Выставка – полет нормальный

Wed, 11 May 2022 21:11:39 +0300 Wed, 11 May 2022 21:11:39 +0300

Репортаж с выcтавки Hi-Fi & High End Show 2013

Выставка - полет нормальный

11-14 апреля 2013, Москва, отель Аквариум


Очередная, 18-я по счету Международная выставка, посвященная аудио-видео аппаратуре высокого класса, которая теперь называется Hi-Fi & High End Show, снова прошла в отеле Аквариум в рамках широкопрофильной экспозиции Consumer Electronics & Photo Expo. На три весенних апрельских дня - с 11 по 14 - один из павильонов гигантского Крокуса, что на МКАД, снова оказался захваченным любителями хайфая и хайэнда и представителями фирм и дистрибьюторов, привезшими много нового и хорошо знакомого старого, но, в ряде случаев, показанного под интересными новыми углами.



Если судить по специализированным профильным интернет-ресурсам, посвященным аудио (если короче – по аудио форумам), каждый раз перед выставкой постоянные обитатели этих ресурсов делятся на несколько категорий. Во-первых, на тех, кто непременно и обязательно собирается на очередное мероприятие, да и вообще не пропускает ни одного в течение уже долгого времени (к таковым безусловно отношусь и я, хотя у меня на выставке есть и рабочий интерес). Во-вторых, имеются также скептики, которым очень не хочется ехать бог знает куда на окраину Москвы, толкаться в тесных коридорах и небольших комнатах Аквариума и выжидать удобный момент, чтобы занять «свитпот» в зоне прослушивания, наряду с массой желающих. И все же, по моим наблюдениям, при всем скепсисе и ворчании, эти люди все же садятся на метро или в собственные авто, выстаивают очереди и приобщаются к новым событиям. После выставки они с удовольствием обмениваются впечатлениями и фото и уже не жалеют о потраченном времени. Вывод – вовсе не лень является двигателем прогресса, а процесс ее преодоления. И, наконец, есть третья категория мотивированных в аудио граждан, которые принципиально не посещают выставки, либо делают это единственный раз, а потом категорически отказываются повторить опыт. Что ж, как говорится, у всех своя религия. Несмотря на заверения организаторов, что номера отеля максимально приближены к домашним условиям, так что прослушивание большинства систем будет адекватным, тут тоже есть нюансы. Отельская отделка и использованные материалы, скорее, близки к тем, что есть в ряде салонов, но не в домашних помещениях. «Комнатные пуристы», то есть люди, утверждающие, что аудио системы в принципе можно слушать только у себя дома, а в иных условиях понять ничего невозможно, тоже несколько неправы. Слух можно и даже нужно тренировать на разные акустические условия, хотя бы для того, чтобы самому иметь возможность выбора. В наших реалиях редкий дистрибьютор привезет домой на прослушивание целую систему, и все равно придется идти в салон или на выставку и быть заложником того окружения. Я придерживаюсь точки зрения, что в любых условиях можно попытаться что-то понять о звуке (а выставочные, право же, далеко не самые плохие из этих «любых»). И ни к чему обделять себя новой информацией и впечатлениями только из-за боязни плохой адаптации к необычным условиям прослушивания. Надо смелее экспериментировать – и опыт придет.



Наш же выставочный рассказ, как мы надеемся, окажется чем-то полезен и интересен всем перечисленным выше категориям. Кто-то, возможно, освежит в памяти событие, улыбнется, согласится или поспорит с нашими выводами. Кто-то найдет для себя пункты, непроизвольно пропущенные при собственном визите. А кто-то (ну вдруг) прочитает и в следующий раз все же надумает сходить на выставку. Может быть, некоторые представители фирм и дистрибьюторы тоже согласятся с нашими замечаниями, высказанными по-доброму и с уважением к их работе. В любом случае, выставка, как обычно, оказалась для меня интересной и не обделенной событиями, и, как обычно, мне очень приятно поделиться ими с вами. Пять этажей и много разных комнат – и три дня на завоевание всего этого богатства.

KEF Lounge


Итак, начинаем со второго этажа и первой же инсталляции на нем – комнаты KEF, в этот раз сделавшей тематический «прицел» на линейку Reference. Напольники 205/2 и полочники 201/2 были подключены и попеременно играли в системе с проигрывателем CD и виниловой вертушкой Avid с фирменным фонокорректором. Из необычного присутствовали мощные ламповые моноблоки Bob Carver (также на стойке был замечен стереоусилитель Bob Carver Black Magic 20, с 20-ю Вт на канал или 40 Вт в моно режиме). Флагманы линейки 207/2, с характерными «локаторами» коаксиальных динамиков на макушках колонок, стояли у стены, рядом с демонстрационным плакатом, изображавшим эволюцию идей и моделей KEF «от Рюрика до наших дней», и с результатами инструментальной экспертизы по измерению АЧХ. Для модели 205/2 там значились говорящие сами за себя +/- 0,5 дБ почти во всей полосе частот. Звучание было вполне «кефовским» и фирменно референсным. Все-таки, несмотря на впечатляющие и суперстильные Blade, я традиционно симпатизирую именно этой линейке, как в старом варианте, так и в обновленной серии 2008 г.







Абсолютное Аудио


Компания Абсолютное Аудио в этом году представила экспозиции в двух комнатах. Первая была посвящена McIntosh Laboratories и содержала две системы: кинотеатральную и традиционную стерео. Комплект для домашнего кинотеатра был выполнен, конечно же, на знаменитых «массивах» McIntosh с поддержкой фирменной же электроники, от проигрывателя Blu-ray дисков MVP891 до процессора MX150 и усилителей мощности MC452 и MC303. Звучание было вполне ожидаемым – крепким, хлестким и напористым. Эту систему мы наблюдаем на выставках далеко не первый год, но она всегда привлекает к себе новых поклонников и первооткрывателей звучания McIntosh.



Cтерео система состояла из CD/SACD проигрывателя MCD1100 (мы тестировали его в прошлом номере журнала), предварительного усилителя C2300, параметрического эквалайзера MEN220, лампового усилителя мощности MC275LE (новое «переиздание» культовой модели 1961 г., выпущенное в честь 50-летия фирмы), и акустики XR200.





Во второй комнате Абсолютного Аудио нашли приют сразу две исключительно интересных и редко встречающихся в наших краях системы (как на выставках, так и «живьем» в салонах), так что один только факт их лицезрения уже доставил большое удовольствие, за что спасибо компании и демонстраторам. О первой, выстроенной на комплекте рупорных АС JBL Synthesis, мы расскажем ниже, в блоке, посвященном многоканальным кинотеатральным инсталляциям. А другая система состояла из АС Revel Performa F208, игравших в союзе с уже знакомыми нам компонентами Mark Levinson: CD/SACD проигрывателем No.512, предварительным усилителем No.52 и моноблоками усилителями мощности No.53.



Система из компонентов Mark Levinson и АС Revel Performa F208.
Звучание показалось нам очень точным, собранным, немного холодноватым и рафинированным (в некоторых сочетаниях усилители ML играют именно так, по нашему опыту общения с ними) – но очень породистым и впечатляющим без нарочитости и спецэффектов. Если что-то и называть звучанием современного хайэнда в самом положительном смысле, с сопряженным с этим словосочетанием набором звуковых правил и тенденций – так именно подачу этой и подобных ей систем.

Русская Игра


Комнаты с табличками «Русская Игра» занимали половину второго этажа (мы насчитали порядка восьми). Однако из этой внушительной экспозиции мы прошлись только по зоне нашего интереса – инсталляциям со стерео системами. И обнаружили, что эта компания тоже сделала ставку на приятные сюрпризы и сочетание хорошо знакомого (и даже, иногда, забытого) старого и приятного нового. Прежде всего, рупорная немецкая концепция, реализованная в грандиозных Avantgarde Acoustic Duo Mezzo, уже не раз предлагалась вниманию российского слушателя на прошлых выставках. Но в этот раз было одно изменение, оказавшееся столь существенным, что, без преувеличения, эта знакомая система играла как совершенно иная, оставляя острое ощущение гигантского потенциала.
Система Avantgarde Acoustic, проигрыватель винила Music Hall mmf 11, CD проигрыватель Audiolab 8200CD, сетевой кондиционер Gigawatt PC-4 EVO.
Этим «волшебным проясняющим зеркалом» оказался комплект фирменных усилителей Avantgarde Acoustic: предварительный усилитель XA PRE P/0065 и усилитель мощности XA POWER A/0065 (класс А, 2х150 Вт). С ними знаменитые «серые рупора» заиграли мощно, открыто, свободно и раскованно, покоряя непринужденной подачей и полным отсутствием тяжеловесности, отстающего баса и прочих детских болезней. Это просто браво, что тут скажешь. Наконец-то нам повезло услышать истинный голос этой акустики, и даже небольшое помещение не очень помешало.



