Гиперактивный пассив
Thu, 19 May 2022 23:18:35 +0300 Thu, 19 May 2022 23:18:35 +0300Стереосистема Linn Klimax
Гиперактивный пассив
Стереосистема Linn Klimax
Шотландская компания Linn — достаточно частый гость на наших страницах, поэтому нет смысла начинать разговор о ее изделиях с истории культового бренда и идеологии его создателя Айвора Тифенбрюна. В 104-м выпуске «АудиоМагазина» публиковался материал об Akurate DSM, младшем брате входящего в рассматриваемую систему сетевого проигрывателя Klimax DSM, а немного позже, в № 106, мы знакомили читателей с флагманской системой Linn Klimax. Так что сегодня сразу возьмем быка за рога.Вектор дезинтеграции
В упомянутом выше обзоре фигурировала стереосистема Linn Klimax в максимально активном минималистском варианте. Теперь настал черед «максималистской» системы с выносными 500-ваттными моноблоками. Дезинтеграция затронула также источник: место Klimax DSM заняли Klimax DS и предусилитель Kontrol.
Эта трансформация вызывает из памяти забавную мультяшную сценку с выпрыгивающими одна из другой матрешками. Дилетант, не имеющий представления о High End, может спросить: к чему множить сущности, если и так все прекрасно работает? Уж не затем ли, чтобы вытянуть побольше денег из состоятельного клиента? Но у опытного аудиофила такой вопрос вызовет недоумение.
Важная оговорка: одна из «матрешек» в системе остается нераспечатанной — басовые секции АС со встроенными усилителями. В силу определенных причин не стоит вытаскивать их наружу (об этом позже).
С одной стороны, чем меньше в системе интегрированных компонентов, тем на более высокий качественный уровень она претендует. С другой, в High End неоспоримые закономерности проявляются нередко с точностью до наоборот. Исключения, однако, подтверждают правила, даже если статистика не слишком убедительна.
Чтобы превзойти лучшее свое творение, Linn пришлось разбить его на части. Вместо пары колонок и одного-единственного источника мы получаем аж 12 (!) блоков, правда столь же тонких и изящных: по четыре моноблока на каждый канал (акустика пятиполосная, а басовые полосы по-прежнему обслуживаются встроенными усилителями; точнее, частотных полос в АС не пять, а шесть, но две нижние идентичны как по типу динамиков, так и по частотам) плюс выносные кроссоверы и предварительный усилитель. И еще, само собой, клубок сетевых, межблочных и акустических проводов.
Разделение труда между компонентами системы при определенных условиях может и должно благоприятно сказаться на конечном результате. Ведь чем меньше физических процессов происходит в каждом отдельном блоке, тем меньшее взаимное влияние процессы оказывают друг на друга — через электромагнитные излучения, по цепям питания и земли. Дискретизация системы требует большего количества индивидуальных стабилизаторов питающих напряжений и фильтров питания, а значит, меньше создаваемых отдельными модулями (особенно цифровыми и импульсными) помех будет просачиваться в соседние по сетевым кабелям. Далее: для каждой полосы каждого канала обеспечивается больший запас по мощности и пиковому току потребления, да и индивидуальные блоки питания аппаратов (что особенно важно для усилителей мощности) работают в более щадящем режиме. Таким образом, раздельная система выигрывает по энергетике благодаря изоляции компонентов друг от друга. Ведь и в отдельных квартирах порядка, как правило, больше, чем в коммуналках или общежитиях с общими кухнями и санузлами.
При отсутствии движущихся узлов, порождающих вибрации, проблема механической развязки, по-видимому, не столь актуальна (ведь здесь нет даже CD-привода, не говоря уже о сетевых трансформаторах, от которых дрожат платы); тем не менее раздельная система и в этом отношении предпочтительнее интегрированной. При столь жестких корпусах, изготавливаемых из цельных алюминиевых брусков, любые опасения на сей счет могут показаться излишними. Как говорится, кашу маслом не испортишь.
Необходимо иметь в виду, что раздельная система больше подвержена влиянию эфирной грязи — из-за увеличения кабельного метража и удлинения пути сигнала. Последнее в определенной степени противоречит одному из основных принципов короткого тракта. Однако даже в борьбе с компромиссами приходится идти на компромиссы.
Предполетный разбор
Cетевой проигрыватель (стример) Klimax DS — это источник, хотя и промежуточный по отношению к цифровому контенту (последний берет начало в сетевом хранилище информации NAS либо на сетевых ресурсах — порталах, откуда можно скачивать музыку в стандартном или HD-разрешении, а также на интернет-радио).
