Весомые аргументы

Sun, 19 Jun 2022 03:38:27 +0300 Sun, 19 Jun 2022 03:38:27 +0300

Сравнительный тест многоканальных усилителей мощности до 140 000 руб

Весомые аргументы

Сравнительный тест многоканальных усилителей мощности до 140 000 руб.


В процессе совершенствования домашнего кинотеатра рано или поздно наступает момент, когда энергетических возможностей AV-ресивера начинает не хватать, причем вне зависимости от его ценовой категории. Выходом будет применение отдельных усилителей мощности.

Данный тип техники обязан своим появлением стереофоническим системам высшего класса. Именно в них впервые стали разделять секции предварительного усиления и мощники, что позволяло прежде всего изолировать силовое питание устройств и избавиться от паразитных наводок на чувствительные входные каскады аппаратуры. Создатели многоканальных кинотеатральных систем высшего уровня пошли тем же путем. Всю цифровую часть и каскады предварительного усиления объединили в кинотеатральном процессоре, а многоканальный усилитель мощности с собственным блоком (или блоками) питания вынесли в отдельный корпус. В совсем бескомпромиссных решениях вместо многоканального мощника использовалось несколько монофонических усилителей. AV-ресивер, объединивший под одной крышей все перечисленное хозяйство, родился на свет позже и явился необходимым компромиссом для домашних кинотеатров среднего уровня. Самым бюджетным (и наиболее компромиссным) в этой цепочке стал центральный блок ДК «из одной коробки». Примечательно, что его появление случилось еще позднее.
Однако многоканальные усилители мощности, в противоположность AV-процессорам, не превратились со временем в дорогую экзотику для гурманов. Они как нельзя лучше подошли для апгрейда существующих систем домашнего кинотеатра, в основе которых лежит качественный AV-ресивер, оснащенный многоканальным выходом с предварительного усилителя. Такой ресивер отлично справляется с ролью AV-процессора, а добавление многоканального мощника решает его самую главную проблему — энергетический голод выходных каскадов усиления. Подобное усовершенствование обладает крайне важным качеством — его очень трудно не заметить, настолько преображается звучание кинотеатра.
Главное отличие отдельных многоканальных мощников от усилительной части AV-ресиверов кроется в блоке питания. Свободные от бюджетных ограничений инженеры используют исполинской мощи тороидальные трансформаторы, часто с отдельными вторичными обмотками для каждого канала. Соответственно, блоки питания тоже отдельные. В результате удается добиться практически независимой работы каналов при любой загрузке, чего не сможет обеспечить ни один ресивер. Конструкторы реализуют в этих устройствах и оригинальные решения, в частности набирающий популярность класс D, который ошибочно называют «цифровыми» усилителями. Обойти эту тенденцию вниманием мы никак не могли. Традиционно для техники столь высокого уровня мы проверяли не только способность участников работать в составе домашнего кинотеатра, но и качество воспроизведения музыкальных композиций в стереосистеме.


Тестовая система 1 (кино):

1. Источник – мультимедийный плеер Dune HD Base 3.0
2. AV-ресивер – Pioneer SC-LX73 (в качестве AV-процессора)
3. Плазменный телевизор – Samsung PS50C6900
4. Фронтальная акустика – Elac FS-247
5. Акустика центрального канала – Elac CC-241
6. Тыловая акустика – Elac FS-247
7. Активный сабвуфер – ELAC SUB 211.2 ESP
8. HDMI-кабели – Onetech VHD1202, длина 2 м
9. Межблочные и акустические кабели – Analysis Plus


Тестовая система 2 (музыка):

10. Источник – проигрыватель компакт-дисков Bryston BCD-1
11. Интегральный усилитель – Bryston B100 SST (в качестве предварительного усилителя)
12. Акустические системы – PMC OB1i
13. Межблочные и акустические кабели – Analysis Plus


Тестовый материал:

1. Образ диска Blu-ray «Агент 007: Квант милосердия», DTS-HD MA
2. Образ диска Blu-ray «Чужие против Хищника. Реквием», DTS-HD MA
3. Образ диска Blu-ray «Бэтмен: Темный рыцарь», Dolby TrueHD
4. Образ диска Blu-ray «Mamma Mia!», DTS-HD MA
5. Образ диска Blu-ray «Аватар», CEE, 1080p, DTS-HD MA
6. Образ диска DVD «Eagles – Hell Freezes Over», DTS
7. CD Blackmore’s Night «Fires At Midnight», SPV GmbH, 088-72430 CDE
8. CD Гленн Хьюз «Building the Machine», SPV GmbH, 085-72372 CD



NAD M25

Цена - 123 700 руб.