Вторую комнату сами демонстраторы назвали «Итальянец в Нью-Йорке», имея в виду контрастный союз американской и итальянской техники. Хотя формально классического итальянского оказалось больше, и я бы в шутку переименовала это как «захват итальянцами Нью-Йорка». Во-первых, мы послушали флагманскую акустику Chario Constellation Ursa Major (еще один бренд, который мы давненько мы не видели в Москве, а сейчас весьма рады возвращению на сцену этих достойных АС) и топовую электронику Audio Analogue: Paganini 192/24 rev 2.0, предварительный усилитель Bellini rev 2.0 и усилитель мощности Donizetti Cento rev 2.0. C «американской стороны» отметились гибридные электростаты Martin Logan Summit X, снова с Audio Analogue: СD проигрывателем Rossini rev 2.0, интегрированным усилителем Maestro Settanta rev 2.0. и сетевым кондиционером SurgeX SX2216. Интересно отметить, что на поддержку «Саммита» были брошены достаточно бюджетные, по нынешним меркам, компоненты (в районе 100 000 руб. за блок), а результат получился вполне приличный.





«Интернациональные игры» российской компании в этот раз более чем удались, а убедительная презентация целых четырех разноплановых концепций заслуживает уважения как за идею, так и за реализацию.А два бренда – Avantgarde Acoustic и Quad – мне вообще удалось оценить по достоинству только на этой выставке.
«Английский стиль» достойно защищался новинкой – полными электростатами Quad ESL2912, снова в компании с Audiolab и мощником Audio Analogue Class A SE. Надо сказать, что, судя по частоте возникновения компонентов этой итальянской электроники на стендах «Русской Игры», их бы тоже стоило как-то отдельно наименовать. Например – «решающие компоненты в деле демонстрации различных национальных звуковых школ». Шутки – шутками, но они послужили отличной опорой и платформой для разворачивания очень разноплановых и запоминающихся экспозиций. Что касается звучания новых панелей от Quad, оно показалось в чем-то сходным с подачей рупоров Avantgarde Acoustic – такое же огромное звуковое поле, свободная открытая подача и требование под себя большого пространства. Разве что, электростаты звучали более прозрачно и легко, не так направленно на слушателя, более деликатно. Пожалуй, и АС Quad мне первый раз удалось выслушать так удачно. Интересно, что плотненькая и тоже традиционно свободная подача Martin Logan, на фоне этих великолепных конструкций, несколько потерялась и поскучнела. Средний и высокочастотный диапазон у Quad просто выше критики. Впрочем, далеко не столь яркое выступление простительно для «американцев», с учетом разницы в классе и в цене.



В этой же комнате обнаружился небольшой стенд с забавно выглядящей микроакустикой PodSpeakers датского происхождения. Внешне эти колоночки кажутся почти живыми, как смешные глазастые зверьки, прячущиеся в норках на земле или свисающие с веток деревьев.



В сумме надо сказать, что «интернациональные игры» российской компании в этот раз более чем удались, а убедительная презентация целых четырех разноплановых концепций заслуживает уважения как за идею, так и за реализацию. А два бренда – Avantgarde Acoustic и Quad – мне вообще удалось оценить по достоинству только на этой выставке.

Next Sound


Следующим пунктом оказался хорошо знакомый Next Sound – российский бутиковый бренд, практикующий штучные авторские разработки ламповых усилителей и фонокорректоров, настроенных под конкретную систему и заказчика, использующий в своих инсталляциях знаменитую «винтажную» акустику либо ее реплики в собственном исполнении. Про концепцию создателей этой фирмы мы уже рассказывали подробно в прошлогоднем отчете по выставке, а некоторые эксклюзивные усилители тестировали в проекте АудиоМагазин. В этот раз мы с огромным удовольствием увидели у этих энтузиастов систему на базе JBL Studio Monitor 4355 – топовых студийных «мэйнов» в знаменитой 43-й линейке. Несмотря на возраст более чем 40 лет, они по-прежнему являются одной из самых впечатляющих конструкций в мире большого звука и способны потягаться на равных практически с любыми современными АС. В этом номере журнала есть тест современных реплик JBL Studio Monitor 4365, так что можно сравнить наши впечатления от той и этой конструкции. Также 4355 известны своим абсолютно «неламповым» характером и трудностью в раскачке, обычно в студиях они использовалась с мощными транзисторными усилителями по нескольку сотен ватт на канал. Каково же было наше удивление, когда мы увидели этих «монстров», играющих в биампинге с активным внешним кроссовером (именно так они и должны эксплуатироваться), но с ламповыми усилителями мощности. Мало того, оконечники «Spirit», раскачивающие нижнюю полосу, оказались однотактами! При этом контроль, собираемость и информативность баса, включая самые фундаментальные нижние частоты, были просто удивительными (подчеркну еще раз абсолютную нетипичность использования ламповых однотактников с такими JBL и казавшуюся аксиомой невозможность получить подобные результаты). В интервью, взятом нами у авторов системы, удалось выяснить, что для реализации амбициозного проекта покорения JBL (а также просто из желания создать однотактник с безупречным контролем баса) была придумана новая схема использования ламп так, как никто, по утверждению авторов, не делал ранее в выходных каскадах. Во-первых, сами по себе лампы (генераторные ГМИ-30, они же TH100) в принципе позволяют снять 150 Вт выходной мощности, но в данном случае выдают только 40 Вт, за счет специфического включения. Намеренное занижение выходной мощности компенсируется практически нулевым выходным сопротивлением. Предложенная схемотехника обеспечивает исключительно ровный и информативный бас и необычно полный контроль сложных АС (пусть это не выглядит рекламным слоганом, потому что я могу подтвердить блестящий результат на своих тестовых треках, включая труднейшие записи органа, «Реквиема» Верди, «Таннгейзера» Вагнера и разного экстремального металла).



Система с JBL SM 4355, ламповым усилением, активным ламповым кроссовером от Next Sound и источником dCS – CD-транспортом Paganini и ЦАП Elgar.
Само по себе желание раскачать JBL именно лампами связано с философией разработчиков, не приемлющих транзисторное усиление для воспроизведения классической музыки на надлежаще высоком уровне. Один из авторов системы, Евгений Комиссаров, прямо утверждает, что «транзисторы – это для бедных, рояль на транзисторном усилителе превращается в механическое пианино, и теряются все нюансы вокала». Что ж, очень сильное утверждение, и необязательно всем с ним полностью соглашаться, но авторы имеют право на собственную точку зрения и подход. Кроме того, сказавши «А», надлежит промолвить и «Б», то есть, отвергнув транзисторы, вместе с их беспроблемным контролем сложной акустики, надо предложить достойную альтернативу из ламповых конструкций, способную выступить как минимум не хуже. У Михаила и Евгения это полностью удалось, так что поводов для критики не имеется. Интересно, что аналогичные предложенной схемы можно сделать и менее мощными (и не столь дорогими, «Spirit» стоит порядка 22 тысяч долларов), скажем, на 300В с выходной мощностью до 15 Вт, но с такими же характеристиками по сопротивлению и аналогичной управляемостью баса. Для домашних приложений этого будет достаточно. А можно – напротив, увеличить мощность до 100 Вт. С этой концепцией у Next Sound связаны определенные идеи, которые они собираются реализовать в будущем. Вторая слагаемая успеха – внешний ламповый кроссовер со срезом частоты на индуктивностях и с катодными повторителями (более дорогой и качественный вариант сделан на трансформаторах, кстати говоря – по заказу под АС Westlake Audio), поставленный взамен родного от JBL. По мнению ребят из Next Sound, фирменный JBL не позволял достичь желаемого результата и оставлял проблему с фазой. Разработанный же двухполосный последовательный кроссовер с изменяемой частотой среза в очень широкой полосе, с плавной точной регулировкой до 1 Гц и с изменяемой добротностью в зоне перехлеста дает очень ровную фазу. Аппарат, кстати, стоит в зависимости от реализации от 4000 долларов.



Что касается усилителя мощности SST «The Essence» на 40 Вт выходной мощности, поставленного на ВЧ/СЧ полосу, то он тоже является новой разработкой фирмы совместно с итальянской фирмой Zagato, специализирующейся в области промышленного дизайна (автопромышленность). Кстати, постеры с роскошными мощными купе, висевшие на стенах комнаты Next Sound, связаны именно с продукцией этой фирмы. А блоки усилителя имеют корпуса из чистого титана и натурального африканского дерева и бескомпромиссный набор трансформаторов (по заявлению производителей – на лучших сердечниках, которые им удалось найти в мире). На выставке этот усилитель получил награду Top High End 2013 «Лучший усилитель российского производства». Глядя на подобные вещи и решения, я всегда думаю, что нам в России есть чем гордиться, и не оскудела наша земля талантами. Как обычно, желаю Михаилу и Евгению всяческих успехов в дальнейшем освоении трудного поля хайэнда.

