Большие надежды
Thu, 19 May 2022 23:18:40 +0300 Thu, 19 May 2022 23:18:40 +0300Интегрированные стереофонические усилители в ценовой категории 250 000 руб
Большие надежды
Интегрированные стереофонические усилители в ценовой категории 250 000 руб.
В новом году имеет смысл начать с чего-то необычного и интересного. В этот раз очередную серию сравнительных тестов мы решили распечатать прослушиванием представителей поистине благородного семейства — «белой кости» в мире интегрированных усилителей, аппаратов стоимостью 7—9 тысяч долларов
Всегда приятно отбросить сложившуюся систему оценок по «балансу компромиссов» и наконец-то послушать нечто претендующее на действительно высокий уровень. Два раза за прошедшие три года мы проводили сравнительные тесты тандемов предварительных усилителей и усилителей мощности в заявленном ценовом сегменте, а сейчас решили исследовать ситуацию с серьезными интегрированными вариантами. Наверное, нет смысла снова повторять, что в заданном фиксированном диапазоне относительно минималистские решения должны быть более качественными, нежели продвинутые. Эту нехитрую рыночную арифметику мы и так вспоминаем каждый раз, когда, например, ведем речь об АС (две или больше полос, микро- или габаритные корпуса и пр.). Для усилителей логично ожидать большего от одноблочных конструкций по сравнению с многоблочными аналогичной стоимости. И в любом случае 250 тысяч рублей (плюс-минус несколько десятков тысяч) за один компонент — это уже зона уверенного High End, где законно можно рассчитывать на многое. В частности, на уникальный звуковой почерк и действительно незаурядные технические параметры: большой запас мощности (адекватное требование для транзисторных усилителей), качественно организованное питание, позволяющее легко справляться с разной нагрузкой, истинно балансную схемотехнику (когда это отвечает концепции фирмы) и т. д. Словом, с техники за такую стоимость и спрос немалый. Поэтому на собранную компанию интегрированных усилителей мы возлагаем большие надежды, но и тестируем ее по всей строгости.
Отражая ряд современных требований и веяния моды, наши участники по некоторым пунктам обладают сходной функциональной оснасткой. В частности, все они, кроме одного, имеют опцию входа сквозного канала для возможности работы с кинотеатральным процессором. Два из шести усилителей снабжены собственным встроенным ЦАПом и набором цифровых входов, включая USB. По сути, они представляют собой готовое универсальное решение, к которому остается только добавить источник, например в виде ноутбука. Интересно, что дополнительный цифровой блок не выводит эти аппараты из исследуемой ценовой категории, обеспечивая их владельцу больше возможностей за ту же сумму. Тут возникает повод порассуждать, не делается ли это в ущерб качеству звучания — основному параметру, за который и просят весьма немалую сумму. В ходе теста мы попробуем ответить и на этот вопрос.
Приведенные цены являются ориентировочными
Тестовая система:
1.CD-проигрыватель Bryston BCD-1
2.Интегрированный усилитель Bryston B100 SST2
3.Акустические системы PMC OB1i
4.Межблочные и акустические кабели Analysis-Plus Solo Crystal Oval
Тестовый материал:
1. Г. Ф. Телеман, «Концерты для деревянных духовых инструментов» (DHM, 05472 77367-2)
2. Empire Brass Quintet и Уильям Кульман, «Барочная музыка для медных духовых инструментов и органа» (Telarc, 80614)
3. Д. Б. Перголези, «Stabat Mater» (Accord, 465 952-2)
4. Э. Григ, «Симфонические танцы» (DG, 419 431-2)
5. Р. Вагнер, Увертюры к операм: «Tannhauser» (Decca, 460 510-2)
6. Людвиг ван Бетховен, Соната № 23 для фортепиано фа минор «Аппассионата» (DG, 457 296-2)
7. Дж. Верди, «Реквием» (Philips, 442 142-2)
8. The Who «Quadrophenia» (Polydor, 531 971-2)
9. Accept «Balls to the Wall» (BMG remastered, 74321 932142)
10. Grave Digger «Knights of the Cross» (GUN, 74321 58069)
11. Dark Tranquillity «Haven» (Century Media Rec., 77297-2)
Gryphon Atilla
Цена – 285 000 руб.
Датский геральдический красавец — младший отпрыск аристократического семейства Gryphon Audio Design — не впервые появляется в нашей лаборатории. Пару лет назад он тестировался в паре с плеером из той же линейки Scorpio. В этот раз мы испытаем состоятельность Atilla в одиночку
Atilla имеет конфигурацию «двойное моно» и истинно балансную схему. Он оснащен сдвоенным тороидальным трансформатором фирмы Holmgren энергопотреблением 1200 В•А и общей емкостью конденсаторов в фильтре питания 2 x 60 000 мкФ. Отдельный трансформатор питает дисплей и сервисные контуры. Дискретный регулятор громкости на постоянных резисторах с управлением посредством микропроцессора был спроектирован специально для этого усилителя и, по заявлению фирмы, является максимально прозрачным для проходящего сигнала. Выходные каскады усилителя работают в классе А/В на четырех транзисторах Sanken, по паре на канал. В качестве опции Atilla может быть укомплектован MM/MC-модулем фонокорректора.
