50 лучших боевиков 80-х годов ХХ века

Thu, 02 May 2024 17:39:25 +0300 Thu, 02 May 2024 17:39:25 +0300

Время героев

50 лучших боевиков 80-х годов ХХ века

Время героев

Тридцать лет отделяют нас от эпохи, которая стала золотым веком боевиков. В 1980-е компьютерные эффекты делали свои первые шаги, и они еще не могли заменить собой всё экранное действо. Поэтому создатели блокбастеров делали ставку на «реальные» поединки и перестрелки, а главные роли зачастую играли профессиональные спортсмены и трюкачи, которые не изображали крутых, а были ими в реальной жизни. Советская эпоха не позволила нам насладиться этими хитами вместе со всем миром, но мы наверстали упущенное в видеопрокатах, и до сих пор обожаем фильмы, которые вошли в нашу подборку пятидесяти лучших боевиков 80-х годов ХХ века.


50. Дом у дороги / Road House (1989)

Профессиональный вышибала, который отлично умеет разбираться с пьяными посетителями и мелкими бандитами, находит работу в провинциальном ночном клубе. Однажды он ввязывается в потасовку с прислужниками местного магната, который держит в кулаке весь городок. Тот сперва пытается перекупить вышибалу, а затем, когда тот отказывается, начинает мстить, и герой принимает неравный бой. Боевик режиссера Роуди Херрингтона стал одной из самых популярных лент с Патриком Суэйзи в главной роли. Хотя в прокате «Дом у дороги» не блеснул, он добрал свое после выхода на видео и стал культовым хитом.



49. Чернокнижник / Warlock (1989)

Картину Стива Майнера обычно причисляют к фильмам ужасов, но на деле это мистический боевик, герои которого применяют магию вместо пистолетов и гранат. Заглавный злодей ленты в исполнении Джулиана Сэндза – колдун из XVII века, который переносится в XX столетие и собирает разбросанные по Америке страницы из древней магической книги. По преданию, в этом фолианте заключено истинное имя Бога, и тот, кто прочтет его задом наперед, сокрушит мироздание. К счастью для человечества, вместе с чернокнижником в будущее переносится охотник на магов, и он пытается остановить колдуна с помощью белой магии. Главного героя изобразил Ричард Э. Грант, а его напарницу из XX века сыграла Лори Сингер.



48. Трон / Tron (1982)

В начале 1980-х компьютерные игры были исключительно примитивны, но они уже могли вдохновить создателей полнометражных лент. В киберпанковском боевике Стивена Лисбергера «Трон» хакер, уволенный из крупной корпорации, и двое его бывших сослуживцев обнаруживают, что корпоративный суперкомпьютер обрел разум и стал опасен для людей. Чтобы остановить его, персонажи проникают в компьютерный зал, и электронный злодей переносит хакера в свою виртуальную реальность, где герою приходится играть не на жизнь, а на смерть. Картина с участием Джеффа Бриджеса стала ранним примером использования компьютерной графики в кино, но большинство его многочисленных спецэффектов были созданы «по старинке».



47. Черный дождь / Black Rain (1989)

Японские мотивы были очень популярны в Голливуде конца 1980-х, и режиссер Ридли Скотт отдал им должное в полицейском боевике с участием Майкла Дугласа. Американский актер сыграл нью-йоркского детектива с дурной репутацией, которого начальник отправляет в Японию, в качестве сопровождающего для выданного на родину японского гангстера-якудза. Очутившись в Осаке, преступник сбегает, и его снова приходится ловить. Так у главного героя появляется новый напарник, с которым он поначалу не ладит, поскольку у обоих не лучшее мнение о культуре друг друга. Продюсеры хотели, чтобы главного злодея сыграл Джеки Чан, но актер отказался изображать японского гангстера, и роль досталась звезде японских боевиков Юсаку Мацуде.



46. Над законом / Above the Law (1988)

Нико Тоскани вырос в США, учился боевым искусствам в Японии и служил в ЦРУ во время вьетнамской войны, пока не осознал, что не хочет потакать преступникам и палачам. Поэтому он вернулся в Америку, стал полицейским детективом… И вновь столкнулся с теми, кто верит, что ЦРУ над законом и что он может нарушать правила не только за рубежом, но и в самих Штатах. Роль Нико стала экранным дебютом мастера айкидо Стивена Сигала (и первым использованием айкидо в американском боевике), а жену главного героя сыграла Шэрон Стоун. Фильм был настолько популярен в России времен киносалонов, что позднейшие фильмы Сигала пираты называли сиквелами «Над законом», хотя это были оригинальные постановки.



