И уму, и сердцу — 10 советских семейных фильмов
Thu, 02 May 2024 17:37:18 +0300 Thu, 02 May 2024 17:37:18 +0300Которые всегда к месту
И уму, и сердцу — 10 советских семейных фильмов
Которые всегда к месту
Советский кинематограф был весьма разнообразным – в нём находилось место детективам и комедиям, производственным драмам и мультипликации, историям о любви и военным эпопеям. Не были обделены и дети с их родителями – семейные картины СССР многие из нас любят и ценят до сих пор. Вспоминаем лучшее из классики, объединяющей все возраста.
Золушка (1947)
Детское и семейное кино активно развивалось в СССР с самых первых лет советской власти, но по-настоящему знаковой картиной, можно сказать, первой всенародной сказкой стала “Золушка” режиссеров Шапиро и Кашеверовой с очаровательной Яниной Жеймо в заглавной роли. Блистательный актерский ансамбль, великолепный сценарий Евгений Шварца, фантастически харизматичные персонажи неизменно собирали у экранов зрителей всех возрастов. Да, это всего лишь сказка, но сказка мудрая и красивая. Даже в оригинальном чёрно-белом исполнении.
Королевство кривых зеркал (1963)
Приключенческий фильм-сказка “Королевство кривых зеркал” за полвека ничуть не утратил своей актуальности, ведь понятия дружбы, справедливости и преданности с годами меняются слабо. Очаровательная история о полном опасностей путешествии обычной школьницы Оли в “зазеркалье”, где все привычные ей вещи и понятия обретают противоположный знак, и детей приводила в восторг, и взрослым всегда нравилась за интересные образы и радость встречи с любимыми артистами. Мораль сказки весьма тривиальная, но лишним просмотр не будет.
Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен! (1964)
"Когда я был маленьким, у меня тоже была бабушка...” – ну какой же советский человек не вспомнит пару-тройку незабываемых цитат из комедии “Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!”? Популярнейшая картина Элема Климова каждому зрителю подарила не по одному дополнительному часу жизни, ведь без смеха на злоключения непутевого пионера Кости Иночкина в летнем лагере смотреть невозможно. Крапива и кукуруза, ракета и свинья, карантин и купание – что ни сцена, то подлинное удовольствие и для взрослых, и для детей.
Морозко (1964)
Если перефразировать слова известного нашего публициста, то русские сказки – это именно то, без чего нас невозможно представить, еще труднее – понять. И совершенно невозможно переоценить вклад в русскую и советскую культуру великолепного режиссера Александра Роу, подарившего нескольким поколениям детей СССР удивительные приключения, которые Западу, с их комикс-культурой, даже не снились. Каждый фильм Роу – шедевр, но даже в этом ряду “Морозко” стоит особняком – местами страшный, местами весёлый, он памятен каждому.
Республика ШКИД (1966)
Современным школьникам не понять, но советские дети, даже выросшие в брежневские времена и на самом закате “совка”, близко к сердцу воспринимали истории беспризорников Революции и Гражданской войны. И “Республика ШКИД” – та книга, а потом и фильм, которые любили во все времена. Сложные взаимоотношения между учениками, конфликты с преподавателями, войны с детьми с улицы – с поправкой на прошедшие с 1920-х годы они остались теми же. Так что почтение к Викниксору и его разновозрастным подопечным было легко объяснимым.
Старая, старая сказка (1968)
Трагикомедия “Старая, старая сказка” уже упомянутой ранее Надежды Кашеверовой в большей степени адресована была взрослым – на это указывает и несколько вычурный театральный стиль постановки, и откровенно взрослые отношения Солдата и Принцессы, и тонкий юмор, заложенный в крепко переработанные сценаристами сказки Ганса Христиана Андерсона. Но разве же могли дети не остаться у телевизора, если в программе “В гостях у сказки” включали эту картину? Очаровательная музыкальная история с молодыми Мариной Нееловой и Олегом Далем.
По секрету всему свету (1976)
"Денискины рассказы” Виктора Драгунского в 1960-1980-е были настольной книгой любого мальчишки – здесь находилось место и весёлым приключениям, и опасным происшествиям, и теплому домашнему юмору, и напряженным школьным ссорам. Когда книга была перенесена на экраны, у фильма “По секрету всему свету” моментально появилось множество поклонников. Дети хотели быть похожими на героя маленького Вовы Станкевича, а взрослые черпали мудрость у родителей экранного Дениски, которых сыграли Александр Линьков и Валентина Теличкина.
Усатый нянь (1977)
Про то, как взрослым брутальным мужчинам приходится сюсюкаться с маленькими детьми, Голливуд наснимал столько фильмов, что из их просмотра можно устраивать многодневный марафон. Но первыми в этом жанре были мы – “Усатый нянь” Владимира Грамматикова показал публике, как в одном кадре можно свести хулигана, который никак не хочет становиться взрослым, и кучу ребятишек, которым очень хочется шалить. Основанная на реальной истории единственного в СССР мужчины-воспитателя картина не может не влюбить в себя.
Мэри Поппинс, до свиданья (1983)
Голливудская “Мэри Поппинс” с Джули Эндрюс в главной роли – безусловный шедевр. Но советские-то зрители об этом фильме ничего не знали, и Мэри Поппинс у нас была только одна – с глазами, улыбкой и голосом Натальи “Само Совершенство” Андрейченко. Режиссер Леонид Квинихидзе перенес действие мюзикла “Мэри Поппинс, до свидания” в 1980-е, адаптировал британские проблемы в понятные советскому человеку бытовые и воспитательные трудности, а главное – всех заставил петь. И чудо случилось – заграничная сказка стала советским хитом!
Приключения Петрова и Васечкина (1984)
Последние годы существования СССР стали самыми плодотворными для студий детских и юношеских фильмов. “Гостья из будущего” и “Приключения Электроника”, “Магия чёрная и белая” и “Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна” – всё это творения 1980-х. Но отдельно мы хотели бы отметить музыкальную дилогию о Петрове и Васечкине. Кто не был влюблен после этих картин в Машу Старцеву? Кто не мечтал встретиться в кинотеатре с товарищем Суховым? Кто не хотел совершить подвиг? Великие фильмы, любимые страной.