Sonus Victor


Sonus Victor – новое имя на российском рынке (и выставочный дебют, к тому же), совсем молодая итальянская компания, специализирующаяся на выпуске высококачественных акустических систем исключительно ручной работы. Цех находится в городе Верона, корпуса всех АС изготавливаются из массива натурального ореха, для внутренней разводки и подключения к блокам усилителя используется кабель Nordost. Цены выглядят хоть и не совсем доступно, но все же умеренно – на представленные на фотографии модели они составляют примерно 15 и 22 тысячи евро, соответственно, а топовая модель стоит 35 тысяч. Акустика, по заявлению производителя, не представляет собой сложной нагрузки для усилителя, звучание можно охарактеризовать как музыкальное, довольно ровное, комфортное и сбалансированное, в равной мере без слащавости и без резкости – в хорошем итальянском стиле.



Audio for Music


И еще один выставочный дебют – компания AfM (расшифровывается как Audio for Music), в настоящее время базирующаяся в Санкт-Петербурге и сочетающая в своей деятельности собственные разработки и инсталляторские услуги. Идея, с которой фирма вышла на выставку – «слушать музыку безотносительно технических решений». С этой целью акустика (точнее, одна колонка – в совсем небольшой комнате адекватным показалось сделать только моно вариант) была скрыта за ширмой, и на просьбы посетителей «дать посмотреть, что там» представители стенда отвечали вежливыми, но довольно категоричными отказами. Философия, предлагаемая авторами системы, тоже оказалась в некотором смысле перпендикулярной обычной, принятой в построении маркетинговых легенд брендов и поддерживаемой событиями наподобие нашей выставки. Глава фирмы Александр Чарин сообщил нам, что придерживается ряда принципиальных соображений относительно конструирования музыкальной «реальности» воспроизводимого звука. С его точки зрения, все технические характеристики, выдержанные с любой степенью фанатичности, не способны слить в мозгу слушателя воспроизводимый звук с настоящим живым, а поэтому создание системы – всегда моделирование и создание некоей условности. Это выдвигается как первопринцип, соответственно, маркетинговая «техническая» составляющая у фирмы отсутствует. Создаваемую условность не следует насильственно делать более реалистичной и тянуть к идеалу, в том числе по ТТХ – по мнению Александра, при этом получится обратный эффект, и музыка умирает. Исходя из критериев простоты (для восприятия и хорошей реализации) он не работает с многополосными конструкциями АС, ограничиваясь только двухполосками. Плюс собственное видение звука, настройки и пуристский подход, выражающийся в идее о собственной энергетике вещей и о минимальном вмешательстве в структуру материала (нежелательность сложной техногенной обработки диффузоров, покрытие кабелей и пр.). Поэтому, в частности, в нижней полосе присутствуют только бумажные динамики; после некоторой продолжительной беседы нам сообщили, что берутся российские и японские варианты (последние – сходные с теми, что используются в Audio Note). Индивидуальность в подходе, в зависимости от пожеланий и звукового архетипа заказчика, поддерживается подбором компонентов и общей настройкой системы (небрежность в выстраивании общего звучания, по мнению Александра, вообще является причиной обезличенного звука даже весьма дорогих систем, в принципе способных на большее). По моим ощущениям, «тайный звук из-за занавески», выстроенный в соответствии с концепцией авторов, оказался очень неплохим и обладающим высокой степенью прозрачности и комфортности для восприятия.



Комната с системой AfM, самое интересное спрятано слева за сплошной ширмой.
Интересным оказался еще один поворот сюжета – в подходе фирмы, кроме нахождения «своего звука», важен также дизайн – система должна хорошо вписываться в интерьер и подходить по стилю к существующим решениям, а ее владелец должен чувствовать, что он – в своем мире, где ему уютно и комфортно по всем параметрам. Система при этом не должна акцентировать на себе внимание в любом смысле, служа своеобразным продолжением комнаты. Наверное, целый класс ортодоксальных аудиофилов не согласится с мыслью, что система – центр мироздания в отдельно взятом помещении фаната аудио – должна «сливаться с местностью» по звучанию и по виду и не служить доминантой. Тут мы имеем дело с несколько иной адресацией и целевой группой пользователей, а также с подходом, который оказался нов для вашего автора. Может, с таких позиций было совсем неглупо спрятать «прототип» за занавеску – на то он и прототип, чтобы дать пример звучания, но не полной концептуальной реализации.

Социальный эксперимент с сокрытием АС (кстати, не замышлявшийся заранее, а ставший результатом предвыставочного экспромта) также имел целью выяснить, действительно ли важны для оценки звучания визуальный образ аппаратуры и возможность «на глаз» оценить использованные решения – лампы, транзисторы, число полос в АС, конструкция корпуса, материал динамиков и пр. Т.е., в конечном счете, получить ответ на вопрос: «программируется ли слушатель заранее внешним видом системы?». Любопытно было бы узнать у авторов исследования, какую они собрали статистику, и что получилось в результате. По моим личным наблюдениям (в течение некоторого времени, пока мы разговаривали с Александром у его стенда, а в комнату заходили и выходили люди) реакции были двоякими, от полного одобрения и согласия посетителей играть «вслепую» по предложенным правилам, до некоторого даже раздражения и стремления покинуть комнату. Что ж, в любом случае, по словам демонстраторов, они делали то, что им нравится, и искали своего клиента, не пытаясь угодить всем. Игра все равно получилась интересной, а подобный подход к презентации вполне имеет право на существование. Как минимум это вносит разнообразие в размеренную траекторию «выставочного полета».

Ультра-Т


Компания Ультра-Т в России является давним эксклюзивным «монобрендовым» дистрибьютором датской фирмы Gryphon Audio Designs, и в этот раз она представила систему на полочных АС Mojo. В разные годы дистрибьютор экспериментирует с сетапами и с размахом действа, давая нам возможность увидеть то великолепные внушающие почтение Trident, то более «скромные», но очень серьезные по звучанию Atlantis, а теперь вот – небольшие двухполоски в элегантном исполнении и в модерновом красном цвете. Соответственно, и усиление меняется от топовых мощников Mephisto и Colosseum до более «простых» Antileon, хотя вся эта простота и скромность выглядят таковыми только на фоне верхних бескомпромиссных конструкций. По-моему, я каждый раз делаю эту оговорку в выставочном репортаже, посвященном Gryphon, но что поделать, если планка качества действительно поднята очень высоко, и то, что для других фирм было бы за счастье назвать топами, для этих датчан – «компромиссные варианты». В этот раз тоже не обошлось без премьеры – предварительного усилителя Athena. Для демонстраций возможностей акустики были собраны две системы – более серьезная с CD-проигрывателем Mikado Signature, предом Athena и усилителем мощности Antileon Signature Stereo, а также «попроще», с замечательной парочкой Scorpio/Atilla, пару лет назад протестированной нами для журнала. Соединительные кабели и стойки, естественно, были тоже от Gryphon. Как мне видится ситуация, у фирмы есть два направления звукового почерка, достаточно четко прослушивающиеся в старших и нижних линейках и столь же четко отличающиеся друг от друга. Если системы, собранные на топовых компонентах и акустике, стремятся играть очень открыто, решительно и предельно «обнаженно» (что некоторыми слушателями, особенно при недостаточном прогреве новых аппаратов, воспринимается как резкость), то младшие имеют немного темный, чуть бархатистый и тембрально богатый саунд, главным образом, поддерживаемый интегральными усилителями и не самыми старшими мощниками. По нашему опыту общения с компонентами Gryphon, вместе и по-отдельности, плееры – Mikado и Scorpio – не участвуют в этом разделении почерков, оставаясь равно нейтральными. В этот раз мы получили саунд, который я назвала бы «младшим», не по уровню и качеству воспроизведения, а в русле отмеченных выше особенностей. Округлое, немного мягкое и темноватое, но очень комфортное и глубокое звучание ассоциируется лично у меня именно с младшими линейками фирмы. А полочная акустика гораздо лучше вписывается в относительно небольшое выставочное помещение, чем, например, памятные Trident. Фактически, комната была даже великовата для Mojo – на отдельных нагруженных моментах и треках им приходилось чуть тяжело. Но базово для помещений небольших размеров эта система должна рассматриваться как одна из фаворитных (если, разумеется, средства позволяют). Такую тембральную глубину и музыкальность надо еще поискать.




Монобрендовая система Gryphon.

