О цифре отдельной замолвите слово
Thu, 19 May 2022 23:18:12 +0300 Thu, 19 May 2022 23:18:12 +0300Тест цифроаналоговых преобразователей в ценовом диапазоне до 100 000 руб
О цифре отдельной замолвите слово
Тест цифроаналоговых преобразователей в ценовом диапазоне до 100 000 руб.
Зачем нужно приобретать отдельный ЦАП? Во-первых, это разумный способ апгрейда CD-проигрывателя среднего уровня, дающий заметное улучшение звука. Во-вторых, мы получаем богатый коммутационный набор цифровых входов для гибкости компоновки систем с разными источниками. И, наконец, в нашем распоряжении оказывается порт USB, открывающий дорогу в море Интернета и компьютерных музыкальных файлов
Из всех перечисленных выше резонов обзавестись внешним цифроаналоговым преобразователем нас в данном тесте будет вдохновлять только первый, он же, так сказать, классический — перевод качества звучания системы на ступень выше путем использования более продвинутого компонента с лучшими алгоритмами обработки цифрового потока. Однако для корректности исследования мы решили задействовать в роли транспорта не «плохой», а, напротив, более высококлассный полный проигрыватель — во избежание вредного влияния некачественного считывания и первичных ошибок транспорта. К тому же в состязании цифровых способностей изучаемых аппаратов нам нужна точка опоры, а специфика плеера Simaudio MOON 650D уже была тщательно изучена нами в нескольких тестах — и для полного аппарата, и отдельно для транспорта.
Хотя практически все современные отдельные блоки преобразователей понимают по «цифре» форматы с разрешением вплоть до максимального 24 бит / 192 кГц, нас опять-таки будут волновать лишь старый добрый вариант 16 бит / 44,1 кГц и наилучший способ его воспроизведения. Также останутся в стороне сетевые возможности моделей, хотя у пары из них они обширны (традиционно силен в этом направлении ЦАП PS Audio). Не станут поводом для начисления или сбавления оценок и сравнительные характеристики использованных интерфейсов USB, в текущей выборке значительно отличающиеся по уровню — от древней версии 1.1 до максимально «разогнанной» моды 2.0 со скоростью потока 480 Мбит/c. Для корректного тестирования вышеперечисленных функций надлежит провести отдельное, и подробное, сравнение, специально организованное с привлечением компьютерного источника и контента, записанного в высоком разрешении. И такой тест (возможно, даже два, если выделить в отдельные исследования сетевые плееры и устройства с интерфейсом USB) непременно случится в нашем журнале уже в нынешнем году, благо интерес к этой теме велик. Однако сейчас мы акцентируемся только на классическом стерео, связке с обычным CD-транспортом и талантах участников строго в этой области.
Тестовая система
1.CD-проигрыватель – Simaudio MOON 650D
2.Интегрированный усилитель – Bryston B100 SST2
3.Акустические системы – PMC OB1i
4.Межблочные и акустические кабели – Analysis Plus Solo Crystal Oval
Тестовый материал
1.Г. Ф. Телеман «Концерты для деревянных духовых инструментов» (DHM, 05472 77367-2)
2.Empire Brass Quintet и Уильям Кульман, «Барочная музыка для медных духовых инструментов и органа» (Telarc, 80614)
3.Н. А. Римский-Корсаков, Симфония №2 «Антар» (DG, 423 605-2)
4.С. В. Рахманинов, «Концерты для фортепиано с оркестром, №№ 2,4» (Decca, 467 453-2)
5.C. С. Прокофьев, «Скифская сюита», «Александр Невский» (Philips, 473 600-2)
6.C. B. Рахманинов, «Литургия Св. Иоанна Златоуста» (Gramzapis, GCD 00012)
7.The Who «Quadrophenia» (Polydor, 531 971-2)
8.Helloween «The Keeper of the Seven Keys, Part 2» (Victor Ent. Japan, VICP-63364-5)
9.Grave Digger «Knights of the Cross» (GUN, 74321 58069)
10.Dark Tranquillity «Haven» (Century Media Rec., 77297-2)
11.Kataklysm «In the Arms of Devastation» (Nuclear Blast, 27361 15275)
Приведенные цены являются ориентировочными.