Аппарат в элегантном невысоком корпусе на длинных ножках имеет крышку из тонкого алюминиевого листа, испещренную множеством вентиляционных прорезей в задней части, и толстые алюминиевые пластины по бокам для лучшего охлаждения (Atilla нагревается примерно до 50 градусов уже довольно скоро после включения). Спереди установлена привычная для Gryphon акриловая зеркальная панель с сенсорным управлением и двухстрочным экраном, отображающим неяркие символы в сине-зеленой гамме. Сверху при включении в сеть горит знакомый красный значок геральдического грифона, и это же благородное крылатое создание вместе с названием фирмы выгравировано на крышке. Пульт не универсальный и предназначен только для управления усилителем. Вид сзади доставит истинное удовольствие аудиофилу, трепетно относящемуся к достойно организованной коммутации. Отдельной похвалы заслуживают массивные акустические терминалы, для лучшего захвата пальцами, исключающего проскальзывание, снабженные резиновыми ободками поверх клемм. Пластиковые бортики у основания клеммы помогают надежно зафиксировать «лопатки» без прокручивания — прекрасно продуманная конструкция. Внешне аппарат выглядит стильно и утонченно, как стремительная ласточка, особенно на фоне некоторых других бронебойных участников.
В прошлый раз (см. номер за январь 2011 г.) связка Gryphon Atilla и Scorpio заслужила наши самые горячие похвалы, причем плееру принадлежала ровно половина успеха. Именно он обеспечил равномерное развертывание и заполнение сцены и пропорциональность планов в записях, а также свободное прохождение динамических пиков. Сейчас мы не были столь счастливы с источником, и наш лабораторный Bryston BCD-1 привнес в звук заметную долю огрубления и зернистости. Это выразилось в излишнем подчеркивании переднего плана и нивелировании задних; возникли вопросы и к отыгрыванию мощных динамических всплесков, например в Реквиеме Верди, и с раздельностью самых верхних ВЧ. Мораль — столь безупречный и гармоничный аппарат, как Atilla, требует вдумчивого подбора источника.
Однако даже в таком варианте Atilla показал наиболее объемное звучание в тесте, заполнение звуком всего пространства комнаты, отлично выраженные, не утрированно плотные, но осязаемые и телесные тембры, сбалансированные и гармоничные с первого аккорда, а также мягкую естественную детальность. Попытки сочного воспроизведения самых фундаментальных частот органа оказались весьма удачными и похвальными, а энергичная, но не акцентированная атака добавила насыщенности и подвижности. Саунд был чуть густоват и темноват, что вообще характерно для младших интегрированных усилителей Gryphon, но великолепная пластика и проникновенные натуральные тембры и голоса вместе с безупречно раздельными инструментальными линиями и отличной микродинамикой не оставили желания придираться.
Результаты измерений:
Частотная характеристика выявляет очень широкую полосу пропускания усилителя Gryphon Atilla (рис. 1). В области низких частот спад вообще не проявляется, верхняя граница располагается заметно выше 100 кГц. На краю звукового диапазона спад еле заметен — 0,1 дБ. Выходное сопротивление высоковато для транзисторного усилителя. Фактор демпфирования имеет худшее значение в рамках нашего теста и составляет 60 ед. Atilla свободно отдает 320 Вт на 2-омную нагрузку при уровне искажений 0,7% в оба канала. Следует отметить заметное увеличение КНИ при снижении сопротивления нагрузки, хотя даже в худшем случае продукты нелинейных искажений останутся за порогом различимости во всем диапазоне рабочих мощностей (рис. 2). Несмотря на заявленную конструкцию «двойное моно», взаимопроникновение между каналами есть во всей полосе частот; оно мало и соответствует данным производителя (менее 100 дБ) лишь в области НЧ, а выше растет с частотой, составляя 57 дБ на 10 кГц. Показатель отношения сигнал/шум составляет 106 дБА.
Технические характеристики:
Название – Gryphon Atilla | Входное сопротивление (RCA / XLR), кОм – 8 / 20 | Выходная мощность (при нагрузке 8 / 4 Ом), Вт – 100 / 200 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 0,1—250 000 (по уровню –3 дБ) | Гармонические искажения + шум, % – менее 0,1 | Отношение сигнал/шум (20—20 000), дБ – более 85 | Аудиовходы – стереопары RCA (4), стереопара XLR | Аудиовыход – Tape RCA | Энергопотребление (stand-by / idle / maximum), Вт – 5 / 130 / 1100 | Габариты, см – 48 х 13,5 x 42 | Масса, кг – 20
Оценки:
1.Дизайн – 95%
2.Качество изготовления – 90%
3.Звучание – 95%
4.Эргономика – 95%
Итоговый балл: 95%
Плюсы: однозначный лидер теста по богатству, насыщенности и разделению тембров, живая середина, детальность и пластичность
Минусы: некоторая комфортная расслабленность в драматических моментах, нуждается в источнике высокого класса с энергичной подачей
Вывод:
Усилитель выдает плотный фактурный звук, «крепко настоенный» и одновременно деликатный к деталям — очень породистая манера. В самых нагруженных драматических фрагментах и современной агрессивной музыке наблюдается некоторое скругление и смягчение акцентов
Perreaux Eloquence 150i + eDAC
Цена – 269 000 руб.
В линейку Eloquence хорошо нам знакомого новозеландского производителя Perreaux входят всего три аппарата — два усилителя со встроенным ЦАПом, различающиеся по мощности (150 и 250 Вт на 8 Ом) и транспорт для компакт-дисков, естественно их дополняющий. В этот раз послушаем младший интегрированный усилитель
Части схемы усилителя разделены поканально симметрично, фильтры в блоке питания содержат по два электролитических конденсатора номиналом 5600 мкФ. Большой сделанный на заказ тороидальный трансформатор с солидным запасом мощности тщательно экранирован. Заявляется, что выходные контуры с быстродействующими полевыми транзисторами работают в классе А (хотя условия по снимаемой мощности и не уточняются). В качестве опции усилитель может быть экипирован либо модулем ЦАП (24 бит / 192 кГц, Burr-Brown PCM 1792), либо фонокорректором MM/MC. Наш образец укомплектован ЦАПом. Поддерживаемые частоты дискретизации входного сигнала образуют стандартный набор — от 32 кГц до 192 кГц, разрядность кодировки — 24 бит (для USB есть ограничение: 16 бит / 48 кГц). Микропроцессорное управление предоставляет возможность цифровой регулировки и настройки громкости, баланса, чувствительности по каждому входу, а также слежения за нештатными ситуациями при работе.