CTC CAPITAL


Экспозиция CTC CAPITAL тоже оказалась весьма обширной, и снова мы прошлись только по стереосистемам, оставив проекторы и прочее демонстрационное видеооборудование коллегам-профессионалам в этом вопросе. Первая комната оказалась посвященной продукции TAD. Наши постоянные читатели, наверное, помнят восторженный обзор с прошлой выставки, в котором российская премьера домашней акустики и электроники великой японской фирмы объявлялась главным событием аудио шоу. С тех пор прошел ровно год, в течение которого мы имели возможность довольно тесно познакомиться с АС разных линеек (Reference и Evolution) и сделать несколько тестов акустики и компонентов, в том числе – в сравнении с другой электроникой. Новые компоненты (предварительный усилитель TAD-C600, топовые моноблоки мощники) весь год продолжали прибывать в Москву, делая процесс изучения достижений фирмы еще более долгим и увлекательным. В процессе возникло много идей и гипотез касательно подбора наилучшего окружения для топовых АС Reference One, которые, безусловно, являются одними из самых выдающихся конструкций в современном домашнем аудио. В этот раз королей звука не было на выставке, зато нашлись сразу два «высокородных принца» – полочный вариант Reference One и напольники младшей линейки Evolution One. Последние, отличаясь очень живым и пластичным звучанием, также более гуманны к подбору усиления и источника, как мы тоже успели заметить в течение прошедшего года. Неизменный представитель TAD на выставке – Фрэнк Ван Левэнхаге – в этот раз пошутил, что E1 появились на свет только потому, что они нравятся женщинам (в противоположность огромным и «устрашающим» R1). Однако, помимо более компактных габаритов и более стандартной внешности (если слово «стандартный» применимо к акустике экстремально высококлассной сборки и отделки), у Е1 есть и другие несомненные преимущества. Некоторые я уже озвучила выше – с ними систему референсного уровня звучания можно собрать со значительно меньшими затратами, чем в случае сверхтребовательных R1. А еще они отлично вписываются даже в совсем небольшие помещения (главное – поставить их посвободнее) и играют очень эмоционально и подвижно. Может, именно поэтому ассоциации разработчиков и оказались связанными с темой «дамских угодников». Полочные же CR1 предложили слушателю самый голографичный и сфокусированный звук на выставке, и самые протяженные и широко расставленные четкие образы, по сравнению с которым звучание всех больших систем казалось несколько размытым и «облачным». TAD – это по-прежнему TAD, и этим все сказано. Хотя мои абсолютные симпатии принадлежат акустике фирмы, а по электронике к ней в пару имеются другие фавориты, не только из фирменных компонентов.

Выставка
Система TAD: Compact Reference One, Evolution One, CD-проигрыватель D600, предварительный усилитель С600, усилитель мощности М4300.

Выставка

Неизменный представитель TAD на выставке – Фрэнк Ван Левэнхаге.
Вторая стерео инсталляция CTC CAPITAL содержала практически полную линейку моделей итальянской акустики Rosso Fiorentino, игравшей с компонентами Musical Fidelity, и стенд наушников Klipsch. В комнате мы увидели уже знакомые АС – Volterra, Siena, Fiesole, а также кинотеатральные варианты фирмы. Полочные Fiesole (точная верхняя половинка призматических напольных Volterra, см. наш тест в декабрьском номере АудиоМагазина за 2012 г.) играли с симпатично выглядящей системой из новых компонентов Musical Fidelity – небольших «кирпичиков» половинной от стандартной ширины. Три блока были – CD-транспорт M1 CDT, аппарат, названный MF «универсальным музыкальным контроллером», то есть ЦАП с множеством цифровых входов, сетевым интерфейсом, портом USB, функцией потокового вещания и пр., и усилитель мощности M1 PWR. Маленькая система продемонстрировала удивительно крепкий и решительный голос, похвальную басовитость, правильную энергетику и музыкальность. По тестам АС Rosso Fiorentino я помню их, как не самую легкую и простую нагрузку, так что к мини-блокам от MF и, особенно, к потенциалу мощника стоит отнестись серьезно, несмотря на «легкомысленный» внешний вид. Большой сетап со старшими Siena и Volterra был собран, соответственно, на взрослых компонентах MF (хоть и не самой верхней линейки): CD-плеере M6CD/DAC, предварительном усилителе M8 Pre и моноблоках мощниках M8700m. Звук был знакомым, но от этого не менее приятным. Вообще новые линейки у MF, от Titan и Primo до компонентов среднего уровня, удались очень хорошо и заслуживают самых добрых слов, благодаря своей музыкальности.

Выставка

Выставка
Системы из АС Rosso Fiorentino и компонетов Musical Fidelity.

MusicalParadise


MusicalParadise, небольшое семейное предприятие по созданию качественных кабелей для аудиосистем, само существует всего около года и первый раз выставляется в Аквариуме. Для демонстрации соединительных кабелей нужно то, что они, собственно, соединяют, но при выборе компонентов фирма пошла по пути поиска таких же перспективных новичков, как они сами, вместо использования раскрученной техники известных брендов (хороший пример кооперации производителей для достижения результата). Таковых оказалось два – производители акустики и цифровых источников. На стенде была показана акустика AudioSolutions родом из Вильнюса, Литва. Цены на хорошо заглушенные АС с многослойными жесткими корпусами, комбинированными из МДФ и фанеры, изогнутой под прессом, а потом качественно шпонированным, оказались вполне гуманными: 80 000 руб. за младшие Euphony 90, и 240 и 95 тысяч, соответственно, за напольные Rhapsody 130 и полочный вариант с номером 60. За акустику ручной работы с хорошей настройкой и удачным тембровым балансом – совсем немного. По сравнению с ними другой упоминавшийся выше (и расположенный по соседству) дебютант выставки – итальянские Sonus Victor – выглядели более роскошно и представительно, да и сделаны были с обоснованной претензией на эксклюзивность, однако и цена вопроса там была заметно другой. А для среднего, наиболее популярного ценового сектора «литовцы» выглядели достойно.

Выставка

АС AudioSolutions, KSL Audio DAC, усилитель мощности Myrуad, английские ламповые однотактные моноблоки Gamma Aeon, кабели MusicalParadise.
Также MusicalParadise представил российскую компанию KSL Audio и новый цифроаналоговый преобразователь Stereo DAC (кстати, отмеченный премией «Продукт года» как лучший ЦАП российского производства). Автор разработки – профессиональный звукорежиссер Владислав Киселев, совмещающий свою работу с исследованиями в области профессионального звука и последующей реализации своих идей в аппаратуре. Показанный ЦАП сделан в русле «бесфильтровой» философии – без передискретизации и цифровой фильтрации входящего сигнала.

Выставка

ALEF


У ALEF, наряду с другими крупными дистрибьюторами, порадовавшими нас в этот раз неожиданными инсталляциями, тоже не обошлось без сюрпризов. Мало найдется людей в теме, никогда не слышавших об Audio Note, концептуальной High-End компании, производящей замкнутые и полностью самодостаточные аналоговые и цифровые аудиосистемы. Хорошо известна и фирменная градация линеек, вверх по качеству и степени приближения к бескомпромиссности, от нулевого до пятого уровня. И, наконец, у фирмы есть кое-что, имеющее право называться общемировым культом, и это что-то – интегрированный усилитель Ongaku (а также моно усилители мощности Gaku-On Питера Квортрупа). Не сосчитать попыток продвинутых (и не очень) самодельщиков клонировать эти усилители, и не сосчитать разочарований, постигнувших тех, кто, вроде бы, сделал все как надо по не очень-то трудным схемам, оставшимся от кудесника Кондо, но не получил «того самого звука». Волшебство этих аппаратов не оставляет равнодушным никого из слышавших их (по крайней мере, в окружении, достойном этих аристократов звука). Мне повезло в свое время оценить и тот, и другой усилители в превосходных сетапах, причем моноблоки – в «заоблачной» системе с Westlake Tower SM-1. Могу сказать, что это была чистая квинэссенция чувственности и обнаженная суть музыки. К сожалению, наши выставки не балуют аудиолюбителей шансами лицезреть и послушать все эти чудеса. Поэтому анонс компании ALEF, что на выставке будет представлена система AudioNote 5-го уровня с усилителем мощности Ongaku, сразу привлек всеобщее внимание. Даже куда более скромная, по фирменной градации, позапрошлогодняя система с АС Klipsch Heresy III до сих пор вспоминается как одна из самых светлых, спокойных и приятных ноток той выставки. Понятно, что от заявленного в этом году сетапа аудиообщественность ожидала очень многого и предметно шла «на Ongaku». Мне думается, что вряд ли жаждущие остались разочарованными. Хотя фирменная концепция двухполосных АС в каком-то смысле ограничивала потенциал усилителя (или, скорее, не позволила раскрыться во всей красе, со всей присущей ему уникальной взрывной динамикой, как когда-то удалось услышать мне, на серьезных многополосных полнодиапазонных АС). Впрочем, это – не более чем мнение наблюдателя, являющегося горячим поклонником Ongaku, но не являющимся столь же преданным фанатом цельной концепции Audio Note. Прозрачная и деликатная акустика AN-E SEC Signature, в отличие от своего своенравного и мощного партнера, настроена, скорее, на спокойную классическую и популярную музыку, и на выявление игры тонких нюансов и переплетений музыкальных линий, нежели на масштабный драматизм. И все равно система получилась очень интересной и цепляющей, оставляющей в высшей степени позитивные впечатления. Во многом этому поспособствовало участие демонстратора – представителя фирмы, с его «секретной» сборкой дисков с весьма непростой и многоплановой музыкой (эта коллекция собиралась, по словам господина из Audio Note, в течение почти 20 лет). В общем, праздник удался и тут.

