50 лучших советских фантастических фильмов

Wed, 02 Oct 2024 12:58:39 +0300 Wed, 02 Oct 2024 12:58:39 +0300

Прекрасное далеко – энциклопедия sci-fi СССР

50 лучших советских фантастических фильмов

Прекрасное далеко – энциклопедия sci-fi СССР

В то время как одни государства создавали светлое настоящее, а другие пытались вернуть светлое прошлое, Советский Союз провозглашал себя строителем светлого будущего. Наши главные мечтатели работали в Кремле и заседали в Политбюро, и они не слишком жаловали конкуренцию со стороны простых сочинителей фантастики. Но этот жанр всё равно процветал, и вся страна зачитывалась фантастическими книгами и восхищалась фантастическими фильмами. Давайте же вспомним пятьдесят лент, благодаря которым приоткрывались двери в иные миры.

 

50. Как стать счастливым (1985)

В своем последнем фильме режиссер «Девчат» Юрий Чулюкин предложил комедийное рассуждение на тему таланта и предназначения. «Как стать счастливым» начинается с того, что простой учитель из маленького городка изобрёл устройство, которое, по его утверждению, могло определить истинное дарование человека и выбрать профессию, в которой тот добьется наибольших успехов. Естественно, никто не верил, что такое возможно. Но когда предсказания изобретателя начинали сбываться, журналист в исполнении Николая Караченцова, который никогда не поверил, что мог бы стать гениальным клоуном, задумывается о том, на что потратил свою жизнь.



49. Посетитель музея (1989)

В постапокалиптической притче Константина Лопушанского экологическая катастрофа разделила выжившее человечество на тех, кто сошел с ума, и тех, кто сохранил рассудок, но зачастую утратил моральный облик и стал неисправимым циником и скептиком. Безумцев презирают и изолируют от «нормального» общества, и лишь главный герой фильма в исполнении Виктора Михайлова готов относиться к ним по-человечески и переживать за их судьбу. По утверждению режиссера, он использовал в качестве массовки настоящих душевнобольных, рядом с которыми были переодетые врачи и санитары.



48. Лунная радуга (1983)

Эпический фантастический роман Сергея Павлова был экранизирован всего через пять лет после выхода его первой части. Начинающий режиссер Андрей Ермаш, сын тогдашнего Председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша, привлек известных актеров вроде Василия Ливанова и Георгия Тараторкина и получил в свое распоряжение немалый бюджет. Но, как считается, он был под слишком сильным впечатлением от фильмов Тарковского, и лента вместо того, чтобы нагнетать интригу, вышла слишком затянутой и недостаточно внятной для истории о космонавтах, которые попадают под влияние загадочного излучения и обретают сверхспособности. Впрочем, это всё равно занятный пример советского кино о сверхлюдях.



47. Аэлита (1924)

Немая и черно-белая лента Якова Протазанова – примечательный артефакт раннего советского кино. С одной стороны, это один из первых фильмов в истории человечества о космическом полете. С другой стороны, львиная доля действия развивается не на Марсе, куда отправляются инженер Лось и красноармеец Гусев, а на Земле, где разворачивается запутанная криминальная интрига, не имеющая ничего общего с фантастикой. Да и мораль ленты в том, что надо не мечтать о космосе, а решать земные проблемы, которых в СССР 1924 года было более чем достаточно. Положенный в основу ленты роман Алексея Толстого был куда более романтичным и прекраснодушным. Тем не менее, картина стала значимым событием и у нас, и на Западе, и со временем её признали одной из лучших фантастических лент немого кино.



46. Туманность Андромеды (1967)

Когда фильм Евгения Шестобитова снимался, предполагалось, что у него будет вторая часть, основанная на второй сюжетной линии романа Ивана Ефремова. К сожалению, от этого плана пришлось отказаться после безвременной смерти актера Сергея Столярова, который сыграл в «Туманности» Дара Ветера и который должен был стать ведущим актером второй картины. Жаль, но фильм и в неоконченном виде позволяет оценить подход его создателей к переносу на экран одной из самых спорных советских фантастических книг. Напомним, что Ефремов постарался отобразить жизнь и приключения людей из коммунистического будущего, и его своеобразное видение многих не устроило. Так, некоторые ранние книги братьев Стругацких писались как ответ Ефремову и как попытка предложить свою советскую утопию.