Как всегда у Perreaux, аппарат сопровождается листом с инструментальными измерениями, цифры в котором (тоже традиционно) очень близки к полученным нами. Второй привычный момент, уже не столь радостный, — фирменное отношение к коммутации и требованиям по эргономике (неудобное расположение балансного входа, не самые высококачественные клеммы RCA, отсутствие подписей под управляющими клавишами на передней панели и т. п.). Дизайн классический для Perreaux — гладкая передняя панель без выступов и прочих архитектурных излишеств, где выделяются только большой квадратный экран и ручка регулятора громкости. Вот регулятор стоит отметить отдельно — у него очень длинная шкала с шагом в полдецибела, причем и с помощью поворотной ручки, и кнопками на пульте ДУ эти мелкие шаги отсчитываются четко и без проскакивания позиций, что позволяет удобно и тонко подстраивать уровень усиления. Цельноалюминиевый корпус с боков снабжен радиаторными охлаждающими ребрами. Трансформаторно развязанные цифровые коаксиальные входы сделаны не на RCA, а на профессиональных разъемах BNC. Пульт ДУ — пластиковый универсал с маркировкой горячих клавиш другим цветом, удобный, но довольно простой.
По первым впечатлениям показалось, что Perreaux Eloquence 150i играет тонко, мягко, очень аккуратно и ажурно, с отчетливо прорисованными инструментальными линиями и легким штрихом. При этом тембры не были особенно насыщенными и полновесными и в силу некоторой тонкости и округлости атаки умеренно разделялись по телу и по шумовым призвукам. Впрочем, исполнение записей с барочной музыкой оставалась гармоничным, свободным и устремленным. На крупной оркестровой форме ненаполненность тембров проявилась уже явственнее, да и объем звука, заполнявшего помещение, заметно уступил тому, что давал Gryphon Atilla. Почерк аппарата и далее оказался жанрово ровным и прогнозируемым — неизменно легкий ажурный штрих, относительно неглубокие тембры, чуть приглушенная подача (скорее тонко набросанный эскиз, нежели сочная картинка) и стремительное беспроблемное воспроизведение быстрых треков.
При подключении по одному из цифровых входов с использованием встроенного ЦАПа (в нашем случае это было соединение коаксиальным кабелем с обычным CD-транспортом) ситуация радикально не изменилась, хотя звук и приобрел ряд желаемых черт: немного большую остроту, яркость и энергичность, лучшее разрешение в басу и на ВЧ. Однако эту разницу мы бы не назвали настолько отчетливой, чтобы говорить о смене подачи. Похоже, что в звучании аппарата усилительная секция доминирует, перебивая вклад разных ЦАПов.
Результаты измерений:
В ходе инструментального тестирования усилитель Perreaux Eloquence 150i не продемонстрировал ни одного рекордного (в рамках нашей подборки) расчетного показателя, но, тем не менее, вошел в тройку лидеров. Неравномерность АЧХ в полосе звуковых частот не превышает 0,07 дБ (рис. 1). Тенденция спада графика в надтональной области позволяет определить ширину полосы пропускания сигнала не менее чем в 100 кГц. Аппарат способен без снижения качества работать с широким номиналом нагрузок. По графикам на рис. 2 (для 8, 4 и 2 Ом / 1 кГц) видно, что уровень нелинейных искажений не превышает 0,01% во всем интервале рабочих мощностей. Это значение сохраняется и для других частот звукового диапазона. Максимальная выходная мощность для 8 Ом, фиксируемая при 0,7% КНИ, составляет 255 Вт. Коэффициент демпфирования для указанного номинала балласта — 540 ед. Уровень ослабления между каналами — более 80 дБ (рис. 3). Отношение сигнал/шум — не менее 100 дБА.
Технические характеристики:
Название – Perreaux Eloquence 150i + eDAC | Входное сопротивление (RCA / XLR), кОм – 12 / 22 | Выходная мощность (при нагрузке 8 / 4 Ом), Вт – 150 / 300 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 5—60 000 (по уровню –0,5 дБ) | Гармонические искажения + шум (1 кГц / в полосе 20—20 000 Гц, 150 Вт, 8 Ом), % – 0,002 / менее 0,04 | Отношение сигнал/шум (20—20 000 Гц), дБ – более 96 | Аудиовходы – стереопары RCA (4), стереопара XLR, Power Amp In (RCA), Phono (RCA), цифровые оптические (2), цифровые коаксиальные BNC (2), USB type B | Аудиовыходы – Tape (RCA), Pre Out (RCA) | Энергопотребление (stand-by / maximum), Вт – не указано | Габариты, см – 42,6 х 10,2 х 34,4 | Масса, кг – 17
Оценки:
1.Дизайн – 85%
2.Качество изготовления – 95%
3.Звучание – 85%
4.Эргономика – 85%
Итоговый балл: 85%.
Плюсы: легкое и стремительное звучание, свободное ровное прохождение динамических пиков, отсутствие искажений разного рода
Минусы: натуральным тембрам недостает плотности и глубины, атака скруглена, музыка энергичных жанров воспроизводится слишком мягко
Вывод:
Кажется, что при создании этого усилителя конструкторы руководствовались мыслью о комфортности подачи. Она, наряду с прозрачностью и отчетливостью инструментальных линий, сохраняется всегда и во всех жанрах
Musical Fidelity M6 500i
Цена – 213 000 руб.