Выставка
Система Audio Note: АС AN-E SEC Signature, CD-транспорт CDT-5, ЦАП DAC-5, интегрированный усилитель Ongaku.

T-ART


Компания T-ART, совсем недавно ставшая новым эксклюзивным дистрибьютором акустики немецкого бренда Audio Physic, на выставке показала почти весь модельный ряд колонок в разных вариантах отделки. Основная система была собрана на АС Audio Physic Avantera и электронных компонентах Accustic Arts, включая цифровой источник. За проигрывание виниловых дисков отвечал Spiral Groove SG 2 с фонокорректором Audia Flight Phono, коммутация была выполнена кабелями Purist Audio Design и Accustic Arts. Взаимное влияние двух брендов с похожим звуковым почерком дало суммарный слегка заостренный, чуть суховатый, но очень точный и подвижный звук с вниманием к мелким деталям. Впрочем, еще по нашим многочисленным тестам акустики Audio Physic мы помним, что служить «микроскопом» для самых тонких нюансов – их базовое призвание, как и обеспечивать практически идеальную артикуляцию голосов и инструментов. Возможно, для «разбавления» некоторой сухости в подаче лучше было бы попробовать другую электронику, не столь аналитичную, как АА. Хотя это – дело вкуса.

Выставка

Система Audio Physic и Accustic Arts: Player Mk-3, Preamp I Mk-3, Amp I Mk-2, сетевой фильтр Power Strip Active 8, сетевые кабели Power Cord Ferrite II. фото 4198 (4200)
Из новинок на стенде был отмечен мультимедийный проигрыватель Accustic Arts Streamer ES, совместимый с UPnP, c функцией интернет-радио и воспроизведением аудиофайлов с накопителей по USB. Как ни относись к быстро шагающему прогрессу в компьютерно ориентированном аудио, уже прочно сместившемуся в зону Интернета, к возможностям прямого «черпания» контента оттуда, это – уже устоявшийся факт нашей реальности. А уважающим себя брендам только и остается, что оперативно реагировать. Наверное, когда-нибудь к этому привыкнут и «аудиоортодоксы», вроде меня. Пока же обычное классическое стерео занимает мое внимание несравненно в большей степени.

Выставка

Ultima


На стенде компании Ultima можно было увидеть и послушать новую акустику Wilson Audio Alexia, относительно которой заявляется, что она обладает почерком знаменитой топовой Alexandria XLF, при гораздо меньших габаритах (и новом твитере сходной с XLF конструкции, кстати говоря). Как привычно для этого дистрибьютора, на усиление были поставлены компоненты от Нельсона Пасса: трехблочный предварительный усилитель Pass Labs XP30 и моноблочные однотактные транзисторные усилители мощности в чистом классе «А» XA160.5. Источником работал CD-проигрыватель Meitner MA-2 (еще одна российская премьера). Очередное детище Эда Мейтнера сделано на гребне волны интереса к новой опции – возможности приема потока DSD с компьютера по USB (сейчас все фирмы, позиционирующие себя как специалистов на рынке «компьютерного» аудио и претендующие на лидирующие позиции, озабочены созданием ЦАП, поддерживающих подобный протокол). Завершающим штрихом в системе служили кабели и сетевые фильтры от Shunyata Research. Звучание этой системы показалось нам ясным, внятным и наиболее комфортным по подаче на выставке. Впрочем, мы поспорили немного на эту тему с демонстраторами, не вполне согласившимися с подобной формулировкой. Не желая умалять возможности новой Alexia (АС явно должны быть способны на много большее, чем просто комфортно ублажать слух), я все же отмечу, что в сложных выставочных условиях и при акустике помещений, далекой от оптимальной, комфортность звучания и желание зайти в комнату и просто расслабиться, не ища огрехов и «специфики» – это очень высокий результат, а вовсе не сомнительный комплимент. К тому же, пресловутая комфортность в сильной степени может являться результатом союза с усилителями, кабелями и источником. АС уровня Alexia дают огромные возможности по выбору партнеров и «настройке» звука под свой вкус.

Выставка

Бонанза


Бонанза, эксклюзивный дистрибьютор двух мега популярных «народных» брендов – Denon и Canton, представила систему, собранную на АС Canton Reference Jubilee и компонентах Denon: SACD-проигрывателе DCD-2020AE и интегрированном усилителе PMA-2010AE. Рядом на стойке можно было видеть референсный 10-канальный усилитель POA-A1HDCI, являющийся редкостью для России (я даже не уверена, был ли он у на в свободной продаже). Несмотря на анонсированную близость обеих фирм к народу и стабильное местоположение в середине хайфайного сегмента (имеется в виду – по демократичности цен), данная система вряд ли может считаться бюджетной. Скорее, ее следует воспринимать как демонстрацию возможностей брендов на поле хайэнда и как доказательство, что им тоже не чуждо понятие эксклюзива.

Выставка

Еще один удачный немецкий аудио бренд в копилке Бонанзы – фирма Heco, пару моделей которой (включая старые топовые АС Heco The Statement) мы тестировали для Hi-Fi.ru. С тех пор нам запомнились благородное наполненное звучание и очень высокое соотношение цена-качество у акустики этого производителя, а также умение сделать масштабную конструкцию в полноценные 3 полосы там, где другие производители считают возможным по бюджету вписаться только в миниатюрные двух- или двух-с-половиной-полосные АС. Во второй комнате дистрибьютора Heco Celan GT 702 и New Statement играли также с компонентами Denon 2020-й серии. В качестве изюминки этой инсталляции можно отметить катушечный магнитофон Denon DH-610. Хорошее мощное звучание за адекватные деньги – так, наверное, можно охарактеризовать выступление этой системы, и приятно, что в современных условиях еще жив и как-то дышит хай-фай, не вытесненный полностью хайэндными запросами и ценниками. Фотографии систем Валерия Гилёва.

Выставка

A&T Trade


A&T Trade в одной из своих комнат показала комплекты из компонентов японской компании Luxman (целая стойка с SAСD-проигрывателем, фонокорректором, ламповыми и транзисторными усилителями) и АС от Thiel Audio, модели CS3.7, CS2.7 и SCS4 Tower. Звучание этой акустики с «керамическими» динамиками было ожидаемо легким, тонким и прозрачным – совершенно в русле концепции подобных излучателей, и как одно из лучших ее воплощений. Впрочем, в дельности Tiel, как акустики с отличным почерком и стилем, давно никто не сомневается, да и Luxman выступили «в тему».

Выставка
Системы Luxman/Tiel, АС с коаксиальными ВЧ/СЧ динамиками, кабели Goldkabel, сетевой регенератор RSAudio.

Выставка
Тут же на отдельном стенде можно было увидеть представителей свежей серии миниатюрной активной акустики Genelec – Series G, предназначенной для домашнего использования фото.

НОТА+


НОТА+ потрудилась над оформлением своей демонстрационной комнаты резными деревянными панелями, получилось очень красиво, уютно и стильно (и на акустику помещения благотворно повлияло). Большая система состояла из топовых АС ProAc Carbon Pro 8 в роскошном светлом шпоне, игравших с полной системой компонентов Lindemann. Звучание было «по-проаковски» ровным и информативным, эффективным без ненужной эффектности, с хорошим фактурным басом. Интеллигентность подачи плюс некоторая сдержанность – вообще ключевые фишки бренда. Сдержанность, возможно, усиливалась еще и вкладом Lindemann.

Выставка

Выставка

Выставка
Младшая система в этой комнате была представлена АС ProAc Studio 140 Mk2 c источником Naim и усилителями AudioValve.