Рубрикатор:
Стр. 2 - Simaudio MOON 300D
Стр. 3 - North Star Design USB dac 32
Стр. 4 - PS Audio PerfectWave DAC II
Стр. 5 - Hegel HD20
Стр. 6 - Итоговые выводы
Simaudio MOON 300D
Цена – 73 400 руб.
Компактный ЦАП представляет собой старший из двух аппаратов в бюджетной линейке Simaudio MOON. В отличие от топовой серии Evolution (к которой, кстати, принадлежит и Moon 650D, работающий в нашем тесте транспортом) тут все попроще — и конструкция, и корпус, и отделка. Хотя балансная схемотехника и фирменный аналоговый фильтр сохраняются
MOON 300D не отличается особой энерговооруженностью (блок питания на 10 В∙А и общая емкость фильтрующих конденсаторов в 13 200 мкФ), зато имеет целых восемь ступеней регулировки входного напряжения. Цифровой поток на входе подвергается восьмикратной передискретизации для работы конвертера Burr-Brown PCM1793, а запатентованная фирменная схема подавления джиттера обеспечивает аккуратную обработку сигнала. Поскольку ЦАП собран по балансной схеме, его соединение с усилителем по симметричному выходу дает наилучшие значения технических параметров. Входной интерфейс USB старой версии позволяет передавать сигнал с компьютера с 16-битным разрешением и максимальной частотой дискретизации 48 кГц.
Небольшой блок в половину обычной ширины лишен экрана, спереди есть всего две симметрично разнесенные по краям кнопки — Standby и селектор входов, а также столбики светодиодов — левый, отмечающий текущую частоту дискретизации, и правый, подсвечивающий выбранный вход. Признаки экономии прослеживаются и в коммутационной группе, в простых коротких клеммах и компоновке цифровых входов впритык друг к другу. Однако разъемы аналоговых выходов разнесены так далеко, как только позволяют размеры корпуса. Пульта в комплекте нет. Производитель отдельно отмечает, что аппарат желательно держать постоянно включенным в сеть, в противном случае выход на максимальный уровень звучания займет значительное время, вплоть до нескольких часов.
Учитывая, что пара Simaudio MOON 300D и 650D — это фактически даунгрейд относительно полной старшей модели, нам, конечно же, в первую очередь было интересно сравнить изменения в звучании при использовании ЦАПа 300D. Оказалось, что воспроизведение разных музыкальных треков сделалось более простым и линейным, без изысканной жемчужности, сиреневых контуров и аристократизма старшего собрата. Также убыло мягкой ненарочитой детальности и пластичности звука. Однако в то же время стало вполне очевидно, что аппараты — родственники по происхождению и по общему характеру, по подходу к интерпретации музыки. Вполне узнаваемы как мягкий и спокойный стиль, чуть задумчивый и полностью лишенный суетливости, так и очень строго выстроенный ритм, внимание к микроритмическим деталям, аккуратные и точные флейты, скрипки, нажатия на клавиши. В явном отличии от более крепких старших моделей 300D отчетливо предпочитал умеренное кипение страстей и не слишком охотно отрабатывал мощные оркестровые валы или многоголосный хор. Несмотря на уверения производителя о даже избыточной мощности источника питания, в подобных фрагментах были довольно неплохо заметны компрессия и «съеживание» звука, его уход на задний план. Однако в тех случаях, когда ЦАП не заставляли играть слишком драматичные и мощные вещи, он радовал пластикой и аккуратной ритмичностью звучания вкупе с хорошим уровнем музыкальности.
