Релизы на CD и виниле (июнь 2010)
Wed, 11 May 2022 21:18:19 +0300 Wed, 11 May 2022 21:18:19 +0300Natalie Merchant
Leave Your Sleep (2010)
Натали Мерчант не пытается соответствовать смыслу своей фамилии. Она из той редкой породы художников, которых, кроме искусства, интересовать могут разве что еще дети и душевный покой. В восемь лет ее родители развелись, мама отнесла на помойку телевизор, и дома звучала только музыка — немного The Beatles, джаз (второй раз мама вышла замуж за джазового музыканта), классика. В 1989 году Натали уверяла журналистов, что Боба Дилана услышала в 18 лет, а телевизора у нее нет до сих пор. Она росла в своем мире, провалившись в кроличью нору, в которой нашлось место группе 10,000 Maniacs (в ней она пела больше десяти лет), вегетарианству, книгам, рисованию, любимому саду и дочери. Ее сольная карьера, если это слово применимо к Мерчант, началась в 1995 году с альбома «Tigerlily», разошедшегося тиражом почти 5 млн экземпляров. Но такие цифры давно в прошлом, а саму Натали, похоже, они вообще ни капли не волнуют. Семь последних лет она перечитывала американских и английских поэтов, и умерших и ныне живущих (Огдена Нэша, Каммингса, Роберта Луиса Стивенсона, Кристину Россетти, Эдварда Лира, Джерарда Мэнли Хопкинса, Роберта Грейвса) и сочиняла на их стихи песни. Так, как умеет, и так, как хочется. Чтобы записать это эпическое, иначе и не скажешь, полотно из 26 номеров под названием «Leave Your Sleep», ей понадобились 130 музыкантов, в списке которых самым неожиданным образом соседствуют The Wynton Marsalis Quintet, Medeski, Martin & Wood, The Klezmatics, музыканты Нью-Йоркского филармонического оркестра, ирландская фолк-группа Lunasa, The Chinese Music Ensemble, студийная группа из Мемфиса (Теннесси) The Memphis Boys, выросшая в Уэльсе, а сейчас обитающая в Нью-Йорке загадочная певица Katell Keineg, калифорнийский девичий дуэт The Ditty Bops, легендарная госпел-группа из Нэшвилла The Fairfield Four и нью-йоркские адепты корневого блюза Hazmat Modine.
В этой музыке практически нет рок-н-ролла, каким многие из нас привыкли его понимать, но именно такая музыка пропитана им насквозь, несмотря на то, что музыкальные стили и жанры переплетаются, как разноцветные нити в старинном ковре. Ковре ручной работы, которому и цену-то вот так сразу не определишь. Новоорлеанский рэгтайм («The Janitor's Boy»), типичная британская поп-психоделия, образца середины 60-х («It Makes A Change»), вызывание духа Боба Марли («Topsyturvey-World»), пыльный пустынный блюз, превращающийся в алкогольный загул в кабаке имени Тома Уэйтса («The Peppery Man»), старинная английская баллада, в стиле раннего Донована («The Sleepy Giant»), нежные балканские мотивы, без цыганской удали и разгильдяйства Кустурицы, но как запоздавшая песня к фильму Майкла Чимино «Врата Рая» («The Dancing Bear»)… Да и чего тут только нет. Но удивительное дело — слушаешь два диска на одном дыхании, два часа пролетают, как одна минута, а потом хочется поставить все сначала. Особенно сразу полюбившиеся «The Man In The Wilderness» или «Maggie And Milly And Molly And May». И кто может запретить мне это сделать?
Записан альбом впечатляюще, и как могло быть по-другому? Неспешный перфекционизм и вдумчивость во всем — от выбора музыкантов до филигранно выполненных сведения и мастеринга. Продюсировала запись, длившуюся почти год, сама Натали Мерчант совместно с венесуэльским композитором Андресом Левином (работал с Дэвидом Бирном и Арто Линдсеем). Звуком заведовал Ник Уолледж, британский звукорежиссер, больше известный по работе в кино («Госфорд Парк», «Гордость и предубеждение», «Искупление»). Сведением занимался легендарный Стивен Розенталь в своей манхэттенской студии The Magic Shop.