Aleks


Комната Aleks порадовала хорошим прозрачным звучанием большой системы с топовыми АС, с чуть светлой, но очень прорисованной и четкой подачей. Aleks, как обычно, выставляли полный фирменный комплект (два комплекта, если считать по АС), с CD-транспортом, ЦАП, усилителями, акустикой и кабелями собственного производства. Громадные шестиполосные Maestro Gold с необычно крупными бумажными басовиками уже не в первый раз обратили на себя внимание отличной сшивкой полос – столь габаритная акустика с большим числом излучателей совершенно не демонстрировала никакой раздельности звучания и развала на частотные поддиапазоны. Также приятно удивило то, что гигантские бумажные «лопухи» не создали никаких проблем с воспроизведением баса, в виде гула или дребезга, а нижние частоты в целом не были тяжеловесными и хорошо увязывались по фактуре и атаке с остальным диапазоном. Правда, раскрытию всех этих деталей поспособствовала грамотная подборка демонстрационного материала. Вторая пара АС, под названием Cremona (насколько мы поняли по внешнему виду, в них использована известная идея Tannoy об акустическом оформлении в виде «распределенных» щелевидных портов фазоинверторов), показала довольно плотный и насыщенный звук. В целом выступление команды Aleks на этой выставке следует признать весьма удачным и, к тому же, получившим одобрение зрителей (в комнате, в которую мы заходили несколько раз, все время было немало народу), а полученную ими награду «Лучшее комплексное решение в построении аудио систем российского производителя» – заслуженной. На мой взгляд, эта фирма уже прочно заняла свое место среди профессиональных производителей.

Выставка
Система Aleks.

Slonov Sound Design


По традиции, продолжающейся уже третью выставку подряд, мы с удовольствием зашли в комнату Алексея Слонова и провели там немало времени, оценивая очередной проект Slonov Sound Design. Как и в случае с Aleks, тут мы имеем дело с крепким российским производителем, уверенно занимающим свою нишу и имеющим свою целевую аудиторию. Хотя, в отличие от проекта Ян-Белявского, здесь все штучно и очень по-взрослому, и по подходу, и по цене, которая впечатляет не меньше звучания старших линеек Алексея (топовая реализация, насколько я помню, стоит в районе 100 тысяч долларов). Эксклюзивной акустике – эксклюзивное представление, и тут надо с удовольствием отметить, что Алексей, пожалуй, был единственным экспонентом (во всяком случае, в хайэндном секторе – отеле «Аквариум»), который озаботился современным информативным сопровождением своих систем. В то время как весьма серьезные дистрибьюторы не подготовили для своих выставочных инсталляций даже простых иллюстративных видеоматериалов, в комнате Алексея на отдельном мониторе непрерывно демонстрировались очень профессионально сделанные видеоролики с его продукцией и полезной информацией, а посетителям предлагались проспекты с отличной полиграфией. К тому же, Алексея можно поздравить с новым сайтом, также сделанным грамотно и с привлечением хорошего дизайнера. Приятно видеть подобный профессионализм в вопросе представления своей техники, свойственный, к сожалению, больше западным, нежели российским производителям и дистрибьюторам. Что касается собственно выставляемой системы, в этот раз мы видели модель 320 младшей линейки (пусть вас не обманывает слово «младшая» – корпуса еле помещались наискосок в небольшую комнату отеля). Уже который раз по этому поводу я ловлю себя на мысли, что такую акустику очень хочется хоть раз послушать нормально в большом зале, для которого она и создается. Хотя 320-е и их еще более компактные собратья с номером 310 заявляются производителем как компромисс между размерами помещения и большим звуком.

Выставка
Система Алексея Слонова.

Как обычно у Slonov Sound Design, каждый динамик находится в собственном корпусе, корпуса изготавливаются по сложной технологии из множества (до нескольких десятков) чередующихся склеенных листов специальной фанеры и твердых пород древесины. Массивный «сэндвич» с разными поглощающими свойствами у соседних листов, дополнительно покрытый антирезонансным компаундом, обеспечивает гашение целого спектра внутренних паразитных колебаний. Изюминкой конструкции можно считать сферический или почти сферический внутренний объем для каждого кабинета (на сайте проекта есть интересное меню «Конфигуратор», в котором показаны анимированные 3D эскизы внутреннего устройства колонок). Наконец, динамик крепится к стенке корпуса толщиной не менее 6 см, составленной из торцов склеенных листов. По степени фанатичности этот подход к конструированию кабинетов мне чем-то напоминает достопамятный Westlake Audio, главный конструктор и владелец которого любит в шутку повторять: «дайте мне заглушить в корпусе все, что только возможно – или позвольте умереть». Принципиальный подход Алексея – АС без пассивных фильтров, с выносным кроссовером с функциями ЦАП и полосным усилением. Как и в прошлые разы, воспроизведение музыки этой системой – очень звучное и полновесное, масштабное безо всяких оговорок и фундаментальное. Кстати, из интересных фактов: при настройке своих систем Алексей использует массу разных записей, преимущественно с классической музыкой и джазом, но применяет и «живые», сделанные им самостоятельно. Например, среди его любимых треков есть «open air» запись контрабаса уличного музыканта, случайно «пойманного» Алексеем в удачных условиях. Оставляя в стороне техническую сторону дела и достижимое качество, такие записи обеспечивают настройку на натуральный звук без всяких посторонних вмешательств и исключают момент дискуссии в силе: «да кто знает, как этот контрабас записывался в студии, и как звучал в жизни». В данном случае автор записи точно знает, как это было.

Выставка

Round Audio


Еще одна российская компания, Round Audio, была новичком на этой выставке, да и сама существует, насколько мы поняли, совсем недолго. Она представила акустические системы, выполненные в закрытых сферических цельнолитых корпусах из алюминия, с толщиной стенок до 10 мм, на широкополосных высокочувствительных динамиках (российского производства, несколько доработанных). Интересно, что производителем заявляются весьма оптимистичные параметры для такой конструкции – воспроизведение от 60 Гц до 16 кГц со стандартной неравномерностью +/- 3 дБ. Для поддержки нижнего баса пара черных «шариков» на 12-дюймовых широкополосниках была дополнена парой белых сферических конструкций – «сабвуферов», работающих в полосе 26–500 Гц по уровню +/- 6 дБ. Усилители для этой акустики были тоже от Round Audio, сделанные по фирменной концепции, с регулируемым выходным сопротивлением. Реализация, показанная на выставке, по словам авторов была наиболее доступной по бюджету из возможных (например, пара основных АС стоит 260 000 руб.), с целью продемонстрировать, что даже в таком случае этот подход позволяет достичь живого натуралистичного звучания. Дебют не прошел незамеченным специалистами, и жюри Национальной Премии «Продукт года» присудило этой системе награду «Приз симпатий жюри». Похоже, создатели проекта сами этого не ожидали, но в любом случае их удивление было приятным. А звук, как и обещали, оказался действительно весьма живым, хоть и не всегда корректно точным.

Выставка
Широкополосные АС Round Audio. Фотография Валерия Гилёва

Кинотеатральные комплекты


Отдельно отметим кинотеатральные комплекты. Хотя обзор подобных систем не входит в наш традиционный выставочный вояж «чистое стерео», а в средствах передачи изображения мои коллеги ориентируются значительно лучше меня, все же некоторые комнаты я не могла миновать. И попробую оценить свои впечатления только от звучания многоканальных систем, без ссылок на сопровождающий видеоряд. В этот раз безусловным лидером мне показалась инсталляция компании Техинтерьер, на профессиональной акустике Meyer Sound с поддержкой компонентов Datasat Digital. В сопроводительном описании стенда говорилось о разнообразном применении комплектов, от клубов и стадионов до студий многоканальной записи звуковых дорожек к фильмам. Однако без всяких сопроводительных «ориентировок», буквально с порога комнаты, было слышно, какой мощный, чистый и беспроблемный звук выдает система. На мой взгляд, по степени разборчивости и неутомительности, вместе с масштабом и насыщенностью, она превзошла все многоканальные сетапы на выставке. Также впечатляющий упругий звук и отличный результат по вписываемости в помещение (примерно 30 квадратных метров или чуть меньше) продемонстрировал сетап Абсолютного Аудио – комплект JBL Synthesis c фирменными процессором и эквалайзером и с усилителями Mark Levinson. Комнату озвучивали великолепные K2-S9900SE на фронтах, центр Project Array 800 и 4 пассивных сабвуфера S2S. Там же можно было увидеть JBL K2-S3900. Высоко равномерного и насыщенного звукового поля позволили добиться цифровой эквалайзер SDEC4500 и новый цифровой процессор SDP-45, впервые показанный совсем недавно, на американском CES 2013. На усилении работали «официально одобренные» концерном Harman для использования с линейкой Synthesis усилители мощности Mark Levinson No.532H и No.533H. Две описанных системы – на акустике Meyer Sound и JBL – продемонстрировали весьма впечатляющий большой звук, однако друг от друга они отличались так же, как обычно отличается чисто профессиональная акустика от домашней. Я хорошо помню о мощнейших студийных корнях компании JBL, ее традициях и золотой эре в профсекторе. И я ни в коем случае не хочу бросить тень сомнения на ее умение делать студийные продукты (тем паче, что мы достаточно хорошо знакомы с ними по нашим личным системам и проведенным журнальным тестам). И все же комплект JBL Synthesis воспринимается именно как эксклюзивный продукт «не для всех», для частного элитного кинотеатра, что дополнительно поддерживается его очень существенной стоимостью. Звук получается вкусный и живой, очень упругий. А система Техинтерьера обеспечивает «демократично-студийное», но очень ровное и исчерпывающе точное звучание, да и разборчивость баса, пожалуй, превышает суммарный результат с четырех «сабов» JBL, управляемых очень сложной программой на процессоре. Но и то, и другое вполне заслуживает титула «событие выставки».