45. Большой переполох в маленьком Китае / Big Trouble in Little China (1986)

Постаравшись совместить американский и гонконгский подход к созданию боевиков, режиссер Джон Карпентер и его команда создали культовый хит. «Большой переполох» рассказывает о дальнобойщике, который выигрывает пари у своего китайского друга и, пытаясь получить свои деньги, случайно встает на пути у злодеев, которые орудуют в китайских кварталах Сан-Франциско. Один из них – древний волшебник, проклятый в незапамятные времена и с тех пор творящий бесчинства в Китае и в США. Главную роль в фильме исполнил Курт Рассел, а главного негодяя изобразил Джеймс Хонг, один из китайских ветеранов Голливуда.



44. Голубой гром / Blue Thunder (1983)

Когда действие голливудского боевика развивается в Лос-Анжелесе, персонажи обычно используют огнестрельное оружие и свои машины. Но зачем мелочиться, если можно снять кино о пилоте полицейского вертолета? Так появился на свет боевик Джона Бэдема, в котором Рой Шнайдер сыграл уже упомянутого пилота. Его персонаж управляет новейшим вертолетом, способным записывать все, что попадает в объективы его камер. Благодаря этому в руках героя оказывается пленка, опасная для заговорщиков из правительства, и ему на своем вертолете приходится отбиваться от злодея, с которым он некогда служил во Вьетнаме. Понятно, у злодея собственный вертолет.



43. Последний звездный боец / The Last Starfighter (1984)

Стоит ли тратить последние монеты на игровой автомат? Конечно же, нет. Если только вы не живете в мире подросткового фантастического боевика Ника Кастла. В этой картине игровые автоматы – это инопланетные устройства, которые ищут воина, способного защитить Звездную Федерацию от вторжения кровожадной Империи. Поэтому, когда подросток Алекс устанавливает рекорд в видеоигре, Федерация забирает его в космос и отправляет воевать с Империей. Ведь система управления настоящими космическими кораблями такая же, как у автомата. Главную роль в картине сыграл Лэнс Гест. «Последний звездный боец» вошел в историю кино как первое кино с множеством спецэффектных сцен, созданных с помощью компьютерной анимации.



42. Слепая ярость / Blind Fury (1989)

Вдохновившись японским циклом боевиков о слепом воине Затоичи, создатели «Слепой ярости» придумали историю о ветеране Вьетнама, который утратил зрение, но зато научился вслепую сражаться мечом, замаскированным под трость. Когда герой возвращается в США, он становится защитником сына своего давнего друга, после того как мать мальчика убивают бандиты. Поставил «Ярость» австралиец Филип Нойс, а главную роль исполнил харизматичный голландец Рутгер Хауэр, весьма убедительный в роли человека, который стал опаснее, когда ослеп.



41. Одинокий волк Маккуэйд / Lone Wolf McQuade (1983)

Блеснув в небольшой, но принципиально важной роли в боевике Брюса Ли «Путь дракона», американский мастер боевых искусств Чак Норрис стал звездой боевиков в своем праве. Его самой удачной картиной считается лента Стивена Карвера, в которой Норрис сыграл техасского рейджера, живущего неподалеку от границы с Мексикой. Местные бандиты пользуются этим соседством, чтобы грабить перевозчиков американского военного оружия и продавать добычу за границу. Естественно, Маккуэйд не может с этим мириться, и он устраивает бандитам правосудие по-техасски. Главного злодея изобразил Дэвид Кэррадайн – еще один американский актер, известный по ролям в фильмах с боевыми искусствами.



40. Храм Шаолиня / Shaolin Temple (1982)

Лучшие фильмы Джета Ли были сняты в 1990-е и 2000-е, но китайский мастер единоборств прославился десятилетием ранее. «Храм Шаолиня» стал первым фильмом о китайских боевых искусствах, который был снят в материковом Китае (прежде в этом жанре работали только китайцы из Гонконга), и говорят, что тогда было продано около 300 миллионов билетов. Все в Китае, кто жил рядом с кинотеатром, хотели посмотреть кино о молодом ученике, который становится мастером кунг-фу из монастыря Шаолинь. Джет Ли в то время был всего лишь известным спортсменом, и говорят, что ему платили один юань в день за участие в съемках.



