Музыкальные маяки
Thu, 19 May 2022 23:18:19 +0300 Thu, 19 May 2022 23:18:19 +0300Ламповые интегрированные усилители в ценовой категории 160 000 руб
Музыкальные маяки
Ламповые интегрированные усилители в ценовой категории 160 000 руб.
Из всех типов электронных компонентов для стереосистем ламповые усилители вызывают при тестировании особенную симпатию. Хотя, конечно, далеко не каждый ламповик безупречен и по звуку, и технически. Да и сами лампы бывают весьма разные, равно как и схемы, под которые они подбираются. С точки зрения сравнения и выявления сильных и слабых сторон тут все, как обычно. Но удовольствия почему-то больше
В нашем тесте мы собрали группу аппаратов, удовлетворяющих относительно мейнстримовым требованиям для ламповых усилителей. Выходная мощность участников не слишком мала, чтобы заведомо не обрекать будущего владельца на поиски акустики особой конструкции, и не экстремально велика (что предполагает более серьезный бюджет). Во всех случаях задействовалась двухтактная схема работы усилителя для достижения упомянутой разумной выходной мощности (40 Вт на канал — среднее значение по тесту). Плюс к этому, класс оперирования — преимущественно АВ в ультралинейном режиме для обеспечения лучшей динамики на разной нагрузке. Этот перечень классических и отработанных во множестве усилителей вещей каждый производитель реализует по-своему, имея возможность слегка поэкспериментировать в рамках старых схем. В отличие от ситуации сорокалетней давности, когда ламповое усиление было фактическим стандартом и некоторые, как сказали бы сейчас, недостатки эргономики не воспринимались как таковые, сегодня иной покупатель может немного покапризничать. В самом деле, ламповый аппарат несколько менее удобен в эксплуатации, заметно греется, а лампы периодически требуют обслуживания, тогда как транзисторный «кирпич» поставил — и забыл о проблемах. Транзисторные усилители лучше контролируют сложные акустические системы, во всяком случае если рассматривать типичные прилично сконструированные образцы обоих типов в сравнимом ценовом диапазоне. Зато, при прочих равных, тембрально ламповое устройство звучит интереснее и богаче своих «каменных» коллег за счет характерного спектра гармоник и других факторов. Кроме того, и для ламп индивидуальный почерк никто не отменял. Недочеты в эргономике ряд производителей старается компенсировать, вводя автоматическую регулировку тока смещения, внутренний контроль и управление с помощью микропроцессора и пр. Некоторые делают полностью закрытые корпуса, не оставляя на виду ни единой нежной (и довольно опасной при непосредственном контакте в рабочем состоянии) лампы. А для совсем уж новичков в теме существуют аппараты, с точки зрения обслуживания мало чем отличающиеся от транзисторных. Так что «лампа» – это не трудно и не страшно, а очень даже просто и здорово. Что мы и надеемся продемонстрировать всем сомневающимся с помощью данного теста.
Тестовая система
1.CD-проигрыватель – Simaudio MOON 750D
2.Акустические системы – New Audio Frontiers Reference 7.1
3.Межблочные и акустические кабели – Analysis Plus Solo Crystal Oval
Тестовый материал
1. Г. Ф. Телеман, «Концерты для деревянных духовых инструментов» (DHM, 05472 77367-2)
2. Empire Brass Quintet и Уильям Кульман, «Барочная музыка для медных духовых инструментов и органа» (Telarc, 80614)
3. Haim Shazar «Recital de Luth» (VDE-Gallo, 999)
4. Дж. Б. Перголези, «Stabat Mater» (Accord, 465 952-2)
5. Э. Гилельс «Скарлатти, 7 сонат» (Ermitage, 163-2)
6. Н. А. Римский-Корсаков, симфония № 2 «Антар» (DG, 423 605-2)
7. Дж. Верди, «Реквием» (Philips, 442 142-2)
8. Dead Can Dance «Into the Labyrinth» (4AD, 9 45384-2)
9. The Who «Quadrophenia» (Polydor, 531 971-2)
10. AC/DC «The Razors Edge», remastered (Epic Rec., 510771 2)
11. Grave Digger «Knights of the Cross» (GUN, 74321 58069)
Указанные в статье цены являются ориентировочными.
Рубрикатор:
Стр. 2 - Ayon Audio Spirit III
Стр. 3 - Cary Audio Design SLI 80
Стр. 4 - Unison Research P40
Стр. 5 - Canor Audio TP106 VR
Стр. 6 - T.A.C. V-60
Стр. 7 - Итоговые выводы
Ayon Audio Spirit III
Цена – 180 000 руб.
