Эксклюзивный тест акустических систем Ocean Way Recording HR-3

Thu, 19 May 2022 23:17:51 +0300 Thu, 19 May 2022 23:17:51 +0300

Другой мир

Акустические системы Ocean Way Recording HR-3

Цена - 2 280 000 руб. (за пару)


В апреле этого года на выставке Premium Hi-Fi & Home Theatre — 2011 мы имели удовольствие присутствовать на российской премьере акустических систем Ocean Way HR-3 (ставшей, по нашему мнению, главным событием шоу) и поучаствовать в мастер-классе, данном Эрни Вуди (Ernie Woody), главным менеджером компании. А сейчас у нас появился шанс более плотно познакомиться с этой акустикой.

У  любителей музыки название Ocean Way обычно ассоциируется с рядом знаменитых американских студий звукозаписи. Их основатель Аллен Сайдс счастливо сочетает множество разных талантов: он и музыкант, и звукорежиссер, и продюсер с более чем сорокалетним опытом работы. И он же — акустик-дизайнер студий звукозаписи. Помимо собственных студий, Сайдс делал Record One Studios в Шерман-Оуксе и участвовал в ряде коммерческих проектов, таких как George Lucas' Skywalker Ranch scoring stage, Trevor Horn's Sarm в Лондоне, Walt Disney's Hollywood Records, а также создавал частные инсталляции для известных музыкантов. Что касается карьеры звукорежиссера и продюсера, то здесь на его личном счету значится порядка 500 альбомов, две премии «Грэмми» и общий тираж записей более чем в миллиард экземпляров. Среди музыкантов, работавших с Алленом, — Фил Коллинз, Эрик Клэптон, Стиви Вай, Джони Митчелл, Фрэнк Заппа, Рэй Чарльз, Элла Фитцджеральд, Каунт Бэйси и Дюк Эллингтон. В числе базовых слагаемых звука от Ocean Way — отсутствие компьютерной обработки, так что эти студии воистину могут именоваться чисто аналоговыми. Грандиозные Ocean Way HR-2, как и «компактные» HR-3, которыми оборудованы студии Аллена, являются воплощением его понимания концепции правильного монитора для мастеринга записей.

Комната прослушивания компании "Пурпурный легион" (Москва)


Ocean Way HR-3 создавались как референсные студийные мониторы для звуковой оценки сложных музыкально-аранжировочных балансов на этапе финального микширования фонограмм. Их конструкция содержит в том числе рупорную высокочастотную секцию. Зачастую можно услышать мнение об окрашенном звучании рупора и о том, что подобные АС априори не могут использоваться как студийные эталоны. Позволю себе воспроизвести ряд рассуждений по этому поводу из интересной книги «Project-студии: маленькие студии для великих записей» известного акустик-дизайнера Филипа Ньюэлла. "Рупорные громкоговорители находят применение даже в самых высококачественных системах мониторинга, но для этого их конструкция и способ применения должны быть четко просчитаны… В системах, предназначенных для достоверного воспроизведения музыки, рупоры могут реалистично работать только в диапазоне выше 500 Гц. Говоря по существу, физические свойства низкочастотных рупоров не позволяют на практике добиться от всей системы в целом хорошей переходной характеристики. Если рупор недостаточно согласован с помещением, то отражения, вызванные резким изменением акустического сопротивления у раструба рупора, возвращаются в него обратно. Они "ломают" как амплитудную, так и фазовую характеристику, а те, в свою очередь, переходную характеристику всего звука, излучаемого системой в целом. Для того чтобы рупор был хорошо согласован и не порождал отражений, ведущих к рассогласованию звучания, раструб рупора должен по ширине равняться длине волны на самой низкой воспроизводимой частоте… Длина тоже является проблемой. Все рупоры обладают так называемой частотой среза. Это частота, ниже которой рупор уже не оказывает на громкоговоритель активную нагрузку по сопротивлению. Частота среза пропорциональна степени раскрытия рупора. Длина волны на 500 Гц — примерно 65 см, а значит, мы имеем вполне приемлемую ширину раструба. Более того, степень раскрытия рупора, необходимая для частоты среза 500 Гц вместе с подходящим переходом на горловину, позволяет сделать рупор длиной 40—50 см. Эти данные полезны для конструирования системы".

 
Фактически высокочастотная секция мониторов Ocean Way сделана в точности по этому рецепту. Кроме того, титановая диафрагма твитера не имеет выраженных собственных резонансов, в отличие от алюминиевой. В результате в звучании этих мониторов действительно полностью отсутствуют рупорные призвуки, а величина искажений, отнесенная к развиваемому уровню звукового давления, ничтожна.
Внешность 15-дюймового СНЧ-динамика — очень легкий и жесткий диффузор со структурой в виде концентрических колец из бумажной прессованной массы на широком гофрированном подвесе из ткани с пропиткой — позволяет опознать в нем продукцию фирмы JBL. Два крупных круглых порта ФИ по бокам от него, в которые свободно проходит рука, ведут не очень далеко вглубь и работают только на СНЧ-секцию.