Результаты измерений:
Спад частотной характеристики в верхней октаве звукового диапазона определяет значение неравномерности в 0,31 дБ (рис. 1).
Ширина полосы пропускания при проигрывании сигнала с частотой дискретизации 192 Гц не превышает 66 кГц. Выходное сопротивление имеет стабильное значение 98 Ом во всем диапазоне частот. Ослабление сигнала между каналами на частоте 10 кГц зафиксировано на уровне 97 дБ. Анализ спектра сигнала с частотой 1 кГц и двух тонов с частотами 19 и 20 кГц не выявляет у цифроаналогового преобразователя Simaudio MOON 300D сколько-нибудь существенной тенденции к внесению искажений в исходный сигнал.
При уровне записи основной гармоники 0 дБ нелинейные (рис. 2) и интермодуляционные (рис. 3) составляющие не превысили 0,003%. Уровень шума располагается ниже 106 дБ относительно максимального значения сигнала на небалансном выходе 1,77 В.
Паспортные данные:
Название – Simaudio MOON 300D | Тип преобразователя – 24 бит / 192 кГц, Burr-Brown PCM1793 | Цифровые форматы – 16—24 бит / 44—192 кГц | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (по уровню –0,2…+0 дБ) | Отношение сигнал/шум, дБ – более 115 | Гармонические искажения (1 кГц, 0 dBFS, А-взвешенный),% – менее 0,001 | Разделение каналов, дБ – более 115 | Аудиовходы – цифровые коаксиальные RCA (2), цифровой оптический TosLink, USB | Аудиовыходы – стереопара RCA, стереопара XLR | Габариты, см – 19 x 8 x 28 | Масса (в упаковке), кг – 3
Оценки:
1.Дизайн – 90%
2.Качество изготовления – 85%
3.Звучание – 85%
4.Эргономика – 90%
Итоговый балл: 85%
Плюсы: отличные ритм и темп, мягкое слитное воспроизведение, интересная и музыкальная подача записей спокойных жанров
Минусы: компрессия при воспроизведении динамических пиков у БСО, бас иногда несколько расплывчатый, жанровая избирательность
Вывод:
Свой звуковой почерк ЦАП во многом унаследовал у старших собратьев из семейства Simaudio, хотя он и делает все попроще. Мягкое и спокойное воспроизведение с достаточно насыщенными тембрами поддержано тонкой ритмикой и аккуратной музыкальной артикуляцией
North Star Design USB dac 32
Цена – 91 900 руб.
Аппаратура итальянской фирмы North Star Design идейно в чем-то схожа с продукцией национальных же автомобильных «конюшен» — она эксклюзивна, технологична и великолепна по исполнению. Изюминка USB dac 32 понятна прямо из названия — он оперирует цифровыми данными с 32-битным разрешением и может принимать такие файлы по ускоренному интерфейсу USB
USB dac 32 — первое серийное бытовое устройство, способное принимать от внешнего источника (компьютера) файлы в 32-битном разрешении. Оно совпадает с внутренним разрешением при оперировании данными, так что любой формат на входе переводится в 32-битный перед подачей на ЦАП с помощью апсемплера Cirrus CS8421. Два цифроаналоговых преобразователя 32/192 PCM1795 Texas Instruments работают в полностью балансной моноконфигурации, интегрированной в общую балансную схему устройства. Интерфейс USB версии 2.0 в режиме high speed (с пропускной способностью до 480 Мбит/с) позволяет обойти стандартное ограничение в 24 бит / 96 кГц для передаваемых файлов. Фирменный драйвер для компьютера, поддерживающий этот режим, входит в комплект поставки ЦАПа.
