Уберите моё имя из титров
Thu, 02 May 2024 17:41:51 +0300 Thu, 02 May 2024 17:41:51 +030010 примеров полного отказа режиссеров от своих фильмов
Уберите моё имя из титров
10 примеров полного отказа режиссеров от своих фильмов
Чтобы отказаться от проделанной кропотливой, отнимающей уйму времени и сил работы, нужны веские основания, поэтому даже в кино создатели фильмов до последнего бьются за то, чтобы хоть каким-то образом остаться в числе авторов. Но бывают и обратные ситуации – иногда авторы готовы на всё, чтобы их из титров вычеркнули. Почему? Несколько примеров мы разбираем в сегодняшней подборке.
Смерть стрелка / Death of a Gunfighter (1969)
Работа над незамысловатым вестерном “Смерть стрелка” не предвещала никаких особенных затруднений – истории о шерифах, наёмных убийцах, ковбоях и индейцах в Голливуде 1960-х всё ещё снимали в неимоверных количествах. Проблема возникла, когда исполнитель главной роли Ричард Уидмарк вдрызг рассорился с режиссером Робертом Тоттеном, а студия приняла сторону актёра. Постановщика заменили на Дона Сигела, но он не пожелал оставлять своё имя в титрах, а Тоттен запретил ссылаться на себя. Пришлось режиссером указать вымышленного Алана Смити.
Тела студентов / Student Bodies (1981)
Многие зрители любят пародийные фильмы ужасов, но не все знают, с чего начинался этот жанр. Первой пародией на слэшеры стала картина “Тела студентов”, снятая писателем и сценаристом Мики Роузом. Однако, Роуз постановщиком числится только на бумаге – подлинным автором ленты стал Майкл Ритчи, автор “Золотого ребенка” и “Флэтча”. Почему его имя не появилось в титрах? Всё дело в том, что Ритчи не имел права работать над картиной в разгар проведения забастовки сценаристов. Пришлось ему делать вид, что он просто гуляет у съемочной площадки.
Сумеречная зона / Twilight Zone: The Movie (1983)
Любопытный кейс “Сумеречной зоны” несколько выпадает из общей канвы сегодняшней подборки, но нам не хотелось оставлять его за скобками – в этой картине своё имя попросил убрать из титров не режиссер, не сценарист и не продюсер, а второй ассистент постановщика Энди Хаус. Что послужило причиной для такого странного решения? Всё очень просто, с “Сумеречной зоной” связана одна из самых страшных голливудских трагедий – авария на съемках повлекла смерть трех актеров. Хаус не желал, чтобы его имя ассоциировалось с этим ужасом.
Дюна / Dune (1984)
Многострадальная “Дюна” Дэвида Линча в этом году снова оказалась в трендах зрительского интереса – всем хотелось сравнить постановку 1984 года с современным прочтением Дени Вильнева. Однако, проблема заключается в том, что версий “Дюны” Линча существует, как минимум, четыре, и лишь одна из них худо-бедно одобрена режиссером. Линч с самого начала хотел избежать сокращения своего почти четырехчасового полотна до двух часов, а от монтажных склеек, урезавших сагу до телевизионных полутора часов, и вовсе отказался. А сравнить три варианта экранизации знаменитого романа Фрэнка Герберта – упомянутые выше и неснятую ленту Ходоровски, можно здесь.
Солнечный кризис / Solar Crisis (1990)
Фантастический триллер “Солнечный кризис”, предвосхитивший “Пекло” и рассказывающий о группе астронавтов, пытающихся забросить на Солнце бомбу, чтобы уменьшить активность выжигающего на Земле жизнь светила, должен был стать суперхитом своего времени. Проект получил неплохой бюджет, ученых-консультантов, поддержку инвесторов. Однако изначальный монтажный вариант продюсерам показался скучным, и они начали кромсать картину по своему разумению. Режиссера Ричарда Сарафьяна это не устроило, и он самоустранился из титров.
Птицы 2: Край земли / The Birds II: Land's End (1994)
Браться за сиквел одного из величайших фильмов Альфреда Хичкока спустя 30 лет после оригинала с самого начала выглядело безумной идеей. Режиссер Рик Розенталь, известный работой над продолжениями “Хэллоуина”, посчитал, что разгадал рецепт мастера, который сделал “Птиц” шедевром, но у него ничего не получилось. “Птицы 2: Край земли” вышли столь беспомощными, что продюсеры не рискнули выносить ленту на суд широкой публики и отправили фильм сразу в сетку кабельных каналов, а Розенталя из титров предпочли вымарать.
Восставший из ада 4: Кровное родство / Hellraiser: Bloodline (1996)
Четвертая картина хоррор-франшизы “Восставший из ада” должна была провернуть невероятный трюк – лента являлась одновременно сиквелом и приквелом для уже вышедших трёх фильмов, пользовавшихся у фанатов жанра внушительным успехом. И вроде бы режиссеру Кевину Ягеру многое удалось, однако студийные продюсеры посчитали, что картине чего-то не хватает. В результате правок 25 минут фильма, снятых Ягером, отправились в корзину, и их заменили доснятые и переснятые сцены. Режиссер посчитал, что это уже не его фильм и вышел из проекта.
Гори, Голливуд, гори / An Alan Smithee Film: Burn Hollywood Burn (1997)
Случай фильма “Гори, Голливуд, гори” – это, конечно, нечто из рубрики “Нарочно не придумаешь”. Картина должна была рассказать историю режиссера, который недоволен снятым им фильмом и желает от него избавиться, а заодно и вычеркнуть своё имя из титров, но, по иронии судьбы, в реальности ленту ожидала ровно такая судьба. Комедия Артура Хиллера попала в воронку “производственного ада”, многократно была переписана и перемонтирована и в итоге вышла в провальный прокат с вымышленным именем режиссера в открывающих титрах.
Сверхновая / Supernova (2000)
Картина “Сверхновая” вполне могла оказаться “Интерстелларом” конца 1990-х – у проекта был блистательный сценарий с межзвёздными перелетами, гравитационными ловушками и инопланетными артефактами, великолепный каст и дизайн от самого Ханса Гигера. Увы, режиссеру Уолтеру Хиллу не удалось уложиться в бюджет, и после полугода монтажа он был уволен. Заменить его пытались Джек Шолдер и Фрэнсис Форд Коппола, но спасти картину не удалось, и никто не захотел брать на себя ответственность за итоговый результат.
Любовная загвоздка / Accidental Love (2015)
Симпатичную, но довольно бестолковую романтическую комедию “Любовная загвоздка” про официантку, буквально получившую в голову гвоздь, режиссер Дэвид О. Расселл начал снимать еще в 2008 году. К 2010-му картина из-за финансовых проблем оказалась на пороге “заморозки”, и Расселл предпочел переключиться на другие проекты, а когда деньги на досъемки появились, продюсеры и студийные боссы решили, что они смогут обойтись без привлечения режиссера. Справиться-то студия справилась, вычеркнув имя постановщика из титров, но успеха не достигла.