Рынок потребительской электроники: взгляд изнутри

Wed, 11 May 2022 21:16:45 +0300 Wed, 11 May 2022 21:16:45 +0300

Рынок потребительской электроники: взгляд изнутри





Специалисты компании «М.Видео» подготовили обширный доклад о ситуации на рынке потребительской электроники и бытовой техники в первом полугодии 2015 года. На данный момент федеральная сеть включает 364 гипермаркета в 157 городах России, охватывая 15% рынка, и на основании ее статистики можно судить о ситуации по стране в целом. Из этого многостраничного документа мы выбрали информацию о главных трендах индустрии и положении дел в наиболее интересных рыночных сегментах.

Факты и тренды

Турбулентность начала текущего года уже в феврале-марте сменилась относительной стабилизацией всего рынка электроники. Несмотря на общие негативные прогнозы, снижение оказалось не таким масштабным даже в тех направлениях, где был наиболее заметен эффект отложенных покупок — в сегментах крупной бытовой техники, телевизоров.



При этом очень сильное влияние на продажи в первые месяцы года оказало и отсутствие полноценного потребительского кредитования. Со стабилизацией ситуации на рынок вернулись беспроцентные рассрочки и кредитные программы — уже к июню продажи в кредит были выше, чем в среднем в 2014 году. Одним из основных трендов периода является существенный прирост продаж смартфонов, причем рост наблюдается во всех категориях, что явилось следствием пересмотра цен в весенние месяцы. В «М.Видео» впервые смартфоны стали одним из 5 ключевых направлений — в некоторые месяцы их продажи даже превышали продажи телевизоров. Ожидается, что и во втором полугодии, в связи с выходом ключевых новинок у ведущих брендов, смартфоны останутся драйверами роста продаж. Покупатели продолжают обращать значительное внимание на бренд: для них покупка мобильной техники в текущих условиях остается важной возможностью инвестиции и сохранения средств. В связи с этой тенденцией, под ударом оказываются производители второго эшелона, а волатильность курса рубля и изменение настроений могут ограничить спрос в первую очередь в бюджетном сегменте.



Смартфоны

В первом полугодии 2015 года рынок смартфонов и мобильных телефонов показал рост на 2% в денежном выражении и снижение на 14% в штуках. Единственной растущей группой в данной категории стали гаджеты 4G. Этому способствовало постепенное снижение средней цены и расширение линейки смартфонов 4G на платформах Android и Windows.



Среди ценовых категорий смартфонов растет группа от 5 000 до 10 000 руб., где представлены В-бренды, и премиальный сегмент дороже 25 000 руб, причем у ритейлера доля премиального сегмента оказалась в 2 раза выше рыночной (в денежном выражении). Повсеместное проникновение Интернета и выгодные онлайн-предложения способствуют постепенному переходу покупателей в Глобальную паутину. В первой половине года доля продаж смартфонов через Интернет увеличилась на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Наушники и аксессуары

В отчетный период рынок наушников продолжил свой рост, отмечена тенденция увеличения спроса на модели с адаптером Bluetooth и продукты категории LifeStyle. Беспроводные устройства гораздо удобнее использовать в повседневной жизни, при занятиях спортом и в путешествиях. Каталог Bluetooth-наушников активно пополняется различными гаджетами как А-брендов, таких как Beats, Sony, Philips, так и разнообразными яркими и доступными по цене продуктами от В-брендов. Любой покупатель сможет найти наушники по своему достатку и вкусу. Ценовые предложения — от 1 900 до 30 000 руб. и выше. Тренд на здоровый образ жизни, сформировавшийся в Европе и Америке, получает свое развитие и в России.



Растет потребность в специализированных гаджетах, таких как спортивные наушники, которые отличаются комфортом и обладают специальными свойствами — от влагозащищенных амбушюр до встроенных шагомеров и кардиодатчиков. Лидерами продаж на рынке наушников остаются компании Sony, Philips и Sennheiser, но также заметен рост влияния марки Beats. Основной категорией среди смарт-гаджетов, с точки зрения объемов продаж, являются фитнес-браслеты. Сегмент растет взрывными темпами, а известные бренды уже несколько раз обновили свои линейки. Лидером остается фирма Jawbone, на решения которой приходится более 70% продаж всех моделей носимых аксессуаров. Тем не менее, крупные вендоры, такие как Samsung и Sony, не планируют оставлять категорию и нацелены наращивать свою долю, в том числе за счет выхода новинок. В первом полугодии на рынке произошел взрыв продаж селфи-палок (моноподов), быстро превратившихся в один из самых популярных аксессуаров.

Планшеты и ноутбуки

В первом полугодии рынок планшетов сократился как в денежном, так и в штучном выражении. На снижение продаж повлияла не только экономическая ситуация, но и снижение активности мобильных операторов, которые гораздо меньше продвигали недорогие устройства с контрактами.



В высоком ценовом сегменте сохранилось традиционное лидерство iPad, несмотря на существенное поднятие цен. Лидером по росту стала фирма Lenovo, увеличившая свою долю рынка в 2 раза в денежном и штучном выражении. По техническим характеристикам планшеты Lenovo находятся на уровне изделий традиционных лидеров, а товарная линейка изготовителя максимально сбалансирована. Рынок ноутбуков продолжил свое падение: не последнюю роль в этом сыграл потребительский ажиотаж конца 2014 года, когда на фоне курсовых колебаний активно скупалась любая электроника. Покупательский интерес сместился в сторону недорогих машин с процессором Celeron, чья доля в денежном выражении выросла практически в 2 раза. Лидирующую позицию на российском рынке занимает компания Lenovo, ноутбуки которой широко представлены во всех ценовых категориях, включая наиболее востребованный бюджетный. HP и Apple также смогли нарастить свои доли.

Фотокамеры

Рынок фототехники в первом полугодии сократился на 39% в денежном выражении. Ситуацию не смог выправить даже традиционно высокий для камер летний период — падение в июне составило более 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В наибольшей степени снизились продажи зеркальных камер.



Компактные фотокамеры частично замещаются камерафонами, с помощью которых можно не только делать фотографии, но и сразу же делиться ими в социальных сетях. Меньший спад произошел в сегменте системных камер. Основной причиной этого стал переход части потребителей с зеркальных фотоаппаратов на системные. По функциональному потенциалу современные модели практически не уступают зеркальным камерам, а весят существенно меньше. Стоит отметить рост премиального сегмента во всех категориях фотоаппаратов. Наиболее явно тренд прослеживается в компактных и системных аппаратах, где доля премиального сегмента относительно прошлого года выросла в 2 раза.

Телевизоры

В первом полугодии рынок телевизоров ощутил последствия ажиотажного спроса конца 2014 года. Нередко люди импульсивно совершали запланированные на будущее покупки, торопясь инвестировать денежные средства. Тем не менее, еще много категорий данной техники вызывают интерес потребителей: продажи UHD-телевизоров продолжают расти. Доля таких дисплеев в моменте достигала 12% рынка в денежном выражении (с 3% в 2014 году). В ближайшей перспективе будет наблюдаться дальнейшая интеграция ТВ со смартфонами, планшетами, смарт-часами и другими гаджетами. Телевизор станет центром управления «умным» домом с возможностью дистанционного управления всеми устройствами пользователя, в нем будут синхронизироваться и наглядно представлять все данные. Этому способствует запуск оборудования Smart TV на платформе Android с полной интеграцией в экосистему Google Play.



Федор Обловацкий по материалам «М.Видео»


Редакция Hi-Fi.ru