«Мой Кусикьянц — это Марлен Хуциев»: интервью с режиссером «Мистера Нокаута» Артёмом Михалковым
Tue, 24 May 2022 13:00:02 +0300 Tue, 24 May 2022 13:00:02 +0300О съемках новой спортивной драмы и не только
25 мая телеканал новинок мирового и отечественного кинематографа «Кинопремьера» (входит в премиальный пакет «Настрой кино!») впервые на российском ТВ покажет зрелищную спортивную драму «Мистер Нокаут» — кино о легендарном боксере, олимпийском чемпионе Валерии Попенченко.
Фильм рассказывает историю единственного советского боксёра — обладателя Кубка Вэла Баркера: о военном детстве без отца и учебе в суворовском училище в Ташкенте, о разбитом сердце и верной любви, об усердных тренировках и оглушительном триумфе под руководством выдающегося тренера спортивного общества «Динамо» Григория Кусикьянца, который поверил в молодого боксера и помог ему поверить в собственные силы. В звездный тандем объединились Виктор Хориняк (трилогия «Последний богатырь») и Сергей Безруков, сыгравший харизматичного тренера. Режиссер картины Артём Михалков дал интервью порталу Hi-Fi.ru.
— Артем Никитич, расскажите, с чего для вас начался проект «Мистер Нокаут»?
— Меня страшно заинтересовала история главного героя. Мне показалось, что его судьба — это готовый киносценарий. И я был приятно удивлен, что ранее кроме документальных фильмов ничего про Валерия Попенченко не было снято. Хотя, казалось бы, обстоятельства его жизни и победы — они существуют вне времени и остаются до сих пор актуальными.
— Трудно проходили съемки?
— За три с половиной года, от написания сценария до премьеры, мы столкнулись со сложнейшими ситуациями: это и пандемия, и проблемы с финансированием, и остановка съемок из-за занятости артистов на других проектах. Как вы понимаете, когда останавливаются съемки, группа расформировывается. Приходилось частично набирать новых людей, а это всё равно что заново снимать кино. За это время артисты-дети начали очень быстро расти. У них стал меняться голос, появляться бас. Я боялся, что они вырастут и мы не успеем их снять в возрасте героев. А один раз к нам даже пришла полиция: когда мы снимали в Питере, вор проник на наш вещевой склад на третьем этаже, там сработала сигнализация, полицейские вскрыли дверь, и обнаружили в одной из комнат взломщика, который из тысяч костюмов надел костюм главного героя — майку, боксерские трусы и перчатки, которые планировал украсть. Через многое пришлось пройти. Так что я благодарен всей творческой группе — это художники Сергей Тырин и Татьяна Зинченко, оператор Юра Никогосов, художник по костюмам Гуля Шахмилова, постановщик трюков и боев Федор Старых, — что, несмотря на сложные обстоятельства, они довели кропотливую работу над фильмом до конца.
— Какой оказалась реакция на ваш фильм?
— Фильм ещё идет в кино. Мы уже собрали в прокате больше 300 миллионов рублей — я считаю, для нынешнего времени достаточно успешно. У нас хорошие просмотры на цифровых платформах. Для меня также очень важна оценка зрителей. Например, младшая дочь моей сестры Ани, Лида, когда посмотрела кино, просила маму называть её «Миссис Нокаут», и теперь хочет заняться боксом. Сын Валерия Попенченко, Максим, из сурового Магадана прислал мне восторженное сообщение от зрителей, посмотревших картину. И так далее. Вот это настоящий результат! Вот ради чего делается кино.
— Почему воплотить образ Григория Филипповича Кусикьянца вы пригласили Сергея Безрукова? На мой взгляд, это одна из его лучших ролей.
— Конечно же, спортсмена делает его тренер. Не чиновники в кабинетах, а тренер. Поэтому, эта история не только про Валерия Попенченко, но и про Григория Кусикьянца. Их отношения, их конфликты — в этом зарождались победы. Я благодарен Сергею Витальевичу, что он согласился на эту роль, и, на мой взгляд, сделал работу очень точно, филигранно и глубоко. Харизма и внутренний мир Сергея Витальевича дополнили этого героя. Тем более, Безруков сам раньше занимался боксом.
— Можно заметить, что герой Кусикьянца часто пьет в кадре напиток «Буратино». Откуда эта деталь?
— Это не исторический факт, а домысел сценаристов, чтобы наполнить образ персонажа. Мне кажется, эта деталь очень к месту и ко времени.
— Вы использовали на съемках какие-то артефакты реальных Попенченко и Кусикьянца?
— Нет, но на стадии написания сценария мы с авторами, братьями Владимиром и Олегом Пресняковыми, приезжали в гости к Татьяне Игоревне Попенченко. Она показывала нам реальный кортик Валерия Владимировича, его боксерские перчатки, старые фотографии. Когда просто прикасаешься к этим вещам, это наполняет тебя какой-то невероятной энергией. Татьяна Игоревна рассказала нам много личных историй. Например, об их первой встрече в Эрмитаже. Эта сцена вошла в фильм, хотя мы, конечно, чуть-чуть додумали обстоятельства.
— Расскажите, как снимались бои? Они получились очень зрелищными и запоминающимися.