Серия Masters, к которой относится многоканальный усилитель мощности M25, возглавляет номенклатуру канадской компании NAD. В нее входят не только бескомпромиссные стереофонические устройства, но и полный комплект электроники для оборудования домашнего кинозала высшей категории

Когда оценивают усилитель мощности, часто обращают внимание на его вес. Действительно, при использовании классических схем усиления этот параметр достаточно точно определяет качество компонента, ведь основной вклад в него вносят блок питания и радиаторы охлаждения выходных каскадов. Модели NAD M25 в этом смысле есть чем гордиться — она самая тяжелая в тесте. Правда, тут необходимо уточнить, что на ее борту присутствуют семь каналов усиления, а не пять, как у большинства участников. Но даже с указанной оговоркой аппарат производит неизгладимое впечатление сразу после распаковки. Солидный металлический корпус украшен алюминиевым фрезерованным фасадом, оформленным в едином для всей серии Masters стиле. Монолитность лицевой стороны нарушают лишь выключатель питания и семь глазков светодиодных индикаторов состояния каналов усиления. Коммутационная часть лишена балансных входов XLR, но может похвастать самыми солидными в нашей подборке акустическими терминалами — огромные позолоченные разъемы в прозрачном пластике легко примут кабели любого сечения. Кроме того, здесь есть плавные регуляторы чувствительности каждого канала и вход триггера 12 В для организации удаленного управления питанием компонента.
Внутреннее пространство корпуса заполнено очень плотно. Сразу за передней панелью на боку установлен мощный тороидальный трансформатор Holmgren, экранированный только по периметру. От него и до задней стенки вплотную друг к другу скомпонованы семь модулей усиления. Радиаторы охлаждения выходных каскадов смонтированы непосредственно на платах усилителей и не отличаются исполинскими размерами, что заставило разработчиков особенно тщательно подойти к вопросам вентиляции. Три больших кулера принудительного охлаждения расположены на днище; командует ими процессор — в зависимости от температурного режима внутри корпуса и уровня сигнала на входе аппарата. Благодаря интеллектуальному управлению и специальной конструкции крыльчаток вентиляторов система охлаждения работает совершенно неслышно, а стенки усилителя остаются холодными даже при интенсивной нагрузке. Блок питания для всех семи каналов усиления общий, с четырьмя емкостями по 100 000 мкФ в фильтре. Наличие балансного входного каскада на полевых транзисторах в каждом канале позволило значительно снизить шум и искажения. Полностью дифференцированный усилитель напряжения класса А с двухтактной схемой выходного каскада обеспечивает крайне низкий уровень искажений в сочетании с высокой выходной мощностью по току.
В нашей тестовой системе окружающего звучания представлены лишь пять каналов, потому блок питания NAD M25 имел большой запас мощности. Но, зная политику компании NAD относительно составления таблицы технических характеристик своих устройств, можно быть уверенным, что этот аппарат действительно отдаст обещанные 160 Вт при равномерной загрузке всех семи каналов. У нас же NAD M25 полностью контролировал акустику в самых напряженных сценах. Звуковое полотно отличалось весьма точными акцентами и повышенным вниманием к мелким деталям. Однако фирменная мягкость подачи порой излишне демпфировала хлесткие пассажи, которыми сопровождаются современные блокбастеры. Музыкальные произведения преподносились очень воздушно и кристально чисто. Здесь тоже пригодилось умение усилителя подчинять своей воле акустику, да и мягкий характер звучания на исполнительском поприще оказался весьма кстати.


