Битва камня и стекла
Thu, 19 May 2022 23:18:23 +0300 Thu, 19 May 2022 23:18:23 +0300Проигрыватели компакт-дисков в ценовом диапазоне 150 000 руб
Битва камня и стекла
Проигрыватели компакт-дисков в ценовом диапазоне 150 000 руб.
Довольно давно мы не возвращались на страницах журнала к тестированию достаточно дорогих CD-плееров, так что пришло время восполнить этот пробел. Для сравнительного прослушивания была собрана интересная компания из «твердотельных» (чисто транзисторных) и ламповых аппаратов, кое-кто из которых имеет весьма интересные и нестандартные опции экипировки
Случилось так, что в нашу подборку попало одинаковое количество представителей «каменного» и лампового семейства. Оставляя в стороне очевидность разных цифр в ТТХ и разной степени идеальности этих показателей (ламповый выходной каскад всегда будет хуже по ряду измеряемых параметров, но далеко не факт, что и по субъективным впечатлениям от звука тоже), мы сравнивали музыкальную состоятельность аппаратов. Тут, как и обычно, не обошлось без сюрпризов — приятной части теста. Кроме того, в этот раз мы уделили достаточное внимание такому оценочному пункту, как эргономика аппарата, и во многих местах явно отметили недоработки. Обычно в тестах техники более низких ценовых категорий подобного рода претензии либо не раскрываются, либо вообще опускаются, и тому есть причина. Не секрет, что производитель, ограниченный небольшим бюджетом, будет стремиться сэкономить на вещах второстепенных (и еще хорошо, если только на второстепенных!). Поэтому в CD-проигрывателе или в усилителе за 60—70 тысяч рублей никто, в общем, и не ожидает увидеть россыпь крепких и удобных коммутационных разъемов (о которых принято писать «солидные»), какие-то особенные информационные дисплеи пульты или удобной конфигурации и продуманной компоновки, сделанные из натуральных материалов. В таких случаях, как говорится, лишь бы держалось, работало и функции свои исправно выполняло, а остальное лучше потратить на звук. Известны примеры вопиюще неудобных аппаратов из бюджетного сектора, которые удивительно хорошо звучат и, соответственно, получают наши горячие рекомендации. Однако при смещении вверх по ценовой шкале уже как-то не хочется одобрять или пропускать мимо глаз то, что было простительно устройству за 60 тысяч. Все-таки, как нам кажется, в менее компромиссной стоимостной категории у производителя уже есть некоторый денежный буфер на сервисные функции, и не очень хорошо по отношению к потребителю явным образом пренебрегать ими. Поэтому мы везде отмечали как минус короткие и неудобно поставленные разъемы, небольшой спектр коммутационных опций, неудобную навигацию по дискам, плохо читаемые дисплеи и нечетко срабатывающие пульты. Хотя и основными все равно оставались баллы за звук (приоритетно) и за конструкцию.
Тестовая система
1.CD-проигрыватель – Bryston BCD-1
2.Интегрированный усилитель – Bryston B100 SST2
3.Акустические системы – PMC OB1i
4.Межблочные и акустические кабели – Analysis Plus Solo Crystal Oval
Тестовый материал
1. Г. Ф. Телеман, «Концерты для деревянных духовых инструментов» (DHM, 05472 77367-2)
2. Empire Brass Quintet и Уильям Кульман, «Барочная музыка для медных духовых инструментов и органа» (Telarc, 80614)
3. Д. Б. Перголези, «Stabat Mater» (ACCORD, 465 952-2)
4. Н. А. Римский-Корсаков, Симфония № 2 «Антар» (DG, 423 605-2)
5. C. С. Прокофьев, «Скифская сюита» (Philips, 473 600-2)
6. Людвиг ван Бетховен, Соната № 23 для фортепиано фа минор «Аппассионата» (DG, 457 296-2)
7. В. Баумгратц, «Organ Landscape» (MDG, 319 0962-2 MDG Gold)
8. Дж. Верди, «Реквием» (Philips, 442 142-2)
9. The Who «Quadrophenia» (Polydor, 531 971-2)
10. Grave Digger «Knights of the Cross» (GUN, 74321 58069)
11. Kataklysm «In the Arms of Devastation» (Nuclear Blast, 27361 15275)
Указанные в статье цены являются ориентировочными.
Рубрикатор:
Стр. 2 - Electrocompaniet ECC-1
Стр. 3 - Primare CD32
Стр. 4 - Ayon Audio CD-1sc
Стр. 5 - Unison Research Unico CDE
Стр. 6 - Norma Audio Revo СDP-1R
Стр. 7 - Vincent HDCD-S8
Стр. 8 - Итоговые выводы
Electrocompaniet ECC-1
Цена – 149 000 руб.