45. Космический рейс (1935)

Один из родоначальников советского детского кино, режиссер Василий Журавлев в «Космическом рейсе» попытался достоверно изобразить путешествие на Луну. Он привлек в качестве консультанта теоретика космонавтики Константина Циолковского, и немая черно-белая картина вышла столь удачной с научной точки зрения, что десятилетия спустя некоторые её сцены поразили настоящих космонавтов, впервые в истории испытавших все то, что Журавлев и Циолковский предсказали и показали. В сюжетном плане лента о полете нескольких советских ученых и маленького мальчика была довольно плоской, но это не помешало ей стать ранней классикой жанра.



44. Конец Вечности (1987)

Голливуд так и не решился экранизировать один из самых известных романов американского фантаста Айзека Азимова, а вот режиссер Андрей Ермаш не побоялся этого сложного и запутанного произведения, несмотря на отсутствие большого бюджета. «Конец Вечности» рассказывает об организации из будущего, которая существует вне времени и управляет всем, что происходит на Земле. Странствуя по эпохам, агенты организации переписывают историю – до тех пор, пока один из них не обнаруживает, что девушка, которая ему нравится, исчезнет после очередного изменения. С этого момента герой в исполнении Олега Вавилова идет против своих всесильных коллег.



43. Остров ржавого генерала (1988)

Когда детская фантастическая лента Валентина Ховенко добралась до зрителей, публика её не приняла. Все в 1988 году считали, что Алису Селезневу из книг Кира Булычева должна играть только Наташа Гусева из «Гостьи из будущего», а Катя Прижбиляк из «Острова» до неё откровенно не дотягивала. Поэтому фильм не вызвал никакого отклика, кроме негативного. Со времен, однако, поклонники Булычева начали менять гнев на милость, и историю о том, как девочка из XXI века наткнулась на боевых роботов из прошлого, стали ценить как еще одну возможность увидеть на экране приключения Алисы. Пусть даже и не такой обаятельной, как Алиса Гусевой.



42. Духов день (1990)

До того, как стать ведущим продюсером российского кино, Сергей Сельянов снял несколько картин как режиссер. Его второй лентой стала сюрная фантастическая лента «Духов день», герой которой ещё в детстве обнаруживает у себя талант взрывать вещи своим криком. Со временем это привлекает к персонажу внимание компетентных органов, и он оказывается в пансионате для людей с аналогичными невероятными способностями. В принципе, из этого зачина можно было бы сделать супергеройское кино вроде «Людей Икс», но дальнейшее действие «Духова дня» развивается по законам позднесоветского артхауса, а не западных блокбастеров. Что ж, каждому свое. Главного героя сыграл знаменитый рокер Юрий Шевчук.



41. Лиловый шар (1987)

После огромного успеха подросткового фантастического сериала «Гостья из будущего», её режиссер Павел Арсенов и сценарист Кир Булычев создали кинофильм о приключениях девочки из XXI века Алисы Селезневой, где главную роль вновь исполнила Наташа Гусева. Казалось бы, лента была обречена на успех, но фильм попросту не выдержал конкуренции с немецким хитом «Бесконечная история», который по своей картинке намного опережал «Лиловый шар» с его несложными эффектами. Кроме того, слегка повзрослевшие зрители «Гостьи» хотели увидеть более взрослое кино, чем лента, где среди персонажей были Баба Яга и Кощей Бессмертный. И тем не менее, в «Лиловом шаре», где Алиса отправляется в далекое прошлое, чтобы спасти Землю от заложенной в те времена инопланетной мины, есть свое обаяние. А также неповторимая Гусева.



40. Петля Ориона (1980)

В остросюжетной космической ленте Василия Левина советские космонавты сталкиваются с инопланетянами, но опасность исходит совсем не от них. Дело в том, что земной экипаж составлен из людей и андроидов, и машины начинают выходить из строя под влиянием излучения, которое испускают пришельцы. Так что людям приходиться сражаться не с инопланетным разумом, а с собственными творениями. К сценарию фильма приложил руку летчик-космонавт Алексей Леонов (первый человек в открытом космосе), а капитана корабля сыграл Леонид Бакштаев.



39. Подземелье ведьм (1990)

В самом конце истории советского кино отечественные и чехословацкие кинематографисты сняли «наш ответ» на западные боевики 1980-х – понятно, куда более гуманистический, чем многие голливудские ленты. Сергей Жигунов сыграл в «Подземелье ведьм» земного исследователя первобытной планеты, где разумные аборигены соседствовали с гигантскими динозаврами. Когда местные жители нападали на базу ученых и убивали почти землян, кроме главного героя и ещё одного исследователя, которого похищали странные существа в чёрном, этнограф отправлялся спасать коллегу. Вместе с ним в странствие отправлялась дочь вождя дружественного землянам племени. Режиссер Юрий Мороз снял «Подземелье» по сценарию Кира Булычева.