Результаты измерений:

Ровный ход АЧХ выявляет малую неравномерность в полосе звуковых частот, не превышающую 0,24 дБ (рис. 1). Спад заметен в надтональной области, но на частоте 80 кГц его величина не достигает –3 дБ. Графы, полученные при различных нагрузках, имеют совсем незначительный разбег, что говорит о стабильном и низком выходном сопротивлении. Коэффициент демпфирования для нагрузки 8 Ом составляет внушительные 310 единиц. Максимальная выходная мощность не рекордная в рамках нашей подборки, но конструктивные особенности позволяют предположить, что этот показатель будет стабилен при любом количестве загруженных каналов. На нагрузку 2 Ом усилитель отдает до 325 Вт неискаженной мощности. Уровень искажений во всей полосе рабочих частот и мощностей (рис. 2) не превышает 0,02%. Следует также отметить высокое значение соотношения сигнал/шум (114 дБА) и крайне низкий уровень взаимопроникновения сигнала между каналами (рис. 3).


Паспортные данные:
Название – NAD M25 | Выходная мощность на нагрузке 8 Ом, Вт – 160 x 7 | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (по уровню +0,2 дБ) | Гармонические искажения (20—20 000 Гц), % – 0,03 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 96 | Аудиовходы – RCA (7) | Энергопотребление, Вт – нет данных | Габариты, см – 43,5 x 20,0 x 46,6 | Масса, кг – 43,7


Оценки:
Дизайн - 95%
Звучание в кино - 90%
Звучание музыки - 95%
Эргономика - 85%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: чистое и нейтральное звучание, семь каналов усиления, солидные акустические терминалы
Минусы: нет балансной коммутации


Вывод:
Усилитель предлагает семь каналов исключительной мощности и качества, способных не только сопровождать фильмы, но и усладить слух волшебными звуками музыки


Parasound A51

Цена - 136 000 руб.


Многоканальным кинотеатральным системам американская компания Parasound уделяет особое внимание. Не случайно компонентами ее производства оборудованы залы известных на весь мир киностудий Lucasfilm, Pixar, Universal и Warner Bros.

Усилитель Parasound A51 начинаешь уважать еще до включения в сеть — сразу после распаковки. Именно таким и должен быть настоящий многоканальный мощник — с литым алюминиевым фасадом и ребристыми остальными стенками корпуса, солидными ручками для переноски и тороидальным трансформатором величиной с кастрюлю. Здесь всего пять каналов усиления, но каких — 250 Вт на каждый при параллельной работе на нагрузку 8 Ом! При этом весит Parasound A51 не намного меньше семиканального NAD M25. Алюминиевую лицевую панель оживляют кнопка перевода аппарата в режим Standby, подсвеченная синим, пять светодиодов состояния каналов усиления и индикатор перегрева. Центральное место под крышкой занимает огромный тороидальный трансформатор мощностью 2,4 кВ•А, заключенный в сплошной металлический экран, избавляющий каскады усиления аппарата от внешних наводок. Вокруг него размещены пять идентичных усилительных блоков — по два вдоль боковых стенок и один сзади. У каждого из них для охлаждения выходных каскадов есть собственный радиатор, совокупность которых, собственно, и образует стенки корпуса. Каждый канал усиления оснащен своим блоком питания, получающим напряжение от отдельной вторичной обмотки силового трансформатора. Благодаря этому минимизировано взаимное влияние каналов друг на друга. Полностью балансные входные каскады выполнены на JFET-транзисторах (Junction Field Effect Transistors), а схемотехника выходных каскадов построена на полевых (MOSFET) дискретных элементах, обеспечивающих ток отдачи до 60 А в каждом канале. По заверениям производителя, демпинг-фактор усилительных каскадов превышает значение 1100 на частоте 20 Гц. Другими словами, этот усилитель способен справиться с самой сложной нагрузкой.
Подсоединить процессор или AV-ресивер к Parasound A51 можно не только обычными межблочниками с разъемами RCA, но и через балансные входы XLR. Конкретный вход выбирается тумблером на задней стенке корпуса — общим для всех пяти каналов. Есть здесь и вход 12-вольтового триггера для дистанционного управления питанием компонента. Акустические терминалы вполне обычные, с пластмассовыми гайками среднего диаметра. В комплекте с усилителем поставляются кронштейн для его монтажа в стандартную 19-дюймовую стойку, очень солидный силовой кабель достаточной длины и набор разъемов типа «банан» для разделки акустических проводов. Столь большое внимание к комплектации аппарата вызывает уважение.
Первое впечатление, которое Parasound A51 произвел на нас после распаковки, не обмануло. Солидная конструкция и внушительный дизайн были подкреплены выдающимся звучанием как в домашнем кинотеатре, так и в составе стереосистемы. При сопровождении фильмов усилитель продемонстрировал редкий сплав хирургически точной подачи и ураганного напора. Окружающее звуковое поле было настолько плотным и детальным, что порождало магическое ощущение присутствия  — акустические системы словно растворялись в помещении лаборатории, замыкая звуковое полотно вокруг нас. Музыкальные композиции звучали легко и воздушно, с необходимым драйвом и задором. Воспроизведение акустических инструментов отличалось натуральностью и аккуратной работой с самыми мелкими деталями.