Недавно мне довелось протестировать Musical Fidelity Titan — почти 70-килограммового монстра с выходной мощностью 1 кВт на 8 Ом, музыкальную супермашину — безо всяких преувеличений. M6 500i выглядит поскромнее и весит не столько, да и стоит в пять раз меньше. И все же кое-что от величия «Титана» в нем явно просматривается
Самый габаритный и тяжелый аппарат в тесте выделяется и по мощностным показателям — с его реально измеренными почти 500 Вт на канал относительно на равных может тягаться только Coda SCib. Плюс к этому, тоже из области измеренных нами параметров, — показательная линейность и низкое значение КНИ. Все эти вещи обеспечивает конструкция «истинное двойное моно», с независимыми тороидальными трансформаторами для двух каналов и симметричной компоновкой элементов. В выходных каскадах установлено по 12 составных мощных транзисторов на каждый канал, а максимальный пиковый ток, отдаваемый в нагрузку, превышает, по заявлению производителя, 100 А. Корпус Musical Fidelity M6 500i изготолвлен из алюминиевого листа, передняя экструдированная панель имеет толщину более 10 мм.
Дополнительно к мощным боковым радиаторным ребрам по верхней крышке идут две полосы вентиляционных прорезей (после часа работы даже просто в холостом режиме усилитель становится достаточно теплым). Все сделано очень крепко и аккуратно, на множестве винтов под шестигранный ключ, задняя монтажная панель тоже алюминиевая, а не стальная, как обычно. Коммутация организована на хороших клеммах (хоть и не столь роскошных, как у Gryphon Atilla), один из входов можно переключить полосковым переключателем, расположенным прямо над ним, в режим «сквозной канал». Акустических терминалов здесь по две пары на канал, для бивайринга со стороны усилителя. На передней панели доминирует внушительная алюминиевая ручка громкости по центру — характерная для Musical Fidelity дизайнерская деталь. На небольшом экране прямо над ней крупными красными цифрами отображается уровень громкости на электронном регуляторе по шкале от 0 до 120 дБ с переменным шагом: в полдецибела от 0 до 99 и в 1 дБ — со ста и выше. Режимы Stand-by, Play и Pause отмечаются тремя светодиодами, а в нижней части фасада имеется набор управляющих мелких кнопочек с мелкими же надписями. Универсальный пульт ДУ тоже с миниатюрными подписями, белыми на сером фоне, и читаются они не очень хорошо, несмотря на функциональное разделение зон.
Если Gryphon Atilla сразу поразил нас тембровым богатством и разнообразием нюансов и впоследствии сохранил за собой пальму первенства по этому параметру, то Musical Fidelity M6 500i очень сильно и убедительно выступил несколько в ином направлении. По количеству извлекаемых звуков, тайных музыкальных событий, которыми всегда живет и дышит симфонический оркестр, а также по заполнению пространства тестовой комнаты плотной звуковой волной он отыграл сопоставимо по классу с датским аппаратом, однако сделал все гораздо контрастнее, крупнее и с обостренным ощущением уникальной атмосферы и саунда каждой записи (как раз то, в чем так силен упоминавшийся выше «Титан»). Звуковая палитра Atilla казалась чуть темноватой и самую толику смягченной, тогда как M6 500i продемонстрировал фундаментальное и крепкое по басу звучание, но тоже более быстрое и подвижное, со склонностью рисовать длинные оркестровые лиги и выстраивать сложнейшие сюжетные линии, например в вагнеровском «Тангейзере». Решительная и корректная фразировка у этого усилителя оказалась наиболее адекватной для отображения крупной формы, равно как и яркость, и четкость возникновения инструментальных линий. Musical Fidelity M6 500i не боится играть, не боится атаковать самые сложные записи и формировать очень убедительные динамические пики в труднейших моментах с оркестром, хором и органом. За этим масштабным, слитным, но в то же время уверенно легким звучанием нет-нет да и мелькнет «Титан», отголоски именно его великолепного, бескомпромиссного почерка.
Результаты измерений:
Самый мощный участник нашего теста. Об усилителе Musical Fidelity M6500i следует сказать так: при любом сопротивлении балласта на выходе и любой частоте сигнала он способен отдать не менее 430 Вт, при этом уровень нелинейных искажений во всем диапазоне мощностей не будет превышать 0,01% (рис. 2). Отметим и рекордно высокую степень поканальной изоляции сигнала, что в свою очередь демонстрирует продуманность конструкции и ее грамотную техническую реализацию в целом (рис. 3). Ослабление сигнала на частоте 10 кГц составляет не менее 90 дБ. На фоне вышесказанного относительно провальной выглядит амплитудно-частотная характеристика (рис. 1), хотя, строго говоря, никакого криминала здесь нет, расчетные значения более чем неплохие. Неравномерность в полосе 20 Гц — 20 кГц не превышает 0,9 дБ. Верхняя граница полосы пропускания по уровню –3 дБ выбирается на отметке 71 кГц. Отношение сигнал/шум — не менее 100 дБА. Коэффициент демпфирования высокий — 450 ед.
Технические характеристики:
Название – Musical Fidelity M6 500i | Входное сопротивление, кОм – 38 | Выходная мощность (при нагрузке 8 Ом), Вт – 500 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (по уровню –0,1 дБ) | Гармонические искажения + шум (20—20 000 Гц), % – менее 0,01 | Отношение сигнал/шум, дБА – более 100 | Аудиовходы – стереопары RCA (4), стереопара XLR | Аудиовыходы – Tape (RCA), Pre Out (RCA) | Энергопотребление (stand-by / idle / maximum), Вт – 0,25 / 150 / 2000 | Габариты, см – 44 x 16 x 46 | Масса, кг – 28
Оценки:
1.Дизайн – 90%
2.Качество изготовления – 95%
3.Звучание – 95%
4.Эргономика – 90%
Итоговый балл: 95%.