Другая яркая отличительная особенность аппарата — порт для шины I2S, на сленге схемотехников именуемой «квадратной» (из-за степени квадрата в названии, полученной, в свою очередь, из сокращения IIS — Integrated Interchip Sound). Этот цифровой интерфейс, превосходящий прочие по степени подавления джиттера, дает возможность пересылать по единой шине, но полностью независимо, синхронизирующий сигнал тактового генератора и собственно информационный поток для улучшения точности передачи данных. Обычно I2S используют для внутренних нужд, связывая разные микросхемы внутри электронных компонентов, но некоторые производители (и North Star в том числе) применяют ее для внешней коммутации отдельных блоков транспорта и ЦАПа. Высокоточный тактовый генератор обеспечивает пересинхронизацию входящих данных с высокой стабильностью. Для устранения наводок от компьютерных импульсных блоков питания схема ЦАП полностью развязана от входа по земле.
Для своих габаритов девайс довольно тяжел, причем левая его сторона перевешивает, что обусловлено наличием двух больших торов — отдельно для аналоговой и цифровой частей. От других участников теста модель отличается отменным дизайном и сделана строго, но со вкусом — настоящий High End. Крупные, просторно разнесенные коммутационные клеммы тоже достойны похвалы. Пульт ДУ отсутствует.
North Star Design USB dac 32 показал наилучшие сравнительные результаты по отработке нижнего регистра, передаче его фактуры и индивидуального характера. Звуковой почерк аппарата в целом можно охарактеризовать как очень сбалансированный, воздушный, одновременно прозрачный и мягкий, пластичный и отчетливый, гибкий, но и не лишенный остроты, когда необходимо. Что касается тембров натуральных инструментов, то в симфонической музыке ощущались некоторая нехватка обыкновенной густоты и насыщенности и легкий тональный дисбаланс. Нижние струнные и деревянные духовые были чуть ближе к верхним, чем следует, — северные звезды горят ясно и остро, но холодновато. Зато подобная подача оказалась в высшей степени уместной для барокко с его бриллиантовыми оттенками более тонких тембров и филигранными ритмическими рисунками.
Результаты измерений:
North Star Design USB dac 32 обнаружил наибольшую протяженность полосы пропускания сигнала с верхней граничной частотой почти в 70 кГц, при максимальной частоте оцифровки. Неравномерность в полосе 20 Гц — 20 кГц не превышает 0,28 дБ (рис. 1).
Поканальный разбег амплитуд выходного сигнала лежит в пределах 0,05 дБ. Продукты нелинейных и интермодуляционных составляющих сигнала на небалансном выходе проявляются более заметно, чем практически у всех остальных аппаратов в подборке. Так, КНИ для сигнала 1 кГц составляет 0,008% (рис. 2).
Уровень разностной частоты для комбинации 19 + 20 кГц равен 0,009% (рис. 3).
Взаимопроникновение сигналов между каналами ниже порога различимости во всем диапазоне частот и на 10 кГц имеет значение –98 дБ. Шумовая планка располагается ниже указанной величины, на уровне –110 дБ. Амплитуда выходного сигнала немного ниже стандартных 2 В и останавливается на отметке 1,9 В.
Паспортные данные:
Название – North Star Design USB dac 32 | Тип преобразователя – двойной, 32 бит / 192 кГц, Texas Instruments PCM1795 | Цифровые форматы – 16—32 бит / 32—192 кГц | Частотная характеристика, Гц – не указана | Отношение сигнал/шум, дБ – 112 | Гармонические искажения, % – не указаны | Аудиовходы – цифровой балансный AES/EBU, цифровой коаксиальный RCA, цифровой оптический TosLink, USB, I2S RJ45 | Аудиовыходы – стереопара RCA, стереопара XLR | Габариты, см – 43,3 x 6 x 17 | Масса, кг – 5
Оценки:
1.Дизайн – 95%
2.Качество изготовления – 95%
3.Звучание – 90%
4.Эргономика – 90%
Итоговый балл: 90%
Плюсы: очень гибкая и тонкая ритмика, воздушная прозрачная подача, отличная проработка баса
Минусы: интермодуляционные искажения в динамических пиках высоковаты, особенно в голосе, немного светлые тембры
Вывод:
Деликатное аристократичное звучание, очень изящное и тонкое, с первых же нот наводит на мысль об истинно хай-эндном почерке. Аппарат обладает превосходной пластикой и чувством ритма, хотя в нагруженных треках становится ощутимой некоторая напряженность
PS Audio PerfectWave DAC II
Цена – 118 600 руб.