Результаты измерений:

График частотных искажений образцовый не только для усилительных устройств, но и для различных других компонентов аудиотракта (рис. 1). Спад характеристики на 80 кГц составляет 0,9 дБ, а в области слышимых частот неравномерность менее 0,1 дБ. КНИ в большей части частотного и мощностного спектра остается в пределах 0,01% (рис. 2). Лишь с уменьшением сопротивления нагрузки и при высокой выходной мощности он незначительно превышает эту планку. Максимальное значение последнего параметра при нагрузке 8 Ом составляет 230 Вт. Фактор демпфирования равен 220. Уровень проникающего сигнала между каналами располагается ниже шумовой отметки вплоть до области высоких частот (рис. 3), где его значения легко фиксируются, но в любом случае находятся ниже порога различимости. Из недостатков упомянем повышенный уровень собственных шумов. Значение отношения сигнал/шум худшее в нашем тесте — 102 дБА.


Паспортные данные:
Название – Parasound A51 | Выходная мощность на нагрузке 8 Ом, Вт – 250 x 5 | Частотная характеристика, Гц – 5—100 000 (по уровню –3 дБ, 1 Вт) | Гармонические искажения (250 Вт), % – менее 0,2 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 112 | Аудиовходы – XLR (5), RCA (5) | Энергопотребление, Вт – 3000 | Габариты, см – 43,8 x 19,5 x 51 | Масса, кг – 35


Оценки:
Дизайн - 95%
Звучание в кино - 95%
Звучание музыки - 95%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 95%


Плюсы: cолидная компоновка, неординарные мощностные показатели, развитая коммутация
Минусы: не обнаружено


Вывод:
Яркий представитель племени многоканальных усилителей, Parasound A51 может претендовать на звание эталона среди техники этого типа. Классика всегда останется в моде



Rotel RMB-1575

Цена - 113 000 руб.


Усилитель мощности, каждый из пяти каналов которого способен отдать 250 Вт, весящий одиннадцать килограммов и лишенный привычных атрибутов — мощного силового трансформатора и больших радиаторов охлаждения: что это, фантастика? Нет, Rotel RMB-1575 именно таков