Через них можно нащупать отличного качества поглотитель из мягкой синтетической ваты, плотно набитый внутрь корпуса. В нижней закрытой секции установлены два тяжелых 12-дюймовых басовика из композитного материала с крупными защитными «пятаками», которые при простукивании издают плотный глуховатый звук и крепятся на очень широких и жестких полуволновых резиновых подвесах. По спецификации все голосовые катушки намотаны алюминиевым проводом, величина магнитного поля в зазоре управляющей магнитной системы басовиков и мидбасовика составляет 11 кГс, а у твитера 19 кГс. Титановую диафрагму твитера, оптимизированного для работы с 500 Гц, не видно в горле рупора за защитной решеткой в виде пяти секторов. Цельный горизонтальный рупор выточен из дерева и дает ровную диаграмму направленности на 90 градусов по горизонтали и 40 по вертикали. Конструкция акустических систем обеспечивает поистине экстремальные характеристики и режимы работы — симметрию между правым и левым каналом на уровне +/- 0,5 дБ в полосе от 1 до 20 кГц (при использовании эквалайзера), максимальный уровень звукового давления более 110 дБ на расстоянии 3 м и максимальную продолжительную подведенную мощность 100, 400 и 800 Вт соответственно для твитера, СНЧ- и НЧ-динамиков. Уровень нелинейных искажений тоже необычно низкий — так (уже по нашим лабораторным измерениям), КНИ басовых динамиков в диапазоне частот 80 Гц и ниже для уровня звукового давления в 94 / 100 дБ на расстоянии 1,5 м равен всего 1,4 / 2,8%!
Корпус сделан как единое целое, все стыковочные швы идеально замаскированы. Верхняя рупорная секция выступает вперед ради обеспечения фазовой согласованности излучателей, необходимой длины и плавного раскрытия рупора. С нижней стороны этот уступ, обращенный к СНЧ-динамику, прикрыт толстым слоем акустического поролона. На задней стенке есть две коммутационные панели с двумя парами клемм на каждой. Верхний обслуживает ВЧ- и СНЧ-секции, а нижний позволяет при необходимости сделать бивайринг для двух тяжелых басовиков. В целом получается «четырехвайринг» (в нашем варианте сведенный к тривайрингу путем установки перемычек на НЧ-секции). Мощные акустические клеммы принимают кабель любой толщины и конструкции. Вместе с АС идет фирменный кроссовер, разбивающий звук на полосы и вставляемый в разрыв между предусилителем и усилителями мощности.

