LG переходит на немерцающее 3D-видео

Wed, 11 May 2022 21:11:15 +0300 Wed, 11 May 2022 21:11:15 +0300

Репортаж с грандиозного мероприятия и рассуждения на тему

LG переходит на немерцающее 3D-видео

Репортаж с грандиозного мероприятия и рассуждения на тему


По масштабу и пышности событие 25 апреля больше напоминало какой-нибудь политический саммит или международную выставку: от проходной московского ЦВК «Экспоцентр» до павильона многочисленных гостей подвозили фирменные автобусы, на пути следования которых были расставлены встречающие в фирменных костюмах с логотипом LG. По прибытии приглашенные попадали на ковровую дорожку, а затем и в огромный зал с впечатляющей видеостеной, картинку на которой формировали четыре гигантских проектора. Презентацию вел известный телеведущий Дмитрий Дибров, а по окончании официальной части выступали Drum Сats (корейская группа девушек-барабанщиц, на фото), Банд’Эерос и Жанна Фриске. Так компания LG Electronics отметила решение о переходе на новый принцип формирования 3D-эффекта в своих телевизорах. Модели получили наименование Cinema 3D.

Подчеркивая преимущества технологии Cinema 3D, использующей поляризационные очки, Президент LG Electronics в России и представитель в странах СНГ господин Ким Ен Чан сказал: «Сейчас мы являемся свидетелями эры, ориентированной на ценности.  Потребители ищут решения для своих потребностей, чтобы мир вокруг них стал лучше. Компании, отвечающие насущным потребностям в социальной, экономической областях, а также в охране окружающей среды, становятся победителями. Серия телевизоров LG Cinema 3D предоставляет не только функциональность и эмоциональное наполнение, но также вдохновение, отраженное в продуктах и сервисах. В растущей конкуренции между производителями 3D-телевизоров с очками затворного типа и теми, кто предлагает технологию Film Patterned Retarder (FPR), телевизоры LG Cinema 3D предлагают наиболее комфортный и увлекательный опыт при просмотре 3D дома.»

Суть нововведения заключается в изменении принципа работы связки «телевизор-очки», формирующий для зрителя трехмерный эффект. Большинство производителей 3D-телевизоров используют активные затворные очки, которые синхронизируются с ТВ по инфракрасному калану или Bluetooth. Очки с частотой 60 раз в секунду поочередно затемняют одно стекло, в этот самый момент на экране ТВ показывается изображение для другого, открытого. Таким образом для каждого глаза отображается свой видеоряд, но,  поскольку переключение происходит с большой скоростью, мозг среднестатистического зрителя не замечает мерцания, а воспринимает все как объемное видео. В большинстве же коммерческих кинотеатров применяется другая технология – RealD. Принцип ее работы основан на круговой поляризации света при помощи пассивных светофильтров, встроенных в проектор и очки. В зависимости от направления поляризации каждый глаз видит «свою» картинку, при этом в очках нет никакой электроники. Подобную технологию компания LG Electronics и избрала в качестве основы для дальнейшего развития своих домашних 3D-телевизоров, окрестив итоговый вариант аббревиатурой FPR, Film Patterned Retarder, а соответствующую аппаратуру – Cinema 3D. Мотивация перехода на пассивные беззатворнные очки у LG имеется: на мероприятии специалисты компании привели полный перечень недостатков (как неоспоримых, так и весьма шатких) затворной технологии. Это ожидаемо: простыми ТВ, пусть даже с поддержкой трехмерной картинки, покупателя уже не удивишь, а раннее и хорошо разрекламированное внедрение перспективной беззатворной технологии сулит большие дивиденды в будущем. 

Итак, перейдем к аргументам «против» затворной технологии, приведенным сотрудниками LG..


«Мерцающее изображение и перекрестные помехи зачастую вызывают головную боль и быстрое утомление»

Действительно, некоторые зрители жалуются на данные симптомы при использовании затворных (активных) 3D-очков. Жалобы явно не единичные, но и массовыми их назвать сложно. Тем более, есть люди, которых утомляют и пассивные 3D-очки в кинотеатре. Физиология такая, ничего не поделаешь. Кого-то может тошнить от йогурта, но это же не значит, что йогурт вреден как продукт в целом. Тем не менее, аргумент LG принимается, поскольку при использовании беззатворных очков разочарованных покупателей, в теории, должно стать меньше.