Пути развития полупроводниковой техники в целом и усилителей низкой частоты в частности обусловлены, по сути, борьбой с различными видами искажений, свойственных природе данных приборов. Надо сказать, что в этой сфере инженерами и конструкторами достигнуты огромные успехи. Возможно, им стало скучно, и тогда появился новый тип устройств — усилители класса D, где обнаружился непочатый край работы. Отметим, что и здесь есть огромные сдвиги, но все же каждая подобная модель, которая попадает на тестирование, удивляет и озадачивает одновременно. Первые образцы годились разве что для сабвуферов с их довольно узким частотным рабочим диапазоном. Однако дальнейшее совершенствование технологии принесло свои плоды — сегодня такие усилители уже способны на равных конкурировать с компонентами, построенными по классической схеме, а в некоторых классах оборудования (к примеру, в однокоробочных домашних кинотеатрах) они стали фактически безальтернативным решением.
Японская компания Rotel давно ведет исследования в этой области. Сегодня вся усилительная техника фирмы работает в классе D. Не исключение и пятиканальный усилитель мощности RMB-1575. Он заключен в сравнительно легкий и совсем небольшой корпус и своим весом и размерами напоминает скорее AV-ресивер среднего уровня. На фасаде выделяется кнопка включения питания, подсвеченная синим. Крупные аудиофильские акустические терминалы примут кабель практически любого сечения. Балансной коммутации аппарат лишен — в наличии лишь пять разъемов RCA. Помимо входа триггера управления питанием имеется здесь и выход для организации цепочек устройств.
Внутри корпуса практически пусто. Там нет ни силового трансформатора питания, ни ребристых радиаторов охлаждения, роль которых выполняет днище корпуса, ни батарей емкостей сглаживающих фильтров. Все блоки питания импульсные, а потому весьма компактные. Высокий КПД усилительных каскадов позволяет обходиться без мощной системы охлаждения — при работе на полную мощность компонент греется совсем слабо.
Неординарные характеристики модели наглядно иллюстрирует тот факт, что при уменьшении сопротивления нагрузки вдвое (с 8 до 4 Ом) выходная мощность также изменяется вдвое — с 250 до 500 Вт на канал. Подобное поведение считается идеальным для усилителей, функционирующих по классической схеме. А демпинг-фактор, равный 400 единицам, говорит о способности Rotel RMB-1575 работать с самой капризной акустикой.
Тестирование мы начинали с некоторым предубеждением — первое впечатление от аппарата оставило нас совершенно равнодушными, в особенности после знакомства с монстром Parasound. Каково же было наше удивление, когда при сопровождении кинофильмов этот скромный по весу и размерам участник не уступил лидеру практически ни в чем, продемонстрировав очень динамичное и предельно острое звучание. Великолепная отдача в напряженных местах современных блокбастеров сочеталась с аккуратным обращением с самыми мелкими деталями звукового полотна. При исполнении музыкальных композиций проявились особенности усиления класса D — почерк модели показался нам излишне синтетичным и сухим. Если для электронных пассажей такой характер звучания вполне подойдет, то акустические жанры теряют в подобной интерпретации жизнь. Хотя рабочий диапазон прорабатывался усилителем тщательно, ритм передавался холодно и отстраненно.


Результаты измерений:

Ровный ход частотной характеристики выявляет малую неравномерность в полосе звуковых частот, не превышающую 0,24 дБ (рис. 1). Спад заметен в надтональной области, но на частоте 80 кГц его величина не достигает –3 дБ, и верхняя граничная частота, соответствующая этому значению, располагается ближе к 100 кГц. Графы, полученные при различных нагрузках, подключенных к усилителю, имеют совсем незначительный разбег, что говорит о стабильном и низком выходном сопротивлении. Коэффициент демпфирования для нагрузки 8 Ом составляет внушительные 310 единиц. Максимальная выходная мощность далеко не рекордная в рамках нашей подборки, но конструктивные особенности аппарата позволяют предположить, что этот показатель будет стабилен при любом количестве загруженных каналов. На нагрузку 2 Ом усилитель отдает до 325 Вт неискаженной мощности. Уровень искажений во всей полосе рабочих частот и мощностей (рис. 2) не превышает 0,02%.


Паспортные данные:
Название – Rotel RMB-1575 | Выходная мощность на нагрузке 8 Ом, Вт – 250 x 5 | Частотная характеристика, Гц – 10—80 000 (по уровню +/-1 дБ) | Гармонические искажения (20—20 000 Гц, 8 Ом, 250 Вт), % – менее 0,03 | Отношение сигнал/шум, дБ – 109 | Аудиовходы – RCA (5) | Энергопотребление, Вт – 600 | Габариты, см – 43,1 x 14,4 x 40,7 | Масса, кг – 11


Оценки:
Дизайн - 90%
Звучание в кино - 95%
Звучание музыки - 85%
Эргономика - 85%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: высокий КПД, небольшой вес и размеры, выразительное звучание при сопровождении кинофильмо
Минусы: нет балансной коммутации, музыкальный материал подается суховато


Вывод:
Оказывается, усилители класса D встречаются не только в сабвуферах и домашних кинотеатрах из одной коробки. А если это усилитель Rotel, то он сможет удивить выразительностью подачи саундтреков



Sunfire TGA-7201

Цена - 136 000 руб.


