Найденный грааль

Thu, 19 May 2022 23:17:33 +0300 Thu, 19 May 2022 23:17:33 +0300

Тест активных акустических систем Adam Tensor Beta

Найденный грааль

Акустические системы Adam Tensor Beta

Цена - 985 000 руб. (пара)


Протестированная в одном из летних номеров модель Pencil Mk3, средняя в линейке Classic немецкой Adam Audio, оставила неизгладимое впечатление и вызвала жгучее желание послушать топовые колонки фирмы. И вот сейчас перед нами полностью активные хай-эндные Adam Tensor Beta


По заявлениям Adam Audio, серия Tensor, появившаяся на свет в 2007 году, представляет собой вершину деятельности фирмы — в ней объединились все инновации и технические наработки, бескомпромиссные материалы и образцовое качество сборки. Подобно младшей линейке Classic, она трактуется как домашняя, а не профессиональная акустика и выпускается в двух модификациях — полуактивной и полностью активной (в первом случае встроенные цифровые усилители работают только с басом). Оба варианта имеют превосходную внешность и корпуса ультимативной конструкции. Adam Audio завоевала заслуженную славу своими студийными мониторами, снабженными ВЧ-излучателями собственной разработки ART — видоизменением Air Motion Transformer, давнего изобретения Оскара Хейла. Обновленная версия этих излучателей X-ART (eXtended Accelerating Ribbon Technology), которая обеспечивает повышение эффективности на 4 дБ и расширяет рабочий диапазон ВЧ-динамика до 50 кГц, была создана специально для Tensor. Потом эти излучатели перебрались и в младшую линейку Classic, и их незаурядную прозрачность и детальность мы оценивали в ходе прослушивания Pencil Mk3. Кроме величественных топовых колонок Alpha, Beta и младших напольников Gamma, в серии Tensor имеются две полочных модели, центральный громкоговоритель и сабвуфер для создания первоклассного домашнего кинотеатра.

Динамики внушительных напольных Tensor Beta работают в 4,5-полосной схеме. Это является ультимативной реализацией идеи, менее масштабное воплощение которой мы уже видели в Pencil Mk3. Один из двух идентичных 11-дюймовых басовиков (второй установлен на задней стенке НЧ-секции, прямо напротив первого) отключается на 60 Гц, а второй продолжает действовать до 120 Гц, где эстафету перехватывает мидбасовый динамик, сделанный из того же излюбленного фирмой Hexacone™. Основа из мета­арамидных волокон придает жесткость и легкость, а двухстороннее покрытие кевларом обеспечивает прочность конструкции. На 800 Гц эстафету у СНЧ-динамика перехватывает среднечастотник, которому, впрочем, тоже не дают развернуться, а дальше, вплоть до впечатляющих 50 кГц, работает верхний твитер. Все динамики используются в областях максимально эффективного функционирования и минимума искажений, с огромным запасом, и отключаются задолго до возникновения потенциальных проблем. Например, по предыдущему тесту мы знаем, что 7-дюймовый СНЧ-излучатель без малейших затруднений может озвучивать полосу от самого нижнего баса вплоть до 2800 кГц, а здесь ему оставили только середину. Аналогично и потенциальная рабочая полоса излучателя Хейла, установленного на СЧ, составляет 400—20 000 Гц, а ведь его площадь в расправленном виде, кстати говоря, эквивалентна площади 7-дюймового динамика. Масса излучателей СЧ и ВЧ равна соответственно 0,7 и 0,17 г, то есть примечательно мала. Каждый динамик управляется своим отдельным усилителем: твитер — пятидесятиваттником класса А/B, разработанным специально для этих излучателей, а все вуферы — мощниками класса D.
Огромные призмы корпусов в роскошном рояльном лаке не цельные, они делятся на две части, и секции ставятся друг на друга через специальные прокладки — три кожаных мешочка с кварцевым песком.

Этот же песок засыпан и между двумя слоями дерева в сами кабинеты. Его можно видеть через три прозрачных окошка с задней стороны верхних отсеков. Для передачи сигналов на кроссовер, установленный в НЧ-секции, используется профессиональный кабель Speakon с восемью контактами, рассчитанный на большие проходящие токи и имеющий надежную изоляцию. Огромный порт фазоинвертора выходит в пол, точнее, в пространство над подставкой. Колонки очень тяжелые и объемные, поэтому при сборке нужны изрядная аккуратность и обязательное присутствие двух человек. Три управляющие панели — Controls, Input Gain и Equalizer — предлагают широкий спектр вариантов адаптации АС под конкретное помещение. В частности, можно существенно менять отдачу СЧ и ВЧ, а также бороться с комнатными модами в диапазоне частот от 20 до 200 Гц.