Модель ECC-1 уже давно не новинка на российском рынке, в течение нескольких лет она была хорошо и широко представлена в различных аудиосалонах и выставочных инсталляциях. Будучи младшим, «бюджетным» вариантом в основной линейке Classic норвежской Electrocompaniet, она имеет фирменный полностью балансный выходной каскад в классе А, антивибрационную подвеску привода, как у старшей модели, и ЦАП с разрешением 24 бит / 192 кГц
Классический Electrocompaniet и по внешности и по внутреннему содержанию — так можно кратко охарактеризовать этот проигрыватель. В профильной прессе о нем было уже много написано, поэтому достаточно кратко напомним перечень стандартных характеристик. Цифроаналоговое преобразование осуществляется чипом Cirrus Logic с разрешением 24 бит / 192 кГц, аналоговый выходной каскад, типично для фирмы, полностью балансный, заявлено также о наличии оптимизированного аналогового выходного фильтра, уменьшающего фазовые сдвиги на высоких частотах. Универсальный транспортный механизм Philips, который понимает расширенный перечень форматов, включая треки в МР3, записанные на дисках CD и DVD, крепится на антивибрационном подвесе, взятом у старшего собрата, EMC-1UP. Для выходного сигнала приводится уровень в 2,3 / 4,6 В RMS на несимметричном и симметричном выходах соответственно (в силу схемотехники аппарата использование балансной коммутации является предпочтительным). Из коммутации, кроме упомянутых аналоговых стереопар, есть еще только коаксиальный цифровой выход на довольно простеньком и коротком разъеме RCA (аналоговые клеммы сделаны более качественно). Корпус из 1,5-мм алюминиевого листа с вентиляционными прорезями на боках и на днище окрашен черной краской порошковым методом. По дизайну ECC-1 представляет собой классический «золотой» вариант Electrocompaniet, который обеспечил продукции под этой маркой моментальную узнаваемость. Передняя панель из толстого прозрачного акрила, желтые латунные крепежные винты по углам, латунные же кнопки управляющего креста справа от привода и накладки на невысокие, но широкие ножки — все это строго в русле привычных фирменных ценностей. Из столь же типичных вещей в ряду ассоциаций с норвежской компанией — специфическая эргономика, связанная с распространением функций кнопок на управляющем кресте (поскольку их всего четыре) на все маневры по навигации, и автоматический запуск диска на проигрывание сразу после загрузки — лично я обошлась бы без такого ненавязчивого сервиса. Однако все это известно и обыкновенно для Electrocompaniet. Еще из мелких придирок — не очень удобный пластиковый пульт ДУ, с некоторым запаздыванием отрабатывающий команды перемотки треков. Откровенно говоря, аппарату из данной ценовой категории приличествует более солидный и эргономичный пульт.
От техники этой норвежской фирмы обычно ожидаешь интеллигентной подачи, гибкости и деликатного исполнения классической музыки. В целом надежды вполне оправдались и сейчас, разве что ECC-1 продемонстрировал более мягкий, чем обычно, звук без резких граней и с приглушенной атакой — словно все начинается сразу с «тела» тембра, без формообразующего фронта. Шумовые призвуки тоже оказались мягко нивелированными. Если бы это сопровождалось тембральной ненасыщенностью, разрешение можно было бы назвать совершенно средненьким. Однако в нашем случае близкие тембры разделялись уверенно и четко за счет хорошей тембровой интенсивности и идентичности. Звук неизменно был неразмазанный и ритмически собранный (опять-таки несмотря на сглаженную атаку) — интересный, очень комфортный почерк в хорошем смысле слова, настойчиво рекомендован людям, болезненно относящимся к любым (даже информативным) признакам резкости в звучании. Ритмические фигуры и инструментальные линии неизменно прописывались ясно и раздельно, с отчетливо прорисованными солирующими инструментами на переднем плане.
Результаты измерений:
Проигрыватель Electrocompaniet ECC-1 может похвастаться почти идеальной линейностью АЧХ (неравномерность 0,08 дБ). Ход характеристик каналов практически идентичен (рис. 1). Анализ спектра сигнала с частотой 1 кГц и двух тонов с частотами 19 и 20 кГц не выявляет у этого плеера сколько-нибудь существенной тенденции к внесению искажений в исходный сигнал. При уровне основной гармоники –12 дБ КНИ составил 0,003% (рис. 2). Коэффициент интермодуляционных искажений для означенных выше тонов находится на уровне 0,005% (рис. 3). Уровень шума располагается на отметке 108 дБ. Проникающий сигнал ниже указанного уровня даже в области высоких частот. Electrocompaniet ECC-1 обладает рекордно низким (в рамках нашей подборки) и стабильным во всем частотном диапазоне выходным сопротивлением 45 Ом. Максимальное значение уровня сигнала на небалансном выходе равно 2,3 В. Устройство инвертирует фазу записанного сигнала.
Паспортные данные:
Название – Electrocompaniet ECC-1 | Воспроизведение – СD, CD-R/RW, MP3-CD/DVD, WMA-CD | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (по уровню ±0,05 дБ) | Уровень собственных шумов (в полосе частот 20—20 000 Гц), дБ – менее –130 | Разделение каналов, дБ – более 110 | Гармонические искажения + шум, % – менее 0,002 | Аудиовходы – нет | Аудиовыходы – цифровой коаксиальный S/PDIF (RCA), стереопара XLR, стереопара RCА | Выходное сопротивление, Ом – 100 | Энергопотребление (без нагрузки или сигнала), Вт – 35 | Габариты, см – 48,3 x 10,5 x 38,9 | Масса, кг – 9
Оценки:
1.Дизайн – 95%
2.Качество изготовления – 90%
3.Звучание – 85%
4.Эргономика – 85%
Итоговый балл: 90%
Плюсы: выразительный вокал, хорошее разрешение в середине, адекватные тембры натуральных инструментов и их баланс
Минусы: недостаточно энергичная акцентировка, приглушенная микродинамика, жанровая избирательность
Вывод:
Проигрыватель Electrocompaniet ECC-1 демонстрирует мягкий, спокойный и высоко комфортный звук с аккуратным скруглением краев частотного диапазона. Он не очень любит нагруженную драматическую музыку, мощный хор и напряженные фрагменты, но отлично делает сцену, проводит инструментальные линии и передает атмосферу записей
Primare CD32
Цена – 130 000 руб.
Новый проигрыватель компакт-дисков CD32 представляет собой один из двух компонентов сладкой парочки Primare, второе слагаемое которой — интегрированный усилитель I32, работающий в классе D. Оба аппарата выполнены в едином дизайне, имеют полностью балансную схему и легко встраиваются в систему мультирум благодаря набору входных и выходных триггеров и гнезд для внешнего управления. Однако и по отдельности, во «внешних» системах, они способны отлично показать себя
В проигрывателе стоит транспортный механизм Asatech 8210.B01-02, применяемый и в младшей модели Primare CD22, с лазером Sanyo SF-P101N. Он читает, среди прочего, и самописные диски с файлами в сжатых форматах. Наличие входа USB позволяет избавиться от болванок и воспроизводить файлы MP3 с внешних накопителей. За цифроаналоговое преобразование отвечает конфигурация из двух чипов Burr-Brown PCM1704 (последних все еще используемых мультибитных могикан на рынке) и цифрового фильтра DF1706 — традиционное проверенное временем сочетание. Преобразователь частоты дискретизации (до 96 кГц) — SRC4392 от Texas Instruments. Primare CD32 содержит только один импульсный источник питания, обслуживающий микропроцессор. Для остальных функциональных блоков аппарата задействован трансформатор с R-сердечником (прямоугольный магнитопровод круглого сечения — «деформированный бублик»), который отличается лучшими массогабаритными показателями и высокой эффективностью. Для управления механикой привода, питания аналоговой и цифровой частей схем используются разные обмотки трансформатора и регуляторы напряжения на дискретных элементах. Элементы разных частей схемы собраны на раздельных печатных платах с применением поверхностного монтажа. Преобразователь ток-напряжение на выходе ЦАПа тоже выполнен на дискретных элементах. Схема аппарата балансная от начала до конца, включая съем сигнала в «цифре» с транспорта.