К огромному моему сожалению, винила пока нет и не понятно, будет ли. Издание на CD выпущено в двух вариантах — одинарный диск (16 песен) и двойной CD-бокс (26 песен), который укомплектован шикарным 80-страничным буклетом (при официальном скачивании буклет прилагается в виде файла PDF).
Murder By Death
Good Morning, Magpie (2010)
Смерть, виски, дьявол собственной персоной, способный объявить войну жителям забытого жизнью города. Одинокий путник в бесконечной степи, труп врага, переброшенный через круп лошади, — мифология американского Юга, превращаемая в бесконечный саундтрек к мирам Уильяма Фолкнера или, скорее, раннего Кормака Маккарти.
Murder By Death, группа из Блумингтона (штат Индиана), находится в тени Дэвида Юджина Эдвардса и его проектов, что не мешает ей записывать проникновенные и трагичные исповеди о вечном смятении души простого человека. Да, тут территория Джонни Кэша, 16 Horsepower, Ника Кейва и даже Эверласта, но в этой жаркой и пыльной пустыне всем места хватит — выживай, как сможешь. С иронией встречай все превратности судьбы и смертельные козни всякой нечисти — помни, что Хэнк Уильямс умер на сиденье своего «кадиллака», так и не доехав до очередного кабака, где собирался рассказать о чем-то важном. Сделай это за него.
Их музыку причисляют к странному жанру — хонки-тонк готик-кантри. Вот уж не люблю я все эти многоступенчатые определения и, когда вижу рецензии с такими высосанными из пальца прилагательными, всегда хочу спросить у автора — а по существу что скажешь? Однако раз уж сам не удержался от соблазна прилепить такое «умное» определение, придется отвечать. А по существу, эта неспешная и депрессивная музыка заставляет протянуть руку за очередным стаканом, в котором уже налито что-то обжигающее, вытереть пот, сбить пепел сигареты без фильтра в отворот старых джинсов и внимательно всмотреться в постоянно меняющийся горизонт. Там — ничего. Но внутри еще хватает пороху наплевать на такой расклад. Пора в седло, в этом городишке ни одного огня, и только затылком ощущаешь холод невидимого ствола. Вот это по существу. Хо-хо!
Адам Турла, вокалист и гитарист группы Murder By Death, в 2009 году взял палатку, удочку, записную книжку и удрал в теннесийские горы. Несколько недель, оставаясь наедине с собой, он писал песни и отвлекался лишь для того, чтобы приготовить еду. «Я просыпался утром, иногда ловил рыбу, а потом мог писать семь часов подряд, — вспоминает Адам, — готовил себе обед, и опять писал, пока темнота не поглощала все вокруг. Это был удивительный отрезок моей жизни, когда не нужно было ни с кем говорить или отвечать на звонки». Еще одну песню написала виолончелистка группы Сара Больетт — «Kentucky Bourbon», где она удачно обыграла свою фамилию и название известного бурбона Bulleit.
Получился цельный и впечатляюще выстроенный композиционно набор из одиннадцати песен, которые позже группа записала на Farm Fresh Studios в родном Блумингтоне. Шесть недель репетиций и записи поставили перед нелегким выбором — на ленте было по несколько вариантов каждой песни. Но благодаря проверенному методу, а именно все тому же бурбону, лишнее было убрано — вернее, утонуло на дне стакана. Альбом, сведенный обладательницей трех премий «Грэмми» Триной Шумейкер (работавшей, кроме прочих, с Queens of the Stone Age и Шерил Кроу), звучит, как говорится, без сучка и задоринки.
Помимо CD альбом выпущен и в традиционном формате 60—70-х. Да и кто бы сомневался, что сегодня такая музыка обязательно должна быть и в таком виде? Если денег в обрез, то можно ограничиться обычным вариантом. Но если вы готовы потратить 33 доллара, то советую сразу покупать лимитированное издание на 200-граммовом сером (оливковом) виниле, с тисненным альбомным конвертом и шикарным 12-страничным буклетом. В комплект входят большой плакат, стикер и настоящее черное воронье перо. Кстати, первый тысячный тираж был распродан всего за неделю. Лейбл Tent Show Records срочно готовит повторный тираж. У меня лишь один вопрос: где столько перьев возьмут?
