Как развивался триллер – 12 фильмов, определивших жанр

Wed, 02 Oct 2024 16:27:46 +0300 Wed, 02 Oct 2024 16:27:46 +0300

Саспенс и тревога в ХХ и XXI веках

Как развивался триллер – 12 фильмов, определивших жанр

Саспенс и тревога в ХХ и XXI веках

Жанр «триллера» – один из самых известных и почитаемых на небосклоне кинематографа. Умение режиссера сформировать тревожную атмосферу, выстроить интригу и обескуражить развязкой – дорогого стоит. Фильмы-триллеры прошли большой путь за почти сто лет своего развития и сегодня предлагают зрителю совсем иные подходы, нежели, чем на заре своего создания. В нашей новой главе кино-энциклопедии мы изучим дюжину самых важных триллеров за всю историю кино и проследим на их примере, как менялись принципы построения интриги на экране.

 

1. М убийца / M – Eine Stadt sucht einen Mörder (1931)

Конечно, с позиции сегодняшнего дня «М» Фрица Ланга с Петером Лорре в главной роли уже не внушает «шок и трепет», а вот в 1931 году он мог напугать до чёртиков. Повесть о поисках маньяка-убийцы, орудующего в небольшом городе, заложила основные принципы жанра и выстроила идеальную игру света и тени – построение кадра, как всегда у маэстро, тут эталонное.



2. Головокружение / Vertigo (1958)

Вероятно, лучшая картина в карьере Альфреда Хичкока – непонятный на момент выхода шедевр, который сегодня вошел во все учебники по кино. Отшлифованная до блеска режиссура, прецизионная конструкция, которая множество раз выбивает почву из-под ног зрителя, сюрреалистичный финал – о, здесь есть на что равняться даже современным творцам.



3. Маньчжурский кандидат / The Manchurian Candidate (1962)

Постепенно канонические походы к триллерам стали уступать новаторским – вот и «Маньчжурский кандидат» Джона Франкенхаймера с Фрэнком Синатрой уже дистанцирован от обычных криминальных разборок. Параноидальная атмосфера доведена до Абсолюта, на кону стоят уже судьбы стран, агенты мерещатся повсюду – этот рассказ о восстановлении памяти у вернувшегося с войны в Южной Корее героя может завести вас в самые глубины подсознания.



4. Фотоувеличение / Blowup (1966)

Лихие, ревущие шестидесятые, слом запретов, ощущение ускользающей свободы, переплетения снов и яви. Именно это ощущение синтезировано в «Фотоувеличении» Микеланджело Антониони – наиболее важном фильме европейской «новой волны». Фотограф обнаруживает на заднем плане своей работы момент (вроде бы?) преступления, а попытка разобраться в происходящем затягивает героя в липкий кисель, из которого нет выхода. Особая похвала – операторской работе Карло Ди Пальмо.



5. Китайский квартал / Chinatown (1974)

В семидесятые годы жанр триллера снова вернулся «с небес на землю» – в ход пошло переосмысление лучших классических полотен. Колоритные злодеи, отсутствие «хороших парней» в кадре, чёрная атмосфера – ярчайшим представителем жанра в те годы оказался «Китайский квартал» Романа Полански с Джеком Николсоном и Фэй Данауэй в главных ролях. Детектив Гиттес уже и сам не рад, что взялся за расследование интрижки мужа богатой дамы – ситуация ухудшается, события валятся, словно фишки домино, повсюду мерещится круговерть махинаций. Дико запутанное и дико атмосферное кино.



6. Сияние / The Shining (1980)

Никто не ждал, что великий Стэнли Кубрик возьмется за подобный жанр – но в итоге именно он сотворил один из наиболее страшных триллеров во всей истории кино (конечно же, не без помощи Джека Николсона и Шелли Дювалл). Роман о писателе, Джеке Торренсе, который медленно сходит с ума, решившись стать смотрителем отеля в мёртвый сезон, распадается на миллион осколков – и всё для того, чтобы собраться в потрясающе мощном финале. Обилие «пасхалок», поистине жуткая атмосфера, идеальная работа с камерой – как говорится, такого сейчас уже не делают. Настоящая вершина пирамиды.



7. Молчание ягнят / The Silence of the Lambs (1990)

Казалось бы, что добавить в жанр после «жирной точки» Кубрика? Но Джонатан Демме смог переосмыслить классические подходы к полицейским историям и поискам маньяков, выведя на первый план дуэт Джоди Фостер и Энтони Хопкинса. Последний сформировал на экране один из наиболее ярких психопатических образов и «одной левой» вытянул даже простенький сюжет «Молчания ягнят» на какой-то инопланетный уровень.



8. Основной инстинкт / Basic Instinct (1992)

К концу ХХ века кризис идей в кино начал ощущаться всё сильнее – так что, эстетское насилие Поля Верховена, помноженное на «роковую женщину» в исполнении Шерон Стоун, оказалось попаданием в десятку. Не предлагая ничего кардинального нового, «Основной инстинкт» просто залакировал базовые принципы жанра – что обернулось культовым статусом.



9. Семь / Se7en (1995)

Мрачный триллер Дэвида Финчера – в ходу теперь клиповый монтаж и агрессивная подача, маскирующие прямой, как рельса сценарий. Да, с точки зрения «эффекта замирания в груди» произведению особо нечего предложить – но его вытянул актерский ансамбль (задействованы Брэд Питт, Морган Фриман, Гвинет Пэлтроу и Кевин Спейси). И именно «Семь» стал Рубиконом в переходе от театрального стиля постановки к современной динамике.



10. Престиж / The Prestige (2006)

ХХI век оказался бенефисом Кристофера Нолана – почти каждая его картина встречалась долгими и продолжительными аплодисментами, показывала новый эталон общения с принципами и подходами к съемкам. «Престиж» не только продемонстрировал нам зубодробильный сюжет о соперничестве двух иллюзионистов, но и раскрасил всё это образами героев Хью Джекмана, Кристиана Бэйла и Майкла Кейна – да оттенил традиционной игрой Нолана со временем и пространством. Такого мы ещё не видели.



11. Старикам тут не место / No Country for Old Men (2007)

Еще одна вершина – теперь в оформлении собственного стиля Итана и Джоэля Коэнов. Братья совершили невозможное – экранизировали «неэкранизируемое» литературное произведение Кормака МакКарти. Звездный ансамбль (Томми Ли Джонс, Джош Бролин, Хавьер Бардем, Келли Макдоналд и Вуди Харрельсон), образцовая режиссура – анализ природы насилия, затеянный авторами, остается в сердцах надолго.



12. Поездка / I onde dager (2021)

Чем можно удивить искушенного зрителя в 2021 году? Только «новым тарантиновским подходом» от Томми Вирколы! Абсолютно безбашенное полотно блистает не только шикарными ролями Нуми Рапас и Акселя Хенни, но и ломает привычные конструкции (что триллеров, что боевиков), предлагая действие для настоящих кино-гурманов. Да-да, кино в стиле «обычные люди противостоят бандитам» теперь выглядит так.



С пятьюдесятью лучшими по мнению редакции Hi-Fi.ru триллерами можно познакомиться здесь.



 

3 февраля 2022 года

 

Редакция Hi-Fi.ru