Время перемен

Wed, 11 May 2022 21:12:05 +0300 Wed, 11 May 2022 21:12:05 +0300

Рынок потребительской электроники в 2015 году

Время перемен


Рынок потребительской электроники в 2015 году




Очередной аналитический обзор компании «М.Видео» посвящен итогам ее работы на отечественном рынке потребительской электроники и бытовой техники в 2015 году. Обнародованный в конце апреля отчет рассказывает о положении дел как в самой федеральной сети, которая насчитывает 378 магазинов, открытых в 161 городе России, так и в целом по стране. Из всего многостраничного документа мы выбрали информацию о реалиях и перспективах наиболее интересных рыночных сегментов.



В конце 2014 года на рынке произошел невероятный всплеск спроса, спровоцированный желанием многих наших сограждан инвестировать свои рублевые накопления в хоть какие-то материальные ценности. Начало 2015 года вызывало у коммерсантов оправданные опасения. Тем не менее, в первом полугодии ситуация стабилизировалась, хотя негативные тенденции к сужению рынка и сокращению объемов продаж в ряде товарных категорий сохранились.



Рынок смартфонов достаточно устойчиво отреагировал на экономический спад, показав незначительное снижение продаж в штуках и рост в денежном выражении на 9%. Отчетливо проявила себя тенденция к расширению функционального потенциала аппаратов: в общих продажах увеличилась доля моделей LTE и гаджетов со слотами для двух и более сим-карт. Крупнейшим продавцом смартфонов в России в штучном выражении оказалась компания Samsung, а в число лидеров вошли Apple, Lenovo и Alcatel. Продажи смартфонов в «М.Видео» выросли на 7,5% в штуках и на 51% в денежном выражении, что позволило сети заметно увеличить долю на рынке. Сильным генератором выручки стали аппараты LTE, составившие более 45% всех продаж в штучном выражении. Высокий спрос на них объясняется появлением большого количества бюджетных вариантов с поддержкой сетей 4G.



Параллельно с развитием рынка смартфонов происходит и активный рост рынка смарт-устройств, которые легко с ними синхронизируются. Наиболее динамичная и популярная категория здесь — смарт-браслеты и фитнес-трекеры, часто претендующие на роль модных высокотехнологичных подарков. Смарт-браслет – это стильный аксессуар и личный помощник, способный считать шаги и потраченные калории, измерять пройденное расстояние, отслеживать фазы сна владельца. Лидером рынка остается марка Jawbone, на которую приходится до 70% продаж. Конкуренцию ей составляют Sony с устройствами SmartBand и B-бренды, чья продукция отличается меньшей ценой, но и меньшим функциональным потенциалом. Также 2015 год можно назвать стартовым для продвижения в массовую продажу очков виртуальной реальности (VR).



Мода на здоровый образ жизни стимулирует спрос на спортивные аксессуары, к которым можно отнести и наушники. Производители активно разрабатывают и продвигают модели для активного отдыха самых разных форматов — от классических проводных и беспроводных до специальных повязок и очков со встроенными динамиками. Растет популярность коллекций гаджетов от известных людей — спортсменов и музыкантов. Так, головные телефоны ROC by Monster, в создании которых принял участие Криштиану Рональду, представлены в «М.Видео» эксклюзивно. Лидерами рынка, как и в 2014 году, остаются Sony, Philips и Sennheiser. Заметен рост в сегменте наушников В-брендов, порой предлагающих уникальные решения.



Положительную динамику на рынке демонстрируют аудиосистемы, готовые воспроизводить музыку с любых мобильных устройств. Также сохраняется устойчивый интерес покупателей к аппаратуре Midi, для которой характерны высокая выходная мощность и максимальное функциональное оснащение. Ведущими игроками на рынке домашних музыкальных центров остаются фирмы Sony и LG, чья совокупная доля в 2015 году приблизилась к 70%.



В 2015 году рынок ноутбуков продолжил следовать тенденциям последних нескольких лет, когда объемы продаж падали, а покупатели переключались на другие продукты либо откладывали покупки. На таком фоне очень позитивный результат показали игровые модели — данный сегмент не только не упал, но и немного вырос. И можно ожидать, что в 2016 году именно игровые ноутбуки, десктопы и мониторы продемонстрируют необходимую стабильность. Наиболее заметны на рынке игровых машин марки ASUS и MSI, однако и конкуренты стараются не отставать от лидеров, анонсируя на профильных выставках крайне интересные линейки. Вполне стабилен сегмент дорогих ноутбуков для работы, что заметно по росту доли персоналок Apple. В остальном спрос ожидаемо сместился в сторону более простых лэптопов на базе процессоров Celeron. Текущая цена ноутбуков с чипом Celeron примерно равна старым ценам на устройства с Intel Core i3.



В целом рынок планшетов сокращался в течение 2015 года как в денежном (–31%), так и в штучном выражении (–30%). Несмотря на общее снижение, продажи в «М.Видео» в штучном выражении выросли год к году почти на 17%, а доля компании достигла 14%, что позволило ей укрепить свои позиции в сегменте. Наибольшим спросом пользовались планшеты диагональю 7 дюймов, категория 8-дюймовых устройств показала рост за счет появления большого числа моделей с удачным соотношением цены и характеристик. Лидером по росту доли стала фирма Lenovo, продемонстрировавшая подъем в 1,5–2 раза как в денежном, так и в штучном выражении.