Плюсы: прозрачные верхние регистры (лучшие в тесте), уверенное, ровное и незамутненное музыкальное дыхание, отличная фразировка
Минусы: есть отдельные тембровые огрехи (флейта, скрипка), иногда не хватает самых тонких деталей и быстрой смены акцентов
Вывод:
Musical Fidelity M6 500i в состоянии справиться с самой трудной нагрузкой, но его главное достоинство даже не в этом. Он обладает удивительно четкой, связной и убедительной музыкальной речью, превосходным чувством саунда во всех музыкальных жанрах и спокойной масштабностью
Hegel H300
Цена – 230 000 руб.
H300 – старший интегрированный усилитель в каталоге норвежской фирмы Hegel. Причем у него, как и у новозеландского Perreaux, имеется встроенная секция ЦАП с USB входом. Для конструкции заявляется близкое сходство с топовыми раздельными блочными вариантами, в частности, высококлассная секция предусилителя и отобранные биполярные выходные транзисторы
Еще один аппарат в тесте, для которого в спецификации заявляется конфигурация «двойное моно», хотя в данном случае мы имеем общий силовой тороидальный трансформатор на 1000 В•А. Емкость банка конденсаторов в фильтре питания равна 90 000 мкФ. В выходных каскадах используются отобранные биполярные транзисторы 20 пс / 15 A (утверждается, что для нахождения одной согласованной пары требуется перебрать порядка 100 штук). За счет отбора удается заметно понизить гармонические искажения высших порядков. В паспорте отдельно отмечается возможность стабильной работы на нагрузку 2 Ом. Hegel H300 имеет встроенную секцию ЦАП и набор цифровых входов, а также один цифровой коаксиальный выход (максимальное разрешение сигнала — 24 бит / 192 кГц, с ограничением для входа USB до 92 кГц). Клеммы RCA для несимметричного подключения посажены достаточно плотно друг к другу и в целом оставляют желать лучшего для модели такой ценовой категории. Акустические терминалы идентичны установленным в Musical Fidelity M6 500i, только тут их по одной паре на канал, без бивайринга. Боковых радиаторов на корпусе нет, но верхняя крышка вся покрыта вентиляционными прорезями, сквозь которые хорошо просматривается здоровый сетевой тор сантиметров пятнадцати в диаметре. Боковые стенки и верхняя крышка сделаны из единого листа алюминия, передняя панель имеет характерный для Hegel плавный профиль с легким центральным выступом. Большой синий экран показывает крупными и отчетливо читаемыми символами активный вход и уровень громкости. Пульт ДУ — обычный для фирмы, небольшой алюминиевый брусок, усыпанный микроскопическими кнопочками. Однако нормального размера надписи на черном фоне рядом с этими бусинами видны хорошо.
Как и от всякого представителя фирмы Hegel, от Н300 ожидалась тонкая интеллигентная подача с бриллиантовыми аккуратными верхушечками и неутрированной детальностью. Первоначальное прослушивание подтвердило заочные предположения, а еще по контрасту с Musical Fidelity M6 500i этот участник показал больше деталей «по мелочи» — характерное и неодинаковое продувание воздуха через флейты разного типа, быстрые внятные триольки у медных духовых и прочие тонкие нюансы тембров и, в основном, шумовых призвуков. Как обычно свойственно аппаратам с прозрачной негрузящей подачей, темп воспроизводимых треков субъективно слегка сдвинулся в сторону ускорения за счет общей легкости звучания. Вместе с тем масштабные симфонические полотна несколько уменьшились в объеме, да и построение логичных и связных музыкальных фраз удавалось модели MF лучше — за счет «чувства длинной лиги». Некоторые тембры (барочное сопрано, контратенор, лютня) оказались слишком гладкими. Оставил вопросы и рояль, зато орган, напротив, порадовал собранными энергичными послезвучиями. Далее тестирование в режиме «только усилитель» так и продолжалось с переменным успехом, причем удачное воспроизведение ряда треков достаточно непредсказуемо менялось на неудачное исполнение других.
Однако в отличие от Perreaux Eloquence 150i переключение на собственный встроенный ЦАП усилителя радикально изменило звучание. При соединении CD-транспорта Bryston BCD-1 с H300 по коаксиальному интерфейсу полностью ушла жанровая неровность, сильно возросли объем и детальность, стабилизировалась дикция вокалистов, сделавшись практически эталонной. Густой насыщенный саунд и мясо так и не появились, но стали хорошо слышны специфика и настрой разных симфонических оркестров и записей с иной музыкой.
Результаты измерений:
Измеренные параметры Hegel H300 однозначно выдвигают эту модель в первые ряды участников. Здесь и высокий коэффициент демпфирования (450 ед. на 8 Ом / 80 Гц), который говорит о возможности прокачать любую нагрузку, и солидный запас выходной мощности (до 630 Вт при 0,7% КНИ / 2 Ом). Последний показатель, кстати, рекордный в рамках нашего теста. Отметим и низкое значение неравномерности амплитудно-частотной характеристики (0,23 дБ в полосе 20—20 000 Гц), и малый уровень нелинейных искажений, не превышающий 0,01% в большей части рабочих мощностей и воспроизводимых частот (рис. 1 и 2). Усилитель продемонстрировал очень хороший показатель ослабления сигнала между каналами. До 1 кГц проникновение фактически отсутствует, на 10 кГц оно фиксируется на уровне –80 дБ (рис. 3). Отношение сигнал/шум, приведенное к входному сигналу, составляет 108 дБА.
Технические характеристики:
Название – Hegel H300 | Входное сопротивление, кОм – 10 | Выходная мощность (при нагрузке 8 / 4 Ом), Вт – 250 / 430 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 5—180 000 (по уровню 3 дБ) | Гармонические искажения (1 кГц, 100 Вт, 8 Ом), % – менее 0,005 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 100 | Аудиовходы – стереопары RCA (3), стереопара XLR, HT (RCA), цифровые оптические (2), цифровые коаксиальные RCA (2), USB type B | Аудиовыходы – Pre Out (RCA), цифровой коаксиальный RCA | Энергопотребление (stand-by), Вт – 60 | Габариты, см – 43 x 12 x 38 | Масса, кг – 25
Оценки:
1.Дизайн – 85%
2.Качество изготовления – 95%
3.Звучание – 90%
4.Эргономика – 90%
Итоговый балл: 90%.
