей не только в рамках нашего теста. Так, средний КНИ для саундбара при 88 dBSPL на 1 м составляет 0,56% (рис. 2). Для сабвуфера при 90 dBSPL — 1,49% (рис. 3 для 84,90 и 96 дБ). Величины более чем достойные. Нижняя воспроизводимая комплектом частота, рассчитанная относительно среднего значения чувствительности по уровню –10 дБ, равна 32 Гц — лучший показатель в тесте.


Паспортные данные:
Название – Polk Audio SurroundBar6000 IHT | Дисковый привод – нет | Совместимость с 3D – нет | Встроенный декодер объемного звучания – Dolby Digital | Система автокалибровки – нет | Выходная мощность RMS (10% КНИ), Вт – 80 x 2 + 120 | Видеовходы – нет | Видеовыходы – нет | Аудиовходы – цифровой оптический, minijack (2) | Аудиовыходы – нет | Обмен данными – нет | Дополнительно – беспроводное подключение сабвуфера

Саундбар
Частотная характеристика, Гц – нет данных | Динамические головки – 4 x 6,35 см | Акустическое оформление – фазоинвертор | Габариты, см – 89,0 х 9,53 x 5,0 | Масса, кг – 2,15

Сабвуфер
Тип – беспроводной активный сабвуфер | Частотная характеристика, Гц – нет данных | Динамическая головка – 17,78 см | Акустическое оформление – фазоинвертор | Габариты, см – 27,94 х 26,04 x 30,48 | Масса, кг – 4,54


Оценки:
Дизайн - 90%
Звучание - 85%
Функции - 85%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 85%


Плюсы: элегантный дизайн, система SDA Surround, аккуратный саунд
Минусы: нет декодера DTS


Вывод:
Технологически интересная система, свободная от дополнительных расширений. Способна создавать иллюзию окружающего звучания в компактных помещениях

Harman/Kardon SB16

Цена -  24 990 руб.


Первое, на что обращаешь внимание при знакомстве с Harman/Kardon SB16, — полноценный сабвуфер в черном рояльном лаке. На фоне игрушечных кубиков, которыми комплектуются конкуренты, этот смотрится исполином

Harman/Kardon SB16 тоже представляет собой чистый саундбар, не отягощенный дополнительными функциями. Длина овальной в сечении акустической консоли выбрана для идеальной согласованности с 40-дюймовой панелью. Аппарат можно поставить на полку или стойку либо повесить на стену под телевизором — необходимый кронштейн в комплекте есть. При этом нужно предусмотреть небольшой зазор между колонкой и дисплеем, поскольку клавиши управления находятся сверху корпуса. Вся лицевая сторона SB16 затянута металлическим грилем черного цвета, скрывающим пару двухполосных акустических систем, каждая из которых оснащена 19-мм твитером и двумя СЧ/НЧ-динамиками с диффузорами диаметром 76 мм. Их обслуживает двухканальный усилитель, работающий в классе D и выдающий до 25 Вт на каждый канал. Для подсоединения источников имеются коаксиальный и оптический цифровые входы, а также пара аналоговых разъемов RCA. К сожалению, встроенных декодеров Harman/Kardon SB16 лишен, поэтому конвертацию саундтреков в формат PCM придется поручить проигрывателю. Еще одним недоразумением мы сочли расположение коммутационной панели — подключенные к устройству кабели выходят перпендикулярно корпусу саундбара, а поскольку ниша с разъемами совсем неглубока, то при настенном монтаже могут возникнуть сложности. Блок питания здесь внешний, что помогло сделать консоль компактной. Отдельного пульта ДУ в комплекте нет — по замыслу производителя логичнее будет обучить SB16 командам уже имеющегося пульта, к примеру телевизионного. Огромный в сравнении с конкурентами по тесту сабвуфер отделан черным рояльным лаком, а нижняя его часть обтянута акустической тканью. Дело в том, что динамическая головка с диффузором диаметром 25 см излучает в пол, а тканью обтянута как раз ниша, образованная корпусом и основанием, на котором он установлен. Встроенный в сабвуфер усилитель мощности развивает 100 Вт и работает тоже в классе D. Басовый модуль позволяет проводить все необходимые настройки — регулировать уровень и частоту среза, а также переключать фазу. Общение с саундбаром организовано по радиоканалу, что избавляет от лишних проводов и упрощает инсталляцию. Своим питанием НЧ-аппарат управляет самостоятельно в зависимости от наличия полезного сигнала на его входе.
Скромность функционального оснащения Harman/Kardon SB16 и недочеты в эргономике с лихвой компенсируются качеством звучания — и не только при сопровождении фильмов, но и при воспроизведении музыкальных композиций. Не последнюю роль в этом играет сабвуфер, обеспечивающий фундаментальную поддержку снизу. Комплект обладает хорошим запасом мощности при минимуме искажений. При этом ему удается формировать качественный виртуальный окружающий саунд при помощи всего двух акустических систем. Тщательная проработка всего рабочего диапазона сочетается с уверенной расстановкой акцентов и высокой детальностью звуковой картины. Порой нам казалось, что в комнате работает полноценный набор акустики окружающего звучания. Мощности Harman/Kardon SB16 с лихвой хватит для кабинета, спальни или детской, но и в гостиной типовой городской квартиры этот саундбар не спасует.