Австрийская Ayon Audio относится к числу брендов, позволяющих создавать из своих компонентов полные фирменные системы - от источника до акустики. Усилители представлены тремя сериями, в частности, в KT88 Series содержится 5 моделей, из которых интегрированный усилитель Spirit III является вторым по мощности после тяжеловеса Triton II, а индекс после названия означает очередное, третье, поколение
По заявлению фирмы, Spirit третьего поколения имеет переработанную топологию печатных плат, новую схему автоматической регулировки сеточных токов смещения, более мощный трансформатор, способный, помимо KT88, поддерживать также KT120, и вдвое увеличенные номиналы конденсаторов в фильтре питания. Выходные лампы работают в триодном включении в чистом классе А либо в пентодном режиме в классе АВ; общая ООС отсутствует. Ayon Audio делает отчетливый акцент на аудиофильский подход, кратчайший путь сигнала, отобранные высококачественные пассивные элементы и пр. Детали вроде керамических гнезд под лампы с бериллиево-медными контактами, сделанных по спецзаказу, добавляют конструкции лоска. Также говорится о большом сдвоенном трансформаторе питания и о подведении к нитям накала выходных ламп стабилизированного постоянного напряжения с применением дроссельного фильтра.
Четверка выходных KT88sx тоже заказная. Эти лампы эффектно называются Black Treasure и от серийных отличаются несколько иными техническими параметрами, золотыми сетками и полимерным покрытием стекла ламп, поглощающим внутреннее отражение от стеклянной колбы. Четыре драйверных двойных триода 12AU7, по два на канал, — российского производства, Tung-Sol. Опция установки, автокалибровки и дальнейшей автоматической поддержки значения тока смещения (для возможности использования других выходных ламп) доступна с помощью пятипозиционного переключателя Bias-ref. В заводской позиции номер 3 она отвечает стандартному набору КТ88.
Цельноалюминиевый корпус с округлыми ребрами, сделанный из листа толщиной 6 мм, имеет ряд вентиляционных прорезей и обеспечивает эффективное охлаждение внутреннего пространства — даже после нескольких часов непрерывной работы усилитель греется гораздо меньше ожидаемого. Визуально сочетание черного алюминия и многочисленных сияющих хромированных деталей несколько доминирует, хотя и выглядит весьма фешенебельно. Spirit III обладает самым разнообразным и качественным коммутационным набором в тесте, включая интересные акустические клеммы, которые выполнены в виде позолоченных гильз, принимающих лопатки и бананы с фиксацией. Отдельно есть выходы для подключения акустических систем с сопротивлением 4 и 8 Ом.
Прослушивание Spirit III мы начали с пентодного режима включения выходных ламп. Сразу возник густой насыщенный саунд с акцентом на тело тембра, с крупными образами инструментов и хорошо проявленным дыханием. Хотя отдельные инструменты, допустим валторна, просто поразили изобилием ритмических деталей и призвуков. Немного жаль, что верхний и нижний диапазон частот не были столь же ясными. Комфортность и размеренность, неторопливость и полное отсутствие резкости — под таким девизом проходило знакомство с австрийским щеголем.
При переключении в триодный режим отдача по басу стала еще эфемерней. Зато все в целом зазвучало более аккуратно и светло, верхушечки звуков лучше прорисовались, и появилось ощущение, что их ставят сверху на музыкальное полотно тонкой кисточкой. Существенно уменьшился «сиропный» привкус, и возросла подвижность звучания. С точки зрения максимальной информативности при передаче сложных классических записей триодный режим понравился нам больше — как более точный, прозрачный и дающий направление развития музыкальных линий. В качестве обратной стороны медали тембры перестали быть такими фактурными и несколько побледнели. Пентодный режим показался предпочтительней для крупноплановых эффектных записей джазового вокала, рояля и пр.
Результаты измерений:
Усилитель Ayon Audio Spirit III, пожалуй, лучше всех в нашем тесте может удовлетворить потребности любителей лампового звука, если рассматривать полученные характеристики с позиции индивидуального почерка компонента. Привнесенные искажения различного рода, безусловно, будут хорошо различимы и «обогатят исходный спектр сигнала теплыми ламповыми интонациями». Значения КНИ пересекают планку в 1% при выходной мощности 2 Вт. При 10% искажений усилитель выдает мощность 57 Вт на нагрузку 8 Ом (рис. 2). Частотная характеристика стабильна. Неравномерность в полосе звуковых частот не более 0,15 дБ (рис. 1). Этот параметр сильно зависит от колебаний импеданса акустики — коэффициент демпфирования составляет всего 1,6. Верхняя граничная частота равна 68 кГц (–3 дБ, 1 Вт) и при увеличении громкости снижается незначительно (оранжевый граф — 10 Вт). Разбаланс сигнала между каналами совсем небольшой (0,3 дБ), а вот взаимопроникновение между ними будет слышно — ослабление менее 30 дБ на 10 кГц (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – Ayon Audio Spirit III | Входное сопротивление (на 1 кГц), кОм – 100 | Выходная мощность (триодный / пентодный режим), Вт – 35 x 2 / 50 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 12—60 000 (уровень не указан) | Гармонические искажения,% – не указаны | Отношение сигнал/шум (2 мВ, на полной мощности), дБ – 95 | Аудиовходы – стереопара XLR, стереопары RCA (3), Direct In (RCA) | Аудиовыход – Pre Out (RCA) | Энергопотребление, Вт – 165 | Габариты, см – 48 x 26 x 37 | Масса, кг – 32
Оценки:
1.Дизайн – 90%
2.Качество изготовления – 85%
3.Звучание – 85%
4.Эргономика – 95%
Итоговый балл: 85%
Плюсы: крупный звук, очень насыщенные плотные тембры в пентодном режиме, триодный режим добавляет остроты и гибкости
Минусы: несколько статичное звучание музыки ряда жанров, малая отдача по краям частотного диапазона, недостаток запаса неискаженной мощности
Вывод:
Усилитель отчетливо склоняется к одному из полюсов ламповой идеологии, который предполагает густой эффектный звук, обогащенный гармониками, неспешную насыщенную подачу и акцент на средние частоты. К нагруженным записям аппарат относится без энтузиазма
Cary Audio Design SLI 80
Цена – 140 000 руб.