«Затворные очки тяжелые и дорогие»

Насчет тяжести не все так однозначно: так ли уж важно – весят очки 30-50 грамм (затворные) или 16, как FPR от LG? Конечно, в легких очках находиться несколько приятнее, но гораздо важнее, чтобы они сидели комфортно, а это уже зона ответственности  специалистов по эргономике. Далее – цена. Затворные очки на самом деле значительно дороже беззатворных, примерно в 7-15 раз, ведь внутри них размещена электроника, жидкокристаллические затворы, элемент питания в виде батареи или аккумулятора. Поэтому если зрителей в вашей гостиной больше двух, то обеспечение всех привычными затворными 3D-очками может вылиться в круглую сумму. С «баззатворками» FPR, представляющими собой пластиковую оправу с двумя пластиковыми же стеклышка-фильтрами, все гораздо проще: LG пообещала розничную цену на уровне $10. И для носителей обычных оптических очков корейцы рисуют хорошие перспективы в виде пристегиваемых поверх стекол светофильтров, выпуск которых вскоре начнется. Но у любой медали есть и обратная сторона: очки-то дешевые, а вот сами дисплеи в производстве, по слухам, значительно дороже традиционных. Что требуется от телевизора для работы с затворными очками? Быстро и вовремя уметь менять картинку. Сделать это не так сложно, особенно на плазменных экранах с их минимальным временем отклика (кстати, именно поэтому 3D на «плазме» выглядит лучше). А вот для подачи «одновременной» 3D-картинки на беззатворные очки требуется оснастить ТВ довольно хитрой системой микрофильтров. Хочется верить, что в LG найдут способ оптимизировать производство таким образом, чтобы не потерять ценовую привлекательность. На Получится это у компании или нет – узнаем довольно скоро, когда первые телевизоры Cinema 3D появятся на прилавках. Анонсированные цены на дебютную в семействе Cinema 3D линейку LW575 обнадеживают: 42LW575 (42 дюйма) – 50 000 рублей, 47LW575 (47 дюймов) – 60 000, 55LW575 (55 дюймов) – 100 000.


«Затворные очки требуют питания. Соответственно, разрядка батареи может помешать досмотреть фильм/передачу»

Да, это может случиться, но в реальности бывает не так уж часто: почти во всех активных очках есть система предупреждения о скором разряде, поэтому заблаговременно поменять батарею или поставить очки на подзарядку труда не составит. Хотя, конечно же, приятнее вообще забыть о теме подпитки очков. Аргумент принимается.



«Беззатворные очки не так сильно снижают яркость картинки, как затворные, плюс, они не ограничивают положение головы зрителя во время просмотра»

Да, голову в FPR-очках не нужно держать строго прямо, как в затворных. И хотя я не знаю тех, кто смотрит 3D-кино, лежа на боку, дополнительная свобода размещения перед ТВ лишней быть не может. И насчет яркости – это правда, пускай разница и не колоссальная. Зато у вредной и устаревшей, по мнению LG, затворной технологии 3D есть одно неоспоримое преимущество: она не снижает разрешение по вертикали. Дело в том, что одни и те же пиксели не способны показывать изображения одновременно для левого и правого глаза, поскольку в режиме 3D они не одинаковые. Но поскольку очки FPR моргать не могут, то им нужно подавать сразу оба варианта. И вот что получается: четные строки матрицы ТВ работают на один глаз, а нечетные – на другой. При просмотре 3D Blu-ray или другого аналогичного источника зритель видит каждым глазом лишь 1920 х 540. Правда, у каждого глаза эти самые 540 строк свои - в мозгу они должны суммироваться в положенные 1080 (для достижения Full HD), если оба глаза видят одинаково. Так что, для большинства зрителей эта особенность FPR останется незамеченной. Но даже если один глаз чуть слабее другого, то  легкую «зебру» он если и заметит, то лишь сидя на расстоянии метра от 55-дюймового экрана.


Вывод
Несмотря на ряд преимуществ беззатворной технологии FPR над затворной, она вряд ли в одночасье вытеснит существующую «моргайку». Потому хотя бы, что многие производители хорошо вложились в нее и теперь должны вернуть вложения, прежде чем пускаться в новую гонку. Некоторые представители европейских и японских брендов, активно анализирующих тему «пассивки» еще с конца прошлого года, в кулуарах признавались, что, по их подсчетам, удовольствие на первых порах не будет таким же доступным, как нынешняя затворная технология 3D – даже несмотря на низкую стоимость очков. Но LG – компания солидная и современная: вряд ли ее представители закатывали бы такую мощную презентацию, не будь у них уверенности в рыночном успехе Cinema 3D (стартовые цены действительно неплохие). Так или иначе, ближайшие несколько лет на рынке будут присутствовать обе технологии показа трехмерной картинки. Какая из них победит – покажет время. Главное, что покупатели могут следить за битвой стандартов без переживаний: диски 3D Blu-ray и соответствующие проигрыватели, а также спутниковое 3D-оборудование в обоих случаях используется одинаковое.   


Илья Суханов
Hi-Fi.ru, 27 апреля 2011

Редакция Hi-Fi.ru