38. День гнева (1985)

Уникальный для советского кино фантастический хоррор, фильм Суламбека Мамилова переносит публику в заповедник, где превращают зверей в «отарков» – существ со сверхчеловеческим интеллектом. Казалось бы, эксперимент удался, но отарки наделены лишь разумом. Человеческие чувства, особенно сострадание, им чужды, и это делает отарков чудовищно опасными. Юозас Будрайтис сыграл журналиста, который расследует эксперименты с отарками. В основу картины был положен рассказ советского фантаста Севера Гансовского.



37. Тайна железной двери (1970)

Детская лента Михаила Юзовского, поставленная по книге Юрия Томина, сочетает в себе сказочные и фантастические элементы. Хотя её основное действие выстроено по законам нравоучительной сказки, юный герой сталкивается с существами из своего рода параллельного мира. Так что эту историю можно считать фантастической. Рассказывает же она о мальчике, который находит спички, исполняющие желания, если их сломать. Поначалу герой использует волшебство для собственной выгоды, но постепенно осознает, что надо делать добро людям. И это навлекает на него гнев того, кто не хочет, чтобы магия спичек использовалась в благих целях.



36. Шанс (1984)

Действие экранизации повести Кира Булычева развивается в СССР, но некоторые персонажи помнят XVII век, эпоху Стеньки Разина и царя Алексея Михайловича. Эти жители провинциального городка прожили столетия благодаря зелью молодости, которое получили от пришельца из космоса. Когда тайна снадобья становится известна, несколько советских людей пробуют эликсир, обретают юность… И понимают, что не всем она на самом деле нужна. Главных героев фантастической комедии Александра Майорова сыграли Сергей Плотников и Виктор Павлов.



35. Завещание профессора Доуэля (1984)

Снятая Леонидом Менакером экранизация гротескного романа Александра Беляева «Голова профессора Доуэля» заметно отличается от оригинала, но сохраняет его ключевую фантастическую идею. В фильме, когда профессор Доуэль создает способ поддержания жизни в отрезанной голове, его ассистент Корн использует эту технологию, чтобы превратить голову умершего Доуэля в своего невольного помощника. Он планирует новые опыты и пытается воссоздать рецепт живительной жидкости, который Доуэль наотрез отказывается выдавать. Тем временем сын Доуэля ведет расследование и решает, что Корн убил профессора, чтобы унаследовать его исследования.



34. Эта веселая планета (1973)

В фантастической комедии Юрия Саакова и Юрия Цветкова инопланетяне прибывали на Землю в расчете на быстрый контакт и уважительный прием. Однако они попали в СССР в разгар новогодних торжеств, и всем было не до них. Кроме того, никто не верил, что их скафандры не карнавальные костюмы. Поначалу пришельцев это удивляло, но постепенно они проникались атмосферой «непонятного земного праздника» и учились простым людским страстям, которых прежде не знали. Главных героев ленты изображали Виктор Сергачев, Леонид Куравлев и Катерина Васильева.



33. Акванавты (1979)

Как ясно из названия картины Игоря Вознесенского, её персонажи исследуют и осваивают подводный мир, где идет добыча «тяжелой воды» для термоядерных установок. Когда добывающая станция выходит из строя, спасатели отправляются её чинить и сталкиваются с глубоководным скатом, у которого неожиданно оказывается женский человеческий разум. Ключевые роли в фильме исполняли Герман Полосков и Ирен Азер, а многочисленные подводные съемки проходили у побережья Крыма. Сценарий «Акванавтов» написал Сергей Павлов по мотивам собственной фантастической повести.



32. Остров погибших кораблей (1987)

В авантюрно-фантастическом мюзикле Евгения Гинзбурга и Рауфа Мамедова простой парень из Ленинграда 1980-х внезапно переносился в Марсель 1928 года и оказывался в теле американца, обвиняемого в убийстве. Инспектор полиции пытался доставить его на пароходе в США, и вскоре герои, пережив кораблекрушение, оказывались на острове, который образовался из обломков кораблей, затонувших в Саргассовом море. Там они сталкивались со всеми моряками, путешественниками и даже пиратами, которым тоже удалось выплыть на остров после катастрофы. Стихи для песен фильма написал Юрий Ряшенцев, также известный по многим другим советским музыкальным лентам, включая «Д’Артаньян и три мушкетера».