Американская фирма Cary Audio входит в когорту широко известных и уважаемых производителей, и в ее каталоге присутствуют ламповые и транзисторные усилители, кинотеатральные многоканальные модели, источники сигнала и процессоры. Однако тон задает серия Classic, к которой относится и весьма аудиофильски сделанный интегрированный усилитель SLI 80
Cary Audio SLI 80 имеет конструкцию «двойное моно» (что сразу видно по расположению ламп и разъемов на задней панели), собран по двухтактной схеме и функционирует в классе АВ. Две пары лучевых тетродов КТ88, представляющих собой классический выбор для лампового драйва, могут работать в двух вариантах — в триодном или ультралинейном включении. Помимо них, по одной на канал установлены лампы 6922 (входные), 6SN7 (фазовращатели-драйверы) и двуханодные кенотроны 5U4. Все десять ламп — российские, марки Electro-Harmonix. Гнезда для установки ламп — керамические с посеребренными контактами, межкаскадные конденсаторы — масляные, а конденсаторы в фильтре питания — пленочные и фольговые. Обмотки трансформаторов (тип EI) имеют силиконовую пропитку.
Внешний вид усилителя вызывает приятные ассоциации с лабораторным устройством старой доброй эпохи 60—70-х годов прошлого века. На этот образ работают и переключатели, сделанные в виде крупных стальных тумблеров, упруго щелкающих при перекидывании. По бокам верхней крышки, рядом с выходными лампами, есть переключатели триодного и ультралинейного режимов. Передняя панель тоже снабжена двумя тумблерами, сетевым и переводящим аппарат в моду усилителя для наушников (соответствующий выход на стандартном 6,3-мм «джеке» расположен рядом). И наконец, сзади прячутся два последних, для выбора нагрузки — 4 или 8 Ом. Центральный трансформатор питания и боковые выходные трансформаторы прикрыты металлическими кожухами и расставлены живописной дугой; аналогично стоят разнокалиберные лампы в передних рядах. Эта живая асимметрия в немалой степени освежает облик Cary Audio SLI 80. На заднем плане за выходными трансформаторами таятся две здоровые конденсаторные банки. По бокам от трансформатора блока питания можно видеть еще два 6,3-мм гнезда для измерительной аппаратуры. Два регулятора под отвертку позволяют владельцу самостоятельно выставлять и проверять значение тока смещения у выходных ламп. Конструкция с выставленными наружу лампами, не защищенными даже сетками, оставляет открытым вопрос безопасности. Хотя с точки зрения оптимального рабочего режима для самих ламп это все же классический предпочтительный вариант — хороший звук требует жертв.
В триодном режиме, с которого мы начали как с предположительно более интересного, усилитель Cary Audio SLI 80 продемонстрировал ровную и аккуратную подачу, размеренный, без сумятицы и «подпрыгиваний» темпоритм, достаточно ясный и сбалансированный звук, не самый подчеркнуто вкусный тембрально, зато тонально в высокой степени нейтральный, и хорошую протяженность частотного диапазона в обе стороны. Субъективно воспроизведение некоторых хорошо знакомых треков показалось чуть более сдержанным и замедленным, чем ожидаешь, но не до уровня вязкости и тяжеловесности. Насыщенные нижние струнные в барочном basso continuo отыграли подвижно, легко и фактурно, и в целом звучание воспринималось как живое и не статичное. Хотя некоторую толику пластичности и внутренней музыкальной связности хотелось все же добавить, особенно при исполнении крупномасштабной оркестровой формы. Зато порадовало отсутствие проблем в динамических пиках и мощных хоровых фрагментах. При переключении в ультралинейный режим ясность и легкость чуть уменьшились. Однако образы инструментов сделались более твердыми и осязаемо выпуклыми, а некоторые тембры, до этого разделявшиеся не слишком отчетливо, стали идентифицироваться увереннее за счет большей плотности «тела тембра» и проявленных призвуков.