39. Да, мадам! / Yes, Madam! (1985)

Когда гонконгские продюсеры задумали снять очередной полицейский боевик, они планировали отдать главную роль актеру-мужчине. Но во время поисков «свежих лиц» они увидели боевую демонстрацию американской спортсменки Синтии Ротрок и столь впечатлились, что превратили ленту в боевик о двух женщинах-полицейских – британке в исполнении Ротрок и китаянке в исполнении Мишель Йео. Последняя в то время была известна как Мисс Малайзия, так что Йео пришлось серьезно поработать в спортзале, чтобы в кадре смотреться не хуже, чем Ротрок и гонконгские профи. Зато в итоге у режиссера Кори Юэня получилась эффектная и очень популярная лента, открывшая в Гонконге моду на фильмы о «крутых красотках».



38. Битва титанов / Clash of the Titans (1981)

Мифологический боевик Дэсмонда Дэвиса «Битва титанов» стал последней работой в кино мастера «реальных» визуальных эффектов Рэя Харрихаузена, повлиявшего на многих позднейших творцов зрелищного кино. В основу ленты легли древнегреческие мифы – прежде всего, легенда о войне полубога Персея с Медузой Горгоной. Впрочем, в «Битве» Медуза оказывается лишь промежуточным «боссом». Картина подготовила для персонажа Гарри Хэмлина и более опасные испытания, чем схватка с чудовищем, которое обращает в камень своим взглядом. В 2010 году в Голливуде сняли ремейк «Битвы» с компьютерными и трехмерными эффектами, но оригинал тоже заслуживает внимания.



37. Кровавый спорт / Bloodsport (1988)

Формально «Кровавый спорт» Ньюта Арнольда проходит по категории спортивных лент, но лента достаточно жестока, чтобы считаться боевиком. Она рассказывает об американском мастере боевых искусств, который приезжает в Гонконг, чтобы принять участие в подпольном состязании по единоборствам. Главную роль в фильме исполнил бельгиец Жан-Клод ван Дамм, который до ухода в кино занимался балетом, бодибилдингом, карате и другими видами восточных боевых искусств. «Кровавый спорт» не был дебютом ван Дамма, но именно с этой картины началась его карьера полноправной звезды западных боевиков.



36. Танго и Кэш / Tango & Cash (1989)

Что может быть лучшим призом для режиссера, который переехал в другую страну? Наверно, возможность поработать с местными звездами. Советский постановщик Андрей Кончаловский не раз воспользовался этой возможностью в США – в том числе во время съемок комедийного боевика «Танго и Кэш», где Сильвестр Сталлоне и Курт Рассел изобразили попавших в тюрьму полицейских. Прежде заглавные герои терпеть друг друга не могли, поскольку это совершенно разные по характеру люди. Но им пришлось стать напарниками, чтобы выбраться из заключения и отомстить тем, кто сфабриковал против них дело.



35. Красная жара / Red Heat (1988)

За годы жизни в Америке Арнольд Шварценеггер так и не освоил безупречный американский акцент, и потому никогда до конца не вписывался в роли американцев. В «Красной жаре» это решили использовать. Так герой боевиков получил свою самую экзотическую работу – роль советского капитана милиции Ивана Данко, который отправляется в США, чтобы забрать на родину грузинского бандита, арестованного в Чикаго. Но так как злодею удается сбежать, необычная командировка превращается в войну с американской и советской мафией. Вместе с австрийцем в полицейском боевике снялся Джеймс Белуши.



34. Одиночное плавание (1985)

Немногие советские фильмы могут по праву считаться боевиками, и лента Михаила Туманишвили – одно из этих редких исключений. Недаром она была среди лидеров советского кинопроката в 1980-х! Главные герои ленты – советские военные моряки и морпехи, которые должны предотвратить заговор ЦРУ против собственного правительства и курса на международную разрядку. Злодеи захватывают американскую ракетную базу и открывают огонь в надежде свалить вину за уничтоженные корабли на советский флот. Так что нашим героям приходится спасать американских граждан – и, конечно, мир во всем мире. Командира морпехов сыграл Михаил Ножкин.



33. Кикбоксер / Kickboxer (1989)

Сыграв участника жестоких соревнований в «Кровавом спорте», Жан-Клод ван Дамм тут же изобразил аналогичного персонажа в еще более удачной ленте «Кикбоксер». В отличие от «Спорта», где герой дерется, потому что дерется, в картине Марка ДиСалле персонаж ван Дамма мстит за своего брата, который стал инвалидом после схватки с чемпионом по тайском боксу. Он находит учителя, усердно тренируется и в итоге бросает вызов обидчику. При этом события в финальной схватке диктуются не только мастерством бойцов, так что бой драматичнее обычного поединка.