Он не позволяет регулировать крутизну фильтров (третий порядок на всех полосах), зато меняет отдачу по поддиапазонам, отдельно для правого и левого каналов, для компенсации разного коэффициента усиления у разных оконечников. Также в комплекте поставки есть два блока (поканальных) 28-полосных параметрических эквалайзеров, дающих возможность калибровать парные динамики в системе. При нашем прослушивании эти блоки не использовались.
Что касается внешности колонок, то лично мне чрезвычайно импонируют брутальные массивные кабинеты из комбинированного дерева и MDF, покрытые лаком «черный сатин». Они красноречиво свидетельствуют о безграничной мощи и динамике. Тем не менее в стандартном понимании, с позиций компактной и «по-домашнему выглядящей» акустики, дизайна как такового здесь нет (если, конечно, не считать идеальным дизайном воплощенную функциональность). Это вещь в себе, размером с пару габаритных холодильников, способная довести до отчаяния любого дизайнера, который попробует вписать ее в интерьер. Однако стоит заметить, что в подобных случаях интерьер нужно выстраивать вокруг АС, и обязательно с учетом требований акустической обработки помещения.
При работе Ocean Way HR-3 создают вокруг себя другой мир, некую параллельную вселенную музыки, в которую погружаешься с головой и вынырнуть из которой обратно невозможно. Вспоминая все рассуждения о правильности конструкции и технических требованиях, заодно понимаешь, что мониторы отвечают иным запросам и несколько не в том направлении, какого обычно ждешь от домашней акустики. Так что и в этом смысле они из другого мира. Прежде всего, бессмысленно подходить к ним с точки зрения обычной экспертизы звучания, опирающейся на такие характеристики, как наполненность тембров, естественный ритм и атака, интегрированность частотных диапазонов, прозрачность середины, фактура верхнего и нижнего регистров и пр. Все это здесь наличествует, причем в степени, практически нереализуемой для домашних колонок. Более того, хай-эндным конструкциям почти всегда свойственна подача или индивидуальная манера по части преподнесения вокала, расстановки инструментов на воображаемой сцене («голографичность», подчеркивание переднего плана), накачивания воздуха в записи или уплотнения середины и т. д. и т. п. Однако у Ocean Way всего этого нет, хотя характер звука не вызывает желания использовать термин «нейтральность». В аудиофильских кругах это слово скомпрометировано своим дополнительным смыслом (необязательным, но иногда присутствующим), подразумевающим бездушность и неэмоциональность. А тут мы имеем дело с жизнью, концертным исполнением, естественными размерами инструментов и исполнителями в полный рост.
Перед тем как приступить к работе, я подобрала ряд классических краш-тестов, достойных таланта и масштаба этих акустических систем: многоголосные хоровые произведения русской духовной музыки, записанные в огромных храмах, живые концертные записи БСО с хором, эталонные по сложности многосоставные студийные фонограммы и пр. — все то, что крайне редко удовлетворительно звучит на домашних системах. Однако жизнь, в отличие от них, не знает понятий «компрессия», «перегрузка», «проглатывание баса», «слипание ВЧ» — и наши мониторы тоже ни о чем таком, похоже, не подозревают. Обычные колонки в случае удачной реализации точно передают смысл музыкального произведения и настрой. А Ocean Way Recording HR-3 сообщают о вкусе звука, школах и приемах звукозаписи. Это похоже даже не на чудо, а просто на откровение. Система не тестируется дисками, напротив, она сама тестирует диски и рассказывает все до конца. Я получила колоссальное удовольствие, в течение многих часов изучая свои тестовые записи. И только жгучее сожаление, что большинство людей никогда не услышат любимые диски так, как они записаны, чуть отравляло процесс. Когда ощущение фактуры и размеров пространства, в котором звучит музыка, приводит чуть ли не к восприятию его геометрических форм, а движения рук оркестрантов, взмахи дирижерской палочки и скольжение смычков кажутся видимыми собственными глазами, это поражает. Еще сильнее поражают внезапные открытия, что, оказывается, «много-много воздуха» в K2-ремастеринге RCA, в серии Living Stereo, все же есть вещь искусственная и нарочитая, отчего запись кажется неживой, а глуховатая фонограмма увертюры к «Тангейзеру» с сэром Шолти 1967 года, напротив, полна жизни и дрожащих оттенков тембров. Причем расхожий штамп «единое дыхание оркестра» (или хора) в действительности обозначает явление, чуть отличающееся у разных коллективов. От настроя оркестрантов, сверхидеи в данный момент и от воли дирижера это тоже зависит — и никогда прежде не было столь исчерпывающе слышно в записях. Колонки, словно безжалостное увеличительное стекло, не скрывают ни единого проблемного такта, но это совсем не мешает наслаждаться самой музыкой, как в перекличке двух теноров в «Мадригалах войны и мира» Монтеверди на диске «Барочные фавориты». Суховатые записи CaroMitis (CD-слой гибридного диска SACD) вдруг зазвучали до того живо и солнечно и с таким отчетливым эффектом пяти микрофонов, оставшимся в миксе от изначальной многоканальной записи, что перед глазами сам собой возник зал № 5 студии ГДРЗ на Малой Никитской, который я как-то имела честь посетить, присутствуя при работе Михаила Серебряного.
Одни диски с популярной музыкой, почитаемые мной ранее как ярко и оригинально записанные, на поверку оказались грубыми, неожиданно простыми и линейными, с минимальной работой саунд-продюсера. Что ж, разочарование — тоже информация. Напротив, некоторые другие, прежде воспринимаемые как простые и незатейливые, прозвучали любопытно, со звуком, выстроенным с выдумкой и задором. Особенно в этом смысле порадовали альбомы The Who и AC/DC. Исключительное чутье Ocean Way HR-3 на размеры помещения и виртуальные образы поправило восприятие многих записей — например, оказалось, что на диске Тори Эймос «Little Earthquakes» нет никакого нарочито огромного шара звука. Приятных подтверждений старым привязанностям тоже было предостаточно, в частности, захотелось сказать много комплиментов звукорежиссеру, трудившемуся над первым альбомом Трейси Чэпмен, за очень правильный и ровный саунд, не утрированный, плотный, крупный и интеллигентный.
Также общепринято считать, что в металлических записях отсутствуют качество и звукорежиссерская работа. Как бы не так — мои поздравления Питеру Тагтгрену, придумавшему звук группе Immortal и записавшему на своей студии Abyss мистический и таинственный диск «Damned in Black». Его суровое и необычное звучание с плотными, но мягкими и темными тембрами было похоже на погромыхивающую грозу, а не на дело рук человеческих. Заново раскрылись флоридские дэтстеры Deicide, у которых оказался виртуозный и филигранный саунд с великолепно прописанным ударником и разнообразными приемами игры на гитаре.
К концу прослушивания я, помимо прочего, окончательно утвердилась в подозрении, что никаких «сибилянтов», отравляющих жизнь аудиофилам, в записях нет, а появляются они исключительно при воспроизведении на системах ненадлежащего качества. Очень хотелось удержать в памяти искрящиеся детали в записях, тембровые оттенки «толщиной с волосок» и разный вкус музыки. И грустно было возвращаться из этой живой и совершенной вселенной в скучный плоский мир аудиофильского звука и тщательно выстраиваемых иллюзий, «хорошего стереоэффекта» и «широких глубоких планов». 