Двухстрочный дисплей с белыми цифрами — матричный самогасящийся OLED; он не генерирует наводок на аудиочасть благодаря тщательной изоляции от корпуса. Необычная конструкция, с передней панелью, соединенной с корпусом через стальной перешеек-кессон, обусловлена именно этим требованием. Сзади имеется достаточное количество цифровых входов, в том числе балансный AES/EBU. Пульт пластиковый, но довольно удобный, универсальный, с разделенными на зоны бархатистыми управляющими кнопками, хотя микроскопические белые надписи поверх них читаются с трудом. С пульта можно переключать частоту дискретизации поступающего сигнала: 44,1, 48 или 96 кГц. Дизайн Primare CD32 близок к несколько холодному индустриальному стилю.
Бывают аппараты, которые с первой же ноты демонстрируют повышенную эмоциональность воспроизведения или сразу привлекают к себе внимание какими-то яркими деталями. А бывают и другие — поначалу они способны проиграть эффектным собратьям, однако при длительном и тщательном прослушивании уверенно берут над ними вверх. Для прояснения ситуации требуется время, внимание и хороший охват тестовых треков. Выполнив все перечисленные условия, можно точно сказать, что Primare CD32 — нерядовой и высокоинформативный плеер с очень нетривиальным породистым звуком, интеллигентным и холодновато-эмоциональным. Его ритмически исключительно аккуратный и ровный почерк кажется вначале суховатым, но потом все больше и больше увлекает изяществом, утонченностью и филигранностью воспроизводимых образов. Шумы — шероховатые фронты вступлений скрипок, легкое фырчание продуваемого воздуха у флейт, — как и тонкая нюансировка, нажим в нужных местах партитур и пр., представлены столь же деликатно и точно. Фундаментальный нижний бас отсутствует, но структура и фактура среднего и верхнего похвально точна, нижние частоты очень собранные и подвижные. Сцена в записях симфонического оркестра весьма глубокая и протяженная, тихие фрагменты радуют исключительной наполненностью и объемом — верными признаками прекрасной микродинамики. Однако при необходимости Primare CD32 может играть очень драйвово и с неизменно точно выверенным градусом жесткости.
Результаты измерений:
Неравномерность амплитудно-частотной характеристики плеера Primare CD32 обусловлена снижением уровня выходного сигнала на верхней границе звукового диапазона (0,41 дБ) и не будет различима на музыкальном материале. Разница в амплитудных значениях межу каналами совсем невелика и составляет не более 0,05 дБ (рис. 1). Спектр сигнала очищен от шумов. КНИ при проигрывании дорожки с максимальным уровнем записи не превышает 0,001% (1 кГц), с уменьшением амплитуды его прирост незначителен: 0,003% для –12 dBFS (рис. 1). Продукты интермодуляционных искажений проявляются в несколько большей степени (рис. 3). Небалансный выход обеспечивает максимальный уровень сигнала в 2,1 В и стабильное сопротивление 380 Ом для всей полосы воспроизводимых частот. Отношение сигнал/шум равно 108 дБ. Межканальная изоляция сигнала выполнена на высоком уровне. Устройство не инвертирует сигнал, меандр обрабатывается с минимальными следами переходных процессов.
Паспортные данные:
Название – Primare CD32 | Воспроизведение – СD, CD-RW, MP3-CD, WMA-CD | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (по уровню -0,5 дБ) | Отношение сигнал/шум (невзвешенный, в полосе частот 20—20 000 Гц), дБ – 100 | Разделение каналов, дБ – не указано | Гармонические искажения + шум (в полосе частот 20—20 000 Гц), % – менее 0,01 | Аудиовход – USB Type-А | Аудиовыходы – цифровой балансный AES/EBU (XLR), цифровой коаксиальный S/PDIF (RCA), цифровой оптический TosLink, стереопара XLR, стереопара RCА | Выходное сопротивление (аналоговые стерео XLR / RCA), Ом – 47 / 390 | Энергопотребление (Standby / Idle / Operation), Вт – 0,5/22/25 | Габариты, см – 43 x 10,6 x 37,5 | Масса, кг – 10,5
Оценки:
1.Дизайн – 95%
2.Качество изготовления – 90%
3.Звучание – 95%
4.Эргономика – 85%
Итоговый балл: 90%
Плюсы: абсолютно корректные нюансировка и темпоритм, гибкий, богатый деталями вокал, прекрасная динамика и отработка пиков
Минусы: отдача по нижнему басу могла бы быть повыше, а середина посочнее, иногда звук посверкивает прохладными эмоциями
Вывод:
Primare CD32 — отличный информативный плеер с очень тонкой и точной подачей. Тембрально он немного суховат, зато отдельные инструменты, ансамбли и крупные коллективы подаются им исключительно цельно, прозрачно, с прекрасным разрешением и разделением. В жанровом отношении полностью универсален
Ayon Audio CD-1sc
Цена – 156 800 руб.