Результаты измерений:
Каналы Cary Audio Design SLI 80 неплохо отстроены — разбаланс не превышает 0,17 дБ. Усилитель обладает малыми частотными искажениями в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц (0,14 дБ) и самой широкой полосой пропускания в нашем тесте. Спад характеристики в –3 дБ обнаруживается лишь на 85 кГц (рис. 1). Эти превосходные значения достижимы, к сожалению, только при малых выходных мощностях и для стабильной нагрузки. Коэффициент демпфирования равен 2,3 ед. Максимальная выходная мощность при 10% КНИ составляет весомые 73 Вт (рис. 2). Но здесь следует учитывать солидный прирост искажений по мере возрастания громкости. Значение коэффициента нелинейных искажений в 1% мы получили уже при мощности 9 Вт (1 кГц). Межканальная изоляция сильно зависит от направления измерений (рис. 3) и в худшем случае составляет 38 дБ на 10 кГц. Отношение сигнал/шум высокое, 102 дБА.
Паспортные данные:
Название – Cary Audio Design SLI 80 | Входное сопротивление, кОм – не указано | Выходная мощность (триодный / ультралинейный режим), Вт – 40 x 2 / 80 х 2 | Частотная характеристика, Гц – 19—23 000 (по уровню ±0,5 дБ) | Гармонические искажения, % – не указаны | Отношение сигнал/шум, дБ – 82 | Аудиовходы – стереопары RCA (3) | Аудиовыход – Subwoofer Out (2 х RCA) | Энергопотребление (максимальное), Вт – 166 | Габариты, см – 43,2 x 17,8 x 40,6 | Масса, кг – 19
Оценки:
1.Дизайн – 90%
2.Качество изготовления – 85%
3.Звучание – 90%
4.Эргономика – 85%
Итоговый балл: 90%
Плюсы: ровное и тонально нейтральное воспроизведение, верные пропорции тембров, хороший ритм, насыщенные СЧ- и НЧ-регистры
Минусы: некоторый дефицит оттенков тембров, особенно в высоком академическом вокале, затушевывание мелких ритмических структур
Вывод:
Усилитель, возможно, не отличается мегаэмоциональностью, зато демонстрирует тонально выверенное ровное звучание и жанровую толерантность. Переключаемые триодный и ультралинейный режимы обогащают звуковой выбор и предоставляют интересные альтернативы
Unison Research P40
Цена – 162 000 руб.
История успехов итальянской фирмы Unison Research тесно связана с однотактными и двухтактными интегрированными усилителями, сделанными на лампе EL34. Первая схемотехническая линия началась со знаменитого Simply Two и развилась в весьма обширный каталог моделей. Но и вторая не прервалась, и сейчас из пары двухтактников Р40 и Р70 мы слушаем младший
Несмотря на то что однотактный Simply Two известен больше, первым интегрированным усилителем фирмы был все же двухтактник класса АВ на четырех EL34 под названием Triode 20. Современный Р40, выдающий в соответствии с названием 40 Вт на канал для 6-омной нагрузки, характеризуется так же: две пары пентодов EL34В в ультралинейном включении в выходном каскаде, работающие в классе АВ. В руководстве заявляется наличие ООС глубиной 14 дБ, которая охватывает только последние каскады, выходные трансформаторы специальной конструкции и стабилизированное питание накала ламп. Усилитель набирает форму довольно быстро после включения. При удалении защитного кожуха, кроме квартета пентодов, обнаруживаются и другие элементы: одна 12AX7 и две 12AU7A; все они российские.
Италия подразумевает великолепный дизайн, и это утверждение можно считать аксиомой. Роскошная деталь во внешнем облике аппарата — передняя вертикальная панель из полупрозрачного волнистого муранского стекла. Мурано, один из островов Венецианской лагуны, имеет давнюю мировую известность благодаря своим мастерам-стеклодувам. Местные стекольщики уверены, что делают не просто прикладные бытовые вещи, а произведения искусства, причем многие художники стремятся сотрудничать с муранцами, подтверждая истинность их притязаний. Unison Research, экспериментируя с новыми материалами для оформления своих усилителей, тоже не прошла мимо этого чуда. Даже в выключенном состоянии Р40 притягивает взгляд необычной овальной формой корпуса, верхним съемным кожухом с вентиляционными прорезями, складывающимися в строгий и изысканный геометрический узор-лабиринт, и, конечно, толстой панелью из темного муранского стекла. А в рабочем режиме лампы загадочно просвечивают сквозь него, создавая совершенно неповторимую атмосферу. Корпус алюминиевый, мягкие обводы изумительно гармонируют с матовыми, тоже алюминиевыми ручками управления, и весь облик вызывает ощущение сбалансированности и законченности. Изящный финальный штрих — пульт управления с деревянным ложем, уютно и словно навсегда устраивающийся в руке.