Цифровые источники американской фирмы PS Audio всегда выделяются на фоне конкурентов исключительной функциональностью, богатыми сетевыми возможностями, солидной конструкцией как внутри, так и снаружи и выдающимся удобством использования. Обновленный вариант PerfectWave DAC II тоже не стал исключением, тем более что это старшая модель ЦАПа фирмы
За цифроаналоговое преобразование в PS Audio PerfectWave DAC II отвечает ЦАП Wolfson WM8742 на 24 бит/192 кГц. Интерфейс USB версии 2.0, но без ускоренного режима, стандартно передает потоки до 24 бит / 96 кГц, зато работает в асинхронной моде (с управлением от ЦАП). Аналогично другому участнику нашего теста, North Star Design USB dac 32, модель PS Audio тоже обладает портами I2S, причем сразу двумя. Разъемы для этой шины не стандартизованы, поэтому у USB dac 32 были RJ-45, а в данном случае задействованы HDMI. Разумеется, разъемы — это не сам интерфейс, так что наличие входа HDMI на ЦАПе и выхода на транспорте отнюдь не означает, что транспорт поддержит I2S и позволит насладиться преимуществами джиттеропонижающей шины. В качестве опции может поставляться интернет-карта PS Audio Network Bridge, с которой ЦАП превращается в полнофункциональный сетевой плеер, имеющий удобный и быстрый доступ и возможности управления музыкальными файлами из сети (включая потоковые трансляции интернет-радио и пр.) или с домашнего музыкального сервера DLNA. В аппарате установлены одиннадцать дополнительных малошумящих источников питания, распределенных в критических местах главной цифровой платы, для минимизации джиттера, наводок и шумов. Функционально это устройство — самое продвинутое в тесте. У него есть встроенный регулятор громкости со 100-балльной шкалой регулировки, целых пять переключаемых цифровых фильтров для обработки данных и умение инвертировать фазу входного сигнала. PS Audio PerfectWave DAC II также безусловно лидирует по габаритам, весу и качеству изготовления превосходного алюминиевого корпуса, эргономике и удобству оперирования. Полнофункциональное управление и разветвленные меню доступны на большом цветном сенсорном экране либо с пульта ДУ. Коммутационную панель украшают солидные клеммы и разъемы.
Крупному устройству — крупный звук. Этот тезис можно было бы сделать девизом PS Audio PerfectWave DAC II. Звуковой почерк модели оказался уверенным, широким и ясным, с полновесными натуральными тембрами (даже чуть более тяжелыми, чем надо, например для барочных инструментов), основательным басом и сочной серединой. Хотя и тому и другому можно было бы чуть добавить фактуры и тонкости — так, орган заиграл всеми красками, а голоса и скрипки утратили какую-то долю детальности и подвижности.
Однако, несмотря на уплотнение в нижнем регистре, середина в целом не казалась ни глухой, ни вязкой, темп был стремительный, отлично воссоздавались эффект присутствия, планы и объем зала. Без малейших проблем были отыграны оркестровые тутти и динамические всплески. Благодаря тембральной насыщенности, поддержанной железным ритмом, у ЦАПа совершенно не возникало проблем с воспроизведением записей брутальных жанров вплоть до наиболее «мясистых» и мощных. Разборчивость даже самых нагруженных фрагментов, вместе с неизменной комфортностью прослушивания, были всегда на высоте.