Klimax DS подключается к сети Ethernet, на которой также висит NAS (либо RipNAS — накопитель с приводом), позволяющий хранить аудиоконтент, включая треки с компакт-дисков, в виде файлов WAV (без сжатия) или FLAC (сжатие без потерь). К сети подключается и компьютер со специальной программой Kinsky Desktop, реализующей графический интерфейс и обеспечивающей быстрый доступ к аудиофайлам, и утилитой Songcast — виртуальной звуковой картой, транслирующей звук на проигрыватель Linn Klimax DS.
Приложение Kinsky можно бесплатно скачать с AppStore на планшетник типа iPad, который становится удобным пультом для плеера и всей системы по Wi-Fi. Таким образом, аудиопотоки и сигналы управления поступают в Klimax DS либо по сети Ethernet, либо с ПДУ.
Перед ЦАПами Wolfson WM8741, воспринимающими данные до 32 бит / 192 кГц, осуществляются апсемплинг и обработка данных в DSP-процессоре на основе программируемой матрицы Xilinx Virtex-4.
Важное замечание: версия Klimax DS отличается от интегрированной версии Klimax DSM отсутствием не только предварительной аналоговой ступени, но и входов и выходов HDMI (с функциями коммутации HD-видео). Это скорее огорчает, поскольку делает невозможной работу с потоками DSD и HD PCM c несравненно более качественных, чем CD, дисков SACD и DVD Audio. Остается подавать сигнал с аналоговых выходов соответствующих проигрывателей на вход предусилителя Klimax Kontrol.
Последний имеет четыре входа (три RCA и один XLR) и пару стереовыходов (RCA и XLR). Присвоение входам нужных названий и выравнивание уровней громкости производится в процессе начальной настройки. Для управления проигрывателем и предусилителем при помощи одного ПДУ или iPad компоненты соединяются друг с другом по интерфейсу RS-232. При желании предусилитель можно интегрировать в систему Multiroom — Linn Komri, а также в многоканальную систему домашнего кинотеатра с процессором объемного звука; функция Unity Gain в Klimax DS организует сквозной канал по определенному входу предусилителя Kontrol с блокировкой управления громкостью.
Информации о важнейшей в любом предусилителе функции регулировки громкости не нашлось. Ясно лишь, что осуществляется она, скорее всего, посредством аттенюации сигнала на твердотельных резистивных матрицах ЦАПов (либо в специализированных микросхемах соответствующего назначения, которые, кстати, имеются в ассортименте Wolfson). Аналоговые аттенюаторы с цифровым управлением позволяют получить огромное число дискретных значений уровня сигнала с малым шагом (в данном случае 0,5 дБ). Очевидно, что и межканальный баланс в такой схеме образуется без каких-либо дополнительных узлов.
В отличие от встроенных (в активной версии акустики Klimax 350A) усилительных модулей моноблок Solo обеспечивает не 100, а 500 Вт. И в первых и во втором использованы импульсные блоки питания. Кстати, Linn давно предлагает импульсные модули Dynamik для апгрейда младших линеек, модели же старших серий комплектуются ими штатно.
Импульсные блоки питания существенно выигрывают по КПД и габаритам у традиционных и работают в широком диапазоне сетевых напряжений без переключения первичных обмоток сетевого трансформатора, которого здесь нет. Переменное сетевое напряжение выпрямляется и фильтруется, «нарезается» на импульсы с частотой следования 60 кГц, подается через миниатюрный изолирующий трансформатор на вторичный выпрямитель и фильтр и далее в цепи питания. С помощью широтно-импульсной модуляции осуществляется эффективная стабилизация. Из-за сложности предотвращения проникновения ВЧ-помех в тракт и эфир импульсное питание не является массовым. Хотя в последнее время появляется все больше примеров успешного решения этой проблемы, и тут имя Linn нужно назвать первым.
Моноблоки Solo разработаны на основе прежней линновской модели Klout. Выходные каскады на восьми биполярных транзисторах работают в классе AB. С трудом верится, что эти изящные устройства — аналоговые, а не импульсные! Где тут тяжеленные массивные корпуса с радиаторами? Конечно, AB — это не A, но ведь и полкиловатта — совсем не шутка… Алюминиевые корпуса обеспечивают эффективную конвекцию при невысокой мощности, а на высокой включается принудительное охлаждение.
В состоянии Standby моноблок потребляет всего 3 Вт. В рабочий режим он переходит автоматически, при появлении сигнала на одном из входов. Входы RCA — производства WBT, выходы — двух типов: традиционные винтовые клеммы и Speakon (Neutrik).
Сигнал с предусилителя подается на балансный вход активных кроссоверов Klimax Tunebox, с балансного выхода — на активную басовую секцию АС, а с четырех небалансных выходов — на усилители Solo остальных полос.