Американская компания Sunfire на фоне своих конкурентов всегда выделялась смелостью, с какой она внедряла в свою серийную продукцию самые неординарные решения. Многоканальный усилитель Sunfire TGA-7201, построенный легендарным основателем фирмы Бобом Карвером, — яркая иллюстрация подобного подхода

Перед нами еще один участник, оснащенный семью каналами усиления. Он не слишком тяжел и сравнительно компактен. В отличие от Rotel RMB-1575, здесь в схеме силового питания использован полноценный тороидальный трансформатор, что сказалось на массе модели. Однако новаторская реализация схемотехники выходных каскадов Sunfire TGA-7201 позволила достичь высокой отдачи усилителей и обойтись без громоздких радиаторов охлаждения. В результате разработчикам удалось скомпоновать аппарат в корпусе весьма скромных размеров. В левой его части красуется внушительный тороидальный трансформатор, и благодаря такому несимметричному расположению вес устройства распределен неравномерно, что необходимо учитывать при его переноске. За лицевой панелью смонтирована большая плата общего блока питания. Все семь каналов усиления размещены на четырех платах, установленных вдоль корпуса: три из них идентичные, по два канала на каждой, и одна несколько иная — на ней смонтированы седьмой усилитель и часть схемы блока питания. Радиаторов охлаждения как таковых нет, их роль исполняет само днище. Между платами усиления есть крохотный кулер, но, судя по малому количеству вентиляционных отверстий и абсолютно глухой верхней крышке корпуса, особых проблем с охлаждением начинки в этом аппарате нет. Выходные каскады построены на полевых (MOSFET) транзисторах, обеспечивающих до 80 А на выходе каждого из семи каналов усиления. Справедливости ради отметим, что корпус Sunfire TGA-7201 после нашего достаточно интенсивного тестирования остался практически холодным.
Задняя коммутационная панель удивляет обилием разнообразных терминалов. Каждый балансный вход на разъеме XLR дополнен парой небалансных входов RCA. Точнее говоря, называть эту пару входами не совсем корректно, поскольку схема допускает использование второго разъема для организации параллельного усиления — достаточно соединить межблочником второй «вход» одного канала (который будет работать как выход) с входом усилителя, и он теперь будет работать параллельно. Кроме того, фронтальные каналы усиления оснащены двумя типами выходов для подключения АС — по току (current source) и по напряжению (voltage source). Первый вариант рекомендуется для коммутации с электростатическими или планарными акустическими системами, а также с акустикой, оснащенной ленточными излучателями. Усилитель обладает развитыми возможностями интеграции в системы мультирум. Здесь есть сразу три входа триггеров. Аппарат способен включаться либо стандартным управляющим потенциалом 12 В, либо по наличию полезного сигнала на своем входе. Отключение в последнем случае происходит по таймеру, если на входе нет полезного сигнала в течение 30 минут. Также на задней панели присутствует трехуровневый переключатель интенсивности свечения единственного светодиода на лицевой панели, сигнализирующего о наличии питания. Кстати, кроме этого светодиода, на фасаде нет больше ничего, даже сетевой кнопки. Главный выключатель смонтирован сзади, что не слишком удобно при установке аппарата в стойку, — видимо, разработчики подразумевают использование одной из схем дистанционного управления.
При сопровождении кинофильмов усилителю удалось сформировать практически бесшовное звуковое поле, изобилующее мельчайшими нюансами. Однако по напору и отдаче он немного уступил лидерам нашего теста. При тщательной проработке всего рабочего диапазона хотелось бы более хлесткой подачи энергичных импульсов. Музыкальный материал в исполнении Sunfire TGA-7201 прозвучал суховато и резко — в саунде ощущался недостаток эмоций.


Результаты измерений:

Значение максимальной выходной мощности пропорционально изменению сопротивления нагрузки на выходе этого усилителя, что теоретически и должно быть, но на практике встречается редко. При подключенном 2-омном балласте Sunfire TGA-7201 отдает рекордные для нашего теста 820 Вт (рис. 2). Фактор демпфирования, напротив, самый невысокий — 180. Неравномерность частотной характеристики в полосе слышимых частот не превышает 0,7 дБ (рис. 1). Полоса пропускания звукового тракта по уровню –3 дБ чуть более 50 кГц. Взаимопроникновение сигнала между каналами существенно выше, чем у остальных участников, и для частоты сигнала 10 кГц ослабление составляет всего 53 дБ (рис. 3). Нелинейные искажения проявляются в большей или меньшей степени в зависимости от совокупности эксплуатационных параметров (частота сигнала, выходная мощность, сопротивление нагрузки), но в любом случае не превышают 0,2% и ниже порога различимости.