Результаты измерений:
PS Audio PerfectWave DAC обладает наиболее широкими функциональными и сервисными возможностями из всех участников нашего теста, но в целом это не сказывается на его основной функции — цифроаналоговой обработке сигнала. Непонятным остается тот факт, что мы не смогли воспроизвести сигнал с нашего измерительного комплекса с частотой дискретизации 192 кГц. Причислять это к недостаткам устройства мы не станем, так как не можем однозначно трактовать причину сего явления. Неравномерность сигнала в полосе звуковых частот не превышает 0,01 дБ (лучший показатель в подборке). Разбаланс между каналами составляет 0,08 дБ (рис. 1). Полоса пропускания при работе с сигналом 98 кГц несколько заужена — 30 кГц. КНИ для 1 кГц равен 0,002% (рис. 2). КИИ чуть выше — 0,008% (рис. 3). Сопротивление на небалансном выходе 101 Ом. Максимальный уровень сигнала 2,72 В.
Паспортные данные:
Название – PS Audio PerfectWave DAC II | Тип преобразователя – 24 бит / 192 кГц, Wolfson WM8742 | Цифровые форматы – 16—24 бит / 44,1—192 кГц | Частотная характеристика, Гц – не указана | Отношение сигнал/шум, дБ – не указано | Гармонические искажения, % – не указаны | Аудиовходы – цифровой балансный AES/EBU, цифровой коаксиальный RCA, цифровой оптический TosLink, USB, I2S HDMI (2), слот для карт SD | Аудиовыходы – регулируемые, стереопара RCA, стереопара XLR | Габариты, см – 43 x 9,5 x 36,5 | Масса, кг – 11,3
Оценки:
1.Дизайн – 95%
2.Качество изготовления – 95%
3.Звучание – 90%
4.Эргономика – 95%
Итоговый балл: 95%
Плюсы: отличная динамика, выпуклый полновесный звук, высочайшее качество изготовления и выдающаяся эргономика
Минусы: небольшой перекос тонального баланса в сторону низких частот, на ВЧ и верхних СЧ маловато остроты, порой не хватает гибкости
Вывод:
Аппарат с ярким, плотным и насыщенным звучанием, крупным штрихом и умением хорошо передать масштаб и напор грандиозных симфонических полотен. Иногда чуть не хватает гибкости и филигранности, зато есть порыв, стремительность и эмоциональность
Hegel HD20
Цена – 59 000 руб.
Электронные компоненты норвежской фирмы Hegel явно относятся к числу тех, у которых «внутри» существенно больше, чем «снаружи». В скромных корпусах прячутся реализации конструкторских идей, причем, судя по финальному результату — качеству звучания, неплохих. Да и звуковая концепция лежит в том же русле — все очень правильно и ничего нарочитого
Производитель, запатентовав ряд ключевых решений для усилителей и цифровых источников, не особенно делится деталями, отговариваясь общими положениями. В частности, философия конструирования фирменных проигрывателей компакт-дисков и ЦАПов держится на трех китах: SyncroDAC™, Direct MasterClock™ и Linear Phase LineDriver™. Первая из этих аббревиатур означает использование полностью балансных многоуровневых дельта-сигма-ЦАПов с разрешением 24 бит / 192 кГц и синхронизированным апсемплингом, контролируемым точным тактовым генератором (вторая фирменная разработка, «внутренний» джиттер на уровне порядка десяти пикосекунд). Микросхемы изготовлены на собственном производстве (Hegel имеет возможность осуществлять такие проекты, поскольку базируется на государственных исследовательских мощностях и имеет правительственные и частные научные гранты). И, наконец, третий элемент — аналоговый фильтр с линейной фазой на выходе ЦАПа и оконечный контур с минимальным сопротивлением, выполненный, как и вся конструкция, по полностью симметричной схеме. Цифровые коаксиальные выходы подключены через согласующие трансформаторы и имеют постоянное сопротивление в полосе частот. Помимо минимального набора цифровых входов, присутствует также порт интерфейса USB 2.0 (формат до 24 бит / 96 кГц). У аппарата есть собственный цифровой регулятор громкости со 100-балльной шкалой и шагом в 1 дБ. На маленькой плоской «кредитке» пульта ДУ помещаются только кнопки паузы, управления громкостью и переключения входов. Эргономика, с учетом этого пульта и тесного расположения коммутационных клемм, оставляет желать лучшего. Внешность девайса тоже довольно скромная — в спокойных темных тонах безо всяких украшательств. При этом Hegel HD20 — один из немногих участников, оснащенных информационным экраном, показывающим активный вход, номера треков (при подключении к компьютеру; при этом также доступна перемотка треков с пульта) и уровень громкости.