Австрийская Ayon Audio умеет делать аппараты с фундаментальной запоминающейся внешностью, у которых «всего много» (и притом отличного качества), так что это изобилие радует глаз. Фирма также предпочитает исключительно ламповые усилительные каскады и демонстрирует подчеркнутый, почти маниакально аудиофильный подход при подборе активных и пассивных элементов схем, причем даже для своих младших моделей наподобие CD-1sc
Если вкратце, то Ayon Audio CD-1sc имеет полностью балансную схему, возможность регулировки уровня выходного сигнала и однотактный оконечный каскад на ламповых триодах, функционирующий в чистом классе А без общей ООС. Дальше на этот скелет навешивается масса вкусных аудиофильных деталей, перечислить которые в коротеньком обзоре, к сожалению, невозможно — их описание занимает несколько страниц; однако оно доступно на сайте производителя. Транспорт с верхней загрузкой использует механизм австрийской фирмы Stream Unlimited (излюбленный, в частности, современной Wadia Digital), обладает литым алюминиевым ложем для диска и акриловым прижимом с впаянным толстым стабилизирующим кольцом тоже из алюминия. ЦАП Burr-Brown с параметрами 24 бит / 192 кГц работает с переключаемым апсемплером, частоту можно выбрать с пульта ДУ. В блоке питания используются трансформатор R-core с отдельными обмотками для разных частей схемы и десять независимых стабилизаторов напряжения. Для лампового выходного каскада на двух двойных триодах 6Н30 работает ламповый выпрямитель напряжения 6Z4. Ayon Audio традиционно утверждает, что на индивидуальный подбор согласованных комплектов ламп она тратит много времени, поэтому tube rolling — любимый спорт аудиофилов-лампоноиков — в данном случае не рекомендуется. Корпус из толстых листов анодированного алюминия отливает такой глубокой и сочной чернотой, что кажется, будто он лоснится. На передней панели имеется информационный дисплей с ярко-красными символами, а все управляющие кнопки вынесены на верхнюю крышку. Сзади на проигрыватель просто приятно посмотреть — он оснащен по-царски богато, высококачественными разъемами. Порт USB принимает данные с компьютера в асинхронном режиме. Пульт под стать аппарату: алюминиевый, с накладочкой «лесенкой» снизу, чтобы не скользить по гладкой поверхности.
После Ayon Audio CD-1sc слушать прочих участников теста немного трудновато, настолько сбивают прицел объективной оценки его полновесная ликующая подача и сочный трепещущий звук, обогащенный изобилием воздуха и дыханием жизни. Крупные струнные смычковые инструменты красиво вибрируют на весьма низких тонах, их структура хорошо прописана, и остается ощущение именно смычка виолончели, а не чего-то иного, причем оно отличается от образа-впечатления смычка контрабаса. Воздух, продуваемый через деревянные духовые, просто-таки эталонен по степени струения, шороха и дрожания. Тембры очень полные и насыщенные, ясные и глубокие. Звук так хорош, а воздуха и объема так много, что возникает подозрение, что в действительности записи далеко не такие живые, а более скучные и обычные, эффект же их волшебного оживления связан с самим плеером и его ламповым каскадом в частности. Этот солнечный звук так и хочется ассоциировать с картинами мастеров эпохи Возрождения — пышными и радостными золотыми тонами, блистательными натюрмортами, рогами изобилия и прекрасными телами. Пусть это даже и не правда жизни, подобные эмоции все равно стоят слишком дорого, чтобы разменивать их на «точную», но серую реальность. Ayon Audio CD-1sc отличается абсолютно свободной и непринужденной подачей, когда надо — изысканной, экспрессивной или решительной, плотной или воздушной, а вокал, очень плотный, твердый и выразительный — словно резцом по мрамору, — заставляет забыть все попытки непредвзятого анализа. Удивительно, но ламповый аппарат превосходно справляется с тяжелыми жанрами вплоть до самых брутальных, демонстрируя великолепное чувство саунда и не просто сочную, а даже смачную подачу с массой интересных деталей.
Результаты измерений:
Полученные в ходе измерений результаты выделяют данный аппарат среди других участников теста. Начнем с того, что по своим характеристикам он опережает устройства схожей конструкции, то есть имеющие ламповый выходной каскад. Уровень нелинейных искажений при воспроизведении трека с уровнем записи –12 dBFS (1 кГц) равен 0,026% (рис. 2). Интермодуляционная составляющая для комбинации сигналов 19 + 20 кГц составляет 0,09% (рис. 3). По отношению сигнал/шум плеер мало чем отличается от «твердотельных» образцов — 110 дБ. То же самое относится и к значению проникающего сигнала. Помимо прочего, Ayon Audio CD-1sc может разогнать выходной сигнал до 4,2 В даже на небалансном выходе, что является рекордным значением. Но есть и парочка худших показателей — неравномерность поканального хода частотной характеристики, достигающая 0,19 дБ (рис. 1), и высокое выходное сопротивление. Последний параметр имеет значение 860 Ом на средних и высоких частотах, а ниже отметки 100 Гц проявляет тенденцию к дальнейшему росту.
Паспортные данные:
Название – Ayon Audio CD-1sc | Воспроизведение – СD, CD-R/W | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (по уровню ±0,3 дБ) | Отношение сигнал/шум, дБ – более 118 | Разделение каналов, дБ – не указано | Гармонические искажения (1 кГц), % – менее 0,001 | Аудиовходы – цифровой коаксиальный S/PDIF (RCA), цифровой оптический TosLink, USB Type-B | Аудиовыходы – цифровой коаксиальный S/PDIF (RCA), стереопара XLR, стереопара RCА | Выходное сопротивление (аналоговые стерео XLR / RCA), Ом – 300 | Энергопотребление, Вт – не указано | Габариты, см – 48 x 12 x 33 | Масса, кг – 13
Оценки:
1.Дизайн – 95%
2.Качество изготовления – 90%
3.Звучание – 95%
4.Эргономика – 95%
Итоговый балл: 95%
Плюсы: завораживающий живой и сочный звук, полновесные детальные тембры, очень открытая подача с изобилием воздуха
Минусы: в масштабных треках могут теряться ясность и разборчивость, индивидуальные исполнительские манеры немного нивелированы
Вывод:
Ayon Audio CD-1sc обладает поистине магическим гиперэмоциональным звучанием, заставляющим забросить объективные оценки и заделаться ярым субъективистом, в полную силу наслаждающимся дыханием жизни. Энергичная экспрессивная подача свободна от ламповой карамельности
Unison Research Unico CDE
Цена – 140 000 руб.
