Релизы на CD/LP классической музыки

Wed, 11 May 2022 21:18:41 +0300 Wed, 11 May 2022 21:18:41 +0300

Материал из журнала “Аудиомагазин” N 112

Релизы на CD/LP классической музыки

Материал из журнала “Аудиомагазин” N 112


Guiseppe Verdi

Rigoletto

2 CD, Historische Gesamtaufnahme (221311-303)




В одной из своих передач на радио «Орфей» Алексей Парин рассказал об исторической записи оперы Дж. Верди «Риголетто» с участием Леонарда Уоррена (Риголетто), Эрны Бергер (Джильда) и других замечательных артистов. Я слышал небольшой фрагмент, в котором многоопытный критик с огромным воодушевлением и неподдельным восхищением говорил об этом спектакле. Спустя какое-то время у меня появилась запись, я послушал ее целиком и решил непременно представить читателям «АудиоМагазина».





Сильнейшая в художественном отношении интерпретация оперного шедевра дает представление о том, на каком высочайшем уровне находилась оперная культура в середине прошлого столетия (запись сделана в 1950 году, место не указано). В соответствии с замыслом композитора центральное место в спектакле занимает исполняющий партию Риголетто американский баритон Леонард Уоррен — великий мастер и великий артист, который поет так, словно оставляет на сцене часть своей жизни. Думается, это уровень крупнейших баритонов в истории вокального искусства: Тито Гобби, Павла Лисициана… Их искусство сильно отличается от формально правильного, стандартизированного пения большинства современных вокалистов. Уоррен не делал карьеру, он тратил свое сердце…

В качестве бонуса во второй CD включены записи Леонарда Уоррена 1941—47 годов с ариями из других опер Верди: «Трубадура», «Силы судьбы», «Бала-маскарада», «Отелло» и «Фальстафа». Их звучание, конечно, не отвечает сегодняшним стандартам, но и не воспринимается как ущербное. Не пропустите эту запись феноменально высокого художественного уровня.

Grigory Sokolov

piano

4 CD, Мелодия (MEL CD 10 02078), 2012, 59:49, 68:31, 63:48, 59:09




Когда речь заходит о Григории Соколове — артисте, который жил в одно время с Эмилем Гилельсом, Артуро Бенедетти-Микеланджели, Владимиром Горовицем и другими титанами пианистического искусства, хотя и был их младшим современником, нередко можно слышать слово «гений». Причем так высказываются и музыкальные критики, и меломаны, и коллеги-пианисты. Последний раз на моей памяти гением Соколова назвал Марк-Андре Амлен (читайте в этом номере рецензию на его прочтение фортепианных концертов Й. Гайдна).



Слава пришла к Соколову в 1966 году, после победы на 3-м Международном конкурсе им. Чайковского (тогда ему оказал поддержку Гилельс, председатель жюри; он отозвался о молодом пианисте как о «на удивление гармоничном таланте»).

Четырехдисковый комплект содержит концертные записи советского периода, сделанные главным образом в Ленинграде. Особый интерес представляет исполнение 1-го концерта Чайковского и 2-го концерта Сен-Санса (состоялось в 1966 году, по-видимому, либо во время, либо сразу после конкурса).

Об этом издании мало сказать «еще одна очень хорошая запись». Настоящие образцы искусства Григория Соколова, вне всякого сомнения, часть сокровищницы мирового исполнительства. Здесь нет возможности останавливаться подробно на отдельных интерпретациях. Назову лишь некоторые: Вариации на тему Диабелли Бетховена, этюды соч. 25 Шопена, Фантазия до мажор Шумана, Интермеццо и рапсодии Брамса…

Читателя не должен смущать восторженный тон рецензий, ведь я отбираю в основном действительно лучшее из лучшего.

For His Majesty’s Sagbats and Cornets

CD, Helios (CDH55406), 2013, 71:04




Компакт-диск содержит образцы английской музыки эпохи английских королей Генриха VIII и Карла II в исполнении ансамбля медных духовых инструментов: исторических разновидностей тромбонов и корнетов, а также клавесина, органа и ударных.



История этой музыки восходит к началу XVI столетия, когда принц Уэльский Генрих (будущий король Генрих VIII) учредил ансамбль из корнетов и тромбонов, обязанный сопровождать танцы и играть для монарших особ. Он существовал и при Генрихе VII, и после восшествия на трон в 1616 году его сына, Генриха VIII, которому, вероятно, хотелось послушать музыку в перерывах между расправами над своими многочисленными женами.

Ансамбль His Majesty’s Sagbats and Cornets появился на свет в 1882 году. Он заимствовал имя у «Пяти пьес для тромбонистов и корнетистов его величества» («Five-part things for His Majesty’s Sagbats and Cornets») М. Лока, исполнявшихся, по-видимому, на церемонии коронации и на торжествах в честь короля Карла II в 1661 году. Коллектив принимал участие в проектах Монтеверди-хора Э. Гардинера, BBC Singers, хора кембриджского Тринити-колледжа.