Результаты измерений:

Это единственный из участников нашего теста, укомплектованный полноразмерным сабвуфером, что обеспечило превосходную поддержку в басовой области. Нижняя граничная частота фиксируется на 42 Гц (–10 дБ), при этом имеется большой запас по максимальному уровню выходного сигнала. На графиках, демонстрирующих нелинейные искажения на различных частотах и громкостях (рис. 3), хорошо видно, что даже при звуковом давлении 96 dBSPL (красный граф) уровень КНИ ниже порога различимости. Саундбар старается соответствовать возможностям сабвуфера. Производитель не указывает точное значение установки регулятора частоты среза и советует при настройке полагаться на слух. По результатам  измерений мы рекомендуем установить его на 100 Гц, что обеспечит оптимальное согласование (рис. 1). Здесь также следует отметить крайне низкую неравномерность системы в области средних частот (+/-1,2 дБ) — лучшее значение в подборке.


Паспортные данные:
Название – Harman/Kardon SB16 | Дисковый привод – нет | Совместимость с 3D – нет | Встроенный декодер объемного звучания – нет | Система автокалибровки – нет | Выходная мощность RMS (10% КНИ), Вт – 25 x 2 + 100 | Видеовходы – нет | Видеовыходы – нет | Аудиовходы – цифровой оптический, цифровой коаксиальный, RCA (2) | Аудиовыходы – нет | Обмен данными – нет | Дополнительно – беспроводное подключение сабвуфера

Саундбар
Частотная характеристика, Гц – нет данных | Динамические головки – ВЧ: 2 x 1,9 см, СЧ: 4 x 7,6 см | Акустическое оформление – закрытый корпус | Габариты, см – 92,0 х 9,2 x 8,9 | Масса, кг – 3,6

Сабвуфер
Тип – беспроводной активный сабвуфер | Частотная характеристика, Гц – 45—200 (по уровню –6 дБ) | Динамическая головка – 25 см | Акустическое оформление – фазоинвертор | Габариты, см – 48,0 х 38,0 x 38,0 | Масса, кг – 15,4


Оценки:
Дизайн - 90%
Звучание - 95%
Функции - 85%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 95%


Плюсы: высокое качество звучания, широкий динамический диапазон
Минусы: нет встроенных декодеров, отсутствует собственный пульт ДУ


Вывод:
Пусть спектр решаемых Harman/Kardon SB16 задач достаточно скромен, справляется он с ними блестяще. Ваш телевизор еще никогда не звучал так основательно

Yamaha YSP-2200

Цена -  25 490 руб.