32. Осьминожка / Octopussy (1983)

Предпоследний фильм Роджера Мура в роли британского суперагента Джеймса Бонда считается одной из лучших «бондовских» лент 1980-х – в первую очередь, благодаря её экшен-сценам. Напротив, о сюжете картины, в котором переплетены цирк, Восточная Германия, советский генерал, афганский принц, контрабанда украшений и атомное оружие, трудно сказать что-то лестное, и «Осьминожку» всегда критиковали за её странность даже по меркам «бондианы». Но как шпионский боевик картина Джона Глена заслуживает место в нашем хит-параде.



31. Закусочная на колесах / Wheels on Meals (1984)

Китайские двоюродные братья Томас и Дэвид торгуют снедью на улицах Барселоны. Казалось бы, это мирное и спокойное занятие, но кузены ухитряются впутаться в криминальную историю и заняться спасением красотки-воровки, которую выкрали головорезы на службе местного аристократа. «Закусочная» поставлена гонконгским метром комедийных боевиков Саммо Хунгом, но солирует в картине Джеки Чан (хотя Хунг в ней тоже появляется). Кульминационный поединок персонажа Джеки Чана и злодея в исполнении американского кикбоксера Бенни Уркидеса считается одним из лучших сражений в истории комедийных боевиков. Да и по меркам серьезных лент это восхитительное зрелище.



30. Искры из глаз / The Living Daylights (1987)

После семи фильмов с Роджером Муром в роли британского суперагента Джеймса Бонда публика с готовностью приняла нового ведущего актера «бондианы». Тимоти Далтон был заметно моложе Мура, а приключения его Бонда были более реалистичными, чем экстравагантные подвиги из предыдущих лент. В «Искрах из глаз» шпион охотился на советского генерала КГБ, решившего возродить сталинские порядки и начать убивать иностранных шпионов и советских предателей. Основные события ленты разворачивались в Европе, Марокко и Афганистане, где Бонд помогал моджахедам. Реализм, как и было сказано…



29. Полицейский из Беверли-Хиллз / Beverly Hills Cop (1984)

Фильм Мартина Бреста был задуман как прямолинейный полицейский триллер о копе, которого переводят из бандитского района Лос-Анджелеса в его самый фешенебельный округ. Однако по мере работы над лентой она радикально преобразилась в захватывающий полицейский боевик о разбитном чернокожем детективе из Питтсбурга, который самочинно отправляется в Беверли-Хиллз, чтобы узнать, кто убил его друга детства. Взяв на главную роль популярного комика Эдди Мерфи, продюсеры «Полицейского» наделили ленту фирменным обаянием и сарказмом актера, и фильм, который мог бы затеряться в череде ему подобных, стал одним из главных голливудских успехов 1980-х (сборы в 316 миллионов долларов при бюджете в 13 миллионов).



28. Лучший стрелок / Top Gun (1986)

В 1990-х и 2000-х Том Круз вполне освоился с образом экшен-героя, а вот на фоне крутых мужиков 1980-х он еще смотрелся не очень. Поэтому в «Лучшем стрелке» режиссер Тони Скотт вручил Крузу палубный истребитель, и актер зажег в роли красавца-пилота, который в небе сражается с врагами Америки, а на Земле покоряет сердце женщины-инструктора. Картина вышла столь патриотичной и захватывающей, чтобы её релиз совместили с очередной кампанией по набору добровольцев в американскую армию и собрали отличный урожай, порой прямо рядом с кинотеатрами. «Лучший стрелок» до сих пор считается одним из самых удачных примеров сотрудничества Голливуда с Пентагоном.



27. Дюна / Dune (1984)

Будем честны – для Голливуда 1984 года экранизация эпического фантастического романа Фрэнка Герберта была слишком амбициозной задачей, даже для такого изобретательного режиссера как Дэвид Линч. Поэтому «Дюна» заслужила всю ту критику, которая на неё в свое время обрушилась. Но если всех аспектов книги фильм не передал, то с фантастическим экшеном он отлично справился. Да и звезды в нем снялись колоритные, во главе с Кайлом Маклахленом в роли космического аристократа Пола Атрейдеса, который в бою отстаивает свое право владеть пустынной планетой Дюна, полученной его отцом от самого Императора. Так что место в хит-параде боевиков лента заслужила.



26. Побег из Нью-Йорка / Escape from New York (1981)

Сердце американской цивилизации больше не бьется. Город Нью-Йорк умер и превратился в тюрьму особого режима, окруженную высоким забором. При этом в бывшем городе нет охраны – заключенные сами управляют собой под присмотром военных. Так начинается фантастический триллер Джона Карпентера, в котором бывший спецназовец получает шанс на досрочное освобождение, если вытащит из трущоб Нью-Йорка президента США, чей самолет разбился над городом. Инвесторы хотели, чтобы Карпентер снял в главной роли ветерана боевиков Чарльза Бронсона, но режиссер настоял на приглашении Курта Рассела, и тот так ярко сыграл одноглазого Змея Плискина, что получился превосходный мрачный и циничный боевик.