Unico CDE принадлежит к обновленной линейке Unico, которая, по заявлениям разработчиков из Unison Research, представляет собой естественную эволюцию (последняя буква в названии как раз от слова Evolution) известной серии гибридных аппаратов этой итальянской фирмы. Хотя в топах Unison Research значатся ламповые конструкции, гибридные усилители и парные им источники тоже нельзя считать бюджетными, а уж внешне они исключительно импозантны, как и все, что несет на себе характерный деревянный логотип
В плеере Unison Research Unico CDE использованы транспорт TEAC CD5010A, преобразователь частоты дискретизации до 96 кГц Crystal CS8420 и ЦАП Crystal CS4392, работающий с данными 24 бит / 192 кГц. Аудиочасть, как и прочие функциональные части схемы, в соответствии с модульной философией фирмы собрана на отдельных печатных платах, что дает возможность осуществить в будущем простой и быстрый апгрейд. Силовой трансформатор на 100 В∙A, привод и соединительные коннекторы на задней стенке экранированы металлическими кожухами. В аппарате содержится восемь независимых контуров регулировки напряжения питания.
Комплект из четырех двойных триодов Tung-Sol 12AX7 (что вдвое больше, чем у предшествующей модели) работает в выходном каскаде, сделанном по схеме катодного повторителя с параллельным включением ламп. Поскольку повторитель не обеспечивает усиление по напряжению, для увеличения уровня выходного сигнала (максимум на 9 дБ) можно задействовать малошумящий операционный усилитель, установленный на выходе ЦАПа. На задней стенке проигрывателя есть переключатель режимов усиления Lo / Hi (низкий / высокий уровень), который в позиции «Hi» реализует смешанный транзисторно-ламповый каскад, в то время как в «Lo» усиление сигнала остается чисто ламповым. Вторая нестандартная возможность — опциональный ЦАП на чипе Wolfson Microelectronics WM8740. Он тоже собран на отдельной плате, легко устанавливаемой в корпус, и подключается напрямую через меню плеера, без необходимости каждый раз лазить внутрь него.
Роскошная передняя панель, которая создает цельный дизайн аппарата и служит его главным украшением, имеет необычный и стильный жемчужно-серый оттенок (поверхность великолепной выделки получается методом холодной ковки, используемым, например, в ювелирном деле). На крупном трехстрочном экране отображается много разной информации. Картина, открывающаяся сзади, не столь мажорна: Unison Research Unico CDE определенно не может похвастаться высококачественными коммутационными разъемами, к тому же они расположены довольно тесно. Пульт — старый знакомый от UR, великолепный брусок натурального дерева с алюминиевой накладкой и черными кнопками-бусинами.
Мы проверили Unison Research Unico CDE в трех режимах: с установкой усиления на «Hi» и встроенный ЦАП по умолчанию, с установкой усиления на «Lo» и встроенный ЦАП, а третий вариант отличался от предыдущего переключением на опциональный ЦАП. Основной вывод, который можно сделать по результатам прослушивания в нашей системе, состоит в том, что режим «Lo» гораздо предпочтительнее — он дает более тонкий, детальный и информативный звук по сравнению с несколько замыленным и линейным в режиме «Hi», однако уровень выходного сигнала во многих случаях может при этом оказаться недостаточным. Как представляется, проигрыватель явным образом ориентирован на фирменную закрытую, но хорошо согласованную по сопротивлениям систему. Что касается сопоставления двух последних вариантов, то тут ситуация достаточно неоднозначна. Оба они лежат в русле одной и той же звуковой концепции — деликатность атаки и общей подачи, шелковистые немного гладкие тембры с матовым оттенком, заметное и характерное преобладание тона над шумом (превосходящее таковое у Electrocompaniet ECC-1). Со штатным ЦАПом без дополнительного усиления звук тембрально более наполнен, с большим разрешением и плотностью и немного усиленным нажимом. Переход к альтернативному ЦАПу Wolfson дает более заостренное звучание с чуть явственнее проявленными шумовыми призвуками, но тембрально оно несколько бледнее. Мне, возможно, ближе первый вариант, обеспечивающий большую плотность и внятность атаки.
Результаты измерений:
Даже с учетом ламповых выходных каскадов тут мы имеем высокое значение показателя неравномерности АЧХ. В режиме усиления «Hi» спад начинается весьма рано, и к 20 кГц выходной сигнал теряет уже 1,2 дБ (рис. 1). Сопротивление небалансного выхода несущественно отличается от этого значения у других участников теста (310 Ом). Но при согласовании плеера с другими компонентами системы следует отдавать предпочтение устройствам с высоким входным сопротивлением. Нами отмечен заметный прирост уровня нелинейных искажений в зависимости от сопротивления нагрузки. При стандартном измерении на 7,5 кОм и воспроизводимом сигнале 1 кГц (–12 dBFS) КНИ составляет 0,031% (рис. 2). Отношение сигнал/шум — 88 дБ. Причина столь низкого значения — повышенный уровень шумов в низкочастотной области, что хорошо видно на последнем рисунке. КИИ средний для ламповых участников теста — 0,2% Спектр сигнала для комбинации частот 19 + 20 кГц приведен на рис. 3. Уровень проникающего сигнала на частоте 10 кГц зафиксирован на отметке –96 дБ.