Компания Yamaha стояла у истоков этого типа техники как такового. Именно она ввела в обиход понятие «звуковой проектор» для обозначения моноблочных акустических конструкций, способных формировать виртуальное окружающее звучание

С появления первых звуковых проекторов Yamaha, представлявших собой довольно громоздкие конструкции, прошло немало времени. Современная модель Yamaha YSP-2200 выглядит по сравнению со своими прародителями очень элегантно. Ее корпус совсем невысокий, но достаточно глубокий. Высоты лицевой панели, затянутой металлической сеткой, едва хватает для размещения ряда крохотных динамических головок. Конструктивно звуковой проектор, как и раньше, оснащен множеством независимых излучателей (здесь их 16 штук). Сигнальный процессор формирует несколько звуковых лучей, которые, отражаясь от стен помещения, создают иллюзию окружающего звучания. Для корректной работы процессора системе необходимо знать акустические параметры комнаты, и в их определении помогает процедура автоматической калибровки IntelliBeam с измерительным микрофоном. Yamaha YSP-2200 — единственный в тесте, кто оснащен такой системой, и вообще в функциональном отношении он гораздо ближе к настоящему AV-ресиверу, чем конкуренты. К примеру, только в этой модели реализована полноценная коммутация HDMI с тремя входами и выходом, причем все они соответствуют версии 1.4, позволяющей использовать саундбар в домашних кинотеатрах с поддержкой технологии 3D. Соответственно, именно такая коммутация является для устройства базовой. Кроме того, источники можно подключить, воспользовавшись коаксиальным или двумя оптическими цифровыми портами. Есть возможность соединения и аналоговым способом, но лишь в стереорежиме. Как и другие участники соревнования, Yamaha YSP-2200 — двухкомпонентная система. Однако назвать второй модуль этого тандема сабвуфером я бы не решился. Дело в том, что крохотные излучатели проектора по понятным причинам имеют довольно узкий рабочий диапазон, они начинают действовать только с 500 Гц. Соответственно, встает задача, кому поручить остальную часть звукового спектра. Раньше для решения этой проблемы в конструкцию панели включали пару динамиков большого диаметра, что и объясняло внушительные размеры саундбара. При разработке Yamaha YSP-2200 инженеры пошли иным путем — вынесли эти излучатели в отдельный корпус и настроили порт фазоинвертора для увеличения отдачи в самом нижнем регистре, то есть фактически предприняли попытку объединить пассивный сабвуфер с обычной широкополосной акустической системой. Учитывая, что ее зона ответственности простирается до 500 Гц, правила размещения, применяемые к басовым модулям, здесь не работают. Эту колонку нельзя поставить на пол или задвинуть за стойку с аппаратурой, оптимальным местом для нее будет полка непосредственно под саундбаром. В такой конфигурации она больше всего напоминает спикер центрального канала. С подобной конструктивной особенностью связана и основная проблема системы в целом. В помещении правильной формы с симметрично расположенными относительно акустической панели боковыми стенами, не закрытыми звукопоглощающими материалами, Yamaha YSP-2200 формирует удивительно натуральное окружающее звучание. Иллюзия работы многоканального комплекта создается полная. Однако слабым звеном здесь является именно «сабвуфер», причем свой вклад вносят как не слишком удачный выбор частоты согласования этих акустических систем, приходящейся на самый ответственный участок звукового спектра, так и низкая перегрузочная способность колонки — стоит попытаться увеличить громкость звучания, как она сразу пасует, выкидывая белый флаг в виде неконтролируемого роста искажений. В качестве эксперимента мы заменили эту колонку громкоговорителем центрального канала ELAC из тестового комплекта нашей лаборатории, и звучание существенно выправилось.


Результаты измерений:

Это единственный из участников нашего теста, укомплектованный полноразмерным сабвуфером, что обеспечило превосходную поддержку в басовой области. Нижняя граничная частота фиксируется на 42 Гц (–10 дБ), при этом имеется большой запас по максимальному уровню выходного сигнала. На графиках, демонстрирующих нелинейные искажения на различных частотах и громкостях (рис. 3), хорошо видно, что даже при звуковом давлении 96 dBSPL (красный граф) уровень КНИ ниже порога различимости. Саундбар старается соответствовать возможностям сабвуфера. Производитель не указывает точное значение установки регулятора частоты среза и советует при настройке полагаться на слух. По результатам  измерений мы рекомендуем установить его на 100 Гц, что обеспечит оптимальное согласование (рис. 1). Здесь также следует отметить крайне низкую неравномерность системы в области средних частот (+/-1,2 дБ) — лучшее значение в подборке.