Красивая вещь не может звучать плохо. Может быть, это верно и не всегда, но для Unison Research стопроцентно совпадает с реальностью. Причем «красиво» в данном случае не означает какого-то специфического лампового окраса. Р40 играет очень сбалансировано и гармонично, не ярко и не тускло, не тепло и не холодно, без вязкой тяжести и невыразительной эфемерности — идеальный баланс по всем параметрам. Близкие тембры в барочной музыке разделяются четко и без разночтений, прямо-таки филигранно прорисовывается бас. Такого изобилия ритмических микронюансов и бриллиантовых точных пауз в нижнем регистре нет больше ни у кого в тесте, хотя наполненность педалей органа или нижних октав рояля могла бы быть и побольше — но просто другой почерк. Воспроизведение музыки свободно от угловатости и неуклюжести, в той или иной мере свойственных транзисторным конструкциям аналогичного класса, но при этом сохраняется острота атаки и спонтанности звучания. Натуральные тембры лиричны, ясны и прозрачны снизу доверху, проблем с темпоритмом нет даже и следа — все подается крайне непринужденно и раскованно. Кроме того, этот относительно недорогой усилитель образует прекрасную синергичную связку с акустикой New Audio Frontiers Reference 7.1, выбранной для теста.
Результаты измерений:
Усилитель Unison Research P40 продемонстрировал очень сбалансированные характеристики. Имея всего лишь один рекордный показатель в тесте — коэффициент нелинейных искажений при выходной мощности 1 Вт (0,023%), остальные он удерживает на уровне не ниже средних значений по тесту. Частотная характеристика стабильна. Неравномерность в полосе звуковых частот не более 0,12 дБ. Спад по уровню –3 дБ обнаруживается на 85 кГц (рис. 1). Коэффициент демпфирования равен 6,5 ед. — весьма неплохая величина для лампового усилителя. Максимальная выходная мощность на нагрузку 8 Ом составляет 63 Вт, причем 1% нелинейных искажений выбирается лишь при мощности 50 Вт (рис. 2). Интересно ведут себя графики взаимопроникновения сигнала между каналами (рис. 3). Ослабление стабильное во всем диапазоне частот и для 10 кГц соответствует 43 дБ в худшем варианте. Отношение сигнал/шум не очень большое, но достаточное — 94 дБА.
Паспортные данные:
Название – Unison Research P40 | Входное сопротивление, кОм – 47 | Выходная мощность, Вт – 40 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 20—30 000 (уровень не указан) | Гармонические искажения (в полосе частот),% – менее 0,2 | Отношение сигнал/шум, дБ – не указано | Аудиовходы – стереопары RCA (3), Tape In (RCA) | Аудиовыходы – Subwoofer Out (RCA), Tape Out (RCA) | Энергопотребление (максимальное), Вт – 300 | Габариты, см – 42 x 21 x 40 | Масса, кг – 25
Оценки:
1.Дизайн – 95%
2.Качество изготовления – 95%
3.Звучание – 95%
4.Эргономика – 90%
Итоговый балл: 95%
Плюсы: выдающаяся мягкая детальность, высокоинформативная живая подача, безупречная отработка академического вокала
Минусы: из-за мягкости и прозрачности усилитель жанрово не вполне всеяден, играет очень комфортно, но иногда недостаточно плотно
Вывод:
Исключительно деликатный, гармоничный и интеллигентный почерк Unison Research P40 доставит море удовольствия при прослушивании классической музыки. Игра нюансов и пластика полутеней не вредят общей слитности и цельности даже крупнофактурных записей
Canor Audio TP106 VR
Цена – 140 000 руб.
Совсем недавно, в первом номере журнала за 2012 год, мы описали исключительно перспективную словацкую парочку — CD-плеер и ламповый усилитель Canor Audio. И вот сейчас к нам попала несколько упрощенная версия того же лампового усилителя — TP106 VR. Будучи оснащен другим квартетом ламп на выходе, он имеет меньшую мощность, но почти все прочие технические параметры и детали конструкции у него идентичны эксклюзивной модели
В усилителе установлены четыре выходных лампы 6L6GC, вместо отобранных и предварительно тренированных 6550 у VR+. «Плюсовая» версия выдавала 55 Вт на канал, причем до первых 20 Вт работала в классе А, а этот аппарат обеспечивает 40 Вт на канал с первыми 10 Вт в классе А. Тороидальный трансформатор в блоке питания TP 106 VR с сердечником, пропитанным в вакуумной камере, идентичен примененному в старшей модели. Помимо наличия экранирующего металлического короба, первичная и вторичные обмотки у него изолированы также друг от друга медной фольгой. Для регулирования напряжения входного и оконечного каскадов используются отдельные обмотки, однако в «плюсовом» устройстве лампы подключались к ним через высококачественные Mundorf MCap ZN, а в нашем участнике стоят конденсаторы менее именитого производителя. Ниже и цена усилителя — более чем на тридцать тысяч рублей. Все лампы внутри — саратовские. В предусилительном каскаде задействованы четыре триода 12AT7, в выходном — упомянутые выше четыре лучевых тетрода 6L6GC в ультралинейном включении. Выходные трансформаторы с секционированными бифилярными обмотками имеют катодные отводы от первичной обмотки для организации умеренной ООС. За анодное питание тетродов отвечает пара кенотронов Sovtek 5AR4.