Паспортные данные:
Название – Sunfire TGA-7201 | Выходная мощность на нагрузке 8 Ом, Вт – 200 x 7 | Частотная характеристика, Гц – нет данных | Гармонические искажения, % – менее 0,5 | Отношение сигнал/шум, дБ – 115 | Аудиовходы – XLR (7), RCA (7) | Энергопотребление, Вт – 1440 | Габариты, см – 43,2 x 14,6 x 42,4 | Масса, кг – 15,4


Оценки:
Дизайн - 95%
Звучание в кино - 90%
Звучание музыки - 95%
Эргономика - 85%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: развитая коммутация, высокий КПД, выразительное звучание в кино
Минусы: нет выключателя питания на фасаде, суховатая подача музыкального материала


Вывод:
Компактность этого усилителя в сочетании с достойным звучанием при сопровождении кинофильмов в определенных обстоятельствах вполне может стать решающим фактором


Sherbourn 5-200

Цена - 90 000 руб.


В сегодняшнем состязании большинство участников имеет заокеанское происхождение. Это вполне логично, учитывая, что именно в Северной Америке очень популярны серьезные домашние инсталляции. Последний конкурсант представляет компанию Sherbourn Technologies, штаб-квартира которой находится в одном из пригородов Бостона

Основал компанию Sherbourn Technologies и до недавнего времени владел ею Рон Фоун — энтузиаст аудио, в послужном списке которого значатся такие гранды индустрии, как McIntosh и Acoustic Research. В своих продуктах Фоун продолжает сохранять верность аналоговой технике, делая упор на высочайшее качество комплектующих и проверенные временем схемотехнические решения. Помимо стереофонических устройств в номенклатуре фирмы есть и аппаратура для оснащения домашних кинотеатров — в США это фактически обязательное условие процветания для компании, специализирующейся на аудиотехнике. И надо сказать, что в работе над кинотеатральными моделями инженеры Sherbourn Technologies используют весь свой богатый опыт конструирования стереокомпонентов.
Пятиканальный усилитель мощности Sherbourn 5-200 заключен в массивный металлический корпус черного цвета. Фасад из алюминиевой плиты украшен крупной кнопкой перевода аппарата в режим Standby и пятью светодиодами индикации состояния каналов усиления. Главный выключатель питания смонтирован на задней стенке. Кроме обычной коммутации на разъемах RCA, устройство оснащено балансными входами XLR. Причем тип активного входа выбирается отдельными для каждого канала тумблерами. Вероятно, эта возможность способна оказаться востребованной, но мы не смогли придумать пример одновременного использования обоих типов входов для разных каналов усиления. Акустические терминалы вполне обычные — среднего размера, с пластмассовыми зажимами. Там же на задней стенке есть тумблер, отключающий индикацию на передней стороне корпуса, что может быть полезным при установке компонента в кинозале с полным затемнением. Для удаленного управления питанием усилителя предусмотрен вход стандартного триггера 12 В.
Внутренняя компоновка Sherbourn 5-200 напомнила другого участника — NAD M25. За лицевой панелью на боку установлен большой тороидальный трансформатор мощностью 1,2 кВ•А. Под ним смонтирована плата общего блока питания с батареей из шести емкостей по 60 000 мкФ сглаживающего фильтра. Пять одинаковых усилительных модулей выстроились в ряд до задней стенки корпуса. Радиаторы охлаждения выходных каскадов смонтированы непосредственно на платах. Более свободное, чем в семиканальном NAD M25, их расположение внутри аппарата позволило обойтись без принудительной вентиляции. И после интенсивного тестирования корпус Sherbourn 5-200 оказался лишь теплым.
Запас мощности у модели очень приличный. При этом звучание отличалось мягкостью, которая больше подходит для музыкального материала. Самые энергичные всплески напряженных сцен блокбастеров усилитель сглаживал, формируя плотное окружающее звуковое полотно с четким позиционированием образов в пространстве и высочайшей детальностью. Но в кино саунд был слишком деликатный — не чувствовалось ожидаемой американской удали и размаха. Очень хорошо Sherbourn 5-200 проявил себя при исполнении многоканальных музыкальных треков, характеризующихся интенсивной загрузкой всех пяти каналов, — его солидная энерговооруженность обеспечила четкую проработку мельчайших нюансов в столь нагруженном режиме.