Спад на рынке домашних игровых консолей на 40% в штучном выражении связан с целым рядом факторов, одним из которых является сложная экономическая обстановка в стране, спровоцировавшая значительный рост цен. В 2015 году средний ценник на приставки вырос на 33% до 21 000 руб. Также на ситуации сказалось и определенное насыщение рынка. Последнее поколение консолей было представлено несколько лет назад (2014-й — Xbox One, 2013-й — PS4). За прошедшее время большинство геймеров успели приобрести оборудование, сейчас же они пополняют коллекцию игр и докупают необходимые аксессуары. Недавние новости от производителей подогревают интерес к индустрии: геймеры находятся в предвкушении новой эпохи видеоигр, ознаменованной началом продаж шлема виртуальной реальности PlayStation VR. Запуск устройства намечен изготовителем на октябрь 2016 года. Компания Microsoft также держит аудиторию в напряжении, неторопливо раскрывая подробности запланированной синергии игровых платформ Windows 10 и Xbox.



Если раньше рынок игровой периферии был сконцентрирован на A-брендах, среди которых выделялись Razer и Logitech, то к концу 2015 года марка A4 Tech уверенно заняла лидирующую позицию во всех его сегментах. На A4 Tech приходится 45% от всех продаж игровых аксессуаров в «М.Видео». Отдельно стоит выделить и изменение структуры спроса в некоторых категориях. Среди клавиатур спрос сместился в сторону более продвинутых моделей с подсветкой (например, A4 Tech B120). Появились гибридные девайсы, в которых частично используются механические кнопки, хотя сама клавиатура мембранная (A4 Tech B314). Среди мышек заметен тренд на появление моделей, меняющих цвет подсветки (A4 Tech A7 и A90). Также стоит отметить, что стремительный рост категории игровых гарнитур практически сравнял их продажи с объемом рынка игровых мышек (в денежном выражении). Это связано с тем, что средняя цена таких наушников с микрофоном значительно увеличилась, но потребители готовы платить за качество звука и комфорт при эксплуатации.



Одной из главных тенденций в торговле фототехникой стало сокращение продаж при переориентации покупателей на более дорогую, премиальную продукцию. «М.Видео» рапортует об укреплении своих позиций на этом рынке во всех его товарных категориях и во всех регионах присутствия. В 2015 году доля премиального сегмента в продажах сети составила 20% в компактных камерах и 17% в зеркальных камерах. Фотографии, сделанные с помощью таких аппаратов, демонстрируют потребителям реальные преимущества специализированного оборудования перед смартфонами и планшетами. Камеры для активного отдыха (противоударные, влагозащищенные) также показывают динамику лучше, чем категория в целом. В 2015 году рынок оптики сократился в схожих с рынком фотокамер пропорциях. Но в структуре продаж увеличилась доля объективов для системных камер: и в компании, и на рынке в целом она выросла почти в 2 раза. Конец 2015 года ознаменовался завоеванием «М.Видео» 24% российского рынка фототехники, становящегося все более консолидированным.



Категория экшн-камер показала рост как в денежном, так и в штучном выражении. Важной тенденцией данного направления стал выпуск устройств новых форматов. У Panasonic это модель HX-A1ME, по форме напоминающая фонарик. Фирма Polaroid представила миниатюрную кубическую камеру Cube. Лидер рынка, компания GoPro, сделала камеру HERO4 Session, также имеющую форму куба. В ближайшем будущем ожидается сохранение роста продаж экшн-камер, связанное с выпуском свежего оборудования уже известными и новыми игроками. Кроме А-брендов на российском рынке активно развиваются и B-бренды, доля продаж которых по итогам 2015 года составила уже более 10%.



В последние несколько лет видеорегистраторы из небольшого сегмента выросли в востребованную категорию за счет своей беспристрастности в выявлении виновных в инцидентах на дороге. В 2015 году активное развитие получила категория комбинированных устройств с функциями радар-детектора и видеорегистратора, продажи которых в «М.Видео» выросли в 8 раз. По прогнозам, в 2016 году эта группа продолжит взрывной рост благодаря универсальности и сочетанию лучших качеств двух гаджетов, связанных в единую экосистему.



Хотя рынок телевизоров в России в 2015 году показал падение более чем на 30% относительно 2014 года, «М.Видео» удалось нарастить на нем свою долю, составившую более 27%. Точкой роста на сужающемся рынке стали аппараты Ultra HD, продемонстрировавшие увеличение продаж на 50% в штучном и на 37% в денежном выражении при падении средней цены на 8%. В 2 раза (до 6%) выросла доля телевизоров с изогнутым экраном. Широкий ассортимент таких моделей и разумная ценовая политика позволили «М.Видео» продавать каждый 10-й телевизор с изогнутым экраном. На протяжении последних двух лет лидерами рынка в порядке убывания являются Samsung, LG, Sony. Сильно растут китайские бренды Haier и HiSense. Продукция последнего представлена в «М.Видео» эксклюзивно. Также в 2015 году сеть стала эксклюзивно сотрудничать с Horizont. Что касается прогнозов на 2016 год, скорее всего рынок незначительно просядет в денежном выражении или останется на том же уровне. Серьезного падения не случится отчасти благодаря предстоящим ярким спортивным событиям, которые традиционно оживляют спрос на телевизоры.



Федор Обловацкий по материалам «М.Видео»


Редакция Hi-Fi.ru