На диске представлены короткие старинные пьесы и танцы. Среди авторов — М. Лок, У. Брейд, Дж. Булл и даже сам Генрих VIII.

Слушать этот альбом — истинное наслаждение. Музыка преисполнена душевной и звуковой экологии.

Marc-Andre Hamelin

Haydn Piano Concertos

CD, Hyperion (CDA67925), 2012, 61:44




В прошлых выпусках журнала я знакомил читателей с «Иберией» И. Альбениса в исполнении Марка-Андре Амлена и его альбомом «Etude», включающим обработки самого пианиста. В последнем Амлен предстает как феноменальный виртуоз.

На YouTube есть ролики с фрагментами того диска с параллельной демонстрацией нотного текста. Смотря и слушая, я отказывался верить, что это способен делать человек из плоти и крови. Никакого, однако, обмана. В репертуаре Амлена есть не одна только виртуозная бравура, но и корневая классика. В каталоге Hyperion (не устаю рекомендовать меломанам диски этого независимого британского лейбла, соединяющего самое высокое музыкальное и звуковое качество) имеется полное собрание фортепианных сонат Й. Гайдна с Амленом. Недавно пианист записал три концерта композитора, из которых наибольшей известностью пользуется Концерт ре мажор, отрывающий программу издания. Здесь, как и всегда, Амлен не стоит рядом с музыкой, а живет внутри нее. Он с острейшей экспрессией преподносит все остроумные ходы старика Гайдна, высвечивает многочисленные изюминки концертов, плетет невообразимо изящные кружева. Настоящее украшение диска — каденции Ванды Ландовской (во 2-й и 3-й частях ре-мажорного концерта) и самого Амлена в концертах фа мажор и соль мажор. Достойным партнером солиста выступает камерный оркестр Les Violons du Roy под управлением Б. Лабарда.

Julia Lezhneva

Il Giardino Armonico. Giovanni Antonini

CD, Decca (4605016712690), 2013, 60:44




Альбом молодой российской сопрано Юлии Лежнёвой, успевшей стать звездой, содержит барочную вокальную классику А. Вивальди, Г. Ф. Генделя, Н. Порпоры, а также образцы венского классицизма В. А. Моцарта.

Программа разбита на четыре части, соответствующие четырем мотетам: «In furore iustissimae irae» Вивальди, «Saeviat tellus inter rigors» Генделя, «In caelo stele clare» Порпоры и знаменитому «Exsultate, jubilate» Моцарта. Этот и другие альбомы выдвинули вокалистку в число специалистов по барочному вокалу. Лежнёва чувствует себя совершенно по-свойски в таком репертуаре, демонстрирует безупречное чувство стиля, выдающую певческую технику и гибкость вокала как в кантилене, так и виртуозных частях (каждый мотет включает технически сложные части Alleluia). Изумляет свобода голоса певицы, которая, кажется, имеет немалый запас на краях диапазона. Ее партнеры — видные специалисты по старой музыке и аутентистские коллективы под управление М. Минковского и — в данном случае — ансамбль Il Giardino Armonico и Дж. Антонини. Если же все-таки сравнивать эту работу с вершинами барочного вокального исполнительства, например работами Чечилии Бартоли или Джойс Дидонато, то пение Лежнёвой может показаться чуточку… ученическим.

Lang Lang, Vadim Repin, Mischa Maisky

Tchaikovsky & Rachmaninov piano trios

CD, Deutsche Grammophon (4605026712638), 2009




Если в ансамбле встречаются музыканты, каждый из которых является выдающимся солистом, то приведение их союза к общему творческому знаменателю можно считать большой удачей.

Совершенно уникально в этом отношении трио в составе китайского пианиста Лан Лана, и двух струнников с российскими корнями: скрипача Вадима Репина и виолончелиста Миши Майского.

Звезды впервые сыграли вместе на фестивале в Вербье (Швейцария). Программа альбома включает Элегическое трио С. Рахманинова (композитор сочинил его, когда ему было всего девятнадцать лет) и Трио ля минор соч. 50 П. Чайковского с обозначением «Памяти великого художника» — этим произведением Чайковский откликнулся на смерть своего друга Н. Рубинштейна, выдающегося музыканта, основателя Московской консерватории.

Диск захватывает с первых секунд, когда в начале Элегического трио из фигураций струнных появляется тема рояля. Интерпретации удивительно органичны, им свойственно редчайшее сегодня исполнительское качество: искренность. В этом темпераментном, горячем музицировании Репин, кажется, уравновешивает бьющие через край эмоции Майского и особенно Лан Лана.

Артем Аватинян

Редакция Hi-Fi.ru