Чего хочет потребитель

Wed, 11 May 2022 21:16:50 +0300 Wed, 11 May 2022 21:16:50 +0300

Выбираем магазин

Чего хочет потребитель. Выбираем магазин


В рамках проекта «Чего хочет потребитель» мы решили отдельно осветить тему выбора магазина для покупки электроники. Такой материал избавит авторов от необходимости повторения одних и тех же советов в каждой последующей статье.



Не нужно будет периодически писать фразы типа «это относится лишь к моделям последних лет выпуска», «товар технически сложный и дорогой – обратите внимание на гарантийные обязательства продавца», «проверьте сетевое напряжение прибора и наличие переходника». Правильная торговая точка безупречно соблюдает требования Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» со всеми последующими изменениями и дополнениями. Весь товар здесь должным образом сертифицирован, за счет большого оборота относится к самым свежим линейкам и поддерживается фирменной гарантией изготовителя.



Однако, если начать задавать знакомым вопрос, где они планируют купить микроволновую печку либо мобильный телефон, в четырех случаях из пяти ответ предсказуем — там, где товар стоит дешевле. Особых проблем в поисках «выгодных» предложений не возникает, достаточно зайти на популярный сайт https://market.yandex.ru/, заполнить поисковую строку и включить сортировку цен по возрастанию, после чего искомый результат появится в течение доли секунды. А теперь спросим себя, как в ценах на один и тот же гаджет может образоваться существенная разница. Реализация серийно выпускаемой электроники и бытовой техники в большинстве случаев производится по рекомендованным производителем розничным ценам. «Разбег» в ее стоимости у цивилизованных продавцов обычно не превышает 5%. У магазина, который продает современный товар даже на 10% дешевле средней (читай — рекомендованной) цены, не лишне поинтересоваться, откуда пришла поставка? Если это не распродажа уходящих коллекций при переходе на свежий каталог, ответ очевиден: ноутбук или фотокамера могут оказаться «серыми», а недорогие наушники и аксессуары и вовсе поддельными. В течение гарантийного срока обслуживание таких изделий будет осуществляться в собственном сервисном центре продавца, дальнейшая участь аппаратуры непредсказуема. Вполне вероятно, что небогатый, но технически и юридически подготовленный человек и согласится ради экономии на все сопутствующие такой покупке риски, но «соседке по подъезду» экспериментировать с ценовым демпингом мы бы не советовали.



Какие критерии выбора магазина наша редакция готова предложить читателям на основании собственного опыта? На первое место стоит поставить максимально широкий ассортимент товара в торговой точке. Здесь нужно особо подчеркнуть, что речь идет о реально доступном товаре, который присутствует на складе. Многие, а на самом деле большинство интернет-магазинов имеют гигантские прайс-листы. Покупатель тратит время, изучая ассортимент, выбирая модель и оформляя заказ. А потом ему перезванивает сотрудник и сообщает, что вот именно сейчас именно этого товара нет в наличии, после чего начинает предлагать «аналог». Расчет прост — кто-то не захочет повторять процедуру в другом месте и согласится на замену. Разумеется, от ошибок при обновлении обширного каталога не застрахованы даже вполне респектабельные фирмы, но это повод насторожиться.



Далее, в крупных городах магазин должен помимо виртуального представительства иметь еще и физическую площадку для торговли. Это удобно по многим причинам: можно самому забрать товар, сэкономив на доставке, плюс оценить потенциал компании (наличие в одном месте всех служб – консультация, продажа, отдел претензий и возврата, доставка). Не забудем и про чисто психологический момент, когда многим проще решать потенциальные проблемы при личном общении со специалистами, а не по телефону. Хорошо, если у продавца имеется собственная служба доставки покупок. Как показывает практика, оперативная и хорошо организованная доставка товара есть только у стабильных, крупных и уважающих себя и клиента фирм.



Дополнительным плюсом для любого магазина является продуманный сайт с отлаженной системой поиска продуктов, то есть с большим количеством фильтров по характеристикам. Наличие на портале отзывов покупателей приветствуется. Об отзывах пользователей стоит поговорить отдельно. Они могут размещаться и непосредственно на сайтах продавцов, и собираться поисковыми ресурсами. Вам приходили по электронной почте коммерческие предложения поддержать любой продукт лавиной положительных отзывов? Мы их получаем от безымянных горе-маркетологов достаточно регулярно. Поэтому сейчас поговорим об отрицательных отзывах. Их авторов стоит разделить на две группы: недовольные продуктом и недовольные работой магазинов. На рецензии первого типа имеет смысл обращать внимание еще на стадии выбора модели. Во втором случае можно простить продавцу какие-то мелкие недочеты в работе вроде опоздания курьера или отсутствия у него сдачи. А вот что однозначно отправляет коммерсантов в черный список, так это неоднократные жалобы клиентов на вскрытые упаковки и признаки ремонта и эксплуатации реализуемого оборудования.



В заключение еще несколько слов о маркетинге. Многие и мелкие, и крупные игроки рынка потребительской электроники привлекают покупателей различными акциями. Речь идет о рекламных кампаниях типа «найдете дешевле — вернем разницу», «купите два товара — третий бесплатно», «купоны на следующую покупку» и так далее. В первом случае вам предложат поискать нужный товар у представителей «официального списка конкурентов», которые, как мы уже знаем, придерживаются ценовых рекомендаций изготовителя. Ну а нужен ли в комплект к дорогому телевизору и ноутбуку электрический чайник и как правильно применить купоны — решайте сами. Только не забывайте внимательно читать условия акций, которые при пристальном изучении могут утратить свою привлекательность.

Федор Обловацкий, Денис Репин

Редакция Hi-Fi.ru