Плюсы: легкая стремительная подача, отлично держит сложные современные жанры, вплоть до самых экстремальных
Минусы: в варианте «чистого усилителя» звучание жанрово неровное, а тембры не всегда состоятельные
Вывод:
Усилитель в полной мере демонстрирует качества, ожидаемые от Hegel, — прозрачность, гибкость, тонкую пластику и одухотворенную интеллигентность подачи. Однако объем и достаточное наполнение звука достигаются при использовании собственного ЦАПа
Gato Audio Amp-150
Цена – 283 000 руб.
Еще один представитель датской школы аудиоконструирования — усилитель Gato Audio. Эта фирма, специализирующаяся на выпуске монобрендовых систем (от источников до АС и кабелей) появилась в России недавно, да и существует она официально только с 2007 года. Однако много лет перед этим ее основные сотрудники работали на очень уважаемые бренды, как то: Holfi, Thule Audio и GamuT
Gato Audio Amp-150 привлекает внимание как своим неординарным внешним видом, так и очень недетскими для относительно малогабаритного корпуса характеристиками. Внутри почти половину места занимает большой тороидальный трансформатор, оконечный каскад сделан на полевых транзисторах, максимальный ток, отдаваемый в нагрузку, превышает 150 А. Из необычных черт — опция ускоренного прогрева, позволяющего вывести звучание аппарата на оптимум уже через 15 минут после включения. О старте «подогрева» оповещает информационное табло на передней панели, на котором появляется пиктограмма с зеленым пламенем. Вообще этот круглый, как часовой циферблат, экран достоин отдельного упоминания. Цифр на нем нет совсем. Длинная стрелка (усиливающая сходство с часами) показывает актуальный уровень громкости по некоей условной шкале, отсчитываемой от «6 часов». Интересные пиктограммы, подсвечиваемые красным в активном режиме, обозначают разные вещи — упоминавшуюся выше включенную функцию предварительного разогрева и выбранный вход (например, весы, как несложно догадаться, соответствуют балансному входу). Дизайнерски этот циферблат, в рабочем режиме мягко светящийся жемчужным светом, хорошо гармонирует с округлыми очертаниями корпуса, напоминающего положенную набок восьмерку, а две крупные ручки по бокам (селектор входов и регулятор громкости) уравновешивают внешний облик, в котором, как сказал бы какой-нибудь дегустатор, содержится много свежих нот.
Толстенная передняя панель и охлаждающие радиаторные ребра, сделанные тоже необычно — в виде длинных горизонтальных полос, формирующих бока корпуса, изготовлены из алюминия высокой степени шлифовки. Металлическая верхняя крышка покрыта белым матовым лаком в несколько слоев. Коммутация — вторая по уровню качества в тесте после Gryphon Atilla. Финальным штрихом служит пульт ДУ — изящнейший алюминиевый брусок со скошенными торцами.
Gato — это «кошка» по-испански. А на эмблеме фирмы нарисован лев (тоже кошка, только большая и серьезная). Сочетание силы и изящества, мощи, пластики и утонченности — все «львиные» характеристики как нельзя лучше подходят под описание почерка усилителя. Прежде всего, обращает на себя внимание удивительная подача, не похожая ни на что, слышанное в тесте: Amp-150 играет спокойно, ажурно и мягко, очень шелковисто — и одновременно игольчато точно по верхам.
Слитность и шелковистость вместе с прозрачностью вызывают отчетливые ассоциации с деликатными ламповыми усилителями, но, в отличие от последних, заявленные (и измеренные) 150 Вт на 8 Ом на канал возвращают к транзисторной основательности. Даже наш уверенный в себе лидер Musical Fidelity M6 500i кажется грубоватым и прямолинейным на фоне этой струящейся пластики. Hegel H300, возможно, звучит с аналогичной степенью тонкости, но без той бесподобной шелковистости. Напротив, Gryphon Atilla, у которого с пластикой полный порядок, не имеет такой игольчатой филигранности. Gato Audio Amp-150 демонстрирует действительно редкий и цельный характер. Тембры нельзя назвать очень объемными, они спокойно-нейтральные, с определенной потерей плотности и объема в насыщенных музыкальных фрагментах. Аппарат играет не просто аккуратно и точно, а даже как-то рафинированно, идеально по темпоритму, совершенно непринужденно и легко отрабатывая микроперепады, микронюансы и подвижки темпа. В силу этого даже некоторая неплотность в масштабной оркестровой классике нисколько не мешает, а за извивами музыкального сюжета следишь, что называется, на одном дыхании.
Результаты измерений:
Оригинальный дизайнерский внешний облик и компактность конструкции усилителя Gato Audio Amp-150 ни в коей мере не ущемляют технические возможности устройства. Выходные каскады уверенно справляются с любым сопротивлением нагрузки, отдавая на 2-омный балласт до 435 Вт. Нелинейные искажения при этом измеряются сотыми долями процента. С более распространенным 8-омным номиналом КНИ падает до тысячных долей процента в большей части воспроизводимых частот (рис. 3). Коэффициент демпфирования имеет рекордное значение в рамках нашего теста — 840 ед. Несколько хуже выглядит неравномерность частотной характеристики (рис. 1), спад на отметке 20 Гц равен 0,4 дБ. Разделение сигнала между каналами предсказуемо уменьшается с ростом частоты, но даже в области ВЧ не преодолевает барьер слуховой различимости (рис. 3). Отношение сигнал/шум составляет по результатам наших измерений 98 дБA.