HD20 оказался истинной звуковой жемчужиной, удивив самым точным, гармоничным и музыкальным саундом в тесте. В знакомом по другим прослушиваниям техники Hegel фирменном стиле, безо всякой нарочитости, утрированности и лишней декларативности аппарат сделал самые правильные аутентичные барочные скрипки, тонкие, но насыщенные и разнообразные, самую верную и естественную сцену и обеспечил сбалансированное соотношение нот и шумовых призвуков. Дальше все пошло по нарастающей — острая и чуть кокетливая ритмика и подача барочных дуэтов, хрупко ломкий и странно красивый контратенор, идеальные средние регистры органа, прекрасный симфонический оркестр, одновременно широкий и гибкий. Натуральные тембры показались самую толику охлажденными, однако это абсолютно не повредило эмоциональности восприятия. Hegel HD 20 стал также бесспорным лидером по бережной и точной передаче настроения музыки всех отслушанных жанров.
Результаты измерений:
Спад частотной характеристики на краях звукового диапазона у Hegel HD20 не превышает 0,1 дБ. Полоса пропускания сигнала, при максимальном значении частоты дискретизации, фиксируется на 50 кГц (рис. 1).
Различие в амплитудных значениях сигнала межу каналами, несмотря на то что это худшая величина данного показателя в рамках нашего теста, очень мало и составляет 0,08 дБ. Выходное сопротивление самое низкое (и, что немаловажно, стабильное во всем диапазоне частот) в тестируемой подборке, 22 Ом. Взаимопроникновение между каналами фиксируется только в области высоких частот, но само значение крайне мало и на 10 кГц едва превышает –102 дБ. КНИ равен 0,002% и сохраняется таким при воспроизведении треков с различным уровнем громкости (рис. 2).
Значение интермодуляционных искажений в звуковой области не выше 0,001% (рис. 3).
Отношение сигнал/шум более 108 дБ. Максимальный уровень выходного сигнала 2,38 В.
Паспортные данные:
Название – Hegel HD20 | Тип преобразователя – 24 бит / 192 кГц, многоуровневый дельта-сигма SyncroDAC™ | Цифровые форматы – 16—24 бит / 44,1—192 кГц | Частотная характеристика, Гц – 0—50 000 (уровень не указан) | Отношение сигнал/шум, дБ – 140 | Гармонические искажения, % – 0,0007 | Аудиовходы – цифровые коаксиальные RCA (2), цифровой оптический TosLink, USB | Аудиовыходы – регулируемые, стереопара RCA, стереопара XLR | Габариты, см – 21 x 6 x 26 | Масса, кг – 2,8
Оценки:
1.Дизайн – 99%
2.Качество изготовления – 95%
3.Звучание – 95%
4.Эргономика – 90%
Итоговый балл: 95%
Плюсы: полновесное и гибкое звучание, выдающаяся музыкальность, абсолютно беспроблемное воспроизведение динамических пиков
Минусы: по звуку — никаких, но налицо ограниченная относительно других лидеров теста функциональность и некоторые проблемы с эргономикой
Вывод:
Прекрасный аппарат, сочетающий все звуковые достоинства других участников — четкий ритм, фокусировку звука, тонкую микродинамику, широту воспроизведения симфонических полотен и полные тембры. Плюс обладающий собственной исключительной гармоничностью подачи
Итоговые выводы