— Изначально мне казалось, что интересно снять двух спортсменов в ринге намного проще, чем кино про футбол или хоккей. В реальности выяснилось, что в боксе в принципе не так много разнообразных зрелищных ударов. И ты думаешь: «А из чего, собственно, делать экшен?». Мы с оператором Юрой Никогосовым и постановщиком трюков Федором Старых смотрели много фильмов про бокс с точки зрения производства — как это устроено, снято, смонтировано. И так и не нашли стопроцентного референса. Чтобы бои получились визуально интересными, нам требовалось заложить драматургию в каждый удар, в каждую связку. А это работа на миллиметры! Расписывали и оттачивали каждое движение, скрупулезно подбирали ракурс камеры и фокусное расстояние объективов. Например, финальный бой снимался две недели, но до этого подготовка шла больше двух месяцев. Сначала придумали схему боя. Потом оператор с телефоном в руках пытался понять, как это снимать. И дальше отрабатывали с камерой. Финал был спланирован и на бумаге смонтирован так, чтобы зритель с каждым раундом всё глубже погружался в мизансцену, и в самом конце ощущал себя внутри ринга, чувствовал на себе тяжесть ударов. Мы даже использовали специальный шлем, который создает эффект съемки от первого лица, будто в компьютерной игре. Оператор Юра Никогосов делал невероятные штуки с технической точки зрения.
— В кадре дерется сам Виктор Хориняк?
— Да. Мы стремились к максимальной правдоподобности. Много думали, кто бы мог исполнить главную роль. Даже рассматривали вариант пригласить настоящего боксера, но быстро поняли, что не хватает актерского мастерства. Наш выбор пал на Виктора Хориняка, который к тому же раньше занимался боксом.
— Мне кажется, зрители канала «Кинопремьера» смогут убедиться, у него идеальные антропометрические данные для этой роли.
— Да, он под два метра ростом, хорошо сложенный, с характером. Мы еле подобрали ему оппонента. Нельзя было просто поставить ему в пару профессионального боксера, потому что одно «попадание» — и всё, конец съемок (смеется). Нужен был каскадер, который по росту, весу, внешним данным попадает в главного героя. Сначала мы нашли немецкого каскадера, который давно работает в Голливуде, даже снимался с Томом Крузом. Пригласили его в Питер на пробы. Парень шикарный: отлично двигается, рельефные мышцы, нужный вес. Но была одна проблема — он на полторы головы ниже Виктора. И всё! Да, красавчик, но в кадре невозможно отделаться от ощущения, что он слабее главного героя. Чудо, что в команде Федора Старых был замечательный каскадер Иван Стрижаков, который и сыграл противника Попенченко.
— В фильме много компьютерной графики?
— Когда смотришь такой фильм, думаешь: «Ну, это же не «Аватар», какая там графика?». А в итоге у нас около 1 000 кадров с компьютерной графикой. Это достаточно много для исторического кино. Я благодарен команде Федора Журова и Ильи Торопова, которые работали с нами на площадке и делали весь постпродакшен. И что успели всё сдать вовремя. Знаете, непередаваемое чувство, когда ты впервые смотришь готовую графическую часть фильма всего за три дня до премьеры, и к ней нет ни одного замечания.
— Художественное кино о спорте — это отдельное режиссерское ремесло?
— Конечно, у всех жанров есть свои правила. Спортивная драма тоже существует по своим законам. Надо понимать, что это должно быть зрительское кино. Спортивная драма — это не артхаус, где можно что угодно намешать и сказать: «Я так вижу» (улыбается). Очень мало режиссеров, которые умеют работать в разных жанрах.
— Кого вы можете назвать вашим Григорием Кусикьянцем, то есть учителем, а кого — вашим Валерием Попенченко, то есть учеником?
— Если говорить про творчество, то мой Кусикьянц — это Марлен Мартынович Хуциев. Мой мастер, мой педагог. Очень, умный, тонкий, интеллигентный человек. В сложные времена, когда мы учились во ВГИКе, кино точно не стояло на первом месте в стране. Но он смог нам, студентам, привить кинокультуру вне времени. Что касается моего Попенченко — мне было интересно работать с молодыми ребятами, которые снимались у меня в картине. Это Олег Чугунов, Андрей Титченко, Иван Егоров. Вот они для меня Валерий Попеченко. Но не в спорте, а в желании работать, трудиться. В них есть жизнь, сумасшедшая органика, у них горят глаза от работы. Главное, в правильное русло это всё направить, тогда они вырастут очень достойными артистами и продолжателями традиций русского кино и театра.
— Вы увлекаетесь каким-то видом спорта?
— Сейчас мне нравится хоккей. Я поздно взял клюшку в руки, вышел на лед лет пять-шесть назад. На льду ты перезагружаешься и, конечно, получаешь нереальное удовольствие, когда отдаешь классный пас или забиваешь шайбу. Но, когда заходишь в коробку с бывшими профессионалами, думаешь: «Как это вообще возможно?». Спорт в моей жизни есть. Стараюсь по мере возможностей им заниматься. Но и по телевизору мне нравится смотреть трансляции.
— С кем из громких имен вы играли?
— На выставочных, благотворительных матчах играл с нашими советскими звездами: это и Александр Кожевников, и Алексей Касатонов, и Вячеслав Фетисов, и Павел Буре. При всех заслугах в спорте, они очень простые и интересные в личном общении мужики, с которыми в раздевалке можно обо всем поболтать.
Не пропустите всероссийскую телепремьеру спортивной драмы «Мистер Нокаут» — смотрите впервые на отечественном телевидении 25 мая в 20.30 на телеканале «Кинопремьера» (входит в премиальный пакет «Настрой кино!»). О возможностях подключения узнавайте у операторов кабельного и спутникового вещания в своем городе, либо на официальном сайте «Настрой кино!».
Антон Шадрин
24 мая 2022 года