31. Похищение чародея (1989)

Фантаст Кир Булычев был по основной специальности историк, и это отразилось во многих его произведениях, включая авантюрно-фантастический роман «Похищение чародея» и написанный на его основе сценарий. Значительная часть действия развивается в средневековой Западной Руси, куда направляются ученые из будущего, чтобы спасти одного из непризнанных гениев мировой истории. По их сведениям, некий боярин Роман изобрел порох и печатный станок, но погиб в войне с крестоносцами. Вместе со спасателями в прошлое переносится их случайная знакомая – девушка из XX века в исполнении Юлии Ауг. Картину поставил Виктор Кобзев.



30. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда (1985)

Классическая фантастическая повесть Роберта Стивенсона экранизировалась десятки раз. Отдали ей дань уважения и советские кинематографисты во главе с режиссером Александром Орловым. В его постановке доктора Джекила, который изобрел эликсир, разделяющий человека на его светлую и темную стороны, сыграл великий мастер советского экрана Иннокентий Смоктуновский. В свою очередь, роль мистера Хайда досталась Александру Феклистову, который тогда еще только начинал долгую и успешную кинокарьеру.



29. Гиперболоид инженера Гарина (1965)

Зрители позднего СССР хорошо знали выпущенный в 1973 году телесериал «Крах инженера Гарина», однако до этой телевизионной постановки был черно-белый кинофильм Александра Гинцбурга, также основанный на знаменитом романе Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Технические ограничения ленты позволили постановщику использовать приемы классического кино-нуар, и этот стиль очень удачно подошел для фильма, чей заглавный персонаж является злодеем. Евгений Евстигнеев со своим обычным мастерством сыграл инженера Гарина, который сконструировал лучевое супероружие в надежде стать властелином мира.



28. Необыкновенные приключения Карика и Вали (1987)

За два года до того, как в Голливуде вышла фантастическая комедия «Дорогая, я уменьшил детей!» в СССР появилась лента Валерия Родченко на схожую тему. Правда, в нашем кино ученый, по вине которого соседские дети уменьшались до размеров насекомых, уменьшался вслед за ними и показывал, как выжить в мире крошечных существ. Так что советская лента была не только увлекательной, но по-своему образовательной, дающей увлекательные уроки энтомологии и экологии. Гениального профессора изображал Василий Ливанов, а в основу сценария была положена книга советского писателя из Риги Яна Ларри.



27. Искушение Б. (1990)

Эликсир вечной жизни существует, и каждый может его принять. Но эликсира так мало, что лишь пять человек во всем мире могут им пользоваться. Когда писатель средней руки случайно узнает эту тайну, перед ним встает выбор – стать одним из пяти «избранных» или сохранить свои моральные принципы. Ведь для того, чтобы обрести бессмертие, надо разделаться с одним из пятерки. Например, с тем знакомым писателя, благодаря кому он узнал об эликсире. Сценарий братьев Стругацких был написан для киевского режиссера Бориса Ивченко, но экранизировал его москвич Аркадий Сиренко. В главного героя перевоплотился Лембит Ульфсак.



26. Бегство мистера Мак-Кинли (1975)

В наши дни голливудские продюсеры используют Будапешт, чтобы снимать фильмы и сериалы о России. В советские времена всё было ровно наоборот – режиссер Михаил Швейцер увез свою съемочную группу в Венгрию, чтобы снять фантастическую авантюрную драму о западном мире, поскольку Будапешт в те годы считался «самой несоветской» из советских столиц. В «Бегстве» речь шла о мелком клерке, который был готов на любые преступления, чтобы сбежать из окружающего мира в будущее. Как это сделать? С помощью доступного за большие деньги снотворного газа, который усыпляет на сто лет и не дает спящему стареть. Заглавного персонажа сыграл Донатас Банионис, а песни для фильма написал Владимир Высоцкий.



25. Дни затмения (1988)

В основу причудливой картины мэтра российского артхауса Александра Сокурова был положен роман братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света», однако режиссер существенно отошел от оригинала и предложил свое видение его ключевой идеи. Главный герой «Дней» – сыгранный Алексеем Ананишновым детский врач, который приезжает работать в туркменское захолустье и изучает влияние веры на здоровье. Чем дольше он трудится над своим проектом, тем яснее он осознает, что некая неведомая сила пытается ему помешать, и что вокруг него развивается конец света.