25. Кобра / Cobra (1986)

Лейтенант полиции Марион Кобретти по прозвищу «Кобра» не из тех копов, кто любит арестовывать бандитов. Он зачищает Лос-Анджелес, а не набивает тюрьмы. Начальство его за это не любит, не говоря уже о либеральных журналистах, но подход Кобры оказывается как нельзя кстати, когда в городе появляются бандиты, убивающие ради удовольствия и «высших идеалов». Злодеи объявляют городу войну, и Кобра отправляется убивать в ответ. По пути он защищает красавицу-свидетельницу, которая может опознать главаря преступников. Фильм Джона Пана Косматоса с участием Сильвестра Сталлоне не снискал признания критиков, но стал любимцем зрителей.



24. Город в огне / City on Fire (1987)

Все любители западного кино знают классическую картину «Бешеные псы», но лишь настоящие знатоки творчества Квентина Тарантино в курсе, что эта лента прямо вдохновлена гонконгским боевиком Ринго Лама. Правда, если в «Псах» все действие вращается вокруг бандитской разборки после неудачного ограбления, то в «Городе в огне» прослежена вся история о внедрении полицейского в банду грабителей, и в ленте достаточно экшен-сцен, чтобы считать ее полноправным боевиком. Роль бесстрашного полицейского сыграл Чоу Юнь-Фат.



23. Коммандос / Commando (1985)

Главный герой картины Марка Лестера настолько крут, что ленте недостает драматизма. Зрители ни на минуту не сомневаются, что бывший спецназовец в исполнении Арнольда Шварценеггера расправится с полчищами бандитов и вернет свою похищенную дочь (которая, кстати, тоже не промах). Но картина совершенно не страдает от сценарных огрехов, так как её залихватский и безостановочный экшен затягивает как омут. Кроме того, в «Коммандо» достаточно шуток, чтобы никто не сомневался, что нужно упиваться экшеном, а не сопереживать горе мускулов с гранатами.



22. Супермен 2 / Superman II (1980)

Коварный бизнесмен Лекс Лютор был опасным противником для Супермена, но он не мог справиться с супергероем голыми руками. Другое дело – военный преступник Зод, который также родился на Криптоне, и у которого на Земле те же невероятные способности, что и у Кларка Кента. Когда генерал Зод и его подручные в «Супермене 2» оказываются на Земле, их схватка с Суперменом становятся той «схваткой титанов», которой не хватило первому «Супермену» для жанрового идеала. Заглавную роль в супергеройском боевике исполнил Кристофер Рив, а поставили фильм Ричард Доннер и сменивший его по ходу съемок и монтажа Ричард Лестер. В наши дни можно найти и исходную версию Доннера, выпущенную на видео в 2006 году.



21. Горец / Highlander (1986)

Французский актер Кристофер Ламберт не смог выбиться в большие звезды или, хотя бы, в крупные звезды боевиков, но его жанровый дебют был мощным и запоминающимся, хотя и исключительно нелепым для людей, вдумывающихся в сюжет. Почему бродящие среди людей бессмертные обречены сражаться, пока не останется всего один воин? Загадка. Но «Горец» не предлагает над ней размышлять. Вместо этого картина Рассела Малкэхи разворачивает повествование в двух исторических эпохах, выдвигает в центр многих сцен ярчайшего Шона Коннери в роли ментора главного героя, шотландского горца Коннора Маклауда, а для верности сбивает с ног саундтреком группы Queen. Ну и, конечно, эпичные сражения на мечах – бессмертные умирают, только если им отрубают голову.



20. Бегущий человек / Running Man (1987)

В антиутопическом будущем власти Америки превратили казнь преступников и диссидентов в садистское телешоу. Его невольные участники должны без оружия сражаться с наемными охотниками, у каждого из которых свой стиль уничтожения приговоренных. Обычно у несчастных нет ни единого шанса. Но когда в смертельный лабиринт попадает бывший офицер полиции, отказавшийся расстреливать мирных протестующих, охотники превращаются в добычу. Главную роль в захватывающей картине Пола Майкла Глейзера сыграл Арнольд Шварценеггер, а в основу сюжета лег роман Стивена Кинга, изначально опубликованный под псевдонимом «Ричард Бахман».



