Упоение синематографом
Wed, 11 May 2022 20:50:17 +0300 Wed, 11 May 2022 20:50:17 +0300Кинотеатральный контроллер, интегрированный с многоканальным усилителем ADA Cinema Rapture
Упоение синематографом
Кинотеатральный контроллер, интегрированный с многоканальным усилителем ADA Cinema Rapture
Цена – 248 000 руб.
Название Cinema Rapture, которое американская компания ADA выбрала для своего интегрированного устройства, в вольном переводе с английского означает «восторг, восхищение, упоение кино». Что ж, имя обязывает ко многому. Сможет ли интегрированное решение противопоставить что-либо классической раздельной компонентной архитектуре в самом высшем ценовом сегменте кинотеатральной техники?
В США, справедливо считающихся родиной домашнего кинотеатра, подходы к его оснащению всегда отличались основательностью. Электронное оборудование, всю проводку и акустические системы здесь принято закладывать в проект строящегося дома, а подбором, установкой и настройкой занимаются приглашенные специалисты соответствующего профиля. Все это позволяет получить в итоге сбалансированное решение, которое успешно соперничает с коммерческими кинозалами по качеству изображения и звукового сопровождения. В последнее время такие услуги становятся все больше востребованными и у отечественных любителей кино. Именно на этот рынок ориентирована продукция известной американской компании Audio Design Associates (ADA). Ее история началась в далеком 1989 году с выпуска первого в мире многоканального усилителя мощности, да и сегодня основной костяк модельного ряда составляют подобные усилители и кинотеатральные процессоры. В этом смысле ADA Cinema Rapture скорее исключение из устоявшихся правил — в этом компоненте современный кинотеатральный процессор интегрирован с семиканальным усилителем мощности. На первый взгляд только отсутствие тюнера для приема радио отделяет ADA Cinema Rapture от огромной армии бытовых AV-ресиверов. Но это лишь на первый, самый поверхностный взгляд. Познакомившись с аппаратом поближе, удивляешься, насколько велика пропасть между ними.
Человеку, вооруженному специальными знаниями и соответствующим измерительным оборудованием, дается в руки очень гибкий инструмент для реализации его замыслов. Но неискушенного пользователя такое обилие настроек может испугать, а система автоматической калибровки здесь отсутствует.
Конструкция всех компонентов ADA, включая Cinema Rapture, четко ориентирована на профессиональное применение. На это указывает и возможность монтажа устройства в стандартную 19-дюймовую стойку, и реализация сквозной системы охлаждения с принудительным нагнетанием воздуха вентилятором на одной из боковых стенок корпуса, и имеющиеся средства дистанционного мониторинга и управления. Строго говоря, в продукции ADA границы между профессиональной и бытовой техникой нивелируются. К примеру, массивный литой фасад напоминает скорее об аппаратуре High End, а не об аскетичном оборудовании профессиональной студии. Центральное место на лицевой панели отдано крупной накладке из темного пластика, скрывающей информационный дисплей. Пока прибор выключен ничто не нарушает монолитность этой черной поверхности, но стоит подать на него питание, как синим светом озаряется не только большой дисплей, но и многочисленные надписи и логотипы на самой накладке. Не думаю, что такая красота должна быть, по замыслу разработчиков, спрятана в тесной аппаратной кинозала. С другой стороны, не слишком яркая подсветка всех органов управления позволяет выполнять регулировки даже в полной темноте. Справа от информационного дисплея выстроились в ряд три небольшие многофункциональные рукоятки управления. Помимо изменения громкости, переключения входов и режимов, они позволяют работать с без преувеличения огромным меню устройства. Но, безусловно, это не самый удобный способ настройки и управления системой. С подобными компонентами лучше общаться дистанционно, для чего Cinema Rapture предлагает два пути. Во-первых, он может быть объединен с другими компонентами ADA по фирменной управляющей шине ADA Bus, что дает возможность руководить всей системой как единым целым. Однако наиболее продвинутым и удобным вариантом представляется работа по сети с любого компьютера. Для этого, конечно, Cinema Rapture нужно подключить к домашней компьютерной сети, правильно сконфигурировать сетевые протоколы и установить на персоналку специальную утилиту управления. Зато затем вы получите в одном окне доступ ко всему многообразию настроек аппарата. А оно действительно поражает! К примеру, здесь предусмотрено по четыре профиля для хранения настроек громкости, тембров, конфигурации системы окружающего звучания и поканального 12-полосного эквалайзера. Существует и возможность управления реверберацией в программах DSP-обработок. То есть человеку, вооруженному специальными знаниями и соответствующим измерительным оборудованием, дается в руки очень гибкий инструмент для реализации своих замыслов. Вместе с тем у подобной гибкости имеется и обратная сторона — неискушенного пользователя такое обилие настроек может испугать, а спасательным кругом в виде системы автоматической калибровки модель не наделена — ее класс не терпит упрощений, и такой палочкой-выручалочкой станут услуги инсталлятора. Наконец, в комплекте присутствует пульт дистанционного управления оригинальной угловатой формы, сделанный металла.
Цифровой модуль сделан легко снимающимся, что позволяет осуществить в дальнейшем апгрейд ADA Cinema Rapture в случае появления новых форматов саундтреков или более мощных процессоров.