Настало время заглянуть внутрь колонок Klimax 350P. Индекс P означает, что перед нами пассивная, точнее, квазипассивная версия. «Квази» — из-за наличия активной басовой секции. Извлекать усилители из колонок нет резона, ведь системы «усилитель — динамик» охвачены электромеханической отрицательной обратной связью (ЭМОС).
Уникальность вуферных усилителей не исчерпывается ЭМОС. Они выполнены по фирменной технологии Linn Chakra — на интегральной микросхеме с обвязкой мощными транзисторами, которые подхватывают выходной ток в нужный момент, обеспечивая беспрецедентную для «монолитного» варианта мощность. В адаптации монолитной технологии к High End роль Linn поистине уникальна.
В остальном акустика Klimax 350 аналогична 350A: те же добротные корпуса каплевидной формы, та же напоминающая череп ВЧ-сборка 3K Driver Array из трех излучателей, включая супертвитер. Недавно Linn усовершенствовала ее и сервосистему; монолитная опорная плита стала тяжелее.
Естественно, в системе работали родные кабели: акустические Linn K400 и межблочные серебряные Silver Interconnect версий Balanced и Unbalanced.
Необыкновенный концерт
Чем лучше звучание, тем легче и одновременно труднее о нем рассказывать: хочется как можно красочнее поведать о пережитом, но сделать так, чтобы твои восторги не приобрели рекламного оттенка. Тем сильнее желание обнаружить ложку дегтя, пока в меде не растворятся и деготь, и сама ложка…
Дополнительные источники к предусилителю Kontrol во время прослушивания не подключались, все шло по сети с медиасервера RipNAS, в который время от времени добавлялись треки компакт-дисков. Привлекались также файлы высокого разрешения (24 / 192). Нельзя сказать, что они звучали намного лучше обычных — и из-за того, что среди тестового материала не было одних и тех же записей в разных вариантах, и потому, что и те и другие создали полное ощущение музыкальной реальности. Не могло быть и речи о «звуковой проекции», поскольку система создавала полномасштабное трехмерное звуковое пространство, в котором каждый инструмент или голос имел свои координаты, причем не статические, а динамические — звуковые образы перемещались, как в реальности, приближаясь, отдаляясь и меняя масштаб. От многоканальных комплексов настоящая стереосистема отличается разве что тем, что звук не подкрадывается к тебе сзади; в остальном все очень похоже.
Безошибочно угадывался знаменитый линновский стиль, но при этом разная музыка звучала настолько неодинаково, что об унификации говорить не приходится. О разрешении и динамике просто не задумываешься ввиду отсутствия дефицита этих важных атрибутов.
На первый план выходит то, о чем почти никогда не упоминают: энергетика. Хотя она производна от динамики (помноженной на точность нюансировки), возникает впечатление, что энергетика данной системы имеет некий дополнительный источник. Стоит закрыть глаза, как начинает казаться, что в комнате вообще нет аппаратуры, а есть только музыканты. Что ты присутствуешь на концерте, и, кроме тебя, в зале ни души, никто не свистит и не кашляет. Ты проникаешься аурой исполнителей, бесчисленными оттенками настроений… Но самое поразительное, что это ощущение не пропадает, когда ты открываешь глаза!
Мне никогда не приходилось слышать такого глубокого, чистого и мощного баса, как на пинк-флойдовской «Стене» (кстати, обычный CD). Никогда прежде бас не имел столь мощной энергетики. С этим экстраординарным нижним регистром музыка стала весомее и значительнее, доходчивее и проникновеннее. То, что раньше мнилось несколько напыщенным, приобрело истинный драматизм и трагичность, появилось ощущение веры и сопереживания. Как много, оказывается, в музыке неизведанного, того, без чего она является лишь формальной проекцией самой себя!
Паспортные данные:
Linn Klimax DS 750 700 руб.
Тип – многоформатный сетевой плеер
Поддерживаемые форматы аудио – FLAC, Apple Lossless (ALAC), WAV, MP3, WMA, AIFF, AAC, OGG
Частоты семплирования, кГц – до 192
Глубина разрешения, бит – до 24
Протокол управления – совместимость с UPnP™ медиасерверами, UPnP™ AV 1.0
Вход цифрового аудио – Ethernet 100 Base-T RJ-45
Выходы аналогового аудио – стерео балансный (XLR), стерео небалансный (RCA)
Интерфейс управления – RS-232, RJ-11
Габариты (Ш х Г х В), мм – 350 х 355 х 60
Масса, кг – 10
Linn Klimax Kontrol 498 700 руб.