Holly Miranda
The Magician's Private Library (2010)
Изобретательно эстетский альбом, и вроде бы все на месте — мелодии и изысканные аранжировки, однако не трогает. Холодно, очень холодно, еще холоднее. Замерзнуть можно от фригидности таких женщин, честное слово. Зря Миранда связалась с Дейвом Сайтеком из TV On The Radio, который, собственно, и продюсировал альбом, — он явным образом навязал свою яркую, но бездушную идеологию, оторванную от действительности, исключающую малейшие проявления человечности и душевной теплоты. В этой странной смеси Cocteau Twins и TVOTR, расшитой изысканными нитями бруклинских нарциссов, сосредоточенных исключительно на разглядывании себя в зеркале в богато инкрустированной раме с потемневшим золотом, нет места реальному миру. И не должно быть. Им там виднее, имеют право. А мы имеем право не слишком доверять такой музыке, несмотря даже на то, что сделана она, конечно, на самом высоком уровне.
Это первый официально выпущенный полноценный альбом Холли Миранды, сингер-сонграйтера из Бруклина, ранее отметившейся в группе The Jealous Girlfriends. Звучит он под стать музыке — красивая, но пластиковая игрушка. Такое впечатление, что записью руководил не человек, а одно из творений Стива Джобса, точно и безошибочно просчитывающее все ходы и приемы. Найти какую-либо разницу между звуком на CD и виниле мои уши оказались неспособны.
Альбом издан на двойном виниле (музыка записана на трех сторонах). В комплект входит купон для цифрового скачивания и гравюра. Но на полку, даже несмотря на все изыски, я эту пластинку вряд ли поставлю.
Альбом предоставлен для прослушивания компанией «Союз».
Nazareth
The Newz (2008)
В том, что Nazareth выпустили очередной альбом, да еще и в 2008 году, ново(Z)ти особой нет. Даже если бы наш президент подписал указ о присвоении Дэну Маккафферти и тому, что сейчас называется Nazareth, звания народного артиста России, это тоже, думаю, ни у кого удивления не вызвало бы. Кстати, давно пора. А вот того, что альбом окажется действительно хорошим, чего не случалось уже лет двадцать, вот этого не ожидал, похоже, никто. Выйди «The Newz» в 1980 году, неистовые поклонники коллектива морщили бы недовольно лоб, мол, исписались парни, не то уже. А в 2008 году — ух ты! Как в старые времена! Ну, и прочие сопли.
Скажу больше, сам я уже много лет не слушал Nazareth, даже самые лучшие записи — пусть их музыка остается щекочущими детскими воспоминаниями. Но вот попалась мне в руки эта пластинка, и не выдержал, поставил на иглу — и получил удовольствие. Будь альбом на треть короче — действительно, было бы как в старые времена. Взять ту же «Goin' Loco»: на «Hair of the Dog», возможно, ей бы место и не нашлось, а на «Play 'n' the Game» — запросто.
Да и записан альбом очень прилично. Пусть и цифра, однако звук плотный, с хорошим басом. Партии гитары все детализированы до последней ноты, но напористые и действительно тяжелые. Ничто откровенно не режет слух, а это уже немало. Конечно, тут же, под впечатлением услышанного, поставив немецкое издание «Hair of the Dog» конца 70-х, я немедленно ощутил невероятную пропасть между тем звуком и сегодняшним. Но это уже из разряда «когда трава была зеленее». Записывался альбом в Швейцарии, а продюсером выступил 27-летний на тот момент Ян Руйе (Yann Rouiller), никаких особых заслуг перед рок-н-роллом не имеющий. Просто ему повезло быть знакомым со старым приятелем группы Nazareth Питом Кларком, который и затащил их всех в Швейцарию. Похоже, довольны остались все, даже слушатели.
Выпущен релиз на двойном виниле. Конверт альбомный (больше всего претензий у меня к дизайну: я все понимаю, но на оформлении, тем более удачной пластинки, экономить не стоит). И на полку поставлю. Пусть будет — для таких дисков места не жаль.
Альбом предоставлен для прослушивания компанией «Союз».
Gil Scott-Heron
I'm New Here (2010)
Скотт-Херона хип-хоп-культура нагло присвоила себе. Да, он использует семплы Кэнье Уэста, ну и что? Серьезные парни, которыми мы, безусловно, являемся, в курсе, что это еще ничего не значит. Его называли крестным отцом рэп-музыки и одновременно «черным Бобом Диланом», хотя сам Джил позволял себе резко критиковать рэп-музыкантов: «Им нужно учиться музыке. Есть большая разница между наложением случайных текстов на какую-то музыку и смешиванием правильных слов с самой музыкой. Очень сложно понять, что они хотят сказать, видна лишь поза».