19. Они живут / They Live (1988)

Классика конспирологической фантастики, боевик Джона Карпентера рассказывает о мускулистом строителе в исполнении рестлера Родди Пайпер, который приезжает в Лос-Анджелес в поисках работы и крова. Внезапно мужчина находит необычные солнцезащитные очки, которые открывают ему глаза на мир. Глядя сквозь линзы, герой понимает, что под рекламными плакатами прячутся внушения вроде «Подчиняйся» и «Потребляй», а страной управляют пришельцы, маскирующиеся под людей. Не желая с этим мириться, строитель превращается в карателя.



18. Проект A / Project A (1983)

Что значит название одного из лучших фильмов Джеки Чана? Ровным счетом ничего. Великий гонконгский кинотрюкач дал ленте такое название, чтобы никто из коллег не украл её шикарную идею и не снял свой фильм о войне между морской полицией Гонконга и местными пиратами, от которых мореходство страдало в XIX веке. Было бы очень обидно, если бы второсортная поделка собрала все сливки перед выходом превосходной экшен-комедии с отличными комичными поединками и смертельно опасными трюками. Так, в одной из сцен Чан без страховки упал с высоты 18 метров, и его падение затормозили лишь натянутые куски материи, рвавшиеся под его весом. Малейший просчет, и карьера звезды могла бы закончиться досрочно.



17. Безумный Макс 2: Воин дороги / Mad Max 2: The Road Warrior (1981)

Первый «Безумный Макс» Джорджа Миллера стал культовым в родной Австралии, но это была лишь неуверенная проба пера в сравнении с продолжением, которое обошло его на две головы по качеству и размаху постановки. Сколько разгульных постапокалиптических повествований создали за последние десятилетия создатели кино и видеоигр? Не сосчитать. И многие из них чем-то обязаны ленте, где в недалеком будущем жители Австралии превратились в кочевников, скитающихся по пустыням и сражающимся за каждую канистру бензина. Как и в первом «Безумном Максе», Мел Гибсон изобразил заглавного воина-одиночку, который в прошлом был офицером полиции и потому сохранил проблески героизма и моральных ценностей.



16. Никогда не говори «никогда» / Never Say Never Again (1983)

В 1971 году Шон Коннери объявил, что никогда больше не будет играть Джеймса Бонда – британского суперагента, который сделал Коннери звездой мирового кино. Именно поэтому внезапное возвращение актера к роли Бонда получило название «Никогда не говори “никогда”». Фильм не был официальным релизом постоянных продюсеров «бондианы» из компании Eon (не будем вдаваться в подробности, почему так вышло…), но это не помешало ему оказаться лучшим «бондовским» кино 1980-х – в первую очередь, за счет обаяния Коннери. Лента посвящена «спасению» американских атомных боеголовок, украденных злодеями из организации «Спектр».



15. Светлое будущее / A Better Tomorrow (1986)

Одна из самых влиятельных и пафосных фильмов в истории гонконгских криминальных лент, «Светлое будущее» Джона Ву рассказывает о двух братьях, которые оказываются по разные стороны баррикад. В то время как старший брат делает карьеру в китайской мафии, младший брат становится офицером полиции. Когда криминальные разборки привозят старшего брата в тюрьму, он решает изменить свою жизнь. Но младший брат не верит в перерождение родственника, и тот делом доказывает, что может порвать с криминальным миром. Хотя главные роли в этом стильном и драматичном боевике исполнили Ти Лун и Лесли Чун, фильм стал первым «звездным часом» для Чоу Юнь-Фата, который изобразил ключевого второстепенного персонажа и тут же полюбился гонконгской публике.



14. Доспехи бога / Armour of God (1986)

Азиатский искатель приключений по имени Джеки похищает древний меч, чтобы выгодно его продать. Однако оказывается, что этот артефакт – фрагмент мистических доспехов, которые ни в коем случае не должны быть уничтожены. Иначе всему миру грозит гибель. Так что Джеки переквалифицируется из грабителя в спасителя и сражается с сектой, которая жаждет уничтожить доспехи. Сюжет комедийного боевика Джеки Чана не стоит и выеденного яйца, но головокружительные трюки и отлично поставленные схватки гарантировали ленте место в хит-параде. На съемках этой ленты Чан был ближе всего к смерти. С тех пор у него отверстие в черепе (актер неудачно упал с высоты).