24. Тайна двух океанов (1955-1956)

Главные герои двухсерийной фантастико-военной ленты Константина Пипинашвили – экипаж новейшей советской подлодки с уникальным оружием и снаряжением. Бравые моряки должны расследовать взрывы гражданских судов в Атлантическом и Тихом океанах и разобраться со злодеями, которые на такое способны. Однако они не знают, что один из офицеров – иностранный шпион, а другой – офицер КГБ. Так что героев ждет война не только с внешним, но и с внутренним врагом. Капитана подлодки сыграл Сергей Столяров. В основу фильма лег роман Григория Адамова.



23. Молчание доктора Ивенса (1973)

В промежутке между «Войной и миром» и «Они сражались за Родину» актер и режиссер Сергей Бондарчук принял участие в менее значимом, но по-своему любопытном и показательном для своего времени фильме. Мэтр сыграл в фантастической драме Будимира Метельникова американского ученого, который по стечению обстоятельств вступает в контакт с пришельцами и пытается им доказать, что Земля достойна узнать их тайны и научные достижения. Пришельцы, однако, стоят на том, что земляне ещё не созрели для таких откровений. Лишь одна из инопланетянок решается помочь ученому и поддержать его в неизбежном столкновении с властями. Ведь правительства готовы к контактам лишь на собственных условиях.



22. Человек-невидимка (1984)

В классическом романе Герберта Уэллса главный герой начинает как серьезный исследователь и постепенно превращается в сумасшедшего ученого, который мечтает о власти над миром. Многие экранизации книги изображают эту трансформацию, но только не советская картина Александра Захарова. В ней мистер Гриффин остается достойным человеком, а вот его старый друг Кемп предстает злодеем, который жаждет использовать рецепт невидимости, чтобы установить «царство террора». Главные роли исполнили Андрей Харитонов и Ромуальдас Раманаускас.



21. Его звали Роберт (1967)

Один из самых привлекательных и харизматичных советских актеров 1950-60-х Олег Стриженов получил в фильме Ильи Ольшвангера сразу две главные роли. Стриженов сыграл создателя человекоподобных роботов и его лучшее творение – андроида по имени Роберт. Автомат создавался для рискованных исследований далекого космоса, однако на Земле он подвергался не менее опасному испытанию – любовью к советской девушке в исполнении Марианны Вертинской. В своей основе «Его звали Роберт» – фантастическая комедия, но в нём чувствуются нотки пессимизма и неверия в то, что наука может постичь и воссоздать человека во всей его сложности.



20. Трудно быть богом (1989)

Самая размашистая фантастическая лента позднего советского кино, «Трудно быть богом» была совместно создана творцами из СССР и Европы. Её режиссер Петер Фляйшман был из ФРГ, ведущий актер – из Польши, исполнительница главной роли – из Франции, съемки проходили в Крыму, а сценарий был основан на знаменитом романе братьев Стругацких. Фильм повествовал о земном ученом, который ради науки выдает себя за жителя далекой планеты с феодальным строем. Герой должен был лишь изучать местные волнения и перемены, но, как настоящий человек, он чувствовал, что не может остаться в стороне, когда его друзьям угрожает опасность. В свое время у любителей фантастики были претензии к фильму Фляйшмана, но сейчас, после выхода печально известной экранизации Алексея Германа, мы понимаем, что картина 1989 года была довольно удачной.



19. Чародеи (1982)

Как и вдохновившая «Чародеев» книга братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», фильм Константина Бромберга повествует о советском научно-исследовательском институте, который приручил магию и волшебство. Но если «Понедельник» – это сборник историй из жизни тайного учреждения, то популярнейшая лента Бромберга – новогодняя музыкальная комедия, в которой настройщик роялей Иван в исполнении Александра Абдулова пытается спасти от чар начальницы свою невесту – сотрудницу волшебного НИИ. Женщина заколдовала подчиненную, так как по ошибке решила, что та строит глазки её любимому. С годами «Чародеи» стали таким же непременным атрибутом Нового Года, как салат Оливье и «История любви».



18. Небо зовет (1959)

В промежутке между запуском первого спутника и полетом Гагарина режиссеры Александр Козырь и Михаил Карюков успели снять драматичную ленту о советских и американских космонавтах, которые состязаются в том, кто первый долетит до Марса. Вернее, состязаются в основном американцы, а советские звездолетчики их спасают, после чего и тем, и другим приходится ждать помощи с Земли. В 1962 году будущий режиссер «Крестного отца» Фрэнсис Форд Коппола смонтировал для продюсера Роджера Кормана американскую версию «Небо зовет», которое получила название «Битва за пределами Солнца». Естественно, все антиамериканские мотивы были вырезаны, а действие перенесено в будущее, в котором земляне разделены на «южан» и «северян».