Результаты измерений

 

АЧХ, снятая на расстоянии около 1,5 м на уровне рупора при отклонении в 0 и 45 градусов от оси излучения, показана на рис. 1. Измерения проводились при отключенном эквалайзере. Регуляторы громкости в каждой полосе кроссовера установлены с учетом чувствительности соответствующих излучателей. В качестве усилителей мощности для ВЧ/СЧ- и НЧ-драйверов применялись различные устройства. Разницей в коэффициенте передачи сигнала между ними обусловлен подъем характеристики в НЧ-области, который легко устраняется соответствующей регулировкой. Воспользовавшись 28-полосным эквалайзером с диапазоном усиления +/-10 дБ в каждой полосе, характеристику свободно можно вывести в ноль. Но даже и без услуг последнего АЧХ выглядит просто превосходно. Неравномерность в СЧ-области не превышает +/-1,5 дБ. В высокочастотном диапазоне график не покидает коридора в 4 дБ. Нижняя граничная частота по уровню –10 дБ расположена на отметке 16 Гц (и 2 Гц по уровню –3 дБ). Рис. 2 иллюстрирует работу каждой секции АС с учетом работы кроссовера и чувствительности излучателей. Значение последней характеристики для среднечастотного драйвера при подводимой мощности 1 Вт / 1 м составляет 98 дБ, а для рупора 108 дБ. Разделение полос происходит примерно на 70 и 500 Гц.

Интересно, что частота настройки порта фазоинвертора СЧ-излучателя расположена чуть ниже 25 Гц, и при таком подключении он не участвует в формировании звукового поля. Графики на рис. 3 и 4 иллюстрируют поведение модуля и фазы импеданса для ВЧ- и СЧ-секции в их рабочих интервалах. Средние значения для всех трех полос расположены в пределах от 6,6 до 9,8 Ом. Акустика имеет огромный запас динамики — графики нелинейных искажений для НЧ- и СЧ-драйвера при четырех уровнях звукового давления (82, 88, 94 и 100 дБ) красноречиво свидетельствуют об этом (рис. 4 и 5).


Паспортные данные:
Тип – напольные акустические системы | Название – Ocean Way Recording HR-3 | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (по уровню +/-2 дБ) | Число полос – 3 (НЧ – 2 х 30,5 см, композитный, СНЧ – 38,1 см, бумажный, ВЧ – 5 см, титановый; частоты раздела 80 и 650 Гц) | Акустическое оформление СЧ – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – не указано | Чувствительность, дБ – 91 | Габариты одной колонки, см – 116,8 x 71,1 x 73,7 | Масса одной колонки, кг – 138, 4

Другие компоненты системы: CD-транспорт Oracle CD1000 MK II, ЦАП/предусилитель Manley Wave (подключенный в обход функции предусилителя), ламповый линейный предусилитель VTL TL-5.5 Series II, два ламповых стереоусилителя мощности VTL S-400 Reference (400 Вт на канал, биампинг на ВЧ и СЧ), два ламповых моноблока — усилители мощности VTL MB-450 Signature Series II (450 Вт, подключены на НЧ-секцию). Для соединения компонентов и акустики между собой использовались кабели XLO серий Limited, Unlimited и Signature.


Оценки:
Дизайн - 85%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 95%
Эргономика - 95%

Итоговая оценка - 95%


Плюсы: все, что вы хотели или даже не мечтали услышать от ваших любимых дисков и узнать о них, расскажет эта акустика
Минусы: полная инсталляция АС обойдется в разы дороже их цены из-за реальной необходимости бескомпромиссного окружения


Вывод:
Ocean Way Recording HR-3 создают полномасштабную вселенную живого звука. Отличная иллюстрация принципа «размер имеет значение». Глубина баса, натуральность тембров и поражающая визуализация образов помогут полюбить классику, понять рок или просто наслаждаться любыми записями


Текст – Мария Савина
Фото – Илья Суханов
Измерения – Влад Ключарев

Редакция Hi-Fi.ru