Три лидера теста, выступившие с заметным отрывом от остальных, имеют весьма близкие оценки, но сильно отличающийся звуковой почерк. Причем в двух случаях характер звучания забавно коррелирует с обликом аппаратов. Аристократично-изящный North Star Design USB dac 32 в компактном серебристом корпусе продемонстрировал столь же тонкий, гибкий и воздушный звук, богатый ритмическими и микродинамическими нюансами, и при этом для масштабной симфонической музыки у него оказался немного мелкий почерк и недостаточная тембральная насыщенность. С другой стороны, «гигант» PS Audio PerfectWave DAC II, обладающий яркой и немного брутальной внешностью, показал решительный характер, очень плотный и без грани субтильности, но его наполненный звук и крупный штрих не всегда попадали в тонкую ритмическую канву, а нюансы тембров, особенно в достаточно деликатной музыке, не были проявлены достаточно хорошо. Этому аппарату, при всей привлекательной полновесности звучания, чуть-чуть не хватило гибкости и утонченности, в избытке имевшихся у итальянского конкурента. Оба компонента конструктивно сделаны весьма интересно, и, хотя в постановочной части теста было оговорено, что способности по воспроизведению контента в высоком разрешении или сетевые таланты не дадут преимуществ при оценке, все же нельзя не отметить 32 бита разрешения у ЦАПа North Star или потенциал музыкального сетевого сервера у аппарата PS Audio. Вторая черта, роднящая оба девайса, — наличие внешней шины I2S для соединения с транспортом, что вообще встречается довольно редко. «Квадратная шина», обеспечивая у многих устройств родной интерфейс для внутреннего обмена данными, редко выходит наружу, в том числе и из-за ограничения, связанного с длинной кабеля. Подобные решения до сих пор не стандартизованы, поэтому компоненты с выводами I2S будут работать друг с другом только в случае одинаковых разъемов. Однако производители стараются сохранить эксклюзивность своих вариантов и ставят разные стандартные разъемы, переделанные под этот интерфейс, не допуская сопряжения с аппаратами сторонних фирм. Возможно, что и USB dac 32, и PerfectWave DAC II не продемонстрировали в максимальной степени свои звуковые дарования, поскольку в тесте не задействовались входы I2S. Хотя условия тестирования были одинаковыми для всех и не предполагали нестандартных соединений.
Наконец, третий лидер, «серая мышка» Hegel HD20, весьма неожиданно вмешался в спор двух продвинутых конструкций — и вдобавок, как ни удивительно, выиграл его. Представляя собой по характеру звучания нечто среднее между вышеназванными участниками, он одновременно оказался свободным от присущих им грешков воспроизведения. Там, где американский ЦАП играл слишком широко и без утонченности, Hegel продемонстрировал прекрасную гибкость. А там, где итальянец испытывал трудности в динамических пиках, норвежец даже не дрогнул, выдавая исключительно чистый звук. Самое удивительное в этой ситуации — то, что Hegel HD20 существенно дешевле и первого, и второго (в том числе вследствие пониженной функциональности и эргономики, однако «вам шашечки — или ехать?»). И посему он получает совершенно заслуженный Best Buy — за самый интересный звук и максимум удовольствия за минимальную цену. Соответственно, РS Audio PerfectWave DAC II удостаивается нашей рекомендации, а North Star Design USB dac 32 — награды Editor’s Choice.
ЦАП канадской фирмы Simaudio показал мягкое, спокойное и достаточно детальное звучание с хорошими тембрами. Все-таки осознанная экономия на второстепенных вещах (дизайн корпуса, эргономика, отсутствие разнообразных интерфейсов) благотворно сказывается на главном в данной ситуации — качестве обычного стерео.
Мария Савина