Технические характеристики:
Название – Gato Audio Amp-150 | Входное сопротивление (RCA / XLR), кОм – 20 / 40 | Выходная мощность (при нагрузке 8 / 4 Ом), Вт – 150 / 250 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 2—100 000 (по уровню 3 дБ) | Гармонические искажения,% – менее 0,05 | Отношение сигнал/шум, дБA – более 100 | Аудиовходы – стереопары RCA (4), стереопара XLR | Аудиовыходы – стереопара RCA, стереопара XLR | Энергопотребление (stand-by / idle / maximum), Вт – менее 1 / менее 40 / 600 | Габариты, см – 32,5 x 11 x 43 | Масса, кг – 13,8
Оценки:
1.Дизайн – 95%
2.Качество изготовления – 95%
3.Звучание – 90%
4.Эргономика – 95%
Итоговый балл: 95%
Плюсы: превосходная микродинамика, наилучший результат теста по темпоритму, мастерская отработка и смакование мелодических линий
Минусы: некоторый дефицит тембровой насыщенности и детальности, жестковатая подача современных активных жанров
Вывод:
Бесспорный лидер теста по пластике, безупречной ритмической точности и бесшовности воспроизведения. Вкупе с легкой задумчивостью это дает очень эстетичную, но и высоко эмоциональную подачу без ориентации на широкие масштабные произведения
Coda SCI Balanced
Цена – 250 000 руб.
Американская компания CODA Technologies была основана в 1985 году, хотя вначале и под другим названием. С самого старта и поныне команда, в которую вошел один из бывших конструкторов Threshold Corp., занималась независимыми исследованиями и разработками в области транзисторной аудиотехники для себя и OEM для других известных брендов
Американский тяжеловес имеет сетевой трансформатор на целых 2 кВ•А с отдельными обмотками для двух каналов. Суммарная емкость конденсаторов в фильтре питания составляет 60 000 мкФ. Для Coda SCI Balanced заявляются нулевая общая ООС и режим работы в классе А до достижения мощности 20 Вт. Регулятор громкости с управлением микроконтроллером сделан на прецизионных резисторах. Широкополосные оконечные усилители содержат по 18 биполярных транзисторов на канал, управляемых фирменным следящим контуром, который оптимизирует режим работы под данную нагрузку. Пиковый ток, отдаваемый в нагрузку в каждом канале, превышает 100 А.
Очень тяжелый корпус брутален и элегантен одновременно: толстая алюминиевая крышка с вентиляционными прорезями, еще более массивная передняя панель с тремя проточенными горизонтальными канавками, в которых прячутся управляющие клавиши, и ярко-голубые светодиоды подсветки. Хотя идею и не назовешь полностью новой (нечто подобное было у Parasound), такое решение действительно отличается некоей завершенностью и своеобразной эстетикой. «Крепостная башня королевского замка» по бокам имеет литые батареи ребер радиаторов, которые спереди не видны за более широким фасадом. Ножки корпуса стоят на широких металлических подпятниках. Маленький экран с голубыми символами показывает уровень громкости по шкале от 0 до 99. Пары акустических терминалов неплохи, но у кабелей с коннекторами типа «банан» контакт не очень плотный, и за их фиксацией надо следить. Компоновка симметричных и несимметричных клемм входов и выходов стандартная, а сами клеммы поставлены достаточно широко. Огромный эргономический плюс связан с пультом ДУ — он универсальный, обучаемый, снабжен ЖК-дисплеем и многостраничным меню с простой интуитивной навигацией. В комплект документов к модели входит обширный список управляющих кодов для компонентов разных фирм. Имеется у устройства и одна непривычная деталь, которая вначале ставит в недоумение: своеобразный режим Stand-by. В нем усилитель вроде бы включен (о чем свидетельствует индикация многочисленных светодиодов) и даже реагирует на изменение уровня громкости с пульта, однако звука при этом нет, поскольку выходные каскады отключены (соответственно, энергопотребление составляет 45 Вт, а не устрашающие 2 кВ•А). Для окончательной активации надо нажать еще одну кнопку на передней панели.
Coda SCI Balanced являет собой яркий пример аппарата, чья внешность (да и заочные предположения с учетом мощностных характеристик) совсем никак не коррелирует со звучанием. От усилителя, выдающего 330 Вт на нагрузку 8 Ом и удваивающего мощность при падении сопротивления нагрузки до 4 Ом, можно было бы ожидать волевого и даже волюнтаристского подхода к трактовке музыкального материала. Однако «броненосный монстр» звучит мягко и неожиданно нежно, выдает пригашенные по отдаче и разрешению края частотного диапазона, шумовые призвуки, явно задвинутые за тон, и округленную атаку. По мягкости и ясности возникновения мелодических линий он напоминает Gato Audio Amp-150, но играет несколько более прямо и непосредственно. Звук очень удобен для слуха, как было и у модели Perreaux, но здесь в некоторых записях сдержанность доходит до аккуратного полушепота. По темпу подача немного задумчивая, спокойно-размеренная, в вокале полностью отсутствуют сибилянты, а на динамических пиках — искажения. Все это оставляет приятное впечатление, хотя излишнюю гладкость опрятных, но не очень глубоких инструментальных линий хотелось бы разбавить спонтанной естественной шероховатостью.
Результаты измерений:
Частотная характеристика звукового тракта усилителя CODA SCI Balanced не обнаруживает изъянов, а численные показатели неравномерности — лучшие в рамках теста. Флуктуации на графике АЧХ (рис. 1) в пределах полосы 20 Гц — 20 кГц не превышают 0,05 дБ. Спад на 80 кГц составляет 0,6 дБ. Мощностные характеристики выходных каскадов также внушают уважение и выделяют это устройство среди других участников. Усилитель отдает на нагрузке 8 Ом до 300 Вт неискаженной мощности, а при 4-омном балласте — до 500 Вт. Несмотря на высокий коэффициент демпфирования (320), спецификация устройства не предполагает его использования с акустическими системами, имеющими импеданс 2 Ом, и наши измерения подтверждают, что делать это нежелательно — в таком случае заметны рост нелинейных искажений и ограничения по выходной мощности (рис. 2, синяя кривая). Грамотно проработанная конструкция позволяет обеспечить высокую межканальную изоляцию (рис. 3). Проникающий сигнал на 10 кГц не превышает по уровню –76 дБ.