Паспортные данные:
Название – Yamaha YSP-2200 | Дисковый привод – нет | Совместимость с 3D – да | Встроенный декодер объемного звучания – Dolby Digital, DTS, Dolby TrueHD, DTS-HD MA | Система автокалибровки – да | Выходная мощность RMS (0,9% КНИ), Вт – 1,7 x 16 + 70 | Видеовходы – HDMI v.1.4 (3) | Видеовыход – HDMI v.1.4 | Аудиовходы – цифровые оптические (2), цифровой коаксиальный, RCA (2) | Аудиовыходы – нет | Обмен данными – нет | Дополнительно – опциональные док-станции для iPod/iPhone YDS-12 (11, 10)

Саундбар
Частотная характеристика, Гц – нет данных | Динамические головки – 16 x 2,8 см | Акустическое оформление – закрытый корпус | Габариты, см – 94,4 х 7,9 x 14,5 | Масса, кг – 4,3

Сабвуфер
Тип – пассивный сабвуфер | Частотная характеристика, Гц – нет данных | Динамические головки – 2 x 10 см | Акустическое оформление – фазоинвертор | Габариты, см – 43,0 х 14,1 x 35,0 | Масса, кг – 6,0


Оценки:
Дизайн - 90%
Звучание - 90%
Функции - 90%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: мощный звуковой процессинг, система автокалибровки, коммутация HDMI
Минусы: низкая перегрузочная способность сабвуфера


Вывод:
Yamaha YSP-2200 формирует лучшее в тесте виртуальное окружающее звучание, а система автокалибровки и наличие коммутации HDMI существенно упрощают инсталляцию

Итоги

Самым сложным в этом тесте было определить критерии оценки конкурсантов. Если бы мы намеревались сравнить системы виртуального окружающего саунда, то и критерий был бы очевиден (эффективность формирования окружающего звукового поля), и победитель был бы вполне прогнозируем. Но мы решили сравнить представителей этого популярного класса техники по нескольким параметрам, определение перечня которых, равно как и значимости каждого отдельного фактора, вызвало горячие споры в редакции. Если мастерство создания иллюзии окружающего звучания не является приоритетным, то какому качеству отдать предпочтение? Быть может, функциональной оснащенности? Удобно, когда саундбар по совместительству оказывается проигрывателем оптических дисков, а если он вдобавок поддерживает формат 3D Blu-ray, умеет воспроизводить мультимедийные файлы с флешек и серверов в сети да еще способен скитаться по закоулкам Всемирной паутины, то останется научить его варить кофе и поджаривать тосты, чтобы с чистой совестью отдать ему лавры победителя. Но что если для техники этого типа главное — ее внешность? Раз уж вы отказались от загромождения гостиной разнообразной акустикой в пользу компактного решения, то вопросы дизайна, скорее всего, имеют для вас не последнее значение. После жарких баталий мы нашли-таки консенсус — основным критерием, как обычно, стало качество звучания. Именно способность системы сопровождать кино полноценным звуком, даже если он в большинстве своем идет от фронтальной плоскости, кажется нам наиболее важным. И по этому показателю конкурировать с системой Harman/Kardon SB16 было крайне сложно, что и предопределило судьбу титула Best Buy. И пусть у нашего лидера нет своего пульта дистанционного управления, а отсутствие встроенного декодера заставляет поручать декодирование саундтреков проигрывателю, умение выстраивать яркое масштабное полотно с множеством деталей перевесило все аргументы против. Вопрос об обладателе редакционной рекомендации тоже вызвал немало споров. Кому отдать предпочтение — наиболее эффективной системе формирования виртуального окружающего поля или продвинутому комбайну, укомплектованному, что называется, под завязку? И в очередной раз верх взяли оригинальные технические решения. Звуковой проектор Yamaha YSP-2200 настолько талантливо обманывает слух зрителей, что хочется аплодировать ему стоя. А если не перегружать его чрезмерной громкостью, то он продемонстрирует комфортное и взвешенное звучание. Участвующие в соревновании комбайны, безусловно, найдут своего покупателя — ведь они решают очень сложную задачу минимизации числа компонентов и проводов в кинотеатральной системе, а во многих случаях подобный вариант оказывается и вовсе безальтернативным. Приятные же изюминки вроде встроенной в саундбар Panasonic док-станции для iPod или потрясающе красивой компоновки системы LG, помогут сделать правильный выбор.  


Анатолий Максименко


Редакция Hi-Fi.ru