Паспортные данные:
Название – Unison Research Unico CDE | Воспроизведение – СD, CD-R/W | Частотная характеристика, Гц – не указана | Отношение сигнал/шум, дБ – не указано | Разделение каналов, дБ – не указано | Гармонические искажения, % – не указаны | Аудиовход – цифровой коаксиальный S/PDIF (RCA) | Аудиовыходы – цифровой коаксиальный S/PDIF (RCA), стереопара XLR, стереопара RCА | Выходное сопротивление, Ом – не указано | Энергопотребление (максимальное), Вт – 100 | Габариты, см – 43,5 x 13 x 43 | Масса, кг – 12
Оценки:
1.Дизайн – 90%
2.Качество изготовления – 85%
3.Звучание – 85%
4.Эргономика – 90%
Итоговый балл: 90%
Плюсы: аккуратный бас, хороший ровный темпоритм, округлое мягкое звучание без ватности и заторможенности
Минусы: порой не хватает микродинамики и глубины тембров, в пиках звук иногда подседает
Вывод:
Плеер обладает пластичным деликатным звучанием в характерном фирменном стиле, скорее камерном, нежели широком и масштабном. Драматические моменты у него уступают по выразительности индивидуальным выступлениям, да и жестких жанров лучше избегать
Norma Audio Revo СDP-1R
Цена – 154 000 руб.
Этот плеер небольшой итальянской фирмы, которая базируется в знаменитой Кремоне и занимается усилением и созданием «исчерпывающего источника для формата CD», уже был у нас на индивидуальном тесте — ровно два года назад. С тех пор новинок у компании не появилось, а CDP-1R, к сожалению, подорожал примерно на 30 000 руб. И теперь он в черном цвете, а в не в серебре. Но сделан аппарат все так же, с сочетанием основательного минимализма и качества
Norma Audio Revo CDP-1R (последняя буква в названии означает Reference) — еще один участник теста, следом за Primare CD32, оснащенный классической комбинацией двух 24-битных мультибитных ЦАПов Burr-Brown PCM 1704 и цифрового фильтра DF1706 с 8-кратной передискретизацией. Здесь имеется также возможность выбора пользователем крутизны цифрового фильтра (реализована с помощью внутреннего двухпозиционного переключателя на плате ЦАПа с режимами Sharp / Slow; по умолчанию тумблер установлен на «Sharp»). В модели использована авторская архитектура преобразования ток/напряжение на дискретных элементах, аналоговая секция тоже выполнена на дискретных малошумящих операционных усилителях. Для цифровой и аналоговой частей используются отдельные обмотки тороидального трансформатора, для разных частей схемы есть тринадцать регуляторов питающего напряжения.
Корпус из 3-мм алюминиевого листа с плавными обводами окрашен в черный цвет. На цельноалюминиевой передней панели расположен монохромный экран с огромными красными цифрами и символами, отлично читаемыми даже с большого расстояния. Пульт ДУ пластиковый, но удобный, универсальный и эргономичный. Задняя стенка исключительно минималистична и лидирует в тесте по отсутствующим опциям соединения — там имеются только аналоговые стереопары симметричного и несимметричного выходов и никаких цифровых интерфейсов. Зато сами разъемы очень приличного качества, абсолютно без мелочной экономии. Уровень выходного сигнала даже на несимметричном выходе заметно выше стандарта — 3 В RMS на сигнале 0 dBFS, и типично удваивается на балансном ХLR.
По результатам прослушивания двухлетней давности плеер запомнился адекватным бодрым темпоритмом, хорошей атакой и собиранием нижнего регистра, ясной внятной серединой и яркими выпуклыми тембрами. Одновременно с этим мы отметили некоторую статичность и неаккуратность отработки краев динамического диапазона. Правда, тогда у нас была другая тестовая акустика — Sonus Faber Cremona M, сейчас уступившая место более ровной и нейтральной паре PMC OB1i (на мой взгляд, заметно превосходящей первую по частотному и тембральному разрешению). Соответственно, по прежнему опыту можно было ожидать, что Norma Audio Revo CDP-1R станет прямым транзисторным конкурентом ламповому Ayon Audio CD-1sc, как плеер с близкой звуковой концепцией. Также достаточно любопытно было сравнить его с Primare CD32, который сделан на том же ЦАПе и цифровом фильтре. Насчет последнего можно уверенно сказать, что он имеет мало общего с рассматриваемой моделью, а это лишний раз подтверждает отнюдь не абсолютность, а, напротив, относительность решающего вклада использованных чипов цифроаналогового преобразования в случае игнорирования их обвязки. Что же касается представителя Ayon, то надо отметить, что все познается в сравнении. Два года назад тембры плеера Norma Audio, поддержанные характером колонок Sonus Faber, показались нам феерическим праздником жизни. Но по контрасту с неудержимо солнечным, открытым и насыщенным воздухом звуком Ayon Audio CD-1sc этот вариант не то чтобы померк и выцвел, но явно стал восприниматься трезвее (учтем еще и вклад акустики PMC OB1i). Тут тембры тоже примечательно полновесны (второе место в тесте по тембральной насыщенности), но подача гораздо более спокойная и размеренная, иногда с тенденцией в сторону отмеченной и раньше статичности (что, видимо, уже можно считать свойством, присущим именно плееру, без кивков в сторону АС). Размеры инструментов нормальные, пропорциональные и соразмерные, в звуке меньше блеска и нахлеста эмоций.
Результаты измерений:
Norma Audio Revo CDP-1R удерживает пальму первенства по большинству измеренных параметров. Нелинейность частотной характеристики и разбаланс каналов ничтожно малы (0,08 и 0,02 дБ соответственно, рис. 1). Коэффициент нелинейных искажений составил 0,004% при проигрывании трека с записью сигнала 1 кГц по уровню –12 dBFS (рис. 2). При воспроизведении дорожки 0 dBFS этот показатель еще ниже, что встречается нечасто. Интермодуляционный спектр выглядит несколько загрязненным, особенно в надтональной области, но разностная гармоника сигналов 19 и 20 кГц имеет небольшую амплитуду и в процентном отношении составляет 0,008% (рис. 3). Проникновение сигналов между каналами даже в высокочастотной области сложно выделить в «шумовой полке», которая расположилась ниже максимально возможного уровня выходного сигнала (3,0 В) на 112 дБ. Сопротивление небалансного выхода ниже среднего значения по тесту — 210 Ом. Устройство инвертирует фазу записанного сигнала.
