Тут делают звук
Wed, 11 May 2022 21:11:30 +0300 Wed, 11 May 2022 21:11:30 +0300В гостях у Polk Audio
Тут делают звук
В гостях у Polk Audio
После десяти нескончаемых часов, проведенных в кресле авиалайнера, и двух в муравейнике транзитной зоны нью-йоркского аэропорта JFK, сорок минут полета до Балтимора на борту маленького натужно гудящего Эмбраера внутренних авиалиний пронеслись почти незаметно. Зачем мне все это? Из любопытства!
По сравнению с американскими мегаполисами и даже относительно спокойным Вашингтоном, что в полутора часах езды, Балтимор (штат Мэриленд) – тихий и почти провинциальный городок. Тут чистейший воздух, приходящий от залива Чесапик, размеренный ритм жизни даже в центральном Сити с его высотками…
Тем не менее, город известный: в расположенном поблизости форте МакГенри был написан американский гимн, в самом Балтиморе в XIX веке жил писатель Эдгар По, а современные летописи сообщают о рождении здесь знаменитого пловца-чемпиона Майкла Фелпса. А еще в списке местных достопримечательностей числится огромные металлургический и сахарные заводы, а также головной офис компании Polk Audio, он же является ее конструкторским бюро. Этот объект и стал главной целью визита в январе 2012 года группы российских журналистов, в которую вошел и ваш покорный слуга. Конечно, тенденция к переводу сборочных производств в Азию не миновала и эту компанию, да и сам Мэтью Полк давно отошел от дел, но что это меняет? В сущности – ничего. Заводы в Китае сегодня есть практически у всех производителей аппаратуры – и ничего страшного, коли они собственные и работает под строгим контролем. В данном случае так и есть: полный цикл разработки всей продукции Polk Audio – начиная от проектирования и подбора материалов, заканчивая созданием полнофункциональных прототипов – происходит именно в Балтиморе.
Наш микроавтобус подъехал к одноэтажному строению. На вид – ничего особенного, обычное промышленное здание средних размеров, только с ухоженными газонами и небольшой парковкой. И тишина…
Глядя на такой идиллический пейзаж, сложно представить, что по объему продаж акустики в США с Polk Audio может соперничать разве что Klipsch. Правда, в статистике учитывается вся подобная продукция, включая автомобильную «музыку» (позиции компании в этом сегменте чрезвычайно сильны), а не только АС для дома. Кроме того, Polk Audio является крупным поставщиком динамиков для производителей телевизоров и другой электроники.
У входа в здание нас встретил улыбчивый Стью Лунсден – главный инженер компании. Как и наш провожатый, Стив Рид (на фото ниже), руководитель продаж в северном полушарии, он излучает совершенно искреннюю доброжелательность, не забывая при этом отпускать витиеватые шутки на английский манер. Большинство сотрудников Polk Audio работает бок о бок многие годы, поэтому атмосфера в офисе фирмы, скорее, семейная, нежели деловая. Коллектив не такой уж и большой, зато интернациональный.
Что является главной энергетической установкой в любой американской компании, помимо зарплаты? Конечно же, кофе. Увы, этот любимый и мной тоже напиток в большинстве заведений общественного питания США и организаций абсолютно отвратительный. Именно поэтому кофейни Starbucks с их значительно более приятным варевом быстро стали культовыми, хотя в любом московском McDonald’s этот напиток делают как минимум не хуже. Кофе в Штатах пьют все и всегда. Любят зарядиться кофеином и в Polk Audio. Во всем остальном она не особенно похожа на другие компании страны звездно-полосатого флага: тут уютно и нет суеты, повсюду творческий беспорядок, а сотрудники ходят в самой обычной одежде, игнорируя убогий офисный дресс-код.
Экскурсия началась с посещения небольшого музея, скромно расположившегося в коридоре возле кухни. Тут выставлены знаковые модели, выпускавшиеся на протяжении всех четырех десятилетий с момента основания фирмы, по стенам развешены вырезки журнальных статей и дипломы.