Знакомый тяжелый корпус из тонкого алюминиевого листа (основная масса явно приходится на содержимое, а не на внешность) все так же прострочен огромным количеством прорезей сверху и по бокам. Единственным его украшением служит сантиметровая алюминиевая плита с центральной акриловой полосой и желтой светодиодной индикацией. Для коммутации источников имеются четыре несимметричных входа на разъемах RCA, весьма коротких и поставленных впритык друг к другу. Как и в случае с Unison Research P40 и T.A.C. V-60, использование межблочных кабелей с разделкой массивными коннекторами здесь будет затруднено, что записываем в эргономические минусы. Впрочем, в значительной степени это компенсируется очень удобным универсальным пультом ДУ.
Словацкий сюрприз в очередной раз оказался весьма впечатляющим. При своей спокойной (а на фоне некоторых других участников даже невзрачной) внешности Canor Audio TP106 VR обладает исключительно ясным и выраженным характером, яркой эмоциональностью и твердым уверенным голосом. В нем есть все то, что было отмечено у Unison Research, в том числе гибкость и пластика, но добавился один существенный момент, отсутствовавший у итальянца. TP106 VR — крепкий орешек, он любит широкие всплески звуковых волн, динамические пики у БСО и страстные вибрации нижних регистров органа. В этом он близок транзисторным конструкциям сопоставимой цены, отчетливо, на мой взгляд, превосходя их по музыкальности. Образы инструментов и исполнителей у этого усилителя получаются основательные, выпуклые и живые. Если упомянутый выше достойный итальянский аппарат делал акцент на чистой гармонии, то у Canor Audio есть активность и напор… много-много уместной активности, открытости и напора. «Справный» оркестр разворачивается насыщенно, быстро и стремительно, пассажи рояля сменяют друг друга с отчетливой артикуляцией и туше пианиста, большой оркестровый барабан дрожит туго натянутой мембраной, а литавры и медные духовые буквально взрывают воздух вокруг. С современными жанрами, вплоть до самых экстремальных, эта ламповая конструкция расправляется столь же спокойно (то есть эмоционально, но совершенно без суеты, разболтанности и ритмических несуразиц) и беспроблемно.
Результаты измерений:
Сразу несколько расчетных характеристик Canor Audio TP106 VR не только оказались лучшими в рамках нашей подборки и даже шире — в целом для усилителей подобной конструкции; некоторые значения вполне могут конкурировать с теми показателями, что свойственны твердотельным усилителям. Это, например, редко встречающиеся у мощника на лампах следующие величины: неравномерность АЧХ в диапазоне звуковых частот 0,05 дБ (рис. 1), отношение сигнал/шум 107 дБА, коэффициент демпфирования 12,5 ед., КНИ 0,036% (на 1 Вт, 1 кГц). Продолжая сравнение, укажем и параметры, по которым аппарат проигрывает другим участникам: максимальная выходная мощность 48 Вт (КНИ 10%), разбалансировка между каналами 0,54 дБ, верхняя граничная частота 55 кГц (10 Вт). Здесь также стоит обратить внимание на малый рост нелинейных искажений с увеличением выходной мощности. Значение этого параметра пересекает барьер в 1% лишь на 40 Вт (рис. 2). Проникновение сигнала между каналами среднее по тесту и составляет не более –48 дБ на 10 кГц (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – Canor Audio TP106 VR | Входное сопротивление, кОм – 60 | Выходная мощность, Вт – 40 x 2 | Частотная характеристика (при выходной мощности 5 Вт), Гц – 20—20 000 (по уровню ±0,1 дБ) | Гармонические искажения (1 кГц, 5 Вт),% – менее 0,1 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 93 | Аудиовходы – стереопары RCA (4), Tape Loop (RCA) | Энергопотребление, Вт – не указано | Габариты, см – 43,5 x 17 x 39 | Масса, кг – 26
Оценки:
1.Дизайн – 90%
2.Качество изготовления – 95%
3.Звучание – 95%
4.Эргономика – 90%
Итоговый балл: 95%
Плюсы: отличный живой звук, верные тембры и «вкус» саунда, масса деталей и смысловых оттенков в воспроизводимом материале
Минусы: в данной подборке, по сравнению с другими участниками, ничего заслуживающего быть отмеченным
Вывод:
Великолепный усилитель с крупным взрослым звуком, отличающийся одновременно исключительной живостью и подвижностью, с одной стороны, и насыщенностью и объемом, с другой. Он жанрово универсален, очень эмоционален и точен в передаче музыкального содержания
T.A.C. V-60
Цена – 169 000 руб.