Тип – программируемый аналоговый предварительный усилитель с управлением по RS-232, с пульта ДУ и возможностью интегрирования в систему Multiroom Linn Knekt
Входы – стерео небалансные (RCA) х 3, стерео балансный (XLR), Knekt (RJ-45)
Выходы – стерео небалансный (RCA), стерео балансный (XLR)
Интерфейсы управления – RS-232, RCU, RC5
Габариты (Ш х Г х В), мм – 350 х 355 х 60
Масса, кг – 9
Linn Klimax Tunebox 303 600 руб.
Тип – активный кроссовер
Количество полос – 4
Частоты раздела, Гц – 105, 392, 3800, 10 900
Вход – балансный (XLR)
Выходы – балансный XLR (бас), небалансные RCA (верх. НЧ, СЧ, ВЧ, супер-ВЧ)
Габариты (Ш х Г х В), мм – 350 х 355 х 60
Масса, кг – 10
Linn Klimax Solo 500 W Amp Mono 522 500 руб.
Тип – моноусилитель мощности
Выходная мощность (4 Ом), Вт – 500
Частотный диапазон (–3 дБ), Гц – 2—60 000
КНИ, % – 0,02
Входной импеданс, кОм – 7,6 (RCA, XLR)
Аудиовходы – RCA х 2, XLR x 1
Потребляемая мощность, Вт – 900 (макс.)
Габариты (Ш х Г х В), мм – 350 х 355 х 60
Масса, кг – 9
Linn Klimax 350P 1 183 600 руб.
Тип – напольная акустическая система с активной басовой секцией и сервосистемой
Акустическое оформление – закрытый ящик
Частотный диапазон (–3 дБ), Гц – 20—33 000
Количество полос – 5 (НЧ – 200 мм x 2, верхн. НЧ – 165 мм, СЧ – 75 мм, ВЧ – 25 мм, супертвитер – 13 мм)
Сопротивление (номинальное), Ом – 4
Чувствительность (1 Вт, 1 м), дБ – 87
Габариты, мм – 1130 x 312 x 430
Масса, кг – 54
Испытательный стенд:
Сетевой проигрыватель Linn Klimax DS
Предварительный усилитель Linn Klimax Kontrol
Активные кроссоверы Linn Klimax Tunebox
Моноусилитель мощности Linn Klimax Solo 500 W Amp Mono
Акустические системы Linn Klimax 350P
Контрольный тракт:
Сетевой проигрыватель Linn Klimax DS
Предварительный усилитель Linn Klimax Kontrol
Активные кроссоверы Linn Klimax Tunebox
Моноусилители мощности Linn Klimax Solo 500 W Amp Mono
Акустические системы Linn Klimax 350P
Музыкальный материал:
1. Carroll Kidd. «A Place In My Heart» (CD, Linn Records AKD 146)
2. Branford Marsalis Quartet. «Eternal» (CD, Rounder Records 11661-3309-2)
3. Dee Dee Bridgewater. «This Is New» (Verve / DDB Production 440 016 884-2)
4. Pink Floyd. «The Wall» (CD, CBS Columbia CK36184)
5. Patricia Barber. «A Fortnight In France» (Blue Note 7243 5 782 / 3 2 2)
6. Bach. «Sonatas & Partitas for Solo Violin / Henryk Szeryng» (Deutsche Grammophon 437 366-2)
7. Puccini. «La Boheme Opera Collection» / Orchestre National de France, James Conlon / B. Hendrix / J. Carreras (Erato / Teldec / Warner Classics International 0630-13813-9)
HD-треки (FLAC):
1. Maeve O'Boyle – All My Sins (88,2 кГц / 24 бит)
2. Barb Jungr – Waterloo Sunset (44,1 кГц / 24 бит)
3. Scottish Chamber Orchestra (SCO) – Mendelson Violin Concerto (96 кГц / 24 бит)
4. Claire Martin – Perfect Alibi (96 кГц / 24 бит)
5. Rachel Podger – LaStravagansa (Antonio Vivaldi) (96 кГц / 24 бит)
Вывод:
Система Linn Klimax 350 стоит 8 миллионов рублей. Примерно как не самая шикарная, но и далеко не убогая двухкомнатная квартира в столице. Эта цифра ко многому обязывает… Прослушивание оставило неизгладимое впечатление, которое освежило годами формировавшийся в подкорке стереотип достойного звука. Впечатление настолько яркое, что оно не рассеялось до сих пор и, наверное, запомнится на всю жизнь. Слушая другие системы, поневоле радуешься, когда в определенные моменты им удается изобразить нечто, что хотя бы отдаленно напоминает картины, сотворенные системой Linn Klimax. Так что выбирайте: еще одна квартира или… целый концертный зал!
Артур Фрунджян