17. Отель «У погибшего альпиниста» (1979)

Детективная история с фантастическими персонажами, лента Григория Кроманова была основана на романе братьев Стругацких. Её действие развивалось в уединенном горном отеле, куда прибывал полицейский инспектор. Вскоре в гостинице обнаруживался труп, и сыщик начинал рутинное, как ему казалось, расследование с узким кругом подозреваемых. Однако со временем он обнаруживал, что некоторые постояльцы могут быть космическими пришельцами, и это ставило его перед выбором, должен ли он следовать букве закона или же выйти за рамки правил и действовать как представитель Земли во время первого контакта. Картина была снята эстонскими кинематографистами на эстонском языке, главную роль исполнил Улдис Пуцидис.



16. Человек ниоткуда (1961)

Мы знаем Эльдара Рязанова как одного из самых успешных отечественных режиссеров, но никакая любовь не могла защитить советского постановщика от советской системы. Сатирическая фантастическая лента Рязанова «Человек ниоткуда» прошла цензуру, но была запрещена вскоре после выхода в прокат. Видимо, цензоры не сразу поняли, как остро кино высмеивает жизнь в СССР. Заглавным персонажем ленты был наивный дикарь из загадочного горного племени, который оказывался в Москве и пытался стать «настоящим человеком». Однако он всякий раз обнаруживал, что реальность резко расходилась с тем, каким должен был быть СССР. Роль дикаря по прозвищу Чудак стала дебютом Сергея Юрского в главной роли на большом экране.



15. Дознание пилота Пиркса (1978)

Редкий для мировой кинофантастики космический детектив, советско-польский фильм режиссера Марека Пестрака рассказывает об экспедиции, которая должна установить, может ли разумный андроид заменить опытного космонавта. Для чистоты эксперимента экипажем из людей и роботов командует уважаемый астронавт Пиркс, который не знает, кто из его подчиненных родился, а кто был создан. В итоге, опыт приводит к таким результатам, что Пиркс предстает перед трибуналом, и ему приходится объяснять, что на самом деле произошло на борту. Фильм был создан по мотивам рассказа Станислава Лема, а главные роли исполнили советские актеры Сергей Десницкий и Александр Кайдановский.



14. Город Зеро (1988)

В последние годы советской власти можно было снимать кино, немыслимое буквально несколькими месяцами ранее. Одной из первых таких лент была сюрная фантасмагория Карена Шахназарова, вдохновленная «Процессом» Франца Кафки и причудливостью жизни в СССР. Главным героем ленты был сыгранный Леонидом Филатовым московский инженер, который приезжал в провинциальный городок в рабочую командировку. С первых же часов пребывания на новом месте персонаж обнаруживал, что город живет странной и необъяснимой жизнью, которая, тем не менее, никого из горожан не удивляла. Так, секретарша директора завода встречала инженера голой, а повар в ресторане стрелялся, когда герой отказывался от десерта. Дальше – больше, и выбраться из города было совершенно невозможно…



13. Большое космическое путешествие (1975)

Одновременно с дилогией «Москва – Кассиопея» / «Отроки во Вселенной» в СССР снимался ещё один детский фильм о юных космонавтах. Правда, сценарист «Путешествия» Сергей Михалков, мэтр советской литературы, не верил, что наша страна может отправить в небо ребят без ответственного присмотра. Поэтому в картине Валентина Селиванова детьми руководил взрослый командир. Однако через две недели после начала полета он тяжело заболевал, и ребятам приходилось в одиночку решать проблемы, которые ставил перед ними космос. В финале картины на экране появлялся космонавт Алексей Леонов и напоминал, что полеты в космос требуют очень долгой и трудной подготовки, и что детям вряд ли стоит мечтать, что они полетят до совершеннолетия. А вот потом – всегда пожалуйста.



12. Планета бурь (1961)

Снятая Павлом Клушанцевым экранизация повести Александра Казанцева так сильно понравилась американскому продюсеру Роджеру Корману, что он дважды выпустил её в американский прокат под двумя разными названиями. Правда, в обеих версиях были дополнительные сцены (в частности, с полуголыми красотками), и их титры утверждали, что в них снимались только западные актеры. Но всё равно – это была высокая оценка сюжета, постановки и спецэффектов картины о совместной советско-американской экспедиции на Венеру, где космонавты обнаруживали динозавров и прочие неожиданные чудеса. Помимо США, «Планета бурь» вышла в прокат еще в 27 странах. Главные роли в фильме сыграли Владимир Емельянов и Георгий Жженов.