Джил Скотт-Херон, автор программных книг «Стервятник» и «Фабрика ниггеров» и более чем двух десятков альбомов (первый вышел в 1970 году), концептуалист и частый гость тюрьмы (за хранение кокаина), выиграв очередной позиционный бой с наркотиками, после длительного перерыва записал новый альбом. Ему все еще есть что сказать.
На этой пластинки нет ставших уже привычных для него ритмичных фанковых структур и неосоул-мелодий. Я вполне готов согласиться с Нилом Маккормаком, давшим крайне точное определение: «Такое впечатление, что Massive Attack решили поджемовать с Робертом Джонсоном и Алленом Гинзбергом». Я бы многое отдал за то, чтобы побывать на таком джеме. Но для начала готов в который раз переслушать этот альбом Джила. Возможно, этот трюк удался ему лучше, кто может сказать что-то более определенное?
По духу пластинку «I'm New Here» можно сравнить с записями Джонни Кэша и Рика Рубина времен «American Recordings» — аскетичный звуковой минимализм и пугающая глубина. Хотя, конечно, по форме тут мало общего с последними работами Кэша. Скотт-Херон наговаривает свои тексты, как всегда очень точные и завораживающие многоуровневым смыслом. Проникновенно препарирует знаменитый блюз Роберта Джонсона «Me and the Devil» и основательно переработанную песню Джона Ли Хукера «New York Is Killing Me», в которой на грани душевного срыва просит вернуть его обратно в теннесийский Джексон (где прошло его детство), потому что «Нью-Йорк убивает его».
Звук, несмотря на умышленные минимализм и сдержанность, все же дышит и мгновенно заполняет пространство — высококлассная работа продюсера Ричарда Рассела (он же глава издающей компании XL Recordings). Настоящее торжество современного подхода в звукозаписи — корректное смешение компьютерных технологий, доисторических синтезаторов и грязных архаичных аналоговых звуков.
Издан альбом на CD. Выпущены и два виниловых варианта — на одинарном диске и двойном (180-граммовом), где записаны треки, не вошедшие в основной набор, а также новые версии классических номеров Джила «Winter In America» и «Home Is Where The Hatred Is». Альбомный конверт сделан из жесткого картона, в комплекте есть фотографии музыканта и вставки.
Альбом предоставлен для прослушивания компанией «Союз».
Johnny Hallyday
Le Coeur d'un homme (2007)
Стыдно признаться, но Джонни Холлидея я открыл для себя не так давно. Случайно увидел фильм «Человек с поезда» («L'homme du train») и крепко влюбился в этого мужика. Нет, не в том смысле, о чем вы подумали, тут не место для всяких скабрезностей. Но этот образ настоящего парня, если можно так сказать, запал мне в душу. Все мы кем-то себя воображаем, правда же? Если бы меня позвали, если бы доверили, если бы хватило таланта — это была бы моя роль. Почему бы и нет?
Попав в Канны, я первым делом пошел в единственный на весь городишко музыкальный магазин и скупил все диски Джонни, хотя, доложу вам, удовольствие это во Франции не дешевое. А он там подлинная звезда. Легенда. Его диски на полках распродажи не встретишь.
И вот недавно мне попалась в руки коробка с альбомом «Le C?ur d'un homme» — три 10-дюймовые пластинки и роскошный 24-страничный буклет. Отличные фотографии, тексты песен, любовно выполненный мастеринг. Достойное издание достойного настоящего уважения мужика.
Традиционный блюз и французский язык сосуществуют на этом альбоме органично («Chavirer les foules» или «Etre un homme»), и вряд ли даже самые отъявленные адепты англоязычной музыки смогут предъявить претензии. Ну а для тех, кому английского хочется, на закуску песня «I Am the Blues», созданная к тому же вместе с Боно. Исполнено и записано все безупречно. Так что неудивительно, что во Франции пластинка получила статус дважды платиновой.