Паспортные данные:
Название – Norma Audio Revo CDP-1 Reference | Воспроизведение – CD, CD-R/RW | Частотная характеристика, Гц – 0,0—22 000 (по уровню ±0,3 дБ) | Отношение сигнал/шум, дБ – не указано | Разделение каналов, дБ – не указано | Гармонические искажения, % – не указаны | Аудиовходы – нет | Аудиовыходы – стереопара RCA, стереопара XLR | Выходное сопротивление, Ом – 200 | Энергопотребление, В∙А – 5 | Габариты, см – 43 x 7,5 x 35 | Масса, кг – 10
Оценки:
1.Дизайн – 90%
2.Качество изготовления – 95%
3.Звучание – 90%
4.Эргономика – 90%
Итоговый балл: 90%
Плюсы: хорошая тембральная насыщенность, выпуклый вокал, корректная отработка сибилянтов, полновесный низкочастотный диапазон
Минусы: иногда немного не хватает эмоциональности, подвижности и выразительности, некоторый дефицит динамики
Вывод:
Фирменной чертой плеера Norma Audio Revo CDP-1R, видимо, следует считать соразмерность — тембров, воображаемых масштабов и размеров инструментов. Эмоциональность и открытость подачи умеренные, но воспроизведение спокойное, раскованное и непринужденное
Vincent HDCD-S8
Цена – 126 000 руб.
HDCD-S8 — самый старший проигрыватель среди всех источников Vincent, фирмы, многочисленную продукцию которой мы не раз тестировали в журнале. Естественными партнерами для своей топ-модели компания называет предварительный усилитель SA-T8 и мощники-моноблоки SP-T800. Традиционно для плееров Vincent (и родственной T.A.C.) данной ценовой категории аппарат имеет ламповый выходной каскад
Когда имеешь дело с аппаратами Vincent, некоторых вещей ждешь заранее, поскольку конструкторы компании отличаются определенной предсказуемостью решений. Например, во всех моделях источников Vincent и T.A.C. стоят транспорты Philips VAM, в данном случае VAM1250 (вместо прежнего 1202). Точно так же разработчики любят конвертеры Burr-Brown и сохраняют несколько старомодную привязанность к поддержке HDCD — формата, модного в 1990-е годы, но практически отмершего сейчас. Разнообразные предыдущие плееры оснащались чипом Burr-Brown PCM1732, оперирующим данными 24 бит / 96 кГц, а в Vincent HDCD-S8 установлен более продвинутый Burr-Brown PCM1792. В конструкции использованы конденсаторы WIMA и Solen, резисторы Dale и активные усилительные элементы — операционные усилители Texas Instruments OPA2604 и OPA2134. Ламповый выходной каскад сделан на двух миниатюрных двойных триодах 6922 EH российского производства (как в модели T.A.C. C-60). Перед ними в схеме присутствует еще один двойной триод — 12AX7.
Дизайн компонента типичен для Vincent, в характерной для фирмы цветовой гамме — холодноватый серебристый корпус и дисплей с бледно-зелеными холодноватыми же надписями, плюс традиционный фирменный пульт в виде длинного серебристого алюминиевого бруска, усыпанного кнопками-пуговками. Они идут по блестящей поверхности плотными рядами, а надписи не слишком крупные, однако горячие управляющие клавиши расположены достаточно удобно. Корпус аппарата из тонкого металлического листа усеян множеством вентиляционных прорезей на верхней и задней стенках. Слева сквозь эти прорези видны два крупных силовых трансформатора (отдельно для аналоговой и цифровой частей). Облик передней панели и компоновка элементов на ней вызывают довольно определенные ассоциации с известнейшим английским брендом dCS, а именно с его линейкой Puccini. Хотя качество выделки в данном случае, скажем так, адекватно ценовой категории (кстати, по стоимости аппарат отличается от Puccini минимум в пять раз). Сзади можно обнаружить стандартную для нынешнего теста пару аналоговых выходов — симметричный и несимметричный. Уровень выходного сигнала заявлен чуть выше стандарта — 2,5 В. Клеммы и разъемы весьма приличные, хотя и без излишнего фанатизма.
Еще одна неизменная черта всех без исключения компонентов Vincent (во всяком случае, того их разнообразия, что нам удалось послушать и протестировать) — совсем не ламповый звук в традиционном для ламповых и гибридных конструкций понимании и довольно тонкие тембры умеренно холодной «звуковой температуры». Любителям теплого телесного звучания лучше обратиться по другому адресу. Зато здесь можно рассчитывать на четкое позиционирование, уверенно проявленные инструментальные линии и их разделение, а также на ровный и легкий темпоритм без разболтанности, провалов и скачков. Другая фирменная особенность — любовь к высокочастотному регистру, внимательное и пристальное разглядывание под разными углами партий высоких инструментов — треугольников, клавесина, ксилофона и разнообразной перкуссии. На фоне умеренной тембральной полноты в среднечастотном диапазоне это выведение верхнего регистра на уровень заметности выглядит как подчеркивание, хотя, конечно, тонально все ровно. Общий характер звучания Vincent HDCD-S8 можно описать как достаточно нейтральный, с легким креном в сторону холодных тонов, без акцентов на шумовой составляющей тембров и немного легковесный, хотя и прозрачный.
Результаты измерений:
После неоднократных тестов различных устройств компании Vincent мы пришли к выводу, что одна из приоритетных задач разработчиков — минимизация частотных искажений. Но в случае с моделью CD-S8 инженеры, похоже, немного перестарались. Граф АЧХ вместо естественно объяснимого спада в верхней октаве имеет заметный подъем (рис. 1). Тем не менее неравномерность в левом канале не превысила 0,14 дБ, что в рамках нашего теста является хорошим результатом. А вот по показателю нелинейных искажений аппарат, напротив, проигрывает другим участникам. КНИ для сигнала 1 кГц с максимальным уровнем записи составляет 0,73%. С уменьшением уровня сигнала (–12 dBFS) значение падает до 0,17% (рис. 2). В каком-то смысле это неплохо, поскольку данный плеер, как никакой другой из представленных, позволит насытить спектр ламповыми гармониками и завуалировать цифровые огрехи записи. Интермодуляционная составляющая комбинации частот 19 и 20 кГц дана на рис. 3. Отношение сигнал/шум, равное 98 дБ, с учетом конструкции следует признать высоким.