Выставка

Выставка
JBL Synthesis, процессор и усилители Mark Levinson.

Наконец, в комнате с названием «Meridian/SIM2» можно было оценить представленную A&T Trade инсталляцию с активными АС Meridian DSP8000. Я с большой симпатией отношусь к концепции Meridian по выстраиванию логики обработки звука и созданию завершенных аудиосистем, тем паче, что существует очень немного фирм, потенциально способных повторить их разработки. Предоставленная комната показалась мне несколько тесноватой для этого комплекта, либо широчайшие возможности настройки АС под помещение оказались нереализованными в полной мере. Звучание системы показалось очень объемным, мягким и комфортным, в фирменном своеобразно-узнаваемом, но бесспорно привлекательном стиле.

VIP зал



Выставка

Традиционно я довольно скептически отношусь к инсталляциям в этом зале, поскольку гипсокартонные стены и конструкция полов в помещении дают эффект нивелирования почерка разных систем, выпячивая нефактурный бас. Особенно трудно в этих условиях приходится полнодиапазонным АС, действительно способным отыгрывать 20 Гц «в линеечку». Народная мудрость в таких случаях гласит, что нет баса – нет проблемы. Соответственно, в нашем случае проблемы имеются. Это всегда немного огорчает, поскольку предполагает в слушателе умение отделить вклад помещения от собственного звучания систем. Конечно, понятно стремление демонстраторов показать акустику во всей красе и удивить необычно глубоким нижним регистром, но, с учетом сложного помещения, это не всегда удается реализовать качественно. Причем данная выставка не отличается в этом смысле от предыдущей, где тоже были проблемы по НЧ у действительно серьезных систем. Тем не менее, даже капризный зал не в состоянии полностью уравнять звук разных систем, представленных в нем, и поэтому наши впечатления от визита в ВИП получились следующими.

Выставка

ULTIMA

Компания ULTIMA в этом году вынесла сюда систему, в прошлый раз демонстрировавшуюся в одной из нижних комнат – суперсовременную минималистичную сборку из Devialet D-Premier и Wilson Audio Sophia. В качестве источника довольно смело был выбран iPad. Все любители технически «навороченных» решений лишний раз могли убедиться, что французское чудо прогресса (Devialet), несмотря на плоский корпус и компактные габариты, вполне контролирует нагрузку в виде акустики от WA. Для ортодоксов от аудио и «классицистов» была альтернатива в виде описанной выше системы с WA Alexia. Как говорится – каждому свое (лично мне ближе представленное в нижнем помещении).

Выставка
Система: АС Wilson Audio Sophia Series 3, усилитель со встроенным ЦАП Devialet D-Premier, акустический кабель Shunyata Research Z-Tron Cobra, сетевой фильтр Shunyata Research Hydra Cyclops, источник Apple iPad.

НОТА +

НОТА + вместе с дистрибьюторской компанией Overton (и при личном участии ее представителей на стенде), показали очень интересную систему, которая, на мой взгляд, стала одной из изюминок выставки.

Выставка

Выставка

Выставка

Выставка
Система: АС Tannoy Kingdom Royal, проигрыватель виниловых дисков Michell Engineering Orbe, предварительный усилитель и усилитель мощности S.A. Labs, кабели Groneberg.

Комплект, что называется, «зацепил», и за два дня я возвращалась к нему 4 раза, каждый раз – с мыслью, что слушать это можно долго и с удовольствием. Для тугих АС с ламповым усилением вариант с винилом звучал удивительно ровно, быстро и собранно, с очень хлестким басом и протяженными ВЧ, отличными по качеству. Система показала взрывную динамику и совсем «неламповый» характер, за что комплимент, видимо, следует сделать российскому разработчику Алексею Семину и его компании S.A. Labs. Так показательно хорошо играть со сложной акустикой дано далеко не всем. На второй день с другим источником – профессиональным катушечным магнитофоном Studer – звук изменился, причем он стал еще более ударным и драйвовым, «роковым», но с некоторой потерей ровности, пластики и утонченности, присутствовавшей в системе с проигрывателем винила. Впрочем, оба варианта публике явно понравились, и во время демонстраций стенд никогда не пустовал.

Starlingbox

Российская концептуальная компания Starlingbox, практикующая системный подход и выпускающая очень интересную акустику на широкополосных динамиках с полосным усилением и оптимизацией нагрузки на каждую полосу, в этот раз сделала просто отличную инсталляцию. И в прошлый раз мы отмечали их систему как гармоничную, обладавшую естественной пластикой и слитностью подачи и предельно деликатную по почерку. Однако в этот раз демонстраторы полностью отказались от идеи выиграть в «войне громкостей», неизбежно возникающей между системами в большом шумном зале, и выбрали комфортный уровень, абсолютно адекватный способностям акустики. В результате сетап Starlingbox, может, и не привлекал постороннее беглое внимание завышенной громкостью, зато покорял вдумчивого слушателя душевностью и музыкальностью звучания. С поправкой на помещение бас показался немного «малым», хотя во второй комнате компании на 5-м этаже аналогичная система отыграла более основательно. Однако хрустальные ВЧ и ласкающая ухо середина сохранились даже в трудных условиях ВИПа. Наши поздравления Александру Кудрявцеву за очередное удачное выступление на выставке, а также за победу в Национальной Премии «Продукт года» в категории «Лучшая акустическая система российского производства», причем присужденной уже второй год подряд. Приятно, что о хороших вещах у разных людей (в том числе, у членов жюри Премии), мнения совпадают.

Выставка
Система: АС ACFS Starlingbox, источник CD/SACD проигрыватель Esoteric K-03, усилитель мощности BASE SE 300B Starlingbox, усилитель AMP SE HF Starlingbox, блок аналоговой обработки сигнала ASP Starlingbox, усилитель Vincent SV-232, сетевой фильтр Isotek.

Выставка

Выставка

Выставка
Комната Starlingbox на 5 этаже.

Barnsly Sound Organization

Комплект, показанный в этом году Barnsly Sound Organization, оказался в чем-то неожиданным и довольно сильно контрастирующим с показанной на прошлой выставке полной системой Burmester. В этот раз демонстраторы фирмы выбрали новую датскую акустику Audiovector R11 Arrete и усилили ее ламповыми компонентами Octave. От Burmester остались только источники, известные нам по прежним тестам своим гибким звучанием и интеллигентной подачей (кстати, любопытно было посмотреть на новинку – музыкальный сервер Burmester 111). Суммарный звук, с поправкой на упомянутые выше особенности помещения, на некоторых треках с подчеркнутой атакой показался немного светлым, мягким и несколько неакцентированным (видимо, все-таки вклад Octave), но весьма основательным. Любопытно было бы оценить эту систему в других условиях.

Выставка

Выставка
Система: АС Audiovector R11 Arrete, музыкальный сервер Burmester 111, проигрыватель компакт-дисков Burmester 061, предварительный усилитель Octave HP500 SE, усилитель мощности Octave MRE220, сетевой стабилизатор Octave Black Box, стойка для компонентов Atacama Elite ECO 12.0 AV, кабели Nordost.

Gong-AV

Gong-AV и в этот раз решил удивить публику инсталляцией с большим звуком, использовав в качестве стержня системы уже довольно старую модель АС PBN Montana WAS, не имеющую, в отличие от новых топовых решений, активной басовой секции. Эта акустика в Москве достаточно известна, прежде всего – благодаря уникальной домашней инсталляции российского разработчика Юрия Макарова, у которого дома, в его удивительной комнате-лаборатории, бывали многие аудиофилы-энтузиасты, и еще больше людей читало о ней на профильных форумах. Я, как человек, тоже имевший удовольствие когда-то посетить Юрия, могу только подтвердить, что эти огромные АС обладают исключительно детальным и аналитичным почерком и способны работать как мониторы, выявляющие малейшие огрехи записей, в системе аналогичного уровня. Правда, для того, чтобы состязаться с настоящими студийными «мэйнами» – мониторами дальнего поля – им все же не хватает запаса по подводимой мощности. И это – именно те АС из вступления выше, про которые было отмечено, что они честно играют 20 Гц. Опять-таки, именно у этих АС, по совершенно понятным причинам, в нашем проблемном зале на некоторых треках наблюдались проблемы с инфранизким басом. Тем не менее, с поправкой на грешок зала, публика могла оценить эффектное голографичное звучание на самых разных записях, особенно современных. Позволю себе заметить, в качестве небольшой критики, что акустика выступала в паре с очень перспективным усилением, и в иных условиях она была бы способна на значительно большее. К сожалению, на выставках мы имеем то, что имеем, и надо учиться отсекать негативное влияние помещений, чтобы получать адекватное впечатление от демонстрируемых систем. Также стоит заметить, что, как нам представляется, оптимальная зона прослушивания была расположена на достаточном удалении от АС (ситуация, аналогичная демонстрации Westlake BBSM 15 VNF у Пурпурного Легиона в прошлом году), и стоило пожертвовать местами на мягком кожаном диване и в первых рядах в пользу слитных и адекватных по пропорциям звуковых образов. Этот расклад не является строго обязательным; вспоминая, опять-таки, лабораторию Макарова, там можно было услышать отличный результат на гораздо более скромных площадях. Однако в условиях завышенного уровня громкости и без принятия специальных мер по рассеиванию звуковых волн дело обстоит именно так.