Записан альбом в знаменитой калифорнийской Ocean Studio (Burbank), в которой немало времени провели и такие артисты, как Закк Уайлд, Чэд Смит, Стиви Никс… Да и вообще, список огромный, разве всех перечислишь? Просто я хочу сказать, что закон «хочешь иметь отличный звук, записывайся в отличной студии» еще никто не отменял. Впрочем, в нашей стране этот закон не действует. Что нам Джонни Холлидей? У нас свои герои со своим так называемым звуком и песнями.
Альбом предоставлен для прослушивания компанией «ФГ Никитин», официальным представителем Warner в России.
Yes
Time And A Word (1970)
Второй и лучший альбом группы Yes доуэйкмановского периода (еще с Питером Бэнксом). Найти сейчас английский оригинал в отличном состоянии сложно и дорого, а тут невероятно активная Friday Music спешит обрадовать меломанов «аудиофильским 180-граммовым изданием». Ну, или тем, что в народе называется «новодел». Но новодел новоделу рознь, это многие знают на собственном горьком опыте — не зря половина из нас, стиснув зубы, все же продолжает копить на первые прессы. Жизнь научила.
Рекламный текст на сайте издающего лейбла утверждает, что новый мастеринг выполнен Джо Ригосо (Joe Reagoso) в Friday Music Studios и на Capitol Records, где в деле уже участвовал Рон Макмастер (Ron McMaster). Как исходный материал, использовались оригинальные ленты, сохранившиеся на студии Atlantic Records. О том, был ли процесс ремастеринга аналоговым, чего обычно с замиранием сердца ждут виниловые маньяки, или цифровым, текст аккуратно умалчивает. И понятно почему.
С первых же нот лично меня не то чтобы постигло разочарование, однако настроение явно испортилось. Нет, парни, так с нами поступать нельзя. Вот купит такую пластинку новичок, который никогда не имел возможности услышать оригинал, пусть даже и американский, и поди потом доказывай ему, что ничего лучше и теплее винилового звука в мире быть не может. Ладно, шучу. Я давно в таких спорах не участвую. Но и спокойно проглатывать очередные обещания маркетологов не собираюсь — уши еще на месте. Тем более когда все настолько очевидно — цифра так и прет, не спасает даже полностью ламповый тракт. Можно, конечно, усомниться в моей аппаратуре, но вот ведь какая штука: поставив на иглу первый пресс на так называемом «сливовом» Atlantic, мгновенно ощущаешь разницу. Опустим даже тот факт, что оригинал звучит заметно громче. Но что делать с неприятными верхами новодела, превращающими оркестр в дешевую китайскую игрушку и звучащими будто из пластикового бумбокса? А бас, куда можно было деть бас? Ведь он был, и это опять-таки зафиксировано на старой английской пластинке. Уж не знаю, в каком состоянии пролежавшие сорок лет где-то в хранилищах студии Atlantic оригинальные ленты достались парням из Friday, но что-то явно пошло не так.
Джо Ригосо, мягко говоря, не новичок в этом бизнесе — на его счету огромное количество ремастированных записей многолетней давности, и часто хорошо ремастированных. Он, кстати, и на Atlantic работал и, возможно, даже знал, на какой именно полке лежит коробочка с этими пленками. Но что помешало сделать релиз достойно, прошлое промоушен-менеджера?
Да и Рона Макмастера в непрофессионализме заподозрить сложно. Хотя его почему-то не очень любят поклонники джаза и предпочитают покупать ремастированные записи лейбла Blue Note в серии RVG remasters, избегая творений Макмастера. Странно, почему?
Наконец, еще один штрих к картине маслом. В том же рекламном тексте указано, что пластинка впервые в США выпущена с оригинальным английским дизайном, и это правда, раньше в Америке альбом выходил со своим вариантом оформления — с фото группы, на котором вместо Бэнкса красуется новобранец Стив Хоу, не сыгравший здесь ни одной ноты. А еще нам сообщают, что конверт альбомный. Но, держа пластинку в руках, смело могу сказать — а вот это неправда. Обычный одинарный конверт, хотя и из плотного картона.
Нет, что-то явно пошло не так при продюсировании этого релиза. Уж больно его звук похож на атлантиковский CD-ремастер 1994 года. Или, может, и тут Эйяфьятлайокудль виноват?
Альбом предоставлен для прослушивания компанией «Союз».
Валерий Постернак