Паспортные данные:
Название – Vincent HDCD-S8 | Воспроизведение – СD, CD-R/W | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (по уровню ±0,5 дБ) | Отношение сигнал/шум, дБ – более 95 | Разделение каналов, дБ – более 90 | Гармонические искажения, % – менее 0,003 | Аудиовходы – нет | Аудиовыходы – цифровой коаксиальный S/PDIF (RCA), цифровой оптический TosLink, стереопара XLR, стереопара RCА | Выходное сопротивление, Ом – 600 | Энергопотребление, Вт – не указано | Габариты, см – 43 x 13,5 x 36,8 | Масса, кг – 10,8
Оценки:
1.Дизайн – 90%
2.Качество изготовления – 85%
3.Звучание – 85%
4.Эргономика – 90%
Итоговый балл: 85%
Плюсы: ровность и устойчивость подачи, хорошая отдача по ВЧ, корректный темпоритм
Минусы: дефицит гибкости, пластики и изящества
Вывод:
Традиционные для Vincent быстрота и легкость воспроизведения, помноженные на четкий ритм и средние по полноте тембры, формируют легко узнаваемый стиль, который может быть полезным в системах, страдающих от «перегрева»
Итоговые выводы
В донельзя субъективном деле слуховой экспертизы аудиоаппаратуры есть вещи более или менее объективные (во всяком случае, претендующие на объективность). Например, попытки связать услышанное с техническими параметрами аппарата, измеренными в тестовой лаборатории. Тут можно привести одно забавное наблюдение: полученные хорошие значения всегда удобно увязывать со столь же состоятельными и позитивными слуховыми впечатлениями. А если аппарат по цифрам условно неплохой, но звучание не вызывает никаких эмоций, технический аргумент уже как-то не действует. Еще сильнее это заметно, когда, наоборот, звучание очень нравится, вопреки всем цифровым данным. Разгадка, наверное, лежит в области психоакустики и адекватности лишь условно полного набора измерений, хотя это другая тема, не для сегодняшнего разговора.
Вторая относительно объективная вещь — попытка абстрагироваться от эмоциональности восприятия и взвешенно оценивать дефекты звучания по хорошо, скажем так, откалиброванному набору тестовых треков. Но и тут иногда возникают ситуации, когда при всех объективно регистрируемых погрешностях субъективно звук нравится, что называется, до соплей и никакие аргументы больше не действуют. Наш сегодняшний лидер — как раз из числа таких.
Ayon Audio CD-1sc не принадлежит к числу точных и правдивых плееров. Он не бесстрастен, не нейтральный наблюдатель. Однако все это абсолютно неважно, потому что он совершает чудо оживления любого музыкального материала. Каждая запись звучит так свежо и ново, как будто ее только что сочинили и исполнили прямо тут и лишь для вас. Да, можно занудствовать и перечислять многочисленные нейтральные системы, которые совершенно точно не показали в тестовых записях такой живости, объема и воздуха. Но на это хочется ответить: «Ну и что?» Есть такие системы, а есть иные. Каждой — свое время и настроение, а Ренессанс прямо перед глазами случается не каждый день. Так что до свидания, «реальность», и здравствуй, первое место в тесте.
Primare CD32 порадовал ювелирно точной, подвижной и сбалансированной подачей в отчетливо аристократическом стиле — деликатной, аккуратной и в меру эмоциональной, с неизменно верно ухваченными эмоциональным тоном и его окраской, только чуть-чуть приглушенными. Способность верно передавать месседж записей в музыке важнее всего остального, включая даже тембральную насыщенность. Так что даем шведу заслуженную рекомендацию, прежде всего за умение убеждать, а еще за неординарное породистое послевкусие, как сказали бы ценители тонких вин.
Уже известный нам Norma Audio Revo CDP-1R показал, наверное, самый устойчиво ровный, размеренный и соразмерный звук в тесте и весьма состоятельный транзисторный подход — в некоторую воображаемую пику празднику жизни от Ayon Audio. По степени детализации тембров и передаче тонких музыкальных нюансов он уступил нордическому герою Primare, но все равно получил приз наших симпатий.
Electrocompaniet ECC-1 продемонстрировал не самое удачное сочетание с нашим тестовым усилителем Bryston B-100 SST2, причем не по согласованию сопротивлений (аппарат имеет рекордно низкое в тесте выходное сопротивление, так что с этой точки зрения проблем нет), но по вещам более тонким, вылившимся в отчетливую музыкальную несовместимость. Звук был слишком мягкий и ватный, что, вообще говоря, не является родовым признаком Electrocompaniet, во всяком случае в столь сильно выраженной степени.
Unison Research Unico CDE обладает весьма нестандартной опцией, привлекающей к нему внимание, — наличием «бонусного» альтернативного ЦАПа на собственной плате, которая легко устанавливается в корпус благодаря модульной структуре аппарата. Кроме того, он предоставляет возможность шагового изменения уровня выходного напряжения для расширения круга потенциальных партнеров по усилению (в противном случае сигнал на выходе слабоват, и, с учетом не самого низкого сопротивления, может получиться совсем неприемлемый вариант). И все же, как нам кажется, наилучшим образом он сыграется именно с родным усилением — от UR.
Наконец, Vincent HDCD-S8 тоже показал вполне узнаваемый фирменный стиль, и его надо воспринимать таким, каков он есть, поскольку производитель (во всяком случае, в цифровых источниках) явно придерживается именно подобной концепции и менять ее, судя по всему, не собирается. Этот аппарат может быть уместен в системах со слишком перегретыми тембрами и вальяжным звучанием, которое полезно остудить.
Мария Савина