13. Конан-варвар / Conan the Barbarian (1982)

Формально австрийский культурист Арнольд Шварценеггер дебютировал в Голливуде в 1970 году, но его подлинным дебютом стал фэнтези-блокбастер Джона Милиуса. Можно спорить о том, как представлял себе Конана-варвара его создатель Роберт Говард, но с тех пор как Шварценеггер сыграл этого литературного персонажа, бицепсы и трицепсы актера прочно слились с образом Конана – да и вообще с образом древнего варвара, который не признает доспехов. В первой серии своих экранных приключений Конан мстил за гибель родной деревни от рук приспешников злого волшебника и сражался с целой армией зачарованных фанатиков.



12. Наемный убийца / The Killer (1989)

Гонконгский мэтр Джон Ву начинал как создатель кунг-фу боевиков, но стал всемирно известным, когда придумал новое направление в жанре – «ган-фу», эффектные перестрелки с постоянным и отточенным перемещением персонажей. «Наемный убийца» представил этот стиль всему миру и стал одним из самых международно-успешных гонконгских лент своего времени. Чоу Юнь-Фат сыграл заглавного киллера на службе китайской мафии, а Дэнни Ли получил роль героического полицейского, который одержим охотой на наемника. Картина была вариацией на тему «Самурая» – классического французского триллера с Аленом Делоном.



11. Хищник / Predator (1987)

Кто на свете самая опасная дичь? Конечно же, человек – особенно если он выполняет самые опасные задания своего правительства. В фантастическом боевике Джона Мактирнана агенты ЦРУ отправляются в Латинскую Америку, чтобы воевать с партизанами, но вместо этого сами становятся добычей, когда попадают в поле зрения инопланетного охотника. Хищник обожает трофеи, и лишь герой Арнольда Шварценеггера, самый крутой из спецназовцев, не дается ему в руки. Он оказывает пришельцу особое американское гостеприимство – кровавое и незабываемое.



10. Смертельное оружие / Lethal Weapon (1987)

Перебравшись из австралийских пустынь в голливудские «каменные джунгли», Мел Гибсон нашел новых поклонников своего мужественного обаяния, когда вместе с Дэнни Гловером снялся в полицейском боевике Ричарда Доннера. Драматичный и яркий, но не принимающий себя слишком всерьез фильм рассказал о здравомыслящем темнокожем детективе и его белом напарнике с «жаждой смерти», которые вынужденно работали вместе, чтобы покончить с наркомафией. В итоге герои не только находили общий язык, но и становились лучшими друзьями, несмотря на все свои трения.



9. Бэтмен / Batman (1989)

В наши дни публику супергеройским боевиком не удивить, а вот в 1980-х этот жанр блокбастеров только зарождался и формировался. После того как «Супермен» и его сиквелы проторили жанру дорогу, режиссер Тим Бертон предложил свое видение «Бэтмена», которое также пришлось публике по душе. Правда, Майкл Китон получился не лучшим Бэтменом в истории кино, а вот Джек Николсон выступил на все деньги в роли Джокера, и нынешние воплощения этого персонажа во многом опираются на роль знаменитого актера, либо вдохновляясь ей, либо отталкиваясь от нее. Впечатляли и многочисленные спецэффекты ленты, которые дополняли, а не затеняли видение Бертона. Поэтому они и сейчас неплохо смотрятся.



8. Рэмбо: Первая кровь / First Blood (1982)

Как изобразить трагедию ветерана, не нашедшего себя в мирной жизни? Можно, конечно, снять печальную драму. Но если хочется достучаться до зрителей всего мира, то лучше снять драматичный боевик. Например, такой, как лента Теда Котчеффа с Сильвестром Сталлоне, в которой звезда «Рокки» изобразил бездомного спецназовца, вернувшегося домой, но всё ещё мучимого воспоминаниями. Когда полицейские из маленького городка обходятся с ним неоправданно жестоко, Рэмбо показывает им, чему его научила Родина, которая в итоге обошлась с ним как с половой тряпкой. Сиквелы «Рэмбо» были куда более масштабными и кровавыми, но их нам хвалить не хочется. Ведь там герой воевал с советскими солдатами. Кроме того, «Рэмбо» еще и драматичен, а это дорого стоит.



7. Полицейская история / Police Story (1985)

Гонконгская полиция проводит операцию против криминального авторитета, и инспектор Чан оказывается на её острие. Когда Чана направляют защищать секретаршу бандита, готовую дать показания в суде, злодей в отместку проводит против инспектора свою собственную коварную операцию. В итоге, Чану приходится не столько биться с бандитами, но и отстаивать свое доброе имя, которое оказалось запятнанным. На фоне других лент Джеки Чана в нашем перечне «Полицейская история» выгодно отличается подлинно захватывающим сюжетом, а её трюки исключительны даже до меркам легендарного трюкача.