11. Через тернии к звездам (1981)

Фильм Ричарда Викторова, основанный на оригинальном сценарии Кира Булычева, начинается с того, что земляне будущего обнаруживают в космосе инопланетный корабль с едва живой девушкой-клоном. Пришелица мало что помнит из своего прошлого, но постепенно выясняется, что она происходит с планеты Десса, где почти уничтожена биосфера, и где немногие выжившие прячутся в подземных убежищах и страдают от обезображивающих мутаций. Естественно, советские люди не могут бросить в беде братьев по разуму, и инопланетянка возвращается домой вместе с экипажем спасателей. Однако не все на Дессе хотят изменить положение вещей, и планету приходится спасать против воли её главного магната. Успех ленты был столь очевиден, что она удостоилась Государственной премии СССР.



10. Человек-амфибия (1961)

Самый популярный советский фильм 1962 года и один из главных хитов начала 1960-х, «Человек-амфибия» собрал в кинотеатрах более 100 миллионов зрителей. Критики были в ужасе от того, что публика валом валит не на «серьезную» ленту, а на экранизацию романтической книги Александра Беляева. Но кино о красивых героях в экзотических краях всегда пользовалась у нас успехом – тем более, если оно было основано на знаменитом советском романе. Помимо шикарных крымских пейзажей и внешности Владимира Коренева и Анастасии Вертинской, лента впечатляла подводными съемками, которое в то время были большой редкостью, даже в западном кино. Фильм рассказывал о любви между аргентинской красавицей и юношей с жабрами акулы, которые ему пересадил врач-экспериментатор.



9. Москва – Кассиопея / Отроки во Вселенной (1974 / 1975)

Помните, как одно время в Голливуде стало модно снимать дилогии – два фильма, снятые одновременно, но показанные с небольшим перерывом? В советском кино такая дилогия появилась еще в середине 1970-х. Режиссер Ричард Викторов создал детскую ленту о школьниках, которых посылают на новейшем звездолете к планете, которая находится в 27 годах полета от Земли. Пережить такое путешествие и вернуться назад может только детский экипаж, и шестерых талантливых ребят тренируют для многолетнего перелета. Но в последний момент на корабль проникает незваный гость, и в экипаже появляется седьмой подросток. Ко второй серии герои добирались до места назначения куда быстрее, чем рассчитывали, и, всё ещё будучи подростками, спасали инопланетян от восстания роботов. Конечно, такое захватывающее кино пользовалась у советских детей огромным успехом.



8. Письма мертвого человека (1986)

Случайность или судьба? Мрачная и пугающая драма Константина Лопушанского, к сценарию которой приложили руку знаменитые фантасты Борис Стругацкий и Вячеслав Рыбаков, рассказывала об атомной катастрофе в год Чернобыльской аварии. Конечно, речь в ленте шла не о взрыве на АЭС, а о последствиях атомной войны, и героями картины были не советские, а западные граждане (советская цензура не пропустила бы сценарий о трагедии в СССР). Но когда всё вокруг напоминало об украинской беде, фильм смотрелся как сбывшееся пророчество и производил неизгладимое впечатление. Центральным персонажем «Писем» был сыгранный Роланом Быковым пожилой ученый, который вместе с другими выжившими пытался осмыслить случившееся и понять, как человечество решилось на самоуничтожение.



7. Зеркало для героя (1987)

Картину Владимира Хотиненко так и хочется назвать нашим ответом «Дню сурка». Но голливудская комедия вышла в 1993 году, и у советских творцов явный приоритет на захватывающую фантастическую историю о человеке, который попал во временную петлю. Причем если американский персонаж решает лишь свою частную проблему, то герой «Зеркала», сыгранный Иваном Бортником, бьется на тем, как исправить не только собственную судьбу, но и жизнь родного края. В 1949 году он, будучи горным инженером, сел в тюрьму за аварию на шахте, и, теперь, чудесным образом переместившись в прошлое из 1987 года, он пытается спасти всех, кто пострадал при обвале. Но остановить работу на шахте оказывается непросто, и герой раз за разом терпит неудачу в сражении с советской системой.



6. Тайна третьей планеты (1981)

Советские режиссеры не раз переносили на экран книги Кира Булычева, однако наибольшего успеха добился не постановщик, а аниматор. Полнометражная лента Романа Качанова вместила в 50 минут столько причудливых образов и ярких сцен, что стала самой популярной и часто цитируемой экранизацией Булычева. Наше кино просто не было способно показать всё то, что могли нарисовать художники «Союзмультфильма». В основу «Тайны» легла повесть «Путешествие Алисы» из цикла о девочке из XXI века, которая странствует по Галактике вместе с отцом-биологом и переживает невероятные приключения. Действие мультфильма начинается с того, что Алиса и профессор Селезнев отправляются на поиски новых животных для Московского космозоопарка. По пути они сталкиваются с пиратами, и рядовая экспедиция превращается в спасательную операцию.