Tube Amplifier Company, вместе с Vincent, принадлежит группе компаний Sintron и курируется ее немецким подразделением. В апрельском номере журнала мы познакомились с CD-проигрывателем T.A.C. C-35. Теперь у нас есть возможность протестировать старший ламповый усилитель V-60 (у которого, кстати, есть свой «спутник» — источник С-60, в соответствии с фирменной парной концепцией «плеер — усилитель»)
Стало уже довольно привычным, что компания Vincent (и на тесно связанную с ней T.A.C. это правило тоже можно распространить без особых натяжек) отличается особыми взглядами на дизайн компонентов — о нем можно спорить, но внешность ее аппаратов как минимум запоминается. Данный случай не исключение. Третий усилитель в тесте, после Unison Research P40 и Canor Audio TP106 VR, снова предлагает концепцию, противоположную отмеченной у Cary Audio. Насколько SLI 80 был «весь снаружи», настолько же три первые фирмы стремятся спрятать все внутрь, либо в совсем цельный корпус, либо под верхние съемные кожухи, но тоже полностью накрывающие всю начинку и исключающие даже возможность случайного прикосновения к лампам. T.A.C. предложила свое решение — двухэтажную конструкцию а-ля «беседка в стиле классицизма»: с нижней цельноалюминиевой частью-фундаментом и верхней легкой «колоннадой» — четырьмя высокими цилиндрическими ножками, на которые опирается верхняя толстая алюминиевая панель с тремя квадратными окнами над группами ламп. Бока и тыл «беседки», как и прорези сверху, сплошь затянуты мелкой стальной сеткой. Передняя панель из прозрачного акрила несет на себе выгравированное лого фирмы, подсвечиваемое торцевыми светодиодами, — старый фокус, все еще не утративший оригинальности.
Усилитель собран по двухтактной схеме с выходными каскадами, работающими в классе АВ. Все двенадцать ламп (максимальное в тесте количество, хотя и выходная мощность у V-60 тоже самая высокая в группе), а также трансформаторы установлены на общем алюминиевом листе почти сантиметровой толщины. Силовой трансформатор располагается прямо по центру, а выходные смонтированы ближе к лицевой стороне (что навскидку выглядит несколько нелогично с точки зрения внутренней трассировки). От них сделаны отводы на акустические клеммы для нагрузки 4 и 8 Ом. Сзади есть четыре несимметричных входа и один выход на запись. Все регулировки режимов ламп осуществляются автоматически. Используемые лампы — российские Electro-Harmonix, пара входных в усилителе напряжения, пара драйверных и восемь выходных (по квартету на канал). В выходных каскадах работают октальные тетроды 6CA7EH. Миниатюрные двойные триоды 6922EH и 6CG7EH используются как входные и драйверные соответственно.
В манере, близкой к описанной в упоминавшемся выше тесте CD-плеера T.A.C. C-35, усилитель V-60 звучит исключительно ритмично и бодро с точки зрения темпа, безо всяких признаков вялости или расслабленности. По степени собранности нижний регистр, в том числе у сложного органа, пожалуй, второй в тесте после нашего победителя. Однако фирменный стиль распространяется на все аспекты звучания, а посему, как и ранее, тембральной насыщенности натуральных инструментов и голосов несколько не хватает. С одной стороны, в почерке совсем нет резкости или линейности, подача музыкального материала скорее мягкая и деликатная, аккуратно округлая, нежели острая и акцентированная. С другой, исполнению записей симфонического оркестра или драматического академического вокала хочется добавить полновесности и насыщенности, а то тембры слегка эфемерны и притушены, как будто на звук накинули легкую дымчатую вуаль. Вполне возможно, что подобная затушеванность отчасти обусловлена недостаточным прогревом аппарата. Однако даже с учетом этого обстоятельства базовая палитра усилителя вряд ли изменится с «пастельной» на «оргию красок».
Результаты измерений:
T.A.C. V-60 дал нам целых три рекордных показателя в рамках теста. Во-первых, он лидирует по максимальной звуковой мощности. Значение этого параметра равно 81 Вт при 10% нелинейных искажений. Кроме того, здесь мы имеем минимальный разбаланс каналов — 0,16 дБ (рис. 1) и превосходное экранирование между ними — 83 дБ на 10 кГц (рис. 3). Отметим еще один положительный момент. Рост нелинейных искажений очень умеренный. Усилитель работает в пределах 1% КНИ в широком диапазоне выходных мощностей, вплоть до 65 Вт на средних частотах (рис. 2). Шумовая планка расположена достаточно низко относительно уровня полезного сигнала — 102 дБА. Хуже своих соперников аппарат проявил себя в вопросах неравномерности АЧХ в диапазоне слышимых частот (0,43 дБ) и ширины полосы пропускания. Верхняя граничная частота при выходной мощности 10 Вт составила 48 кГц. Демпинг-фактор маловат — 2,2 ед.