Технические характеристики:
Название – Coda SCI Balanced | Входное сопротивление (RCA / XLR), кОм – 50 / 1 | Выходная мощность (при нагрузке 8 / 4 Ом), Вт – 330 / 660 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 0—100 000 (по уровню –3 дБ) | Гармонические искажения (1 кГц / 10—20 000 Гц, 330 Вт, 8 Ом), % – 0,04 / менее 0,4 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 110 | Аудиовходы – стереопары RCA (4), стереопара XLR | Аудиовыходы – Tape RCA, Pre Out (RCA), Subwoofer (RCA) | Энергопотребление (stand-by), Вт – 45 | Габариты, см – 43,2 x 14 x 35,6 | Масса, кг – 25
Оценки:
1.Дизайн – 95%
2.Качество изготовления – 95%
3.Звучание – 85%
4.Эргономика – 95%
Итоговый балл: 90%.
Плюсы: ясные аккуратные мелодические линии, хорошие раздельность и дикция, корректный темпоритм, чистые динамические пики
Минусы: гладкие, не очень насыщенные тембры, отсутствие острых акцентов, приглушенные края частотного диапазона
Вывод:
Coda SCI Balanced понравится любителям спокойной и комфортной подачи, разговоров вполголоса и негромкой деликатной музыки, не доминирующей над слушателем
Итоговые выводы
По итогам теста можно сделать пару общих выводов. Первое: для усилителей такого высокого класса крайне желателен источник с адекватным уровнем воспроизведения, поскольку далеко не все участники обладают необходимой долей волюнтаризма, чтобы перебить вклад не самого удачного компаньона. Второе: в отличие от своих более дешевых собратьев все аппараты, и даже выступившие не слишком удачно на фоне конкурентов, уверенно продемонстрировали ряд общих достоинств. Назовем среди них абсолютно корректный темпоритм (извечная хромающая беда техники из бюджетного сектора), хорошую отработку сцены и объема, уверенный контроль акустических систем и приличное собирание баса. Все эти вещи — прямое следствие конструктивной состоятельности, именно в том стиле, как мы и рассчитывали перед тестом. Что касается уровня музыкальности и, так сказать, идейной состоятельности звучания разных моделей, то тут разброс результатов достаточно широк. Прежде всего, необходимо отметить, что включение в конструкцию усилителя «посторонней» секции ЦАП не является однозначным злом или благом и, как обычно, зависит от реализации. В русле изложенных выше соображений о влиянии источника родной ЦАП заочно кажется оптимальным и согласованным по звуку решением, обеспечивающим некий гарантированно хороший итог. Однако на примере двух аппаратов — от Perreaux и Hegel — мы убедились, что собственный ЦАП не всегда радикально меняет ситуацию. Если же говорить о перспективах компьютерного звука через USB, то в данной подборке, к сожалению, не нашлось устройства с достаточно прогрессивно устроенным обменом данными. На рынке уже давно есть более продвинутые (и более дешевые, кстати) специализированные ЦАПы с USB, позволяющие передавать и проигрывать файлы с куда большим разрешением, нежели то, что воспринимают усилители Perreaux и Hegel. Так что тут консервативному хай-эндному сектору есть над чем поработать, коли уж имеется желание освоить и эту область. А в остальном ситуация выглядит так.
Gryphon Atilla получает в тесте заслуженный титул «тембрового гиганта» и наши горячие симпатии, однако остается без главного приза — ввиду некоторой смягченности подачи и не очень уверенного воспроизведения крупномасштабных полотен. Конечно, многое здесь можно списать на плеер, но и в этом случае великолепный Musical Fidelity M6 500i показал гораздо больше «силы воли» и способности вытащить звук в любой ситуации. Кроме того, он обладает исключительными талантами по выстраиванию крупной формы, выразительной точной фразировкой и умением очень вкусно и адекватно передавать разный саунд записей. Плюс у него поистине выдающиеся мощностные характеристики… Словом, стопроцентное первое место.
Hegel H300 — очередной достойный продукт одной из моих любимых аудиофирм, которая к тому же неизменно демонстрирует одни и те же ценности — тонкость и интеллигентность подачи, живой подвижный звук и высокую музыкальность. Единственный минусик, оставивший его без наград, заключается в некоторой непредсказуемости звучания в случае функционирования как чистый усилитель. Проблема та же, что и у модели Gryphon, — H300 слишком заметно реагирует на окружение. С точки зрения некоторых аудиофилов эта ситуация как раз является правильной и свидетельствует о надлежащем высоком классе аппарата. Однако мы ориентировались еще и на универсальность звучания в разных сочетаниях, облегчающую подбор других компонентов.
Приз симпатий редактора достался Gato Audio Amp-150 — за самый необычный и «высокоэстетичный» звук, причем не только в рамках этого теста, но и в гораздо более широком классе слышанных ранее аппаратов. Его почерк достаточно уникален и отличается цельностью и завершенностью — всегда приятно встретить такую «вещь в себе», особенно столь красивую и по форме и по содержанию.
И, наконец, Coda SCI Balanced удивил несоответствием брутального внешнего облика, очень серьезных мощностных характеристик и отмеченного звукового почерка. Оказалось, что американский аппарат играет почти полушепотом, весьма мягко и задумчиво, аккуратно и приглушенно по акцентам — случай сам по себе крайне интересный.
Мария Савина