В поисках компромиссов, на которые пришлось пойти при проектировании устройства «все в одном», нужно отметить менее развитые коммутационные возможности, чем, к примеру, у кинотеатрального процессора ADA Cinema Rhapsody Mach IV. Основной интерфейс HDMI представлен лишь четырьмя входами и единственным выходом, а многоканального аналогового выхода ADA Cinema Rapture лишен вовсе. Кроме того, в наличии четыре аналоговых стереофонических входа на разъемах RCA, которые могут быть сконфигурированы в один многоканальный вход, а также два оптических и четыре коаксиальных цифровых порта. Выход с усилителей мощности организован не на привычных винтовых терминалах, а в виде гнезд под штекеры типа «банан». В комплекте с устройством есть переходники с винтовыми зажимами.Небольшой вес и компактные размеры аппарата обусловлены использованием усилителей мощности, работающих в классе D. Каждый из них выполнен на отдельной плате с некрупным радиатором охлаждения. Семь таких модулей вставлены в материнскую плату, смонтированную на днище корпуса. Блок питания заключен в глухой металлический кожух и установлен непосредственно за лицевой панелью практически во всю ширину корпуса. В левой части располагаются этажерка плат входов и цифровой модуль, который сделан легко снимающимся, что позволяет осуществить в дальнейшем апгрейд ADA Cinema Rapture в случае появления новых форматов аудиодорожек или более мощных процессоров. В текущей же версии за обработку саундтреков и конвертацию сигналов в аналоговую форму отвечают чипы Texas Instruments.
При включении питания шум вентиляторов охлаждения слышен довольно отчетливо, даже когда киносеанс еще не начался. Впрочем, для компонента, предназначенного для монтажа в стойку, это простительно. При сопровождении кинофильмов модель образует плотное и насыщенное звуковое поле, создавая удивительный эффект присутствия в самой гуще событий. Хирургически точный процессинг наполняет звучание множеством мелких деталей с потрясающе четкой локализацией виртуальных источников звука в пространстве. А каков масштаб! ADA Cinema Rapture управляется с акустическими системами словно играючи, что вносит свою лепту в формирование очень воздушной, ничем не стесняемой звуковой картины.
Результаты измерений
Выходные характеристики ADA Cinema Rapture в первую очередь обусловлены особенностями цифрового усиления сигнала. Поведение графика АЧХ в верхней октаве звукового диапазона выявляет зависимость от сопротивления нагрузки, и при балласте 8 Ом обнаруживается неравномерность в 0,47 дБ. Полоса пропускания ограничена 24 кГц, а коэффициент демпфирования составляет 30 ед. Благодаря тому что устройство не только обладает широчайшими настройками по части конфигурации системы, но и способно практически без ограничений корректировать амплитудную характеристику многополосным эквалайзером, проблем согласования с акустическими компонентами не возникнет. К примеру, даже обычная тембральная регулировка осуществляется в пределах ±18 дБ (рис. 1)! По мощностным параметрам примененные технологии дают фору классическим решениям. Выходная мощность в каждом канале на 4-омный балласт достигает 270 Вт. Уровень искажений во всем рабочем диапазоне как минимум на порядок ниже порога различимости (рис. 2). Проникающий межканальный сигнал четко фиксируется и практически не зависит от частоты, но на слух выделить его не представляется возможным (рис. 3).
Паспортные данные:
Тип – кинотеатральный контроллер, интегрированный с многоканальным усилителем | Название – ADA Cinema Rapture | Выходная мощность (на 8 / 4 Ом), Вт – 7 х 150 / 300 | Декодирование Dolby TrueHD и DTS-HD HRA/MA – да | Система автокалибровки – нет | Коммутация HDMI v.1.4, входов / выходов – 4 / 1 | Видеоскалер 1080p – нет | Конвертер аналоговых видеосигналов в HDMI – нет | Видеовходы – нет | Видеовыходы – нет | Аудиовходы – RCA (4), цифровые оптические (2), цифровые коаксиальные (4) | Аудиовыходы – нет | Дополнительно – сертификация THX Ultra2, поддержка технологии 3D, управление через LAN, выход триггера, поддержка ADA Bus | Габариты, см – 43,5 x 18,5 x 44,1 | Масса, кг – 17,7
Результаты инструментальной экспертизы
Макс. мощность (0,7% КНИ, 1 кГц) на 8 / 4 Ом, Вт
145 / 270
Макс. мощность (0,7% КНИ, 8 Ом) на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, Вт
145 / 145 / 148
КНИ на 0,5 Рмакс на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, %
0,072 / 0,042 / 0,08
Переходное затухание между каналами, на 1 кГц / 10 кГц, не менее, дБ
80 / 77
Отношение сигнал/шум, дБА
106
Коэффициент демпфирования (8 Ом, 80 Гц)
30
Неравномерность АЧХ в полосе 20 Гц — 20 кГц, дБ
0,47
Оценки
+ | гибкость настроек, мощный процессинг, выразительное звучание, возможность настройки и управления по сети, небольшой вес и компактные размеры | - | сложность процедуры настройки и калибровки, единственный выход HDMI |
Вывод:
ADA Cinema Rapture — это в большей степени очень мощный и гибкий инструмент, который в умелых руках позволяет достичь самых амбициозных целей при построении звуковой части домашнего кинозала
Анатолий Максименко