6. Робокоп / Robocop (1987)

В недалеком будущем полиция Детройта не может справиться с распоясавшимися бандитами. Ей нужен новый полицейский, и крупная корпорация предлагает своё решение. Она превращает умирающего копа в киборга в стальной броне, который метко стреляет и строго соблюдает законы. Правда, у этого плана обнаруживаются подводные камни… Но на то и корпорации, чтобы писать неудобные фразы мелким шрифтом. Фантастический боевик Пола Верховена с Питером Уэллером в главной роли можно смотреть как фейерверк кровавого экшена, но это также философское антиутопическое кино, над которым стоит на досуге задуматься.



5. Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега / Raiders of the Lost Ark (1981)

Если два сиквела «Индианы Джонса» ушли в сторону приключенческого кино, то дебют мускулистого археолога довоенной эпохи был в равной мере приключением и боевиком. Режиссер Стивен Спилберг и продюсер Джордж Лукас отправили Джонса по следам библейского Ковчега Завета и столкнули его с нацистами, мечтавшими сделать фюреру уникальный подарок. Харрисон Форд уже был знаком зрителям по «Звездным войнам», но в «Индиане Джонсе» он блистательно доказал, что может покорить публику в одиночку, без звездолета и Чубакки. Впрочем, вспомогательные персонажи ленты тоже отличные, и экранный экшен им не уступает.



4. Терминатор / The Terminator (1984)

Злодеи боевиков обычно тушуются в тени героев, но Терминатор на то и стальной злодей, чтобы не играть по людским правилам. Запрограммированный на убийство робот из будущего, он бесстрашен и непреклонен как сама Смерть, и он истребляет всех на своем пути, чтобы всадить пулю в голову Сары Коннор – простой официантки, сыну которой предстоит спасти человечество от восставших машин. Хотя Линда Хэмилтон блеснула в роли Сары, Арнольд Шварценеггер стал главной звездой «Терминатора» и так полюбился публике, что его персонаж стал положительным героем в сиквелах картины.



3. Чужие / Aliens (1986)

После своего блистательного дебюта в фантастическом хорроре «Чужой» инопланетные монстры с кислотой вместо крови утратили эффект внезапности. Поэтому режиссер Джеймс Кэмерон, взявшийся продолжить историю, сменил жанр и вместо хоррора снял ураганный фантастический боевик «Чужие». В нем было всё – захватывающий сюжет об исследовании уничтоженной монстрами маленькой колонии, напряженные перестрелки с ордами Чужих, колоритные второстепенные персонажи, эффектное футуристическое оружие, и перешедшая из «Чужого» главная героиня – лейтенант Эллен Рипли в исполнении Сигурни Уивер. В равной мере уязвимая и несгибаемая, она вновь покорила зрительские сердца и доказала, что даже самые жуткие твари в Галактике не справятся с настоящей женщиной, когда она защищает ребенка.



2. Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар / Star Wars: Episode V - The Empire Strikes Back (1980)

Пятый эпизод «Звездных войн» справедливо считается лучшей частью эпопеи. Конечно, шестой эпизод был немного масштабнее, а позднейшие эпизоды перевели спецэффекты на принципиально иной уровень. Но «Империя» берет не пикселями, а страстями, которые выгодно оттеняют и дополняют экранное действие. Как и следует из названия, Империя пытается взять верх над повстанцами, а они то судорожно отбиваются от боевых машин в начале ленты, то пытаются сбежать от имперских звездолетов в середине повествования, то сталкиваются лицом к лицу с самим Дартом Вейдером. Это самые драматичный эпизод «Войн», который доказал, что этот цикл – не одномоментный «удар молнии», а развивающаяся сага, заслуживающая многолетнего зрительского внимания.



1. Крепкий орешек / Die Hard (1988)

Если «Чужие» – лучший фантастический боевик 1980-х, то «Крепкий орешек» режиссера Джона Мактирнана – лучший боевик всех времен, который обошелся без фантастического антуража. Заодно это ещё и один из лучших новогодних фильмов. Ведь действие «Орешка» развивается под Рождество, когда нью-йоркский полицейский Джон Макклейн приезжает в Лос-Анджелес, чтобы помириться с женой. Но вместо задушевных разговоров со своей «половинкой» Джон троллит по рации террористов, которые захватили небоскреб, где работает миссис Макклейн. Преступники вооружены до зубов, а у полицейского нет даже ботинок, но делать нечего – надо геройствовать! Брюс Уиллис с тех пор снялся в десятках боевиков, но так и не смог превзойти свой жанровый дебют.


Борис Иванов

31 августа 2021 года

Редакция Hi-Fi.ru