Поностальгировав, отправляемся туда, где рождаются современные модели. Создание любой из них берет начало с идеи, которую тут же прорабатывают на компьютере. Если проект оказывается не просто выполнимым, но и потенциально интересным для покупателей, то за дело берутся профильные специалисты, у каждого своя мастерская. Но во всех случаях первый этап – это компьютерное моделирование, которое заметно экономит время, позволяя обойтись без утомительных многолетних экспериментов с физическими материалами и их сочетаниями. Разумеется, такие исследования тоже проводятся, но только после того, как узел изделия или оно целиком предварительно смоделированы в виртуальном пространстве. Возьмем, к примеру, процесс создания корпусной акустики. В этом вопросе подход у Polk Audio и небольших аудиофильских компаний несколько различается. Последние полагаются порой только на уши своих экспертов, методично проверяя на слух все комбинации имеющихся динамиков (часто стороннего производства) и компонентов фильтра, на ходу проводя оптимизацию прототипа, подклеивая, подмазывая, затыкая, подпиливая… Такая практика вполне жизнеспособна, но едва ли годится для крупного производителя, такого как Polk Audio. Поэтому сразу после разработки концепции и формирования техзадания работа перетекает на мониторы. Специалисты по динамикам вначале проектируют все элементы будущих излучателей и моделируют «поведение» как отдельных материалов, так и всего механизма.
Как только результаты удовлетворяют, начинается вторая фаза – создание физического образца. У компании есть мастерская, в которой можно создать динамики практически любой сложности. На стадии доведения характеристик до желаемых используется специальный измерительный стенд, включающий аппаратную комнату и безэховую камеру (на фото в том же порядке).
Пол измерительной комнаты поднят примерно на метр, под ним – наполнитель, чтобы обеспечить необходимое затухание излучений тыловой стороны динамика. В центре имеется отверстие, куда при помощи адаптера (листа MDF с посадочным гнездом соответствующей конфигурации) помещается громкоговоритель. Для создания разделительного фильтра тоже используется компьютерные расчеты, хотя формирование правильного изделия это в большей степени умение подобрать на слух компоненты в рамках нужных электрических параметров.
У соответствующего специалиста есть целый шкаф разнокалиберных катушек, резисторов, конденсаторов и прочих комплектующих, а также монтажные платы, на которых весь этот конструктор зиждется. Корпусом занимается сразу несколько человек. В первую очередь – конечно же, инженер, моделирующий всевозможные варианты за мониторами своей персоналки. Затем к процессу подключаются столяры и плотники. У Polk Audio имеется собственный корпусной цех, где наличествуют разнообразные деревообрабатывающие станки, устройства для изгиба фанеры и MDF, клеи, фурнитура, звукопоглотитель и конечно сам материал – целый склад древесных плит всевозможной толщины и плотности.
Если корпус сателлитой АС или, например, корзину динамика необходимо изготовить из пластика, то используется 3D-принтер.
За несколько часов он формирует нужную деталь. Сорта полимера могут быть самыми разными: конструкторы должны иметь возможность получать изделия именно с такими характеристиками, с какими они будут изготавливаться серийно, разве что красить их пока не обязательно.
Для хранения материалов, деталей, предсерийных образцов и прочего у компании есть склад, где навалено много всякого разного. Творческий беспорядок царит и тут. Или это только так кажется со стороны?
Когда все элементы будущей колонки готовы, прототип тестируют на слух и инструментально – в специальной измерительном помещении, по сути – безэховой камере. Тут тоже есть запас комплектующих для корректировки конструкции кроссоверов. А измеряют на этом стенде все – вплоть до саундбаров и бумбоксов.
Финальная стадия проходит в комнатах прослушивания (есть отдельные для стереосистем, домашнего кинотеатра и встраиваемой акустики), где коллегиально анализируется звук нового продукта, после чего он идет в серию или возвращается на доработку. Но, говоря о функциональной части конструкции, я как-то упустил из виду эстетическую составляющую. Между тем, именно дизайн может стать решающим фактором для покупки или отказа от нее. В последние годы АС и другая продукция Polk Audio стала выглядеть гораздо интереснее, благодарить за это надо молодого человека, имени которого я, увы, не запомнил. Прости, дружище!
Именно он занимается дизайном всех последних изделий Polk Audio – от наушников и до домашней акустики. Превосходный внешний вид свежей старшей линейки LSiM – тоже его заслуга. Талант! Впрочем, талантливы тут все профильные специалисты, иначе компания не смогла бы достичь нынешнего своего положения в когорте ведущих мировых производителей акустики.
Илья Суханов