Выставка

Выставка

Выставка

Выставка
Система: АС PBN Montana WAS, проигрыватель винила AMG Viella 12, CD-транспорт Weiss Jason, цифро-аналоговый преобразователь Weiss Medea, предварительный усилитель darTZeel NHB-18 Моно, усилители мощности darTZeel NHB-458, сетевой регенератор напряжения PurePower 3000i, сетевой фильтр Fisch Audiotechnik Reference Line, акустические и межблочные кабели Bertram, Shinpy, сетевые кабели Fisch Audiotechnik, модульные стойки Bassocontinuo Zen Sendai, Accordeon.

Инфорком

Компания Инфорком показала незнакомую мне прежде французскую акустику Apertura Audio с ленточными излучателями на ВЧ, в комплекте с электроникой Bryston. Система показала обилие воздуха и объема в подаче, современный модный звук и очень эффектную подачу.

Выставка
Система: АС Apertura Audio Onira, аудиопроигрыватель Bryston BDP-2, усилитель мощности Bryston 14B-SST2, предварительный усилитель/усилитель для наушников Bryston BHA-1, ЦАП Bryston BDA-2, док-транспорт Wadia 171i, межблочный кабель NEI-3001 XLR, акустический кабель NES-3004, силовой кабель NEP-3003.

MMS

По контрасту с гипервоздушными Apertura Audio «Лезвия» KEF в системе, представленной MMS, показались более ровными и не такими эффектными, но безупречная сцена и позиционирование источников (гигантские «фишки» это акустики) остались по-прежнему на высоте. Если отрешиться от навязываемых прямым сравнением аспектов (особенно выставочного «wow»-эффекта), то класс этой системы воспринимается как однозначно очень высокий.

Выставка
Система: АС KEF Blade Diamond Black, CD-проигрыватель Progressive Audio CD2 Front Acr Black, стерео усилитель Progressive Audio A1 Front Acr Black, кабели Oehlbach

VIP зал


Этим почетным кругом экспонируемых систем, по которому любители посмаковать звук под разным углом и на разных записях прошлись по нескольку раз (как и автор текста), выставочные мероприятия в ВИП-зале не исчерпались. Во-первых, вечером в пятницу, 12 апреля, экспозиция свернулась пораньше, но никто особенно не огорчился. Потому что пространство было отдано под вручение дипломов победителям Национальной Премии «Продукт года – 2013» в категории «TOP High End». В течение некоторого времени перед этим эксперты, входящие в жюри Премии (редакторы профильных журналов и независимые специалисты) отслушали номинантов и выбрали победителей по разным направлениям. В частности, выше при описании экспозиций мы уже упоминали российские награды: компании Next Sound – за лучший усилитель российского производства, двоекратный титул «Лучшая российская АС» у Starlingbox, «Лучшее комплексное аудио решение» у «Aleks», «Лучшая российская акустическая система для воспроизведения классической музыки» у Slonov Sound Design, «Лучший ЦАП российского производства» KSL Audio DAC и приз симпатий жюри у новичка выставки – компании Round Audio. По поводу этих премий иногда раздаются голоса, что нецелесообразно выделять российских производителей в отдельный класс, как бы подчеркивая этим, что наши разработчики неспособны состязаться на равных с «западными» и нуждаются в премиях поощрения. На мой взгляд, это глубоко неверная позиция, поскольку любая национальная премия и жюри естественным образом должны уделять внимание национальной продукции и поддерживать «родных» производителей, которым по совершенно объективным причинам сложно завоевывать позиции на рынке. В этом и заключается нормальная патриотическая позиция. Что же касается рассуждений о том, что наши неспособны составить честную конкуренцию зарубежным – тут, я думаю, достаточно один раз услышать аппаратуру, которую делают в том же Next Sound или Starlingbox, как всякие сомнения о конкурентоспособности отпадут сами собой.

Среди зарубежных разработок главные аудио премии достались, соответственно, АС Wilson Audio Alexia, CD-проигрывателю Meitner MA-2 CD (поздравляем дистрибьюторскую компанию Ultima сразу с двумя наградами), стерео усилителю darTZeel NHB-458 и ЦАП Esoteric D-02 (в России любят и ценят эту фирму, в прошлом году премией за лучший СД проигрыватель был отмечен Esoteric K-01). Так что вечер пятницы оказался содержательным.

Суббота тоже не осталась обделенной событиями. Днем, в перерыве между демонстрациями, состоялся концерт американской джазовой певицы Кармэн Мокси. Подобные мероприятия с живой музыкой всегда очень украшают выставки по аудио тематике, хорошо, что в этот раз организаторы не забыли эту простую истину, и хотелось бы, чтобы так было почаще. Аудиофилам очень полезно переключаться с аппаратуры на живую реальность, это корректирует восприятие и поддерживает хороший вкус.

Из прочих событий, уже не связанных с ВИП-залом, отметим выставки-продажи виниловых пластинок в холлах на всех этажах, в том числе – редких и коллекционных. Запомнилась также приятная «винтажная» экспозиция магнитол, совсем небольшая, но вызвавшая теплые чувства. Казалось бы, что необычного может быть в портативном проигрывателе с простым встроенным усилением и динамиками? Однако в период расцвета этой аппаратуры, пришедшийся на середину 80-х гг. (для многих – ностальгическое время юности) создавались весьма необычные конструкции, которые не стыдно демонстрировать на любых выставках. Например, у меня дома есть полностью рабочая магнитола JVC с встроенным телевизионным приемником и маленьким экраном. А энтузиасты с интернет-форума магнитол (забавное название shizaudio.ru только подчеркивает, что люди относятся к своему необычному хобби с любовью, но и с иронией) при поддержке журнала «Stereo&Video» показали коллекцию переносных устройств для воспроизведения винила. Виниловая пластинка в магнитоле выглядит очень неожиданно, так что, я думаю, посетителям, толпившимся около этого стенда, было на что посмотреть.

Выставка
Редкая портативная аппаратура для воспроизведения винила.

Ну и, наконец, профильная аудиопресса не забыла устроить ряд семинаров, посвященных разным аспектам звука и аудио носителей. Наша редакционная комната два дня подряд радовала заглянувших на огонек лекциями об изданиях на виниле, проигрывателях виниловых дисков, цифровых стримерах, кабелях и прочих интересных вещах. В пятницу и субботу в комнате 304 временами яблоку некуда было упасть. В числе лекторов отметились редакторы журнала АудиоМагазин: Валерий Постернак и Сергей Таранов, а также глава «С-Медиа» Станислав Устенко, который прилюдно справил поминки по компакт-диску (что теперь делать с моей обширной коллекцией СД – ума не приложу).

Выставка

Выставка

Выставка
Одна из систем в редакционной комнате АудиоМагазин. Канадская АС Reference 3A Episode и компоненты Pure Sound: ламповый фонокорректор Р10 и триодный ламповый интегральный усилитель Pure Sound 2А3.

А в это время на пятом этаже коллеги из «Stereo&Video» занимались приручением винила в ходе мастер-класса, данного Виктором Горбатовым. Помимо этого, комната журнала запомнилась демонстрацией очередного рупорного проекта Александра Князева, АС с очень ясным и комфортным звуком.

Выставка

В качестве заключения можно сказать, что выставка в Аквариуме окончательно стабилизировалась как по формату, так и по составу участников. Ярких премьер у брендов, как в прошлом и позапрошлом годах, не случилось, зато очень многие фирмы показали уверенные крепкие результаты на знакомом материале. Многие инсталляции, частично изменившись, запомнились лучшим, по сравнению с прошлыми годами, звуком, более выверенным и «поставленным». Порадовал и ряд возвращений давно не виденных в России фирм и имен. Стабильность, как известно, – признак мастерства. Хотя неожиданные ходы и новые идеи никогда не поздно внедрять и применять. Будем ждать нового года и новой выставки, и понадеемся как на стабильность, так и на новизну этого события.
Савина Мария

Редакция Hi-Fi.ru