5. Сталкер (1979)

Когда режиссер Андрей Тарковский начинал работать над экранизацией повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», он планировал воссоздать в картине многие из фантастических образов и сцен, которые есть в книге. Однако от редакции к редакции сценарий становился всё более минималистским и похожим на притчу повествованием, которая не поражало причудливым инопланетным мусором, оставленным на Земле пришельцами после короткого и загадочного визита, а предлагало задуматься над вопросами надежды, веры и самого бытия. Тем не менее, даже после всех правок, «Сталкер» остался фантастической драмой о людях, которые проникают в загадочную Зону, где, по слухам, находится нечто, что может исполнить самое заветное желание. Фильм не был допущен до широкого проката, но со временем стал одной из самых влиятельных советских лент. Отсылки к нему можно найти в Голливуде, в Европе, в Японии, и, конечно, в многих отечественных артхаусных постановках.



4. Собачье сердце (1988)

Как понимать классическую фантастическую повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце»? Можно ли назвать профессора Преображенского героем, которому публика должна сочувствовать? Ответы на эти вопросы не очевидны, и потому экранизация Владимира Бортко – спорное полотно. Но даже те, кто не соглашаются с интерпретацией Бортко, признают, что режиссер снял ярчайшее кино, ставшее памятником эпохе, когда советская власть ещё не завершилась, но в ней уже можно было сомневаться. Напомним, что «Собачье сердце» – это едкая фантастическая сатира об эксперименте по превращению собаки в человека, а гениального ученого сыграл Евгений Евстигнеев.



3. Солярис (1972)

Советская экранизация романа польского фантаста Станислава Лема так далеко ушла от оригинала, что автор книги её не принял. Но ничего плохого в этом не было. Просто вместо киноверсии оригинала мы получили новое и, пожалуй, более сильное произведение о психологе Крисе Кельвине, который отправляется расследовать происшествия на космической станции и обнаруживает, что разумная планета, которую исследуют ученые, может заглядывать в людские сердца и воплощать потаенные мысли. Так путешествие в космос оборачивается возвращением в прошлое Кельвина, которое не дает ему покоя. Глубокая, интимная, и одновременно масштабная и мастерски снятая фантастическая драма Андрея Тарковского удостоилась специального Гран-при Каннского кинофестиваля и уважения киноманов всего мира.



2. Иван Васильевич меняет профессию (1973)

Инженер-изобретатель Шурик собирает в своей квартире машину времени и открывает проход в эпоху Ивана Грозного. В результате царь переносится в наши дни, а на его троне в XVI веке оказывается домоуправ Бунша, как две капли воды похожий на государя. Так начинается уморительнейшая фантастическая комедия Леонида Гайдая, которая, как и почти все фильмы режиссера, разошлась на цитаты и стала частью русского языка. 60 миллионов зрителей сходили на «Ивана Васильевича» в 1973 году, и невозможно сосчитать, сколько раз эту ленту с тех пор смотрели и пересматривали. В первую очередь, «Иван Васильевич» – это превосходный фарс, но в нем есть и сатирические нотки, которые становятся особенно заметны, когда выучиваешь каждую реплику наизусть. Главные роли в фильме исполнили Юрий Яковлев, Александр Демьяненко и Леонид Куравлев.



1. Кин-дза-дза! (1986)

Великий советский комедиограф Георгий Данелия ни до, ни после фильма 1986 года не снимал фантастику. Тем не менее, он создал превосходную, не стареющую фантастическую трагикомедию, которое с годами становится только лучше. К сожалению, сатирические выпады фильма не теряют актуальности, а изображение мира, перенесшего экологическую катастрофу, всё ближе к нашей повседневности. Основное действие ленты разворачивается на планете Плюк, куда после случайного столкновения с пришельцем попадают московский прораб и грузинский студент в исполнении Станислава Любшина и Левана Габриадзе. Вместе им предстоит выживать в пустынном мире, где дерево считается величайшей ценностью, а циничные жители читают мысли и пользуются футуристическими технологиями. Которые, впрочем, работают через пень-колоду, так как техника на планете старая и изношенная.

 

Борис Иванов

 

5 сентября 2021 года

 

Редакция Hi-Fi.ru