Tensor Beta любят и умеют создавать объем и масштаб, и у них нет ограничений по частотному диапазону. Бас органа, виолончели и рояля прописан до самых нижних нот на одинаковом уровне, что само по себе примечательно, но, кроме того, разрешение в НЧ-регистре и индивидуальные тембры разных басовых инструментов проявляются с такой детальностью и с такими штрихами, услышать которые, пожалуй, никогда раньше не удавалось. Рояль Эмиля Гилельса, с открытыми струнами, мощными басовитыми переливами, отражениями звука от высоко поднятой крышки и легким рокотом, настолько естественен, что возникает очень редкое и дорогого стоящее ощущение концертного присутствия. А когда начинает играть БСО, это чувство серьезно подкрепляется звуком большого оркестрового барабана — с полным сохранением вибраций огромной мембраны и идеально отмеченными долями. Даже чрезвычайно трудный для воспроизведения диск Российской роговой капеллы с громадными басовитыми рогами, обычно предстающий в виде бесформенного гудящего облака (или, того хуже, набора комнатных резонансов), звучит мощно, мягко и тягуче, и своеобразные инструменты заполняют все пространство комнаты своими густо-фиолетовыми бархатными тембрами.
Как и младший собрат, Beta обладают очень пластичным саундом, и, например, нажатия на педали органа вызывают ассоциации с возникновением фактурных волн и профилей в каком-то эластичном неразрывном материале. Возможно, это следствие чуть продленных послезвучий (у Pencil Mk3 подобный штрих ощущался сильнее и был сделан как бы попроще, у старшей же модели остался только намек на такой характер). Но в любом случае музыка льется цельно и неразрывно, с сохранением высочайшего разрешения, так что фирменные кевларовые структуры, управляемые отдельными усилителями, показывают себя просто отлично.
С другой стороны частотного диапазона все обстоит столь же прекрасно и даже еще лучше. Ясный и чистый, но не льдисто-холодный тембр трубы и мельчайшие детали дыхания музыканта в разных ритмических структурах, как и тонкие взблески тарелок и насыщенная фактура перкуссии, запомнились еще с первого прослушивания колонок с твитерами X-ART. В этот раз и верхняя середина озвучивается по такой же технологии. И достаточно очевидно, что именно этим излучателям во время исполнения записей Вагнера и Шуберта мы обязаны появлением мистического ощущения живого симфонического оркестра в полный рост, без намека на некий раздутый голографический объем (что предполагает определенную эффектную искусственность), а именно с нормальными правильными пропорциями, естественной плотностью и насыщенностью звука. И тембрами — не красивыми и не наполненными (что опять же говорит о толике ненатуральности), а ровно такими, как в жизни. Акустика действительно нейтральна — в истинном и лучшем смысле этого слова.
На старых фонограммах вдруг высвечиваются детали, которые никогда не проявлялись прежде. Удивительно, но становится совершенно ясно, что Дитрих Фишер-Дискау действительно был очень молод и очаровательно старателен, когда первый раз записывал свой шубертовский «Зимний путь», а Мария Каллас, напротив, на склоне своей карьеры не то что не в голосе, а как-то не в настроении. И все это очень ярко сверкнуло сквозь пелену лет и монофонии.
Adam Tensor Beta не принадлежат к классу «волнительных» колонок, которые властно распоряжаются интерпретациями музыкальных записей. Они просто играют музыку во всех деталях, и иногда от неожиданности это даже огорчает. Особенно когда обнаруживаешь у давно любимых исполнителей некие забавные или удручающие штрихи, до того остававшиеся скрытыми. Подобное срывание покровов кажется даже чуть жестоким. Однако затем приходит понимание, что это и есть истинная ценность, найденный священный Грааль аудиофила и меломана. Потому что больше ничто не стоит между слушателем и музыкой.


Результаты измерений

АЧХ (рис. 1) выглядит превосходно, флуктуации в области средних частот не превышают +/-1,3 дБ, колонки демонстрируют отличную диаграмму направленности по горизонтали. Незначительные особенности на средних ВЧ и в басовом регистре легко устранимы встроенным темброблоком. Регулировка чувствительности в области работы излучателей X-ART осуществляется в пределах +/-2 дБ для СЧ и +/-4 дБ для ВЧ (данные на рис. 2 получены при предельных положениях регуляторов). Для повышения эффективности басовой секции можно менять отдачу на +/-12 дБ, а также выбирать частоту с шагом 10 Гц и добротность. Положения ручек регуляторов не всегда соответствуют действительности, поэтому при настройке системы проверяйте результат на слух или по приборам. КНИ при звуковом давлении 90 дБ высоковат в средней середине, но очень мал уже с 500 Гц, и значимый рост наблюдается лишь при существенном увеличении мощности (рис. 3).


Паспортные данные:
Тип – напольные акустические системы | Название – Adam Tensor Beta, активная версия | Частотная характеристика, Гц – 22—50 000 (уровень не указан) | Число полос – 4,5 (НЧ – 28 см; СНЧ – 18,6 см, сотовая структура Номекс с покрытием кевларом Hexacone; СЧ- и ВЧ-излучатели Хейла X-ART; частоты раздела 60, 120, 800, 2800 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Входное сопротивление, кОм – 10 | Встроенные усилители – класс А/В, 50 Вт (твитер), класс D, 2 х 250 Вт (СНЧ/СЧ-секция), класс D, 2 х 500 Вт (НЧ-секция) | Габариты одной колонки, см – 127,7 x 34 x 46 | Масса одной колонки, кг – 77


Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 95%
Эргономика - 85%

Итоговая оценка - 95%


Плюсы: мощный, чистый и прозрачный саунд, полная жанровая универсальность, абсолютная нейтральность
Минусы: неудобные регуляторы под отвертку у встроенных термоблоков, показания не всегда соответствуют действительности


Вывод:
Акустика в стиле «предел мечтаний». Фантастическая прозрачность и детальность не сопровождаются холодностью или резкостью, а общий характер исполнения очень музыкальный и по-настоящему хай-эндный. Для раскрытия потенциала колонок требуется помещение большого размера


Мария Савина


Редакция Hi-Fi.ru