Результаты измерений:

График АЧХ выявляет некоторые сложности, возникающие у усилителя при работе на низкоомную нагрузку (рис. 1, синий граф). Но, учитывая, что заметные искажения проявляются фактически в надтональной области, этот факт не стоит считать существенным недостатком. Неравномерность характеристики в слышимом диапазоне частот не превышает 0,18 дБ, а верхняя граничная частота по уровню –1 дБ составляет 54 кГц. Продукты нелинейных искажений обнаруживаются в крайне малой степени. Так, при нагрузке 8 Ом их уровень меньше 0,01%  во всем диапазоне мощностей (рис. 2). Максимальная неискаженная мощность при этом равна 240 Вт. Коэффициент демпфирования — 230. Уровень проникновения между каналами растет с увеличением частоты сигнала, но не будет различим на музыкальном материале (рис. 3). Характерная особенность — крайне малый уровень собственных шумов и, соответственно, большое значение отношения сигнал/шум (116 дБА).


Паспортные данные:
Название – Sherbourn 5-200 | Выходная мощность на нагрузке 8 Ом, Вт – 200 x 5 | Частотная характеристика, Гц – 5—150 000 (по уровню –3 дБ) | Гармонические искажения, % – менее 0,05 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 111 | Аудиовходы – XLR (5), RCA (5) | Энергопотребление, Вт – нет данных | Габариты, см – 43,2 x 20,3 x 48,3 | Масса, кг – 40


Оценки:
Дизайн - 95%
Звучание в кино - 90%
Звучание музыки - 95%
Эргономика - 85%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: солидная конструкция, развитые коммутационные возможности, высокая энерговооруженность
Минусы: смягчение акцентов в напряженных сценах блокбастеров

Вывод:
Классика американской усилительной школы проявляет несвойственную ей деликатность в подаче материала, что придется кстати при воспроизведении музыкальных композиций. Если принять во внимание цену, то тягаться с Sherbourn 5-200 будет сложно



Итоги

Для начала немного статистики: четыре из пяти участников родом из Северной Америки (три из США и один из Канады). Три усилителя из пяти построены по классической схеме с мощным силовым питанием. Конструкция из абсолютно независимых моноблоков, объединенных лишь общим корпусом, в этом тесте не встретилась, однако наиболее близким к подобному варианту оказался Parasound A51, у которого общий лишь силовой трансформатор с раздельными для каждого канала вторичными обмотками. NAD M25, Sunfire TGA-7201 и Sherbourn 5-200 используют общий блок питания, тогда как Rotel RMB-1575 стоит в этом ряду особняком, поскольку обходится вообще без силового трансформатора. Два аппарата предлагают семь каналов усиления, а три довольствуются пятью. В то же время разброс цен довольно широк — от 90 тысяч рублей за Sherbourn 5-200 до 136 тысяч за Parasound A51 и Sunfire TGA-7201. Причем стоимость не связана напрямую ни с количеством каналов усиления, ни с весом и размером устройств. Тем не менее победителем данного теста стал один из наиболее дорогих участников. Самая внушительная и бескомпромиссная конструкция, богатые коммутационные возможности и выразительное звучание как при сопровождении кинофильмов, так и при работе в составе стереосистемы — все это относится к усилителю Parasound A51, который получает титул Best Buy. Выявить обладателя редакционной рекомендации было значительно сложнее. И определяющим здесь стал критерий соотношения цены и качества продукта. Пусть Sherbourn 5-200 и не был лучшим в составе домашнего кинотеатра, с учетом стоимости он достоин аплодисментов и второй ступени на пьедестале. Но главным сюрпризом для нас оказался Rotel RMB-1575. Того, что усилитель, работающий в классе D, сможет выступить в кино на уровне победителя, не ожидал никто. И хотя его успехи на музыкальном поприще были не столь впечатляющие, звание Editor’s Choice он заслужил. В заключение хотелось бы отметить, что все без исключения участники сегодняшнего соревнования достойны занять место в составе вашего домашнего кинотеатра. Появление подобного устройства в помощь AV-ресиверу изменит звучание системы до неузнаваемости. По крайней мере, вопроса, за что заплачены деньги, в данном случае не возникнет. 

Анатолий Максименко


Редакция Hi-Fi.ru