Паспортные данные:
Название – T.A.C. V-60 | Входное сопротивление, кОм – 47 | Выходная мощность (20—20 000 Гц, КНИ менее 0,03%), Вт – 60 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 20—40 000 (по уровню ±1 дБ) | Гармонические искажения (1 кГц, 1 Вт),% – менее 0,6 | Отношение сигнал/шум, дБ – 90 | Аудиовходы – стереопары RCA (4) | Аудиовыход – Tape Out (RCA) | Энергопотребление (максимальное), Вт – 330 | Габариты, см – 45 x 21,3 x 42 | Масса, кг – 27,5
Оценки:
1.Дизайн – 90%
2.Качество изготовления – 85%
3.Звучание – 85%
4.Эргономика – 90%
Итоговый балл: 85%
Плюсы: хороший темпоритм, мягкий и тонкий саунд, приличная передача вокала, собранный бас
Минусы: тембральная недонасыщенность ряда инструментов, жанровая избирательность
Вывод:
Деликатная округлая подача T.A.C. V-60 понравится любителям спокойной инструментальной и вокальной музыки. Из-за присущего ему почерка усилитель не очень охотно отрабатывает жесткие жанры, для них ему не хватает плотности и энергетики
Итоговые выводы
Canor Audio TP106 VR может служить яркой иллюстрацией старой русской поговорки «встречают по одежке, а провожают по уму». Не секрет, что одна из причин современной притягательности ламповых усилителей — их внешность, открытые или чуть прикрытые защитными сетками лампы, излучаемый ими мягкий располагающий свет и прочие радующие глаз детали. Наверное, так постиндустриальное общество реагирует на давление окружающей техногенной среды. Лампы — «хрупкие, живые и светятся». Однако можно вспомнить, что и в эпоху ламповых стандартов разработчики были озабочены практичностью и удобством использования своих аппаратов, так что вариантов в полностью закрытых корпусах, словно бы не выпускающих красоту наружу, было предостаточно. Современный словацкий усилитель — тоже из числа таких, все генераторы ласкающих слух четных гармоник упрятаны у него в просторный и хорошо вентилируемый, но довольно безликий корпус. Зато с точки зрения удобства и безопасности эксплуатации TP106 VR на голову выше остальных. Он «почти как транзисторный», и далеко не только по эргономике. По части контроля акустических систем, технических параметров и убедительного живого звучания, одновременно крепкого и утонченного, подвижного, открытого и сбалансированного, здесь все тоже лучше некуда. И «почти» в данном случае стоит трактовать как «лучше, чем транзисторный усилитель», потому что звучание его более выразительное и цельное. Заслуженное первое место и звание Best Buy.
По контрасту с внешне скромным победителем теста безусловный лидер по дизайну происходит, разумеется, из Италии. Однако не стоит думать, что Unison Research P40 больше и отличиться нечем. Он продемонстрировал наиболее изысканный и тонкий саунд, артистичный, богатый пластикой и микронюансами. Самое бриллиантовое барокко в тесте — тоже его заслуга, как и бесконечно гибкий симфонический оркестр. Если бы все эти достоинства сопровождались голосом покрепче, как у Canor Audio, он был бы недосягаем для остальных. Но усилитель и так получает нашу рекомендацию, с мелкой оговоркой насчет тяжелых жанров.
Cary Audio Design SLI 80 — единственный из группы, кто предоставляет своему владельцу счастливую возможность (или обрекает его на труд — с какой стороны посмотреть) самостоятельной регулировки тока смещения. С точки зрения начинающего «ламповода» данное обстоятельство может показаться минусом, хотя большинство уважающих себя людей в теме, наверное, предпочтет именно такой вариант. Это почти как с виниловыми проигрывателями: чем больше хлопот в настройке и некоторой (приятной) возни доставляет аппарат, тем сильнее хозяин его любит. Кроме того, SLI 80 функционирует в двух режимах — ультралинейном в классе АВ и триодном в чистом классе А. В целом, по сравнению, например, с Unison Research P40, американский усилитель звучит чуть попроще и попрямее, однако за счет этого он оказывается более жанрово универсальным. А посему без проблем справляется с драйвовым роком и с умеренно нагруженными металлическими записями, которые слишком прозрачно и как бы без сопротивления проскальзывали на утонченном итальянце. Триодный режим дает более легкий и ясный звук, ультралинейный — более плотный и основательный, с лучшей фактурой тембров, но ритмически несколько вязкий. Оба варианта имеют право на жизнь, в зависимости от предпочтений и вкусов слушателя.
Австрийский вариант Ayon Audio выглядит подчеркнуто вызывающе и щеголяет ярким хромом и черненым алюминием. С точки зрения функциональности Spirit III — второй (и последний) усилитель в тесте, также имеющий два режима функционирования, триодный и тетродный. И разницу между ними можно описать терминами, сходными с теми, что употреблены выше, но сформулированными с заметно большей силой. Из особенностей конструкции упомянем возможность задания и последующей автоматической поддержки разных значений токов смещения, что может пригодиться при использовании другого комплекта выходных ламп, в частности более мощных из серии КТ.
Интегрированный усилитель T.A.C. V-60 способен похвастаться самой высокой выходной мощностью в тесте. К сожалению, она не поддержана выраженной эмоциональностью и насыщенностью звучания. Этюд в мягких приглушенных тонах в исполнении этого аппарата рекомендован скорее любителям сдержанных эмоций и тихих фраз, нежели ценителям широкого дыхания симфонического оркестра или искателям драйвового куража в роке. Несмотря на хорошие мощностные показатели, V-60 все же не рассчитан на сложную нагрузку, и не стоит заставлять его играть с ней в паре.
Мария Савина